Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медицина и здравоохранение в меняющемся миреСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все больше растет убеждение в том, что не только специалисты-медики обладают знанием и пониманием того, что такое здоровье и болезнь. Все мы способны оценивать и формировать собственное здоровье благодаря пониманию своего тела и выбора в повседневной жизни определенной диеты, тренировок, характера потребления и общего стиля жизни. Новое представление населения о здоровье и другие упомянутые выше критические замечания в адрес современной медицины Социологические перспективы здоровья и болезни
Болезнь Больница Острое заболевание Курс лечения Вмешательство Лечение Пациент Рис. 6.4. Основные тенденции в современном здравоохранении Источник: Nettleton S. The Sociology of Health and Illness. Polity, 1995. приводят к глубоким изменениям в системах здравоохранения в современных обществах (см. рис. 6.4)- Но эти изменения вызваны и другими факторами: меняется сама природа и масштаб заболеваний. Раньше главными заболеваниями были инфекционные болезни, такие как туберкулез, холера, малярия и полиомиелит. Они часто принимали масштабы эпидемий и могли угрожать всему населению. Сегодня в индустриальных странах смертность от подобных острых инфекций минимальна, а некоторые из них полностью искоренены. Наиболее распространенными причинами смерти в индустриальных странах являются сейчас неинфекционные хронические заболевания, такие как рак, сердечно-сосудистые заболевания, диабет или заболевания кровообращения. Такой сдвиг называют изменением картины здоровья. В то время как раньше наибольшая смертность была среди младенцев и маленьких детей, сейчас уровень смертности повышается с увеличением возраста. Поскольку люди живут дольше и страдают в основном от хронических, приводящих к смерти болезней, необходим новый подход к здоровью и уходу. Кроме того, усиленно подчеркивается «выбор стиля жизни» — курение, тренировки, диета, — который, по-видимому, влияет на возникновение многих хронических заболеваний. Неясно, приведут ли, как полагают некоторые ученые, эти современные преобразования в здравоохранении к новой «парадигме здоровья», которая заменит биомедицинскую модель. Однако очевидно, что мы являемся свидетелями периода важных и быстрых реформ в современной медицине и в отношении людей к ней. Сара Неттлтон (Nettleton 1995) суммировала основные тенденции в здравоохранении в виде семи заметных сдвигов (см. рис. 6.4). Социологические Перспективы здоровья И болезни Одной из главных задач социологов является изучение опыта болезни, т. е. вопроса о том, как больной человек и те, с кем он имеет контакт, воспринимают и интерпретируют заболевание, хроническую болезнь или инвалидность. Если вам когда-либо приходилось, даже недолго, болеть, вы знаете, что временно меняется характер вашей повседневной жизни и ваши взаимодействия с другими людьми. Это происходит потому, что «нормальное» функционирование тела является часто незаметной, но жизненно важной частью нашего существования. Мы зависим от правильной работы наших тел; наше восприятие самих себя основано на ожидании, что наши тела облегчат, а не затруднят, наши взаимодействия с обществом и повседневную деятельность. Болезнь имеет как личное, так и общественное измерение. Когда мы заболеваем, не только мы испытываем боль, дискомфорт, стеснение и другие симптомы; это же относится и к другим. Люди из нашего близкого окружения могут проявлять симпатию, заботу и поддержку. Им придется пережить внутреннюю борьбу за то, чтобы осознать факт нашей болезни или найти способ включить ее в обиход собственной жизни. И другие люди, с которыми мы связаны, могут реагировать на нашу болезнь; эта реакция, в свою очередь, помогает сформировать наше собственное понимание и стать вызовом нашему самоощущению. В социологической науке особенно распространены два способа понимания опыта болезни. Первый, связанный с функциона-листской школой, формулирует нормы поведения, которые считаются приемлемыми для индивидуумов во время болезни. Второй взгляд, поддерживаемый символическими интеракци-онистами, представляет более широкую попытку раскрыть смысл, приписываемый забо- Глава 6. Социология тела: здоровье, болезнь и старение
леванию, и то, как он влияет на действия и поведение людей. Роль больного Выдающийся мыслитель-функционалист Тал-котт Парсонс выдвинул понятие роли больного для того, чтобы описать характер поведения, выбираемый больным для минимизации разрушительного влияния болезни (Parsons 1952). Функционалистская теория утверждает, что общество обычно действует в мягкой и согласованной манере. Поэтому заболевание рассматривается как дисфункция, которая может нарушить нормальное течение жизни. Больной человек, например, не способен осуществлять все свои обычные обязанности или может быть менее надежным и эффективным, чем обычно. Поскольку больные люди не могут исполнять обычные роли, жизнь окружающих их людей оказывается разрушенной: дела по работе оказываются незаконченными и вызывают стресс у сотрудников, обязанности по дому не выполнены и т. п. Согласно Парсонсу, люди обучаются роли больных через социализацию и начинают разыгрывать ее в кооперации с другими, как только чувствуют себя заболевшими. Роль больного покоится на трех опорах. 1. Больной человек персонально не отвеча 2. Больной человек приобретает определен 3. Больной человек должен работать над от активных попыток излечиться. Чтобы принять роль больного, сам человек должен получить санкцию профессионала-врача, который обосновывает притязание индивидуума на болезнь. Подтверждение болезни с помощью мнения эксперта позволяет тем, кто окружает больного, согласиться с обоснованностью его претензий. Ожидается, что пациент согласен участвовать в своем выздоровлении путем следования «предписаниям врача». Больной, который отказывается от консультаций с врачом или не прислушивается к советам авторитетных медиков, ставит под угрозу статус своей роли больного. Понятие «роли больного», введенное Пар-сонсом, было дополнено другими социологами, которые указали, что с точки зрения ролей больного все болезни не одинаковы. Они утверждают, что практика исполнения ролей больного меняется в зависимости от типа болезни, так как на реакцию окружающих по отношению к больному человеку влияет тяжесть болезни и ее восприятие. Отсюда являющиеся частью роли больного дополнительные права и привилегии могут реализовываться неодинаково. Фрейдсон (Freidson 1970) выделил три варианта роли больного, соответствующие трем типам и степеням заболевания. Условная роль больного применима к индивидуумам, страдающим от временного заболевания, от которого они могут вылечиться. Ожидается, что больной «выздоровеет», и он получает определенные права и привилегии в соответствии с тяжестью заболевания. Например, человек, больной бронхитом, получает больше привилегий, чем человек, заболевший обычной простудой. Безусловно обоснованная роль больного относится к тем, кто страдает неизлечимыми болезнями. Так как больной человек не может «сделать» все, чтобы выздороветь, он автоматически начинает исполнять роль больного. Безусловно обоснованная роль может быть применена и к людям, страдающим от алопеции (полного выпадения волос) или тяжелой формы угреватости (в обоих случаях существуют не специальные привилегии, но признание того, что человек не несет ответственности за свою болезнь), и к тем, кто болен раком или болезнью Паркинсона, которым даются важные привилегии и право отказаться от большинства обязанностей. И наконец, еще одна роль больного называется незаконной. Это роль человека, страда- Социологические перспективы здоровья и болезни
ющего от заболевания или состояния здоровья, которое заклеймлено другими. В таких случаях есть мнение, что индивидуум отчасти несет ответственность за свою болезнь и не всегда предусмотрены дополнительные права и привилегии. По-видимому, СПИД является наиболее живым примером заклейменного позором заболевания, которое влияет на право страдальца принять на себя роль больного. Клеймом является любая характеристика, благодаря которой индивидуум или группа людей отдаляются от основной массы населения, и в результате к ним относятся с подозрительностью или враждебностью. Как мы видели, большинство форм заболеваний вызывают среди окружающих чувства симпатии или сострадания, а больной человек получает особые «привилегии». Однако, если болезнь оказывается необычайно заразной или рассматривается как знак бесчестия или позора, больные могут быть отвергнуты «здоровой» частью населения. В Средние века таково было положение больных проказой, отвергнутых населением и вынужденных жить в изолированных лепрозориях. В наши дни СПИД провоцирует такое же осуждение, правда, в менее экстремальной форме, несмотря на то, что, как и в случае с проказой, опасность заразиться в обычной повседневной ситуации практически равна нулю. Однако клейма редко основаны на веских доводах рассудка. Они являются следствием стереотипов или предрассудков, которые могут быть неверными или только частично правильными. Оценка Модель роли больного стала влиятельной теорией, ясно показавшей, каким образом больной человек становится неотъемлемой частью более широкого социального контекста. Но в адрес этой модели можно высказать ряд критических замечаний. Некоторые ученые считают, что формула роли больного неспособна охватить опыт болезни. Другие указывают, что она не универсальна. Например, теория роли больного не учитывает случаев, когда доктора и пациенты расходятся в диагнозе или преследуют противоположные интересы. Эта модель также не может объяснить те «болезни», которые не приводят к приостановке нормальной активности, например, беременность, алкоголизм, ряд форм инвалидности и некоторые хронические заболевания. Кроме того, исполнение роли больного не всегда является прямым процессом. Ряд личностей, например, Джан Мейсон, о которой шла речь выше, в течение многих лет страдают от хронических болей или симптомов, которые постоянно ошибочно диагностируются. Эти люди отвергают роль больного до тех пор, пока не установлен ясный диагноз их заболевания. В других случаях на то, с какой готовностью принимается роль больного, могут влиять социальные факторы — раса, класс и пол. Роль больного нельзя рассматривать отдельно от влияния окружающих социальных, культурных и экономических условий. Реальности жизни и болезни более сложны, чем предполагает роль больного. В современную эпоху растущий упор на стиль жизни и здоровье означает, что отдельные личности считаются несущими все большую ответственность за собственное благополучие. Это противоречит первой посылке роли больного, а именно, что индивидуум не отвечает за свою болезнь. Кроме того, в современных обществах сдвиг от острых инфекционных заболеваний к хроническим болезням уменьшил область применимости роли больного. Роль больного может быть полезна для понимания острых заболеваний, но она менее полезна в случае хронических болезней; нет единой формулы, которой надо следовать в случае хроников или инвалидов. Жизнь с болезнью испытывается и расценивается больными людьми и теми, кто их окружает, множеством способов. Обратимся теперь к тем способам, с помощью которых опыт болезни пытаются понять социологи — приверженцы школы символических интеракционистов. Болезнь как «живой опыт» Символические интеракционисты интересуются теми способами, которыми люди интерпретируют социальный мир, и смыслами, которые они ему приписывают. Многие социологи применили этот подход к области здоровья и болезни, чтобы понять, каким образом люди переживают состояние болезни или ощущают болезнь других. Каким образом люди реагируют и приспосабливаются к новости о своем тяжелом заболевании? Как болезнь формирует повседневную жизнь личности? Каким образом жизнь с хроническим заболеванием влияет на самоидентификацию личности? Глава б. Социология тела: здоровье, болезнь и старение
Мы видели, что в современном обществе изменился характер заболеваний. Вместо того чтобы умирать от острых инфекционных болезней, как это было когда-то, люди в современных индустриальных обществах живут дольше и страдают в более позднем возрасте от хронических заболеваний. Медицина способна облегчить боль и дискомфорт, связанный с рядом этих болезней, но все большее число людей сталкиваются с перспективой жизни с болезнью в течение долгого времени. Социологов интересует, каким образом в этих случаях болезнь встраивается в личную «биографию» индивидуума. Одна из тем, исследуемых социологами, — каким образом хронически больные люди обучаются справляться с практическими и эмоциональными последствиями своей болезни. Определенные заболевания требуют регулярных процедур и медицинской поддержки, оказывающих влияние на повседневную жизнь людей. Диализ, уколы инсулина или прием большого числа таблеток вынуждают людей настраивать свой режим в соответствии с болезнью. Другие заболевания могут непредсказуемым образом повлиять на тело, например, привести к потере контроля над кишечником или мочевым пузырем или к сильной тошноте. Люди, страдающие от подобных явлений, часто разрабатывают стратегию управления своей болезнью в повседневной жизни. Это включает как практические действия, например, постоянное внимание к тому, где находится туалет в незнакомом месте, так и умение управлять интимными и общими межличностными отношениями. Хотя симптомы болезни могут быть неудобными и разрушительными, люди разрабатывают стратегии поведения, чтобы справиться с трудностями и жить как можно более нормальной жизнью (Kelly M. Р. 1992). В то же время опыт болезни может вызвать сомнения и стать причиной изменений в восприятии людьми своего «я». Эти изменения развиваются как в результате действительных реакций окружающих на болезнь, так и в результате воображаемых или ощущаемых реакций. Рутинные для большинства людей социальные взаимодействия приобретают для хронически больных или инвалидов оттенок риска и непредсказуемости. Когда возникает такой фактор, как болезнь или инвалидность, больной не всегда встречает общее взаимопонимание, лежащее в основе обычных повседневных взаимодействий, и поэтому его ин- терпретации обычных ситуаций могут существенно различаться. Например, больной человек может нуждаться в помощи, но не хочет выглядеть зависимым. Кто-то может чувствовать симпатию к человеку, которому поставили диагноз болезни, но не уверен, можно ли говорить об этом напрямую. Изменившийся контекст социальных взаимодействий может ускорить изменения в самоидентификации. Ряд социологов провел исследования того, как хронически больные люди управляют своими болезнями в рамках общих условий своей жизни (Jobling 1988; Williams 1993). Болезнь может потребовать невероятных затрат времени, энергии, сил и эмоциональных резервов. Корбин и Стросс изучали режимы здоровья, которые создают хронически больные люди для того, чтобы организовать свою повседневную жизнь (Cotbin and Strauss 1985). Они выделили в каждодневной стратегии поведения людей три типа «работ». Работа над болезнью включает деятельность, связанную с управлением процессом лечения, например, лечение боли, выполнение диагностических тестов или занятий физиотерапией. Повседневная работа относится к управлению повседневной жизнью — поддержанию взаимоотношений с окружающими, выполнению домашних работ и удовлетворению профессиональных или личных интересов. Биографическая работа включает те действия, которые совершает больной человек в рамках создания или реконструкции рассказа о себе самом. Иными словами, все это представляет собой процесс встраивания болезни в жизнь, осознания ее и разработки способов объяснения ее другим. Такой процесс может помочь людям сохранить смысл и порядок своей жизни в условиях осведомленности о хроническом заболевании. Работа символических интеракционистов о жизни с болезнью является одним из самых важных разделов социологии тела. Как будет видно в последнем разделе этой главы, мы живем в обществе, в котором отдельные личности живут дольше и ведут в свои последние годы более активную жизнь, чем когда-либо раньше, но в некоторых случаях это также означает более долгую жизнь с болезнями и тревогой. Здоровье и старение Мы живем в стареющем обществе, в котором постоянно растет доля людей в возрасте Здоровье и старение
от шестидесяти пяти лет и старше. В то же время проблема социальной важности старения значительно шире, так как резко изменились представления о том, чем на самом деле является старость, какие возможности она дает и какой груз несет. Геронтология, наука о старении и пожилых людях, занимается не только изучением физических процессов перехода к пожилому возрасту, но и теми социальными и культурными факторами, которые связаны со старением. Здесь затронуты два противоречащих друг другу процесса. С одной стороны, в современных обществах пожилые люди имеют более низкий статус и меньшую власть, чем это было в досовременных культурах. В этих культурах, а также в наши дни в незападных обществах (таких как Индия или Китай), старость считалась связанной с мудростью, а старики в любом сообществе обычно рассматривались как главные принимающие решения люди. В наши дни обычно более старший возраст приносит с собой нечто обратное. В обществе, подвергающемся постоянным изменениям, как это происходит у нас, накопленные за долгую жизнь знания людей старшего поколения часто кажутся молодым людям не ценным кладезем мудрости, а просто устаревшими. Однако, с другой стороны, пожилые люди в наше время значительно меньше склонны воспринимать старение как неизбежный процесс распада тела. Здесь мы еще раз можем проследить влияние социализации природы. Процесс старения когда-то воспринимался всеми как неизбежное проявление разрушительного действия времени. Но все больше росло понимание того, что старение — не просто естественный процесс, который следует принимать как данность. Успехи медицины и питания показали, что многое из того, что всегда рассматривалось как неизбежный спутник старения, может быть преодолено или замедлено. В среднем люди сейчас живут намного дольше, чем еще сто лет назад, и это есть результат правильного питания, гигиены и заботы о здоровье. Глядя на меняющуюся демографическую статистику, некоторые социологи и геронтологи говорят о «поседении» населения (см. рис. 6.5). В Великобритании 1850-х гг. доля населения в возрасте свыше 65 лет равнялась примерно 5 %. Сейчас эта цифра превышает 15 % и продолжает расти. Средний возраст населения в Великобритании продолжает расти 4 6 Миллионы Рис. 6.5. Пожилое население в Великобритании. 1901-2051 гг. Источник: OPCS. From Sociology Review, 8.2. Nov. 1998, back cover. Crown copyright. уже в течение полутораста лет. В 1800-х гг. средний возраст составлял, вероятно, не более шестнадцати лет. В начале XX в. он поднялся до двадцати трех лет. В 1970-е гг. он стал равным двадцати восьми годам, а сейчас поднялся до тридцати лет. Если не произойдет каких-то существенных изменений в демографических тенденциях, то средний возраст будет продолжать расти дальше и к 2030 г. может достичь тридцати семи лет. Великобритания — не единственное общество, в котором происходит процесс «поседения». Почти все развитые страны станут свидетелями постарения своего населения в ближайшие десятилетия. Петер Петерсон описал этот сдвиг как «седой рассвет» (Peterson 1999)-Сейчас один из семи человек в развитом мире старше шестидесяти пяти лет. Через тридцать лет эта пропорция поднимется до одного на четверых. К 2030 г. доля людей в возрасте свыше шестидесяти пяти лет будет составлять от 33 % в Австралии до почти 50 % в Германии. Число «старых стариков» (в возрасте свыше восьмидесяти пяти лет) увеличивается быстрее, чем число «молодых стариков». В следующие пятьдесят лет число людей в возрасте свыше восьмидесяти пяти лет увеличится в шесть раз. Этот процесс иногда называют «старением стариков». Такой заметный сдвиг в распределении населения по возрасту ставит перед Великобританией и многими другими индустриально развитыми странами ряд сложных проблем. Глава б. Социология тела: здоровье, болезнь и старение
Рис. б.б. Расходы государства на пенсионные выплаты и медицинское обслуживание в семи странах в 1995 г. и планируемые на 2030 г. Источники: OECD; census; author's calculations. From Peterson P. G. Gray Down. Random House, 1999. P. 69. Один из способов понять это состоит в том, чтобы обратиться к коэффициенту иждивенчества — связи между числом маленьких детей и пенсионеров, с одной стороны, и числом работающих — с другой. Так как число пожилых людей в новом веке будет продолжать расти, будут расти и потребности в определенных социальных услугах и системах здравоохранения. Рост продолжительности жизни означает, что пенсии нужно будет платить большее количество лет, чем сейчас (см. рис. 6.6 и 6.7). Но ведь программы поддержки пожилых людей финансируются работающим населением. Поскольку растет коэффициент зависимости пожилых людей, растет и нагрузка на доступные ресурсы. В свете демографических перспектив правительства, группы интересов и политики вынуждены смотреть вперед и выдвигать предложения для удовлетворения нужд меняющегося населения. Например, недавно пенсионные ассоциации предупредили, что современная схема выплат пенсий не может существовать бесконечно долго. Они призвали к увеличению минимального пенсионного возраста как для женщин (от теперешних 60 70 х 1 60 s * 50
= £20 1953 1985 1975 1990 1962 1980 1952 1987 Япония Франция Велико- США британия Рис. 6.7. Различия в пропорциях пожилых людей, живущих вместе с детьми, по странам и по годам Источники: OECD. From Peterson P. G. Gray Dawn. Random House, 1999. P. 153. до 65 лет), так и для мужчин (от 65 до 70 лет), с тем, чтобы скомпенсировать увеличившуюся продолжительность жизни.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.113 (0.011 с.) |