Джон томпсон: сми и современное общество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Джон томпсон: сми и современное общество



Частично базируясь на работах Хабермаса, Джон Томпсон анализировал связь СМИ с раз­витием индустриальных обществ (Thompson 1990, 1995). Согласно Томпсону, СМИ, от ран­них форм печати до электронных коммуника­ций, играли центральную роль в развитии современных институтов. Томпсон считает, что главные основатели социологии, включая Маркса, Вебера и Дюркгейма, уделяли недо­статочно внимания роли СМИ в формирова­нии современного общества на ранней стадии развития.

Одобряя некоторые идеи Хабермаса, Томпсон критикует последнего, так же как


Теории СМИ



Таблица 15.1

Типы взаимодействия

 

Характеристика взаимодействия Взаимодействие лицом к лицу Опосредованное взаимодействие Опосредованное квазивзаимодействие
Пространственно-вре­менное строение Контекст соприсут­ствия; общая времен­но-пространственная система отсчета Разделение контек­стов; возможность протяженности во вре­мени и пространстве Разделение контек­стов; возможность протяженности во вре­мени и пространстве
Диапазон символичес­ких сигналов Множество символиче­ских сигналов Диапазон символичес­ких сигналов сужается Диапазон символичес­ких сигналов сужается
Ориентация действия Действие направлено на определенных инди­видов Действие направлено на определенных инди­видов Ориентировано на бесконечный диапазон возможных адресатов
Диалогическое/моно­логическое Диалогическое Диалогическое Монологическое

Источник: Thompson J. В. The Media and Modernity. Polity, 1996.


Франкфуртскую школу и Бодрийяра. Отно­шение Франкфуртской школы к индустрии культуры было чересчур критическим. Совре­менные СМИ, по мнению Томпсона, не отказы­вают нам в возможности мыслить критически; по сути, они обеспечивают нас многими фор­мами информации, доступа к которым у нас ранее не было. Как и Франкфуртская школа, Хабермас относится к нам как к пассивным получателям медиапосланий. Словами самого Томпсона:

Медиа-послания обычно обсуждаются инди­видами по ходу их получения и после не­го... (Они) преобразуются через постоянный процесс рассказа и пересказа, интерпрета­ции и переинтерпретации, комментария, сме­ха и критики... Получая послания и регулярно вводя их в нашу жизнь... мы постоянно фор­мируем и переформируем наши навыки и за­пасы знаний, проверяем наши чувства и вку­сы и расширяем горизонты нашего опыта (Thompson 1995, 42-43).

Теория СМИ Томпсона основана на отли­чии трех типов взаимодействия (см. табл. 15.1). Взаимодействие лицом к лицу, как, напри­мер, между людьми, разговаривающими друг с другом на вечеринке, полное используемых индивидами подсказок, которые позволяют им понимать что говорят другие (см. гла­ву 4 «Социальное взаимодействие и повсе­дневная жизнь»). Опосредованное взаимодей­ствие предполагает использование медиатех-нологий — бумаги, электрической связи, элек-


тронных импульсов. Для опосредованного вза­имодействия характерно то, что оно растянуто во времени и пространстве, — оно выходит да­леко за пределы взаимодействия лицом к лицу. Опосредованное взаимодействие происходит между индивидами напрямую — например, два человека разговаривают друг с другом по телефону — но возможность такого же разнообразия подсказок при этом отсутствует.

Третий тип взаимодействия — это опосре­дованное квазивзаимодействие. Это касается того типа общественных связей, которые со­здаются СМИ. Такое взаимодействие растянуто во времени и пространстве, но оно не связы­вает индивидов напрямую: отсюда и термин «квазивзаимодействие». Два предыдущих типа являются «диалогическими»: индивиды обща­ются напрямую. Опосредованное квазивзаи­модействие является «монологическим»: на­пример, телепередача — это односторонняя форма коммуникации. Люди, которые смотрят какую-то передачу, могут обсуждать ее, и воз­можно, даже отпускать некие замечания в сто­рону телевизора — но последний, разумеется, им не отвечает.

Точка зрения Томпсона состоит не в том, что третий тип доминирует над первыми двумя, что, по суги дела, является позицией Бодрийяра. Скорее, все три этих типа пере­мешаны между собой в нашей сегодняшней жизни. СМИ, предполагает Томпсон, изменяют баланс между публичным и частным в нашей



Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация


 


жизни. В противоположность тому, что гово­рит Хабермас, гораздо больше вещей стано­вится сегодня всеобщим достоянием, нежели раньше, и это зачастую приводит к дебатам и полемике.

Идеология и СМИ

Изучение СМИ тесно связано с влиянием идео­логии на общество. Идеология касается вли­яния идей на человеческие воззрения и дей­ствия. Эта концепция широко использовалась при изучении как СМИ, так и других обла­стей социологии, но она также уже давно вызывает немало споров. Термин впервые был употреблен французским писателем Дестютом де Траси в конце 1700-х. Он употреблял его в значении «наука об идеях».

В руках иных авторов, однако, термин стал использоваться более критически. Маркс, к примеру, считал идеологию «ложным созна­нием». Влиятельные группы способны контро­лировать господствующие идеи, циркулирую­щие в обществе, дабы оправдать свое соб­ственное положение. Таким образом, соглас­но Марксу, религия зачастую идеологична — например, она учит бедных быть довольны­ми своей долей. Социальный аналитик дол­жен находить искажения в идеологии, чтобы позволить бесправным снова обрести верную оценку своего существования и предпринять некие действия по улучшению своих жизнен­ных условий.

Томпсон называет точку зрения де Траси нейтральной концепцией идеологии, а по­зицию Маркса — критической концепцией идеологии. Нейтральные концепции «характе­ризуют феномены как идеологию или идео­логические, не подразумевая, что эти феноме­ны непременно обманчивы, иллюзорны или связаны с интересами какой-то одной груп­пы людей». Критические понятия об идеоло­гии «передают негативное, критическое или пейоративное понимание» и несут с собой «скрытую критику или обвинение» (Thompson 1990, 53-54).

Томпсон считает, что критический взгляд предпочтителен, поскольку он объединяет идеологию с властью. Идеология связана с проявлением символической власти — как идеи используются с целью скрыть, оправдать или легитимировать интересы доминирующих групп населения.

В своих исследованиях члены Глазго ме­диа труп на самом деле анализировали идео-


логические аспекты передачи теленовостей. Новости были склонны поддерживать прави­тельство и менеджмент в ущерб бастующим. В целом, как полагает Томпсон, СМИ, включая не только новости, но и все виды и жан­ры передач, значительно раздвигают рамки идеологии в современных обществах. Они достигают массовой аудитории и, используя его термин, основаны на «квазивзаимодей­ствии», так как публика не может отвечать напрямую.

Хотя до сих пор мы концентрировались на газетах и телевидении, мы не должны ду­мать о СМИ только в этих категориях. Один из наиболее фундаментальных аспектов СМИ касается именно самой инфраструктуры, через которую идет передача и обмен информацией. Некоторые важные технологические достиже­ния второй половины XX в. полностью преоб­разили облик телекоммуникаций — передачи информации, звуков или образов на рассто­янии с помощью некоего технологического устройства.

Новые коммуникационные технологии стоят, к примеру, за значительными изменени­ями мировых денежных систем и фондовых бирж. Деньги — это уже не золото или на­личные в вашем кармане. Деньги становятся все более и более электронными и хранятся в компьютерах мировых банков. Ценность тех наличных, которые действительно оказывают­ся в вашем кармане, определяется деятельно­стью маклеров на соединенных при помощи электронных средств валютных рынках. Такие рынки были созданы всего лишь за послед­ние десять-пятнадцать лет: они совместный продукт компьютеров и технологии спутнико­вой связи. Говорилось, что «технологии быст­ро превращают фондовую биржу в единый всемирный рынок, открытый круглосуточно» (Gibbons 1990, 111).

Четыре тенденции в технологии способ­ствовали этому развитию: постоянное улучше­ние компьютерных возможностей при одно­временно падающих ценах; перевод данных на цифровые носители, делающий возмож­ной интеграцию компьютера и телекоммуни­кационных технологий; развитие спутниковых коммуникаций и волоконной оптики, которая позволяет передавать множество различных сообщений по одному небольшому кабелю. Поразительно бурному росту коммуникаций в последние годы не видно конца.


Теории СМИ



 


В своей книге «Цифровые технологии» основатель медиа-лаборатории Массачусет-ского технологического института Николас Негропонте анализирует огромную важность цифровых данных в современных коммуника­ционных технологиях (Negroponte 1995)- Лю­бая информация, включая картинки, звуки и кино, может быть переведена в «биты». Один бит — это либо 1, либо 0. Например, цифро­вым представлением ряда 1, 2, 3, 4, 5 будет 1, 10, 11, 100, 101 и т.д. Перевод на цифровые носители, а также скорость, лежат в основе развития мультимедиа: то, что было раньше разными СМИ, требующими различных тех­нологий (таких как визуальные и звуковые) теперь может быть объединено в единое сред­ство (CD-ROM/компьютер и т. п.). Скорость компьютеров увеличивается вдвое каждые во­семнадцать месяцев, и технология сейчас до­стигла того уровня, когда видеокассета может быть переведена в изображение на мониторе персонального компьютера и обратно. Оциф­ровывание также позволяет развиваться интер­активным СМИ, что дает возможность индиви­дам активно участвовать или структурировать увиденное или услышанное.

Одним из следствий технологического прогресса, а также отличным примером глоба­лизации является астрономический рост чис­ла международных телефонных звонков. Если в 1982 г. объем минут разговора составлял бо­лее 12 млрд мин разговора, то к 1996 г. это чис­ло выросло до более 67 млрд мин разговора. Около 50 % этого поразительного объема меж­дународных звонков исходили из всего лишь пяти стран: США, Германии, Франции, Велико­британии и Швейцарии! Международная теле­фонная активность распределена по миру не­равномерно: если в среднем в мире на душу на­селения приходится 7,8 мин международного разговора, то в развитых странах (членах Ор­ганизации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР)) в среднем 36,6 мин. В Аф­рике южнее Сахары средняя цифра составляет 1 мин разговора на человека (Held et al. 1999).

Стратификация международных телефон­ных звонков отражает большую разницу меж­ду проникновением новых технологий в бо­лее развитые и в менее развитые общества. В 1995 г. в развитых странах на 1 000 чел. приходилось в среднем 546 телефонных ли­ний, тогда как в экономиках с низким доходом среднее число едва превосходит 25 телефон­ных линий на 1 000 чел. Однако существуют


также признаки того, что эта разница может когда-нибудь выровняться с помощью возмож­ностей самих же новых технологий. Некото­рые менее развитые страны активно инве­стировали средства в продвинутые телеком­муникационные инфраструктуры, добившись полностью оцифрованных телефонных сетей раньше, чем развитые страны. Хотя техноло­гические достижения могут привести к усиле­нию стратификации и неравенства, они также дают надежду и на уменьшение этих нера­венств, делая коммуникацию доступной для людей в удаленных или бедных регионах.

Как мы увидим, использование Интернета станет основной причиной роста международ­ной телефонной активности в будущем. Доступ к Интернету и количество его пользователей по всему миру за последние десять лет очень сильно выросли, так как достижения в области технологий делают сетевую активность более доступной и дешевой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 961; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.009 с.)