Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Время, определяемое по часамСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современном обществе на разделение деятельности по зонам оказывает сильное влияние часовое время, т. е. время, определяемое по часам. Без них и точного определения времени деятельности, а тем самым и ее координации в пространстве, индустриальное общество не могло бы существовать (Mumford 1973). Определение времени по часам теперь стало нормой на всей планете, сделав возможным образование сложных международных систем транспорта и коммуникаций, от которых мы все теперь зависим. Всемирное декретное время было впервые введено в 1884 г. на международной конференции в Вашингтоне. Тогда весь земной шар был поделен на 24 пояса и соседние пояса различаются на один час. Многие годы они были связаны с местным временем на нулевой долготе, названной Гринвичским меридианом, так как он проходит через старинную королевскую обсерваторию, расположенную в Гринвиче (Лондон). В 1986 г. понятие среднего времени по Гринвичу заменило другое — всеобщее координированное время. Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь
Монастырям XIV в. ввиду их устройства пришлось первыми начать составлять точный график деятельности их обитателей на сутки и на неделю. Теперь фактически нет ни одной группы или организации, которая не делала бы то же самое: чем больше людей и ресурсов вовлечено в их деятельность, тем точнее должно быть расписание. Эвиатар Зерубавель доказал это, исследовав временную структуру большой современной больницы (Zenibavel 1979, 1982). Ей нужно функционировать в течение суток, а координация персонала и ресурсов является очень сложным делом. Так, сестры работают одно время в палате А, потом — некоторое время в палате В и т.д., к тому же они вынуждены работать посменно днем и ночью. Деятельность медицинских сестер, врачей и остального персонала вкупе с необходимыми им ресурсами должна составлять единое целое как во времени, так и в пространстве. Общественная жизнь и порядок в пространстве и во времени Интернет служит еще одним примером того, сколь тесна связь между новыми формами общественной жизни и контролем за пространством и временем. Новые виды техники, такие как Интернет, сделали возможным, чтобы мы взаимодействовали с людьми в любом уголке планеты, ни разу их не видя или не встречаясь с ними. Такой технический переворот «реорганизовал» пространство: нам доступно взаимодействие с кем угодно, не вставая с кресла. Он также изменил наше восприятие времени, поскольку общение происходит почти незамедлительно. Примерно пятьдесят лет назад большая часть общения в пространстве требовала длительного времени. Если отправляли письмо за границу, возникал временной интервал, пока письмо доставляли морским и наземным путем человеку, которому оно было адресовано. Разумеется, письма пишут и сегодня, но мгновенная связь стала основной. Без нее наша жизнь едва ли вообразима. У нас настолько вошло в привычку, что можно переключить телевизор и посмотреть новости либо позвонить по телефону и отправить электронное письмо другу, живущему в другой стране, что трудно представить себе, как иначе бы выглядела жизнь. Заключение: непреодолимое стремление к близости В современном обществе, резко отличающемся от традиционного, мы постоянно находимся во взаимодействии с людьми, которых можно ни разу не видеть или не встретить. Почти каждый день любое дело, как, например, покупка бакалейных товаров или операция по банковскому вкладу, вовлекает нас в не прямой, а косвенный контакт с людьми, живущими, по всей вероятности, за тысячи миль от нас. Так, существует международная сеть банков. Любая сумма денег, вложенная вами, составляет малую часть инвестиций, которые банк делает по всему миру. Некоторые обеспокоены тем, что быстрое развитие средств связи — электронной почты, Интернета и торговли по его сети, лишь усилит тенденцию к взаимодействию косвенным путем. Кое-кто заявляет: наше общество становится «безмолвным» по мере того, как непрерывно растут потенциальные возможности технологии. В такой перспективе люди все больше обрекают себя на изоляцию, поскольку ускоряется темп жизни; с телевизором и компьютером мы сейчас больше имеем дело, чем с нашими соседями или членами общины. Раз электронная почта, сообщения по ICQ, дискуссионные группы и чаты в Интернете стали повседневной реальностью для многих людей, населяющих индустриальные страны, то что собой представляют эти взаимодействия и какие новые сложности возникают в связи с ними? По данным проведенного в 1997 г. исследования британских служащих, почти половина респондентов ответила, что Интернет компенсировал потребность в общении лицом к лицу. Треть из них призналась в умышленном использовании Интернета для того, чтобы не было необходимости встречаться с коллегами лицом к лицу. Другие респонденты сообщили, что использование на рабочем месте «горячей» почты — обмена электронными посланиями, оскорбительными по содержанию или вызывающими обиду, привело к полному прекращению части служебных отношений. Похоже, открытый интерактивной связью простор для неправильного понимания, путаницы и оскорбления шире, чем у пользователей более привычными средствами СВЯЗИ: Проблема заключается в характере человеческого общения. Оно представляется нам Заключение: непреодолимое стремление к близости
порождением разума, однако тела выполняют его функцию: меняется выражение лиц, голоса модулируют, тела раскачиваются, руки жестикулируют... В Интернете разум присутствует, а тело отсутствует. При общении его пользователи получают мало информации о личности и настроении собеседника, могут лишь гадать, зачем посланы сообщения, что они означают, как нужно ответить. Доверие улетучивается. В общем, это рискованное дело {Locke 2000). Многие энтузиасты Интернета с таким мнением не соглашаются. Они приводят доводы в пользу того, что интерактивная связь, вовсе не будучи безличной, имеет много преимуществ, на которые не дано претендовать таким привычным средствам связи, как телефон либо встречи лицом к лицу. Например, человеческий голос лучше всего выражает эмоции и тонкости смысла, но и дает ту информацию о возрасте, поле, национальности и социальном положении говорящего, которую можно использовать против него. Электронная связь, как отмечается, скрывает все маркеры личностной идентификации и служит тому, что внимание строго фиксируется на содержании сообщения. Это бывает очень полезно женщинам и другим, обыкновенно находящимся в неблагоприятном положении группам, чьи взгляды в иной обстановке временами недооценивают {Pascoe 2000). Электронный способ взаимодействия часто представляют как средство связи, предоставляющее свободу и полномочия, поскольку с его помощью люди сами создают личностную идентичность и говорят откровеннее, чем где-либо еще. Кто прав в этом споре? Насколько электронная связь способна заменить взаимодействие лицом к лицу? Мало сомнений относительно того, что новые средства связи коренным образом меняют способ общения между людьми, между тем, даже когда целесообраз- нее взаимодействовать косвенным путем, люди все же ценят прямой контакт, и теперь, вероятно, — куда больше, нежели раньше. Так, деловые люди продолжают посещать заседания, иногда ради них облетая полмира, хотя, кажется, было бы проще и выгоднее вести деловые переговоры посредством видеоконференции или канала связи. Семьи могли бы устраивать «виртуальный» сбор своих членов либо встречи по праздникам, пользуясь электронными средствами в «реальном времени», но все понимают, что лишились бы теплоты и близости общения лицом к лицу по случаю торжества. Этому явлению нашли объяснение Дейр-дре Боден и Харви Молоч, исследовавшие феномен, названный ими потребностью в близости — испытываемую людьми потребность в соприсутствии при встречах друг с другом или во взаимодействии лицом к лицу. По предположению Бодена и Молоча, люди выбиваются из колеи ради того, чтобы участвовать во встречах, поскольку вследствие соображений, документально зафиксированных Гофф-маном при исследовании взаимодействия, ситуации соприсутствия в сравнении с любым способом электронной связи дают им намного большую информацию о том, что думают и чувствуют другие, искренни ли они. Лишь реально находясь в присутствии людей, решения которых серьезным образом на нас влияют, мы считаем себя способными понять происходящее и бываем уверены, что можем четко изложить им собственные взгляды и убедить их в своей искренности. По словам Бодена и Молоча, «от соприсутствия зависит доступность той части тела, которая „никогда не лжет", - глаза есть „зеркало души". Зрительный контакт сам сигнализирует о степени близости и доверия; общаясь непосредственно, люди следят за малейшими изменениями этого самого чувствительного органа» (Boden andMolotch 1994). Краткое содержание 1. Социальное взаимодействие представляет собой процесс, посредством которого мы воздействуем на окружающих и вызываем ответную реакцию с их стороны. Многое из того, что выглядит незначительным в повседневном поведении, при ближайшем рассмотрении оказывается и сложным, и важным аспектом социального взаимодействия. Примером служит пристальный взгляд, обращенный на других людей. Уставиться на кого-то значит дать повод принять это как знак враждебности или — в некоторых ситуациях — и любви. Исследование социального взаимодействия — совершенно необходимая область социологии, занимающаяся объяснением многих аспектов общественной жизни. 4 Социология 98 Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь 2. Изучение взаимодействия лицом к лицу, как правило, именуют микросоциологией, про 3. С помощью понятия невербального общения описывают обмен информацией и передачу 4. Невербальное общение имеет тендерный аспект. При повседневном взаимодействии неко 5. Исследование обычной беседы и разговора стали обозначать термином этнометодологии, 6. Многое можно узнать о характере беседы из «реакций-восклицаний» и оговорок (не 7. Нефокусированное взаимодействие предполагает осведомленность людей о присутствии 8. Зачастую социальное взаимодействие можно изучать путем истолкования, применив 9. С помощью понятия личного пространства описывают расстояние, сохраняющееся между
10. Любое социальное взаимодействие происходит во времени и в пространстве. Можно 11. Современное общество главным образом отличает общение в косвенных, безличных фор Заключение: непреодолимое стремление к близости. 99 Вопросы для самостоятельного анализа 1. Стала ли бы возможной общественная жизнь, не будь фоновых допущений, принятых 2. Насколько суждения туриста о маленьком или большом городе, где вы живете, могли бы 3. В какой мере студенческая аудитория проявила бы терпимость к манере «вандализма 4. Как вы «выражаете свое доверие»? 5. Какими уловками пользуются женщины в баре или кафе, желая дать понять, чтобы их 6. Способна ли электронная связь заменить общение лицом к лицу? Дополнительная литература Berger Peter and Luckmami Thomas. The The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1966. Cohen Stanley and Taylor Laurie. Escape Attempts: The Theory and Practice of Resistance to Everyday Life. 2nd edn. London: Routledge, 1995. Coffman Eiving. Behaviour in Public Places. N. Y.: Free Press, 1963- Gqffman Eiving. The Presentation of the Self in Everyday Life. Harmondsworth: Penguin, 1969. Manning Phil. Erving Goffman and Modern Sociology. Cambridge: Polity, 1992. Интернет-линки Elhno/CA News (онлайновый ресурс по этнометодологии и разговорному анализу) http://www.pscw. uva.nL/emca/bib90's.htm Общество исследователей символического интеракционизма http://sun.soci.niu.edu/~sssi ГЛАВА ГЕНДЕР И СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Что значит быть мужчиной? Что значит быть женщиной? Можно подумать, что быть мужчиной или женщиной связано в конечном счете с полом того физического тела, с которым мы родились. Однако, как и во многих других вопросах, представляющих интерес для социологии, природа мужского или женского начал не так легко поддается классификации. Например, некоторые уверены, что они родились в неправильных телах, и добиваются того, чтобы «поставить все на свое место», сменив свой пол хотя бы на часть жизни. История Джанин Ньюхэм и Дэвида Уилли-са похожа на истории многих транссексуалов, которые подверглись операции по изменению пола, чтобы стать теми людьми, которыми они себя ощущают. От всех других эту историю отличает то, что речь идет о первой женатой паре транссексуалов в Великобритании. Джанин родилась мальчиком, но с ранних лет испытывала смущавшее ее желание быть девочкой. С годами она чувствовала все большее отчуждение от своего тела. Она женилась и стала отцом двух детей, но ощущение того, что она заперта в чужом теле, не проходило. Дэвид родился девочкой, но все детство испытывал чувство, что в глубине души он мужчина. Как он сейчас вспоминает, потеря ориентации была столь сильной, что иногда ему хотелось избавиться от тела вообще. В конце концов, для того, чтобы исправить то, что Джанин назвала «страшной ошибкой природы», и Джанин и Дэвид добились операции по перемене пола, которая представляет собой длительный процесс, включающий лечение гормонами и хирургическое вмешательство (Neustatter 1999). Джанин и Дэвид встретились в организации, которая борется за права транссексуалов. Через какое-то время между ними возникли серьезные отношения. Однако, решив узако- нить свой союз и пожениться, они обнаружили, что по британским законам не могут назвать себя мужем и женой, так как переменили пол. С точки зрения закона о браке пол, указанный в их свидетельствах о рождении, рассматривался как официальный. Джанин и Дэвид смогли пожениться в Дании, где измененный пол не является препятствием для традиционной свадебной церемонии. Хотя в случае изменения пола британское законодательство разрешает исправить почти все документы и удостоверения личности, оно не допускает внесения изменений в тот единственный документ, который является главным для полного законного признания изменившегося статуса индивида, — в свидетельство о рождении. Многие транссексуалы рассматривают это как нарушение основных прав человека. Для большинства из нас стало немалым потрясением, что личность, которая была «он», может стать «она», поскольку различия полов имеют в нашей жизни очень большое значение. Обычно мы даже не замечаем этого -именно потому, что эти различия столь глубокие и всепроникающие. Они укоренились в нас с самого рождения. Наши представления об отличительных чертах полов, а также о сексуальных отношениях и связанных с ними отклонениях формируются столь рано, что, становясь взрослыми, мы воспринимаем их как данное. Но тендер не просто существует; как говорят некоторые социологи, мы все «создаем тендер» в наших ежедневных социальных взаимодействиях с другими. После изменения статуса транссексуалы вроде Джанин и Дэвида должны учиться тому, как создавать тендер в повседневной жизни. От тембра голоса до жестов, движений и манеры поведения все стороны нашего существования гендерно окрашены. Мы социально воспроизводим — Гендерные различия
создаем и переделываем — гендер в тысячах мелких действий в течение дня. История Джанин и Дэвида затрагивает проблему, часто обсуждающуюся в социологии тендера и сексуальности. В вопросе о степени, до которой врожденные биологические характеристики оказывают устойчивое влияние на наши гендерные особенности и сексуальное поведение, мнения ученых разделились. В этой главе мы рассмотрим природу сексуального поведения человека, а также проанализируем сложный характер сексуальности — характерных черт сексуального поведения человека—и сексуальных различий. В современных обществах сексуальная жизнь, как и многое другое, претерпевает важные изменения, влияющие на эмоциональную жизнь большинства из нас. Мы разберемся в том, что представляют собой эти изменения, и попробуем в конце главы объяснить их более широкое значение. Однако начнем мы с рассмотрения некоторых методов, с помощью которых ученые пытались объяснить различия между мужчинами и женщинами. Поскольку половые различия тесно связаны с вопросами неравенства и власти в обществах, они представляют большой интерес для социологов. Резкие изменения, начало которым положило женское движение в 1970-х гг., стимулировали новые попытки понять, каким образом в наших обществах возникают, поддерживаются и трансформируются гендерные характеристики и различия. Изучение пола и сексуальности — одно из самых бурно развивающихся и наиболее интересных направлений в современной социологии. Гендерные различия Сначала попытаемся понять происхождение различий между мужчинами и женщинами. Для того, чтобы объяснить формирование ген-дерных различий и основанных на этих различиях социальных ролей, были предложены совершенно противоположные подходы. По существу, спор идет о том, какую роль в этом играет обучение, — при анализе ген-дерных различий одни ученые больше, чем другие, выделяют влияние общества. Прежде чем дать обзор конкурирующих подходов, необходимо определить важное различие между полом и тендером. Вообще говоря, социологи используют термин пол для обозначения анатомических и физиологических различий, определяющих тела мужчин и женщин. Напротив, гендер характеризует психологические, социальные и культурные различия между мужчинами и женщинами. Гендер связан с социологическими понятиями мужественности и женственности и не обязательно является непосредственным продуктом биологического пола индивида. Различие между полом и тендером является фундаментальным, поскольку многие различия между мужчинами и женщинами не являются биологическими по своей природе. Социологические интерпретации гендер-ных различий и неравенств резко расходятся именно в вопросе о поле и тендере. Ниже будут рассмотрены три широких подхода. Во-первых, мы изложим доводы в пользу биологической основы различий в поведении мужчин и женщин. Затем обратимся к теориям, в которых центральную роль играет социализация и обучение тендерным ролям. Наконец, мы рассмотрим идеи тех ученых, которые считают, что и гендер, и пол не имеют биологической основы, а являются полностью социально выстроенными понятиями.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.130 (0.011 с.) |