Классификация автомобильных дорог



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация автомобильных дорог



 

Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

- количества и ширины полос движения;

- наличия центральной разделительной полосы;

- типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

- условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.

На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения.

Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.

Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, "отнесенных" левых поворотов или пересечения кольцевого типа).

Особое значение пути сообщения имеют свой статус как элементы доставки грузов в мультимодальной системе перевозок. Бесперегрузочные системы начали развиваться в конце Х1Х века. В 1889 г. в России появился «съёмный кузов» большой вместимостью.

Интенсивное распространение интермодального (бесперегрузочного) вида перевозок началось в 80-х гг. ХХ в.

По терминологии, принятой Европейской конференцией Министров транспорта, под интермодальными перевозками подразумевают последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при переходе на другой вид транспорта, а также бесперегрузочным сообщением.

Бесперегрузочная (интермодальная) технология сокращает время нахождения грузов на перевалочном пункте; снижает трудозатраты и расходы на погрузочно – разгрузочные работы; уменьшает потребность в перегрузочных механизмах и потери грузов, неизбежные при перегрузках; улучшает взаимодействие видов транспорта.

Существуют следующие виды интермодальных систем: контрейлерные, роудрейлерные, трейлерные, паромные, контейнерные и пакетные, системы «река - море», ролкерные, лихтеровозные, перевозка по железной дороге с разной шириной колеи и др.

Контрейлерные, роудрейлерные – комбинированные автомобильно-железнодорожные-морские перевозки прицепов, полуприцепов, трейлеров (прицепов для тяжеловесных неделимых грузов) или съёмных кузовов на железнодорожной платформе широко распространены в настоящее время.

Прицеп размещается в вагоне-платформе, по прибытии на место прицеп скатывается и тягачом доставляется на склад. Для этой системы используются специальные железнодорожные платформы с пониженным полом для вписывания прицепов в железнодорожные габариты.

Контейнерные и пакетные перевозки – одна из основных тенденций развития видов транспорта. Одной из наиболее важных задач выживания предприятий стала борьба с непроизводительными простоями. При перевозках мелкоштучных или тарно-упаковочных грузов сокращение продолжительности простоя транспорта под погрузкой и выгрузкой за счёт механизации возможно прежде всего в тех случаях, когда приходится иметь дело не с разрозненным грузом, а с грузом, перевозимым укрупнёнными партиями. В силу этой причины возникли контейнерные перевозки. Особенно целесообразно применять контейнеры в тех случаях, когда груз на своём пути должен подвергаться нескольким перегрузкам, например в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении.

В смешанном (мультимодальном) сообщении наиболее эффективны 20-, 30-, 40-тонные контейнеры, которые перевозят в специальных судах – контейнеровозах, блоковозах (при создании из контейнеров блоков, в которых соединяются несколько контейнеров), судах типа Ро-Ро и лихтеровозах. На автомобильном транспорте используют специальный подвижной состав – автомобили-контейнеровозы со специальными устройствами для крепления контейнеров. Одной из форм наиболее эффективного практического использования логистики является формирование интермодальных перевозок и принятие согласованных мер по оптимизации транзита через территории государств – участников СНГ.

Государства СНГ имеют реальные перспективы в отношении усиления своей роли транзитных государств. Этому способствуют объективные факторы: геополитическое положение стран СНГ, наличие в них мощного транспортного потенциала и развитая сеть транспортных магистралей.

По своей экономической сущности транзит является экспортом транспортных услуг. Набор этих услуг на мировом рынке постоянно расширяется, совершенствуется и зависит от уровня развития национальных транспортных систем и их инфраструктуры.

В транспортной системе государств-участников СНГ, в выполнении ими транзитной роли важное значение имеют все её составляющие, но, приступая к разработке согласованных мер по развитию и оптимизации транзита, следует учитывать влияние ряда объективных неблагоприятных факторов.

Государства Содружества занимают последнее место среди развитых стран Европы по количеству автомобилей в расчёте на 1000 человек населения. Кроме того, в государствах-участниках СНГ автомобили грузоподъёмностью до 2 т составляют лишь 18% от общего парка, тогда как в странах ЕС – до 80…85%. Поэтому важными составляющими повышения транзита стран СНГ, являются: целевое и поэтапное формирование автомобилестроительного, промышленного и автомобильного парков, структурная перестройка и диверсификация выпуска транспортных средств для выполнения как внутренних, так и международных перевозок.

В программах развития рынка международных автомобильных услуг предусмотрены расширение количества типов автомобилей и создание свыше 50 их моделей. К этой работе привлекаются реформированные заводы отрасли, холдинговые компании и др.

Рост транзита потребует от государств-участников СНГ развития их транзитно-транспортной инфраструктуры, прежде всего автомагистралей и таможенных переходов. Ускорению движения внешнеторговых грузов способствуют специально оборудованные автомобильные терминалы (автопорты), размещающиеся на подъездах к границам. Такие терминалы уже действуют на украинско-венгерской, украинско-польской, белорусско- польской, российско-финской и других границах.

Увеличение объёма транзитных перевозок зависит от развития транспортных сетей, что, в свою очередь, определяется инвестициями в эту отрасль. Они должны направляться на модернизацию существующих транспортных систем, ликвидацию узких мест, добавление недостающих звеньев и на развитие транспортных путей.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите нормативные документы, регламентирующие требования к автомобильным дорогам.

2. На какую сферу автомобильных дорог распространяются требования ГОСТ Р 50597-93?

3. Какими нормативными документами регламентируется классификация автомобильных дорог?

4. Как подразделяются автомобильные дороги в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств?

5. Приведите классификацию автомобильных дорог.

6. Как подразделяются автомобильные дороги в зависимости от их назначения?

 

Раздел 2. Элементы дорог и дорожные сооружения, требования к ним

 

При работе с данным разделом необходимо:

1) Изучить теоретический материал трёх тем:

а. Элементы дорог и дорожные сооружения;

б. Элементы поперечного профиля;

в. Элементы продольного профиля.

2) Ответить на вопросы для самопроверки.

3) Выполнить практическое занятие № 1.

4) Ответить на вопросы тренировочного теста № 2.

5) Ответить на вопросы контрольного теста № 2.

 

2.1. Элементы дорог и дорожные сооружения

 

Автомобильную дорогу можно охарактеризовать следующими элементами: планом дороги, продольным и поперечным профилями дороги, конструкциями земляного полотна и дорожной одежды.

План дороги - графическое изображение ее проекций (в пре­делах ширины дорожной полосы) на горизонтальную плоскость, выполненное в уменьшенном масштабе. Ось улицы или дороги, проложенная в натуре на земной по­верхности, называется трассой улицы или дороги. Трасса пред­ставляет собой линию в пространстве, так как имеет не только повороты на земной поверхности, но и подъемы и спуски. Выполненное в определенном масштабе графи­ческое изображение горизонтальной проекции трассы называется планом трассы.

Трассу проектируют в виде плавной линии со взаимной увяз­кой элементов плана, продольного и поперечного профилей между собой и с прилегающей местностью, с оценкой их влияния на условия движения и зрительное восприятие дороги. Для сохранения окружающего ландшафта при прокладывании до­роги используются принципы ландшафтного проектирования. Ландшафтным проектированием называется прокладывание дороги на местности, обеспечивающее плавность сопряжения между со­бой элементов трассы с гармоническим сочетанием дороги с окру­жающим ландшафтом.

Продольный профиль дороги – это выполненное в определенном масштабе графическое изображение вертикальной проекции оси дороги. Продольный профиль дороги является изображением разреза дороги вертикальной плоскостью, проходящей через ось трассы. Продольный профиль характеризует величины проектных уклонов отдельных участков дороги и расположение её проезжей части относительно естественной поверхности земли. Проектная линия отдельных участков дороги характеризуется продольным уклоном между двумя точками, который определяется отношением разницы высот между началом и окончанием участка дороги к его длине. Величина уклона выражается в процентах, в промилле (тысячных долях) или в относительных единицах. Подъёмы считаются положительными, спуски отрицательными уклонами.

В точ­ках пересечения соседних участков дороги с разными уклонами образу­ются переломы. Различают выпуклые и вогнутые переломы профиля.

При построении продольного профиля дороги или улицы сна­чала вычерчивается линия естественной поверхности земли, ко­торая называется черной линией. Отмет­ки точек проектируемой поверхности называются проектными или красными, а соединяющая их линия – проектной, или красной, ли­нией. Проектная линия показывает положение проектируемой дороги по отношению к поверхности земли. Разность проектных и черных отметок, вычисленная для одной и той же ординаты продольного профиля, называется рабочей отметкой.

Поперечным профилем дороги называется изображение, получен­ное сечением дороги вертикальной плоскостью, перпендикуляр­ной к оси дороги. В поперечном профиле дорог вдоль проезжих частей с обеих сторон устраивают грунтовые полосы — обочины. Обочины создают боковой упор для дорожной одежды проез­жей части и используются для временной стоянки автомобилей.

Полоса земли, на которой устраивают проезжую часть и обо­чины, называется земляным полотном. Земляное полотно отделя­ется от прилегающей местности откосами или боковыми канава­ми, которые служат для осушения земляного полотна и отвода поверхностной воды. Важным элементом автомобильной дороги является проезжая часть, которая позволяет беспрепятственно и безопасно двигать­ся транспортным средствам с заданной скоростью.

При поворотах, если радиус круговой кривой ниже нормы, на про­тяжении всего закругления устраивают вираж — круговую кри­вую, имеющую постоянный радиус, а проезжей части и обочи­нам придают общий односкатный поперечный профиль с укло­ном в сторону, обратную действию центробежной силы, — к цен­тру кривой.

Для разделения встречных потоков безрельсовых транспортных средств, отделения транзитных потоков от местного движения и изоляции транспортных и пешеходных потоков устраивают разде­лительные полосы.

Автомобильная дорога – это комплекс сооружений, предназначенных для экономичной перевозки автомобилями пассажиров и грузов. В состав комплекса входят: земляное полотно, проезжая часть, мосты, трубы, дорожные и транспортные здания и другие конструктивные элементы. От качества автомобильной дороги зависят её долговечность, безопасность движения, экономическая эффективность автомобильного транспорта. Дорога работает в очень тяжёлых условиях, на неё постоянно воздействуют тяжёлые и интенсивные транспортные нагрузки, низкие зимние и высокие летние температуры, разрушающее влияние воды во всех её физических состояниях. Поэтому правильное проектирование и строительство дороги требуют глубоких знаний всех условий её будущей работы и мер по повышению долговечности, а для поддержания нормального функционирования требуется регулярный и своевременный ремонт дороги.

Создание дороги начинается с проектирования направления сообщения на местности. Кратчайшее направление дороги, соединяющее на карте местности два пункта, называется воздушной линией. Однако элементы рельефа местности часто заставляют отклоняться от кратчайшего расстояния.

Положение оси дороги на местности называется трассой. Для улучшения ориентировки трассу делят на километровые и стометровые участки – пикеты.

Трасса имеет подъёмы и спуски, огибает препятствия. Для удобства её рассматривают в горизонтальной и вертикальной проекциях. На графическом плане трассы расположение дороги по отношению к местности делят на кривые и прямые участки. Около прямых участков выписывают длины и положения по отношению к сторонам света. Данные о кривых участках сводят в таблицы.

Степень извилистости трассы характеризуют коэффициентом развития трассы – отношением фактической длины к длине её по воздушной линии. В местах изменения направления трассы намечают углы поворота, которые измеряют между продолжением трассы и новым направлением.

Крутизну характеризуют значением угла поворота в градусах и минутах, и радиусом которого описан криволинейный участок дороги.

Всё это отражается на условиях движения автомобилей. Не всегда можно наметить на местности трассу так, чтобы уклоны не превышали уклонов допустимых по условиям эффективности использования автомобилей, приходится срезать или насыпать грунт.

Участки, на которых дорога расположена ниже уровня земли, называются выемками, а участки дороги выше уровня земли – насыпями.

Крутизну подъёмов и спусков, их последовательность, а также расположение насыпи показывают на рисунке «продольного профиля», который изображают в масштабе проекции на вертикальную плоскость.

При составлении топографических карт за нулевую отметку принимают средний уровень воды в Финском заливе, такие отметки называют «абсолютными». В практике дорожных работ обычно пользуются «относительными отметками», условно задаваясь отметкой начальной точки дороги.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.014 с.)