Религия, секуляризация и социальные изменения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия, секуляризация и социальные изменения



Как мы видели, одной из идей, общих для теоретиков социологической науки, была уве­ренность в том, что традиционная религия в современном мире будет становиться все бо­лее и более маргинальным явлением. И Маркс, и Дюркгейм, и Вебер — все они были убежде­ны, что по мере того, как общества будут мо­дернизироваться и больше полагаться на науку и технологию, чтобы контролировать и объяс­нять социальный мир, неизбежно произойдет процесс секуляризации. Секуляризация обо­значает процесс, посредством которого рели­гия утрачивает свое влияние на различные сферы социальной жизни.

Споры по поводу тезиса секуляризации — одна из самых сложных областей в социоло­гии религии. Их суть в самых общих словах: су­ществует расхождение во взглядах между сто­ронниками тезиса о секуляризации, которые согласны с отцами-основателями социологии и считают, что религия утрачивает власть и значение в современном мире, — и против­никами секуляризации, которые утверждают, что религия остается значительной силой, хо­тя часто приобретает новые и непривычные формы.

Критерии секуляризации

Секуляризация представляет собой сложное социологическое понятие отчасти потому, что существует много разногласий относительно



Глава 17. Религия


 


параметров этого процесса. Более того, мно­гие социологи используют определения рели­гии, никак не сопоставимые друг с другом — так, если одни утверждают, что религию лучше всего можно понять, основываясь на традици­онной церкви, то по мнению других необхо­димо придерживаться более широкого пони­мания религии, которое охватывало бы и ин­дивидуальную религиозность, и глубокую при­верженность к определенным ценностям. Эти различия в понимании религии, несомненно, оказывают влияние на доводы за и против секуляризации.

Секуляризацию можно оценивать, исходя из ряда аспектов или параметров. Некоторые из них по свой природе объективны, как, например, численность членов религиозных организаций. Статистические данные и офи­циальные отчеты могуг засвидетельствовать, сколько людей принадлежит к церкви или другой религиозной организации и активно посещает богослужения и другие церемонии. Как мы увидим исходя из этого показателя, все индустриальные страны, за исключением Соединенных Штатов, претерпели значитель­ную секуляризацию. Та модель религиозного упадка, которую мы наблюдаем в Великобри­тании, обнаруживается в большинстве стран Западной Европы, в том числе в таких като­лических странах, как Франция или Италия. Регулярно посещают церковь и принимают участие в главных ритуалах (таких, как празд­нование Пасхи) больше итальянцев, чем фран­цузов, однако в обоих случаях сходной явля­ется общая модель — уменьшение соблюдения религиозных обрядов.

Второй критерий секуляризации касается того, насколько церкви и другие религиозные организации сохраняют свое социальное влия­ние, богатство и престиж. В прежние време­на религиозные организации могли оказывать значительное влияние на правительства и со­циальные органы и имели в обществе высокий авторитет. Насколько такое положение сохра­няется в наши дни? Ответ на этот вопрос ясен. Даже если мы ограничимся настоящим столе­тием, мы видим, что религиозные организации утратили многое из того социального и по­литического влияния, которым они обладали раньше, и эта тенденция носит общемиро­вой характер, хотя существуют и некоторые исключения. Церковные лидеры уже не мо­гут сейчас ожидать, что автоматически смогут оказать воздействие на тех, кто обладает вла-


стью. В то время как некоторые традиционные церкви по-прежнему обладают большими бо­гатствами, по каким бы стандартам его ни из­мерять, а новые религиозные движения могут быстро приобретать богатства, материальное положение многих давно существующих ре­лигиозных организаций нестабильно. Церкви и храмы вынуждены распродавать свое иму­щество или находятся в состоянии разрухи.

Третий критерий секуляризации связан с верованиями и ценностями. Мы называ­ем этот параметр религиозностью. Посещае­мость церкви и степень общественного вли­яния церквей, совершено очевидно, не яв­ляются с неизбежностью прямым выражением верований и идеалов, которых придерживают­ся люди. Многие верующие люди не посещают регулярно богослужения и не принимают уча­стия в публичных церемониях, наоборот, регу­лярность посещения церкви и участия в цере­мониях не всегда свидетельствует о прочности религиозных убеждений — люди могут ходить в церковь по привычке или потому, что это ожидается от них в их общине.

Как и в отношении других критериев се­куляризации, для того чтобы уяснить, насколь­ко сократилась религиозность в наши дни, необходимо глубоко понять прошлое. Сторон­ники тезиса о секуляризации утверждают, что в прошлом религия была гораздо более важ­ной для повседневной жизни людей, чем она является сегодня. Церковь была в центре всех местных событий и оказывала сильное влия­ние на жизнь семьи и отдельного человека. Вместе с тем критики тезиса о секуляризации оспаривают это утверждение, заявляя, что тот факт, что раньше люди посещали церковь бо­лее регулярно, еще отнюдь не доказывает, что они были более религиозны. Во многих тради­ционных обществах, включая средневековую Европу, приверженность к религиозной вере была в повседневной жизни менее сильной и менее важной, чем можно было бы пред­положить. Исследования английской истории показывают, например, что среди простых лю­дей распространено было обычно не слиш­ком ревностное отношение к религиозным верованиям. В большинстве культур, особен­но в более крупных традиционных обществах, по-видимому, всегда встречались религиозные скептики (Ginzburg 1980).

И тем не менее, нет никаких сомнений в том, что влияние религиозных идей сейчас в целом меньше, чем это было в традици-


Религия, секуляризация и социальные изменения



 


онном мире — особенно если мы включим в понятие «религия» всю совокупность сверхъ­естественных явлений, в которые верили люди. Большинство из нас просто больше не воспри­нимает окружающий мир как пронизанный божественными или духовными сущностями. Некоторые из главных горячих точек в со­временном мире — подобные зонам конфлик­тов на Ближнем Востоке и на Балканах — возникли преимущественно или по крайней мере частично из-за религиозных расхожде­ний. Однако большинство конфликтов и войн имеет сейчас главным образом мирскую, не­религиозную природу и связано с различием политических убеждений или экономических интересов.

Имея в виду три указанных критерия се­куляризации, рассмотрим теперь некоторые недавние тенденции в религии в Великобри­тании и Соединенных Штатах и попытаемся определить, поддерживают ли они или опро­вергают идею секуляризации.

Религия в Соединенном Королевстве

Преобладающая часть взрослого населения Be- • ликобритании считает себя принадлежащими к той или иной религиозной организации. Только около 5 % британцев заявляют, что не относятся ни к одной религии. Почти 70 % всего населения признают себя приверженца­ми англиканской церкви, даже несмотря на то, что большинство из них в действительности посещали церковь, если вообще посещали, лишь несколько раз в своей жизни. Кроме ан­гликанской церкви, пресвитерианской церкви Шотландии и католической церкви, в число религиозных групп, существующих в Велико­британии, входят иудеи, мормоны, мусульмане, сикхи и индуисты. Среди более мелких сект — Плимутская братия, Растэфэриане2) и Миссия Божественного Света.

Поскольку вопросы, касающиеся религии, не задавались во время переписи с 1851 г., трудно составить точное мнение о величине религиозных деноминаций Великобритании.

^Растэфэриане — религиозный культ, возникший первоначально на острове Ямайка и провозглашающий землей обетованной Африку, а своим мессией бывше­го короля Эфиопии Хайле Сслассие Первого (убитого в 1976 г.), имя которого дало название культ)-: до коро­нации Хайле Селассие был принцем (по-амхарскп ras) Тэфэрн. - Прим. иерее.


Такое положение должно измениться — во вре­мя переписи 2001 г. жителей Великобритании попросят, в дополнение к другим сведениям о себе, сообщить о своей религиозной при­надлежности. Это позволит представить го­раздо более детальную картину соотношения религии в Великобритании, поскольку совре­менные Подсчеты основаны на информации, полученной от отдельных деноминаций. Ма­териалы переписи должны также дать более точную оценку мусульманского населения Ве­ликобритании, которое оценивается цифрами между' 1 и 3 млн чел.

Согласно Исследованию социальных ус­тановок в Великобритании 1998 г., многие жители Великобритании заявляют о своей ве­ре в то или иное божество (см. табл. 17.2). 21 % респондентов выразили согласие с утвержде­нием: «Я знаю, что Бог действительно суще­ствует, у меня в этом нет сомнений». Только один из каждых десяти сказал, что не верит в Бога совсем. Половина опрошенных отве­тили, что они «возможно» или «определенно» верят в загробную жизнь (HMSO 2000). Име­ются показания меняющихся моделей тради­ционных и нетрадиционных верований.

Хотя многие люди еще заявляют, что ве­рят в Бога или в некоторое высшее существо, гораздо меньшее их число реально посеща­ет церковь. Согласно переписи 1851 г., около 40 % взрослого населения Англии и Уэльса по­сещали церковь каждое воскресенье; к 1900 г. их число сократилось до 35 %, к 1950 г. — до 20%, а в наши дни их общее число при­ближается к 10%. В 1980-е гг. основные кон­фессии в Великобритании лишились в сред­нем 5 % своей паствы, причем наибольший урон (8%) понесла римско-католическая цер­ковь (HMSO 1992). В 1997 г. у англиканской церкви наблюдалось падение среднего числа верующих, посещавших воскресные службы, до цифры ниже 1 млн чел., впервые за все время существования церкви.

Указанный процесс протекал, однако, не­сколько неравномерно. Существует, например, различие между тринитарными и нетринитар-ными церквями. "финитарные церкви, к числу которых среди прочих относятся англикане, католики, методисты и пресвитериане, при­знают единство Бога в трех лицах. Членство в тринитарных церквях сократилось с 8,8 млн в 1970 г. до 6,5 млн в 1994 г. Напротив, в тот же период наблюдался рост членов нетринитар-ных церквей, таких как мормоны и Свидетели



Глава 17. Религия


Таблица 17.2

Вера в Бога (в процентах). Великобритания. 1998 г.



Я знаю, что Бог действительно существует, и я в этом не сомневаюсь

Я чувствую, что действительно верю в Бога, хотя и испытываю некоторые сомнения

Иногда я чувствую, что верю в Бога, но не всегда

Я не верю в персонифицированного Бога, но верю в некоторую Высшую Силу

Я не знаю, существует ли Бог, и не верю, что это можно достоверно установить тем или

иным способом

Я не верю в Бога

Не дали ответа Всего


Респондентам задавали вопрос, какое из утверждений ближе всего соответствует их отношению к Богу.

Источник: British Social Attitudes Survey, National Centre for Social Research. From Social Trends. 30. 2000. P. 219. Crown copyright.


Иеговы (см. табл. 17.3). Росла также посеща­емость церквей й религиозных служб среди этнических меньшинств. Последователей в Be-. ликобритании привлек также ряд новых рели­гиозных движений (см. раздел «Новые рели­гиозные движения» на с. 482-485).

Существует отчетливо определимая мо­дель в отношении к религии в Соединенном Королевстве, обусловленная возрастом, полом, классом и географическим местом прожива­ния. Обычно пожилые люди религиознее тех, кто относится к более молодым возрастным группам. Среди молодых людей посещаемость церквей достигает пика в возрасте пятнадцати лег, после чего средний уровень посещаемости церкви сокращается, пока люди не достигают тридцати и сорока лет, когда их религиоз­ные чувства снова усиливаются; после этого посещаемость церкви увеличивается по мере увеличения возраста. Женщины, как правило, чаще вовлекаются в лоно церковных органи­заций, чем мужчины. В англиканских церквях это преобладание женщин лишь незначитель­но, но в приходах церкви Христианской науки, например, число женщин в четыре раза пре­вышает число мужчин.

В целом посещаемость церкви и открытое выражение религиозных чувств чаще встреча­ются среди более состоятельных людей, чем среди бедных групп населения. Англиканская церковь получила название «консервативная партия за молитвой», и в этом до сих пор есть доля истины. Среди католиков обыч­но больше представителей рабочего класса. Классовая ориентация проявляется в моделях голосования на выборах: англикане обычно


голосуют за консерваторов, а католики за лей­бористов, как и многие методисты; методизм первоначально был тесно связан с возникно­вением лейбористской партии. Число членов религиозных организаций широко варьирует­ся также в зависимости от того, где имен­но люди живут: так, церковь посещают 35 % взрослого населения Мерсисайда и 32 % насе­ления Ланкашира по сравнению с только 9 % в Хамберсайде и 11 % в Ноттингемшире. Од­ной из причин этого является иммиграция — в Ливерпуле проживает много ирландских ка­толиков, Северный Лондон является местом средоточия иудеев, а Брэдфорд - мусульман и сикхов.

Если исходить из тех последствий, кото­рые религиозные различия имеют для повсе­дневной жизни людей, то сильнее, чем где-либо еще в Великобритании, они выраже­ны в Северной Ирландии. В происходящих там столкновениях протестантов и католиков участвует только незначительное меньшинство приверженцев той и другой веры, но эти кон­фликты часто носят жестокий и кровавый характер. Роль религии в конфликте в Север­ной Ирландии нелегко отделить от перепле­тения других факторов, вызывающих антаго­низм; среди католиков распространена вера в «объединенную Ирландию», которая возник­нет, когда Эйре и Северная Ирландия станут единым государством, протестанты же идею «объединенной Ирландии» отвергают. Как бы то ни было, политические соображения и на­ционалистические идеи играют в этом кон­фликте важную роль наряду с религиозными верованиями.


Религия, секуляризация и социальные изменения



Таблица 17.3

Принадлежность к церквям в Соединенном Королевстве (в миллионах)

 

         
Трйнитарные церкви        
Римско-католическая (посещение месс) 2,7 2,4 2,1 2,0
Англиканская церковь 2,6 2,2 1,8 1,8
Пресвитерианская церковь 1,8 1,4 1,2 1,1
Методисты 0,7 0,5 0,4 0,4
Баптисты 0,3 0,2 0,2 0,2
Другие свободные церкви 0,5 0,5 0,6 0,7
Православная церковь 0,2 0,2 0,3 0,3
Все трйнитарные церкви 8,8 7,4 6,6 6,5
Нетринитарные церкви        
Мормоны 0,1 0,1 0,2 0,2
Свидетели Иеговы 0,1 0,1 0,1 0,1
Другие нетринитарные церкви 0,1 0,2 0,2 0,2
Все нетринитарные церкви 0,3 0,4 0,5 0,5
Другие религии        
Мусульмане 0,1 0,3 0,5 0,6
Сикхи 0,1 0,2 0,3 0,3
Индусы 0,1 0,1 0,1 0,1
Иудеи 0,1 0,1 од ОД
Другие 0,0 0,1 0,1 0,1
Все другие религии 0,4 0,8 1,1 1,2

Источник: Christian Research. From Social Trends, 1996. Crown copyright.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.017 с.)