Иммиграция и Европейский Союз 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иммиграция и Европейский Союз



Как часть движения к европейской интеграции в Европе были устранены многие существо­вавшие раньше барьеры на пути свободного перемещения товаров, капитала и наемных ра­бочих. Это привело к резкому росту региональ­ной миграции между европейскими странами. Граждане стран Европейского Союза теперь имеют право работать в любой стране ЕС. Специалисты самой высокой квалификации и подготовки влились в ряды тех, кто ищет политическое убежище, и экономических им­мигрантов и составили самую многочислен­ную группу европейских мигрантов. С учетом этого изменения, ученые отметили растущую поляризацию среди иммигрантов между «иму­щими» и «неимущими», т. е. тех, кто имеет шан­сы на успех, и тех, кто таких шансов не имеет.

Иммиграция в страны ЕС из стран, не вхо­дящих в ЕС, стала одной из самых острых проблем на повестке дня в ряде европейских государств. По мере развития процесса евро­пейской интеграции некоторые страны сняли, во исполнение Шенгенского соглашения, кон­троль на внутренних границах с соседними государствами. Страны, подписавшие это со­глашение, сейчас осуществляют контроль толь­ко на своих внешних границах и разрешают свободный доступ в свои страны граждан со­седних государств — членов ЕС. Такое изме­нение в системе охраны границ в странах Европы оказало огромное влияние на неле­гальную иммиграция в ЕС и на преступления, связанные с нелегальным пересечением гра­ниц. Нелегальные иммигранты, которым уда­ется въехать в какое-либо государство, участву­ющее в Шенгенском соглашении, могут потом беспрепятственно передвигаться по всей Шен-генской зоне.

Поскольку большинство государств Евро­пейского Союза в настоящее время ограничи-


ли легальную иммиграцию случаями воссоеди­нения семей, наблюдается рост нелегальной иммиграции. Некоторые нелегалы въезжают в ЕС легально в качестве студентов или по го­стевым визам и остаются здесь после истече­ния срока визы, однако все больше нелегаль­ных иммигрантов перевозится через границы ЕС контрабандой (см. рис. 9.1). По подсче­там Международного центра развития имми­грационной политики, ежегодно в страны ЕС контрабандой ввозится 400 000 чел. Длинная береговая полоса, вдоль которой проходит гра­ница Италии, считается одной из самых удоб­ных для проникновения в Европу и привлека­ет нелегальных иммигрантов из близлежащей Албании, бывшей Югославии, Турции и Ира­ка. После присоединения к Шенгенскому со­глашению Италия значительно укрепила свою внешнюю границу. Германия, на долю которой приходится непропорционально много неле­гальных иммигрантов и обращений о предо­ставлении политического убежища, начала ра­ботать с правительствами Польши и Чешской Республики над проблемой укрепления кон­троля на их восточных границах. Будучи пре­тендентами на «ускоренное принятие» в ЕС, эти страны через несколько лет станут частью восточной оконечности Европейского Союза, и тогда их протяженные границы со Слова­кией, Украиной, Белоруссией и Калининград­ской областью России могут оказаться новым «слабым звеном» в иммиграционном контроле Европейского Союза.

Усиление контроля за «новыми имми­грантами» происходит, однако, не в вакуу­ме. Неофициальной реакцией на изменения в иммиграционной политике являются новые ухищрения в сетях тайной перевозки нелега­лов и контрабанды. Операции с иммигранта­ми-нелегалами превратились в одну из самых быстро развивающихся отраслей организован­ной преступности в Европе. Подобно тому, как криминальные группировки занимаются пе­реброской через границы наркотиков, оружия и краденых товаров, они также используют разные способы для тайной переправки неле­гальных иммигрантов. И иммигранты, и кон­трабандисты, опираясь на знания и опыт дру­гих иммигрантов, выбирают свои собственные пути передвижения. В этом смысле политика ужесточения ограничений вызывает, по-види­мому, новые формы сопротивления (Koser and Lutz 1998).


Заключение



 


Беженцы, соискатели

политического убежища

и экономические мигранты

По мере ужесточения охраны границ ЕС об­ращение за предоставлением убежища стало одной из немногих оставшихся возможностей для неграждан стран ЕС получить разрешение поселиться в Европейском Союзе. Соискатель политического убежища — это лицо, которое просит убежища в чужой стране из-за опас­ности преследований на родине. Право обра­щаться с просьбой о предоставлении убежища считается универсальным, однако политика, связанная с рассмотрением дел о предостав­лении убежища, вызывает во многих государ­ствах ЕС крайне противоречивое отношение. Критики официальной политики утверждают, что с теми, кто просит убежища, обращаются не лучше, чем с преступниками — их заставля­ют жить в переполненных и похожих на тюрь­мы лагерях для интернированных в течение всего времени, пока рассматриваются их заяв­ления. Во многих странах образовались длин­ные очереди из нерассмотренных дел, в том числе в Соединенном Королевстве в начале 2000 г. решения своей судьбы ждали свыше 100000 желающих получить убежище.

Вместе с тем правительства стран ЕС на­стаивают на необходимости поставить заслон на пути фиктивных обращений за полити­ческим убежищем и одновременно защитить права тех, кто действительно и обоснованно опасается преследований в своей стране. По­скольку широко известно, что в Европейском Союзе существует очень высокий уровень зар­платы, эффективная система социальной за­щиты и один из самых высоких стандартов жизни в мире, некоторые «экономические ми­гранты» не из страха перед преследованиями, а из стремления к лучшей жизни, но не имея другой возможности приехать в ЕС, иногда пытаются добиться своей цели, обратившись с просьбой о предоставлении убежища. Стро­гая политика в вопросе о предоставлении политического убежища привела к тому, что многие стали говорить о Европе-крепости — защищенной зоне, которая действует сообща, ограждая свои блага и высокий уровень жизни от «штурма» со стороны мигрантов из других частей мира, желающих принять участие в ее процветании.

Во многих западноевропейских странах прошли кампании за возвращение мигрантов


 

500 г

400 300 200 100 0

 

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

Рис. 9.1. Количество нелегальных иммигран­тов (в тысячах), въехавших в страны Европей­ского Союза в 1993-1999 гг.

Источник: International Centre for Migration

Policy Development. From The Economist. 16 Oct.

1999. P. 31.

в те страны, откуда они приехали, и раздава­лись угрозы их возможной депортации в слу­чае, если они являются безработными или совершили преступление. Моральные опасе­ния, вызванные представлением о мигрантах как о преступниках или нахлебниках государ­ства всеобщего благосостояния, ведут к даль­нейшему ужесточению иммиграционной по­литики во многих странах. Робин Коэн ис­пользует выражение «границы идентичности» для обозначения того, как споры в обще­стве способствуют распространению в нем определенного видения национального насле­дия и воздвигают барьеры против людей, которые являются «чужими» или «другими» (Cohen 1994).

Расизм, связанный с антииммигранскими настроениями, привел в 1990-х гг. в Европе к ряду серьезных инцидентов. В 1991 и 1992 гг. в недавно объединившейся Германии имели место сотни нападений на иностранцев — в том числе и на турецких рабочих, многие из которых прожили в стране свыше двадцати лет. В ряде стран Центральной и Восточной Европы участились нападения на цыганское население.

Заключение

В нашем глобализирующемся мире идеи — и люди — проникают через границы в боль­ших количествах, чем когда-либо раньше в ис­тории. Эти процессы влекут за собой глубо­кие изменения в обществах, в которых мы


248 Глава 9. Раса, этническая принадлежность и иммиграция

живем. Многие общества впервые становятся ся фундаменталистских взглядов на мир, ищут

этнически неоднородными, другие обнаружи- прибежища в установленных традициях и от-

вают, что существующие модели мультиэтнич- вергают диалог с теми, кто от них отличает-

ности изменяются или, напротив, укрепляют- ся (см. главу 17 «Религия»). Многие иа этни-

ся. Однако во всех обществах индивидуумам ческих конфликтов, бушующих сейчас на зем-

приходится вступать в регулярный контакт ном шаре, можно считать проявлением тако-

с людьми, которые думают по-другому, вы- го рода фундаменталистского подхода. Одна

глядят по-другому и живут иначе, чем они. Это из главных проблем, стоящих в настоящее

взаимодействие происходит как при личных время перед нашим глобализующимся миром,

контактах в результате глобальной миграции, заключается в том, как построить общество,

так и благодаря образам, которые передают- которое было бы более космополитическим

ся средствами массовой информации и через по своей природе. Как показали кропотливые

Интернет. и упорные усилия Комиссии по восстанов-

Некоторые приветствуют это новое этни- лению правды и примирению в ЮАР, созда-

ческое и культурное многообразие как жиз- ние форума для открытого и уважительного

ненно важный компонент космополитиче- диалога является трудным, но эффективным

ского общества. Другие считают его опас- первым шагом к достижению расового при-

ным и угрожающим. Люди, придерживающие- мирения.

Краткое содержание

1. Понятие расы относится к физическим характеристикам людей, таким как цвет кожи,
которые рассматриваются членами общины или сообщества как этнически значимые, т.е.
как свидетельствующие об особых культурных характеристиках. Многие распространенные
представления о расе являются не чем иным, как мифами. Не существует никаких четко
выраженных признаков, с помощью которых было бы возможно разделять людей по разным
расам.

2. Отдельные части населения образуют этнические группы в силу того, что их объединяют
некоторые общие характеристики, отличающие их от других частей населения. Этническая
принадлежность указывает на культурные различия, которые отграничивают одну группу
людей от другой. Главными отличительными признаками этнической группы являются
язык, история или происхождение, религия и стили одежды или украшений. Хотя иногда
этнические различия считаются данными от природы, на самом деле они целиком являются
приобретаемыми.

3. Меньшинство — это такая группа, члены которой подвергаются дискриминации со стороны
большинства населения данного общества. У членов групп этнических меньшинств часто
существует сильное чувство групповой солидарности, возникающее в известной мере
вследствие коллективного опыта социальной изоляции.

4. Замещение и поиски козлов отпущения представляют собой психологические механизмы,
связанные с предрассудками и дискриминацией. При замещении чувство враждебности
обращается людьми против объектов, которые не являются подлинной причиной их
тревоги. Люди проецируют свое чувство тревоги и неуверенности на козлов отпущения.
Предрассудки предполагают существование предвзятого мнения об отдельном человеке
или группе людей; дискриминация же подразумевает реальные действия, направленные
на то, чтобы лишить членов одной группы возможностей, открытых для других групп.

5. Расизм — это ошибочное приписывание наследуемых черт личности или поведения лицам
с определенными внешними характеристиками. Расист — это человек, который считает, что
возможно дать биологическое объяснение признакам неполноценности, якобы присущим
людям того или иного физического типа. Институциональный расизм обозначает модели
дискриминации по признаку этнической принадлежности, которые встроены в структуры
существующих социальных институтов. Новым расизмом называют расистские взгляды,
находящие выражение не в понятии биологической неполноценности, но в понятиях
культурного отличия.


Заключение 249

6. Во многих ситуациях межэтнического антагонизма важной составной частью являются
закрытость групп и привилегированный доступ к ресурсам. Однако некоторые из фунда­
ментальных аспектов современных этнических конфликтов, особенно расистские настрое­
ния белых в отношении черных, следует понимать, исходя из истории экспансионистской
политики Запада и колониальных захватов.

7. В мультиэтнических обществах были приняты три модели этнической интеграции. В случае
ассимиляции группы новых иммигрантов усваивают отношения и язык господствующего
сообщества. В случае модели «плавильного котла» различные культуры и воззрения
этнических групп соответствующего общества соединяются вместе. Плюрализм означает,
что разные этнические группы существуют в обществе раздельно, но рассматриваются как
равноправные участники экономической и политической жизни.

8. Некоторые мультиэтнические государства неустойчивы, и иногда в них имеют место этни­
ческие конфликты. Этнические чистки представляют собой форму этнического конфликта,
в ходе которого создаются этнически однородные ареалы путем массового вытеснения
других этнических групп. Геноцид — это уничтожение одной этнической группы другой
группой.

9. Миграцией называют движение людей из одного региона или общества в другой с целью
обосноваться там для проживания. Глобальная миграция, движение людей через границы
государств, выросла в годы после Второй мировой войны и продолжает усиливаться
и дальше в связи с глобализацией. Диаспора указывает на рассеяние этнического
населения с родины в чужие страны, часто насильственное или под давлением трагических
обстоятельств.

 

10. Иммиграция привела к тому, что сейчас в Великобритании, Соединенных Штатах и дру­
гих индустриальных странах существуют многочисленные различные этнические группы.
В Великобритании группы этнических меньшинств в целом находятся в неблагоприятном
положении по сравнению с белым населением в таких сферах, как профессиональная
занятость, доходы, жилищные условия и др. Однако в моделях неравенства между груп­
пами этнических меньшинств сейчас обнаруживаются существенные различия, причем
некоторые группы в значительной мере достигли равенства с белым населением.

11. Новая миграция указывает на изменившиеся модели миграции в Европе, что явилось
результатом окончания холодной войны, затяжного этнического конфликта в бывшей
Югославии и углубления европейской интеграции. По мере того как возможности ле­
гальной иммиграции в страны Европейского Союза постепенно ограничиваются, растет
иммиграция нелегальная.

Вопросы для самостоятельного анализа

1. Как могло бы оказаться, что непредубежденный человек проявляет дискриминационные
настроения?

2. Нужно ли знать историю, чтобы понимать современные модели миграции и этнического
антагонизма?

3. Насколько ценным является понятие мультикультурности в обществе?

4. В чем заключаются преимущества тех, то живет в обществе, где осуществляется модель
«плавильного котла»?

5. Следует ли социологам отказаться от понятия расы?

6. Смогли ли бы вы жить и работать в любой стране мира?

Дополнительная литература

Buhner Martin and Solomos John (eds.). Ethnic and Racial Studies Today. N.Y.: Routledge, 1999. Cohen Phil (ed.). New Ethnicities, Old Racisms? London: Zed Books, 1999-

Cornell Stephen and Douglas Hartmann. Ethnicity and Race: Making Identities in a Changing World. Thousand Oaks, Calif.: Pine Forge Press, 1998.


250 Глава 9. Раса, этническая принадлежность и иммиграция

Fawcett Liz. Religion, Ethnicity and Social Change. Basingstoke: Macmillan, 2000. Ignatieff Michael. Blood and Belonging. Toronto: Viking, 1993-

Kymlicka Will. The New Debate over Minority Rights. Toronto: University of Toronto, 1997. Poole Ross. Nation and Identity. London: Routledge, 1999-

Интернет-линки

Историческая карта черных и азиатских народов www.blackhistorymap.com

Центр исследований этнических отношений (Уорвикский университет) www.csv.warwick.ac.uk/fac/soc/CRER.RC

Комиссия по проблемам расового равенства http://www.cre.gov.uk

Уполномоченный Комиссар ООН по делам беженцев http://unhcr.ch



ГЛАВА

КЛАСС, КЛАССОВАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И НЕРАВЕНСТВО


Социологи говорят о социальной стра­тификации, имея в виду неравенство, которое существует в человеческих обществах между отдельными людьми и группами людей. Часто мы связываем стратификацию с привилегия­ми или собственностью, но она может также возникать на основе других признаков, таких, как, например, тендер, возраст, религиозная принадлежность или военный ранг.

Отдельные люди и группы людей име­ют дифференцированный (неравный) доступ к благам в зависимости от их положения в си­стеме стратификации. Следовательно, страти­фикацию проще всего охарактеризовать как структурированное неравенство между различ­ными группами людей. Социальную стратифи­кацию можно уподобить геологическим слоям пород земной поверхности. Можно предста­вить себе, что общества состоят из «пластов», образующих определенную иерархию, в кото­рой более удачливые находятся на вершине, а менее привилегированные ближе к низу.

С исторической точки зрения, в челове­ческих обществах существовали четыре основ­ные системы стратификации: рабство, каста, сословие и класс. Рабство — это крайняя форма неравенства, при которой одни люди владеют другими в буквальном смысле, как собственностью. Как формальный институт рабство было постепенно искоренено и в на­стоящее время почти полностью исчезло с ли­ца земли. Каста ассоциируется прежде все­го с культурами индийского субконтинента и с индуистской верой в повторное рождение. Согласно этим верованиям, люди, не выполня­ющие ритуалы и обязанности своей касты, при следующей реинкарнации окажутся в более низком положении. Кастовые системы струк­турируют тип взаимоотношений, существую-


щий между членами, имеющими различный ранг. Сословия были характерны для мно­гих традиционных цивилизаций, включая ев­ропейский феодализм. Феодальные сословия состояли из слоев, имевших различные обяза­тельства и права по отношению друг к другу. В Европе высшим сословием являлась аристо­кратия и мелкопоместное дворянство, второе сословие составляли служители церкви, а к так называемому «третьему сословию» относились простолюдины (крепостные, торговцы и ре­месленники).

Классовая система во многих отноше­ниях отличается от рабства, каст и сословий. Классы можно определить как большие группы людей, обладающих сходными экономически­ми ресурсами, что оказывает сильное влияние на доступный им образ жизни. Владение богат­ством, а также род занятий являются главной основой классовых различий. Классы отлича­ются в ряде отношений от более ранних форм стратификации:

• В отличие от других типов страт, клас­
сы по своему происхождению не связа­
ны с юридическими или религиозными
установлениями; принадлежность к клас­
су не основана на наследуемом статусе,
который определялся бы законом или
обычаем. Классовая система, как прави­
ло, более подвижна, чем другие типы
стратификации, и границы между клас­
сами никогда не бывают четко очерчен­
ными. Не существует также формальных
ограничений на смешанные браки между
членами разных классов.

• Отдельный человек, по крайней мере
в какой-то степени, достигает принад­
лежности к определенному классу, она
не просто «дана» ему при рождении, как



Глава 10. Класс, классовая стратификация и неравенство


 


это обычно происходит в других типах систем стратификации. Социальная мо­бильность — движение вверх или вниз в классовой структуре — распространена здесь гораздо больше, чем в других типах. (При кастовой системе переход человека из одной касты в другую вообще невоз­можен.)

• Классы обусловлены экономическими
различиями между группами людей — не­
равенством в обладании материальными
ресурсами и контроле над ними. В дру­
гих типах систем стратификации самыми
важными являются обычно неэкономиче­
ские факторы (такие, как влияние рели­
гии в индийской кастовой системе).

• В других типах систем стратификации
неравенство находит выражение преиму­
щественно в личных отношениях долга
или обязанности — между крепостным
и феодальным сеньором, между рабом
и хозяином или между членом более
низкой и более высокой касты. В отли­
чие от этого классовые системы проявля­
ются в основном через крупномасштаб­
ные отношения безличного характера.
Например, одним из главных источни­
ков классовых различий следует считать
неравенство в оплате и условиях труда;
оно затрагивает всех людей в конкретных
профессиональных категориях и зависит
от экономической ситуации, преоблада­
ющей в экономике в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.061 с.)