Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физические проявления старения
Старость нельзя отождествлять с плохим здоровьем или инвалидностью, но, без сомнения, в пожилом возрасте проблем со здоровьем прибавляется. Только около двадцати лет назад биологи стали пытаться систематически отделить физические проявления старения от последствий болезней. Вопрос о том, насколько человеческое тело неизбежно изнашивается с возрастом, является предметом дискуссий. Кроме того, трудно отделить эффекты, связанные с социальными и экономическими потерями, от проявлений физического старения. Потеря родных и друзей, разлука с детьми, живущими в других местах, и потеря работы — все это может нанести урон здоровью. Однако в целом исследования показывают, что плохое здоровье и пожилой возраст ни в коем случае не являются синонимами. Существует много людей в возрасте свыше шестидесяти пяти лет, которые могут считаться практически здоровыми людьми. Здоровье и старение
Старение тела подвержено социальным влияниям, но, конечно, оно управляется также генетическими факторами. Биологи в целом принимают точку зрения, что максимальный жизненный ресурс человека, заложенный в его генах, составляет примерно 120 лет. Как и у всех животных, тело человека генетически запрограммировано на умирание. Но можно ли продлить жизнь? Если бы генетики нашли способ контроля за старением и смертью, это стало бы одной из самых важных сторон упомянутой выше социализации природы. Ученые уже показали, что можно так обработать состарившиеся клетки в организме животных, чтобы они стали работать как молодые. Президент Американской академии медицины против старения Рональд Клэтц заявил: ♦Я уверен, что еще в течение нашей жизни нам удастся значительно увеличить ее продолжительность. Новые технологии уже разработаны. Нам нужно готовиться к появлению общества без возраста. Старение — это болезнь, которую можно лечить» (цит. по: Kelsey 1996, 2). Проблемы старения Хотя старение — это процесс, открывающий новые возможности, он сопровождается и рядом незнакомых проблем. Когда люди стареют, они сталкиваются с комбинацией трудносовместимых медицинских, эмоциональных и материальных проблем. Одна из главных забот пожилых людей — сохранение независимости, свободы передвижения и способность принимать полноценное участие в общественной жизни. Однако можно предположить, что старение не является одинаково воспринимаемым явлением. У пожилых людей сильно различаются материальные возможности и доступ к эмоциональной и медицинской поддержке. Эти различия могут повлиять на способность пожилых людей сохранять свою автономность и общее благополучие.
На опыт старения оказывают важное влияние класс, тендер и раса. Например, старение является тендерным явлением. Женщины живут дольше мужчин, так что старость становится в основном «женской». На последние годы жизни оказывает огромное влияние опыт предыдущих лет. Из-за забот по дому и уходу за детьми женщины в целом меньше мужчин участвуют в оплачиваемой работе. Кроме того, уровень их зарплаты ниже. Подобные факторы оказывают большое влияние на материальное положение женщин в старости, особенно если частные или профессиональные пенсионные схемы зависят от финансовой поддержки. Исследования обнаружили, что личный доход пожилых женщин меньше, чем у мужчин, кроме того, женщины находятся в неравном положении и в отношении других вещей, например, владении домами или автомобилями. Неравенство во владении автомобилем может показаться не главной заботой женщин, но оно способно существенно ограничить их общую мобильность и доступ к здравоохранению, покупке товаров и контактам с другими людьми. С увеличением возраста женщины больше мужчин страдают от инвалидности. Это означает, что им требуется больше помощи и поддержки в выполнении ежедневных дел и уходе за собой, например, мытье в ванной, отходу ко сну или вставании с постели. Однако, по сравнению с одной пятой пожилых мужчин, примерно половина пожилых женщин в Великобритании живут одни. Следовательно, в характере доступного пожилому населению медицинского обслуживания проявляются специфические тендерные особенности. В целом пожилые люди находятся в менее благоприятном материальном положении, чем остальные группы населения. Уход на пенсию приводит к потере дохода, что может привести к значительному снижению жизненного уровня пожилых людей. Социологи отмечают, что структура неравенства, сложившаяся в более ранние годы, имеет тенденцию сохраняться в последующие годы, хотя многие исследования бедности и классовых различий концентрировались исключительно на людях работоспособного возраста. Недавний опрос об уровне жизни 1317 пожилых людей в Великобритании, проведенный университетом Кента {Milne et al. 1999), обнаружил свидетельства существования двух разных «миров». В одном мире, состоящем из людей, недавно ушедших на пенсию, живущих в коммунальных домах и получающих профессиональную пенсию, уровень жизни вполне приличен. Во втором мире, составленном из людей в возрасте за восемьдесят, живущих одиноко и имеющих мало сбережений, люди могут страдать от крайней бедности. Исследование показало, что более половины людей в возрасте от восьмидесяти лет и более живут на 80 фунтов в неделю или меньше. Среди респовдентов опроса страх нищеты занял второе место после ухудшения здоровья в перечне их главных тревог.
Глава б. Социология тела: здоровье, болезнь и старение
Заключение: будущее старения В обществе, высоко ценящем молодость, энергичность и физическую привлекательность, стариков стараются все меньше замечать. Однако в последние годы в отношении к пожилым людям заметны некоторые перемены. Вряд ли они будут пользоваться тем же авторитетом и престижем, которым обладали старейшины общины в древних обществах. Однако, по мере того, как доля пожилых людей увеличивается, растет их политическое влияние. Они уже стали мощной политической силой. Все чаще последние годы жизни рассматриваются многими людьми как время больших возможностей и даже праздника. Это время воспоминаний о радостях полной жизни, но это же и время, когда личность может продолжать совершенствоваться, учиться и путешествовать. Годы, когда люди свободны как от родительских обязанностей, так и от рынка труда, часто называют третьим возрастом. В этот период, который сейчас стал дольше, чем когда-либо ранее, люди могут свободно вести активную независимую жизнь — путешествовать, продолжать образование или овладевать новой профессией. Следующий, четвертый возраст относится к тем годам жизни, когда независимость людей и их способность полностью позаботится о себе подвергается серьезным испытаниям. Группы активистов начали также борьбу с эйджизмом (дискриминацией людей по возрастному признаку) за утверждение позитивного отношения к старости и старикам. Эй-джизм — такая же идеология, как расизм или сексизм. В отношении пожилых людей бытует не меньше ложных стереотипов, чем в других областях. Например, многие думают, что пожилые работники менее компетентны, чем молодые, что большинство людей, достигших шестидесятипятилетнего возраста, содержатся в больницах или домах для престарелых, что значительная доля этих людей находится в старческом маразме. Все эти представления ложны. Показатели производительности и продуктивности у работников старше 60 лет превосходят показатели представителей более молодых возрастных групп; 95 % людей старше 65 лет живуг в собственных домах, и только у 7 % людей в возрасте от 65 до 80 лет имеются явные признаки старческого одряхления.
В книге Майкла Янга и Тома Шаллера «Жизнь после работы. Пришествие общества без возраста» (Young and Schuller 1991) утверждается, что возраст превратился в орудие угнетения, служащее для того, чтобы загонять людей в тесные рамки стереотипных ролей. Многие пожилые люди активно борются с подобным отношением, ищут новые сферы деятельности и новые способы самореализации. Они сопротивляются обществу, которое Янг и Шаллер назвали «запертым по возрасту». В современных обществах и молодежь, и старики оцениваются прежде всего по возрасту, а их занятия, личностные и индивидуальные характеристики имеют второстепенное значение. Согласно Янгу и Шаллеру, эти две группы должны образовать альянс, чтобы вырваться из плена возрастных категорий и создать безвозрастное общество. Они станут пионерами в борьбе не только за свое социальное положение, но и за положение большинства работающего населения. Янг и Шаллер утверждают, что молодежь и старики могут вместе содействовать уходу современного общества от однообразного потребительства. Все большему и большему числу людей, говорят они, цитируя Вирджинию Вульф, удается наконец освободиться от оков труда, от необходимости «всегда делать работу, которую не хочешь делать, и делать ее как раб, льстивый и подлый». Они смогут развить свои неповторимые качества и дела, что когда-то столь эффектно сделала сама Вульф. В противном случае ее писательский дар, «небольшой, но милый сердцу обладателя... был обречен померкнуть, а с ним и я сама; моя душа... была обречена пасть, как падает тронутый гниением весенний цветок». Краткое содержание 1. Социология тела исследует особенности того, как наши тела подвержены влиянию общества. На формирование характера здоровья и болезни оказывают влияние социальные силы и окружающая среда, и это видно из того, что некоторые группы населения обладают значительно лучшим здоровьем, чем другие. Заключение: будущее старения 153 2. Социологические исследования обнаруживают тесную связь между болезнями и соци
3. Здоровье и болезнь имеют также тендерное и расовое измерения. Почти во всех странах 4. Западная медицина основана на биомедицинской модели здоровья — убеждении в том, 5. Растет количество критических замечаний в адрес биомедицинской модели здоровья. 6. Социологов интересует опыт болезни — то, как больной человек и его окружение 7. Символические интеракционисты исследовали вопрос о том, как люди справляются с за
8. Еще одной важной областью социологии тела является геронтология — изучение процесса 9. В большинстве индустриально развитых стран происходит «поседение» населения. Доля 154 Глава б. Социология тела: здоровье, болезнь и старение 10. Старость дает людям возможность освободиться от ограничений, связанных с работой. 11. В последние годы пожилые люди, составляющие сейчас значительную часть населения Вопросы для самостоятельного анализа 1. Что можно сделать для уменьшения неравенства в доступности медицинской помощи? 2. Как различия в жизни женщин и мужчин могут сказываться на различиях в опыте здоровья 3. Что можно порекомендовать для того, чтобы национальная система здравоохранения 4. Увеличивает ли «медикализация» таких состояний, как беременность или несчастье, 5. Каким образом история Джан Мейсон иллюстрирует важность ведения биографических 6. Каким образом социальные факторы влияют на индивидуальный опыт старения? Дополнительная литература Arber Sara and Ginn Jay (eds.). Connecting Gender and Ageing: A Sociological Approach. Buckingham: Open University Press, 1995. Doyal Lesley. What Makes Women Sick. London: Macmillan, 1995. Nettleton Samh. The Sociology of Health and Illness. Cambridge: Polity, 1995. Peterson Peter G. Gray Dawn: How the Coming Age Wave will Transform America — and the World. N. Y.: Random House, 1999. Интернет-линки Обзор системы здравоохранения в Европе http://www.observatory.dk Государственные системы здравоохранения в мире http://www.ldb.org/iphw/ Лондонская школа экономики и политических наук — Здоровье: Исследовательский институт проблем здравоохранения и социальной политики http://www.lse.ac.uk/Depts/lse-health/default.htm Исследование проблем старения в мире http://www.oecd.org/subject/ageing Общедоступная библиотека литературы по истории медицины и представлений о ней www.wellcome.ac.uk/en/1/lib.html Международная организация здравоохранения http://www.who.int ГЛАВА СЕМЬЯ Темой большей части этой книги являются перемены. Мир, в котором мы живем, полон новых возможностей, но в то же время труден и незнаком. Хотим мы или нет, мы должны принять предлагаемые этим миром условия, представляющие сочетание возможностей и рисков. Больше всего это наблюдение подходит к нашей эмоциональной и личной жизни. За последние несколько десятилетий в Великобритании и других западноевропейских странах произошли такие сдвиги в структуре семьи, которые невозможно было даже вообразить предыдущим поколениям (см. врезку на с. 159). Большое разнообразие форм семьи стало привычной чертой нашего времени. Люди женятся менее охотно, чем раньше, и предпочитают делать это в более позднем возрасте. Уровень разводов существенно возрос, что привело к росту числа неполных семей. «Восстановленные семьи» (см. с. 163-165) образуются за счет вторичных браков или новых связей, включающих детей от предыдущих союзов. Все больше людей выбирают перед заключением брака, а часто и вместо него, форму совместного проживания — сожительство. Короче говоря, мир семей выглядит сейчас совершенно иначе, чем пятьдесят лет назад. Хотя институты брака и семьи все еще существуют и составляют важную часть нашей жизни, их характер резко изменился. Изменился не только состав семей и домашнего окружения. Не менее важно изменение ожиданий людей в отношении их связей с другими. Термин «связь» в применении к личной жизни стал широко употребляться только двадцать или тридцать лет тому назад, так же как мысль о том, что в личной жизни необходимы элементы «интимности» или «взаимных обязательств». В наш век связь есть нечто активное, над ее установлением нужно трудиться. Если предполагается, что связь сохранится в течение некоторого времени, то многое зависит от завоевания доверия партнера. Как брак, так и большинство типов сексуальных отношений стали похожими на такие связи. Все больше связи зависят от сотрудничества и общения между ее участниками. Эмоциональное общение стало самым важным не только в связях, основанных на сексуальной любви, но и в дружбе и общении с родственниками и детьми. Все эти преобразования происходят не только в индустриально развитых странах. Описанный процесс наблюдается, хотя не в одинаковой степени, во всем мире. Хорошей иллюстрацией противоречивой природы изменений в семейной сфере может служить ситуация в Китае. По сравнению с западными странами, уровень разводов в Китае пока невысок, однако он быстро растет, как и в других развивающихся странах Азии. В больших городах Китая все чаще встречается не только развод, но и сожительство. Это вынуждает государство усложнять систему получения развода. Действующие в данное время законы о браке, датируемые еще 1960-ми гг., очень либеральны. Брак рассматривается как рабочий контракт, который можно расторгнуть, «если этого желают как муж, так и жена». Даже если один из партнеров возражает, развод может быть оформлен, если в браке отсутствует «взаимная привязанность» партнеров. После двухнедельного ожидания и уплаты небольшого административного налога пара получает развод. В Китае много говорят о защите «традиционных» семейных отношений, все еще сохранившихся в сельской местности. Несмотря на официальную политику правительства, ограничивающую рождаемость одним или двумя детьми в семье, брак и семья в сельских регионах остаются значительно более традиционными, чем в городах. Брак - это связь Глава 7. Семья
двух семей, устанавливаемая чаще не теми, кто вступает в брак, а их родителями. В ряде провинций родители организуют примерно 60 % всех браков. Ирония модернизации жизни в Китае состоит в том, что многие разводы, регистрируемые в городских районах, совершаются между парами, заключившими брак по настоянию родителей в сельских регионах. Как показывает этот пример, во всем мире общества сталкиваются с похожими явлениями в вопросах, касающихся изменений семейной жизни. Тревоги по поводу «распада» семей, звучащие в Великобритании, одновременно высказываются в других странах, как входящих, так и не входящих в число индустриально развитых. Вопросы отличаются только уровнем обсуждения и культурным контекстом, в рамках которого они рассматриваются. Эрозия традиционных форм семейной жизни — в Великобритании, Китае и других обществах в мире — одновременно и отражает процесс глобализации, и вносит в него существенный вклад. Как мы увидим, изменения в семейной жизни часто сталкиваются с сопротивлением и призывами вернуться к прошлым «золотым денькам». Однако тот факт, что большинство из нас, сопротивляемся мы этим изменениям или нет, уделяет много времени их обдумыванию, является показателем фундаментальных преобразований, затронувших нашу эмоциональную и личную жизнь в последние несколько десятилетий. Назад пути нет. Мы должны активно и творчески интересоваться меняющимся миром и его влиянием на нашу личную жизнь. Основные понятия Прежде всего, нужно определить ключевые понятия семьи, родства и брака. Семья — это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Родственные отношения — это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (матери, отцы, братья и сестры, дети и т. д.). Брак можно определить как получивший общественное признание и одобрение сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. При заключении брака родители, братья, сестры и другие кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны. Семейные отношения всегда рассматриваются в рамках более широких родственных групп. Практически во всех обществах можно выделить то, что социологи и антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из двух взрослых людей, совместно ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных или приемных детей. В большинстве обществ традиционного типа нуклеар-ные семьи были частью более широкой сети родственных отношений. Когда близкие родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком постоянном контакте, мы говорим о расширенной семье. Она может включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и племянниц. В обществах западного типа брак, а следовательно и семья, ассоциируется с моногамией. Считается незаконным состоять в браке более чем с одной женщиной или одним мужчиной одновременно. Однако так считается не везде. Джордж Мердок, который провел в середине XX в. знаменитое сравнительное исследование нескольких сотен обществ, обнаружил, что полигамия, позволяющая жене или мужу иметь более одного супруга, разрешена в 80 % этих обществ. Существуют два типа полигамии: полигиния, когда один мужчина женат на нескольких женщинах одновременно, и полиандрия, когда женщина одновременно имеет двух или более мужей. Разнообразие семей Многие социологи полагают, что нельзя говорить о «семье» так, как будто существует только одна более или менее универсальная модель семейной жизни. Как мы увидим далее в этой главе, во второй половине XX в. происходило постепенное разрушение главенства традиционных нуклеарных семей. Так, в Великобритании менее четверти семейств следуют модели традиционной семьи. Кроме того, есть заметные различия в характере семей среди групп этнических меньшинств. Например, азиатские семейства часто включают более одной семьи с детьми, а для сообществ чернокожих типично большое число неполных семей. По этим причинам представляется более правильным говорить о «семьях». Это позволяет подчеркнуть разнообразие форм семьи. Теоретические взгляды на семью
Если далее для краткости мы будем говорить просто «семья», необходимо при этом всегда помнить о том многообразии форм, которые стоят за этим понятием. Теоретические взгляды на семью Изучение семьи и семейной жизни по-разному проводилось социологами противоположных взглядов. В свете недавних исследований и важных изменений, происходящих в мире, многие принятые еще несколько десятилетий тому назад взгляды сейчас кажутся значительно менее убедительными. И все же, прежде чем изложить современные подходы к изучению семьи, полезно коротко проследить за эволюцией социологической мысли. Функционализм При функционалистском подходе общество рассматривается как совокупность социальных институтов, выполняющих специфические функции для поддержания в нем целостности и согласия. Согласно этому взгляду, семья осуществляет важные задачи, вносящие вклад в основные нужды общества и помогающие поддерживать социальный порядок. Социологи, придерживавшиеся функционалист-ской традиции, считали, что в современных обществах нуклеарная семья исполняет особые специфические роли. С развитием индустриализации семья стала менее важной как единица экономического производства и все больше сосредоточилась на воспроизводстве, уходе за детьми и социализации. Согласно американскому социологу Тал-котту Парсонсу, двумя главными функциями семьи являются первичная социализация и стабилизация личности (Parsons and Bales 1956). Первичная социализация — это процесс изучения детьми культурных норм того общества, в котором они родились. Так как этот процесс происходит в течение раннего детства, семья является главной ареной становления человеческой личности. Стабилизация личности подразумевает ту роль, которую играет семья в эмоциональной поддержке своих взрослых членов. Брак между взрослыми мужчинами и женщинами является соглашением, благодаря которому взрослые личности находят взаимную поддержку и сохраняют здоровье. В индустриальных странах роль семьи в стабилизации взрослых индивидов считается решающей. Это есть результат того, что нуклеарная семья часто отдаляется от родственников и не способна поддерживать более широкие родственные связи, как это могли делать семьи в доиндустриальную эпоху. Парсонс рассматривает нуклеарную семью как единицу, наилучшим образом приспособленную к ответам на запросы индустриального общества. В «традиционной семье» один взрослый может работать вне дома, а другой вести домашнее хозяйство и растить детей. На практике такая специализация ролей в рамках нуклеарной семьи предполагает, что муж принимает «инструментальную» роль кормильца, а жена — «эмоциональную» роль хранительницы домашнего очага. В наши дни взгляды Парсонса на семью считаются устаревшими и неадекватными. Функционалистские теории семьи подверглись жесткой критике за оправдание домашнего разделения труда между мужчинами и женщинами как чего-то естественного и беспроблемного. Однако, если рассмотреть эти теории в их историческом контексте, многое становится более понятным. В первые послевоенные годы женщины, действительно, вернулись к исполнению традиционных ролей домохозяек, а мужчины вновь взяли на себя роли единственных кормильцев. Однако функционалистские взгляды на семью можно критиковать и по другим основаниям. Подчеркивая важность семьи в осуществлении определенных функций, теоретики пренебрегали той ролью, которую играют в социализации детей другие социальные институты — правительство, средства массовой информации и школы. Не учитывались также разновидности форм семьи, которые совершенно не соответствуют модели нуклеарной семьи. Семьи, не удовлетворяющие «идеалу» белой провинциальной семьи среднего класса, рассматривались как девиантные. Феминистские подходы Для многих людей семья является жизненно важным источником утешения, комфорта, любви и дружбы. Однако она может быть также и местом эксплуатации, одиночества и глубокого неравенства. Феминизм оказал большое влияние на социологию тем, что изменил взгляд на семью как на царство гармонии и равенства. Один из первых «несогласных» голосов раздался в 1965 г., и он принадлежал Глава 7. Семья
американской феминистке Бетти Фрейдан, которая писала о «проблеме без имени» — изоляции и одиночестве, охвативших многих провинциальных американских домохозяек, которые чувствовали себя захваченными бесконечной круговертью забот о детях и домашнем хозяйстве. Затем последовали другие голоса, исследовавшие явление «порабощенной жены» (Gavron 1966) и разрушительное влияние «душной» семейной атмосферы на межличностные отношения (Laing 1971). В течение 1970-х и 1980-х гг. в большинстве касающихся семьи споров и исследований доминировал феминистский подход. Если раньше социология семьи была сосредоточена на изучении семейных структур, историческом развитии нуклеарной и расширенной семьи и важности родственных связей, то феминизм стремился направить внимание на положение внутри семей, чтобы исследовать опыт женщин в домашней сфере. Многие ученые-феминисты поставили под вопрос представление о том, что семья является совместной ячейкой, основанной на общих интересах и взаимной поддержке. Они пытались показать, что наличие неравенства во властных отношениях внутри семьи означает, что одни члены семьи стремятся получить больше привилегий, чем другие. Феминистские труды касались широкого спектра вопросов, но особенно важными были три главные темы. Одна из них, которую мы подробнее рассмотрим в главе 13, — это домашнее разделение труда, т. е. то, как домашние заботы разделяются между членами семейства. Среди феминистов звучат разные мнения об историческом происхождении такого разделения. Одни считают, что это результат индустриального капитализма, другие — что это связано с патриархатом и, таким образом, предшествует индустриализации. Есть основания полагать, что домашнее разделение труда существовало до индустриализации, но совершенно ясно, что капиталистическое производство способствовало существенно более резкому различию между сферами работы и домашнего хозяйства. Этот процесс привел к выделению «мужских» и «женских» сфер жизни и сохраняющихся до сего дня властных отношений. Еще совсем недавно в большинстве индустриально развитых стран была широко распространена модель мужчины-кормильца. Социологи-феминисты предприняли изучение того, каким образом домашние заботы, такие как уход за детьми и домашнее хозяйство, разделяются между мужчинами и женщинами. Они изучили справедливость утверждений о «симметричной семье» (Young and Wilmott 1973), т. е. убеждения в том, что с течением времени члены семьи становятся все более равноправными в распределении ролей и ответственности. Исследования показали, что женщины продолжают нести главную ответственность за домашнее хозяйство и имеют значительно меньше времени для досуга, чем мужчины, несмотря на то, что оплачиваемую работу вне дома сейчас имеет большее число женщин, чем когда-либо ранее (Gershuny et al. 1994; Hochschild 1989; Sullivan 1997). Обращаясь к близкой теме, ряд социологов исследовал контрастирующие области оплачиваемой и неоплачиваемой работы, обращая внимание на тот вклад, который вносит в общую экономику неоплачиваемый женский домашний труд (Oakley 1974). Другие ученые изучали то, как распределяются средства среди членов семьи и каковы пути доступа и контроля за семейным бюджетом (РаЫ 1989). Феминисты также обратили внимание на неравные властные взаимоотношения, существующие во многих семьях. Один из вопросов, который в результате этих исследований привлек растущее внимание, — это явление домашнего насилия. Побои жен, супружеское насилие, инцест и сексуальные злоупотребления с детьми привлекли внимание общества в результате утверждений феминистов, что жестокость и насилие в семейной жизни долго игнорировались как академическими, так и судебными и политическими кругами. Социологи-феминисты пытались понять, каким образом семья становится ареной тендерного подавления и даже физического насилия. Еще одной областью, в которую феминисты внесли наиболее значительный вклад, стало изучение деятельности по уходу. Это широкая сфера, включающая много разных процессов от заботы о заболевшем члене семьи до присмотра в течение долгого времени за престарелыми родственниками. Иногда под уходом понимают просто заботу о чьем-то психологическом благополучии — ряд ученых-феминистов интересовались проблемой «эмоциональной работы» в рамках родственных связей. Женщины берут на свои плечи не только конкретные задачи вроде уборки или ухода за детьми, но затрачивают очень много эмоциональных усилий для поддержания межлич-
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.066 с.) |