Элементы обустройства автомобильных дорог 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы обустройства автомобильных дорог



 

В этот комплекс входят видовые площадки, площадки-стоянки, пло­щадки для кратковременного и дли­тельного отдыха. Видовые площадки создают в местах, на которых мож­но показать живописную местность, архитектурный бассейн, горы, леса, ущелья и т.д. Обычно это возвы­шенные точки, перевалы, переходы выемок в насыпи. На видовых пло­щадках делают уширения для крат­ковременной остановки нескольких автомобилей.

Площадки для кратковременной остановки предусматривают у пунк­тов питания, торговли, скорой по­мощи, источников питьевой воды и в местах, где систематически оста­навливаются автомобили. На доро­гах I — III категорий их размещают за пределами земляного полотна.

Площадки отдыха устраивают че­рез 15-20 км на дорогах I и II категорий, через 25-35 км на дорогах III категории и через 45-55 км на доро­гах IV категории. Площадки отдыха рассчитывают на одновременную остановку 20-50 автомобилей на дорогах I категории при интенсив­ности движения до 30000 авт./сут, 10-15 автомобилей на дорогах II и III категорий и 10 автомобилей на дорогах IV категории. При двусто­роннем размещении вместимость уменьшают вдвое. На территории площадок отдыха целесообразно иметь эстакады или смотровые ямы для автомобилей. Для площадок отдыха выбирают прямые участки с небольшим продольным уклоном (не более 3%0) с обеспеченным во­доотводом и ровной сухой поверх­ностью земли. Площадки отдыха следует устраивать у источников во­ды, соблюдая требования охраны окружающей среды.

Площадка отдыха в зависимости от формы зоны стоянки может быть фронтального (линейного) или ту­пикового типа. Фронтальная плани­ровка требует меньшего отвода земли, поэтому более распростране­на. Тупиковую планировку приме­няют в тех случаях, когда места, наиболее пригодные из эстетичес­ких, санитарно-гигиенических или иных соображений, находятся невда­леке, но все же за пределами основ­ной полосы отвода. Тупиковая схе­ма целесообразна в лесу, если в сто­роне от дороги лежит поляна, озеро, брошенный карьер; в степи, при по­стройке площадки позади снегоза­щитной или полезащитной полосы; в горах, если удобное для площадки место значительно ниже или выше дороги.

Сооружения обслуживания обыч­но объединяют в комплексы, фор­мируя их

вокруг сооружений отдыха и автозаправочных станций. Пло­щадки отдыха, автозаправочные станции, мотели и кемпинги пред­определяют размещение комплексов службы сервиса на дорогах.

Примерный состав комплексов службы сервиса различного вида: комплекс 1а - площадка отдыха и туалет; комплекс 16 - площадка от­дыха и туалет, сооружение для тех­нического самообслуживания, пункт торговли; комплекс 2а - автозапра­вочная станция и туалет, пункт пи­тания, пункт торговли; комплекс 26 - автозаправочная станция и туа­лет, пункт питания, пункт торговли, станция технического обслуживания; комплекс За - кемпинг, пункт пита­ния, пункт торговли, автозаправоч­ная станция, станция технического обслуживания; комплекс 36 - мотель, пункт питания, пункт торговли, ав­тозаправочная станция, станция технического обслуживания. Могут быть и другие принципы объединения в единый комплекс различных сооружений дорожного сервиса. Например, комплекс, включающий стоянку для автомо­билей, жилые домики, кафе, магазин и другие сооружения для обслужи­вания проезжающих.

Для обеспечения организации и безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах устанавливают дорож­ные знаки.

Места расположения дорожных знаков зависят от конкрет­ных дорожных условий на каждом участке автомобильной дороги. Для каждой автомобильной дороги разрабатывается дислокация дорожных знаков, которая утверждается органами ГИБДД и является обязательным документом для соблюдения дорожной организацией, занимающейся содержанием автомо­бильной дороги. Внесение изменений в утвержденную дис­локацию производится с разрешения органов, ее утверждав­ших, при наличии письменного обоснования. Дислокация пе­ресматривается не реже, чем раз в три года. Старые дислока­ции и последующие изменения к ним хранятся один год после их переутверждения.

Дорожные знаки должны быть размещены с учетом их наи­лучшей видимости участниками дорожного движения, как в светлое, так и в темное время суток, удобства эксплуатации и обслуживания, а также исключения возможности их предна­меренных повреждений. При этом они не должны закрывать­ся от участников дорожного движения какими-либо препятствиями (зелеными насаждениями, мачтами наружного осве­щения, автопавильонами и т.п.). При размещении дорожных знаков должна быть обеспе­чена направленность передаваемой ими информации только тем участникам дорожного движения, для которых она пред­назначена. В пределах полосы отвода допускается в установленном порядке размещать рекламу, плакаты, транспаранты и другие устройства при условии, что это не затруднит восприятия уча­стниками движения технических средств организации дорож­ного движения. Не допускается помещать на опорах, на которых размеща­ются дорожные знаки, рекламу, плакаты, транспаранты и дру­гие устройства, не имеющие отношения к организации дорож­ного движения. Дорожные знаки, применение которых было вызвано при­чинами временного характера (дорожно-ремонтные работы, сезонные особенности движения и т.п.), должны быть немед­ленно демонтированы после устранения указанных причин. При этом знаки допускается закрывать чехлами.

Действие знака распространяется на проезжую часть, вело­сипедную или пешеходную дорожку, у которой или над кото­рой он установлен.

Знаки со световозвращающей поверхностью применяются на участках дорог без стационарного освещения, знаки с внут­ренним и внешним освещением - на участках дорог со ста­ционарным освещением.

Знаки со световозвращающей поверхностью допускается применять на участках дорог со стационарным освещением, если обеспечивается видимость знаков на расстоянии не ме­нее 100 м.

В одном поперечном сечении дороги допускается устанав­ливать не более трех знаков, без учета дублирующих знаков и знаков дополнительной информации (табличек).

Знаки, установленные на дороге последовательно, за ис­ключением знаков, установленных на перекрестке, должны быть расположены вне населенных пунктов на расстоянии не менее 50 м, а в населенных пунктах - не менее 25 м друг от друга.

Дорожные знаки, кроме специальных случаев, должны ус­танавливаться с правой стороны дороги вне проезжей части и обочины. На дорогах с двумя и более полосами для движения в одном направлении знаки с учетом характера содержащей­ся на них информации и местных условий должны дублиро­ваться, если они могут быть своевременно не замечены во­дителями из-за крупногабаритных транспортных средств, дви­жущихся по правым полосам проезжей части. Дублирующие знаки устанавливаются на разделительной полосе, а при ее отсутствии - на левой стороне дороги, если для движения во встречном направлении имеется не более двух полос, или над проезжей частью, если не обеспечивается видимость знака, установленного на левой стороне дороги, а также если для движения во встречном направлении имеется три полосы и более.

Расстояние от кромки проезжей части, а при наличии обо­чины - от бровки земляного полотна до ближайшего к ней края знака, установленного сбоку от проезжей части, должно составлять от 0,5 до 2,0 м, а до края информационно-указа­тельных знаков - от 0,5 до 5,0 м.

В стесненных условиях (у обрывов, выступов скал, парапе­тов и т.п.) допускается установка знаков на обочинах. При этом расстояние между кромкой проезжей части и ближайшим к ней краем знака должно составлять не менее 1,0 м, а высо­та установки - не менее 2,0 м.

При отсутствии ограждения знаки, расположенные на обо­чине, а также на разделительной полосе, должны устанавли­ваться на безопасных опорах.

Верхний обрез фундамента опоры знака должен быть вы­полнен заподлицо с поверхностью обочины, разделительной полосы или присыпной бермы.

В местах проведения работ на проезжей части и при опе­ративных изменениях в схемах организации движения знаки на переносных опорах допускается устанавливать на проез­жей части.

Расстояние от нижнего края знака до поверхности дорож­ного покрытия (высота установки) кроме случаев, специально оговоренных, должно составлять:

- от 1,5 до 2,2 м - при установке сбоку от дороги вне населенных пунктов, от 2,0 до 4,0 м - в населенных пунктах;

- не менее 0,6 м - при установке на островках безопас­ности и на проезжей части дороги;

- от 5,0 до 6,0 м - при размещении над проезжей частью; при размещении знаков на пролетных строениях искусствен­ных сооружений при расстоянии от поверхности дорожного покрытия до низа пролетного строения сооружения менее 5 м знаки не должны выступать за их нижний край. Высота уста­новки знаков, расположенных сбоку от дороги, определяется от поверхности дорожного покрытия на краю проезжей части.

При расположении знаков друг под другом высота установки определяется по нижнему знаку.

На протяжении одной дороги высота установки знаков дол­жна быть по возможности одинаковой.

Расстояние между соседними знаками, размещенными на одной опоре и распространяющими свое действие на одну и ту же проезжую часть, за исключением знаков, выполненных в одном корпусе, должно составлять от 50 до 200 мм.

Знаки не должны устанавливаться на расстоянии менее 1 м от проводов сети высокого напряжения. В пределах охранной зоны высоковольтных линий подвеска знаков на тросах-рас­тяжках запрещается.

Дорожные знаки изготавливаются четырех типоразмеров: I - малого, II - нормального, III - большого, IV - очень боль­шого.

Дорожная разметка в виде линий, надписей и других обо­значений, наносимых на проезжую часть, бортовой камень, элементы дорожных сооружений и обстановки дорог, устанав­ливает порядок движения, показывает габариты дорожных сооружений или указывает направление дороги и опасных ее участков.

Разметка применяется, как самостоятельно, так и в сочета­нии с дорожными знаками, но при их совместном использо­вании информация, передаваемая водителю, не должна быть противоречивой.

Дорожная разметка разделяется на две группы: горизон­тальная и вертикальная.

Для горизонтальной разметки используют два цвета: бе­лый и желтый. Вертикальная разметка представляет из себя сочетание полос белого и черного цвета. На скоростных до­рогах разметка должна быть выполнена из световозвращающих материалов.

Дорожные ограждения устанавливают для предотвра­щения непредвиденных съездов автомобилей с откосов на­сыпей, падения с мостов, путепроводов и эстакад, переездов разделительной полосы, наездов на массивные препятствия, а также для упорядочения движения пешеходов.

По функциональному назначению конструкции дорожных ограждений разделяют на две группы. К первой группе отно­сятся конструкции, рассчитанные на силовое воздействие транспортных средств. К второй группе относят конструкции, предназначенные для регулирования движения пешеходов.

По условиям взаимодействия автомобиля и ограждения конструкции ограждений первой группы разделяются на два вида: направляющие и останавливающие. Направляющие ограждения устанавливают вдоль оси дороги на обочине, раз­делительной полосе или у края проезжей части моста (путе­провода) и рассчитывают на противодействие скользящим ударам автомобилей (угол наезда на ограждение до 30"). Ос­танавливающие ограждения рассчитывают на фронтальный удар автомобиля (угол наезда 90°) и устанавливают на участ­ках дорог, где направляющие ограждения не могут удержать автомобиль от падения с моста, высокой насыпи или ослабить удар о массивное неподвижное препятствие.

По конструктивному исполнению направляющие огражде­ния первой группы разделяют на несколько типов: барьерные - металлические профилированные планки, прикреплен­ные к амортизаторам (консолям), установленным на металли­ческих стойках которые имеют несколько модификаций; па­рапетные - железобетонные блоки со специальной формой поперечного сечения и блоки прямоугольной формы из бе­тона и бутобетона; бордюрные - отдельные железобетонные блоки закрепленные у тротуара на мостах и путепроводах с целью ограничения габарита проезжей части; комбинирован­ные - состоят из элементов барьерных, парапетных или бор­дюрных ограждений, а также ограждений второй группы.

В качестве ограждений второй группы для регулирования движения пешеходов применяют конструкции перильного типа из стальных труб и цепей, а также сетки.

Направляющие устройства предназначены для указа­ния водителю изменения направления движения, расположе­ния границ проезжей части и обочин, протяженности и фор­мы опасных участков дороги или дорожных сооружений пре­имущественно в темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях.

К направляющим устройствам относят: направляющие стол­бики; световые тумбы с проблесковыми или постоянными огнями; плитки, кнопки и устройства со световозвращающими элементами, закрепляемые на проезжей части и дорожных сооружениях; переносные барьеры, стойки, щиты, конусы и вехи применяемые в местах производства дорожных работ.

Направляющие устройства не должны наносить серьезных повреждений автомобилям и каких-либо травм участникам движения при случайном наезде на них.

Направляющие столбики устанавливают на обочине, бли­же к бровке земляного полотна, но не менее чем на 0,35 м от нее. При этом нельзя приближать столбик к проезжей части на расстояние менее 0,75 м. На разделительной полосе уста­новка столбиков не рекомендуется из-за возникновения эф­фекта перемещающихся теней при освещении столбиков све­том фар встречных автомобилей.

Направляющие столбики следует устанавливать на дорогах, не имеющих стационарного искусственного освеще­ния, при условиях, когда не требуется установка ограждений первой группы:

в пределах закруглений дорог в продольном профиле и на подходах к закруглению (по три столбика с каждой сторо­ны дороги) при высоте насыпи не менее 2,0 м и интенсивно­сти движения не менее 1000 авт/сут;

на прямолинейных участках дорог при высоте насыпи не менее 2,0 м и интенсивности движения не менее 1000 авт/ сут - через 50 м;

- в пределах закруглениях на пересечениях и примыка­ниях дорог в одном уровне;

- на дорогах расположенных в 15 м и менее от болот и водотоков глубиной от 1 до 2 м - на расстоянии 10 м;

- у мостов и путепроводов перед и после ограждений, установленных на подходах к сооружению, по три столбика с двух сторон дороги до и после сооружения - на расстоя­нии 10 м;

- у водопропускных труб по одному столбику с каждой стороны дороги вдоль оси трубы и по три столбика с двух сторон дороги до и после сооружения - на расстоянии 10 м.

Сигнальные световые тумбы с постоянными или проблес­ковыми огнями применяют преимущественно на освещенных участках автомобильных дорог и улиц для указания водителям островков безопасности, разрывов в разделительной по­лосе для разворота транспортных средств, начала рампового участка тоннеля, расположения пешеходных переходов, опор путепроводов и возвышающихся над проезжей частью мас­сивных блоков островков безопасности на пешеходных пе­реходах.

Металлические, керамические, пластмассовые кнопки, плит­ки и устройства применяют для улучшения видимости линий продольной разметки в темное время суток и в дождливую погоду. В них могут быть использованы световозвращающие элементы. Плитки и кнопки приклеивают на поверхность по­крытия или встраивают в проезжую часть таким образом, что они возвышаются над поверхностью покрытия. Они должны быть надежно закреплены на покрытии для противостояния воздействию отвалов снегоочистительных машин.

Различные устройства со световозвращающими элемен­тами могут быть применены для установки на ограждениях, торцовых частях перил мостов и путепроводов, железнодо­рожных шлагбаумах и габаритных воротах, островках безо­пасности.

Зеленые насаждения применяют для снегозадержания, деко­ративных целей и осушения переувлажненных территорий. Зеле­ные насаждения бывают в виде живых изгородей, лесных полос, придорожных плодово-ягодных садов.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите основные сооружения автомобильных дорог.

2. Перечислите вспомогательные сооружения автомобильных дорог.

1. Перечислите инженерное обустройство автомобильных дорог.

2. Каких видов бывают дорожные ограждения?

3. Какие требования к устройству площадок отдыха на автомобильных дорогах?

4. Какие существуют требования к устройству автобусных остановок?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.024 с.)