Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мобильные телефоны: волна будущего?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1990-е годы стали временем роста растущей популярности мобильных телефонов — важного нового феномена в сфере телекоммуникаций. Подсчитано, что в 1990 г. в мире существовало 11 млн мобильных телефонов. Спустя десятилетие их использовали уже более 400 млн людей! Если сравнить это со 180-ю млн людей, использующих персональные компьютеры, становится понятно, почему все чаще в мобильных телефонах видят будущее телекоммуникаций. Мобильные телефоны сами по себе — не новинка, но технологии, которые сделали их глобальным феноменом, появились сравнительно недавно. Так называемое «первое поколение» мобильных телефонов, использовавшее аналоговые технологии, впервые показало, что коммуникации и мобильность могут быть совмещены. Цифровые технологии породили «второе поколение» телефонов, которые оказались быстрее, меньше по размеру, были менее неуклюжими и более удобными. По мере того как цены на такие телефоны продолжали падать, а возможности приема на большие расстояния расширялись, популярность мобильных телефонов необыкновенно возросла: новые «мобильные» подключения сегодня намного опережают подключения к стационарным телефонным линиям. В некоторых Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация
странах, где стационарных телефонных линий не хватает и телефонная инфраструктура недоразвита, мобильные телефоны предлагают надежную и очень нужную услугу. Технология редко стоит на месте, но в случае мобильных телефонов она движется вперед семимильными шагами. Долгожданное «третье поколение» технологии мобильных телефонов возвестит приход эры «беспроводного Интернета». С помощью протокола беспроводного соединения (вап-доступа), текстовая информация с веб-страниц сможет быть отобрана и представлена в виде слов на экране телефона. Пользователи смогут иметь доступ к Интернету через свои мобильные телефоны, чтобы выполнять различные задачи, как то: проверять свои банковские счета, заказывать билеты, узнавать основные новости и курсы акций. Компьютеры и связь через модем для выхода в сеть больше не потребуются, хотя они с большой вероятностью останутся более популярными для продолжительного пребывания в сети. Что же касается быстрых операций, мобильные телефоны с сервисом «i-mode»1) дадут более быстрый и более удобный способ войти в Интернет. «Портативность мобильных телефонов делает их чудесными инструментами личного освобождения», — утверждает один журналист (The Economist. 9 Oct. 1999)- Несомненно, мобильные телефоны — необыкновенное преимущество в эпоху постоянного движения, регулярных поездок на работу, частых путешествий и загруженных расписаний. Задания могут выполняться более эффективно; родители могут связываться с подростками; время, проведенное в пути или вдали от дома, теперь можно использовать для выполнения как личных, так и профессиональных задач. Многие люди ценят гибкость, которую им дает мобильный телефон. Иные утверждают, что мобильные телефоны являются также симптомом ряда аспектов, внушающих сегодня беспокойство. В эпоху скорости, когда рабочие дни становятся длиннее и требования к людям возрастают, мобильные телефоны, кажется, только убыстряют и без того безумный темп жизни, посягая на личное время человека. Они подразумевают, что человек постоянно доступен, размывая границы между личной и профессиональной 11 Новая японская технология доступа в Интернет с мобильного телефона. — Прим. перев. жизнью. На ценное «промежуточное» время, которое раньше использовалось для того, чтобы собраться с мыслями, все чаще покушаются звонки мобильных телефонов и отчаянные попытки в последнюю минуту привести в порядок упущенные детали. В некоторых общественных местах, таких как поезда и рестораны, мобильные телефоны начали считать помехой и предпринимаются меры по ограничению их использования. Интернет К началу 1990-х гг. многие эксперты в области компьютеров и технологий признавали, что царство персонального компьютера (ПК) закончилось. Им становилось все яснее, что будущее стояло не за отдельным компьютером, а за глобальной системой взаимосвязанных компьютеров — Интернетом. Хотя многие пользователи компьютеров тогда этого не осознавали, ПК вскоре суждено было стать не более чем местом доступа к событиям, происходящим в любом ином месте, — а именно в сети, протянувшейся по всей планете, не принадлежащей ни одному частному лицу и ни одной компании. Потенциал Интернега для роста международного активизма исследован в разделе «Технология и общественные движения» на с. 388-389. Происхождение Интернета Интернет появился спонтанно. Это продукт мира, не разделенного на части, мира после падения Берлинской стены. Однако его первоисточники приходятся именно на период холодной войны, длившейся вплоть до 1989 г. Сеть берет свое начало в Пентагоне — главном органе управления американских вооруженных сил. Она бьша создана в 1969 г. и сначала называлась сетью ARPA по названию Аген-ства передовых исследований (Advanced Research Projects Agency) Пентагона. Цель сети была ограниченной. ARPA стремилось дать возможность ученым, работающим по контракту с министерством обороны, объединять свои ресурсы и делиться тем дорогостоящим оборудованием, которое они использовали. Позже создатели сети придумали способ заодно посылать сообщения — таким образом родилась электронная почта — «e-mail». Интернет
До начала 1980-х гг. Интернет Пентагона состоял из 500 компьютеров, каждый из которых находился в военных лабораториях и на факультетах информатики в университетах. Затем другие сотрудники университетов стали знакомиться с сетью и использовать систему для своих собственных целей. К 1987 г. Интернет расширился до 28 000 главных компьютеров, находящихся в различных университетах и исследовательских лабораториях. В течение ряда лет использование Интернета ограничивалось университетами. Однако с распространением домашних компьютеров сеть начала распространяться по миру, а затем наступил период его необыкновенно стремительного роста. Между 1988-м и 1998-м гг. количество семей в Великобритании, имеющих в доме персональный компьютер, скакнуло от 18 до 34 %. Среди семей с детьми это число составляло 49 % (HMSO 2000). Распространение коммерческих провайдеров интернет-услуг (ISPs), которые предлагают доступ в сеть с помощью телефонной связи через модем, увеличило все растущее количество домов, имеющих выход в Интернет. Он-лайн-услуги, электронные доски объявлений, чаты и библиотеки компьютерных программ помещаются в сеть самыми разнообразными людьми, которые находятся далеко не только в Северной Америке, но и во всем мире. Корпорации также ухватились за новшество. В 1994 г. компании обогнали университеты, став основными пользователями сети. Наиболее известной частью Интернета является Всемирная паутина (World Wide Web — www). На самом деле есть опасность, что она займет место своего хозяина подобно кукушке, подкинутой в гнездо. Эта сеть-паутина, по сути, является всемирной библиотекой мультимедиа. Она была придумана инженером-программистом в швейцарской физической лаборатории в 1992 г.; программа же, которая популяризовала ее в мире, была написана студентом Иллинойсского университета. Пользователи передвигаются по сети с помощью интернет-«браузера» — программы, которая позволяет индивидам искать информацию, находить определенные сайты или веб-страницы и запоминать их для обращения к ним в будущем. Через сеть можно «скачивать» множество различных документов и программ, от официальных правительственных бумаг до антивирусных программ и компьютерных игр. По мере того как веб-страницы становились все более изощренными, они стали привлекательными со всех точек зрения. Многие из них украшены сложной графикой и фотографиями или содержат видео- и аудиофайлы. Сеть также служит основным интерфейсом для электронной торговли (е-торговли) — деловых операций, которые совершаются в режиме онлайн. Сколько человек на самом деле подключены к Интернету — неизвестно, но в начале XXI в. более 100 млн чел. в мире имели доступ к сети. Было подсчитано, что с 1985 г. Интернет ежегодно увеличивался на 200 %! Такой стремительный рост, скорее всего, будет продолжаться в ближайшем будущем благодаря дальнейшими достижениям в области компьютерных и телекоммуникационных технологий. Доступ к Интернету очень неравномерен. В 1998 г. 88 % от числа пользователей Интернета жили в развитых странах. В Северной Америке насчитывалось более 50 % от общего числа пользователей, хотя в ней проживает лишь 5 % мирового населения. США — страна с наиболее высоким числом владельцев компьютеров и людей, имеющих доступ к Интернету. Свыше 100 млн американцев используют Интернет, а Германия и Великобритания могут похвастаться более чем 10 млн пользователей. В Японии, куда бум Интернета пришел несколько позже, более 14% населения (18,3 млн чел.) использовали Интернет в 1999 г. Ожидается, что это число в ближайшие годы будет стремительно расти. Влияние Интернета В мире поражающих воображение технологических изменений никто не знает, что нас ожидает в будущем. Многие считают, что Интернет является примером нового всемирного порядка, появившегося в конце XX в. Пользователи Интернета живут в «виртуальном пространстве». Под виртуальным, или киберпро-странством, понимается пространство взаимодействия, образованное глобальной сетью компьютеров, из которых состоит Интернет. В киберпространстве, как вполне бы мог сказать Бодрийяр, мы уже не «люди», но сообщения на мониторах компьютеров друг друга. Не считая электронной почты, пользователи которой подписываются неким именем, никто в Интернете не может быть уверен в том, кем же на самом деле является другой: мужчина это или женщина, или в какой точке мира Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация Новая эпоха социальной изоляции? Хотя рано еще говорить с какой-то определенностью обо всех последствиях бума Интернета в современном обществе, некоторые социологические исследования уже пытаются оценить его воздействие. В крупномасштабном исследовании более 4000 взрослых американцев, опубликованном в феврале 2000 г., исследователи Стэнфордского университета обнаружили, что регулярные пользователи Интернета проводят меньше времени со своей семьей или занимаясь общественными делами, нежели те, кто пользуется услугами Сети нерегулярно или вообще не пользуется. Исследователи обнаружили, что 55 % респондентов имели доступ к Интернету дома или на работе; 20 % опрошенных были отнесены к группе «регулярных пользователей», проводящих по меньшей мере пять часов в неделю в Интернете. Исследователями были отмечены две важных тенденции. Первая: Интернет, как оказалось, вызвал отход в сторону от прочих СМИ. Среди регулярных пользователей Интернета 60 % утверждают, что теперь они проводят меньше времени за просмотром телевизора, а одна треть из них заявляет, что они сократили время, отводимое для прочтения газет. Вторая: Интернет размывает границу между домом и работой. Четверть регулярных пользователей утверждает, что они проводят больше времени, работая дома, хотя их рабочее время осталось тем же или даже увеличилось. Согласно автору исследования, жизнь стала «непрерывным потоком», организованным вокруг Интернета. Теперь служащие больше используют Интернет в рабочее время, и в результате появилась тенденция брать различные проекты на дом, вместо того, чтобы завершать их к концу рабочего дня.
этот человек находится. Есть знаменитая карикатура, посвященная Интернету, в которой перед монитором сидит собака. Подпись под рисунком гласит: «Самое же лучшее в Интернете то, что никто не знает, что ты собака.» Распространение Интернета по миру вызвало у социологов множество вопросов. Интернет меняет очертания повседневной жизни — размывает границы между понятиями глобального и местного, предоставляет новые каналы для коммуникации и взаимодействия и позволяет выполнять все большее количество повседневных дел в режиме онлайн. Но одновременно с подаренными новыми увлекательными возможностями изучения общественного мира Интернет также грозит ухудшением человеческих взаимоотношений и подрывом роли различных сообществ. Хотя «век информации» по-прежнему находится на раннем этапе развития, многие социологи уже обсуждают неоднозначные последствия Интернета для современного общества. Мнения о влиянии Интернета на социальное взаимодействие делятся на две широкие категории. В первую входят те обозреватели, которые считают, что сетевой мир поощряет новые формы электронных взаимоотношений, которые либо улучшают, либо дополняют существующие взаимодействия «лицом к лицу». Индивиды, путешествуя по миру или же работая за границей, могут использовать Ин- тернет для регулярного общения с друзьями и родственниками на родине. Расстояние и разлука переносятся легче. Интернет также дает возможность появиться новым типам взаимоотношений: «анонимные» пользователи Интернета могут встречаться в чатах и обсуждать интересующие их темы. Такие виртуальные контакты иногда развиваются в настоящую электронную дружбу или даже приводят к встрече лицом к лицу. Многие пользователи Интернета стали частью оживленных сетевых общин, которые качественно отличаются от тех, в которых они проживают физически. Ученые, считающие Интернет позитивным дополнением к сфере человеческого взаимодействия, утверждают, что он расширяет и обогащает социальные связи людей. Однако не все разделяют столь восторженную точку зрения. По мере того как люди проводят все больше времени, общаясь в Сети и выполняя там свои повседневные задачи, они, возможно, проводят меньше времени, взаимодействуя друг с другом в мире физическом. Некоторые социологи опасаются, что распространение интернет-технологии приведет к повышению социальной изолированности и разрозненности. Они утверждают, что одним из последствий растущего домашнего доступа в Интернет является то, что люди проводят меньше времени в «качественном и интересном общении» с родственниками Глобализация и СМИ
и друзьями. Интернет вторгается в домашнюю жизнь по мере того, как границы между работой и домом размываются: многие служащие продолжают работать дома во внерабочее время, проверяя электронную почту или заканчивая задания, которые они не успели завершить в течение дня. Контакт между людьми уменьшается, личные взаимоотношения страдают, традиционные формы развлечения, такие как посещение театра или чтение, остаются в стороне, и ткань, из которой соткана общественная жизнь, ветшает. О некоторые нюансах, которые теряются при общении на расстоянии, см. раздел «Лицо, гело и речь при общении» на с. 88. Как же мы должны оценивать эти противоположные друг другу точки зрения? Элементы истины, безусловно, присутствуют у обеих дискутирующих сторон. Интернет, несомненно, расширяет наши горизонты и предоставляет доселе невиданные возможности наладить контакт с другими людьми. Однако тот бешеный темп, в котором он развивается, также бросает вызов и угрожает традиционным формам человеческого взаимодействия. Переделает ли Интернет общество в корне, превратив его в бездушное, разбитое на куски царство людей, которые редко выходят из своего дома и утратили способность к общению? Вряд ли. Около пятидесяти лет назад весьма схожие страхи высказывались, когда в сферу СМИ внезапно ворвалось телевидение. В книге «Одинокая толпа» (Riesman 1961) - серьезном социологическом анализе американского общества 1950-х гг. - Дэвид Рисман и его коллеги выразили беспокойство в связи с проблемой воздействия ТВ на семью и общественную жизнь. Хотя некоторые их опасения были вполне справедливыми, телевидение и СМИ также во многом обогатили общественный мир. Так же как в прошлом телевидение, Интернет вызывает и надежды, и опасения. Потеряем ли мы свое лицо в виртуальном пространстве? Будет ли нами управлять вычислительная техника, а не наоборот? Уйдут ли люди в антисоциальный мир сети? К счастью, ответом на каждый из этих вопросов, скорее всего, будет «нет». Как мы видели ранее при рассмотрении «потребности в близости» (с. 97), люди не прибегают к видеоконференциям, если они в состоянии встре- титься друг с другом традиционным способом. Бизнесменам доступно гораздо больше форм электронной связи, чем когда бы то ни было. Но одновременно возросло и число деловых конференций, проводимых «лицом к лицу». Глобализация и СМИ В этой книге уже говорилось о том, что Интернет - один из основных двигателей и одно из проявлений современного процесса глобализации. Однако глобализация также меняет международный охват других форм СМИ. В этом разделе мы рассмотрим некоторые изменения, касающиеся СМИ в условиях глобализации. Хотя СМИ всегда имели международное значение, например, при сборе новостных материалов или распространении фильмов за границей, вплоть до 1970 г. большинство медиа-компаний оперировало внутри определенных внутренних рынков в согласии с постановлениями национальных правительств. Индустрия СМИ также была поделена на различные секторы - кино, печатные СМИ, радио и телевидение, которые функционировали по большей части независимо друг от друга. За последние три десятилетия, однако, в индустрии СМИ произошли коренные изменения. Национальные рынки уступили место подвижному международному рынку, а новые технологии привели к слиянию ранее самостоятельных форм СМИ. К началу XXI в. на международном рынке СМИ господствовала группа, состоящая из примерно двадцати многонациональных корпораций, чью роль в производстве, распространении и маркетинге новостей и развлечений можно было почувствовать практически в любой стране мира. В своей работе на тему глобализации Дэвид Хелд и его коллеги указывают на пять важных сдвигов, которые повлияли на создание глобального медиапорядка (Held et al. 1999): 1. Увеличивающаяся концентрация собст 2. Переход от общественной собственно Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация
странах медиа- и телекоммуникационные компании традиционно полностью или частично принадлежали государству. За последние несколько десятилетий либерализация сферы бизнеса и послабления в постановлениях привели к приватизации (и коммерциализации) медиа-компаний во многих странах. 3. Межнациональные корпоративные 4. Многообразие различной медиапродукции. 5. Растущее число корпоративных медиа- 1лобализация СМИ выдвинула на передний план «горизонтальные» формы коммуникаций. Если традиционные формы СМИ обеспечивали связь внутри границ национальных государств «вертикально», глобализация ведет к горизонтальному объединению коммуникаций. Сейчас мы имеем не только связи между людьми на традиционном уровне, но и широкое распространение массовой информации благодаря новой сбалансированной системе управления, политике в области прав собственности и транснациональным маркетинговым стратегиям. Сегодня коммуникации и СМИ в большей степени способны распространиться за пределы отдельных стран {Screbrenny-Mohammadi et al. 1997). Однако развитие нового информационного порядка, как и других аспектов глобаль- ного общества, идет неравномерно и отражает различия между высоко развитыми обществами и менее развитыми странами. В этом разделе, прежде чем обсудить представленные некоторыми социологами утверждения, что новому глобальному медиапорядку наиболее подходит определение «медиаимпери-ализм», мы рассмотрим различные стороны глобализации в сфере СМИ. Музыка Как отмечали Дэвид Хелд и его коллеги в исследовании глобализации в сферах СМИ и коммуникаций, «музыкальная форма более эффективно поддается глобализации, нежели какая-либо другая» {Held et al. 1999, 351). Это верно потому, что музыка может достичь массовой аудитории и понравиться ей, преодолев ограничения письменного языка и разговорной речи. Международная музыкальная индустрия, находящая в руках небольшого числа многонациональных корпораций, была построена на ее способности находить, производить, выводить на рынок и распространять музыкальные способности тысяч артистов для аудиторий слушателей по всему миру. Рост технологий — от персональных стереосистем и музыкального телевидения (такого как МТБ) до сидиромов — обеспечил более новые, усовершенствованные пути глобального распространения музыки. За последние десятилетия в ходе международного маркетинга и распространения музыки сформировался своего рода «институциональный комплекс» компаний, занимающихся этими вопросами. Всемирная индустрия звукозаписи является одной из наиболее концентрированных. Пять крупнейших фирм — Universal (поглотившая Polygram в 1998 г.), Time Warner, Sony, EMI и Bertelsmann — контролируют примерно 80-90 % от общего числа музыкальных продаж по всему миру (Hensen and McChesney 1997). Вплоть до января 2000 г., когда компания EMI объявила о своем слиянии с Time Warner, она была единственной из первой пятерки компаний, которая не являлась частью еще большего медиаконгломерата. В середине 1990-х наблюдался значительный рост мировой музыкальной индустрии, а именно рост объема продаж на 38% в период с 1992 по 1995 гг. Продажи в развивающихся странах были особенно значительными, тем самым сподвигнув многих из сильнейших компаний на заклю- Глобализация и СМИ Изменит ли Интернет музыкальную индустрию? Интернет уже сейчас меняет многие аспекты нашей повседневной жизни: идет ли речь о том, как мы отдыхаем, или о том, как ведем бизнес. «Традиционным» медиа-компаниям, таким как музыкальная индустрия, Интернет дает колоссальные возможности, но он же представляет для них и серьезную угрозу. Хотя музыкальная индустрия все более и более сконцентрирована в руках небольшого количества международных объединений, некоторые наблюдатели полагают, что это наиболее нестабильное звено в «индустрии культуры». Это верно, поскольку Интернет позволяет скачивать в цифровом формате вместо того, чтобы покупать СО или кассеты в местных музыкальных магазинах. Международная музыкальная индустрия сегодня состоит из сложной системы фабрик, сетей распространения, музыкальных магазинов и обслуживающего персонала. Если исчезнет потребность во всех этих элементах из-за того, что с помощью Интернета музыка сможет продаваться и скачиваться напрямую, что же останется от музыкальной индустрии? И что предотвратит приход на рынок базирующихся в Интернете конкурирующих компаний от сколачивания капитала за счет растущего спроса на «нишевые» музыкальные жанры и работы местных исполнителей? Для индустрии, которая выросла до астрономических размеров благодаря всемирному спросу на популярную музыку, прогноз неутеши- телен: в период с 1988 по 1998 гг. доля рынка, принадлежащая двум основным музыкальным жанрам — рок- и попмузыке — упала от 62 до 45% (The Economist. 29 Jan. 2000). Новые направления, такие как хип-хоп, трип-хоп, лаундж и эсид джаз, подрывают рынок музыкального «мэйнстрима». Музыкальная индустрия уже сейчас борется с последствиями перехода на цифровые носители. Международная федерация фонографической индустрии (International Federation of the Phonographic Industry) подсчитала, что в любое время суток более 100 млн музыкальных композиций, которые можно скачать, нелегальным образом помещаются в Интернет (The Economist. 29 Jan. 2000). Сетевое пиратство уже сегодня является одной из самых больших проблем для мировой музыкальной индустрии. Хотя делаются попытки жесткого контролирования процесса копирования легально приобретенной музыки, темп технологических изменений затмевает способность индустрии ограничивать пиратство. Дело, которое привлекло к себе немало внимания в 2000 г., касалось сайта Napster — программы, которая позволяет людям продавать файлы в Интернете, включая нелегальные копии музыкальных композиций. Индустрия звукозаписи несколько раз подавала в суд на маленькую компанию, которой принадлежал Napster. Но джинн уже был выпущен из бутылки.
чение контрактов с местными исполнителями в предвкушении дальнейшего роста рынка. Рост мировой музыкальной индустрии в первую очередь связан с успехом популярной музыки — в основном из США и Великобритании, а также распространению молодежных движений и субкультур, которые с ними идентифицировались (Held et ей. 1999)- Таким образом, глобализация музыки была одной из основных движущих сил в деле распространения американских и британских стилей и музыкальных жанров на международные аудитории. США и Соединенное Королевство являются мировыми лидерами экспорта популярной музыки, тогда как у других стран уровень местного музыкального производства значительно ниже. Хотя некоторые критики утверждают, что господство этих стран в музыкальной индустрии мешает успеху местных музыкальных стилей и традиций, важно помнить, что глобализация является улицей с двусторон- ним движением. Растущая популярность так называемой «мировой музыки» — например, феноменальный успех латиноамериканского музыкального стиля в США — является свидетельством того, что глобализация ведет к распространению культуры во всех направлениях. Кино Глобализацию кино можно расценивать по-разному. Один путь — это анализ того, где и на какие финансовые средства фильмы производятся. По этим критериям в киноиндустрии, вне всякого сомнения, происходит процесс глобализации. Согласно исследованиям Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), многие страны способны производить фильмы. В 1980-е гг. около 25-ти стран выпускали 50 и более кинокартин в год, а небольшая группа стран — США, Япония, Южная Корея, Гонконг и Индия — опережает всех остальных, Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация
производя более 150-ти фильмов в год (Held etal. 1999). Другой способ оценить глобализацию кино — проанализировать, в какой степени произведенные внутри той или иной страны картины экспортируются в другие страны. В 1920-е гг., когда художественные фильмы только-только появились, Голливуд производил четыре пятых всех фильмов, которые шли на экранах мира; сегодня киноиндустрия США продолжает оказывать сильнейшее влияние во всем мире. (После США крупнейшими экспортерами кинопродукции являются Индия, Франция и Италия.) Правительства многих стран обеспечивают субсидирование с целью помочь своим собственным киноинду-стриям, но ни одна страна не может сравниться с США в роли экспортера художественных фильмов. К примеру, в Великобритании американские кинокартины составляют 40 % всех фильмов, ежегодно демонстрируемых в кинотеатрах. Большинство других стран, в которых существует индустрия экспорта кино, такие как Италия, Япония и Германия, также импортируют большое количество американских фильмов. В Южной Африке их доля нередко составляет более 50 %, и похожее соотношение наблюдается также во многих частях Азии, Африки и Среднего Востока. В целом в Европейском сообществе пропорция кассовых сборов, приходящаяся на американские фильмы, выросла от 60 % в 1984 г. до почти 72 % в 1991 г.; к 1996 г. доля билетов, проданных на американские картины, вновь упала примерно до 63 % (Held et al. 1999). США также является крупнейшим экспортером кинофильмов в те страны, которые раньше были основными покупателями советской кинопродукции. К 1993 г. более 50 % доходов голливудские киностудии получали от распространения своей кинопродукции за границей. Подсчитано, что к 2001 г. это число может достигнуть от 60 до 70%. Такая тенденция ведет к некоторым характерным последствиям. Многие голливудские киностудии занимаются строительством больших многозальных кинотеатров за рубежом с целью увеличить свою иностранную аудиторию. Во-вторых, распространение видеомагнитофонов на множество новых рынков увеличило спрос на фильмы в формате видео, что принесло 8,8 млрд долл. в 1991 г. — более половины общего дохода киностудий (Herman and McChesney 1997). «Суперкомпании» средств массовой информации В январе 2000 г. две из наиболее влиятельных в мире компаний СМИ объединились, что было самым крупным корпоративным слиянием, когда-либо имевшим место в истории. Заключив сделку стоимостью 337 млрд долл., самая крупная компания СМИ мира — Time Warner — и самый крупный в мире провайдер интернет-услуг — America Online (AOL) — объявили о своем намерении создать «первую и самую развитую в мире для Эпохи Интернета СМИ-и коммуникационную компанию». Слияние соединяет огромное количество СМИ-«контента», принадлежащего Time Warner, включая газеты и журналы, киностудии и ТВ-станции, с мощными возможностями интернет-дистрибуции AOL, чья база подписчиков на момент слияния превосходила 25 млн чел. в пятнадцати странах. Это слияние вызвало колоссальный интерес на финансовых рынках, поскольку оно дало миру четвертую крупнейшую по размеру компанию. Много внимания, даже больше, чем размер компании, сделка привлекла как первый крупный союз между «старыми» и «новыми» СМИ. Истоки Time Warner восходят к 1923 г., когда Хенри Люс основал журнал «Time» — еженедельник, в котором суммировалось и интерпретировалось то множество информации, которое публиковалось в ежедневных газетах. Вскоре после ошеломительного успеха «Time» в 1930 г. был создан журнал, посвященный бизнесу, под названием «Fortune», а в 1936 г. — фото-журнал «Life». На протяжении XX в. компания «Time Inc.» выросла до медиакорпорации, включающей в себя ТВ и радиостанции, музыкальную индустрию, обширную кино- и мультипликационную империю Warner Brothers и первый в мире двадцатичетырехчасовой новостной канал Си-эн-эн (CNN). Во время слияния ежегодный оборот Time Warner составлял 26 млрд долл., ее журналы ежемесячно читали 120 млн людей и компании принадлежал архив, состоящий из 5 700 кинофильмов, а также некоторых из наиболее популярных телевизионных программ. Если история Time Warner весьма точно отражает общее развитие коммуникаций в XX в., то подъем America Online типичен для «новых» СМИ эпохи информации. AOL, основанная в 1982 г., вначале предлагала доступ в Интернет через модем с почасовой оплатой. К 1994 г. у нее был миллион подписчиков; Глобализация и СМИ
в 1996 г., после введения неограниченного пользования Интернетом за фиксированную ежемесячную плату, количество подписчиков выросло до 4,5 млн. Пока число пользователей продолжало расти — в 1997 г. услугами AOL пользовались уже 8 млн чел. — компания занялась серией слияний, покупок и заключением союзов, которые закрепили ее статус самого основного провайдера интернет-услуг. AOL купила CompuServe и Netscape, совместное предприятие с немецкой компаний Bertelsmann в 1995 г. привело к созданию AOL Europe, а союз с Sun Microsystems позволил AOL войти в мир электронной коммерции. Последствия слияния AOL и Time Warner в течение некоторого времени не будут ясны, но публика уже разделилась на тех, кто считает, что эта сделка откроет новые интересные технологические возможности, и на тех, кто обеспокоен проблемой господства крупных корпораций над всеми СМИ. Энтузиасты рассматривают эту сделку как важный шаг на пути создания «суперкомпаний» в области СМИ — таких, которые могли бы доставлять с помощью Интернета прямо на дом все новостные программы, ТВ-передачи, все фильмы и музыку, которые бы только люди ни пожелали получить именно тогда, когда им это нужно. По мере прогресса технологии интернет-связь через модем будет заменена круглосуточными скоростными кабельными соединителями и компактными пультами управления. Стив Кейс сказал, объявляя о сделке: «Это исторический момент — новый вид СМИ „стал взрослым". Мы всегда говорили, что целью America Online было сделать Интернет такой же или даже более важной частью жизни людей, как телефон и телевидение» (Guardian, 16 Jan. 2000). Не все согласны, однако, что нужно стремиться к идее «суперкомпаний СМИ». Там, где энтузиасты видят некую мечту-идеал, критики предчувствуют кошмар. По мере того как корпорации СМИ становятся более концентрированными, централизованными и способными охватить собой весь мир, есть причины опасаться, что важная роль СМИ как открытого для свободных дебатов форума будет сокращена. Единая компания, которая контролирует и содержание ТВ-программ, музыку, фильмы, источники новостей — и средства их распространения, обладает слишком большой властью. Она может рекламировать свой собственный материал (тех певцов и звезд, которых она сделала знаменитыми), она в со- • стоянии быть собственным цензором (не передавая новости, которые могли бы негативно сказаться на ее собственности или на тех, кто поддерживает ее бизнес), и она же способна «выборочно рекомендовать» продукцию внутри своей собственной империи за счет тех, кто в нее не входит. Представление об Интернете, находящемся в руках нескольких медиаконгломератов, резко отличается от идеи свободного и ничем не ограниченного электронного пространства, предложенного пионерами Интернега всего лишь несколько лет назад. На раннем этапе Интернет воспринимался многими как царство индивидуальности, пользователи которого могли свободно перемещаться по сети с целью найти ту или иную информацию или поделиться ею, обзаводясь связями и общаясь вне мира корпоративной власти. Однако надвигающееся присутствие корпоративных ме-диагигантов и рекламодателей ставит все это под угрозу. Критики обеспокоены, что расцвет корпоративной власти в Интернете заглушит все, кроме «корпоративных агиток», и может привести к тому, что Интернет станет ограниченной территорией, доступной только для подписчиков. Эти противоположные точки зрения нелегко оценить, но доля правды присутствует в обоих взглядах. Слияния СМИ и технологический прогресс непременно расширят возможности организации и доставки сообщений и развлекатель
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.241.235 (0.016 с.) |