Показатели транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог



Транспортно-эксплуатационные качества дороги характери­зуются комплексом показателей, от которых зависит эффектив­ность работы как автомобильной дороги, так и автомобильного транспорта.

Можно выделить следующие группы переменных во времени показателей, характеризующих транспортную работу автомобиль­ной дороги, технико-эксплуатационные качества дорожной одежды и земляного полотна, общее состояние автомобильной дороги и условия движения по ней, эффективность транспортной работы дороги.

К первой группе показателей относятся интенсивность, состав и объем движения, пропускная и провозная способность автомо­бильной дороги, скорость движения и время сообщения.

Интенсивность движения N, авт./ч или авт./сут, — число авто­мобилей, проходящих через некоторое поперечное сечение авто­мобильной дороги за единицу времени (час, сутки). Интенсив­ность движения является очень важным и сложным показателем, изменяющимся во времени (в течение часа, суток, недели, меся­ца и года). В зависимости от интенсивности движения устанавли­вают категорию автомобильной дороги, выбирают сроки выпол­нения ремонта дороги и мероприятия по организации дорожного движения.

Объем движения — суммарное число автомобилей, проходящих через данный участок дороги за определенный период времени, измеряемый путем непрерывных наблюдений.

Состав движения (транспортного потока) р, %, — распреде­ление в процентном отношении всего транспортного потока по видам транспортных средств (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили: тяжелые, средние, легкие). Состав движе­ния зависит от района проложения дороги, наличия промыш­ленных предприятий, дня недели и сезона. Состав движения ока­зывает существенное влияние на выбор мероприятий по органи­зации дорожного движения.

Грузонапряженность дороги (брутто) Q, т/год или т/сут, — сум­марная масса грузов и транспортных средств, проходящих по дан­ному участку дороги в обоих направлениях в единицу времени.

Грузонапряженность дороги (нетто) — общая масса грузов, перевозимых по данному участку дороги в обоих направлениях в единицу времени и на единицу пути. Показатель грузонапряжен­ности дороги чаще всего применяют для оценки работоспособно­сти дорожной одежды.

Пропускная способность автомобильной дороги Р, авт./ч, — мак­симальное число автомобилей, которое может пропустить дан­ный участок дороги или дорога в целом в единицу времени. Про­пускная способность является важнейшим показателем в проек­тировании поперечного профиля и геометрических элементов до­роги.

Провозная способность дороги М, пасс./ч или т/ч, — максималь­ная масса грузов или максимальное число пассажиров, которые могут перевозиться через данный участок автомобильной дороги в единицу времени.

Коэффициент загрузки дороги движением z — отношение интен­сивности движения к пропускной способности рассматриваемого участка дороги. Этот показатель является одним из основных при расчете числа полос движения и размеров геометрических эле­ментов.

Скорость движения v, км/ч, — важнейший качественный по­казатель транспортной работы автомобильной дороги и ее состо­яния. В зависимости от целей и задач, при решении которых исполь­зуется показатель скорости движения, различают скорость движе­ния расчетную; конструктивную; мгновенную; эксплуатационную; техническую; расчетную, принимаемую при организации движе­ния; оптимальную; нормируемую.

Расчетной скоростью движения называется максимально без­опасная скорость движения одиночного автомобиля на сухом до­рожном покрытии при достаточном расстоянии видимости, до­пускаемая на дороге рассматриваемой категории. На величину рас­четной скорости движения проектируют все геометрические эле­менты автомобильных дорог и в первую очередь элементы плана и продольного профиля дороги.

Конструктивная скорость движения автомобиля представляет собой максимальную скорость движения, развиваемую автомоби­лем данной конструкции. Конструктивная скорость движения за­висит от типа автомобиля, удельной мощности его двигателя.

Мгновенная скорость движения — это фактическая скорость, измеренная в конкретных створах дороги. Мгновенная скорость движения представляет собой скорость движения одиночных автомобилей или транспортного потока на данном коротком участке дороги в рассматриваемый промежуток времени. Значе­ние мгновенной скорости движения характеризует фактические условия движения в конкретном месте дороги и в данный мо­мент времени.

Скорость сообщения показывает среднюю скорость движения на данном маршруте с учетом задержек, вызванных наличием пересечений в одном уровне, железнодорожных переездов или взаимным влиянием автомобилей в потоке. Скорость сообщения является основным показателем транспортной работы дороги. По скорости сообщения можно определить продолжительность дви­жения между рассматриваемыми пунктами отправления и назна­чения. При технико-экономических расчетах данные о скоростях сообщения являются основными для обоснования мероприятий по улучшению условий движения.

Техническая скорость движения показывает среднюю скорость движения на данном маршруте без учета задержек, вызванных наличием пересечений в одном уровне или другими факторами, и определяется в основном размерами геометрических элементов дороги. По технической скорости движения можно оценивать ус­ловия движения на отдельных маршрутах и комплексное влияние дорожных условий на скорость движения. Значение технической скорости движения во многом определяется видом транспортных средств, поэтому существенно зависит от состава движения.

Расчетная скорость, принимаемая при организации движения, представляет собой скорость движения, на которую рассчитыва­ется работа всех систем управления движением исходя из которой выбирается вид дорожного знака и размеры элементов разметки проезжей части. Обычно эта скорость принимается равной скоро­сти 85%-ной обеспеченности, т.е. скорости, которую превышают 15 % автомобилей. К этой скорости также относится значение ог­раничения минимальной или максимальной скорости, выбирае­мой в зависимости от местных условий движения.

Под оптимальной скоростью движения понимается скорость дви­жения, при которой обеспечиваются наиболее эффективные ус­ловия транспортной работы дороги и автомобильного транспор­та, а также благоприятные условия для работы водителей. Харак­терным примером оптимальной скорости движения является ско­рость движения, соответствующая оптимальной загрузке дороги движением и составляющая примерно 55 % скорости движения в свободных условиях.

К нормируемым скоростям движения относят значения скорос­тей движения, принимаемые как стандартные при технических или технико-экономических расчетах. В этом смысле расчетная скорость движения также является одной из разновидностей нор­мируемых скоростей. К нормируемым скоростям движения мож­но отнести значения скорости при определенном типе дорожного покрытия, которые используют при технико-экономических рас­четах. К нормируемым скоростям движения можно также отнести скорость сообщения общественного транспорта, используемую для расчетов по организации работы этого вида транспорта.

Время сообщения, ч или мин, — продолжительность движения по рассматриваемому маршруту (дороге) без учета остановок в пути, учитываются только задержки, вызванные наличием других автомобилей и ожиданием на перекрестках. Продолжительность движения в очереди, %, — часть общего времени сообщения, которое автомобиль движется в стесненных условиях (в очереди).

Удельное время сообщения (темп движения), мин/км, — сред­няя продолжительность проезда 1 км дороги транспортным пото­ком; определяется по средней скорости сообщения.

Ко второй группе показателей относятся прочность дорожной одежды и земляного полотна, ровность и шероховатость дорож­ного покрытия, сцепление шины с дорожным покрытием, изно­состойкость дорожного покрытия, работоспособность дорожной одежды.

Прочность дорожной одежды и земляного полотна — характери­стика несущей способности дорожной одежды рассматриваемой конструкции; оценивается модулем упругости Е, МПа.

Шероховатость дорожного покрытия — наличие на поверхно­сти дорожного покрытия малых неровностей, не отражающихся на деформации шины и обеспечивающих повышение коэффици­ента сцепления с шиной; определяется размером микровыступов и остротой угла вершины микровыступа.

Ровность дорожного покрытия S, см/км, — качественное со­стояние поверхности проезжей части, обеспечивающее высокие транспортно-эксплуатационные свойства дороги (комфортность, безопасность). Оценивается по сравнению с установленной нор­мой колебаний по высоте в поперечном и продольном профилях, измеряется по размеру просвета между поверхностью дорожного покрытия и рейкой в продольном и шаблоном в поперечном на­правлениях или с помощью специальных приборов.

Коэффициент сцепления шины колеса автомобиля с дорожным покрытием ф — показатель, характеризующий сцепные качества дорожного покрытия; представляет собой отношение окружного тягового усилия на ободе ведущего колеса к вертикальной нагруз­ке на колесо, при котором начинается проскальзывание (пробук­совывание) колеса.

Работоспособность дорожной одежды — эксплуатационный по­казатель дороги, показывающий суммарную массу в брутто тон­нах пропущенных по дороге транспортных средств между капи­тальными ремонтами.

Износостойкость дорожного покрытия, мм/год, — показатель, характеризующий сопротивляемость дорожных покрытий воздей­ствию автомобильного движения.

К третьей группе показателей относятся надежность, проезжаемость, срок службы дороги, относительная аварийность, коэф­фициенты аварийности и безопасности, расстояние видимости.

Надежность автомобильной дороги — свойство, одним из пока­зателей которого является вероятность безотказной работы авто­мобильной дороги. При этом безотказность может характеризо­ваться с точки зрения прочности дорожной одежды, пропускной способности дороги, расчетной скорости движения и т.п.

Проезжаемость дороги — возможность движения по дороге с заданной скоростью в разные периоды года.

Срок службы автомобильной дороги — период времени от сдачи построенной дороги в эксплуатацию до ее реконструкции или между капитальными ремонтами.

Относительная аварийность — показатель, характеризующий уровень аварийности на дороге; выражается в числе дорожно-транс­портных происшествий на 1 млн прошедших автомобилей; позво­ляет оценивать степень опасности отдельных участков дорог.

Коэффициент аварийности Кав — безразмерный показатель, применяемый для выявления опасных участков дорог, имеющих разные комбинации условий движения; представляет собой отно­шение числа дорожно-транспортных происшествий на 1 млн км суммарного пробега автомобилей на каком-либо участке дороги к числу дорожно-транспортных происшествий на горизонтальном прямом участке с ровным шероховатым покрытием шириной 7,5 м и укрепленными обочинами.

Коэффициент безопасности — безразмерный показатель, характеризующий опасность отдельных участков дорог на основа­нии изменения скоростного режима на дороге; представляет со­бой отношение скорости движения, обеспечиваемой тем или иным участком дороги, к наибольшей возможной скорости въезда на него с предшествующего участка дороги.

Обеспеченность видимости на дороге, %, — показатель, харак­теризующий число участков с необеспеченной видимостью по отношению к протяжению дороги.

К четвертой группе показателей относится себестоимость пере­возок и экономические потери от дорожно-транспортных проис­шествий.

Себестоимость перевозок — показатель эффективности работы автомобильного транспорта в рассматриваемых дорожных усло­виях; измеряется в стоимостных единицах.

Дорожная составляющая себестоимости перевозок — условный показатель, характеризующий долю расходов на ремонт и содер­жание дорог в общей себестоимости.

Транспортная составляющая себестоимости перевозок — услов­ный показатель, характеризующий расходы автомобильного транс­порта по обеспечению перевозок пассажиров и грузов.

Потери от дорожно-транспортных происшествий — показатель, характеризующий экономические потери страны от гибели и ра­нения людей, порчи грузов и автомобилей.

Для комплексной оценки транспортно-эксплуатационных ка­честв автомобильных дорог применяют систему технико-эконо­мических показателей состояния дороги и условий движения на ней: I группа показателей используется для оценки технического состояния дороги и степени ее пригодности для выполнения сво­их функций; II группа — для оценки степени безопасности дви­жения на дороге; III группа — для оценки дороги в отношении обслуживания автомобильного транспорта и соответствия дороги той категории, к которой она отнесена; IV группа — для оценки дороги в отношении обеспечения ее обустройства для обслужива­ния проезжающих и предоставления им необходимых удобств.

К 1-ой группе показателей относятся следующие:

• коэффициент службы дороги;

• коэффициент проезжаемости;

• коэффициент скользкости дорожного покрытия;

• коэффициент изношенности дорожного покрытия;

• коэффициент прочности дорожного покрытия.

Ко 2-ой группе показателей относят следующие:

• коэффициент безопасности;

• коэффициент аварийности;

• стоимостной коэффициент аварийности.

К 3-ей группе показателей относят:

• коэффициент обслуживания подвижного состава;

• коэффициент обеспечения транспортных средств топливом;

• коэффициент интенсивности движения;

• коэффициент загрузки дороги движением;

• коэффициент времени сообщения.

К 4-ой группе показателей относят:

• коэффициент обеспечения пассажиров автобусов местами для

ожидания;

• коэффициент обслуживания пассажиров дальнего следования;

• коэффициент обеспечения площадками для стоянок и отдыха;

• коэффициент санитарно-гигиенического обслуживания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.021 с.)