![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Джон томпсон: сми и современное обществоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Частично базируясь на работах Хабермаса, Джон Томпсон анализировал связь СМИ с развитием индустриальных обществ (Thompson 1990, 1995). Согласно Томпсону, СМИ, от ранних форм печати до электронных коммуникаций, играли центральную роль в развитии современных институтов. Томпсон считает, что главные основатели социологии, включая Маркса, Вебера и Дюркгейма, уделяли недостаточно внимания роли СМИ в формировании современного общества на ранней стадии развития. Одобряя некоторые идеи Хабермаса, Томпсон критикует последнего, так же как Теории СМИ
Типы взаимодействия
Источник: Thompson J. В. The Media and Modernity. Polity, 1996. Франкфуртскую школу и Бодрийяра. Отношение Франкфуртской школы к индустрии культуры было чересчур критическим. Современные СМИ, по мнению Томпсона, не отказывают нам в возможности мыслить критически; по сути, они обеспечивают нас многими формами информации, доступа к которым у нас ранее не было. Как и Франкфуртская школа, Хабермас относится к нам как к пассивным получателям медиапосланий. Словами самого Томпсона: Медиа-послания обычно обсуждаются индивидами по ходу их получения и после него... (Они) преобразуются через постоянный процесс рассказа и пересказа, интерпретации и переинтерпретации, комментария, смеха и критики... Получая послания и регулярно вводя их в нашу жизнь... мы постоянно формируем и переформируем наши навыки и запасы знаний, проверяем наши чувства и вкусы и расширяем горизонты нашего опыта (Thompson 1995, 42-43).
Теория СМИ Томпсона основана на отличии трех типов взаимодействия (см. табл. 15.1). Взаимодействие лицом к лицу, как, например, между людьми, разговаривающими друг с другом на вечеринке, полное используемых индивидами подсказок, которые позволяют им понимать что говорят другие (см. главу 4 «Социальное взаимодействие и повседневная жизнь»). Опосредованное взаимодействие предполагает использование медиатех-нологий — бумаги, электрической связи, элек- тронных импульсов. Для опосредованного взаимодействия характерно то, что оно растянуто во времени и пространстве, — оно выходит далеко за пределы взаимодействия лицом к лицу. Опосредованное взаимодействие происходит между индивидами напрямую — например, два человека разговаривают друг с другом по телефону — но возможность такого же разнообразия подсказок при этом отсутствует. Третий тип взаимодействия — это опосредованное квазивзаимодействие. Это касается того типа общественных связей, которые создаются СМИ. Такое взаимодействие растянуто во времени и пространстве, но оно не связывает индивидов напрямую: отсюда и термин «квазивзаимодействие». Два предыдущих типа являются «диалогическими»: индивиды общаются напрямую. Опосредованное квазивзаимодействие является «монологическим»: например, телепередача — это односторонняя форма коммуникации. Люди, которые смотрят какую-то передачу, могут обсуждать ее, и возможно, даже отпускать некие замечания в сторону телевизора — но последний, разумеется, им не отвечает. Точка зрения Томпсона состоит не в том, что третий тип доминирует над первыми двумя, что, по суги дела, является позицией Бодрийяра. Скорее, все три этих типа перемешаны между собой в нашей сегодняшней жизни. СМИ, предполагает Томпсон, изменяют баланс между публичным и частным в нашей Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация
Идеология и СМИ
Изучение СМИ тесно связано с влиянием идеологии на общество. Идеология касается влияния идей на человеческие воззрения и действия. Эта концепция широко использовалась при изучении как СМИ, так и других областей социологии, но она также уже давно вызывает немало споров. Термин впервые был употреблен французским писателем Дестютом де Траси в конце 1700-х. Он употреблял его в значении «наука об идеях». В руках иных авторов, однако, термин стал использоваться более критически. Маркс, к примеру, считал идеологию «ложным сознанием». Влиятельные группы способны контролировать господствующие идеи, циркулирующие в обществе, дабы оправдать свое собственное положение. Таким образом, согласно Марксу, религия зачастую идеологична — например, она учит бедных быть довольными своей долей. Социальный аналитик должен находить искажения в идеологии, чтобы позволить бесправным снова обрести верную оценку своего существования и предпринять некие действия по улучшению своих жизненных условий. Томпсон называет точку зрения де Траси нейтральной концепцией идеологии, а позицию Маркса — критической концепцией идеологии. Нейтральные концепции «характеризуют феномены как идеологию или идеологические, не подразумевая, что эти феномены непременно обманчивы, иллюзорны или связаны с интересами какой-то одной группы людей». Критические понятия об идеологии «передают негативное, критическое или пейоративное понимание» и несут с собой «скрытую критику или обвинение» (Thompson 1990, 53-54). Томпсон считает, что критический взгляд предпочтителен, поскольку он объединяет идеологию с властью. Идеология связана с проявлением символической власти — как идеи используются с целью скрыть, оправдать или легитимировать интересы доминирующих групп населения. В своих исследованиях члены Глазго медиа труп на самом деле анализировали идео- логические аспекты передачи теленовостей. Новости были склонны поддерживать правительство и менеджмент в ущерб бастующим. В целом, как полагает Томпсон, СМИ, включая не только новости, но и все виды и жанры передач, значительно раздвигают рамки идеологии в современных обществах. Они достигают массовой аудитории и, используя его термин, основаны на «квазивзаимодействии», так как публика не может отвечать напрямую. Хотя до сих пор мы концентрировались на газетах и телевидении, мы не должны думать о СМИ только в этих категориях. Один из наиболее фундаментальных аспектов СМИ касается именно самой инфраструктуры, через которую идет передача и обмен информацией. Некоторые важные технологические достижения второй половины XX в. полностью преобразили облик телекоммуникаций — передачи информации, звуков или образов на расстоянии с помощью некоего технологического устройства. Новые коммуникационные технологии стоят, к примеру, за значительными изменениями мировых денежных систем и фондовых бирж. Деньги — это уже не золото или наличные в вашем кармане. Деньги становятся все более и более электронными и хранятся в компьютерах мировых банков. Ценность тех наличных, которые действительно оказываются в вашем кармане, определяется деятельностью маклеров на соединенных при помощи электронных средств валютных рынках. Такие рынки были созданы всего лишь за последние десять-пятнадцать лет: они совместный продукт компьютеров и технологии спутниковой связи. Говорилось, что «технологии быстро превращают фондовую биржу в единый всемирный рынок, открытый круглосуточно» (Gibbons 1990, 111).
Четыре тенденции в технологии способствовали этому развитию: постоянное улучшение компьютерных возможностей при одновременно падающих ценах; перевод данных на цифровые носители, делающий возможной интеграцию компьютера и телекоммуникационных технологий; развитие спутниковых коммуникаций и волоконной оптики, которая позволяет передавать множество различных сообщений по одному небольшому кабелю. Поразительно бурному росту коммуникаций в последние годы не видно конца. Теории СМИ
Одним из следствий технологического прогресса, а также отличным примером глобализации является астрономический рост числа международных телефонных звонков. Если в 1982 г. объем минут разговора составлял более 12 млрд мин разговора, то к 1996 г. это число выросло до более 67 млрд мин разговора. Около 50 % этого поразительного объема международных звонков исходили из всего лишь пяти стран: США, Германии, Франции, Великобритании и Швейцарии! Международная телефонная активность распределена по миру неравномерно: если в среднем в мире на душу населения приходится 7,8 мин международного разговора, то в развитых странах (членах Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР)) в среднем 36,6 мин. В Африке южнее Сахары средняя цифра составляет 1 мин разговора на человека (Held et al. 1999).
Стратификация международных телефонных звонков отражает большую разницу между проникновением новых технологий в более развитые и в менее развитые общества. В 1995 г. в развитых странах на 1 000 чел. приходилось в среднем 546 телефонных линий, тогда как в экономиках с низким доходом среднее число едва превосходит 25 телефонных линий на 1 000 чел. Однако существуют также признаки того, что эта разница может когда-нибудь выровняться с помощью возможностей самих же новых технологий. Некоторые менее развитые страны активно инвестировали средства в продвинутые телекоммуникационные инфраструктуры, добившись полностью оцифрованных телефонных сетей раньше, чем развитые страны. Хотя технологические достижения могут привести к усилению стратификации и неравенства, они также дают надежду и на уменьшение этих неравенств, делая коммуникацию доступной для людей в удаленных или бедных регионах. Как мы увидим, использование Интернета станет основной причиной роста международной телефонной активности в будущем. Доступ к Интернету и количество его пользователей по всему миру за последние десять лет очень сильно выросли, так как достижения в области технологий делают сетевую активность более доступной и дешевой.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.41.29 (0.015 с.) |