Раздел 3. Земляное полотно и дорожные одежды автомобильных дорог 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Земляное полотно и дорожные одежды автомобильных дорог



(35 часов)

[1], с. 19…43

 

Тема 3.1. Формы земляного полотна (10 часов)

Формы земляного полотна автомобильных дорог. Виды грунтов земляного полотна. Основные физико-механические свойства грунтов, влияющие на их работу в земляном полотне и сопротивление нагрузкам: капиллярное поднятие, влажность и влагоемкость, подверженность пучению и пр.
Сопротивление грунтов нагрузкам. Модуль деформации и модуль упругости грунта. Основы проектирования земляного полотна. Климатические факторы, влияющие на работу дороги. Ландшафтно-географические зоны РФ и дорожно-климатическое районирование. Роль грунтовых условий в обеспечении прочности и устойчивости прочности земляного полотна.

Источники увлажнения и водно-тепловой режим земляного полотна. Грунтовые воды, их движение и сезонные колебания уровня. Прерывающие и понижающие дренажи. Заносимость земляного полотна снегом. Необходимое возвышение дороги над окружающей местностью. Расположение грунтов в земляном полотне. Прочность и устойчивость земляного полотна. Обеспечение устойчивости откосов земляного полотна. Укрепление откосов земляного полотна от размыва и выветривания. Строительные и конструкционные материалы, применяемые в транспортном строительстве.

 

Тема 3.2. Технологии возведения земляного полотна (10 часов)

Технологии возведения земляного полотна. Способы возведения земляного полотна. Линейные и сосредоточенные работы. Возведение земляного полотна бульдозером, скрепером, грейдером, автовозкой. Разработка выемок. Способы уплотнения земляного полотна. Конструкции механизмов, используемых для уплотнения земляного полотна. Контроль качества уплотнения. Влияние недоуплотнения земляного полотна на работу дороги.

Общие вопросы проектирования дорожных одежд. Требования автомобильного транспорта к дорожным одеждам. Расчетные нагрузки. Конструктивные слои современных дорожных одежд. Классификация дорожных одежд. Конструкции наиболее распространенных типов дорожных одежд.

Силы, действующие на дорожные одежды. Влияние природно-климатических факторов на работу дорожных одежд. Динамическое воздействие движущихся автомобилей на конструкцию дорожной одежды. Влияние ровности дорожных покрытий на работу дорожной одежды и эксплуатационные показатели автомобильного транспорта.

Принципы конструирования нежестких дорожных одежд.

 

Тема 3.3. Прочность дорожных одежд (15 часов)

Прочность дорожных одежд. Расчет толщины нежестких дорожных одежд. Критический прогиб дорожных одежд. Расчеты по упругим деформациям и с учетом накопления пластических деформаций. Роль грунтовых оснований в прочности дорожных одежд. Сезонные изменения прочности дорожных одежд.

Способы проверки грузоподъемности нежестких дорожных одежд.

Конструкции жестких дорожных одежд. Расчетные схемы приложения нагрузок. Расчет толщины жестких дорожных одежд. Температурные напряжения, их учет при конструировании дорожных одежд. Морозозащитные и дренирующие слои. Расчеты толщины морозозащитного слоя. Проектирование отвода воды из дорожных одежд. Оценка прочности дорожных одежд существующих автомобильных дорог. Усиление дорожных одежд. Технологии строительства дорожных одежд. Используемые машины и механизмы. Уход за жесткими дорожными одеждами в процессе строительства.

 

Раздел 4. Пересечения дорог, транспортные развязки (35 часов)

[1], c. 28…41

 

Тема 4.1. Конструкции искусственных сооружений (10 часов)


Основные сведения о конструкциях малых искусственных сооружений, путепроводов и мостов через большие реки. Габариты мостов и путепроводов. Расчетные нагрузки. Требования к безопасности движения по дороге и конструкциям мостовых сооружений. Строительные и конструкционные материалы, применяемые в транспортном стороительстве.

Особенности определения отверстий мостов и труб. Особенности мостовых переходов через большие реки, регуляционные сооружения, пойменные насыпи. Проектная линия на переходе водотоков. Обустройство пересечения транспортных магистралей.

Наплавные мосты и паромные переправы. Основные особенности наплавных мостов и условия их применения. Определение грузоподъемности паромов. Классификация пересечений. Области применения пересечений различных типов. Режимы движения автомобилей на пересечениях и примыканиях. Расчетные скорости. Конструкции пересечений и примыканий. Простые пересечения. Частично и полностью канализированные примыкания и пересечения. Кольцевые пересечения. Элементы пересечений: переходно-скоростные полосы, направляющие островки. Требования к месту
пересечения. Пропускная способность пересечений в одном уровне.

 

 

Тема 4.2. Конструкции пересечений и примыканий (10 часов)

Вариантное проектирование пересечений, учет требований безопасности движения. Пересечения с железными дорогами. Инженерные и технологические сооружения, обеспечивающие эффективную эксплуатацию путей сообщения. Транспортно-эксплуатационные качества путей сообщения.

Пересечения и примыкания в разных уровнях. Классификация транспортных развязок. Конструкции транспортных развязок. Схемы транспортных развязок наиболее распространенных типов. Проектирование и строительство левоповоротных и правоповоротных съездов. Организация и технология транспортного строительства

 

Тема 4.3. Пропускная способность развязок (15 часов)

Развязки с прямыми и полупрямыми левоповоротными съездами, переходно-скоростные полосы в зоне транспортных развязок. Развязки кольцевого типа. Конструкции примыканий в разных уровнях, режимы движения автомобилей на транспортных развязках. Пропускная способность транспортных развязок различного типа. Транспортные развязки неполного типа. Инженерные и технологические сооружения, обеспечивающие эффективную эксплуатацию путей сообщения. Управление путей сообщения в целях обеспечения безопасности движения, в том числе и в сложных природно-климатических условиях.

Железнодорожные переезды. Расположения пересечений автомобильных и железных дорог. Оборудование переездов. Критерии перехода от пересечений в одном уровне к устройству путепроводов.

 

Раздел 5. Автомобильные дороги в городах и магистрали (35 часов)

[1], с. 44…49

 

Тема 5.1. Особенности прокладки дорог (10 часов)

Особенности прокладка автомобильных дорог в сложных природных условиях. Дороги в зоне вечной мерзлоты. Водно-тепловой режим поверхностных слоев грунта и конструкции земляного полотна. Грунтовые и речные наледи и борьба с ними. Особенности сооружения и эксплуатации в сложных природно-климатических условиях.

Дороги в заболоченных районах. Типы болот. Конструкции земляного полотна на болотах. Осадка насыпей на болотах. Методы повышения устойчивости земляного полотна. Дороги в овражистой местности. Эрозия почв. Образование оврагов. Размещение трассы дороги с учетом расположения оврагов. Мероприятия по борьбе с ростом оврагов. Особенности прокладки автомобильных дорог в карстовых районах. Дороги в засушливых районах. Увязка прокладки дорог с начертанием ирригационной сети.

 

Тема 5.2. Конструкции земляного полотна (10 часов)

Конструкция земляного полотна в орошаемых районах.

Дороги на засоленных грунтах. Дороги в районах подвижных песков. Конструкции земляного полотна. Прокладка дорог в горных районах. Трасса дороги в горной местности. Долинный и водораздельный ходы. Тормозные тупики. Особенности работы автомобилей в высокогорных районах. Развитие трассы дороги по склонам. Серпантины. Расположение тоннелей и их конструкции. Подпорные стенки, балконы. Дороги в районах осыпей. Защита дорог от камнепадов. Селевые выносы. Снежные лавины. Противоселевые и противолавинные сооружения. Обустройство пересечений транспортных магистралей.

 

Тема 5.3. Особенности проектирования дорог и улиц (15 часов)

Особенности проектирования городских улиц. Принципы дорожно-транспортной планировки городов. Классификация городских улиц и дорог. Элементы улиц: проезжая часть, трамвайное полотно, тротуары, велосипедные дорожки, зеленые насаждения. Требования различных городских транспортных средств к элементам улиц.

Поперечные профили городских дорог и улиц. Инженерное оборудование и благоустройство улиц. Подземные инженерные сети и принципы их размещения. Система отвода ливневых вод. Транспортно-эксплуатационные качества путей сообщения. Организация и технология транспортного строительства.

Вертикальная планировка городской территории, кварталов, площадей и улиц. Понятие о методике проектных горизонталей. Особые случаи проектирования поперечных профилей на набережных, подходах к мостам, парковых улицах. Особенности проектирования улиц в продольном профиле. Планировка площадей. Особенности конструкции дорожных одежд на городских улицах.

Проектирование водоотвода с городских улиц. Принципы расчета водосточных сетей в городах.

Особенности проектирования автомобильных магистралей. Требования к автомобильным магистралям. Классификация магистралей и их поперечные профили. Особенности прокладки трассы автомобильных магистралей. Пространственная плавность дороги. Оптимальные сочетания элементов трассы в плане и продольном профиле. Вписывание дороги в ландшафт. Клотоидное трассирование. Зрительное ориентирование водителей. Прокладка автомобильных магистралей в районе крупных населенных пунктов.
Скоростные городские магистрали.

 

Раздел 6. Организация дорожного строительства, знаки и ограждения, дорожное хозяйство (35 часов)

[1], с. 59…63. 140…159

 

Тема 6.1. Планировка дорожного строительства (10 часов)

Планирование дорожного строительства. Обоснование целесообразности строительства дороги. Технико-экономические изыскания. Определение перспективной интенсивности и состава движения. Проектно-изыскательские работы. Нормативные документы. Определение стоимости строительства. Проектирование организации строительных работ. Экспертиза и утверждение проекта.

Согласование проектных решений с заинтересованными организациями.

Структура дорожно-строительных организаций. Технология дорожно-строительных работ. Комплексная механизация и автоматизация работ.

 

Тема 6.2. Технология строительных работ (10 часов)

Этапы дорожного строительства. Подготовительные работы. Сооружение мостов, труб, путепроводов. Земляные работы: разработка выемок и возведение насыпей. Уплотнение грунтов. Особенности возведения земляного полотна на болотах, в зоне вечной мерзлоты и в горной местности. Отделочные работы. Строительство дорожных одежд. Строительство грунтовых дорог. Укрепление грунтов. Строительство гравийных и щебеночных покрытий. Подбор материалов. Покрытия из слабых каменных материалов и побочных продуктов промышленности. Каменные мостовые как основание и покрытие.

Строительство усовершенствованных облегченных покрытий. Пропитка и полупропитка, смешение с вяжущими материалами на дороге. Выполнение поверхностной обработки покрытий. Типы битумоминеральных смесей. Выбор минеральных и органических материалов, производство работ по укладке покрытий.

 

Тема 6.3. Этапы дорожного строительства (15 часов)

Типы асфальтобетонных смесей. Устройство покрытий повышенной
шероховатости.

Цементобетонные основания и покрытия. Технология строительства. Уход за свежеуложенными покрытиями. Сборные бетонные покрытия.

Строительство сборных труб и малых мостов. Особенности технологических процессов при постройке путепроводов через существующие дороги. Организация дорожного хозяйства РФ. Эксплуатация путей сообщения.

Структура дорожных организаций РФ. Правила пользования дорогами. Служба эксплуатации дорог. Инвентаризация и паспортизация дорожных сооружений. Классификация дорожно-ремонтных работ. Правила содержания дорог.

 

Раздел 7. Дорожные условия и безопасность движения (35 часов)

[1], с. 64…69, 115…139

 

Тема 7.1. Проходимость автомобилей по бездорожью (10 часов)

Воздействие на дорогу движения и природных факторов. Взаимодействие дороги и автомобиля. Силы от колес автомобиля, действующие на дорожные покрытия. Виды деформаций и разрушений дорожных одежд и покрытий. Механизм их возникновения. Ровность покрытий, методы ее измерения и оценки. Шероховатость и коэффициент сцепления покрытий, методы их оценки. Транспортно-эксплуатационные особенности дорожных одежд разных типов.
Проезжаемость грунтовых дорог. Распутица. Проходимость автомобилей по бездорожью. Методы расчета скоростей движения одиночных автомобилей в реальных дорожных условиях с учетом динамических качеств автомобилей и особенностей восприятия водителями дорожных условий. Эксплуатация путей сообщения. Факторы экологической безопасности и безопасности движения при строительстве и эксплуатации путей сообщения.

 

Тема 7.2. Закономерности движения одиноких автомобилей (10 часов)

Закономерности движения одиночных автомобилей и транспортных потоков различной плотности. Движение автомобилей при обгонах и на участках въездов на автомобильные магистрали (переходно-скоростные полосы). Влияние элементов трассы, ровности и шероховатости покрытий на скорость транспортных потоков и пропускную способность дороги. Моделирование движения потоков автомобилей с помощью ЭВМ. Факторы экологической безопасности и безопасности движения при строительстве и эксплуатации путей сообщения.

 

Тема 7.3. Интенсивность движения (15 часов)

Интенсивность движения и уровни удобства. Закономерности движения потоков автомобилей при разных уровнях удобства. Пропускная способность дорог и уровни загрузки дорог движением. Оптимальная загрузка дорог движением, исходя из экономичности перевозок, безопасности и удобства движения. Закономерности изменения скорости и плотности
транспортных потоков по длине дороги в связи с изменением дорожных условий и мероприятиями по организации движения. Линейные графики скорости движения одиночных автомобилей и потока автомобилей, пропускной способности и коэффициентов загрузки дорог движением.

 

Раздел 8. Особенности работы дороги как транспортного сооружения. Закономерности движения транспортных потоков (30 часов)

[8], с. 65…89

 

Тема 8.1. Методические основы диагностики дорог (10 часов)

Методические основы диагностики дорог. Организация обследований. Требования техники безопасности при обследовании дорог. Управление эксплуатацией путей сообщения в целях обеспечения безопасности движения, в том числе в сложных природно-климатических условиях.

 

Тема 8.2. Прогнозирование интенсивности движения (10 часов)

Интенсивности движения нормируемые. Техническая скорость сообщения. Зависимость скоростей движения автомобилей от интенсивности и состава потока транспортных средств. Влияние скорости и уровня интенсивности на расход топлива. Влияние на скорость движения элементов автомобильной дороги, дорожных условий и средств регулирования. Влияние климатических факторов на интенсивность и скорость движения автомобилей.

 

Тема 8.3. Оценка состояния дорожной одежды (10 часов)

Требования автомобильного транспорта к дорожным одеждам. Конструкции и транспортно-эксплуатационные характеристики дорожных одежд с покрытием низшего и переходного типов. Усовершенствованные покрытия облегчённого и капитального типов.

Раздел 9. Дорожные одежды (30 часов)

[7], c. 100…132

Тема 9.1. Особенности дорожных одежд (10 часов)

Основные способы изготовления дорожных одежд и укладки покрытия. Грунтовые дороги. Щебёночные и гравийные покрытия. Поверхностная обработка, пропитка. Асфальтобетонные и цементобетонные покрытия.

 

Тема 9.2. Обследование элементов инженерного оборудования дорог (10 часов)

Обследование элементов инженерного оборудования дорог (ограждений, знаков, разметки, освещения).

Скольжение автомобильного колеса по дорожному покрытию. Виды скользкости дорожных покрытий. Влияние скользкости на аварийность. Продольное скольжение заблокированного колеса по сухим и мокрым дорожным покрытиям. Движение автомобиля с боковым скольжением. Движение автомобиля с частичным продольным проскальзыванием. Движение автомобиля по кривым с торможением.

 

Тема 9.3. Контроль качества дорожного покрытия (10 часов)

Дороги в зоне вечной мерзлоты. Водно-тепловой режим поверхностных слоёв грунта и конструкция земляного полотна. Грунтовые и речные наледи и борьба с ними. Дороги в овражистой местности. Особенности трассирования дорог в засушливых, карстовых районах и засолённых грунтах. Дороги в районах подвижных песков и горных районах.

 

Раздел 10. Диагностика дорог в целях разработки мероприятий по обеспечению безопасности движения и повышению их транспортных качеств (30 часов)

[11], с. 135…148

 

Тема 10.1. Повышение сцепных качеств шин (10 часов)

Сбор данных об интенсивности и составе движения. Постоянные учетные пункты. Аппаратура для учета движения. Выборочный учет движения. Учет движения по пунктам отправления и назначения. Прогнозирование интенсивности движения. Сбор данных о геометрических элементах и оборудовании дороги. Использование при обследованиях
технологий GPS. Определение геометрических элементов трассы. Определение видимости. Использование геодезических инструментов. Измерение углов теодолитом. Применение нивелиров. Оценка увязки дороги с окружающим ландшафтом с позиций ориентирования водителя и оптимальной загрузки его информацией. Оценка архитектурных качеств дороги и средств обслуживания проезжающих. Оформление материалов обследований.

Оценка состояния земляного полотна и дорожной одежды. Обследование грунтов земляного полотна. Оценка обеспеченности водоотвода. Промеры толщины дорожной одежды. Оценка прочности и работоспособности дорожной одежды испытаниями пробными нагрузками и методом поверочных расчетов. Оценка ровности покрытий и сцепления шин автомобилей.

 

Тема 10.2. Влияние ровности на безопасность движения (10 часов)

Способы повышения сцепных качеств автомобильной шины с дорожным покрытием. Роль шероховатости в обеспечении сцепных качеств дорожных покрытий. Аквапланирование. Способы повышения шероховатости дорожных покрытий. Сцепные качества дорожных покрытий различных типов.

Способы контроля сцепных качеств дорожных покрытий, используемые в России и за рубежом. Нормативные требования. Отечественные и зарубежные динамометрические и портативные приборы, используемые для контроля сцепных качеств дорожных покрытий.

Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. Виды зимней скользкости. Механизм взаимодействия колеса с дорожным покрытием в условиях зимней скользкости. Снегоуборка на дорожных покрытиях. Противогололедные реагенты, положительные и отрицательные стороны их применения. Оптимизация методов борьбы с зимней скользкостью.

Влияние ровности на скорость и безопасность движения. Пути
снижения аварийности по причине неудовлетворительной ровности дорожных покрытий. Основные виды нарушения ровности и причины их возникновения. Выявление причин нарушения ровности.

Требования к ровности дорожных покрытий и методы ее контроля. Нормы, регламентирующие ровность дорожных покрытий. Приборы для контроля ровности. Методы повышения ровности дорожных покрытий, их использование в зависимости от состояния дорожного покрытия. Виды ремонтов дорожных покрытий. Влияние прочности дорожных одежд на транспортно-эксплуатационные качества автомобильной дороги. Взаимосвязь между прочностью дорожных одежд и ровностью дорожных покрытий. Влияние подвижного состава на снижение прочности дорожных
одежд в процессе эксплуатации дороги. Роль погодных факторов в прогрессирующем изменении прочности дорожных одежд. Актуальность своевременного выявления участков с недостаточной прочностью дорожной одежды. Технологии повышения прочности дорожных одежд.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.045 с.)