Духовная сфера жизни общества. Общественное сознание, его структура и закономерности развития.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная сфера жизни общества. Общественное сознание, его структура и закономерности развития.



Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной, ибо именно здесь воочию рождается и реализуется то, что отличает человека от других живых существ - дух, духовность. Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными и синтетичными; здесь развертывается производство идей - этих уникальных творений человеческого духа; здесь в значительной степени происходит и их потребление.

Возвышенной является духовная сфера жизни общества и в плане генетическом: будучи порождением общественной практики, исторически она завершает собой формирование социума, как такового. Напомним, что именно выделение умственного труда было завершающим актом в процессе общественного разделения труда. Возникнув как подсистема социума, духовная жизнь достроила социум доверху.

 

духовные потребности - нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей (потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира и т.д.). Ради удовлетворения этих потребностей совершается духовная деятельность и формируется уникальная отрасль духовного производства.

 

Ради удовлетворения этих потребностей и осуществляется духовное производство, представляющее собой в своем современном виде производство многофункциональное и многоотраслевое.

Среди функций духовного производства выделим прежде всего 1. духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).

Следует различать производство идей прикладных, одухотворяющих процесс каждодневного совершенствования общественной жизни и производство идей фундаментальных, способных во многих случаях взорвать старую "технологию» (концепция разделения властей в политико-правовом сознании). 2. Производство фундаментальных идей относится к числу важнейших функций духовного производства.

Потом идеи, прикладные и фундаментальные должны дойти до потребителя с помощью общеобразовательной и высшей школа, культурно-просветительных учреждений, средств массовой информации.

 

функция духовного производства – 3. производство общественного мнения - рельефно выражен идеологический момент.

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА

 

Общественное сознание – воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом. ОС представляет духовную культуру об-ва и человечества. Это не только идеи об общественной жизни, но и идеи общества о мире в целом, в том числе о самом себе.

 

Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного, от социальной психологии и кончая самыми сложными, строго научными формами. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру закономерности развития, а также по степени своей зависимости от общественного бытия.

 

отношение общественного бытия и общественного сознания - нельзя просто говорить о “первичности и вторичности”. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Общественное сознание выступает как необходимая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества в целом. Вне сознания нельзя представить себе процесс общественной жизни, понять ход истории и объяснить ее события: история превратилась бы в "жизнь без самой жизни" (Гёте), в бездуховность.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса; в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, так и преобразовывать его через практическую деятельность людей. Поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

В силу специфики социально-исторической реальности, т.е. в силу того, что и само сознание выступает как неотъемлемый компонент этого бытия, нельзя преобразовывать бытие, не затрагивая в то же время сознание, не мобилизуя духовную энергию общества, мотивационную сферу каждого человека. Общественное сознание ныне отмечено критичностью подхода к действительности и каждого человека к собственным поступкам. Это целительная направленность для всех сфер жизни общества. Способность народа к самокритике — свидетельство его духовной зрелости и свободы. Стремление “переродить жизнь изнутри” — выражение благороднейшей задачи всякого человеческого творчества. Любые реформы, не подкрепляемые общественным осознанием их смысла и необходимости, а внедренные сугубо экономически без мобилизации энергии духа, не могут привести к ожидаемым результатам.

 

"Каковы внутренние законы развития общественного сознания?»

 

1. закон отсутствия "жесткой связи" между общественным бытием и общественным сознанием - обнаруживается в способности общественного сознания опережать общественное бытие. Когда, скажем, появились неэвклидовы геометрии Лобачевского и Римана, современники буквально пожимали плечами: они не знали таких плоскостей, к которым эти выводы были бы применимы. И только позднее, по мере проникновения человека в пространства микромира и мегамира, неэвклидовы геометрии получили не только признание, но и широкое применение.

 

2. закон преемственности развития общественного сознания. Студентам хорошо известна яркая и неповторимая эпоха европейского Возрождения. Гиганты Возрождения - Леонардо да Винчи, Рафаэлю, Микеланджело, Эразму Роттердамскому, Шекспиру - они опирались на гуманистическое наследие своих предшественников и возрождали традиции античной философии и культуры.

 

3. закон взаимодействия различных форм общественного сознания. Политическое, правовое, философское, религиозное, нравственное, художественное сознание оказывают влияние друг на друга. При этом одна из форм может даже выступать в качестве определяющей. Так, в тоталитарных обществах под каблуком господствующего политического сознания находятся все остальные формы. Из содержания нравственного сознания выбрасываются общечеловеческие моральные ценности, и нравственным объявляется лишь то, что служит достижению поставленных данным политическим строем целей. Гитлер, например, публично провозгласил "освобождение" немцев от такой, по его мнению, химеры, как совесть.

 

4. закон активного обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие. общественное бытие реализует себя и функционирует посредством сознания.

 

Общественное сознание имеет сложную структуру. В условно "вертикальном" ракурсе её принято делить на уровни, а "горизонтальном" - на формы.

 

Вертикальный ракурс: применяют гносеологический и социологический подходы. Гносеологический аспект: обыденный и теоретический уровни общественного сознания.

 

Обыденное сознание охватывает и обобщает в основном внешние связи и отношения, не проникая в сущность вещей. Оно включает в себя всю форму знаний и заблуждений, предрассудков и суеверий, связанных с повседневной деятельностью людей в сфере производства, быта и т.д. обыденное сознание возникает как осознание повседневных потребностей людей.

 

теоретическое сознание - система идей, понятий, законов - ведущая роль.

При социологическом подходе основным критерием различия уровней общественного сознания является степень учёта, способ выражения интересов отдельных классов и социальных групп. По этому критерию выделяют также два уровня общественная психология и идеология.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.52.11 (0.006 с.)