Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религия, секуляризация и социальные измененияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как мы видели, одной из идей, общих для теоретиков социологической науки, была уверенность в том, что традиционная религия в современном мире будет становиться все более и более маргинальным явлением. И Маркс, и Дюркгейм, и Вебер — все они были убеждены, что по мере того, как общества будут модернизироваться и больше полагаться на науку и технологию, чтобы контролировать и объяснять социальный мир, неизбежно произойдет процесс секуляризации. Секуляризация обозначает процесс, посредством которого религия утрачивает свое влияние на различные сферы социальной жизни. Споры по поводу тезиса секуляризации — одна из самых сложных областей в социологии религии. Их суть в самых общих словах: существует расхождение во взглядах между сторонниками тезиса о секуляризации, которые согласны с отцами-основателями социологии и считают, что религия утрачивает власть и значение в современном мире, — и противниками секуляризации, которые утверждают, что религия остается значительной силой, хотя часто приобретает новые и непривычные формы. Критерии секуляризации Секуляризация представляет собой сложное социологическое понятие отчасти потому, что существует много разногласий относительно Глава 17. Религия
параметров этого процесса. Более того, многие социологи используют определения религии, никак не сопоставимые друг с другом — так, если одни утверждают, что религию лучше всего можно понять, основываясь на традиционной церкви, то по мнению других необходимо придерживаться более широкого понимания религии, которое охватывало бы и индивидуальную религиозность, и глубокую приверженность к определенным ценностям. Эти различия в понимании религии, несомненно, оказывают влияние на доводы за и против секуляризации. Секуляризацию можно оценивать, исходя из ряда аспектов или параметров. Некоторые из них по свой природе объективны, как, например, численность членов религиозных организаций. Статистические данные и официальные отчеты могуг засвидетельствовать, сколько людей принадлежит к церкви или другой религиозной организации и активно посещает богослужения и другие церемонии. Как мы увидим исходя из этого показателя, все индустриальные страны, за исключением Соединенных Штатов, претерпели значительную секуляризацию. Та модель религиозного упадка, которую мы наблюдаем в Великобритании, обнаруживается в большинстве стран Западной Европы, в том числе в таких католических странах, как Франция или Италия. Регулярно посещают церковь и принимают участие в главных ритуалах (таких, как празднование Пасхи) больше итальянцев, чем французов, однако в обоих случаях сходной является общая модель — уменьшение соблюдения религиозных обрядов. Второй критерий секуляризации касается того, насколько церкви и другие религиозные организации сохраняют свое социальное влияние, богатство и престиж. В прежние времена религиозные организации могли оказывать значительное влияние на правительства и социальные органы и имели в обществе высокий авторитет. Насколько такое положение сохраняется в наши дни? Ответ на этот вопрос ясен. Даже если мы ограничимся настоящим столетием, мы видим, что религиозные организации утратили многое из того социального и политического влияния, которым они обладали раньше, и эта тенденция носит общемировой характер, хотя существуют и некоторые исключения. Церковные лидеры уже не могут сейчас ожидать, что автоматически смогут оказать воздействие на тех, кто обладает вла- стью. В то время как некоторые традиционные церкви по-прежнему обладают большими богатствами, по каким бы стандартам его ни измерять, а новые религиозные движения могут быстро приобретать богатства, материальное положение многих давно существующих религиозных организаций нестабильно. Церкви и храмы вынуждены распродавать свое имущество или находятся в состоянии разрухи. Третий критерий секуляризации связан с верованиями и ценностями. Мы называем этот параметр религиозностью. Посещаемость церкви и степень общественного влияния церквей, совершено очевидно, не являются с неизбежностью прямым выражением верований и идеалов, которых придерживаются люди. Многие верующие люди не посещают регулярно богослужения и не принимают участия в публичных церемониях, наоборот, регулярность посещения церкви и участия в церемониях не всегда свидетельствует о прочности религиозных убеждений — люди могут ходить в церковь по привычке или потому, что это ожидается от них в их общине. Как и в отношении других критериев секуляризации, для того чтобы уяснить, насколько сократилась религиозность в наши дни, необходимо глубоко понять прошлое. Сторонники тезиса о секуляризации утверждают, что в прошлом религия была гораздо более важной для повседневной жизни людей, чем она является сегодня. Церковь была в центре всех местных событий и оказывала сильное влияние на жизнь семьи и отдельного человека. Вместе с тем критики тезиса о секуляризации оспаривают это утверждение, заявляя, что тот факт, что раньше люди посещали церковь более регулярно, еще отнюдь не доказывает, что они были более религиозны. Во многих традиционных обществах, включая средневековую Европу, приверженность к религиозной вере была в повседневной жизни менее сильной и менее важной, чем можно было бы предположить. Исследования английской истории показывают, например, что среди простых людей распространено было обычно не слишком ревностное отношение к религиозным верованиям. В большинстве культур, особенно в более крупных традиционных обществах, по-видимому, всегда встречались религиозные скептики (Ginzburg 1980). И тем не менее, нет никаких сомнений в том, что влияние религиозных идей сейчас в целом меньше, чем это было в традици- Религия, секуляризация и социальные изменения
онном мире — особенно если мы включим в понятие «религия» всю совокупность сверхъестественных явлений, в которые верили люди. Большинство из нас просто больше не воспринимает окружающий мир как пронизанный божественными или духовными сущностями. Некоторые из главных горячих точек в современном мире — подобные зонам конфликтов на Ближнем Востоке и на Балканах — возникли преимущественно или по крайней мере частично из-за религиозных расхождений. Однако большинство конфликтов и войн имеет сейчас главным образом мирскую, нерелигиозную природу и связано с различием политических убеждений или экономических интересов. Имея в виду три указанных критерия секуляризации, рассмотрим теперь некоторые недавние тенденции в религии в Великобритании и Соединенных Штатах и попытаемся определить, поддерживают ли они или опровергают идею секуляризации. Религия в Соединенном Королевстве Преобладающая часть взрослого населения Be- • ликобритании считает себя принадлежащими к той или иной религиозной организации. Только около 5 % британцев заявляют, что не относятся ни к одной религии. Почти 70 % всего населения признают себя приверженцами англиканской церкви, даже несмотря на то, что большинство из них в действительности посещали церковь, если вообще посещали, лишь несколько раз в своей жизни. Кроме англиканской церкви, пресвитерианской церкви Шотландии и католической церкви, в число религиозных групп, существующих в Великобритании, входят иудеи, мормоны, мусульмане, сикхи и индуисты. Среди более мелких сект — Плимутская братия, Растэфэриане2) и Миссия Божественного Света. Поскольку вопросы, касающиеся религии, не задавались во время переписи с 1851 г., трудно составить точное мнение о величине религиозных деноминаций Великобритании. ^Растэфэриане — религиозный культ, возникший первоначально на острове Ямайка и провозглашающий землей обетованной Африку, а своим мессией бывшего короля Эфиопии Хайле Сслассие Первого (убитого в 1976 г.), имя которого дало название культ)-: до коронации Хайле Селассие был принцем (по-амхарскп ras) Тэфэрн. - Прим. иерее. Такое положение должно измениться — во время переписи 2001 г. жителей Великобритании попросят, в дополнение к другим сведениям о себе, сообщить о своей религиозной принадлежности. Это позволит представить гораздо более детальную картину соотношения религии в Великобритании, поскольку современные Подсчеты основаны на информации, полученной от отдельных деноминаций. Материалы переписи должны также дать более точную оценку мусульманского населения Великобритании, которое оценивается цифрами между' 1 и 3 млн чел. Согласно Исследованию социальных установок в Великобритании 1998 г., многие жители Великобритании заявляют о своей вере в то или иное божество (см. табл. 17.2). 21 % респондентов выразили согласие с утверждением: «Я знаю, что Бог действительно существует, у меня в этом нет сомнений». Только один из каждых десяти сказал, что не верит в Бога совсем. Половина опрошенных ответили, что они «возможно» или «определенно» верят в загробную жизнь (HMSO 2000). Имеются показания меняющихся моделей традиционных и нетрадиционных верований. Хотя многие люди еще заявляют, что верят в Бога или в некоторое высшее существо, гораздо меньшее их число реально посещает церковь. Согласно переписи 1851 г., около 40 % взрослого населения Англии и Уэльса посещали церковь каждое воскресенье; к 1900 г. их число сократилось до 35 %, к 1950 г. — до 20%, а в наши дни их общее число приближается к 10%. В 1980-е гг. основные конфессии в Великобритании лишились в среднем 5 % своей паствы, причем наибольший урон (8%) понесла римско-католическая церковь (HMSO 1992). В 1997 г. у англиканской церкви наблюдалось падение среднего числа верующих, посещавших воскресные службы, до цифры ниже 1 млн чел., впервые за все время существования церкви. Указанный процесс протекал, однако, несколько неравномерно. Существует, например, различие между тринитарными и нетринитар-ными церквями. "финитарные церкви, к числу которых среди прочих относятся англикане, католики, методисты и пресвитериане, признают единство Бога в трех лицах. Членство в тринитарных церквях сократилось с 8,8 млн в 1970 г. до 6,5 млн в 1994 г. Напротив, в тот же период наблюдался рост членов нетринитар-ных церквей, таких как мормоны и Свидетели Глава 17. Религия Таблица 17.2 Вера в Бога (в процентах). Великобритания. 1998 г. Я знаю, что Бог действительно существует, и я в этом не сомневаюсь Я чувствую, что действительно верю в Бога, хотя и испытываю некоторые сомнения Иногда я чувствую, что верю в Бога, но не всегда Я не верю в персонифицированного Бога, но верю в некоторую Высшую Силу Я не знаю, существует ли Бог, и не верю, что это можно достоверно установить тем или иным способом Я не верю в Бога Не дали ответа Всего Респондентам задавали вопрос, какое из утверждений ближе всего соответствует их отношению к Богу. Источник: British Social Attitudes Survey, National Centre for Social Research. From Social Trends. 30. 2000. P. 219. Crown copyright. Иеговы (см. табл. 17.3). Росла также посещаемость церквей й религиозных служб среди этнических меньшинств. Последователей в Be-. ликобритании привлек также ряд новых религиозных движений (см. раздел «Новые религиозные движения» на с. 482-485). Существует отчетливо определимая модель в отношении к религии в Соединенном Королевстве, обусловленная возрастом, полом, классом и географическим местом проживания. Обычно пожилые люди религиознее тех, кто относится к более молодым возрастным группам. Среди молодых людей посещаемость церквей достигает пика в возрасте пятнадцати лег, после чего средний уровень посещаемости церкви сокращается, пока люди не достигают тридцати и сорока лет, когда их религиозные чувства снова усиливаются; после этого посещаемость церкви увеличивается по мере увеличения возраста. Женщины, как правило, чаще вовлекаются в лоно церковных организаций, чем мужчины. В англиканских церквях это преобладание женщин лишь незначительно, но в приходах церкви Христианской науки, например, число женщин в четыре раза превышает число мужчин. В целом посещаемость церкви и открытое выражение религиозных чувств чаще встречаются среди более состоятельных людей, чем среди бедных групп населения. Англиканская церковь получила название «консервативная партия за молитвой», и в этом до сих пор есть доля истины. Среди католиков обычно больше представителей рабочего класса. Классовая ориентация проявляется в моделях голосования на выборах: англикане обычно голосуют за консерваторов, а католики за лейбористов, как и многие методисты; методизм первоначально был тесно связан с возникновением лейбористской партии. Число членов религиозных организаций широко варьируется также в зависимости от того, где именно люди живут: так, церковь посещают 35 % взрослого населения Мерсисайда и 32 % населения Ланкашира по сравнению с только 9 % в Хамберсайде и 11 % в Ноттингемшире. Одной из причин этого является иммиграция — в Ливерпуле проживает много ирландских католиков, Северный Лондон является местом средоточия иудеев, а Брэдфорд - мусульман и сикхов. Если исходить из тех последствий, которые религиозные различия имеют для повседневной жизни людей, то сильнее, чем где-либо еще в Великобритании, они выражены в Северной Ирландии. В происходящих там столкновениях протестантов и католиков участвует только незначительное меньшинство приверженцев той и другой веры, но эти конфликты часто носят жестокий и кровавый характер. Роль религии в конфликте в Северной Ирландии нелегко отделить от переплетения других факторов, вызывающих антагонизм; среди католиков распространена вера в «объединенную Ирландию», которая возникнет, когда Эйре и Северная Ирландия станут единым государством, протестанты же идею «объединенной Ирландии» отвергают. Как бы то ни было, политические соображения и националистические идеи играют в этом конфликте важную роль наряду с религиозными верованиями. Религия, секуляризация и социальные изменения Таблица 17.3 Принадлежность к церквям в Соединенном Королевстве (в миллионах)
Источник: Christian Research. From Social Trends, 1996. Crown copyright.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.60 (0.017 с.) |