Оценка уровня загрязнения почв в придорожной полосе автотранспортными выбросами свинца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка уровня загрязнения почв в придорожной полосе автотранспортными выбросами свинца



 

При работе двигателей автомобилей в воздух с газооб­разными компонентами попадают аэрозольные и пылевид­ные частицы, среди которых соединения свинца и углерода (сажи) составляют основную долю. Наибольшую опасность для окружающей среды представляют соединения свинца, образующиеся при работе двигателей сгорания на этилиро­ванном бензине.

Соединения свинца употребляются в качестве антидетонирующей добавки в этилированном бензине марки А-76 в ко­личестве 0,17 г на кг топлива и марки А-92 в количестве 0,37 г на кг топлива.

Хорошо известно, что опасность накопления соединений свин­ца в почве обусловлена доступностью его растениям и перехо­дом по звеньям пищевой цепи в животных, птиц и человека.

В расчетной оценке уровня загрязнения почв свин­цом полагается, что

20 % общего количества соединений свин­ца разносится в атмосфере в виде аэрозолей, 80 % выпадает в виде твердых частиц размером до 25 мкм и водораствори­мых соединений на поверхности земель, прилегающих к до­роге. Эти соединения накапливаются в почве на глубине па­хотного слоя или на глубине фильтрации дождевых осадков.

Оценка загрязнения придорожных земель выбросами свин­ца автомобильным транспортом проводится путем расчетного определения уровня загрязнения поверхностного слоя почвы, который определяется по формуле

 

Pc=Pn/(h-P), (6)

 

где Рс- уровень загрязнения поверхностного слоя почвы свинцом, мг/кг;

h- толщина почвенного слоя (в метрах), в котором распо­лагаются выбросы свинца, для пахотных земель принимается 0,2 м, для остальных угодий - 0,1 м;

Р- плотность почвы, кг/м3;

Рп-отложение свинца на поверхности земли (мг/м3), опре­деляемое по формуле

 

Рп =0,4*K1*UV*TР*PЭ, (7)

 

где: К1 - коэффициент, учитывающий расстояние от проез­жей части (К1=0,1);

UV - коэффициент, зависящий от силы и направления вет­ров, принимается равным отношению площади розы ветров со стороны дороги, противоположной рассматриваемой зоне к общей площади;

ТР - расчетный срок эксплуатации дороги в сутках, принима­ется равным 7300 суток, что соответствует 20-летнему про­гнозному сроку;

РЭ - мощность эмиссии свинца.

Мощность эмиссии свинца при данной среднесуточной ин­тенсивности движения автомобилей определяют по формуле

 

Рэпо*mрт*∑(Gii*Ni), (8)

 

где Рэ - измеряется в мг/м в сутки;

Кп=0,74 - коэффициент пересчета единиц измерения;

mр - коэффициент, учитывающий дорожные и автотранс­портные условия, принимается в зависимости от средней ско­рости потока;

Ко=0,8 - коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе выпуска отработавших газов;

Кт - коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в виде твердых частиц в общем объеме выбросов;

Gi- средний эксплуатационный расход топлива для соответ­ствующей марки автомобиля, л/км;

Ni - среднесуточная интенсивность движения автомобилей соответствующей марки;

Рi- содержание добавки свинца в топливе, применяемом на автомобиле рассматриваемого типа, г/кг.

Полученные расчетом уровни загрязнения почвы свинцом сопоставляют с общесанитарным показателем, который равен 32 мг/кг.

 

6.2. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха

 

Оценка уровня загрязнений производится для оксидов азо­та (NOx), оксида углерода (СО), углеводородов (СхНх), соеди­нении свинца (РЬ) на различном удалении от дороги. Мощ­ность эмиссии первых трех компонент для каждого газооб­разного загрязнителя вычисляется по формуле

 

q = 2,06*10-4*m*(∑Gik*Nik*Kk + ∑Gid*Nid*Kd), (9)

 

где i - индекс суммирования (тип автомобиля);

q - мощность эмиссии данного вида загрязнений от транс­портного потока на конкретном участке дороги, г/(мс);

m - коэффициент, зависящий от средней скорости транс­портного потока (m = 0,1);

Gik- средний эксплуатационный расход топлива для данно­го типа карбюраторных автомобилей, л/км;

Gid- то же, для дизельных автомобилей, л/км;

Nik- перспективная расчетная интенсивность движения каж­дого типа карбюраторных автомобилей, авт/час;

Nid - то же, для дизельных автомобилей, авт/час;

Кк и Kd - коэффициенты, принимаемые для данного ком­понента загрязнения для карбюраторных и дизельных двига­телей.

Мощность эмиссии в воздушную среду соединений свинца в виде аэрозолей определяется по формуле

 

qpb = 2,06*10-70 *mp –Kг -(∑Gik *Nik *Pik), (10)

 

где q - мощность эмиссии в воздушную среду соедине­ний свинца от транспортного потока, г/(мс);

глр- коэффициент, учитывающий дорожные условия и за­висящий от средней скорости потока;

К0 - 0,8 - коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе выпуска отработавших газов;

Кг - 0,2 - коэффициент, учитывающий долю выбрасывае­мого свинца в виде аэрозолей в общем объеме выбросов;

Pik - содержание добавки свинца в топливе, применяемом в автомобилях.

 

6.3. Оценка уровня шумового воздействия автотранспорта

 

Эквивалентный уровень транспортного шума в придорож­ной полосе определяется по формуле

 

LЭKB = LTРП + ∆LV + ∆Li + ∆Ld + ∆Lk + ∆LДИЗ - (∆LL • Kp), (11)

 

где LТРП - уровень шума на расстоянии 7,5 м от оси ближ­ней полосы движения, дБА.

LТРП = 50 + 8,8*lgN. (12)

 

Кр=1,1 - коэффициент, учитывающий тип поверхности меж­ду дорогой и точкой замера (зеленый газон).

Уровень шума в зависимости от расстояния от крайней по­лосы движения будет изменяться в соответствии с уменьше­нием величины ∆LL.

Предельно допустимый уровень шума для территорий сель­скохозяйственного назначения - 50 дБА.

В процессе строительства дороги существенные шумовые воздействия на окружающую среду оказывают строительно-дорожные машины. Такое воздействие будет осуществляться только в дневное время и на ограниченных участках, связан­ных непосредственно со строительством на конкретном учас­тке дороги. Для снижения уровней шума на строительных пло­щадках необходимо использовать шумозащитные кожухи на излучающих интенсивный шум агрегатах, а также переносные временные шумозащитные экраны. Шум от работы дорожных машин в среднем на 25...30 дБа больше, чем при движении транспортного потока. Одна­ко такое интенсивное шумовое воздействие носит вре­менный характер.

 

6.4. Сохранение плодородия земель

 

При сооружении земляного полотна автомобильных дорог важнейшей задачей является сохранение плодородного слоя почвы, который представляет собой сложную органоминеральную систему, требующую для своего существования оп­ределенных условий. На каждом гектаре почвенного слоя со­держится более 1 т бактериальной биомассы, обеспечиваю­щей жизнедеятельность множества растительных и животных организмов, дающих около 90 % продуктов питания челове­ку. Эти весьма ценные плодородные качества почв уничтожа­ются при несоблюдении природоохранных мероприятий в про­цессе возведения земляного полотна.

При выполнении подготовительных работ и сооружении земляного полотна необходимо провести следующие мероп­риятия:

- расчистку дорожной полосы и площадей для дорожных сооружений в строго отведенных границах (а в залесенных участках - лишь в зимнее время), размещение лесосечных складов, трелевочных волоков в пределах отведенной дорож­ной полосы;

- снятие, сохранение плодородного слоя почвы и исполь­зование его в сельском хозяйстве;

- недопущение размывов, оползней, эрозии.

В процессе возведения земляного полотна можно выявить следующие виды нарушения почв:

а) эрозия почв (неудовлетворительное ведение работ, инженерной подготовки и др.);

б) уплотнение почв (выполнение строительно-монтажных, транспортных и заготовительных работ);

в) разрушение почвенной структуры (использование дорожной техники без достаточного учета физико-механических свойств плодородного слоя);

г) заболачивание (изменение водного режима земель из-за необеспеченности водоотвода или поднятия грунтовых вод);

д) иссушение (например, связанное с понижением уровня
грунтовых вод);

е) оползни (отрыв и перемещение вниз по склону земля-
ных масс).

Все эти факторы должны учитываться при проектировании земляного полотна, выборе средств механизации, а также тех­нологии и организации работ.

Если весьма ценные плодородные качества почв сравни­тельно легко и быстро уничтожаются, то процесс восстанов­ления плодородия почв очень сложен и длителен, например, чтобы воссоздать слой плодородной почвы толщиной 10 см требуется около 100 лет.

Снятие плодородного слоя почвы производится, как пра­вило, в талом состоянии в теплый и сухой период года. Пло­дородный слой почвы снимают как с территорий постоянно­го отвода, занимаемых дорожной конструкцией и искусст­венными сооружениями, так и с территорий, отводимых во временное пользование для размещения временных зда­ний и сооружений, карьеров и резервов, отвалов материа­лов и др.

При подготовке территории под земляное полотно с уст­ройством притрассовых боковых резервов или без них пло­дородный слой почвы сдвигают в валы на границе полосы отвода. В дальнейшем плодородный грунт используют для

рекультивации притрассовых боковых резервов, для укреп­ления откосов земляного полотна, а также для рекультивации сосредоточенных карьеров, временных дорог, повышения плодородия малопродуктивных угодий и других сельскохозяй­ственных целей.

 

6.5. Рекультивация земель

 

Вопросы рекультивации земель сравнительно недавно стали обязательными элементами проекта организации строительства дорог. Все работы по рекультивации проводят в два этапа: тех­нический и биологический.

Техническая рекультивация выполняется непосредственно в процессе выполнения земляных работ или сразу же после ос­вобождения временно занимаемых земель. Она включает сня­тие и хранение плодородного слоя почвы, вертикальную плани­ровку нарушенных земель, откосов, мероприятия по предотвра­щению водной и ветровой эрозии, нанесению плодородного слоя почвы и т.п. Все эти работы не отличаются особой спецификой и поэтому выполняются организацией, строящей дорогу.

Биологический этап включает агрохимические мероприятия по восстановлению плодородия нарушенных земель, а также не­посредственное возвращение земель к первоначальному виду. Эти работы отличаются большой специфичностью и зависят от назначения рекультивируемых земель (пашня, лесопосадки, вы­гоны). Биологическую рекультивацию выполняют землепользо­ватели за счет средств предприятий, организаций и учрежде­ний, проводивших на этих землях работы, связанные с наруше­нием почвенного покрова.

На основе общих требований по восстановлению плодородия земель с учетом способов обработки почв и процесса роста сель­скохозяйственных культур и других растений установлены следую­щие требования к рекультивируемым территориям.

1. Поперечные уклоны восстанавливаемых рекультивацией земель должны обеспечить устойчивость земли против водной эрозии. Для большинства разновидностей почв допускаемым ук­лоном рекультивации i можно принимать i < 100%о при шири­не рекультивируемой полосы 10...30 м. При рекультивации под пастбища и сенокосы допускается уклон рекультивации до 20...40%о, при рекультивации под водоем допускается заложе­ние откоса - 1:4.

2. Равенство урожайности приведенной рекультивирован­ной земли и основного поля. Основным показателем этого требования является толщина плодородного слоя hn, которая должна быть не меньше толщины плодородного слоя почвы основного поля h0.

3. Максимальное удобство обработки земель под все виды сельскохозяйственных культур всеми видами сельскохозяйствен­ных машин.

4. Соблюдение условий водно-теплового режима земляно­го полотна.

На основе накопленного дорожными организациями опыта перечень работ по рекультивации нарушенных земель включа­ет следующее:

- подготовка поверхности для снятия растительного слоя (удаление кустарника, пней, камней и др.);

- снятие плодородного слоя почвы;

- погрузка и транспортировка плодородного грунта на ре­культивируемую поверхность;

- уположивание рекультивируемой поверхности с таким расчетом, чтобы была возможность провести биологическую рекультивацию;

- внесение удобрений, посев многолетних трав, кустарни­ков, деревьев.

Для выполнения работ рекультивации могут быть использо­ваны различные типы землеройно-транспортных машин. Наи­более благоприятным периодом для выполнения работ являет­ся весенне-летний период.

В равнинной и слабо пересеченной местности рекультива­цию земель, занятых боковыми резервами, осуществляют по дуге параболы и касательной к ней линии допустимого уклона, что наиболее просто выполнить в процессе возведения земляного полотна бульдозером или автогрейдером.

Рекультивацию притрассовых боковых резервов глубиною более 1,0 м можно производить по одной из предлагаемых схем:

- засыпкой привозным инертным материалом с последующей укладкой на него плодородного слоя почвы;

- уположение внешнего откоса резерва с использованием грунта с прилегающей к резерву территории.

Техническую рекультивацию сосредоточенных карьеров и резервов производят по схемам, аналогичным при рекультива­ции притрассовых боковых резервов, т.е. путем засыпки выра­ботанного пространства материалами отвалов вскрыши или выполаживанием откосов выработки. При сельскохозяйственном направлении рекультивации плодородный слой почвы лучше укладывать не сразу после засыпки карьера, а после использо­вания спланированной территории под сенокосы или пастбища в течение двух-трех лет. При этом перед укладкой плодородного слоя почвы должно быть проведено рыхление или вспашка спланированной поверхности. Толщина плодородного слоя по­чвы должна быть не менее 20...50 см, если рекультивируемая территория будет использоваться под пашню.

Заполнение выработанного пространства карьеров можно производить также промышленными и бытовыми отходами с последующей засыпкой отходов плодородной почвы толщиной не менее 10 см. Создание растительного покрова производится посевом многолетних трав.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.034 с.)