Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переосмысление понятий равенства и неравенстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экономическое неравенство — это неизбежная черта всех социальных систем, включая либеральные демократии, которые открыто провозглашают свою приверженность идее равенства как неотъемлемой части права гражданства. На практике, однако, достичь равенства оказалось трудно. В системе свободного рынка неизбежно возникает неравенство. В прошлом политики левого толка стремились к.уничтожению неравенства посред- ством перераспределения богатства от богатых к нуждающимся. Этого пытались добиться, используя ресурсы социального государства и вводя высокие налоги. Однако посредством таких подходов искоренить бедность не удалось, и помощь не всегда доходит до тех, кто в этой помощи нуждается. Во все возрастающем количестве стали возникать новые теории равенства, которые отходят от прежних «левых» и «правых» представлений о том, какой должна быть социальная политика государства. Понятие равенства переосмысливается с более динамических позиций, при кото-
3' «Новым курсом» называлась внутренняя политика 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта в 1933-1941 гг., направленная на вывод американской экономики из кризиса и ее возрождение, а также на осуществление ряда реформ. — Прим. перев. Заключение: переосмысление понятий равенства и неравенства 305 рых на первый план выдвигается равенство устранить, требует от каждого из нас измене- Краткое содержание 1. Существуют два разных подхода к пониманию бедности. Абсолютная бедность означает 2. Во многих странах официальные критерии бедности определяются по отношению к черте 3. Бедность широко распространена в богатых странах. Великобритания занимает среди 4. Для объяснения бедности были созданы две основные теории. Согласно аргументам, 5. Бедность не есть постоянное состояние. Многим людям, живущим в бедности, удается 306 Глава 11. Бедность, социальная помощь и социальное отчуждение Переходы в категорию бедности и из нее, по всей вероятности, являются более частыми и многообразными, чем это считалось раньше. 6. Низший класс — это часть населения, живущая в крайне неблагоприятных условиях 7. Социальное отчуждение означает процессы, посредством которых люди могут оказаться 8. Государство всеобщего благосостояния — это такое государство, в котором правительство 9. В государствах всеобщего благосостояния, предоставляющих пособия всем на универ
10. Современное британское государство всеобщего благосостояния возникло в годы, после 11. Правительство консерваторов попыталось урезать расходы на социальные нужды, пере Заключение: переосмысление понятий равенства и неравенства 307 Вопросы для самостоятельного анализа 1. Почему Кэрол бедна? 2. Какой уровень дохода необходим вам, чтобы вы могли «полноценно и целенаправленно» 3. Почему масштабы бедности в Соединенном Королевстве после 1970 г. увеличились? 4. Является ли зависимость от социальной помощи объяснением того, что бедность по- 5. Каковы причины бездомности, и как лучше всего решать эту проблему? 6. Почему попытки сокращения социальной помощи в основном потерпели неудачу? Дополнительная литература Bussemakerjet (ed). Citizenship and Welfare State Reform in Europe. London: Routledge, 1999- Hughes Gordon and Fergusson Ross (eds.). Ordering Lives: Family, Work and Welfare. London: Routledge, 2000. Miller David. Principles of Social Justice. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1999. Phillips Anne. Which Equalities Matter? Cambridge: Polity, 1999- Walker Robert (ed.). Ending Child Poverty: Popular Welfare for the Twenty-First Century? Bristol: Policy Press, 1999. Интернет-линки Фонд Джозефа Раунтри www.jrf.org.uk Исследовательская группа по проблемам социального неравенства при Оксфордском университете http://marx.apsoc.ox.ac.uk/sdrgdocs/ Раздел: Социальное отчуждение www.cabinet-office.gov.uk/seu Программа развития ООН по определению необходимых средств к существованию http://www.undp.org/sl/ ГЛАВА СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Когда-то давным-давно все мы появлялись на свет в своих собственных домах. Женщины практически всегда рожали у себя дома, и люди придавали очень большое значение тому месту, где именно они родились, будь то деревня или некая другая местность, тот или иной дом или даже конкретная комната. Обычно роды проходили в основной (или общей) комнате в доме будущей матери. Как только у последней начинались схватки, местные женщины приходили к ней на помощь. Как правило, женщины рожали возле камина, особенно если за окном была холодная погода. Люди приносили и разбрасывали по полу солому примерно так же, как это делалось в коровнике во время отела. У рожениц не было никаких средств, кроме тех, что могла предложить ей местная община. В течение многих столетий идея о том, чтобы позвать на помощь кого-то, кто не входил в общину, была чужда деревенским женщинам. «Женская взаимопомощь» и «оказание взаимной поддержки» — вот словосочетания, которые постоянно возникают в записях священников и местной администрации, повествовавших о родах в XVIII и начале XIX вв. Важнейшим лицом была повитуха — женщина, имевшая опыт в родовспоможении. Сначала повитух называли «добрыми матушками»: это был кто-то, кто мог справиться с болями и проблемами более молодых женщин на важных этапах их беременности и во время самих родов. Документ, написанный во Франции в 1820-х гг., перечисляет качества, которыми следовало обладать повитухе. Она должна быть «сильной, стойкой, проворной, любезной, без телесных увечий, с длинными мягкими руками». Духовная сторона была не менее важна: этой женщине надлежало быть «добродетельной, неболтливой, благоразумной, хоро- шо себя вести и иметь правильные привычки» {Gelis 1991). Примерно до 1950-х гг. большинство людей в Великобритании также появлялось на свет у себя дома, и повитуха продолжала играть при этом важную роль. Однако сегодня чаще всего практикуются роды в больнице, и это изменение повлекло за собой целый ряд других немаловажных преобразований. Мало кто из нас еще чувствует связь с местом своего непосредственного рождения. Да и зачем? Теперь это место — большая, безликая больница. Просуществовав множество веков, независимые повитухи либо исчезли совершенно, либо играют второстепенную роль. Процесс родов как таковой наблюдают и контролируют профессионалы из больницы. Организации и современная жизнь Современная больница является хорошим примером организации. Организация - это большая группа людей, собранная на не личной основе для достижения определенных целей; в случае больницы этими целями являются излечение болезней и предоставление других форм медицинской помощи. Сегодня организации играют гораздо более важную роль, чем когда-либо в прошлом. Помимо принятия нас в этот мир, они также присутствуют на каждом этапе нашей жизни и провожают нас в последний путь. Даже до нашего рождения наши матери, а возможно также и отцы, посещают различные занятия, проверки того, как протекает беременность, и т. п., которые происходят в больницах и других медицинских организациях. Каждый родившийся сегодня ребенок регистрируется правительственными организациями, которые собирают Теории организации
о нас информацию от рождения до смерти. Сегодня человек чаще умирает в больнице или хосписе, нежели дома, и когда момент смерти наступает, каждая кончина должна также формально быть зарегистрирована властями. Каждый раз, когда вы пользуетесь телефоном, открываете водопроводный кран, включаете телевизор или садитесь в машину, вы вступаете в контакт с организациями и до некоторой степени зависите от них. Как правило, речь идет о множестве организаций, которые постоянно сообщаются и с вами, и между собой. Например, компания по водоснабжению обеспечивает воспринимаемый нами как данность факт, что при открывании крана из него польется вода и что она также польется из кранов миллионов других людей. Однако водопроводная компания также зависит от других организаций, как например от тех, которые строят и обслуживают водные резервуары, последние, в свою очередь, зависят от других... и так практически до бесконечности. Эта цепочка может повторяться десятки раз, ибо то, что мы рассчитываем на регулярную поставку воды, — это лишь один пример зависимости человека от организаций. Необходимо помнить, что большую часть истории человечества, до того как уровень организационного развития стал столь высоким, как сегодня, люди не могли рассчитывать на некоторые жизненные аспекты, над которыми мы с вами сегодня едва ли задумываемся. Например, сто лет назад в Великобритании было мало домов с подведенным водопроводом, и большая часть используемой людьми воды была загрязненной, становясь причиной множества болезней и эпидемий. Даже сегодня, на больших территориях развивающихся стран нет водопровода; люди набирают воду ежедневно из источника или колодца, и в основном эта вода содержит множество бактерий, распространяющих различные болезни. В современных обществах питьевую воду внимательно проверяют на предмет заражения, и это связано с еще одним рядом организаций — здравоохранительными органами. Однако огромное влияние, оказываемое организациями на нашу жизнь, не может восприниматься, как исключительно положительное. Организации зачастую у нас что-то отбирают и ставят это что-то под контроль служащих или экспертов, на которых мы почти никак не можем повлиять. Например, все мы обязаны выполнять определенные правила, указанные правительством, — платить налоги, подчиняться законам, идти на войну, а в случае неповиновения — получить наказание. Будучи источниками общественной власти, организации способны подчинять индивидов приказам, которым те не в состоянии сопротивляться. В этой главе мы рассмотрим подъем современных организаций и последствия этого развития на нашу сегодняшнюю жизнь. Сначала мы проанализируем идеи двух авторов — Макса Вебера и Мишеля Фуко, — которые оказали особенно сильное влияние на воззрения социологов об организациях. Затем мы рассмотрим некоторые модели, по которым организации работают, будь то коммерческие корпорации или больницы, школы или правительственные офисы, колледжи или тюрьмы, и изучим различия, существующие между этими разнообразными типами. Мы уделим особенное внимание крупным коммерческим корпорациям, которые все больше и больше оперируют на мировом уровне. В заключительной части, мы рассмотрим, насколько сильно меняются коммерческие корпорации и другие организации в современных обществах. Теории организации Макс Вебер разработал первую систематическую интерпретацию подъема современных организаций. Он утверждал, что организации — это способы постоянной координации человеческой деятельности, или производимых людьми товаров, во времени и пространстве. Вебер подчеркивал, что развитие организаций зависит от контроля над информацией, он также выделял письмо как ключевой по своему значению момент этого процесса: для функционирования, организации необходимы письменные правила, а также папки, в которых хранится их «память». Вебер считал организации строго иерархич-ными, их власть обычно сконцентрирована наверху. В этой главе мы проверим, прав ли был Вебер. Если его подход был верным, то это во многом касается всех нас. Дело в том, что Вебер нашел не только связь, но и противоречие между современными организациями и демократией, которое, как он полагал, имеет далеко идущие последствия для общественной жизни. Глава 12. Современные организации
Взгляд Вебера на бюрократию Согласно Веберу, все крупные организации по своей природе бюрократичны. Слово «бюрократия» было введено неким месье де Гурне в 1745 г., когда последний добавил к слову «бюро», означающему одновременно и офис, и письменный стол, слово, произошедшее от греческого глагола «править». Таким образом, бюрократия — это правление чиновников. Бюрократия как термин поначалу употреблялся только по отношению к правительственным чиновникам, но постепенно он расширился и стал относиться к крупным организациям в целом. С самого начала это понятие использовалось пренебрежительно. Де Гурне говорил о развитии власти чиновников как о «болезни под названием бюромания». Французский писатель Оноре де Бальзак считал бюрократию «огромной властью, находящейся в руках у пигмеев». Эта точка зрения сохранилась до наших дней: бюрократия часто ассоциируется с канцелярщиной, неэффективностью и ненужными тратами. Другие авторы, однако, смотрели на бюрократию иначе, а именно как на образец осторожности, точности и эффективного ведения дел. Они утверждали, что бюрократия на самом деле является наиболее эффективной формой организации, изобретенной человечеством, поскольку все задачи регулируются строгими правилами порядка осуществления действия. Оценка бюрократии Вебера находится примерно посередине между этими двумя крайностями. Вебер отмечал, что ограниченное число бюрократических организаций существовало и в традиционных цивилизациях. Например, бюрократическое чиновничество в императорском Китае отвечало за все правительственные дела. Полное развитие, однако, бюрократии получили только в современности. Вебер считал их центральной частью рационализации общества (см. с. 28-29), касающейся всех аспектов жизни, от науки и образования до правительства. Люди современной эпохи, не полагаясь на традиционные верования и обычаи, принимают рациональные решения, ориентированные на четкую цель. Для достижения определенного результата выбирается лучший, наиболее эффективный путь. Согласно Веберу, распространение бюрократии в современных обществах неизбежно; бюрократическая власть — единственный способ справиться с административными требова- ниями крупных общественных систем. По мере того как задания усложнялись, чтобы суметь с ними справиться, необходимо было развить системы контроля и управления. Бюрократия возникла как рациональный и весьма эффективный ответ на эти нужды. Однако Вебер также полагал, что бюрократия обладает рядом значительных недостатков, которые, как мы с вами увидим, имеют важные последствия для характера современной общественной жизни. Чтобы понять происхождение и природу распространения бюрократических организаций, Вебер составил идеальный тип бюрократии. (В данном контексте «идеальный» относится не к чему-то наиболее желаемому, а к чистой форме бюрократической организации.) Вебер перечислил следующие характерные черты (Weber 1976): 1. Существует четкая иерархия власти. 2. Установленные правила определяют по 3. Чиновники заняты полный рабочий день 4. Существует разделение между обязан 5. Ни одному из членов организации не при Теории организации
торые он использует в работе. Согласно Веберу, развитие бюрократии отделяет работников от контроля над средствами производства. В традиционных общинах, фермеры и ремесленники обычно контролировали свой производственный процесс и владели используемыми инструментами. В бюрократиях чиновникам не принадлежат кабинеты, в которых они работают, рабочие столы, за которыми они сидят, или используемое ими офисное оборудование. Вебер считал, что чем организация ближе приближается к идеальному типу бюрократии, тем она будет более эффективной в достижении поставленных целей. Он полагал, что бюрократия имеет «техническое превосходство» над другими формами организации. Вебер часто сравнивал бюрократии со сложными машинами; бюрократия максимизирует умение, точность и скорость при выполнении поставленных задач. По прошествии более восьмидесяти лет с его смерти работы Вебера о бюрократии остаются отправным пунктом для большинства анализов организаций. То, насколько надежды и опасения Вебера относительно бюрократии были верны, активно обсуждалось целыми поколениями социологов, занимавшихся организациями. Теперь давайте рассмотрим несколько отзывов на труды Вебера, в которых авторы останавливаются на определенных моментах его теории. Блау: формальные и неформальные отношения внутри бюрократий В анализе бюрократии Вебера отводилось важное место формальным отношениям внутри организации, т. е. тем отношениям между людьми, которые регламентированы в правилах организации (см. рис. 12.1). Вебер практически не говорил о неформальных связях и отношениях внутри небольших группировок, которые могут существовать В1гутри любых организаций. Однако неформальные пути ведения дел в бюрократиях часто обеспечивают гибкость, которой по-другому достичь нельзя. В классической работе Питера Блау рассматриваются неформальные отношения в правительственном учреждении, которое занималось расследованием возможных нарушений закона о подоходном налоге (Шсш 1963). Работники, которые сталкивались с проблемами, в способах решения которых они не были уверены, должны были, по уставу, обсудить их со своим непосредственным начальником; правилами было установлено, что им не следует консультироваться с коллегами, находящимися на том же уровне, что и они сами. Большинство чиновников, однако, опасались обращаться к своим начальникам, ибо опасались выглядеть недостаточно компетентными, что может снизить их шансы на повышение. По этой причине они чаще всего консультировались друг с другом, нарушая официальные правила. Это не только помогало получить конкретный совет, но уменьшало ощущение тревоги, связанное с работой в одиночку. На первичном уровне социальной группы — между работниками одного уровня — развилось чувство сплоченности и верности. Блау делает вывод, что проблемы, с которыми сталкивались эти работники, вероятно, в результате решались с большей эффективностью. Группа смогла разработать неформальный порядок действия, который способствовал большей инициативности и ответственности, чем в случае следования формальному уставу этой организации. Неформальные сообщества обычно развиваются на всех уровнях организаций. В случае верхушки, личные контакты и связи могут быть важнее, чем формальные ситуации, в которых, казалось бы, должны приниматься решения. Например, собрания членов правления и акционеров, по идее, должны определять политику коммерческих корпораций. На практике же часто лишь несколько членов правления на самом деле руководят корпорацией, принимая решения в неформальной обстановке и рассчитывая на их одобрение со стороны остальных членов правления. Неформальные группы подобного рода могут также распространяться на несколько различных корпораций. Лидеры разных предприятий и компаний часто консультируются друг с другом неформальным образом и могут состоять в одних и тех же клубах и ассоциациях, посещаемых в свободное от работы время. Определить, насколько в целом неформальные процедуры помогают или мешают эффективности организаций, нелегко. Системы, которые напоминают идеальный, по Веберу, тип, обычно предоставляют возможности развития массы неофициальных способов действия. Частично это происходит потому, что нехватка гибкости может быть устранена с помощью внесения неофициальных попра- Глава 12. Современные организации Организационные пирамиды
Рис. 12.1. Формальные отношения внутри организаций Источник: Oregson S. and Livesey F. Organizations and Management Behaviour. Made Simple Books, 1993. (Публикуется с разрешения Ebevier.) вок в формальные правила. Тем, кто работает на скучных работах, неформальный порядок действия может помочь в создании более приятной рабочей обстановки. Неформальные связи между чиновниками на более высоких постах могут помочь организации в целом. С другой стороны, эти чиновники могут быть заинтересованы в продвижении или защите собственных интересов, а не тех, что способствовали ли бы развитию всей организации. Мёртон: нарушения бюрократии Роберт Мёртон, американский ученый-функционалист, изучил идеальный тип бюрократии Вебера и пришел к выводу, что ряд неотъемлемых элементов бюрократии может привести к пагубным последствиям для нормального функционирования бюрократии как таковой (Merton 1957). Он назвал их дисфункциями бюрократии. Во-первых, Мёртон заметил, что бюрократов научили строго полагаться на установленные правила и процедуры. Не поощряется гибкость, нельзя полагаться на собственное мнение при принятии решений, искать творческое решение вопроса; бюрократия состоит в ведении дел согласно некому набору заданных критериев. Мёртон опасался, что эта жесткость может привести к бюрократической ритуальности, ситуации, в которой правил придерживаются любой ценой, даже в тех случаях, когда другое решение могло бы в целом быть лучше для той или иной организации. Второе опасение Мёртона состояло в том, что строгое соблюдение бюрократических правил может в итоге стать важнее, чем сами подразумеваемые цели организации. Упирая столь сильно на правильность процедуры, можно утратить «общую картину» дела. Бюрократ, отвечающий за рассмотрение страховых требований, к примеру, может отказать держателю страхового полиса в компенсации законных убытков на основании отсутствия того или иного документа или неправильного заполнения такового. Иными словами, правильность формы рассмотрения иска может взять верх над нуждами потерпевшего убытки клиента. Мёртон предвидел возможность напряженных отношений между народом и бюро- Теории организации
кратией в подобных случаях. Это опасение не было беспочвенным. Большинство из нас регулярно сталкивается с крупными бюрократиями — от Государственной службы здравоохранения и различных советов до налоговой инспекции. Нередко мы попадаем в ситуации, в которых работников государственных служб и бюрократов, по всей видимости, не волнуют наши нужды. Одна из наиболее слабых сторон бюрократии — трудности, с которыми она сталкивается при рассмотрении дел, требующих особого подхода и внимания. Берне и Стокер: механистические и органические системы Могут ли бюрократические системы успешно применяться для всех типов работ? Некоторые ученые предполагают, что бюрократия логична при выполнении рутинных заданий, но может создавать проблемы там, где рабочие требования непредсказуемо меняются. В своем исследовании на тему нововведений и изменений в компаниях, занимающихся электроникой, Том Берне и Дж. М. Стокер пришли к выводу, что бюрократии не очень эффективны в тех отраслях индустрии, где прежде всего важны гибкость и знание самых последних новинок (Burns and Stalker 1966). Берне и Стокер выделили два типа организаций: механистический и органический. Механистические организации — это бюрократические системы, в которых существует иерархическая система управления с сообщением по свободным вертикальным каналам. Работники отвечают за некое отдельное задание; как только это задание выполнено, обязанность переходит к следующему работнику. Работа внутри такой системы носит анонимный характер, при котором «люди сверху» редко общаются с «людьми внизу». В отличие от этого органические организации характеризуются более свободной структурой, в которой общие цели организации преобладают над четко сформулированными обязанностями. Идет процесс общения, «директивы» более расплывчаты, и направляются не только сверху вниз, но и по многим другим траекториям. Каждый, кто связан с организацией, рассматривается как лицо, обладающее нужным набором знаний и способное внести вклад в решение проблем; решения не являются эксклюзивной прерогативой верхушки. Согласно Бернсу и Стокеру, органические организации гораздо лучше приспособлены к выполнению меняющихся требований рынка инноваций, таких как телекоммуникации, компьютерное программное обеспечение или биотехнологии. Более гибкая внутренняя структура дает возможность быстрее и адекватнее реагировать на изменения рынка, а также принимать решения более творчески и с меньшей затратой времени. Механистические организации лучше приспособлены к более традиционным, стабильным формам производства, которые в меньшей степени подвержены перепадам рынка. Хотя работа Бернса и Стокера была опубликована более тридцати лет назад, она очень важна для современных дискуссий об изменениях в организациях (см. раздел «Будущее не за бюрократией?» на с. 322). Эти авторы предсказали многие из проблем, которые занимают центральное место в современных дебатах на тему глобализации, гибкой специализации и дебюрократизации. Теория организаций Мишеля Фуко: Контроль над временем И пространством Большинство современных организаций работает в специально созданных физических условиях. Здание, в котором находится некая организация, обладает набором определенных качеств, которые важны для той или иной ее деятельности, но оно также повторяет важные характеристики архитектуры зданий, построенных для других организаций. Архитектура больницы, например, в некоторых аспектах отличается от архитектуры коммерческой фирмы или школы. Отдельные корпуса, кабинеты врачей, операционные и офисы определяют общую планировку здания больницы, тогда как школа состоит из классных комнат, лабораторий и спортивного зала. Однако существует некие общие черты: и в том и в другом здании, скорее всего, будут иметься холлы и коридоры с дверями для выхода на улицу, а также стандартный декор и мебель на всей площади. Не считая разной одежды людей, движущихся по коридорам, здания, в которых, как правило, находятся современные организации, весьма похожи друг на друга. Мишель Фуко показал, что архитектура той или иной организации непосредственно связана с ее социальным обликом и
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.85 (0.016 с.) |