Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие сведения о путях сообщений, технологических сооружениях↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С.Е. ИВАНОВ, О.В. ГЛАДКОВ, Н.В. ДЯГИЛЕВА
ПУТИ СООБЩЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ
Учебное пособие
Санкт-Петербург
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
С.Е. ИВАНОВ, О.В. ГЛАДКОВ, Н.В. ДЯГИЛЕВА
Пути сообщения, технологические сооружения
Учебно-методический комплекс ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДИСЦИПЛИНЫ Учебное пособие
Санкт-Петербург Издательство СЗТУ Утверждено редакционно-издательским советом университета УДК 656.072:553.13(07) Иванов С.Е., Гладков О.В., Дягилева Н.В. Пути сообщения, технологические сооружения: учебно-методический комплекс (информационные ресурсы дисциплины: учебное пособие) / сост. С.Е. Иванов, О.В. Гладков, Н.В. Дягилева.- СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008.- 165 с.
Учебное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и входит в комплект учебно-методического обеспечения дисциплины «пути сообщения, технологические сооружения» наряду с учебно-методическим комплексом. В дисциплине рассматриваются вопросы конструкции, основ строительства и эксплуатации автомобильных дорог, инженерные и технологические сооружения автомобильных дорог, их транспортно-эксплуатационные качества, факторы экологической безопасности и безопасности движения при строительстве и эксплуатации дорог, методы диагностирования и оценки состояния автомобильных дорог. Учебное пособие основывается на материалах работ Бабкова В.Ф., Васильева А.П., Домке Э.Р., Сильянова В.В, Сиденко В.М., Цупикова С.Г. Учебное пособие предназначено для студентов специальности 190701.65 – организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт); учебное пособие может быть использовано студентами специальности 190601.65 - автомобили и автомобильное хозяйство для изучения дисциплины «транспортно-эксплуатационные качества дорог и городских улиц».
Рассмотрено на заседании кафедры «Организации перевозок» 15.01.08 г., одобрено методической комиссией института автомобильного транспорта 22.01.2008 г.
Рецензенты: кафедра «Организации перевозок» СЗТУ (зав. кафедрой В.А. Алексеев, канд. техн. наук, проф.), Н.Н. Попов, канд. техн. наук, доц. кафедры «Автомобильных дорог» СПбГАСУ
© Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2008 © С.Е. Иванов, О.В. Гладков, Н.В. Дягилева ВВЕДЕНИЕ
Автомобильная дорога - это комплекс сложных и дорогостоящих инженерных сооружений, без которых не может работать автотранспорт, перевозящий около 80% грузов страны. Транспортная сеть влияет на размещение производственных сил, освоение новых районов и природных богатств, способствует повышению эффективного использования местных ресурсов и сельскохозяйственных угодий. В нормальных условиях, необходимо иметь 500...600 км автомобильной дороги на 1 тыс. км2 территории. От сложности дорожной сети и ее качества зависит эффективность использования автомобильного транспорта и безопасность дорожного движения.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЯХ СООБЩЕНИЙ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
Автомобильную дорогу можно охарактеризовать следующими элементами: планом дороги, продольным и поперечным профилями дороги, конструкциями земляного полотна и дорожной одежды.
План дороги
План дороги - графическое изображение ее проекций (в пределах ширины дорожной полосы) на горизонтальную плоскость, выполненное в уменьшенном масштабе. На сложном рельефе, в гористой местности неизбежно приходится применять извилистые трассы дорог и улиц. Изменение направления дороги и улицы определяется внешним углом поворота между смежными участками. Для обеспечения плавного поворота транспортных средств смежные прямолинейные отрезки дороги и улицы сопрягаются между собой криволинейными участками, описанными по дуге окружности заданного радиуса. Значения радиусов кривых принимают в зависимости от назначения дороги или улицы, расчетной скорости движения, характера рельефа и застройки. При управлении автомобилем водитель должен видеть лежащий перед ним участок достаточной длины и должен заметить препятствие на пути, объехать его или остановить автомобиль. Длина такого участка называется расстоянием видимости. Для каждой категории дороги установлены расчетные расстояния видимости и расчетные скорости движения. Ось улицы или дороги, проложенная в натуре на земной поверхности, называется трассой улицы или дороги. Трасса представляет собой линию в пространстве, так как имеет не только повороты на земной поверхности, но и подъемы и спуски. Проложение трассы на карте или непосредственно на местности осуществляется при помощи геодезических работ и называется трассированием линии. Выбор положения трассы между заданными пунктами зависит от категории дороги, рельефа местности, почвенно-геологических и гидрологических условий, наличия контурных препятствий. Выполненное в определенном масштабе графическое изображение горизонтальной проекции трассы называется планом трассы. От плана трассы следует отличать план улицы (или дороги). План улицы представляет собой графическое масштабное изображение горизонтальной проекции улицы в красных линиях со всеми сооружениями, расположенными на улице (проезжие части, тротуары, рельсовые пути, дождеприемные колодцы, озеленение, искусственные сооружения и т.п.). Трассу проектируют в виде плавной линии со взаимной увязкой элементов плана, продольного и поперечного профилей между собой и с прилегающей местностью, с оценкой их влияния на условия движения и зрительное восприятие дороги. Для сохранения окружающего ландшафта при проложении дороги используются принципы ландшафтного проектирования. Ландшафтным проектированием называется проложение дороги на местности, обеспечивающее плавность сопряжения между собой элементов трассы и гармоническое сочетание дороги с окружающим ландшафтом. При этом к дорожному ландшафту относятся формы рельефа местности, растительный покров, водные и заболоченные поверхности, а также возникшие в результате деятельности человека сельскохозяйственные угодья, лесные разработки и горные выработки, населенные пункты и промышленные предприятия. Цель ландшафтного проектирования — создание дороги, обеспечивающей удобство и безопасность движения и не являющейся утомительной для водителей и пассажиров, способствующей сохранению цельности живописного ландшафта.
Продольный профиль дороги
Продольный профиль дороги – это выполненное в определенном масштабе графическое изображение вертикальной проекции оси дороги. Продольный профиль дороги является изображением разреза дороги вертикальной плоскостью, проходящей через ось трассы. Продольный профиль характеризует величину проектных уклонов отдельных участков дороги и расположение её проезжей части относительно естественной поверхности земли. Проектная линия отдельных участков дороги характеризуется продольным уклоном между двумя точками, который определяется отношением разницы высот между началом и окончанием участка дороги к его длине. Величина уклона выражается в процентах, в промилле (тысячных долях) или в относительных единицах. Подъёмы считаются положительными, спуски отрицательными уклонами. В точках пересечения соседних участков дороги с разными уклонами образуются переломы. Различают выпуклые и вогнутые переломы профиля. Расстояние видимости для выпуклых переломов принимается из условия расположения глаза водителя на высоте 1,2 м над осью крайней по ходу полосы движения автомобиля на расстоянии 1,5 м от бортового камня. Расстояния видимости и радиусы вертикальных кривых могут быть уменьшены в соответствии с принятой расчетной скоростью движения. При построении продольного профиля дороги или улицы сначала вычерчивается линия естественной поверхности земли, которая называется черной линией. Черная линия соединяет между собой так называемые черные отметки естественной поверхности земли, абсолютная высота которых над уровнем моря измеряется геодезическими инструментами при изысканиях в натуре или определяется по плану местности в горизонталях. Естественный рельеф местности, по которой трассируется дорога или улица, не соответствует обычно требованиям проектируемой линии продольного профиля, и возникает необходимость в планировке рельефа путем срезки или подсыпки грунта. Отметки точек проектируемой поверхности называются проектными или красными, а соединяющая их линия проектной или красной линией. Проектная линия показывает положение проектируемой дороги по отношению к поверхности земли. Разность проектных и черных отметок, вычисленная для одной и той же ординаты продольного профиля, называется рабочей отметкой. Если проектная линия лежит выше линии поверхности земли, дорога проходит в насыпи, если ниже линии поверхности земли — в выемке. Места пересечения проектной линии с линией поверхности земли называют точками с нулевыми отметками. Проектная линия состоит из горизонтальных и наклонных отрезков, соединенных вертикальными кривыми разных радиусов.
Поперечный профиль дороги Поперечным профилем дороги называется изображение, полученное сечением дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной оси дороги. Основные элементы поперечного профиля дороги приведены на рис.1. В поперечном профиле дорог вдоль проезжих частей с обеих сторон устраивают грунтовые полосы — обочины. Обочины создают боковой упор для дорожной одежды проезжей части и используются для временной стоянки автомобилей. Полоса земли, на которой устраивают проезжую часть и обочины, называется земляным полотном. Земляное полотно отделяется от прилегающей местности откосами или боковыми канавами, которые служат для осушения земляного полотна и отвода поверхностной воды. Важным элементом автомобильной дороги является проезжая часть, которая позволяет беспрепятственно и безопасно двигаться транспортным средствам с заданной скоростью. Положение, размеры и геометрические очертания проезжей части должны учитывать уменьшение устойчивости автомобиля при движении на криволинейных участках дороги вследствие возникновения центробежной силы, действующей во внешнюю сторону и стремящейся опрокинуть автомобиль (или какое-либо другое транспортное
Рис.1. Элементы поперечного профиля автомобильной дороги а – с одной проезжей частью, б – с двумя проезжими частями и разделительной полосой; 1 – внешний откос канавы, 2 – краевая укрепительная полоса, 3 – ось дороги, 4 – кромка проезжей части, 5 – бровка насыпи, 6 – внутренний откос, 7 – обочина, 8 – проезжая часть, 9 – земляное полотно, 10 – ось проезжей части, 11 – откос насыпи, 12 – разделительная полоса
средство) и вызвать его поперечное скольжение. Если радиус круговой кривой ниже нормы, на протяжении всего закругления устраивают вираж — круговую кривую, имеющую постоянный радиус, а проезжей части и обочинам придают общий односкатный поперечный профиль с уклоном в сторону, обратную действию центробежной силы, — к центру кривой. Для разделения встречных потоков безрельсовых транспортных средств, отделения транзитных потоков от местного движения и изоляции транспортных и пешеходных потоков устраивают разделительные полосы.
Земляное полотно
Земляное полотно — конструктивная часть дороги, выравнивающая неровности рельефа местности, служит основанием для дорожной одежды. Земляное полотно можно устраивать в насыпях и выемках; к нему относятся устройства и сооружения, предназначенные для отвода поверхностных и грунтовых вод. Боковые поверхности земляного полотна, представляющие собой наклонные плоскости, называют откосами. Линию пересечения поверхности откоса с поверхностью земли для насыпи называют подошвой откоса, а для выемки — верхней бровкой откоса. Конструкция земляного полотна зависит от категории дороги, типа дорожной одежды, природных условий и необходимости обеспечения движения транспортных средств с высокими расчетными скоростями. При возведении земляного полотна используются грунты. Физико-механические и физические свойства грунтов оказывают существенное влияние на конструкцию земляного полотна, способы производства работ и, в конечном итоге, на стоимость всей автомобильной дороги.
Грунты
Грунты, используемые для возведения насыпей, разделяют на четыре основные группы: скальные, добываемые путем разрушения естественных сплошных или трещиноватых скальных массивов; крупнообломочные, залегающие в естественных условиях в виде аллювиальных и делювиальных отложений; песчаные;глинистые. По своим физико-механическим свойствам грунты, залегающие в верхней толще земной коры, подразделяют: - щебенистый грунт - неокатанные остроугольные разрушенные горные породы размером частиц до 200 мм и насыпной плотностью М50...1900 кг/м3, естественной влажностью 2...6 % и коэффициентом разрыхления 1,3...1,4; - гравелистый грунт - обломочная горная порода, состоящая из несцементированных окатанных зерен размером до 70 мм. Окатанные частицы от 70 до 200 мм принято называть галькой. Насыпная плотность гравелистого грунта достигает 1700...1900 кг/м3, естественная влажность - 2...8 % и коэффициент разрыхления - 1,14...1,28; - песок - рыхлая горная порода, состоящая из обломков различных минералов и пород в виде зерен диаметром от 0,12 до 5 мм. Песок подразделяют на крупный с преобладанием фракции 0,5...5 мм, средний с преобладанием фракции 0,25...0,5 мм; мелкий с содержанием частиц 0,1...0,25 мм более 50%. Песок, в котором преобладает фракция менее 0,1 мм, называют пылеватым. Насыпная плотность песка - 1500... 1600 кг/м3, естественная влажность - 8...12% и коэффициент разрыхления - 1,0...1,1; - супесь - грунт, содержащий от 30 до 50 % песчаных частиц. Насыпная плотность 1500... 1600 кг/м3, естественная влажность - 10...15 %, коэффициент разрыхления - 1,2...1,3, число пластичности - 1...7; - глина представляет собой силикат, содержащий глинозем, кремнезем, примеси песка, извести и др., а также химически связанную воду. Глина содержит частиц мельче 0,005 мм более 30 %. При содержании в глине частиц мельче 0,005 мм более 60 %, ее называют тяжелой. Плотность глины при естественной влажности - 20...30 % составляет 1500...1600 кг/м3. Коэффициент разрыхления - 1,15...1,30. Число пластичности, в зависимости от содержания глинистых частиц, - 17...27; - суглинок - грунт, содержащий от 10 до 30 % глинистых частиц. Плотность суглинка при естественной влажности 14...19 % составляет от 1500 до 1600 кг/м3. Коэффициент разрыхления изменяется в пределах от 1,2 до 1,3. Суглинок с числом пластичности 7... 12 называют легким, а с числом пластичности свыше 12- тяжелым. - растительный грунт имеет в своем составе гумуса от 4 до 22 %. По механическим свойствам приближается к тяжелым суглинкам. Плотность растительного грунта при влажности 20...25 % составляет 1200...1300 кг/м3, а коэффициент разрыхления - 1,3...1,4. Пригодность грунта для сооружения земляного полотна определяется его дорожно-строительными свойствами. Для насыпей применяют грунты, состояние которых под действием природных факторов не изменяется или изменяется незначительно, что не влияет на их порочность и устойчивость в земляном полотне. К таким грунтам относят: скальные неразмягчаемые породы, крупнообломочные, песчаные (кроме мелких и пылеватых), супеси крупные и легкие. Грунты глинистые, мелкие и пылеватые пески, размягчаемые скальные грунты также пригодны для возведения земляного полотна, но при этом необходимо учитывать некоторые ограничения. Кроме грунтов природного происхождения для отсыпки насыпей применяют отходы промышленности: золошлаковые материалы, отвалы горнодобывающей промышленности и др.
Дорожные одежды
Слой износа на усовершенствованных покрытиях капитального типа защищает покрытие от износа. Слой износа систематически возобновляется по мере истирания, устраивается из наиболее прочных и морозостойких материалов с таким количеством вяжущего материала, чтобы обеспечить шероховатость, но не в ущерб водонепроницаемости покрытия. Слой износа на покрытиях усовершенствованных облегченных выполняет роль временного защитного слоя. Временный защитный слой обеспечивает повышение устойчивости ещё не полностью сформировавшейся поверхности покрытия и основания в период формирования. Защитный слой можно устраивать из менее прочных материалов в сравнении с материалами, используемыми для устройства слоя износа. Если защитный слой периодически возобновляется, то он переходит в слой износа. Дорожное покрытие — верхний, наиболее прочный слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий нагрузку от транспортных средств. Дорожное покрытие может быть одно- и двухслойным. Верхний слой дорожного покрытия благодаря ровной поверхности обеспечивает необходимые транспортно-эксплуатационные качества дороги. Верхний слой дорожного покрытия подвергается непосредственному воздействию колес транспортных средств и атмосферных факторов, поэтому его устраивают из прочных каменных материалов с применением вяжущих. При малой интенсивности движения дорожные покрытия устраивают из местного грунта, обработанного вяжущим. Для повышения прочности на дорожных покрытиях из слабых каменных материалов устраивают тонкий слой износа из более прочных материалов, называемый защитным. Основание— несущая часть дорожной одежды, устраиваемая из каменных материалов или грунта, укрепленных вяжущим. Основание вместе с дорожным покрытием передает давление от транспортных средств на расположенные ниже дополнительные слои, а при их отсутствии — непосредственно на грунт земляного полотна. Дополнительные слои располагают между основанием и грунтом земляного полотна. Дополнительный слой оснований может быть дренирующим, выравнивающим, противозаиливающим, морозозащитным. Верхний слой земляного полотна, или подстилающий грунт, представляет собой тщательно уплотненный слой, на котором устраивают дорожную одежду. Подстилающий грунт должен быть достаточно прочным; в ряде случаев его укрепляют вяжущим. Все конструкции дорожных одежд принято подразделять по сопротивлению изгибу на жесткие (цементобетонные) и нежесткие. По конструкции слои дорожной одежды бывают из сыпучих материалов, уплотненных катками и движением транспортных средств, набирающие прочность в результате уплотнения и развития сил трения (расклинки), удерживающих отдельные частицы в слое; из асфальтобетонных и цементобетонных смесей, образующих монолит после укладки, уплотнения и твердения; сборные цементобетонные покрытия из плит. Типы дорожных покрытий регламентированы СНиП 2.05.02— 85 «Автомобильные дороги» исходя из категории дороги. На дорогах I, II категорий (в ряде случаев III и IV) устраивают усовершенствованные дорожные покрытия капитального типа цементобетонные (монолитные и сборные); асфальтобетонные из смесей, укладываемых в горячем состоянии; мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном или каменном основании; из смесей подобранного состава, обработанных битумом, с применением прочного щебня и вязкого битума. На дорогах III —V категорий при стадийном строительстве и на дорогах II, III категорий устраивают усовершенствованные облегченные дорожные покрытия: из горячих асфальтобетонных смесей, укладываемых в разогретом состоянии (кроме I дорожно-климатической зоны); из холодных асфальтобетонных смесей, укладываемых в холодном состоянии; устраиваемые по способу пропитки, полупропитки, смешения на дороге. К усовершенствованным облегченным отнесены также дорожные покрытия из прочного щебня (не содержащего зерен мельче 5 мм), обработанного битумом (дегтем) в установке, а также способом пропитки или полупропитки; из крупнообломочных материалов (с размером фракций до 40 мм); из песчаных или супесчаных грунтов, обработанных битумной эмульсией с цементом с обязательным устройством поверхностной обработки. На дорогах IV, V категорий, а при строительстве дорожных одежд в несколько стадий и на дорогах III —V категорий на первой стадии применяют дорожные покрытия переходного типа: щебеночные, гравийные, шлаковые, не обработанные вяжущим; из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими с добавкой или без добавки активных веществ; мостовые из булыжного и колотого камня. Дорожные покрытия низшего типа устраивают на дорогах V категории и на внутрикарьерных дорогах при стадийном устройстве дорожных одежд и на дорогах IV категории при первой очереди строительства. К дорожным покрытиям низшего типа относятся грунты, укрепленные или улучшенные разными местными скелетными материалами, покрытия лежневые, бревенчатые, сплошные и колейные.
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Современная автомобильная дорога представляет собой большой комплекс инженерных сооружений. Основными сооружениями дороги являются земляное полотно, дорожная одежда, водоотводные сооружения, путепроводы, тоннели, подпорные стены. К вспомогательным сооружениям условно можно отнести автомобильные станции, гаражи, заправочные, ремонтные, медицинские пункты, здания дорожной службы. К обустройству относят ограждения, дорожные знаки, озеленение, освещение, смотровые площадки и площадки отдыха. Основные сооружения На автомобильных дорогах строят водопропускные трубы, мосты, эстакады, путепроводы, тоннели, подпорные и защитные стены. Из этих сооружений наиболее распространены водопропускные трубы и малые мосты. Водопропускные трубы представляют собой простейшие водопропускные сооружения, которые предназначены для пропуска небольших объемов воды. Их устраивают на пересечениях автомобильной дорогой небольших ручьев, оврагов, лощин, по которым вода стекает только в период дождей и таяния снега; при этом исключено сужение проезжей части и не требуется изменение типа дорожного покрытия. Водопропускные трубы бывают круглого и прямоугольного сечения с отверстием не менее 0,75 м, многоочковые из уложенных рядом нескольких труб (обычно не более четырех). Применяют также водопропускные трубы из стальных гофрированных листов. Круглая водопропускная труба состоит из следующих элементов: фундамента, основных звеньев и оголовков, поддерживающих откосы насыпи и обеспечивающих плавный вход воды в трубу и выход из нее. Звенья представляют собой отдельные короткие отрезки, которые доставляют с заводов, производящих железобетонные изделия. Мосты бывают пешеходные, железнодорожные, автодорожные. В ряде случаев мосты строят совмещенными для пропуска автомобильного и железнодорожного транспорта одновременно. При этом движение обоих видов транспорта обеспечивают в одном или разных уровнях, а для пешеходов устраивают тротуары. В зависимости от условий службы мосты могут быть высоководные, разводные, наплавные. Существуют мосты с ездой поверху — проезжая часть расположена по верху пролетных строений; с ездой понизу — проезжая часть расположена по низу пролетных строений; с ездой посередине — проезжая часть расположена в пределах высоты пролетных строений. Различают мосты одно- и многопролетные. Однопролетные мосты не имеют промежуточных опор, у многопролетных их несколько. Сумма расстояний между внутренними гранями опор называется отверстием моста. Строительной высотой моста называется расстояние от поверхности дорожного полотна на мосту до самых нижних частей пролетных строений. Различают основные конструкции мостов: балочные, арочные, рамные, висячие. В балочных мостах пролетное строение представляет собой балку, лежащую на опорах. В арочных мостах арка криволинейной конструкции опирается своими концами на опоры. В рамных мостах пролетные строения жестко связаны с опорами, которые имеют шарнирное соединение с основаниями. В конструкциях рамных мостов пролетные строения работают совместно с опорами, что позволяет облегчить конструкцию моста. В висячих мостах пролетные строения подвешивают к гибкой цепи, укрепленной на высоких стойках опор. Концы гибкой цепи заделывают в специальные анкеры. Висячими мостами перекрывают большие и судоходные реки. Искусственные сооружения строят из железобетона, металла, бетона и дерева. Возможна комбинация этих материалов. Габаритом моста называется предельное поперечное очертание, за пределы которого не должны выступать элементы конструкции моста. Габарит моста обозначают буквой Г и числом, соответствующим ширине проезжей части в пределах моста в метрах. На дорогах 1 категории при наличии разделительной полосы к величине габарита добавляют ширину этой полосы, обозначаемую буквой С. Тротуары на мостах устраивают в зависимости от наличия пешеходного движения шириной не менее 1 м. Если пешеходного движения нет, вместо тротуаров устраивают защитные полосы с каждой стороны проезжей части шириной по 0,25 м. Комплекс сооружений на пересечении автомобильной дороги водных и других препятствий называется мостовым переходом. В мостовой переход входят мост, подходы, незатопляемые насыпи. Мостовой переход располагают в пределах полной ширины возможного разлива воды на повышенных частях речной долины — поймы, которая затопляется периодически во время стока талых вод или в некоторых районах при особенно сильных ливнях. Наиболее глубокая часть долины, по которой сток осуществляется круглогодично, называется руслом реки. Переходы через водотоки классифицируют по типам искусственных сооружений. Для пересечения водотока могут быть применены мост, тоннель, паром. В горной местности для пересечения ущелий или оврагов глубиной более 20...25 м строят виадуки, которые служат не только для пропуска воды, но и заменяют насыпь там, где ее устраивать очень трудно или даже невозможно. Для пересечения улицы, железной или автомобильной дороги сооружают путепровод. Длинные путепроводы, построенные для того, чтобы поднять дорогу на определенный уровень и оставить под ним пространство для проезда или других целей, называют эстакадами.
Вспомогательные сооружения
Современная автомобильная дорога должна иметь комплексы зданий и сооружений для функционирования самой дороги, удовлетворения потребностей проезжающих людей, создания им комфортных условий, а также для обслуживания транспортных средств. Для организации служб по содержанию и ремонту, обслуживанию участников движения грузовых и пассажирских перевозок, автомобильные дороги должны иметь соответствующие здания и сооружения. Дорожной службе необходимы комплексы зданий и сооружений для управления дорог, основного и низового звеньев службы, жилые дома рабочим и служащим, производственные базы, пункты обслуживания мостов, переправ, тоннелей и галерей, устройства технологической связи. Для обслуживания транспортных средств и участников движения на дорогах строят здания и сооружения, которые входят в состав служб автотранспорта, сервиса и ГИБДД. Автотранспортной службе необходимы здания и сооружения по обслуживанию грузовых перевозок - грузовые автостанции, контрольно-диспетчерские пункты; здания и сооружения обслуживания для организованных пассажирских перевозок - автостанций и автовокзалы, автобусные остановки и павильоны; для обслуживания участников движения в пути, так называемый дорожный сервис, - мотели, кемпинги, площадки отдыха и для кратковременной остановки автомобилей, пункты питания и торговли, автозаправочные станции (АЗС) и станции технического обслуживания (СТО), пункты мойки автомобилей на въездах в город, устройства аварийно-вызывной связи; для службы государственной автомобильной инспекции (ГИБДД) - линейные сооружения по контролю движения. Для организации грузовых перевозок на крупных автомобильных дорогах создают грузовые станции транспортно-экспедиционные предприятия по группировке, сортировке, погрузке-разгрузке, формированию и управлению грузовыми перевозками. Грузовые станции размещают в населенных пунктах, при товарных станциях железных дорог, в местах перегрузки. Они должны иметь склады, погрузочно-разгрузочные устройства, мастерские для мелкого ремонта автомобилей, пункты питания и отдыха водителей, служебные помещения для эксплуатационных операций. В последние годы все более широкое применение находит система комплексного транспортно-эксплуатационного обслуживания в виде терминальных перевозок грузов. Суть такой системы состоит в создании сети грузообразующих и грузопоглощающих пунктов - грузовых автостанций, терминалов, контейнерных площадок и разделении перевозочного процесса на три фазы; завоз грузов на терминалы и развоз их оттуда получателям; формирование и расформирование крупных отправок, хранение и подсортировка по направлениям доставки мелких партий грузов; перевозка грузов между терминалами. Для организации таких перевозок создают узловые терминальные станции, имеющие складские помещения, контейнерные площадки, а также погрузочно-разгрузочные сооружения и оборудование. На дорогах I — III категорий создают контрольно-диспетчерские пункты, которые располагают вблизи мест возможного получения грузов для загрузки попутных негруженых транспортных средств. Эффективность грузового и пассажирского обслуживания во многом зависит от наличия станций технического обслуживания (СТО). На дорогах I категории их устраивают с двух сторон, а на дорогах II и III категорий-с одной стороны земляного полотна. Число постов на станциях принимают от одного до восьми в зависимости от интенсивности движения и расстояния между ними. При интенсивности более 20000 авт./сут. число постов определяют расчетом. Неотъемлемой частью дорожного сервиса являются автозаправочные станции (АЗС), пункты мойки и площадки для стоянки автомобилей, смотровые эстакады или смотровые канавы. Мощность АЗС (число заправок в сутки) и расстояние между ними принимают по СНиП 2.05.02-85 в зависимости от интенсивности движения. На дорогах I категории АЗС устраивают двусторонними, а на дорогах II -IV категорий - односторонними. В городах и крупных транспортных узлах размещают автовокзалы с залами ожидания, кассовыми залами, комнатами отдыха, камерами хранения, буфетами, узлами связи, аптечными и газетными киосками, туалетами и т.д. В промежуточных населенных пунктах с учетом размера пассажирского движения создают автобусные станции I, II, III или IV класса, которые различаются размерами и набором помещений. Автобусные остановки на дорогах I — III категорий устраивают не чаще чем через 3 км, а в курортных районах и густонаселенной местности - через 1,5 км. Принципы размещения, планировку и размеры автобусных остановок следует принимать согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования». Автобусные остановки размещают на прямых участках и кривых в плане радиусом не менее 1000 м для дорог I и II категорий, 600 м - для дорог III категории с уклоном не более 40о/оо. На подъемах автобусные остановки располагают на вершине подъемов с устройством уширений или на расстоянии 250 м до начала подъема. На дорогах I категории остановки должны быть одна против другой с устройством подземного или надземного перехода и установкой барьера на разделительной полосе. На дорогах II-V категорий остановки смещают по ходу движения: для дорог II и III категорий - на 100-120 м, для дорог IV и V категорий - не меньше чем на 30 м. На междугородных дорогах в зоне автобусных остановок устраивают переходно-скоростные полосы. Остановочные площадки на дорогах I-б - III категорий устраивают по типу закрытого кармана или полукармана и отделяют от проезжей части разделительной полосой, островками или линиями разметки, а на дорогах I-а категории располагают вне пределов земляного полотна и отделяют от проезжей части разделительной полосой. Дорожный сервис предусматривает также бытовое, продовольственное, торговое, медицинское, культурное обслуживание водителей и пассажиров. Основу бытового обслуживания составляет комплекс зданий и сооружений, включающих мотели и кемпинги, оборудованные всем необходимым для отдыха проживающих. Мотели предназначены для продолжительного отдыха водителей и пассажиров, работают круглый год, кемпинги - для продолжительного отдыха водителей и пассажиров, как правило, в теплый период года. Мотели и кемпинги обычно располагают в живописной местности, расстояние между ними не должно превышать 500 км. Продовольственное обслуживание включает сеть ресторанов, столовых, кафе, буфетов или продуктовых ларьков, а торговое обслуживание - пункты торговли (киоски, павильоны, торговые автоматы), в которых продают туристические принадлежности, предметы личной гигиены и т.д. Обязательной частью дорожного сервиса является медицинское обслуживание. Медицинская помощь участникам дорожного движения может быть оказана медицинскими учреждениями, расположенными на небольшом удалении от дороги; работниками ГИБДД, автотранспортных и дорожных организаций, имеющими аптечки для оказания первой медицинской помощи. Медицинские пункты создают при автовокзалах, автобусных станциях, станциях технического обслуживания, в населенных пунктах. Они обязаны оказывать также скорую медицинскую помощь по вызову ГИБДД или травмированным пассажирам на месте возникновения ДТП. В связи с развитием международного автотуризма необходимо оборудовать и обустраивать пограничные переходы на автомобильных дорогах. Линейные посты ГИБДД размещают на дорогах в соответствии со специальными требованиями. У постов ГИБДД устраивают площадку для остановки не менее 10 автомобилей, которую располагают за помещением поста по ходу движения. Пост ГИБДД должен иметь диагностическую станцию контроля технического состояния автомобилей на соответствие требованиям ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Эффективная эксплуатация дорог немыслима без хорошо организованной связи. Дорожная служба объединяет много организаций, между которыми ежечасно может возникнуть потребность в связи, вызванная ДТП, стихийным бедствием, производственной необходимостью. Особо остро потребность в срочной связи возникает в период заносов, гололеда, оползней, паводков. При этом весьма необходимой является связь с машинистами дорожных машин. С ростом интенсивности движения увеличивается роль связи в организации дорожного движения, в принятии быстрых решений по
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.102 (0.02 с.) |