Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тюрьмы: ответ на преступления?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основополагающий принцип современной тюремной системы заключается в том, чтобы «исправить» преступника и подготовить его к выполнению соответствующей и надлежащей роли в обществе после освобождения. Тюрьмы и приговоры к длительным тюремным в тюрьмах 1971 1976 1981 1986 1991 1997 Рис. 8.4. Количество заключенных и количество мест в тюрьмах Великобритании. 1971-1997 гг. Источник: Home Office; Scottish Home Office Department. From Social Trends. 29. 1999. Crown copyright. срокам считаются также мощным фактором, сдерживающим преступность. По этой причине многие политики, стремящиеся «проявить решительность» перед лицом быстрыми темпами растущей преступности, высказываются за более карательную систему правосудия и за увеличение количества тюрем. Дают ли тюрьмы желаемый результат — способствуют ли они «исправлению» осужденных преступников и предотвращению новых преступлений? Как мы увидим, это вопрос достаточно сложный, но факты, по-видимому, свидетельствуют о том, что на него приходится дать отрицательный ответ. Глава 8. Преступление и девиантное поведение Карательное правосудие: случай Соединенных Штатов Система правосудия в Соединенных Штатах самая карательная в мире. В американских тюрьмах сейчас находится свыше 2 млн заключенных и еще 4 млн подпадают под юрисдикцию карательной системы. Хотя население Соединенных Штатов составляет только 5 % всего населения Земли, на их долю приходится 25 % всех преступников, отбывающих тюремное заключение.
3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 1953 1960 1970 1980 1990 1997 Рис. 8.5. Количество людей, приговоренных к смерти в США. 1957-1997 гг. Источник: US Bureau of Justice. Capital Punishment 1997. Statistics Bulletin. US Government Printing Office, 1998. Обслуживающий персонал американских тюрем насчитывает свыше 500 000 человек, и на содержание тюремной системы расходуется ежегодно 35 млрд долл. Кроме того, тюремная система в Америке является частично приватизированной, частные компании имеют сейчас возможность выиграть правительственные контракты на строительство тюрем и управление ими, чтобы вместить растущее количество заключенных. Критики утверждают, что «возник тюремно-индустриальный комплекс»: множество людей, в том числе чиновники, политики и обслуживающий персонал тюрем, материально заинтересованы в существовании и дальнейшем расширении тюремной системы. В Соединенных Штатах широкой поддержкой пользуется высшая мера наказания («смертная казнь»). В 1999 г. 71 % опрошенных взрослых американцев заявил о том, что верит в высшую меру наказания, и только 21 % высказался против нее. Эти цифры свидетельствуют о значительном сдвиге по сравнению с 1965 г., когда только 38% опрошенных поддержали смертную казнь, а 47 % выступили против нее. Число заключенных, ожидающих исполнения смертного приговора, неуклонно росло начиная с 1977 г., когда Верховный суд поддержал законы штатов в отношении смертной казни (см. рис. 8.5). В конце 1997 г. в «очереди на смерть» стояли свыше 3 000 заключенных. Из них 99 % составляли мужчины, 56 % белые и 42% черные (US Bureau of Justice 1998.). Сторонники суровых приговоров указывают на общее падение преступности в Соединенных Штатах в последнее десятилетие как на доказательство того, что тюрьмы выполняют свое назначение. Их оппоненты возражают, указывая, что уменьшение преступности может быть объяснено другими факторами, такими, например, как крепкая экономика и низкий уровень безработицы. Они утверждают, что высокий процент заключенных в тюрьмах приводит к разрушению семей и общин без особой на то необходимости. Более одной четвертой всех афроамериканцев-мужчин либо находится в тюрьме, либо под контролем пенитенциарной системы. Около 60 % заключенных в американских тюрьмах отбывают наказание за преступления, не связанные с насилием (распространение наркотиков). По мнению критиков, столь явное несоответствие доказывает, что заключение в тюрьму больше не является «крайней мерой», — к тюрьме теперь прибегают как к средству для решения всех социальных проблем.
В Великобритании система уголовного правосудия в последние годы приобрела более карательный характер. Как показывает рис. 8.4, количество заключенных в тюрьмы неуклонно росло: в 1997 г. в тюрьмах находились 67000 заключенных, что на 10% больше, чем в предыдущем году {HMSO 1999). По отношению к населению в целом в Англии и Уэльсе в тюрьмах сидит больше людей, чем во всех западноевропейских странах за исключением Португалии {Guardian. 23 Febr. 2000). Кроме того, суды Англии и Уэльса обычно приговаривают преступников к более длительным срокам тюремного заключения, чем суды других европейских стран. Некоторые критики опасаются, что Великобритания слишком точно повторяет путь Соединенных Штатов — самой карательной страны в мире (см. врезку «Ка- Тюрьмы: ответ на преступления?
рательное правосудие: случай Соединенных Штатов» на с. 212). Заключенных обычно больше не подвергают физическим издевательствам, что было некогда общераспространенной практикой, однако они тем не менее страдают от многих других видов наказания. Их лишают не только свободы, но и надлежащего дохода, общения со своими близкими и бывшими друзьями, гетеросексуальных связей, собственной одежды и других личных вещей. Они часто живут в переполненных камерах и вынуждены подчиняться строгим дисциплинарным предписаниями жестокой регламентации своей повседневной жизни. Жизнь в таких условиях скорее вбивает клин между обитателями тюрем и остальным миром и вовсе не способствует адаптации их поведения к нормам этого общества. Заключенные вынуждены принимать условия, которые совершенно отличны от «внешнего мира», а навыки и отношения, усваимые ими в тюрьме, весьма часто прямо противоположны тем, которые, как предполагается, они должны были усвоить. Например, у них может развиться чувство недоброжелательства по отношению к обычным гражданам, возможно, что они научатся воспринимать насилие как вполне нормальное явление, познакомятся с закоренелыми преступниками-рецидивистами и сохранят эти контакты и после освобождения, возможно также, что они приобретут криминальные навыки, которых у них раньше не было. По этой причине тюрьмы иногда называют «университетами преступности». Неудивительно поэтому, что так устрашающе велики масштабы рецидивизма — повторного совершения преступлений теми, кто уже сидел в тюрьме. Свыше 60% всех мужчин, освобожденных после отбывания срока в тюрьме в Соединенном Королевстве, снова подвергаются аресту в течение четырех лет со времени совершения ими первого преступления. Как мы уже видели раньше (с. 201-202), молодые правонарушители теперь менее склонны «перерастать преступления», чем это было раньше. Хотя факты, по всей видимости, свидетельствуют о том, что тюрьмы не справляются с задачей реабилитации заключенных, по-прежнему наблюдается сильное давление общественности, требующей увеличить количество тюрем и сделать еще более суровыми тюремные сроки за многие преступления. Тюремная система перегружена, что порождает призывы к строительству новых исправительных учреждений. Вместе с тем, критики заявляют, что программы строительства тюрем представляют собой не только необоснованно дорогое бремя, ложащееся на налогоплательщиков, но что это никак не повлияет на уровень преступности. Некоторые сторонники реформы пенитенциарной системы считают, что необходим переход от карательного правосудия к формам правосудия восстановительного. «Восстановительное правосудие» ставит целью добиться осознания преступником последствий своего преступления с помощью «наказания», которое преступник отбывает в общине. От правонарушителей можно было бы потребовать участия в проектах по организации услуг в общине или попытки с помощью посредника добиться примирения с жертвой преступления. Вместо того чтобы изолировать преступников от общества и закрывать их от последствий их преступных деяний, этих людей следует поставить перед лицом того, что они совершили, так, чтобы они осознали цену преступления. Не существует простого ответа в споре о том, «работают» ли тюрьмы или нет. Хотя тюрьмы, судя по всему, не достигают успеха в перевоспитании заключенных, возможно, они удерживают людей от совершения преступлений. Хотя тех, кто уже сидит в тюрьме, удержать от преступлений не удалось, неприглядные стороны тюремной жизни, вполне возможно, предостерегут от преступлений других людей. Для реформаторов тюремной системы здесь имеется одна почти неразрешимая проблема. Если сделать тюрьмы абсолютно неприемлемым местом для пребывания, это вероятно поможет удержать от преступлений потенциальных правонарушителей, однако это сделает в высшей степени трудновыполнимой поставленную перед тюрьмой цель реабилитации заключенных. Однако, с другой стороны, чем менее суровы условия содержания заключенных в тюрьме, тем больше теряется сдерживающий эффект тюремного заключения. Хотя благодаря тюрьмам улицы действительно освобождаются от некоторых опасных личностей, факты свидетельствуют, что нужно искать другие способы сдерживания преступности. Социологическая трактовка преступления неопровержимо доказывает, что быстрых путей здесь не существует. Причины преступности связаны со структурными условиями общества, включая нищету, обстановку внутрен- Глава 8. Преступление и девиантное поведение
них городов и ухудшающиеся обстоятельства жизни многих молодых людей. Хотя необходимо и дальше осуществлять такие краткосрочные меры, как реформы, направленные на превращение тюрем из мест простого отбывания срока наказания в места перевоспитания, а также проводить в жизнь эксперименты с наказаниями, альтернативными тюремному заключению, такими как работа в общине. Тем не менее, чтобы добиться эффективного решения проблемы, следует обратиться к долгосрочным мерам (Currie 1998 b). Заключение: преступление, девиантное поведение и социальный порядок Было бы ошибкой рассматривать преступления и девиантное поведение исключительно в негативном свете. В любом обществе, признающем, что у человеческих существ могут быть различные ценности и интересы, должно найтись место для отдельных людей и групп людей, чьи действия не соответствуют нормам, которых придерживается большинство. Люди, создающие новые идеи в политике, науке, искусстве или других областях, зачастую вызывают подозрение или враждебность у людей, следующих ортодоксальными путями. Например, политические идеалы, рожденные американской революцией, — свобода личности и равенство возможностей — были в то время встречены многими людьми с ожесточенным сопротивлением, а теперь они приняты во всем мире. Отступление от господствующих в обществе норм требует мужества и решительности, но оно нередко играет ключевую роль в осуществлении процессов изменения, которые впоследствии будут признаны отвечающими интересам всех людей. Являются ли «опасные отклонения в поведении» той платой, которую должно платить общество, если оно предоставляет значительную свободу своим гражданам, действия которых отличаются неконформностью? Например, следует ли признать высокий уровень преступлений, связанных с насилием, той ценой, которой приходится расплачиваться обществу в обмен на индивидуальные свободы, которыми обладают его граждане? Некоторые социологи придерживаются именно такого мнения, утверждая, что преступления, связанные с насилием, неизбежны в обществе, где не существует жестких правил поведения. Однако такие взгляды не выдерживают критики при более пристальном рассмотрении. В некоторых обществах, где признается широкий спектр личных свобод и наблюдается терпимость к девиантным поступкам (например, в Нидерландах), количество преступлений с применением насилия невелико. И наоборот, в странах, где рамки индивидуальных свобод ограничены (как, например, в некоторых латиноамериканских обществах), может обнаруживаться высокий уровень насилия. Общество, проявляющее терпимость к де-виантному поведению, совсем не обязательно должно страдать от социальной дезинтеграции. Однако избежать негативных последствий можно, по-видимому, только в том случае, если индивидуальные свободы будут сочетаться с социальной справедливостью — при социальном строе, где нет вопиющего неравенства и где у каждого есть возможность вести полноцешгую и приносящую удовлетворение жизнь. Если свобода не сбалансирована равенством и если многие люди не могут успешно самореализоваться в своей жизни, девиантное поведение обычно принимает деструктивные формы. Краткое содержание 1. Термином «девиантное поведение» называют поступки, которые нарушают общепринятые 2. Для поддержания социальных норм общество применяет санкции как формальные, так Заключение: преступление, девиантное поведение и социальный порядок 215 3. Существуют биологические и психологические теории, пытающиеся доказать, что пре 4. Согласно теориям, связанным с функционализмом, преступления и девиантное поведение 5. Теория стигматизации, утверждающая, что если определить поступки какого-либо челове 6. Теории конфликта анализируют преступления и девиантное поведение, исходя из струк 7. Теории контроля постулируют, что преступления совершаются там и тогда, где и когда
8. Подлинные масштабы преступности в обществе оценить нелегко, поскольку не обо 9. Число зарегистрированных преступлений в Великобритании растет начиная с 1950-х гг., 216 Глава 8. Преступление и девиантное поведение 10. Уровень преступности среди женщин значительно ниже, чем у мужчин, возможно, в силу 11. Страх людей перед преступлениями зачастую концентрируется прежде всего на уличных 12. Преступления «белых воротничков» и корпоративные преступления — это преступления, 13. Тюрьмы были созданы отчасти для защиты общества от преступников, а отчасти с целью Вопросы для самостоятельного анализа 1. Как можно было бы интерпретировать действия человека, получившего ярлык «девиант- 2. Почему изучение жертв преступлений могло бы дать более правдивую картину масштабов 3. Верно ли, что полицейские работают теперь по большей части с информацией? 4. Повлечет ли тот факт, что все больше женщин работает сейчас в публичной сфере, 5. Является ли исполнительный директор корпорации более типичным преступником, чем 6. Какое влияние оказывают на преступность процессы глобализации? Заключение: преступление, девиантное поведение и социальный порядок 217 Дополнительная литература Goode Erich. Deviant Behaviour. Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall, 1997. Holdaway Simon and Rock Paul (eds.). Thinking about Criminology. London: UCL Press, 1998. Walton Paul and Young Jock (eds.). The New Criminology Revisited. London: Macmillan, 1998. Интернет-линки Австралийский институт криминологии www.aic.gov.au Британский криминологический журнал www3.oup.co.uk/crimin Министерство внугрснних дел Великобритании Home Office (UK) www.homeoffice.gov.uk Институт криминологии при Кембриджском университете http://www.law.cam.ac.uk/crim/CRIMLINK.HTM Национальная ассоциация по попечению и переселению заключенных www.nacro.org.uk ГЛАВА РАСА, ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ИММИГРАЦИЯ Вплоть до последнего десятилетия XX в. в Южной Африке господствовал апартеид — система насильственной расовой сегрегации. При апартеиде каждый житель Южной Африки подпадал под одну из четырех категорий: белые (потомки европейских иммигрантов), «цветные» (люди, предками которых были представители более чем одной «расы»), азиаты и черные. Меньшинство белых юж-ноафриканцев, составлявшее около 13% населения, управляло небелым большинством. Небелые не имели права голоса и не были представлены в центральном правительстве. Сегрегация бьиа обязательна на всех уровнях жизни общества, от мест общественного пользования, таких как туалеты и железнодорожные вагоны, до соседства по месту жительства и школ. Миллионы черных жителей страны были согнаны в так называемые homelands — резервации подальше от главных городов — и работали в качестве временных рабочих на золотых и алмазных приисках, кочуя с места на место. Апартеид был закреплен законодательством, но навязывался с помощью насилия и жестокости. Национальная партия, которая официально узаконила апартеид после прихода к власти в 1948 г., использовала и силу закона, и органы безопасности для подавления всякого сопротивления режиму апартеида. Оппозиционные объединения были поставлены вне закона, а политических инакомыслящих бросали в тюрьмы без суда и нередко подвергали пыткам. Мирные демонстрации часто заканчивались расправами с их участниками. После многих лет международного осуждения, экономических и культурных санкций и растущего сопротивления в самой стране режим апартеида начал утрачивать силу. Когда в 1989 г. президентом Южной Африки стал Ф.У.де Клерк, он получил в наследство страну, находившуюся в состоянии глубокого кризиса и практически неуправляемую. В 1990 г. де Клерк снял запрет с Африканского национального конгресса (АНК), основной оппозиционной партии, и освободил из тюрьмы ее лидера Нельсона Манделу после двадцати семи лет заключения. Затем последовал целый ряд сложных переговоров, которые проложили путь к первым национальным выборам с участием как белых, так и небелых. 27 апреля 1994 г. АНК получил на выборах подавляющее большинство голосов — 62%, и Нельсон Мандела стал первым после периода апартеида президентом Южной Африки. Трудности, которые стояли перед Манде -лой и АНК, были огромными. В стране с населением 38 млн чел. 9 млн жили в нищете и 20 млн обходились без электричества. Широко распространена была безработица. Более половины черного населения оставалось неграмотным, и уровень детской смертности был в десять раз выше среди черных, чем среди белых. Но помимо того, что в Южной Африке наблюдалось огромное неравенство в распределении материальных благ, страна представляла собой также крайне расколотое общество. Десятилетия господства идеологии, основанной на расовом превосходстве белых, оставили глубокие шрамы; страна отчаянно нуждалась в примирении. Язвы режима апартеида необходимо было врачевать, а культуру расового угнетения предстояло подвергнуть демонтажу. Межэтническая напряженность внутри африканского населения вырывалась наружу вспышками насилия и грозила привести к гражданской войне. Раса, этническая принадлежность и иммиграция
На протяжении всего срока президентства, которое завершилось в 1999 г., Мандела упорно трудился, закладывая основы справедливого многоэтнического общества. Принятая в 1996 г. конституция является одной из самых прогрессивных в мире, ставя вне закона все виды дискриминации по признаку расы, этнической или социальной принадлежности, религии или верований, а также сексуальной ориентации, инвалидности или беременности. Своими неоднократными призывами к «новому патриотизму» Мандела пытался объединить в общем стремлении к образованию нации как «нервничающих белых», так и «нетерпеливых черных». Представители оппозиционных групп, таких как, например, Партия свободы, Инката (Inkatha Freedom Party), опирающаяся на народность зулу, были введены в правительство, чтобы снять этническую и политическую напряженность, которая могла бы привести к насилию. Одно из самых примечательных событий, имевших место во время президентства Манделы, было связано с наследием, доставшимся от эпохи апартеида. С апреля 1996 г. до июля 1998 г. Комиссия по восстановлению правды и примирению (КВПП, Truth and Reconciliation Commission) проводила слушания в общинах по всей Южной Африке для выявления случаев нарушения прав человека, допущенных при апартеиде. Лауреат Нобелевской премии архиепископ Десмонд Туту возглавлял КВПП в расследовании актов насилия и нарушения прав, совершенных в период между I960 и 1994 гг. Было получено и зафиксировано свыше 21 тыс. свидетельских показаний; заседания были открытыми для публики, и то, что на них происходило, освещалось в средствах массовой информации. Слушания, проводимые КВПП, имели целью вскрыть для всеобщего обозрения подлинную картину жизни эпохи апартеида — все ее реальные обстоятельства — от самых ужасных до самых банальных. Эти слушания не являлись судебными заседаниями и не должны были выносить приговоры. Тем, кто совершил преступления при апартеиде, включая полицейских и руководителей служб безопасности, была предложена амнистия в обмен на честные признания и «полное раскрытие» всей относящейся к делу существенной информации. В 1998 г. КВПП обнародовала свои материалы и факты, которые ей удалось установить, в виде доклада объемом в 3 500 стра- ниц. Неудивительно, что главным виновником преступлений в области прав человека было названо правительство апартеида, хотя были отмечены также нарушения, допущенные и другими организациями, включая АНК. Некоторые критиковали КВПП, заявляя, что она представляет собой немногим больше, чем архив преступлений, совершенных в эпоху апартеида, и неспособна исправить зло, причиненное тогда людям. Однако многие другие убеждены, что уже сам процесс сбора свидетельских показаний — как от тех, кто совершал нарушения справедливости, так и от тех, чьи права нарушались, — привлек всеобщее внимание к попранию справедливости в эпоху апартеида. Конечно, в одиночку КВПП не может изменить ситуацию, сложившуюся за десятилетия расового разделения и дискриминации. Южная Африка остается расколотым на части обществом и продолжает бороться против фанатизма и нетерпимости. В 2000 г. был принят целый ряд «законов о преобразованиях», запрещавших публичное выражение ненависти и учредивших «суды по восстановлению равноправия» для рассмотрения дел по обвинению в расовой дискриминации. И тем не менее слушания, проводимые Комиссией по восстановлению правды и примирению, были событием огромной значимости в истории Южной Африки после падения апартеида и создали новые стандарты открытости и честности в решении расовых проблем. Комиссия заставила обратить внимание на опасные последствия, к которым приводит расовая ненависть, и своим примером продемонстрировала, насколько в процессе примирения важны общение и диалог. В данной главе мы проанализируем понятие расы и этнической принадлежности, а также остановимся на вопросе, почему расовые и этнические разделения так часто приводят к социальным конфликтам — как это было в Южной Африке и многих других обществах. Рассмотрев, как представители социальных наук понимают и употребляют термины «раса» и «этническая принадлежность», мы обратимся к темам предрассудков, дискриминации и расизма и обсудим попытки их психологического и социологического объяснения, помогающие понять их живучесть. После этого мы обратимся к моделям этнической интеграции и проанализируем примеры этнических конфликтов, после чего перей- Глава 9. Раса, этническая принадлежность и иммиграция
дем к моделям глобальной миграции, которые приводят к дальнейшей интеграции населения Земли. В последних разделах данной главы мы рассмотрим этническое многообразие и межэтнические отношения в Соединенном Королевстве и Европе, обратив особое внимание на тенденции, наблюдающиеся в процессе миграции, и на существующие модели этнического неравенства. Понимание расы И этнической принадлежности Раса «Раса» является одним из самых сложных понятий социологии, что в немалой степени связано с расхождением между его использованием в обыденной жизни и его научным обоснованием (или отсутствием оного). Многие люди в наши дни полагают, причем полагаю ошибочно, что людей можно легко разделить на биологически различающиеся расы. Это не должно вызывать удивление, учитывая многочисленные попытки со стороны ученых создать классификацию народов мира по признаку расы. Некоторые авторы выделяли четыре или пять основных рас, другие же утверждали, что их существует не менее трех десятков. Научные теории расы появились в конце XVIII - начале XIX вв. Они были использованы для оправдания социального порядка, который складывался по мере того, как Англия и другие европейские страны превращались в имперские державы, владычествующие над подчиненными территориями и народами. Граф Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882), которого иногда называют отцом современного расизма, предложил различать три расы: белую (кавказскую), черную (негроидную) и желтую (монголоидную). Согласно Гобино, представители белой расы обладают наиболее высоким интеллектом, моральными убеждениями и силой воли; именно благодаря этим передаваемым по наследству качествам влияние Запада распространилось по всему миру. Напротив, черные наделены способностями в наименьшей мере, близки по своей природе к животным, не имеют моральных устоев и эмоционально нестабильны. Идеи Гобино и его единомышленников, проповедовавших научный расизм, оказали впоследствии влияние на Адольфа Гитлера, превратившего их в идеологию нацистской партии, и на другие группы сторонников превосходства белой расы, такие как Ку-клукс-клан в Соединенных Штатах и архитекторы апартеида в Южной Африке. В годы, последовавшие за Второй мировой войной, «наука о расах» была полностью дискредитирована. С точки зрения биологии не существует четко отграниченных друг от друга рас, существует только некоторый ряд физических разновидностей человеческих существ. Различия в физическом типе между разными группами людей возникают из-за близкородственных браков среди населения, которые варьируют в зависимости от степени контактов между различными социальными и культурными группами. Население Земли представляет собой некую непрерывность. Генетическое разнообразие в группах людей, обладающих видимыми общими физическими чертами, столько же велико, как и различие между самими этими группами. В силу указанных причин научное сообщество фактически отказалось от понятия расы. Многие представители социальных наук сходятся во мнении, что раса — это не что иное, как идеологический конструкт, использование которого в научных кругах способствует увековечиванию распространенного мнения, будто бы «раса» имеет биологическое обоснование (Miles 1993)- flPFHe ученые не согласны с этим и утверждают, что раса как понятие имеет смысл для многих людей, пусть даже оно утратило свою биологическую основу. По их мнению, для социологических исследований раса остается в высшей степени не: обходимым, хотя и дискуссионным понятием. По этой причине некоторые ученые предпочитают употреблять слово «раса» в кавычках, чтобы подчеркнуть, что оно может вводить в заблуждение, несмотря на то что имеет широкое хождение. Что же тогда такое раса, если она не связана с биологическими категориями? Между людьми существуют заметные физические различия, и некоторые из этих различий передаются по наследству. Однако вопрос о том, почему некоторые различия, а не какие-либо другие становятся поводом для социальной дискриминации и предрассудков, не имеют никакого отношения к биологии. Расовые различия поэтому следует понимать как физические признаки, выбранные членами общины или сооб- Понимание расы и этнической принадлежности
щества как социально значимые. Значимыми, например, считаются различия в цвете кожи, тогда как различия в цвете волос таковыми не признаются. Расу можно трактовать как совокупность социальных отношений, которые позволяют определить отдельных людей или их группы, исходя из признаков, имеющих биологическую основу, и приписать людям, исходя из этого же
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.21 (0.014 с.) |