Сознание как высшая форма отражения действительности. Активность и творческий характер сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознание как высшая форма отражения действительности. Активность и творческий характер сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.



Сознание отличается исключительной сложностью не только с точки зрения своего возникновения и развития, но и по принципам функционирования, в частности, по особому характеру своей способности отражения. Уже на биологическом уровне появляется так называемое опережающее отражение - способность организмов «предвидеть» будущие изменения окружающей среды и к ним приспосабливаться. У человека эта способность многократно умножается и принимает качественно новый вид, раскрываясь в деятельности, в активности. Человек не только отражает мир, но и творит его.

Активность сознания заключается, прежде всего, в актах продуктивного воображения, в способности логически связывать и развивать мысли таким образом, что они оказываются не только копией отражаемых предметов и их связей, а преобразованным воспроизведением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий.

Заметным образом творческая активность сознания проявляется в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины, формируемой либо в виде оригинального мнения, либо в виде интересного вывода, либо в виде теории и т.п. Деятельность человека всегда связана с постановкой целей и задач, с поиском оригинальных решений. Человек не просто приспосабливается к природе, а переделывает ее в соответствии с объективной логикой вещей. В целенаправленной деятельности заключен основной жизненный смысл сознания, его сила.

Самосознание означает осознание человеком своего личного «Я» как противостоящего остальной действительности. Оно - сущность человека, выражающая его целостность. самосознание отличается высокой степенью динамизма, различием своих уровней и форм. Наиболее элементарной его формой является самочувствие, осознание своего тела и его «вписанности» в мир природной и общественной действительности. Затем, на более высоком уровне, самосознание человека связано с осознанием себя как принадлежащего к тому или другому сообществу людей, к той или иной культуре. На самом высоком уровне развития самосознания возникает осознание «Я» как особого образования, похожего на других людей и отличного от них, обладающего уникальностью и неповторимостью, способного нести ответственность за свои поступки.

Как соотносятся сознательное и бессознательное в психике человека?

Ответ на данный вопрос зависит, во-первых, от того, признается или нет существование самою бессознательного, во-вторых, от того, как понимается бессознательное теми, кто считает ею несомненной реальностью. Немало ученых и философов отвергают понятие бессознательного или, по крайней мере, относятся к нему очень сдержанно и скептично: позиция ряда представителей аналитической философа, экзистенциализма, диалектического материализма.

В истории философии и психологии существует достаточно длительная традиция, восходящая к Декарту, которой свойственно игнорирование бессознательного, так как духовное в ней связывается только с сознанием, сводимым к мышлению.

Что же касается сторонников бессознательного, то их позиция по вопросу о соотношении сознания и бессознательного зависит от того, как понимается само бессознательное. А здесь история философской и научной мысли отличается большим разнообразием. Предысторией бессозна­ельного можно считать учение Платона о припоминании душой созерцавшихся ею до вселения в тело истин. Трактовку сознания как неосознанной психическом деятельности продолжили в XIX в. немецкие психологи Гербарт, Фехнер и Вундт. Они понимали его как досознательное психическое, которое потенциально способно войти в сферу сознания, ибо отличается от него лишь количественно, не качественно. Еще одно направление философского понимания бессознательного имело своей общей чертой ту или иную форму субстанниалнзации его, т. е. наделения самостоятельным бытием, независимым от душевной жизни человека. Примером может служить философия Шеллинга, который считал природу «дремлющим духом», а сознание духом бодрствующим, просыпающимся полностью в человечестве.

 

44. Общественное и индивидуальное сознание. Общественное мнение. Понятие менталитета.

Некоторые полагают, что реальной сферой общественного сознания, его единственным носителем является конкретный индивид. Другие считают, что общественное сознание есть нечто надличностное.

общественное сознание — это социально обусловленный не только по механизму своего зарождения и протекания, но и по характеру своего бытия и исторической миссии феномен; оно атрибут общества. Как особый вид реальности, общественное сознание сопоставимо с бытием общества, находясь с ним в одном и том же “поле пространства”. Говоря об общественном сознании, мы имеем в виду не сознание отдельного индивида, а духовную жизнь вообще, всеобщее духовное достояние, зафиксированное в языке и других формах культуры.

Но жизнь надличностного духа вышла из ума и души индивидов; всякий индивид участвует в нем лишь частично и опосредованно.

Мозг индивида не мог бы думать по-человечески вне человечества, вне всемирной истории, т.е. вне общества. Когда люди в условиях уже общественной жизни научаются осознавать мир, они научаются вместе с тем и высказывать в процессе коммуникации свои идеи, фиксируя их в языке, выводящем индивидуальное сознание на арену социального бытия. Индивидуальное сознание непосредственно связано с телесным бытием человека, с его мозгом, тогда как общественное — с исторически сложившейся системой материальных форм его фиксации в виде знаков, символов, различного рода письмен, полотен художественных творений и т.п. Индивид конечен и ограничен. Его сознание “живет и умирает” вместе с ним.

Биография индивидуального сознания иная, чем общественного. На индивида оказывают существенное влияние микроусловия его бытия: семья, круг друзей, знакомых, школа, трудовой коллектив и т.п. На общественном сознании все это сказывается опосредованным образом и в весьма обобщенном виде. Далее, индивидуальное сознание обусловлено и природными задатками каждого отдельного человека, его наследственностью, личными вкусами, характером и пр.

Сознание — как общественное, так и индивидуальное — невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение субъект — объект не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Механизмом, реализующим превращение индивидуального сознания в общественное, а общественного в индивидуальное, является процесс общения. Коммуникация играет гигантскую роль во взаимодействии личного и сверхличного, общественного сознания. Общественное сознание не существует наподобие платоновского царства чистой мысли и красоты. Оно не витает где-то совсем независимо от сознания отдельных людей.

Между индивидуальным и общественным сознанием нет твердых границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся предметом ее убеждений, источником нравственных предписаний, эстетических чувств и представлений. Каждый человек — дитя своей эпохи, своего народа. Однако общественное сознание приобщено к реально функционирующему сознанию индивида.

 

Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования и становятся не только общим достоянием, но и общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, в нравы, в право, в нормы поведения. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.

Мы движемся вперед в своих действиях и познании лишь посредством сил, накопленных всей предшествующей историей. Личное сознание представляет собой аккумулированный опыт истории. Общественное сознание не существует вне личного. При этом оно избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Аналогичным образом поступает и индивидуальное сознание. Общественное сознание вместе с тем не количественная сумма индивидуальных сознании, а их качественно новая ипостась, это внутри себя и по-особому организованная идеально-объективная действительность, с требованиями и волей которой индивид вынужден считаться также, как он считается с природными явлениями. Однако общественное сознание не существует для индивидов как внешняя механическая сила. Каждый из нас одинаково противостоит ему, но каждый из нас по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) вбирает в себя эту силу, по-разному реагирует на нее и каждый из нас может по-разному влиять на общественное сознание. Каждое индивидуальное сознание имеет также и собственные источники развития, поэтому каждая личность уникальна несмотря на единство объемлющей ее человеческой культуры.

Неразличение индивидуального и общественного сознания чревато для культуры такими опасными “заболеваниями”, как догматизм, волюнтаризм и антикультуризм. Догматик отказывается от своего личного взгляда в пользу, с его точки зрения, общепринятого. Волюнтарист игнорирует общественное сознание в пользу индивидуального.

Общественное мнение — субъективная предпосылка социальных действий масс, одно из средств социального контроля. Это явное или скрытое отношение людей к событиям общественной жизни, выражающее их мысли и чувства, осуждение или одобрение каких-либо явлений, входящих в компетенцию общественности.

Отношение масс к известной идее — вот единственное мерило, по которому можно судить о степени ее жизненности. На общенациональном уровне общественное мнение выражается в референдумах.

Референдум, — фундаментальный способ волеизъявления народа. Все судьбоносные проблемы государства должны решаться с использованием этого демократического инструмента.

Общественное мнение может принадлежать как обществу в целом, так и отдельным социальным группам и находиться на различных уровнях — на уровне житейского или научного сознания, быть верным или ошибочным. В общественном мнении не обязательно единство, фактически всегда имеется разнообразие мнений, расхождение взглядов и оценок.

Источник общественного мнения: каналы массовой коммуникации, пресса, радио, телевидение, слухи, разные формы коллективного и индивидуального опыта.

Непосредственным проводником мнения той или иной социальной группы является ее руководитель, особо авторитетное лицо. Роль общественного мнения зависит от характера социального строя, степени участия народных масс в руководстве социальными процессами, от уровня сознательности и культуры народа. Чем демократичнее общественный строй, тем больше возможность влияния общественного мнения на решение внутренних и международных проблем.

Слухи — это альтернативная форма распространения сообщений. Появляются они тогда, когда средства массовой информации не удовлетворяют потребности какой-то группы людей либо даже значительной массы в определенной информации. Именно тогда эта жажда утоляется “коллективным творчеством”, т.е. слухами. Появление слухов стимулирует и такое явление, как эмоциональная недостаточность информации.

Менталитет — обобщенное понятие отчасти образно-метафорического, политико-публицистического плана, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад разнообразных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений – обозначение своеобразного, оригинального способа мышления, склада ума. Общий для той или иной группы менталитет способствует поддержанию преемственности ее существования и устойчивости поведения входящих в нее членов, прежде всего, в относительно стабильных, но особенно — в кризисных ситуациях.

 

45. Общая характеристика диалектики. Основные принципы и законы диалектики.

Диалектика - философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира.

При рассмотрении внешнего мира философия не может обойти вопрос о его состоянии, о том изменяется ли он или глубинное его бытие остается неизменным. Сторонников первой точки зрения принято называть диалектиками, второй - метафизиками.

Диалектика рассматривает вещи, явления внешнего мира, а также их умственные отражения во взаимной связи и непрерывном изменении - возникновении, противоречивом развитии и исчезновении. Принципы, законы диалектики, указывают на то, как адекватно подойти к объектив. реальности, а при необходимости - преобразовать. В отличие от диалектики метафизика если и допускает изменения и развитие мира, то отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия. Она тяготеет к построению однозначной, статичной картины мира, абсолютизирует устойчивость, повторяемость, самостоятельность объектов. Метафизичность не противоречит природе человеческого разума, обусловливает аналитическую способность мышления. Познание немыслимо без таких операций, как разъединение и расчленение целого на части. Нельзя изобразить движения, не прервав непрерывного.

Диалектическая традиция берет свое начало в античной философии. Многие древнегреческие философы были диалектиками. Сократ ввел в оборот термин "диалектика" - искусство обнаружения истины в споре. Зенон Элейский поставил ряд диалектических проблем: противоречивость понятия движения и противоречивость отдельных форм бытия.

В философской мысли древних идея изменчивости наиболее ясно высказана Гераклитом - "нельзя дважды вступить в ту же самую реку", "ничто не постоянно»

Гераклит предпринял первые попытки представить некоторые важные элементы процесса развития: «единство», «борьба», «необходимость» и др. В постоянном изменении явлений Гераклит усматривал космическую необходимость - Логос. Единое включает в себя противоположности. Противоположности оказываются тождественными. Они посредством борьбы по необходимости переходят в свою противоположность.

Но если Гераклит обращал главное внимание на выявление изменчивости природных процессов, то Сократ считал более важным познание человека, его внутреннего мира. Сократ обращался к диалектике как к искусству нахождения истины посредством диалога.

Платон развивал идею тождества и противоречивости противоположных понятий: бытия и небытия, движения и покоя, возникновения и уничтожения. Элементы диалектики у Платона были в обнаружении гибкости и подвижности понятий, в разработке логических приемов разделения (анализа), соединения (синтеза), дедукции и доказательства.

Диалектические взгляды на природный мир и мыслительную способность человека содержатся в философии Аристотеля.

Философы античности заложили основания для дальнейших поисков причинных связей, изменений, развития природных, социальных процессов, мыслительной деятельности человека. Эти поиски были продолжены философами эпохи Возрождения, Нового времени. Однако господствующим методом познания и миропонимания на протяжении ХУ1-ХУШ вв. был механицизм.

С прогрессом философии и науки односторонний механистический подход к познанию природных и общественных явлений все больше обнаруживал свою ограниченность. В естествознании и философии происходил «возврат» к идее диалектического понимания развития. Наиболее полно диалектическое понимание развития было выражено в философии Гегеля. Он представил весь природный и духовный мир в виде процесса, т.е. беспрерывном движении, изменении и преобразовании, сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения. Основой объяснения всех явлений для Гегеля послужил принцип развития. Гегель высоко оценивал роль диалектики в развитии науки. Описывая развитие мира, Гегель исходил из объективно-идеалистической идеи, согласно которой развитие мира есть результат творения духа (абсолютного разума, Бога), созданная Гегелем диалектика получила идеалистический характер.

Новые исторические условия, связанные с революционными преобразованиями в ряде стран Европы в XIX в., а также выдающиеся открытия в области естествознания показали, что диалектика присуща не только духовной деятельности, но «господствует» в природе, что история человечества также подвержена постоянному диалектическому изменению. С именами К.Маркса и Ф.Энгельса связывается в философии становление материалистической диалектики, применение ее к природе, общественной жизни и познанию. Это способствовало формированию нового подхода к исследованию общества в единстве его материальных и духовных проявлений.

Диалектика отныне предстает как учение о всеобщих связях, как «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления» (Маркс К., Энгельс Ф)

Следует различать объективную и субъективную диалектику. Под объективной диалектикой понимается развитие, взаимосвязь самих вещей, диалектика, царящая в самой объективной действйтельности, независящая от сознания человека. Субъективная диалектика - отображение, мысленное воспроизведение диалектики, господствующей вокруг нас - в природе, в обществе.

Диалектика - не только теория, обосновывающая динамическую картину мира, а и метод, ориентирующий человека в познании истины. Если диалектика как теория содержит в себе пдин-ципы, законы и категории, отражающие взаимосвязь, развитие, противоречия действительности, то в качестве метода она выступает в виде некоторой совокупности приемов и операций практического и теоретического освоения явлений природы, общества, человеческого мышления. Этот способ построения и обоснования системы философского знания включает в себя постижение объективных закономерностей. Эти закономерности составляют объективную сторону метода. Субъективную сторону метода образуют возникшие на основе познанных объективных закономерностей приемы исследования и преобразования действительности.

Принципы диалектики.

Под принципами диалектики следует понимать наиболее общие положения или основополагающие идеи, придающие философскому знанию организованность и целостное единство, системное взаимодействие составляющих ее элементов. Они не нуждаются в доказательстве, уходят своими корнями в многовековой опыт человеческого познания мира и являют собой своеобразный итог длительного развития науки и философии. Как и любые явления сознания, принципы вторичны, выражают в концентрированном виде мировоззренческое знание. Каждый из принципов выполняет вполне определенную функцию.

1.Принцип универсального развития— это исходная идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной направленности, этот принцип говорит о том, что Д. Рассматривает мир во взаимосвязи и взаимообусловленности всего.

Происходящие в мире изменения имеют разнонаправленный характер. Одни из них выражают переход от простого к сложному, другие - движение по нисходящей линии, третьи - повторение устоявшихся циклов движения. Распространенной является концепция, согласно которой развитие есть простое следование друг за другом событий без каких-либо качественных переходов, в этой концепции отвергается возникновение принципиально нового. Для иных философов развитие - это цепь случайностей, непредсказуемых и научно необъяснимых событий, особенно применительно к обществу. Философы, придерживающиеся метафизической позиции, отрицают самодвижение материи, переносят источник ее развития вовне. В связи с этим важное значение приобретает вопрос о понятиях «движение» и «развитие».

Движение - это любое взаимодействие, любое изменение независимо от его содержания и характера. Оно выступает как способ существования материи. Развитие - частный случай движения. Оно характеризуется преобразованием внутренней структуры объекта, функциональными изменениями. Чтобы убедиться в том, имеем ли мы дело с развитием или нет, важно установить природу и сущность совершающихся изменений. В частности, необходимо выяснить, происходит ли в данном случае переход структуры изменяемой системы на новый уровень организации. Диалектическое развитие включает в себя изменение качественного состояния явления. И происходит оно как следствие внутренних противоречий, как результат организации самодвижущейся материи.

К развивающимся правильно относить те процессы, которые сопровождаются образованием качественно новых структур, отличающихся устойчивыми взаимодействиями и связями своих составных частей и элементов, их согласованным поведением. С другой стороны, диалектическое развитие нельзя понимать как простой линейный процесс.

2. Принцип всеобщей взаимной связизанимает ключевое место в материалистической диалектике, на его основе решается важнейшая задача – объяснение внутреннего и внешнего источника развития. Окружающий мир представляет собой неисчерп. совокупность разнообразных вещей и процессов. Каждый из них своеобразен и неповторим. Однако между элементами этого многообразия есть нечто общее, повторяющееся, обусловленное материальным единством мира.

В реальной действительности имеется бесчисленное множество связей с самыми различными характеристиками. Особой формой связи является связь-отношение. Она выражает зависимость между явлениями, взаимообусловленность их существования и развития. По мере усложнения организации объектов усложняются и формы связей. Наиболее полно связь проявляется во взаимодействии. Отражая процессы воздействия различных объектов друг на друга, изменение состояния, взаимодействие выступает как фактор, посредством которого происходит объединение структурных элементов объекта в определенный тип целостности.

Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные,при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу объектов. Есть связи прямые,когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.

Создатели материалистической диалектики считали, что именно взаимодействие объектов составляет содержание движения материи. Из взаимодействия объектов и составляющих их элементов образуется источник развития — противоречие.

3. Принцип детерминизмаконкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований - “Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто”.

Д. Пытается выявить различные хар-ры связей: случайные-необходимые, существенные-несущественные, единичные-всеобщие. Особый хар-р связи: закономерные связи (что есть закон?)

 

Законы диалектики.

В законахнаходят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития мира. Когда говорим о законах Д., надо вспомнить об основных вопросах Д.: об источнике развития, о механизме развития, о направленности, тенденциях и формах развития.

3 основных закона Д.:

1) закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития - все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, черное и белое, зима и лето, молодость и старость).

Единство и борьба противоположных начал, противоречие – внутренний источник движения и развития всего сущего. (Гегель)

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель - основоположник диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность – противоречие, борьба приводят к движению - существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

различные виды борьбы:

1. борьба, приносящая выгоду обеим сторонам

2. борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

3. антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

виды взаимодействия: содействие; союзничество; нейтралитет; мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие, и таким образом уяснить его характер.

Качество – стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние - «скачок».

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком.

3) закон отрицания отрицания, на основе которого можно объяснить направленность развития - новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры: смена вкусов в культуре, музыке; эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени); ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии - основные точки зрения:

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры: организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие); исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

Развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.017 с.)