Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние социума на сексуальное поведениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Во всех обществах большинство людей гетеросексуальны — они ищут в представителях другого пола эмоциоиалыгую разрядку и сексуальное удовлетворение. Гетеросексуальность в каждом обществе является основой брака и семьи. Однако существует много сексуальных меньшинств с различными вкусами и пристрастиями. Джудит Лорбер различает не менее десяти сексуальных индивидуальностей: нормальная (гетеросексуальная) женщина, нормальный мужчина, лесбиянка, гей, бисексуальная женщина, бисексуальный мужчина, женщина-трансвестит (эта женщина регулярно одевается как мужчина), мужчина-трансвестит (этот мужчина регулярно одевается как женщина), женщина-транссексуал (мужчина, ставший женщиной) и мужчина-транссексуал (женщина, ставшая мужчиной) {Lorber 1994). Сексуальные привычки еще более разнообразны. Фрейд называл людей «полиморфно извращенными». Под этим он подразумевал, что люди имеют много сексуальных пристрастий и могуг следовать им даже тогда, когда в данном обществе некоторые из этих пристрастий считаются аморальными или противозаконными. Фрейд приступил к своим исследованиям в конце XIX в., когда большинство людей было пуританами в сексе, но даже его пациенты демонстрировали поразительное многообразие сексуальных устремлений. Возможные сексуальные практики таковы. Мужчина или женщина могут иметь сексуальные отношения с женщинами, мужчинами или с теми и с другими. Эти контакты могут быть парными или с тремя и более участниками. Можно заниматься сексом с самим собой (мастурбация) или не заниматься ни с кем (целомудрие). Можно иметь сексуальные отношения с транссексуалами или людьми, эротически переодетыми в платье другого пола; использовать порнографию или сексуальные приспособления; практиковать садо-мазохизм (эротическое использование отношений подчинения и причинение боли); иметь половые сношения с животными и т.д. {Lorber 1994). Во всех обществах существуют сексуальные нормы, признающие некоторые практики и отвергающие или порицающие другие. Члены общества узнают об этих нормах в процессе социализации. Например, в течение последних десятилетий сексуальные нормы в западных культурах были связаны с идеями романтической любви и семейных взаимоотношений. Однако такие нормы широко варьируют между разными культурами. Примером Глава 5. Гендер и сексуальные отношения
может служить гомосексуализм. В некоторых культурах гомосексуальность либо признается, либо активно поддерживается. Так, у древних греков любовь мужчин к мальчикам была идеализирована как высшая форма сексуальной любви. Принятые типы сексуального поведения меняются также от культуры к культуре, и благодаря этому мы знаем, что большинство сексуальных реакций являются не врожденными, а представляют результат обучения. Наиболее глубокое исследование провели пятьдесят лет назад Клеллан Форд и Фрэнк Бич (Ford and Beach 1951), которые собрали антропологические данные от более чем двухсот обществ. Обнаружились поразительные различия в том, что считается «естественным» сексуальным поведением, а также в нормах сексуальной привлекательности. Например, в некоторых культурах считается желательной и даже необходимой длительная, возможно многочасовая, прелюдия перед половым актом; напротив, в других культурах прелюдии практически не существует. В некоторых обществах считается, что слишком частые половые сношения приводят к физическому истощению или болезни. У племени сенианг в южной части бассейна Тихого океана старейшины в деревне дают советы о желательности увеличения промежутков между половыми сношениями. У этого же племени существует вера в то, что блондин может законно совокупляться каждую ночь! В большинстве культур нормы сексуальной привлекательности (разделяемые как женщинами, так и мужчинами) касаются в большей степени внешности женщин, а не мужчин. Эта ситуация, похоже, постепенно меняется на Западе по мере роста активности женщин в различных сферах деятельности вне дома. Однако считающиеся самыми важными в женской красоте черты облика сильно различаются. На современном Западе вызывает восхищение стройная изящная фигура женщины, в то время как в других культурах наиболее привлекательными считаются значительно более пышные формы (см. главу 6 «Социология тела: здоровье, болезнь и старение»). Где-то грудь не рассматривается как источник сексуального возбуждения, в то время как у других народов ей придается большое эротическое значение. В ряде обществ особое место отводится овалу лица, а в других подчеркивается форма и цвет глаз или размер и форма носа и губ. Сексуальность в западной культуре Отношение Запада к сексуальному поведению почти две тысячи лет формировалось главным образом под воздействием христианства. Хотя различные христианские секты и конфессии придерживались противоположных взглядов на истинное место сексуальности в жизни, преобладающий взгляд христианской церкви состоял в том, что всякое сексуальное поведение предосудительно, за исключением того, которое необходимо для продолжения рода. Были периоды, когда такой взгляд порождал во всем обществе крайнюю степень пуританства. Но в другие времена многие люди игнорировали учение церкви или противодействовали ему, повсеместно практикуя то, что запрещалось церковными властями (например, супружеские измены). Представление о том, что сексуальное удовлетворение можно и должно искать в браке, не было общепринятым. В XIX в. религиозные установки в отношении сексуальности частично заменились медицинскими. Правда, большинство ранних медицинских сочинений были столь же суровы в отношении сексуального поведения, как и взгляды церкви. Некоторые медики доказывали, что всякий тип сексуальной активности, не связанный с продолжением рода, приводит к серьезным физическим расстройствам. Говорили, что мастурбация приводит к слепоте, психическим заболеваниям, сердечной недостаточности и другим болезням, а оральный секс приводит к раку. Сексуальное ханжество особенно процветало в викторианскую эпоху. Считалось, что добропорядочные женщины должны быть равнодушны к сексу, принимая ухаживания своих супругов только в силу долга. В результате в разраставшихся поселках и городах процветала и часто открыто поощрялась проституция, причем «падшие» женщины рассматривались как совершенно иная категория женщин по сравнению с их респектабельными сестрами. Многие мужчины викторианской эпохи, с виду сдержанные, добропорядочные граждане, преданные своим женам, на самом деле регулярно посещали проституток или содержали любовниц. Такое поведение воспринималось снисходительно, в то время как «респектабельные» женщины, имевшие любовников, вызывали возмущение и общественное осуждение, если их поведение выплывало Человеческая сексуальность Таблица 5.1 Отношение к сексуальным связям (в %). Великобритания. 1988 г.
Источник: British Social Attitudes Survey. National Centre for Social Research. From Social Trends. 30. 2000. P. 41. Crown copyright. на свет. Различное отношение к сексуальной активности мужчин и женщин сформировало существовавший очень долго двойной стандарт, остатки которого дают о себе знать до сих пор. В настоящее время традиционное отношение к сексуальности существует наряду со значительно более либеральными взглядами, которые получили особенно сильное развитие в 19бО-е гг. Многие люди, особенно те, кто находится под влиянием христианского вероучения, полагают, что добрачные половые связи — это зло, и в целом неодобрительно относятся к любым формам сексуального поведения, за исключением гетеросексуальных отношений в рамках брачного союза, хотя сейчас все больше признается, что сексуальное удовлетворение является желательным и важным элементом брака. Другие, напротив, оправдывают или активно поддерживают добрачные половые связи и терпимо относятся к различным сексуальным практикам (см. табл. 5.1). За последние тридцать лет в большинстве западных стран сексуальные отношения стали несомненно более свободными. В фильмах и пьесах показывают сцены, которые прежде были бы совершенно недопустимыми, а порнографическая продукция постоянно доступна большинству желающих ее взрослых людей. Сексуальное поведение. Исследования Кинси Мы можем со значительно большей уверенностью говорить о публичных оценках сексуальности, чем об интимных занятиях сексом, поскольку по своей природе эти занятия в большинстве остаются недокументированными. Когда в 1940-е и 1950-е гг. Альфред Кинси начал свои исследования в США, это были первые важные исследования реального сексуального поведения людей. Кинси с сотрудниками столкнулся с осуждением со стороны религиозных организаций, в газетах и с трибуны Конгресса его работа была объявлена аморальной. Однако он выстоял и в конце концов собрал истории сексуальной жизни 18 000 чел., что можно считать вполне репрезентативной выборкой для белого американского населения (Kinsey et al. 1948, 1953). Результаты Кинси многих поразили и многих шокировали, поскольку они показали существенную разницу между господствовавшими в то время общественными ожиданиями в отношении сексуального поведения и реальной сексуальной практикой. Кинси обнаружил, что почти 70 % мужчин посещали проституток, а 84 % имели добрачный сексуальный опыт. Однако, в соответствии с двойным стандартом, 40 % мужчин ожидали, что их жены девственны к моменту вступления в брак. Более Глава 5. Гендер и сексуальные отношения
чем 90 % мужчин занимались мастурбацией и почти 60% — различными формами орального секса. Среди женщин около 50 % имели добрачные половые связи, хотя в большинстве со своими предполагаемыми мужьями. Около 60 % занимались мастурбацией и примерно такое же количество женщин практиковало оралыю-генитальные контакты. Возможно, что в тот конкретный период, сразу после Второй мировой войны, продемонстрированный Кинси разрыв между принятыми обществом установками и реальным поведением был особенно велик. Фаза сексуальной либерализации началась значительно раньше, в 1920-е гг., когда многие молодые люди почувствовали себя свободными от строгих моральных ограничений, определявших поведение старших поколений. Вероятно, сексуальное поведение в те времена сильно изменилось, однако вопросы, касающиеся сексуальности, не обсуждались публично столь же широко, как сейчас. Люди, принимавшие участие в сексуальных действиях, все еще полностью отвергавшихся общественным мнением, скрывали их, не отдавая себе отчета в том, насколько широко распространена подобная практика. В более терпимую эпоху 19бО-х гг. открыто декларируемое поведение пришло в большее соответствие с реальностью. Сексуальное поведение после Кинси В 19бО-е гг. бросившие вызов существовавшему порядку вещей общественные движения, вроде связанных с коитркультурой или образом жизни «хиппи», порвали и с принятыми сексуальными нормами. Эти движения проповедовали сексуальную свободу, а появление противозачаточных таблеток для женщин позволило четко отделить сексуальное удовольствие от продолжения рода. Женские организации начали также борьбу за большую независимость от мужских сексуальных ценностей, за отказ от двойного стандарта и за признание необходимости достижения женщинами большего сексуального удовлетворения. До недавнего времени было трудно сказать с достаточной точностью, насколько изменилось сексуальное поведение со времен исследования Кинси. В конце 1980-х гг. Лилиан Рубин опросила 1 000 американцев в возрасте от 13 до 48 лет, чтобы установить, какие изменения в сексуальных установках и поведении произошли за предшествующие три десятилетия. Согласно ее исследованиям, произошли действительно важные события. Сексуальная активность стала чаще начинаться в более раннем возрасте, чем у предыдущего поколения; кроме того, сексуальная практика подростков постепенно становилась столь же разнообразной и обширной, как у взрослых. Двойной стандарт все еще существовал, но он не был столь сильным, как раньше. Одно из самых важных изменений заключалось в том, что женщины стали ожидать и активно добиваться сексуального удовольствия в половых сношениях. Они хотели не только давать сексуальное удовлетворение, но и получать его, — явление, которое, как доказывает Рубин, имеет большие последствия для обоих полов. Женщины сейчас сексуально более раскрепощены, чем когда-либо ранее; однако вместе с этим достижением, которое приветствует большинство мужчин, пришла новая самоуверенность, которую многие мужчины принимают с трудом. Мужчины, с которыми беседовала Рубин, часто говорили, что они «чувствуют себя неадекватно», боятся, что не смогут «сделать все правильно» и считают, что «современную женщину невозможно удовлетворить» (Rubin 1990). Мужчины чувствуют себя неадекватно? Разве это не противоречит всему, что мы ожидаем? Ведь в современном обществе мужчины продолжают доминировать в большинстве сфер жизни и они, в общем, значительно более жестоки по отношению к женщинам, чем женщины к мужчинам. Такая жестокость постоянно нацелена на контроль и продолжающееся подчинение женщин. Однако, как мы упоминали ранее в этой главе, ряд авторов начал доказывать, что мужественность — не только источник награды, но и бремя. Слишком большая мужская сексуальность, добавляют они, скорее навязчива, чем доставляет удовольствие. Если мужчины прекратят использовать сексуальность как средство контроля, выиграют не только женщины, но и они сами. Новая верность? В 1994 г. группа исследователей опубликовала обзор «Социальная организация сексуальности: сексуальные обычаи в Соединенных Штатах» — наиболее подробное изучение сексуального поведения в какой-либо стране со времен Кинси. К удивлению многих, исследования показали существенный сексуальный консерватизм американцев. Например, 83 % опрошен- Гомосексуальность
ных имели только одного (или пи одного) партнера в прошедшем году, а среди женатых людей эта цифра увеличилась до 96 %. Супружеская верность также обычна: только 10 % женщин и менее 25 % мужчин заявили о том, что имели за всю жизнь внебрачные связи. Согласно исследованию, за всю жизнь американцы имеют в среднем только трех партнеров. Несмотря на кажущуюся размеренной манеру поведения, из этого исследования вытекают и определенные изменения в поведении, наиболее существенным из которых является прогрессирующий рост числа добрачных сексуальных контактов, особенно среди женщин. На самом деле свыше 95 % американцев вступают в брак, уже имея сексуальный опыт (Laumann et al. 1994). Изучение сексуального поведения чревато трудностями. Мы просто не знаем, до какой степени люди говорят проводящему опрос исследователю правду о своей сексуальной жизни. Представляется, что доклад «Социальная организация сексуальности» показывает, что американцы менее безрассудны в своей сексуальной жизни, чем они были во времена докладов Кинси. Возможно, что сами доклады Кинси были неточны. Возможно, что страх СПИДа привел к тому, что многие люди ограничили уровень своей сексуальной активности. Наконец, возможно, что по каким-то причинам люди в паши дни более склонны скрывать формы своей сексуальной активности. Мы не уверены. Достоверность обследования сексуального поведения стала недавно предметом интенсивных споров (Lewontin 1995). Критики только что обсуждавшегося исследования утверждали, что такие обследования не дают достоверной информации о сексуальных привычках. Часть разногласий касалась ответов, полученных от пожилых людей. Исследователи доложили, что 45 % мужчин в возрасте от 80 до 85 лет заявили, что занимаются сексом со своей партнершей. Критики заявили, что это настолько очевидная неправда, что ставит под сомнение цифры во всем обзоре. Исследователи защищались от обвинений и получили поддержку от специалистов по изучению пожилых людей, которые обвинили критиков в неверных стереотипах в отношении старости. Они отметили, что в ходе одного из опросов пожилых людей, живущих вне домов престарелых, 74% опрошенных заявили, что они сексуально активны. Другой опрос показал, что большинство мужчин даже в девяностолетнем возрасте сохраняют интерес к сексу. Гомосексуальность ГЬмосексуальность, т. е. ориентация сексуальной активности или чувств на людей того же пола, существует во всех культурах. В ряде незападных культур гомосексуальные отношения среди некоторых групп приняты и даже приветствуются. Так, в племени батаков на севере Суматры разрешены гомосексуальные отношения мужчин до женитьбы. С наступлением половой зрелости мальчики покидают родительские дома и спят в хижинах примерно с десятком более взрослых мужчин, которые знакомят новичков с гомосексуальной практикой. Однако во многих обществах гомосексуализм в столь открытой форме не поощряется: Например, в западном мире преобладает представление о гомосексуалистах как о людях (мужчинах или женщинах), резко отделенных по своим сексуальным вкусам от большинства населения. В своих исследованиях сексуальности Мишель Фуко показал, что до XVIII в., по-видимому, не существовало самого понятия гомосексуалист (Foncault 1978). Акт содомии осуждался церковными иерархами и законом; в Англии и ряде других европейских стран он наказывался смертной казнью. Однако под содомией понималось не только гомосексуальное преступление. Это понятие применялось к отношениям между мужчинами и женщинами, мужчинами и животными, а также мужчинами друг с другом. Термин «гомосексуальность» был введен в обиход в 18бО-е гг., и с тех пор гомосексуалистов все больше рассматривают как отдельный тип личностей со специфическими сексуальными отклонениями (Weeks 1986). Гомосексуальность стала частью «медицинских» дискуссий; о ней говорят с использованием клинической терминологии как о психическом нарушении или извращении, а не как о религиозном «грехе». Гомосексуалисты, наряду с другими людьми с отклонениями от нормы, например, педофилами или трансвеститами, рассматриваются как страдающие биологической патологией, угрожающей нравственному здоровью основной части общества. Подробнее о медицинских перспективах см. раздел «Возникновение биомедицинской модели здоровья» на с. 141. Глава 5. Гендер и сексуальные отношения
Смертная казнь за «противоестественные действия» была отменена в США после провозглашения независимости, а в Европе — в конце XVIII либо начале XIX вв. Но еще несколько десятилетий тому назад практически во всех западных странах гомосексуализм оставался уголовно наказуемым деянием. Постепенное превращение гомосексуалистов из отбросов общества в его уважаемых членов еще не завершено, но в последние годы здесь наблюдается быстрый прогресс. Можно отметить несколько ключевых поворотных пунктов. Во-первых, публикация отчета Кинси о сексуальном поведении привлекла внимание публики к распространенности гомосексуальности в американском обществе (см. ниже). Результаты этих исследований шокировали многих, но помогли подорвать ошибочное мнение, что гомосексуалисты представляют собой крохотную группу людей с отклонениями от нормы, страдающих психическими заболеваниями. Второй критический момент связан с беспорядками в Стоуггуолле в 1969 г., жестоким эпизодом насилия между полицейскими и нью-йоркскими геями. Стоунуолл оживил движение за равноправие геев не только в США, но и в других странах. Наконец, распространение эпидемии СПИДа в начале 1980-х гг. стало переломным событием в современной истории гомосексуальности. В то время, как, с одной стороны, это опустошило ряды геев из-за большого количества инфицированных и умерших людей, это же сплотило сообщество геев и превратило гомосексуальность в открыто обсуждаемый обществом вопрос.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.251 (0.017 с.) |