Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Джон томпсон: сми и современное обществоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Частично базируясь на работах Хабермаса, Джон Томпсон анализировал связь СМИ с развитием индустриальных обществ (Thompson 1990, 1995). Согласно Томпсону, СМИ, от ранних форм печати до электронных коммуникаций, играли центральную роль в развитии современных институтов. Томпсон считает, что главные основатели социологии, включая Маркса, Вебера и Дюркгейма, уделяли недостаточно внимания роли СМИ в формировании современного общества на ранней стадии развития. Одобряя некоторые идеи Хабермаса, Томпсон критикует последнего, так же как Теории СМИ Таблица 15.1 Типы взаимодействия
Источник: Thompson J. В. The Media and Modernity. Polity, 1996. Франкфуртскую школу и Бодрийяра. Отношение Франкфуртской школы к индустрии культуры было чересчур критическим. Современные СМИ, по мнению Томпсона, не отказывают нам в возможности мыслить критически; по сути, они обеспечивают нас многими формами информации, доступа к которым у нас ранее не было. Как и Франкфуртская школа, Хабермас относится к нам как к пассивным получателям медиапосланий. Словами самого Томпсона: Медиа-послания обычно обсуждаются индивидами по ходу их получения и после него... (Они) преобразуются через постоянный процесс рассказа и пересказа, интерпретации и переинтерпретации, комментария, смеха и критики... Получая послания и регулярно вводя их в нашу жизнь... мы постоянно формируем и переформируем наши навыки и запасы знаний, проверяем наши чувства и вкусы и расширяем горизонты нашего опыта (Thompson 1995, 42-43). Теория СМИ Томпсона основана на отличии трех типов взаимодействия (см. табл. 15.1). Взаимодействие лицом к лицу, как, например, между людьми, разговаривающими друг с другом на вечеринке, полное используемых индивидами подсказок, которые позволяют им понимать что говорят другие (см. главу 4 «Социальное взаимодействие и повседневная жизнь»). Опосредованное взаимодействие предполагает использование медиатех-нологий — бумаги, электрической связи, элек- тронных импульсов. Для опосредованного взаимодействия характерно то, что оно растянуто во времени и пространстве, — оно выходит далеко за пределы взаимодействия лицом к лицу. Опосредованное взаимодействие происходит между индивидами напрямую — например, два человека разговаривают друг с другом по телефону — но возможность такого же разнообразия подсказок при этом отсутствует. Третий тип взаимодействия — это опосредованное квазивзаимодействие. Это касается того типа общественных связей, которые создаются СМИ. Такое взаимодействие растянуто во времени и пространстве, но оно не связывает индивидов напрямую: отсюда и термин «квазивзаимодействие». Два предыдущих типа являются «диалогическими»: индивиды общаются напрямую. Опосредованное квазивзаимодействие является «монологическим»: например, телепередача — это односторонняя форма коммуникации. Люди, которые смотрят какую-то передачу, могут обсуждать ее, и возможно, даже отпускать некие замечания в сторону телевизора — но последний, разумеется, им не отвечает. Точка зрения Томпсона состоит не в том, что третий тип доминирует над первыми двумя, что, по суги дела, является позицией Бодрийяра. Скорее, все три этих типа перемешаны между собой в нашей сегодняшней жизни. СМИ, предполагает Томпсон, изменяют баланс между публичным и частным в нашей Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация
жизни. В противоположность тому, что говорит Хабермас, гораздо больше вещей становится сегодня всеобщим достоянием, нежели раньше, и это зачастую приводит к дебатам и полемике. Идеология и СМИ Изучение СМИ тесно связано с влиянием идеологии на общество. Идеология касается влияния идей на человеческие воззрения и действия. Эта концепция широко использовалась при изучении как СМИ, так и других областей социологии, но она также уже давно вызывает немало споров. Термин впервые был употреблен французским писателем Дестютом де Траси в конце 1700-х. Он употреблял его в значении «наука об идеях». В руках иных авторов, однако, термин стал использоваться более критически. Маркс, к примеру, считал идеологию «ложным сознанием». Влиятельные группы способны контролировать господствующие идеи, циркулирующие в обществе, дабы оправдать свое собственное положение. Таким образом, согласно Марксу, религия зачастую идеологична — например, она учит бедных быть довольными своей долей. Социальный аналитик должен находить искажения в идеологии, чтобы позволить бесправным снова обрести верную оценку своего существования и предпринять некие действия по улучшению своих жизненных условий. Томпсон называет точку зрения де Траси нейтральной концепцией идеологии, а позицию Маркса — критической концепцией идеологии. Нейтральные концепции «характеризуют феномены как идеологию или идеологические, не подразумевая, что эти феномены непременно обманчивы, иллюзорны или связаны с интересами какой-то одной группы людей». Критические понятия об идеологии «передают негативное, критическое или пейоративное понимание» и несут с собой «скрытую критику или обвинение» (Thompson 1990, 53-54). Томпсон считает, что критический взгляд предпочтителен, поскольку он объединяет идеологию с властью. Идеология связана с проявлением символической власти — как идеи используются с целью скрыть, оправдать или легитимировать интересы доминирующих групп населения. В своих исследованиях члены Глазго медиа труп на самом деле анализировали идео- логические аспекты передачи теленовостей. Новости были склонны поддерживать правительство и менеджмент в ущерб бастующим. В целом, как полагает Томпсон, СМИ, включая не только новости, но и все виды и жанры передач, значительно раздвигают рамки идеологии в современных обществах. Они достигают массовой аудитории и, используя его термин, основаны на «квазивзаимодействии», так как публика не может отвечать напрямую. Хотя до сих пор мы концентрировались на газетах и телевидении, мы не должны думать о СМИ только в этих категориях. Один из наиболее фундаментальных аспектов СМИ касается именно самой инфраструктуры, через которую идет передача и обмен информацией. Некоторые важные технологические достижения второй половины XX в. полностью преобразили облик телекоммуникаций — передачи информации, звуков или образов на расстоянии с помощью некоего технологического устройства. Новые коммуникационные технологии стоят, к примеру, за значительными изменениями мировых денежных систем и фондовых бирж. Деньги — это уже не золото или наличные в вашем кармане. Деньги становятся все более и более электронными и хранятся в компьютерах мировых банков. Ценность тех наличных, которые действительно оказываются в вашем кармане, определяется деятельностью маклеров на соединенных при помощи электронных средств валютных рынках. Такие рынки были созданы всего лишь за последние десять-пятнадцать лет: они совместный продукт компьютеров и технологии спутниковой связи. Говорилось, что «технологии быстро превращают фондовую биржу в единый всемирный рынок, открытый круглосуточно» (Gibbons 1990, 111). Четыре тенденции в технологии способствовали этому развитию: постоянное улучшение компьютерных возможностей при одновременно падающих ценах; перевод данных на цифровые носители, делающий возможной интеграцию компьютера и телекоммуникационных технологий; развитие спутниковых коммуникаций и волоконной оптики, которая позволяет передавать множество различных сообщений по одному небольшому кабелю. Поразительно бурному росту коммуникаций в последние годы не видно конца. Теории СМИ
В своей книге «Цифровые технологии» основатель медиа-лаборатории Массачусет-ского технологического института Николас Негропонте анализирует огромную важность цифровых данных в современных коммуникационных технологиях (Negroponte 1995)- Любая информация, включая картинки, звуки и кино, может быть переведена в «биты». Один бит — это либо 1, либо 0. Например, цифровым представлением ряда 1, 2, 3, 4, 5 будет 1, 10, 11, 100, 101 и т.д. Перевод на цифровые носители, а также скорость, лежат в основе развития мультимедиа: то, что было раньше разными СМИ, требующими различных технологий (таких как визуальные и звуковые) теперь может быть объединено в единое средство (CD-ROM/компьютер и т. п.). Скорость компьютеров увеличивается вдвое каждые восемнадцать месяцев, и технология сейчас достигла того уровня, когда видеокассета может быть переведена в изображение на мониторе персонального компьютера и обратно. Оцифровывание также позволяет развиваться интерактивным СМИ, что дает возможность индивидам активно участвовать или структурировать увиденное или услышанное. Одним из следствий технологического прогресса, а также отличным примером глобализации является астрономический рост числа международных телефонных звонков. Если в 1982 г. объем минут разговора составлял более 12 млрд мин разговора, то к 1996 г. это число выросло до более 67 млрд мин разговора. Около 50 % этого поразительного объема международных звонков исходили из всего лишь пяти стран: США, Германии, Франции, Великобритании и Швейцарии! Международная телефонная активность распределена по миру неравномерно: если в среднем в мире на душу населения приходится 7,8 мин международного разговора, то в развитых странах (членах Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР)) в среднем 36,6 мин. В Африке южнее Сахары средняя цифра составляет 1 мин разговора на человека (Held et al. 1999). Стратификация международных телефонных звонков отражает большую разницу между проникновением новых технологий в более развитые и в менее развитые общества. В 1995 г. в развитых странах на 1 000 чел. приходилось в среднем 546 телефонных линий, тогда как в экономиках с низким доходом среднее число едва превосходит 25 телефонных линий на 1 000 чел. Однако существуют также признаки того, что эта разница может когда-нибудь выровняться с помощью возможностей самих же новых технологий. Некоторые менее развитые страны активно инвестировали средства в продвинутые телекоммуникационные инфраструктуры, добившись полностью оцифрованных телефонных сетей раньше, чем развитые страны. Хотя технологические достижения могут привести к усилению стратификации и неравенства, они также дают надежду и на уменьшение этих неравенств, делая коммуникацию доступной для людей в удаленных или бедных регионах. Как мы увидим, использование Интернета станет основной причиной роста международной телефонной активности в будущем. Доступ к Интернету и количество его пользователей по всему миру за последние десять лет очень сильно выросли, так как достижения в области технологий делают сетевую активность более доступной и дешевой.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1034; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.122.95 (0.008 с.) |