Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мобильные телефоны: волна будущего?

Поиск

1990-е годы стали временем роста растущей популярности мобильных телефонов — важ­ного нового феномена в сфере телекомму­никаций. Подсчитано, что в 1990 г. в мире существовало 11 млн мобильных телефонов. Спустя десятилетие их использовали уже более 400 млн людей! Если сравнить это со 180-ю млн людей, использующих персональные ком­пьютеры, становится понятно, почему все ча­ще в мобильных телефонах видят будущее телекоммуникаций.

Мобильные телефоны сами по себе — не новинка, но технологии, которые сделали их глобальным феноменом, появились срав­нительно недавно. Так называемое «первое по­коление» мобильных телефонов, использовав­шее аналоговые технологии, впервые показа­ло, что коммуникации и мобильность могут быть совмещены. Цифровые технологии по­родили «второе поколение» телефонов, кото­рые оказались быстрее, меньше по размеру, были менее неуклюжими и более удобными. По мере того как цены на такие телефо­ны продолжали падать, а возможности приема на большие расстояния расширялись, популяр­ность мобильных телефонов необыкновенно возросла: новые «мобильные» подключения се­годня намного опережают подключения к ста­ционарным телефонным линиям. В некоторых



Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация


 


странах, где стационарных телефонных линий не хватает и телефонная инфраструктура не­доразвита, мобильные телефоны предлагают надежную и очень нужную услугу.

Технология редко стоит на месте, но в слу­чае мобильных телефонов она движется впе­ред семимильными шагами. Долгожданное «третье поколение» технологии мобильных те­лефонов возвестит приход эры «беспроводно­го Интернета». С помощью протокола беспро­водного соединения (вап-доступа), текстовая информация с веб-страниц сможет быть ото­брана и представлена в виде слов на экране телефона. Пользователи смогут иметь доступ к Интернету через свои мобильные телефоны, чтобы выполнять различные задачи, как то: проверять свои банковские счета, заказывать билеты, узнавать основные новости и курсы акций. Компьютеры и связь через модем для выхода в сеть больше не потребуются, хотя они с большой вероятностью останутся более популярными для продолжительного пребыва­ния в сети. Что же касается быстрых операций, мобильные телефоны с сервисом «i-mode»1) дадут более быстрый и более удобный способ войти в Интернет.

«Портативность мобильных телефонов делает их чудесными инструментами лично­го освобождения», — утверждает один журна­лист (The Economist. 9 Oct. 1999)- Несомнен­но, мобильные телефоны — необыкновенное преимущество в эпоху постоянного движения, регулярных поездок на работу, частых путе­шествий и загруженных расписаний. Задания могут выполняться более эффективно; роди­тели могут связываться с подростками; время, проведенное в пути или вдали от дома, те­перь можно использовать для выполнения как личных, так и профессиональных задач. Мно­гие люди ценят гибкость, которую им дает мобильный телефон.

Иные утверждают, что мобильные теле­фоны являются также симптомом ряда аспек­тов, внушающих сегодня беспокойство. В эпо­ху скорости, когда рабочие дни становятся длиннее и требования к людям возрастают, мобильные телефоны, кажется, только убыст­ряют и без того безумный темп жизни, посягая на личное время человека. Они подразумева­ют, что человек постоянно доступен, размывая границы между личной и профессиональной

11 Новая японская технология доступа в Интернет с мобильного телефона. — Прим. перев.


жизнью. На ценное «промежуточное» время, которое раньше использовалось для того, что­бы собраться с мыслями, все чаще покуша­ются звонки мобильных телефонов и отчаян­ные попытки в последнюю минуту привести в порядок упущенные детали. В некоторых общественных местах, таких как поезда и ре­стораны, мобильные телефоны начали считать помехой и предпринимаются меры по огра­ничению их использования.

Интернет

К началу 1990-х гг. многие эксперты в об­ласти компьютеров и технологий признава­ли, что царство персонального компьютера (ПК) закончилось. Им становилось все яснее, что будущее стояло не за отдельным ком­пьютером, а за глобальной системой взаимо­связанных компьютеров — Интернетом. Хотя многие пользователи компьютеров тогда это­го не осознавали, ПК вскоре суждено было стать не более чем местом доступа к собы­тиям, происходящим в любом ином месте, — а именно в сети, протянувшейся по всей пла­нете, не принадлежащей ни одному частному лицу и ни одной компании.

Потенциал Интернега для роста междуна­родного активизма исследован в разделе «Технология и общественные движения» на с. 388-389.

Происхождение Интернета

Интернет появился спонтанно. Это продукт мира, не разделенного на части, мира после падения Берлинской стены. Однако его пер­воисточники приходятся именно на период холодной войны, длившейся вплоть до 1989 г. Сеть берет свое начало в Пентагоне — главном органе управления американских вооружен­ных сил. Она бьша создана в 1969 г. и сначала называлась сетью ARPA по названию Аген-ства передовых исследований (Advanced Re­search Projects Agency) Пентагона. Цель сети была ограниченной. ARPA стремилось дать воз­можность ученым, работающим по контракту с министерством обороны, объединять свои ресурсы и делиться тем дорогостоящим обо­рудованием, которое они использовали. Позже создатели сети придумали способ заодно по­сылать сообщения — таким образом родилась электронная почта — «e-mail».


Интернет



 


До начала 1980-х гг. Интернет Пента­гона состоял из 500 компьютеров, каждый из которых находился в военных лаборатори­ях и на факультетах информатики в универси­тетах. Затем другие сотрудники университетов стали знакомиться с сетью и использовать си­стему для своих собственных целей. К 1987 г. Интернет расширился до 28 000 главных ком­пьютеров, находящихся в различных универ­ситетах и исследовательских лабораториях.

В течение ряда лет использование Интер­нета ограничивалось университетами. Однако с распространением домашних компьютеров сеть начала распространяться по миру, а затем наступил период его необыкновенно стреми­тельного роста. Между 1988-м и 1998-м гг. количество семей в Великобритании, имею­щих в доме персональный компьютер, скак­нуло от 18 до 34 %. Среди семей с детьми это число составляло 49 % (HMSO 2000). Рас­пространение коммерческих провайдеров ин­тернет-услуг (ISPs), которые предлагают до­ступ в сеть с помощью телефонной связи через модем, увеличило все растущее количе­ство домов, имеющих выход в Интернет. Он-лайн-услуги, электронные доски объявлений, чаты и библиотеки компьютерных программ помещаются в сеть самыми разнообразными людьми, которые находятся далеко не толь­ко в Северной Америке, но и во всем мире. Корпорации также ухватились за новшество. В 1994 г. компании обогнали университеты, став основными пользователями сети.

Наиболее известной частью Интернета является Всемирная паутина (World Wide Web — www). На самом деле есть опасность, что она займет место своего хозяина подобно кукушке, подкинутой в гнездо. Эта сеть-паутина, по су­ти, является всемирной библиотекой муль­тимедиа. Она была придумана инженером-программистом в швейцарской физической лаборатории в 1992 г.; программа же, кото­рая популяризовала ее в мире, была написана студентом Иллинойсского университета. Поль­зователи передвигаются по сети с помощью интернет-«браузера» — программы, которая позволяет индивидам искать информацию, на­ходить определенные сайты или веб-страницы и запоминать их для обращения к ним в буду­щем. Через сеть можно «скачивать» множество различных документов и программ, от офи­циальных правительственных бумаг до анти­вирусных программ и компьютерных игр.


По мере того как веб-страницы станови­лись все более изощренными, они стали при­влекательными со всех точек зрения. Многие из них украшены сложной графикой и фото­графиями или содержат видео- и аудиофайлы. Сеть также служит основным интерфейсом для электронной торговли (е-торговли) — дело­вых операций, которые совершаются в режиме онлайн.

Сколько человек на самом деле подклю­чены к Интернету — неизвестно, но в начале XXI в. более 100 млн чел. в мире имели доступ к сети. Было подсчитано, что с 1985 г. Ин­тернет ежегодно увеличивался на 200 %! Такой стремительный рост, скорее всего, будет про­должаться в ближайшем будущем благодаря дальнейшими достижениям в области компью­терных и телекоммуникационных технологий.

Доступ к Интернету очень неравномерен. В 1998 г. 88 % от числа пользователей Интер­нета жили в развитых странах. В Северной Америке насчитывалось более 50 % от общего числа пользователей, хотя в ней проживает лишь 5 % мирового населения. США — страна с наиболее высоким числом владельцев ком­пьютеров и людей, имеющих доступ к Интер­нету. Свыше 100 млн американцев используют Интернет, а Германия и Великобритания могут похвастаться более чем 10 млн пользователей. В Японии, куда бум Интернета пришел не­сколько позже, более 14% населения (18,3 млн чел.) использовали Интернет в 1999 г. Ожида­ется, что это число в ближайшие годы будет стремительно расти.

Влияние Интернета

В мире поражающих воображение техноло­гических изменений никто не знает, что нас ожидает в будущем. Многие считают, что Ин­тернет является примером нового всемирного порядка, появившегося в конце XX в. Пользо­ватели Интернета живут в «виртуальном про­странстве». Под виртуальным, или киберпро-странством, понимается пространство взаи­модействия, образованное глобальной сетью компьютеров, из которых состоит Интернет. В киберпространстве, как вполне бы мог ска­зать Бодрийяр, мы уже не «люди», но сооб­щения на мониторах компьютеров друг друга. Не считая электронной почты, пользователи которой подписываются неким именем, ни­кто в Интернете не может быть уверен в том, кем же на самом деле является другой: мужчи­на это или женщина, или в какой точке мира



Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация


Новая эпоха социальной изоляции?


Хотя рано еще говорить с какой-то определен­ностью обо всех последствиях бума Интернета в современном обществе, некоторые социоло­гические исследования уже пытаются оценить его воздействие. В крупномасштабном исследо­вании более 4000 взрослых американцев, опуб­ликованном в феврале 2000 г., исследователи Стэнфордского университета обнаружили, что регулярные пользователи Интернета проводят меньше времени со своей семьей или занимаясь общественными делами, нежели те, кто поль­зуется услугами Сети нерегулярно или вообще не пользуется.

Исследователи обнаружили, что 55 % ре­спондентов имели доступ к Интернету дома или на работе; 20 % опрошенных были отнесены к группе «регулярных пользователей», прово­дящих по меньшей мере пять часов в неделю в Интернете. Исследователями были отмечены две важных тенденции.


Первая: Интернет, как оказалось, вызвал отход в сторону от прочих СМИ. Среди регуляр­ных пользователей Интернета 60 % утверждают, что теперь они проводят меньше времени за про­смотром телевизора, а одна треть из них заяв­ляет, что они сократили время, отводимое для прочтения газет.

Вторая: Интернет размывает границу между домом и работой. Четверть регулярных пользо­вателей утверждает, что они проводят больше времени, работая дома, хотя их рабочее время осталось тем же или даже увеличилось. Согласно автору исследования, жизнь стала «непрерыв­ным потоком», организованным вокруг Интерне­та. Теперь служащие больше используют Интер­нет в рабочее время, и в результате появилась тенденция брать различные проекты на дом, вме­сто того, чтобы завершать их к концу рабочего дня.


 


этот человек находится. Есть знаменитая ка­рикатура, посвященная Интернету, в которой перед монитором сидит собака. Подпись под рисунком гласит: «Самое же лучшее в Интер­нете то, что никто не знает, что ты собака.»

Распространение Интернета по миру вы­звало у социологов множество вопросов. Ин­тернет меняет очертания повседневной жиз­ни — размывает границы между понятиями глобального и местного, предоставляет но­вые каналы для коммуникации и взаимодей­ствия и позволяет выполнять все большее количество повседневных дел в режиме он­лайн. Но одновременно с подаренными новы­ми увлекательными возможностями изучения общественного мира Интернет также грозит ухудшением человеческих взаимоотношений и подрывом роли различных сообществ. Хо­тя «век информации» по-прежнему находится на раннем этапе развития, многие социоло­ги уже обсуждают неоднозначные последствия Интернета для современного общества.

Мнения о влиянии Интернета на социаль­ное взаимодействие делятся на две широкие категории. В первую входят те обозреватели, которые считают, что сетевой мир поощря­ет новые формы электронных взаимоотноше­ний, которые либо улучшают, либо дополняют существующие взаимодействия «лицом к ли­цу». Индивиды, путешествуя по миру или же работая за границей, могут использовать Ин-


тернет для регулярного общения с друзья­ми и родственниками на родине. Расстояние и разлука переносятся легче. Интернет так­же дает возможность появиться новым типам взаимоотношений: «анонимные» пользователи Интернета могут встречаться в чатах и обсуж­дать интересующие их темы. Такие виртуаль­ные контакты иногда развиваются в настоя­щую электронную дружбу или даже приводят к встрече лицом к лицу. Многие пользовате­ли Интернета стали частью оживленных сете­вых общин, которые качественно отличаются от тех, в которых они проживают физически. Ученые, считающие Интернет позитивным до­полнением к сфере человеческого взаимодей­ствия, утверждают, что он расширяет и обога­щает социальные связи людей.

Однако не все разделяют столь востор­женную точку зрения. По мере того как лю­ди проводят все больше времени, общаясь в Сети и выполняя там свои повседневные задачи, они, возможно, проводят меньше вре­мени, взаимодействуя друг с другом в мире физическом. Некоторые социологи опасают­ся, что распространение интернет-технологии приведет к повышению социальной изолиро­ванности и разрозненности. Они утверждают, что одним из последствий растущего домаш­него доступа в Интернет является то, что люди проводят меньше времени в «качественном и интересном общении» с родственниками


Глобализация и СМИ



 


и друзьями. Интернет вторгается в домаш­нюю жизнь по мере того, как границы между работой и домом размываются: многие служа­щие продолжают работать дома во внерабо­чее время, проверяя электронную почту или заканчивая задания, которые они не успели завершить в течение дня. Контакт между лю­дьми уменьшается, личные взаимоотношения страдают, традиционные формы развлечения, такие как посещение театра или чтение, оста­ются в стороне, и ткань, из которой соткана общественная жизнь, ветшает.

О некоторые нюансах, которые теряются при общении на расстоянии, см. раздел «Лицо, гело и речь при общении» на с. 88.

Как же мы должны оценивать эти проти­воположные друг другу точки зрения? Элемен­ты истины, безусловно, присутствуют у обеих дискутирующих сторон. Интернет, несомнен­но, расширяет наши горизонты и предостав­ляет доселе невиданные возможности нала­дить контакт с другими людьми. Однако тот бешеный темп, в котором он развивается, так­же бросает вызов и угрожает традиционным формам человеческого взаимодействия. Пере­делает ли Интернет общество в корне, пре­вратив его в бездушное, разбитое на куски царство людей, которые редко выходят из сво­его дома и утратили способность к общению? Вряд ли. Около пятидесяти лет назад весьма схожие страхи высказывались, когда в сферу СМИ внезапно ворвалось телевидение. В кни­ге «Одинокая толпа» (Riesman 1961) - се­рьезном социологическом анализе американ­ского общества 1950-х гг. - Дэвид Рисман и его коллеги выразили беспокойство в свя­зи с проблемой воздействия ТВ на семью и общественную жизнь. Хотя некоторые их опасения были вполне справедливыми, теле­видение и СМИ также во многом обогатили общественный мир.

Так же как в прошлом телевидение, Ин­тернет вызывает и надежды, и опасения. По­теряем ли мы свое лицо в виртуальном про­странстве? Будет ли нами управлять вычис­лительная техника, а не наоборот? Уйдут ли люди в антисоциальный мир сети? К сча­стью, ответом на каждый из этих вопросов, скорее всего, будет «нет». Как мы видели ра­нее при рассмотрении «потребности в бли­зости» (с. 97), люди не прибегают к видео­конференциям, если они в состоянии встре-


титься друг с другом традиционным способом. Бизнесменам доступно гораздо больше форм электронной связи, чем когда бы то ни было. Но одновременно возросло и число деловых конференций, проводимых «лицом к лицу».

Глобализация и СМИ

В этой книге уже говорилось о том, что Интер­нет - один из основных двигателей и одно из проявлений современного процесса гло­бализации. Однако глобализация также меня­ет международный охват других форм СМИ. В этом разделе мы рассмотрим некоторые изменения, касающиеся СМИ в условиях гло­бализации.

Хотя СМИ всегда имели международное значение, например, при сборе новостных материалов или распространении фильмов за границей, вплоть до 1970 г. большинство медиа-компаний оперировало внутри опреде­ленных внутренних рынков в согласии с по­становлениями национальных правительств. Индустрия СМИ также была поделена на раз­личные секторы - кино, печатные СМИ, ра­дио и телевидение, которые функционировали по большей части независимо друг от друга.

За последние три десятилетия, однако, в индустрии СМИ произошли коренные изме­нения. Национальные рынки уступили место подвижному международному рынку, а новые технологии привели к слиянию ранее самосто­ятельных форм СМИ. К началу XXI в. на между­народном рынке СМИ господствовала группа, состоящая из примерно двадцати многона­циональных корпораций, чью роль в произ­водстве, распространении и маркетинге ново­стей и развлечений можно было почувствовать практически в любой стране мира.

В своей работе на тему глобализации Дэ­вид Хелд и его коллеги указывают на пять важ­ных сдвигов, которые повлияли на создание глобального медиапорядка (Held et al. 1999):

1. Увеличивающаяся концентрация собст­
венности.
Сейчас международные СМИ
управляются небольшим числом влия­
тельных корпораций. Маленькие, неза­
висимые медиакомпании были постепен­
но включены в высокоцентрализованные
медиаконгломераты.

2. Переход от общественной собственно­
сти к частной.
Практически во всех



Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация


 


странах медиа- и телекоммуникацион­ные компании традиционно полностью или частично принадлежали государству. За последние несколько десятилетий ли­берализация сферы бизнеса и послабле­ния в постановлениях привели к при­ватизации (и коммерциализации) медиа-компаний во многих странах.

3. Межнациональные корпоративные
структуры.
Сегодня медиакомпании опе­
рируют не только лишь строго внутри
национальных границ. Правила владения
СМИ также стали менее строгими, допус­
кая инвестиции и покупку за границей.

4. Многообразие различной медиапродукции.
Индустрия СМИ стала более разнооб­
разной и менее сегментированной, чем
в былые времена. Огромные медиакон-
гломераты, такие как «Америка Онлайн-
Тайм Уорнер» (AOL-Time Warner), о ко­
торых рассказывается ниже, производят
и распространяют набор различных ме-
диапродуктов, включающих в себя музы­
ку, новости, печатные СМИ и телевизион­
ные программы.

5. Растущее число корпоративных медиа-
объединений.
В различных сегментах ин­
дустрии СМИ наблюдается тенденция к
слиянию компаний. По мере того как раз­
личные формы СМИ становятся все более
взаимосвязанными, телекоммуникацион­
ные фирмы, производители электронно­
го оборудования и программного обеспе­
чения для компьютеров все чаще участ­
вуют в корпоративных объединениях.

1лобализация СМИ выдвинула на передний план «горизонтальные» формы коммуникаций. Если традиционные формы СМИ обеспечива­ли связь внутри границ национальных го­сударств «вертикально», глобализация ведет к горизонтальному объединению коммуника­ций. Сейчас мы имеем не только связи между людьми на традиционном уровне, но и ши­рокое распространение массовой информа­ции благодаря новой сбалансированной си­стеме управления, политике в области прав собственности и транснациональным марке­тинговым стратегиям. Сегодня коммуникации и СМИ в большей степени способны рас­пространиться за пределы отдельных стран {Screbrenny-Mohammadi et al. 1997).

Однако развитие нового информацион­ного порядка, как и других аспектов глобаль-


ного общества, идет неравномерно и отража­ет различия между высоко развитыми обще­ствами и менее развитыми странами. В этом разделе, прежде чем обсудить представлен­ные некоторыми социологами утверждения, что новому глобальному медиапорядку наи­более подходит определение «медиаимпери-ализм», мы рассмотрим различные стороны глобализации в сфере СМИ.

Музыка

Как отмечали Дэвид Хелд и его коллеги в ис­следовании глобализации в сферах СМИ и коммуникаций, «музыкальная форма более эф­фективно поддается глобализации, нежели ка­кая-либо другая» {Held et al. 1999, 351). Это верно потому, что музыка может достичь мас­совой аудитории и понравиться ей, преодолев ограничения письменного языка и разговор­ной речи. Международная музыкальная инду­стрия, находящая в руках небольшого чис­ла многонациональных корпораций, была по­строена на ее способности находить, произ­водить, выводить на рынок и распространять музыкальные способности тысяч артистов для аудиторий слушателей по всему миру. Рост технологий — от персональных стереосистем и музыкального телевидения (такого как МТБ) до сидиромов — обеспечил более новые, усо­вершенствованные пути глобального распро­странения музыки. За последние десятилетия в ходе международного маркетинга и распро­странения музыки сформировался своего рода «институциональный комплекс» компаний, за­нимающихся этими вопросами.

Всемирная индустрия звукозаписи явля­ется одной из наиболее концентрированных. Пять крупнейших фирм — Universal (погло­тившая Polygram в 1998 г.), Time Warner, Sony, EMI и Bertelsmann — контролируют примерно 80-90 % от общего числа музыкальных продаж по всему миру (Hensen and McChesney 1997). Вплоть до января 2000 г., когда компания EMI объявила о своем слиянии с Time Warner, она была единственной из первой пятерки ком­паний, которая не являлась частью еще боль­шего медиаконгломерата. В середине 1990-х наблюдался значительный рост мировой му­зыкальной индустрии, а именно рост объема продаж на 38% в период с 1992 по 1995 гг. Продажи в развивающихся странах были осо­бенно значительными, тем самым сподвигнув многих из сильнейших компаний на заклю-


Глобализация и СМИ



Изменит ли Интернет музыкальную индустрию?


Интернет уже сейчас меняет многие аспекты на­шей повседневной жизни: идет ли речь о том, как мы отдыхаем, или о том, как ведем биз­нес. «Традиционным» медиа-компаниям, таким как музыкальная индустрия, Интернет дает ко­лоссальные возможности, но он же представляет для них и серьезную угрозу.

Хотя музыкальная индустрия все более и более сконцентрирована в руках небольшого количества международных объединений, неко­торые наблюдатели полагают, что это наиболее нестабильное звено в «индустрии культуры». Это верно, поскольку Интернет позволяет скачивать в цифровом формате вместо того, чтобы покупать СО или кассеты в местных музыкальных мага­зинах. Международная музыкальная индустрия сегодня состоит из сложной системы фабрик, сетей распространения, музыкальных магазинов и обслуживающего персонала. Если исчезнет по­требность во всех этих элементах из-за того, что с помощью Интернета музыка сможет продавать­ся и скачиваться напрямую, что же останется от музыкальной индустрии? И что предотвра­тит приход на рынок базирующихся в Интернете конкурирующих компаний от сколачивания ка­питала за счет растущего спроса на «нишевые» музыкальные жанры и работы местных исполни­телей? Для индустрии, которая выросла до аст­рономических размеров благодаря всемирному спросу на популярную музыку, прогноз неутеши-


телен: в период с 1988 по 1998 гг. доля рын­ка, принадлежащая двум основным музыкальным жанрам — рок- и попмузыке — упала от 62 до 45% (The Economist. 29 Jan. 2000). Новые на­правления, такие как хип-хоп, трип-хоп, лаундж и эсид джаз, подрывают рынок музыкального «мэйнстрима».

Музыкальная индустрия уже сейчас борет­ся с последствиями перехода на цифровые носи­тели. Международная федерация фонографиче­ской индустрии (International Federation of the Phonographic Industry) подсчитала, что в любое время суток более 100 млн музыкальных ком­позиций, которые можно скачать, нелегальным образом помещаются в Интернет (The Economist. 29 Jan. 2000). Сетевое пиратство уже сегодня является одной из самых больших проблем для мировой музыкальной индустрии. Хотя делают­ся попытки жесткого контролирования процесса копирования легально приобретенной музыки, темп технологических изменений затмевает спо­собность индустрии ограничивать пиратство.

Дело, которое привлекло к себе немало внимания в 2000 г., касалось сайта Napster — программы, которая позволяет людям продавать файлы в Интернете, включая нелегальные копии музыкальных композиций. Индустрия звукоза­писи несколько раз подавала в суд на малень­кую компанию, которой принадлежал Napster. Но джинн уже был выпущен из бутылки.


 


чение контрактов с местными исполнителями в предвкушении дальнейшего роста рынка.

Рост мировой музыкальной индустрии в первую очередь связан с успехом популяр­ной музыки — в основном из США и Велико­британии, а также распространению молодеж­ных движений и субкультур, которые с ними идентифицировались (Held et ей. 1999)- Таким образом, глобализация музыки была одной из основных движущих сил в деле распро­странения американских и британских сти­лей и музыкальных жанров на международные аудитории. США и Соединенное Королевство являются мировыми лидерами экспорта по­пулярной музыки, тогда как у других стран уровень местного музыкального производства значительно ниже. Хотя некоторые критики утверждают, что господство этих стран в музы­кальной индустрии мешает успеху местных му­зыкальных стилей и традиций, важно помнить, что глобализация является улицей с двусторон-


ним движением. Растущая популярность так называемой «мировой музыки» — например, феноменальный успех латиноамериканского музыкального стиля в США — является свиде­тельством того, что глобализация ведет к рас­пространению культуры во всех направлениях.

Кино

Глобализацию кино можно расценивать по-разному. Один путь — это анализ того, где и на какие финансовые средства фильмы про­изводятся. По этим критериям в киноинду­стрии, вне всякого сомнения, происходит про­цесс глобализации. Согласно исследованиям Организации Объединенных Наций по вопро­сам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), многие страны способны производить филь­мы. В 1980-е гг. около 25-ти стран выпускали 50 и более кинокартин в год, а небольшая группа стран — США, Япония, Южная Корея, Гонконг и Индия — опережает всех остальных,



Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация


 


производя более 150-ти фильмов в год (Held etal. 1999).

Другой способ оценить глобализацию ки­но — проанализировать, в какой степени произведенные внутри той или иной стра­ны картины экспортируются в другие страны. В 1920-е гг., когда художественные фильмы только-только появились, Голливуд произво­дил четыре пятых всех фильмов, которые шли на экранах мира; сегодня киноиндустрия США продолжает оказывать сильнейшее влияние во всем мире. (После США крупнейшими экс­портерами кинопродукции являются Индия, Франция и Италия.) Правительства многих стран обеспечивают субсидирование с це­лью помочь своим собственным киноинду-стриям, но ни одна страна не может сравнить­ся с США в роли экспортера художественных фильмов. К примеру, в Великобритании аме­риканские кинокартины составляют 40 % всех фильмов, ежегодно демонстрируемых в кино­театрах. Большинство других стран, в которых существует индустрия экспорта кино, такие как Италия, Япония и Германия, также им­портируют большое количество американских фильмов. В Южной Африке их доля нередко составляет более 50 %, и похожее соотношение наблюдается также во многих частях Азии, Аф­рики и Среднего Востока. В целом в Европей­ском сообществе пропорция кассовых сборов, приходящаяся на американские фильмы, вы­росла от 60 % в 1984 г. до почти 72 % в 1991 г.; к 1996 г. доля билетов, проданных на аме­риканские картины, вновь упала примерно до 63 % (Held et al. 1999). США также явля­ется крупнейшим экспортером кинофильмов в те страны, которые раньше были основными покупателями советской кинопродукции.

К 1993 г. более 50 % доходов голливудские киностудии получали от распространения сво­ей кинопродукции за границей. Подсчитано, что к 2001 г. это число может достигнуть от 60 до 70%. Такая тенденция ведет к некоторым характерным последствиям. Многие голливуд­ские киностудии занимаются строительством больших многозальных кинотеатров за рубе­жом с целью увеличить свою иностранную аудиторию. Во-вторых, распространение ви­деомагнитофонов на множество новых рын­ков увеличило спрос на фильмы в формате видео, что принесло 8,8 млрд долл. в 1991 г. — более половины общего дохода киностудий (Herman and McChesney 1997).


«Суперкомпании» средств массовой информации

В январе 2000 г. две из наиболее влиятельных в мире компаний СМИ объединились, что бы­ло самым крупным корпоративным слиянием, когда-либо имевшим место в истории. Заклю­чив сделку стоимостью 337 млрд долл., самая крупная компания СМИ мира — Time Warner — и самый крупный в мире провайдер интер­нет-услуг — America Online (AOL) — объявили о своем намерении создать «первую и самую развитую в мире для Эпохи Интернета СМИ-и коммуникационную компанию». Слияние со­единяет огромное количество СМИ-«контента», принадлежащего Time Warner, включая газеты и журналы, киностудии и ТВ-станции, с мощ­ными возможностями интернет-дистрибуции AOL, чья база подписчиков на момент слия­ния превосходила 25 млн чел. в пятнадцати странах.

Это слияние вызвало колоссальный ин­терес на финансовых рынках, поскольку оно дало миру четвертую крупнейшую по разме­ру компанию. Много внимания, даже боль­ше, чем размер компании, сделка привлекла как первый крупный союз между «старыми» и «новыми» СМИ. Истоки Time Warner вос­ходят к 1923 г., когда Хенри Люс основал журнал «Time» — еженедельник, в котором суммировалось и интерпретировалось то мно­жество информации, которое публиковалось в ежедневных газетах. Вскоре после ошеломи­тельного успеха «Time» в 1930 г. был создан журнал, посвященный бизнесу, под названием «Fortune», а в 1936 г. — фото-журнал «Life». На протяжении XX в. компания «Time Inc.» вырос­ла до медиакорпорации, включающей в себя ТВ и радиостанции, музыкальную индустрию, обширную кино- и мультипликационную им­перию Warner Brothers и первый в мире два­дцатичетырехчасовой новостной канал Си-эн-эн (CNN). Во время слияния ежегодный оборот Time Warner составлял 26 млрд долл., ее журна­лы ежемесячно читали 120 млн людей и ком­пании принадлежал архив, состоящий из 5 700 кинофильмов, а также некоторых из наиболее популярных телевизионных программ.

Если история Time Warner весьма точ­но отражает общее развитие коммуникаций в XX в., то подъем America Online типичен для «новых» СМИ эпохи информации. AOL, осно­ванная в 1982 г., вначале предлагала доступ в Интернет через модем с почасовой оплатой. К 1994 г. у нее был миллион подписчиков;


Глобализация и СМИ



 


в 1996 г., после введения неограниченного пользования Интернетом за фиксированную ежемесячную плату, количество подписчиков выросло до 4,5 млн. Пока число пользовате­лей продолжало расти — в 1997 г. услугами AOL пользовались уже 8 млн чел. — компания занялась серией слияний, покупок и заклю­чением союзов, которые закрепили ее статус самого основного провайдера интернет-услуг. AOL купила CompuServe и Netscape, совмест­ное предприятие с немецкой компаний Ber­telsmann в 1995 г. привело к созданию AOL Europe, а союз с Sun Microsystems позволил AOL войти в мир электронной коммерции.

Последствия слияния AOL и Time Warner в течение некоторого времени не будут ясны, но публика уже разделилась на тех, кто счита­ет, что эта сделка откроет новые интересные технологические возможности, и на тех, кто обеспокоен проблемой господства крупных корпораций над всеми СМИ. Энтузиасты рас­сматривают эту сделку как важный шаг на пути создания «суперкомпаний» в области СМИ — таких, которые могли бы доставлять с помо­щью Интернета прямо на дом все новостные программы, ТВ-передачи, все фильмы и му­зыку, которые бы только люди ни пожелали получить именно тогда, когда им это нужно. По мере прогресса технологии интернет-связь через модем будет заменена круглосуточны­ми скоростными кабельными соединителями и компактными пультами управления. Стив Кейс сказал, объявляя о сделке: «Это историче­ский момент — новый вид СМИ „стал взрос­лым". Мы всегда говорили, что целью America Online было сделать Интернет такой же или да­же более важной частью жизни людей, как те­лефон и телевидение» (Guardian, 16 Jan. 2000).

Не все согласны, однако, что нужно стре­миться к идее «суперкомпаний СМИ». Там, где энтузиасты видят некую мечту-идеал, крити­ки предчувствуют кошмар. По мере того как корпорации СМИ становятся более концентри­рованными, централизованными и способны­ми охватить собой весь мир, есть причины опасаться, что важная роль СМИ как откры­того для свободных дебатов форума будет сокращена. Единая компания, которая кон­тролирует и содержание ТВ-программ, музыку, фильмы, источники новостей — и средства их распространения, обладает слишком боль­шой властью. Она может рекламировать свой собственный материал (тех певцов и звезд, которых она сделала знаменитыми), она в со- •


стоянии быть собственным цензором (не пе­редавая новости, которые могли бы негативно сказаться на ее собственности или на тех, кто поддерживает ее бизнес), и она же способна «выборочно рекомендовать» продукцию внут­ри своей собственной империи за счет тех, кто в нее не входит.

Представление об Интернете, находящем­ся в руках нескольких медиаконгломератов, резко отличается от идеи свободного и ничем не ограниченного электронного пространства, предложенного пионерами Интернега всего лишь несколько лет назад. На раннем этапе Интернет воспринимался многими как цар­ство индивидуальности, пользователи которо­го могли свободно перемещаться по сети с це­лью найти ту или иную информацию или поделиться ею, обзаводясь связями и общаясь вне мира корпоративной власти. Однако на­двигающееся присутствие корпоративных ме-диагигантов и рекламодателей ставит все это под угрозу. Критики обеспокоены, что расцвет корпоративной власти в Интернете заглушит все, кроме «корпоративных агиток», и может привести к тому, что Интернет станет огра­ниченной территорией, доступной только для подписчиков.

Эти противоположные точки зрения не­легко оценить, но доля правды присутствует в обоих взглядах. Слияния СМИ и техноло­гический прогресс непременно расширят воз­можности организации и доставки сообщений и развлекатель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.241.235 (0.016 с.)