Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние социума на сексуальное поведение

Поиск

Во всех обществах большинство людей ге­теросексуальны — они ищут в представителях


другого пола эмоциоиалыгую разрядку и сексу­альное удовлетворение. Гетеросексуальность в каждом обществе является основой брака и семьи.

Однако существует много сексуальных меньшинств с различными вкусами и пристра­стиями. Джудит Лорбер различает не менее десяти сексуальных индивидуальностей: нор­мальная (гетеросексуальная) женщина, нор­мальный мужчина, лесбиянка, гей, бисексуаль­ная женщина, бисексуальный мужчина, жен­щина-трансвестит (эта женщина регулярно одевается как мужчина), мужчина-трансвестит (этот мужчина регулярно одевается как жен­щина), женщина-транссексуал (мужчина, став­ший женщиной) и мужчина-транссексуал (женщина, ставшая мужчиной) {Lorber 1994). Сексуальные привычки еще более разнообраз­ны. Фрейд называл людей «полиморфно из­вращенными». Под этим он подразумевал, что люди имеют много сексуальных пристрастий и могуг следовать им даже тогда, когда в дан­ном обществе некоторые из этих пристрастий считаются аморальными или противозакон­ными. Фрейд приступил к своим исследовани­ям в конце XIX в., когда большинство людей было пуританами в сексе, но даже его паци­енты демонстрировали поразительное много­образие сексуальных устремлений.

Возможные сексуальные практики тако­вы. Мужчина или женщина могут иметь сексу­альные отношения с женщинами, мужчинами или с теми и с другими. Эти контакты могут быть парными или с тремя и более участника­ми. Можно заниматься сексом с самим собой (мастурбация) или не заниматься ни с кем (целомудрие). Можно иметь сексуальные от­ношения с транссексуалами или людьми, эро­тически переодетыми в платье другого пола; использовать порнографию или сексуальные приспособления; практиковать садо-мазохизм (эротическое использование отношений под­чинения и причинение боли); иметь половые сношения с животными и т.д. {Lorber 1994).

Во всех обществах существуют сексуаль­ные нормы, признающие некоторые практики и отвергающие или порицающие другие. Чле­ны общества узнают об этих нормах в про­цессе социализации. Например, в течение по­следних десятилетий сексуальные нормы в за­падных культурах были связаны с идеями ро­мантической любви и семейных взаимоотно­шений. Однако такие нормы широко варьи­руют между разными культурами. Примером



Глава 5. Гендер и сексуальные отношения


 


может служить гомосексуализм. В некоторых культурах гомосексуальность либо признается, либо активно поддерживается. Так, у древних греков любовь мужчин к мальчикам была иде­ализирована как высшая форма сексуальной любви.

Принятые типы сексуального поведения меняются также от культуры к культуре, и бла­годаря этому мы знаем, что большинство сек­суальных реакций являются не врожденными, а представляют результат обучения. Наиболее глубокое исследование провели пятьдесят лет назад Клеллан Форд и Фрэнк Бич (Ford and Beach 1951), которые собрали антропологиче­ские данные от более чем двухсот обществ. Обнаружились поразительные различия в том, что считается «естественным» сексуальным по­ведением, а также в нормах сексуальной при­влекательности. Например, в некоторых куль­турах считается желательной и даже необходи­мой длительная, возможно многочасовая, пре­людия перед половым актом; напротив, в дру­гих культурах прелюдии практически не суще­ствует. В некоторых обществах считается, что слишком частые половые сношения приво­дят к физическому истощению или болезни. У племени сенианг в южной части бассей­на Тихого океана старейшины в деревне дают советы о желательности увеличения промежут­ков между половыми сношениями. У этого же племени существует вера в то, что блондин может законно совокупляться каждую ночь!

В большинстве культур нормы сексуаль­ной привлекательности (разделяемые как жен­щинами, так и мужчинами) касаются в боль­шей степени внешности женщин, а не мужчин. Эта ситуация, похоже, постепенно меняется на Западе по мере роста активности женщин в различных сферах деятельности вне дома. Однако считающиеся самыми важными в жен­ской красоте черты облика сильно различают­ся. На современном Западе вызывает восхище­ние стройная изящная фигура женщины, в то время как в других культурах наиболее при­влекательными считаются значительно более пышные формы (см. главу 6 «Социология те­ла: здоровье, болезнь и старение»). Где-то грудь не рассматривается как источник сексуального возбуждения, в то время как у других народов ей придается большое эротическое значение. В ряде обществ особое место отводится овалу лица, а в других подчеркивается форма и цвет глаз или размер и форма носа и губ.


Сексуальность в западной культуре

Отношение Запада к сексуальному поведе­нию почти две тысячи лет формировалось главным образом под воздействием христи­анства. Хотя различные христианские секты и конфессии придерживались противополож­ных взглядов на истинное место сексуальности в жизни, преобладающий взгляд христианской церкви состоял в том, что всякое сексуальное поведение предосудительно, за исключением того, которое необходимо для продолжения рода. Были периоды, когда такой взгляд по­рождал во всем обществе крайнюю степень пуританства. Но в другие времена многие люди игнорировали учение церкви или про­тиводействовали ему, повсеместно практикуя то, что запрещалось церковными властями (например, супружеские измены). Представ­ление о том, что сексуальное удовлетворение можно и должно искать в браке, не было общепринятым.

В XIX в. религиозные установки в от­ношении сексуальности частично заменились медицинскими. Правда, большинство ранних медицинских сочинений были столь же су­ровы в отношении сексуального поведения, как и взгляды церкви. Некоторые медики до­казывали, что всякий тип сексуальной актив­ности, не связанный с продолжением рода, приводит к серьезным физическим расстрой­ствам. Говорили, что мастурбация приводит к слепоте, психическим заболеваниям, сер­дечной недостаточности и другим болезням, а оральный секс приводит к раку. Сексуаль­ное ханжество особенно процветало в вик­торианскую эпоху. Считалось, что добропоря­дочные женщины должны быть равнодушны к сексу, принимая ухаживания своих супру­гов только в силу долга. В результате в раз­раставшихся поселках и городах процвета­ла и часто открыто поощрялась проститу­ция, причем «падшие» женщины рассматри­вались как совершенно иная категория жен­щин по сравнению с их респектабельными сестрами.

Многие мужчины викторианской эпохи, с виду сдержанные, добропорядочные гражда­не, преданные своим женам, на самом деле регулярно посещали проституток или содер­жали любовниц. Такое поведение восприни­малось снисходительно, в то время как «ре­спектабельные» женщины, имевшие любов­ников, вызывали возмущение и обществен­ное осуждение, если их поведение выплывало


Человеческая сексуальность



Таблица 5.1

Отношение к сексуальным связям (в %). Великобритания. 1988 г.

 

  Всегда отрица­тельное Большей частью отрица­тельное Иногда отрица­тельное Изредка отрица­тельное Не отри­цатель­ное Другие Всего
Мужчина и женщина, имею­щие половую связь до брака              
Находящиеся в браке люди, имеющие половую связь с кем-то помимо супруга         ?    
Молодой человек и девушка, вступившие в половую связь до 16 лет              
Половая связь между взрослыми одного пола              

Источник: British Social Attitudes Survey. National Centre for Social Research. From Social Trends. 30. 2000. P. 41. Crown copyright.


на свет. Различное отношение к сексуальной активности мужчин и женщин сформировало существовавший очень долго двойной стан­дарт, остатки которого дают о себе знать до сих пор.

В настоящее время традиционное от­ношение к сексуальности существует наряду со значительно более либеральными взгля­дами, которые получили особенно сильное развитие в 19бО-е гг. Многие люди, особен­но те, кто находится под влиянием христи­анского вероучения, полагают, что добрач­ные половые связи — это зло, и в целом неодобрительно относятся к любым формам сексуального поведения, за исключением ге­теросексуальных отношений в рамках брач­ного союза, хотя сейчас все больше призна­ется, что сексуальное удовлетворение являет­ся желательным и важным элементом бра­ка. Другие, напротив, оправдывают или ак­тивно поддерживают добрачные половые свя­зи и терпимо относятся к различным сек­суальным практикам (см. табл. 5.1). За по­следние тридцать лет в большинстве за­падных стран сексуальные отношения стали несомненно более свободными. В фильмах и пьесах показывают сцены, которые пре­жде были бы совершенно недопустимыми, а порнографическая продукция постоянно до­ступна большинству желающих ее взрослых людей.


Сексуальное поведение. Исследования Кинси

Мы можем со значительно большей уверен­ностью говорить о публичных оценках сек­суальности, чем об интимных занятиях сек­сом, поскольку по своей природе эти занятия в большинстве остаются недокументирован­ными. Когда в 1940-е и 1950-е гг. Альфред Кин­си начал свои исследования в США, это были первые важные исследования реального сек­суального поведения людей. Кинси с сотруд­никами столкнулся с осуждением со стороны религиозных организаций, в газетах и с три­буны Конгресса его работа была объявлена аморальной. Однако он выстоял и в конце концов собрал истории сексуальной жизни 18 000 чел., что можно считать вполне репре­зентативной выборкой для белого американ­ского населения (Kinsey et al. 1948, 1953).

Результаты Кинси многих поразили и многих шокировали, поскольку они показали существенную разницу между господствовав­шими в то время общественными ожиданиями в отношении сексуального поведения и реаль­ной сексуальной практикой. Кинси обнаружил, что почти 70 % мужчин посещали проституток, а 84 % имели добрачный сексуальный опыт. Однако, в соответствии с двойным стандар­том, 40 % мужчин ожидали, что их жены дев­ственны к моменту вступления в брак. Более



Глава 5. Гендер и сексуальные отношения


 


чем 90 % мужчин занимались мастурбацией и почти 60% — различными формами ораль­ного секса. Среди женщин около 50 % имели добрачные половые связи, хотя в большинстве со своими предполагаемыми мужьями. Около 60 % занимались мастурбацией и примерно такое же количество женщин практиковало оралыю-генитальные контакты.

Возможно, что в тот конкретный период, сразу после Второй мировой войны, проде­монстрированный Кинси разрыв между при­нятыми обществом установками и реальным поведением был особенно велик. Фаза сексу­альной либерализации началась значительно раньше, в 1920-е гг., когда многие молодые лю­ди почувствовали себя свободными от строгих моральных ограничений, определявших пове­дение старших поколений. Вероятно, сексуаль­ное поведение в те времена сильно измени­лось, однако вопросы, касающиеся сексуаль­ности, не обсуждались публично столь же ши­роко, как сейчас. Люди, принимавшие участие в сексуальных действиях, все еще полностью отвергавшихся общественным мнением, скры­вали их, не отдавая себе отчета в том, насколь­ко широко распространена подобная практи­ка. В более терпимую эпоху 19бО-х гг. открыто декларируемое поведение пришло в большее соответствие с реальностью.

Сексуальное поведение после Кинси

В 19бО-е гг. бросившие вызов существовавше­му порядку вещей общественные движения, вроде связанных с коитркультурой или обра­зом жизни «хиппи», порвали и с принятыми сексуальными нормами. Эти движения про­поведовали сексуальную свободу, а появление противозачаточных таблеток для женщин поз­волило четко отделить сексуальное удоволь­ствие от продолжения рода. Женские органи­зации начали также борьбу за большую неза­висимость от мужских сексуальных ценностей, за отказ от двойного стандарта и за призна­ние необходимости достижения женщинами большего сексуального удовлетворения.

До недавнего времени было трудно ска­зать с достаточной точностью, насколько из­менилось сексуальное поведение со времен исследования Кинси. В конце 1980-х гг. Лили­ан Рубин опросила 1 000 американцев в воз­расте от 13 до 48 лет, чтобы установить, какие изменения в сексуальных установках и по­ведении произошли за предшествующие три


десятилетия. Согласно ее исследованиям, про­изошли действительно важные события. Сек­суальная активность стала чаще начинаться в более раннем возрасте, чем у предыдущего поколения; кроме того, сексуальная практика подростков постепенно становилась столь же разнообразной и обширной, как у взрослых. Двойной стандарт все еще существовал, но он не был столь сильным, как раньше. Одно из са­мых важных изменений заключалось в том, что женщины стали ожидать и активно доби­ваться сексуального удовольствия в половых сношениях. Они хотели не только давать сек­суальное удовлетворение, но и получать его, — явление, которое, как доказывает Рубин, имеет большие последствия для обоих полов.

Женщины сейчас сексуально более рас­крепощены, чем когда-либо ранее; однако вме­сте с этим достижением, которое приветствует большинство мужчин, пришла новая самоуве­ренность, которую многие мужчины принима­ют с трудом. Мужчины, с которыми беседова­ла Рубин, часто говорили, что они «чувствуют себя неадекватно», боятся, что не смогут «сде­лать все правильно» и считают, что «совре­менную женщину невозможно удовлетворить» (Rubin 1990).

Мужчины чувствуют себя неадекватно? Разве это не противоречит всему, что мы ожи­даем? Ведь в современном обществе мужчи­ны продолжают доминировать в большинстве сфер жизни и они, в общем, значительно более жестоки по отношению к женщинам, чем жен­щины к мужчинам. Такая жестокость постоян­но нацелена на контроль и продолжающееся подчинение женщин. Однако, как мы упомина­ли ранее в этой главе, ряд авторов начал дока­зывать, что мужественность — не только источ­ник награды, но и бремя. Слишком большая мужская сексуальность, добавляют они, ско­рее навязчива, чем доставляет удовольствие. Если мужчины прекратят использовать сек­суальность как средство контроля, выиграют не только женщины, но и они сами.

Новая верность?

В 1994 г. группа исследователей опубликовала обзор «Социальная организация сексуально­сти: сексуальные обычаи в Соединенных Шта­тах» — наиболее подробное изучение сексуаль­ного поведения в какой-либо стране со времен Кинси. К удивлению многих, исследования по­казали существенный сексуальный консерва­тизм американцев. Например, 83 % опрошен-


Гомосексуальность



 


ных имели только одного (или пи одного) партнера в прошедшем году, а среди жена­тых людей эта цифра увеличилась до 96 %. Супружеская верность также обычна: только 10 % женщин и менее 25 % мужчин заявили о том, что имели за всю жизнь внебрачные связи. Согласно исследованию, за всю жизнь американцы имеют в среднем только трех партнеров. Несмотря на кажущуюся размерен­ной манеру поведения, из этого исследования вытекают и определенные изменения в по­ведении, наиболее существенным из которых является прогрессирующий рост числа добрач­ных сексуальных контактов, особенно среди женщин. На самом деле свыше 95 % американ­цев вступают в брак, уже имея сексуальный опыт (Laumann et al. 1994).

Изучение сексуального поведения чрева­то трудностями. Мы просто не знаем, до ка­кой степени люди говорят проводящему опрос исследователю правду о своей сексуальной жизни. Представляется, что доклад «Социаль­ная организация сексуальности» показывает, что американцы менее безрассудны в своей сексуальной жизни, чем они были во вре­мена докладов Кинси. Возможно, что сами доклады Кинси были неточны. Возможно, что страх СПИДа привел к тому, что многие люди ограничили уровень своей сексуальной актив­ности. Наконец, возможно, что по каким-то причинам люди в паши дни более склонны скрывать формы своей сексуальной активно­сти. Мы не уверены.

Достоверность обследования сексуально­го поведения стала недавно предметом интен­сивных споров (Lewontin 1995). Критики толь­ко что обсуждавшегося исследования утвер­ждали, что такие обследования не дают досто­верной информации о сексуальных привыч­ках. Часть разногласий касалась ответов, по­лученных от пожилых людей. Исследователи доложили, что 45 % мужчин в возрасте от 80 до 85 лет заявили, что занимаются сексом со своей партнершей. Критики заявили, что это настолько очевидная неправда, что ставит под сомнение цифры во всем обзоре. Исследо­ватели защищались от обвинений и получили поддержку от специалистов по изучению по­жилых людей, которые обвинили критиков в неверных стереотипах в отношении старо­сти. Они отметили, что в ходе одного из опро­сов пожилых людей, живущих вне домов пре­старелых, 74% опрошенных заявили, что они сексуально активны. Другой опрос показал, что


большинство мужчин даже в девяностолетнем возрасте сохраняют интерес к сексу.

Гомосексуальность

ГЬмосексуальность, т. е. ориентация сексуаль­ной активности или чувств на людей того же пола, существует во всех культурах. В ряде не­западных культур гомосексуальные отношения среди некоторых групп приняты и даже при­ветствуются. Так, в племени батаков на севере Суматры разрешены гомосексуальные отно­шения мужчин до женитьбы. С наступлением половой зрелости мальчики покидают роди­тельские дома и спят в хижинах примерно с десятком более взрослых мужчин, которые знакомят новичков с гомосексуальной прак­тикой. Однако во многих обществах гомо­сексуализм в столь открытой форме не по­ощряется: Например, в западном мире пре­обладает представление о гомосексуалистах как о людях (мужчинах или женщинах), рез­ко отделенных по своим сексуальным вкусам от большинства населения.

В своих исследованиях сексуальности Мишель Фуко показал, что до XVIII в., по-види­мому, не существовало самого понятия гомо­сексуалист (Foncault 1978). Акт содомии осуж­дался церковными иерархами и законом; в Ан­глии и ряде других европейских стран он на­казывался смертной казнью. Однако под содо­мией понималось не только гомосексуальное преступление. Это понятие применялось к от­ношениям между мужчинами и женщинами, мужчинами и животными, а также мужчинами друг с другом. Термин «гомосексуальность» был введен в обиход в 18бО-е гг., и с тех пор гомо­сексуалистов все больше рассматривают как отдельный тип личностей со специфическими сексуальными отклонениями (Weeks 1986). Го­мосексуальность стала частью «медицинских» дискуссий; о ней говорят с использованием клинической терминологии как о психиче­ском нарушении или извращении, а не как о религиозном «грехе». Гомосексуалисты, наря­ду с другими людьми с отклонениями от нор­мы, например, педофилами или трансвестита­ми, рассматриваются как страдающие биоло­гической патологией, угрожающей нравствен­ному здоровью основной части общества.

Подробнее о медицинских перспективах см. раздел «Возникновение биомедицинской мо­дели здоровья» на с. 141.



Глава 5. Гендер и сексуальные отношения


 


Смертная казнь за «противоестественные действия» была отменена в США после провоз­глашения независимости, а в Европе — в конце XVIII либо начале XIX вв. Но еще несколько де­сятилетий тому назад практически во всех за­падных странах гомосексуализм оставался уго­ловно наказуемым деянием. Постепенное пре­вращение гомосексуалистов из отбросов об­щества в его уважаемых членов еще не завер­шено, но в последние годы здесь наблюдается быстрый прогресс. Можно отметить несколь­ко ключевых поворотных пунктов. Во-первых, публикация отчета Кинси о сексуальном пове­дении привлекла внимание публики к распро­страненности гомосексуальности в американ­ском обществе (см. ниже). Результаты этих ис­следований шокировали многих, но помогли подорвать ошибочное мнение, что гомосексу­алисты представляют собой крохотную груп­пу людей с отклонениями от нормы, страда­ющих психическими заболеваниями. Второй критический момент связан с беспорядками в Стоуггуолле в 1969 г., жестоким эпизодом на­силия между полицейскими и нью-йоркскими геями. Стоунуолл оживил движение за равно­правие геев не только в США, но и в других странах. Наконец, распространение эпидемии СПИДа в начале 1980-х гг. стало переломным событием в современной истории гомосексу­альности. В то время, как, с одной стороны, это опустошило ряды геев из-за большого ко­личества инфицированных и умерших людей, это же сплотило сообщество геев и преврати­ло гомосексуальность в открыто обсуждаемый обществом вопрос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.251 (0.017 с.)