Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Биология сексуальности и сексуального поведения.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебно-методическое пособие Санкт – Петербург Учебно-методическое пособие по спецкурсу «Психологии сексуальности.
Автор: к.п.н., доцент Кулькова Е.Я.
Рецензенты: Д.мед. н., профессор Белов В.Г. К.п.н., доцент Васильев В.С. К.п.н., доцент Лезова Л.В.
Целью данного учебного пособия является оказание помощи преподавателям и студентам в раскрытие психологических барьеров в межполовом и сексуальном поведении, которые могут служить ключом к познанию человека, к гуманизации отношений, устранению половых стереотипов, консервативных взглядов на вопросы сексуальности как низшую составляющую часть личности. Содержание пособия ориентирует студентов на оказание практической консультативной помощи подросткам и взрослым в решении проблем межличностного взаимодействия сексуального характера. При составлении данного пособия была использована программа школьного курса "Основы сексологии" И.И. Соковни-Семеновой (г. Москва), программа спецкурса "Проблемы детской и подростковой сексуальности" Е.Ю. Батановой (г. Тюмень), а также «Психология семейных отношений» В.В. Люкина (г. Глазов). Содержание данного пособия построено на принципах интегративного подхода к рассмотрению психологических явлений и категорий и органично связано с такими базовыми учебными дисциплинами как: семьеведение, возрастная, социальная, педагогическая и дифференциальная психология; анатомия и физиология человека. Содержание
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................. 9
Глава 1. Предмет сексологии. История сексуальности. 1.1. Психология сексуальности. Сексуальность и образ жизни.................................................................................. 12 1.2. Психосексуальная культура и проблема полового воспитания на разных этапах развития общества............................................................................................ 13 1.3. Тестовые задания для контроля усвоенных знаний.. 16 Глава 2. Биология сексуальности и сексуального поведения. 2.1. Основные проявления нормальной сексуальности у мужчин 18 2.2. Основные проявления нормальной сексуальности у женщин 21 2.3. Тестовые задания для контроля усвоенных знаний.. 25 Глава 3. Психосексуальное развитие и половая социализация. 3.1. Характеристика этапов психосексуального развития личности. Первый этап психосексуального развития. Ролевые предпочтения в играх (дошкольный возраст) 27 3.2. Второй этап психосексуального развития (младший школьный возраст) 30 3.3. Третий этап – формирование психосексуальных ориентаций. 32 3.4. Тестовые задания для контроля усвоенных знаний.. 34 Глава 4. Развитие психосексуальности и сексуального поведения 4.1. Половые роли и образ "Я". Сексуальное сознание и сексуальная ориентация подростков 36 4.2. Влияние среды на сексуальное поведение. Критические ситуации в сексуальном поведении 39 4.3. Тестовые задания для контроля усвоенных знаний.. 41 Глава 5. Нарушение психосексуального развития 5.1. Влияние вредных привычек на генитальное, соматическое и сексуальное здоровье молодых людей............................................................................................ 44 5.2. Вариации половых идентичностей. Маскулинность, фемининность и андрогинность. Развитие этих качеств в подростковом возрасте........................................ 46 5.3. Психологические причины, вызывающие отклонения в поло-ролевом поведении подростков 48 5.4. Основные нарушения психосексуального развития личности 48 Глава 6. Психосексуальное развитие юношества 6.1. Влияние межполового общения в юношеском возрасте на развитие зрелой сексуальности 52 6.2. Юношеская любовь и субкультура. Интимный мир любви - психологический феномен человека 53 6.3. Коммуникативные способности как основа личного благополучия и успеха в межполовом общении. Парные проявления сексуальности.................................. 55 6.4. Тестовые задания для контроля усвоенных знаний.. 59 Глава 7. Особенности психосексуальных отношений в семье. Дестабилизация современной семьи. 7.1. Психосексуальная культура семьи. Развитие сексуального сознания молодых супругов 59 7.2. Социально-физиологические обоснования возрастных периодов создания семьи и деторождения. Профилактика незапланированной беременности, аборты и их последствия 61 Глава 8. Половое воспитание и сексуальное просвещение. 8.1. Принципы, методы, приемы и формы работы по половому воспитанию с различными возрастными группами............................................................................ 64 8.2. Формы и методы работы с родителями различного типа семей по половому просвещению и воспитанию..................................................................................... 67 8.3. Рекомендации родителям и супругам по улучшению взаимоотношений в семье. Советы супругам в оздоровлении эмоционального фона семьи..................... 69 Глава 9. Правовые аспекты проблемы «сексуального злоупотребления» в отношении детей 71 Задания для самостоятельной работы студентов 1. Задания теоретического характера.............................. 75 2. Практические задания Ошибка! Закладка не определена.
Вопросы для повторения............................................................ 90 Глоссарий................................................................................... 92 Литература................................................................................. 99 Приложения 1. Примеры тестирования проблем психосексуального развития 105 2. Материалы организаторам тренинговых занятий...... 109 3. Характеристика межполовых различий в проявлении маскулинного и фемининного поведения 111 4. Методика незаконченных предложений..................... 113 5. Тест Л.Н. Тимощенко на определение соответствия своему полу в поступках и действиях 114 6. Тест на сексуальную аутоидентификацию................. 116 7. Анкета для выявления уровня информированности юношей и девушек по проблемам сексуальности.......................................................................................... 119
ВВЕДЕНИЕ Внимание психологов и педагогов к проявлениям детской и подростковой сексуальности закономерно и обусловлено важностью этой проблемы в развитии личности. Фундамент будущего поло-ролевого поведения необходимо закладывать с детства, передавать веками складывающиеся традиции взаимоотношения полов, основанных на общественном и историческом опыте каждого народа. Психология человеческой сексуальности представлена автором данного пособия с гетеросексуальных позиций. Психосексуальное развитие человека осуществляется в двух тесно связанных между собой направлениях - нравственной и сексуальной культурах. В связи с этим, на наш взгляд, в учебные программы вузов правомерно включен спецкурс "Психология сексуальности", что продиктовано самыми различными причинами. Первая из них - это культурная. С древнейших времен представители всех рас и народов готовили детей не только к жизни, но и к выполнению ими поло-ролевой функции. В России подготовка детей к семейной жизни, к отцовству, материнству осуществлялась всем укладом жизни, а также через семейные обряды, традиции, песенное наследие, пословицы, поговорки. Вторая причина правомерности введения спецкурса продиктована ростом числа одиноких людей брачного возраста, как никогда не имевших семьи, так и разведенных, имеющих минимальный семейный стаж. Наибольшее число разводов отмечено в молодых семьях, что приводит к безотцовщине, порождающей несчастливых женщин и детей (на каждую 1000 семей 529 разводов, каждая третья семья распадается по причине сексуальной неудовлетворенности). Третья причина обусловлена необходимостью внедрения в образовательную практику методик преподавания сексологии, как части других дисциплин; основана на демографическом симптоме - падении рождаемости, рождением большого количества детей-инвалидов; увеличения абсолютного числа бесплодных мужчин и женщин, утративших способность к воспроизведению потомства еще в подростковом возрасте (каждый второй аборт у несовершеннолетних - до 17 лет). Четвертая причина - распространение заболеваний, передающихся половым путем, увеличение числа гинекологических заболеваний среди 16-18-ти летних девушек. Пятая причина – низкий уровень информированности подростков по проблемам психосексуального развития личности, что подтверждается результатами наших исследований (лишь 9% родителей и 11% учителей являются источником информации для подростков по проблемам психосексуальной культуры). Шестая причина – необходимость подготовки учителей школ к чтению данного спецкурса, а также наличие опыта работы школ и Вузов Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени и других регионов РФ, изучение в средних школах и вузах курсов "Основы сексологии", "Сексуальное здоровье", "Проблемы подростковой сексуальности” и других. Для решения и устранения перечисленных причин, автор рекомендует, опираясь на опыт работы многих вузов и собственного опыта работы, вводить в программу подготовки будущих учителей в вузах спецкурсы: - "Психология семейных отношений"; - "Психологические основы подготовки юношества к семейной жизни"; - "Психология сексуальности". Задачи курсов: - Ввести студентов в основные проблемы курса научной сексологии; - Рассмотреть этапы психосексуального развития в контексте возрастной динамики и общения личности; - Рекомендовать наиболее эффективные формы и методы полового воспитания школьников; - Развивать коммуникабельность в межполовом общении; - Закладывать предпосылки для развития здоровой психосексуальности, чувственности; - Формировать потребность в создании семьи, рождении и воспитании детей.
В рамках данных спецкурсов рассматриваются проблемы развития психосексуальной культуры в семье, образовательных учреждениях, с целью формирования у девушек и юношей позитивной установки на создание семьи, материнство, отцовство. Для осуществления полового воспитания подрастающего поколения необходимы достаточно всесторонне подготовленные преподавательские кадры. В связи с этим возникла необходимость в издании учебного пособия по социально-психологическим аспектам сексологии и проблемам полового воспитания, которое адресовано студентам, учителям и родителям. В предлагаемом учебно-методическом пособии отражены наиболее существенные психолого-педагогические аспекты рассматриваемой проблемы.
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ СЕКСОЛОГИИ. ИСТОРИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ.
1.1. Психология сексуальности. Сексуальность и образ жизни Сексология – (от лат. - пол и греч. - наука) – междисциплинарная отрасль знания. Область научных исследований, посвященных половой жизни человека. Наука о сексуальном поведении и мотивации человека. В развитии науки сексологии выделяют три направления: биолого-медицинское, историко-социально-культурное и психолого-педагогическое, которые самостоятельны и не могут механически сливаться. Социокультурное направление изучает специфику социальных функций и форм деятельности мужчин и женщин обобщает информацию о моральных установках и половом поведении людей в связи с возрастом, профессиональными, религиозными, национальными и другими особенностями, а также прослеживает историческую эволюцию норм половой морали. Психолого-педагогическое направление сексологии (по И.С. Кону) включает исследование возрастных особенностей сексуальности, проявление индивидуальных особенностей полового поведения, чувств и переживаний, а также социально-психологических проблем сексуальности. Эффективные разнообразные методы полового воспитания и просвещения. Человеческая сексуальность в фокусе психологических знаний. Как самостоятельная область знаний сексология сформировалась в 40-ые гг. XX столетия. Становление сексологических знаний. Немецкая сексологическая школа Магнуса Хиршвельда. "Сексуальные психопатии" Ричарда Крафт-Эбинга. Начало исследований Хэвлока Эллиса и Зигмунда Фрейда. Альфред Кинзи результаты его исследования и изучения сексуального поведения мужчин и женщин. Определения сексуального поведения У. Мастерсом и В. Джонсон. Первый научный опыт диагностики сексуальных дисфункций и сексуальной психотерапии. Исторические истоки социальной дискриминации полов. Антропологические исследования М. Мид, Б. Малиновского на подтверждение вариативности выполнения половых ролей в разных этнокультурах. Стереотипы женского и мужского воспитания. Статус женщины в патриархальной и демократической культуре. История сексологии. Древняя эротология и ее место в современной сексологии. Древнеиндийский храм любви. Культ Хатор – богиня любви и веселья Древнего Египта. Покровители любви Древней Греции – Эрот, Афродита, Гименей. Родоначальники научного исследования сексологии З. Фрейд, В.М. Бехтерев, А.М. Кинзи. Влияние религии и морали на трактовку мужского и женского начала. Основные методы исследования в сексологии. Пути становления сексуального сознания человека. Влияние социальной среды на психосексуальное развитие и формирование пола человека. Основные понятия: вариативность, детская сексуальность, сексология, секс, сексуальная культура, половая мораль, пол.
1.2. Психосексуальная культура и проблема полового воспитания на разных этапах развития общества Эталоны сексуальной привлекательности мужчин и женщин в культурах различных стран мира. Общее и отличное в отношении к сексуальности: табуированность определенных видов сексуальной активности, распространенность техник сношения, характер интимных взаимоотношений. Запрещенная и либеральная сексуальные культуры. Этнографические данные об отличии отношения к сексуальности у разных этносов. Примеры из жизни народов и племен, которые придерживаются разных концепций проявления человеческой сексуальности. Специфика ритуалов инициации, отношения к обнаженному телу, полового сношения, сексуальная активность детей, распространенность гомосексуальных контактов. Манипуляция половыми органами женщины. Обрезания как атавистические проявления в некоторых культурах. Религиозное влияние на сексуальное поведение. Изменение материального благополучия семьи, как фактор экономической независимости женщины. Отсутствие традиции права первой брачной ночи. Запрет инцестных отношений. Женское право на развод, на сватанье. Отсутствие патриархальных традиций, высокий статус женщины в добрачных и брачных отношениях. Близость психологической дистанции интимного добрачного общения мужчин и женщин. На фоне знаний о человеке проблема развития психологического пола стоит в ряду значимых, но малоизученных. В современной науке получили право на существование несколько различных по содержанию и методологии концепций развития личности, в том числе включающие особенности полового развития (концепция механизмов развития В.С. Мухиной; концепция развития субъективной реальности в онтогенезе В.И. Слободчикова; концепция развития субъектности В.А. Петровского и др.) Имеющиеся в психологической науке теории, которые освещают развитии половой психики и основаны на нескольких направлениях в подходах к изучению проблемы. Одна из самых распространенных основополагающих теорий - психоаналитическая, где особое место уделяется биологически фиксированной идентификации ребенка с родителем своего пола (Э. Эриксон, 3, Фрейд, Б. Спок и др.). Другая - социологизаторская - изучает процесс половой социализации и половой типизации, понимаемой как усвоение личностью системы установок, принятие социально-культурных ценностей и трансляцию их в полоролевое поведение, характерное для того или иного пола (Е. Дж. Белотти, Дж. Мани). В традициях когнитивной психологии процесс половой дифференциации сводится к усвоению и проигрыванию половых ролей и отнесению себя к определенному полу по различным признакам (Л. Колберг, Ф. Кац и др.). Это далеко не полный перечень определившихся подходов и теорий в изучении полового развития личности. В отечественной психологической науке обозначенная нами проблема рассматривается как актуальная совсем недавно. До конца 70-х гг. XX столетия наука о развитии и воспитании носила, по мнению И.С. Кона, «бесполый характер». К проблеме развития личности подходили без учета половой принадлежности, что привело к утрате культурных ценностей в межполовом взаимодействии. Вопрос о половом неравенстве касается не только построения определенной развивающей и воспитательной среды, но может быть интересен и в целях саморазвития и самораскрытия личности. Если речь идет о развитии психологического пола человека, то целесообразнее всего начать с самой проблемы развития личности. С точки зрения большинства психологов, дошкольное детство - это отрезок жизни человека, в котором закладываются основы личности ребенка, усваиваются главные представления о себе, развивается самосознание. 1. Психологический пол - система определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентации, характеризующих представления человека о себе как о представителе определенного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления. 2. Половая идентичность - осознание и принятие личностью своей половой принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а также психосексуальных ориентаций (интерес к противоположному полу и т. д.). 3. Половая роль - частный вариант социальной роли, который рассматривается через призму ролевого поведения личности, являясь существенной, но все же, одной из многих ее социальных функций. Это дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивида в зависимости от его половой принадлежности, проявляющаяся в половозрастном разделении труда, системе половой стратификации, распределении власти и авторитета. Основные понятия: ативистичность, ритуал инициации, инцест, половая роль, половая идентичность, табуированность, эталон сексуальной привлекательности.
1.3. Тестовые задания для контроля усвоенных знаний. 1. Какое из утверждений лучше описывает общие тенденции развития сексологии конца XIX - начала XX века: 1. Выход на позиции биологического детерминизма и поиск биологических коррелятов нормы 2. Усиление сексистских тенденций в культуре и сексологии 3. Тенденция к ослаблению жестко биологического детерминизма в пользу психологических теорий 4. Усложнение и обогащение понятия нормального 5. Верно указанное в п.п. 1 и 2 6. Верно указанное в п.п. 3 и 4 2. Какая из перечисленных теорий была самой влиятельной в сексологии первой половины XX века: 1. Теория сексуальности как рефлекса 2. Теория поведенческого научения 3. Социологическая теория 4. Психоанализ 3. В работах З. Фрейда понятие «сексуальное» означает: 1. Свойства биологической дифференциации мужского и женского 2. Половой инстинкт 3. Чувственные переживания удовольствия 4. Репродуктивное поведение 5. Эротические ощущения, переживания, фантазии 6. Все названное 7. Названное в п.п. 1, 2, 3 4. Какой из приведенных терминов лучше характеризует фрейдовскую модель сексуальности: 1. Суммационная 2. Атомарная 3. Психогидравлическая 4. Экологическая 5. Сопоставление психологического и биологического развития выявило: 1. Совпадение с описанными З.Фрейдом стадиями психосексуального развития 2. Циклическое повторение описанных З. Фрейдом стадий в течение жизни 3. Обратную динамику смены стадий в ходе возрастного угасания сексуальной активности 4. Наличие критических периодов половой дифференциации, не совпадающих с фрейдовскими стадиями 6. Какое из пониманий нормы было ведущим в клинической сексологии начала XX века: 1. Нормативное 2. Статистическое 3. Физиологическое 4. Функциональное 7. Первый в России массовый опрос о сексуальном поведении был проведен: 1. В.М. Бехтеревым в 1913 г 2. М.А. Членовым в 1906 г. 3. А.Н. Бернштейном в 1911г. 4. М.М. Асатиани в 1926 г. ГЛАВА 2. БИОЛОГИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ И СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. 2.1. Основные проявления нормальной сексуальности у муж-чин Биология сексуальности с точки зрения андрогенных процессов. Связь половой конституции человека с его телосложением, гормональным балансом и темпераментом. Значение влияния экстраверсии (ориентация преимущественно на внешние впечатления и деятельность) и интроверсии (ориентация на внутренний опыт, мысли о прошлом и будущем) на биологическую детерминацию сексуальности. Роль взаимодействия индивидов на их сексуальные реакции. Четыре стадии копулятивного цикла. Первая стадия- привлечение характеризуется появлением сексуального интереса. Вторая – половое возбуждение, вызванное сексуальной привлекательностью партнера и сопровождающееся соответствующими физиологическими реакциями специфическими коммуникативными формами поведения. Третья стадия – способ копуляции, в котором у людей включаются различные эротические действия и элементы. И четвертая, последняя стадия характеризуется общим расслаблением и временным затуханием реакции на стимулы сексуальной привлекательности. Основные проявления нормальной сексуальности у мужчин: - эрекция (лат. – выпрямлять, поднимать) увеличение полового члена в объеме по сравнению с состоянием покоя и приобретение им необходимой механической твердости, необходимой для проведения полового акта. Спонтанные и адекватные эрекции. Это самый уязвимый феномен мужской сексуальности, отличающийся особой чувствительностью к психотравмирующим воздействиям; - эякуляция (лат. – выбрасывание, извержение, семяизвержение) - сложный рефлекторный акт. Эякулят представляет смесь продуктов деятельности семенников и придаточных половых желез; - оргазм (греч. – разбухаю, пылаю страстью) - высшая степень сладострастного ощущения. Это резкое ритмичное сокращение мышц половых органов и других частей тела, обеспечивающее снятие накопленного сексуального напряжения, которое связано с определенными психическими ощущениями, сопровождающими данную реакцию. Значение оргазма в возникновении половой гармонии; - сексуальное влечение – либидо (лат. – желание, влечение) – половое влечение. Становление либидо разделяется на несколько этапов, на основании формирования, понятийный, платонический, романтический эротический сексуальный и зрелой сексуальности. Три компонента мужского либидо: энергетический, селективный, периодичный. Основные понятия: либидо, копулятивность, оргазм, селективность, эрекция, эякуляция, эндрогинность. 2.2. Основные проявления нормальной сексуальности Сравнительный анализ мужской и женской сексуальности. Основные восемь особенностей проявления женской сексуальности в отличие от мужской, следующие: 1. Большинство сексуальных расстройств не препятствуют интимной близости женщины. 2. Женская сексуальность отличается высокой степенью психологичности, что обуславливает значительную индивидуализацию сексуальных переживаний и сексуального ее поведения. 3. По мере становления полового сознания у женщины отмечается тенденция к «застреванию» на романтической и эротической стадии и у многих женщин пробуждение сексуального компонента либидо и возможность переживать оргазм могут не наступить вообще. 4. У женщин возникновение оргазма смещается иногда либо на ранние периоды развития, либо после первых родов. 5. У женщин экстрагенитальные эрогенные зоны играют преобладающую роль и иногда даже доминируют над генитальными в процессе нарастания возбуждения. 6. Преобладание эротического компонента над половым влечением в поведении женщин, основанного на оценке личностных качеств сексуального партнера. 7. Сексуальное удовлетворение у женщин носит более сложный характер и не связано лишь с оргазмом, как у мужчин. 8. Женский копулятивный цикл не имеет финальной рефракторной стадии, которая необходима мужчине для накопления зрелых сперматозоидов в эякуляте. Феноменология проявления нормальной женской сексуальности включает: - эрогенную реактивность (способность индивида воспринимать сексуальные стимулы и отвечать на них специфическими физиологическими реакциями, сопровождающимися стремлением к близости). Генитальные и экстрагенитальные эрогенные зоны, которые у женщин играют важную роль и носят индивидуальный характер. Эрогенные зоны первого порядка (воздействие на которые создает лишь эмоционально-эротическую установку на близость), и эрогенные зоны второго порядка (воздействие на которые приводит к оргазму). Реактивность эрогенных зон непостоянная и зависит от самочувствия, эмоционального состояния, фазы менструального цикла и характера воздействия на эрогенные зоны со стороны партнера. - любрикацию - увлажнение половых путей женщин под влиянием эротической стимуляции. Недостаточная любрикация ведет к болезненным ощущениям при интроекции и фрикциях. - оргазм – яркое эмоциональное переживании во время кульминации интимной близости, сопровождающееся сладострастными ощущениями и свидетельствующее о сексуальной компетентности партнера. Индивидуальность проявления оргазма у женщин, зависящая от возраста, опыта, характера ласк партнера. Четыре вида оргазма у женщин по А.М. Свядощу: 1. По источнику возникновения: коитальный, экстракоитальный (полюционный, мастурбационный, петтинговый и случайный). 2. По локализации: клиторический, вагинальный, неопределенный. 3. По течению: кратковременный (пикообразный), затяжной (волнообразный), однократный, многократный. 4. По интенсивности: сильный, умеренный, слабый. Различия в поло-ролевых стереотипах поведения мужчин и женщин. Стадии формирования либидо у женщин: понятийная, романтическая, эротическая, сексуальная. Копулятивный цикл женщины и его стадии: 1 - психическая; 2 – сенсорная; 3 – секреторная; 4 – оргастическая и 5 – резидуальная. Основные понятия: любрикация, интроекция, стадии копулятивного цикла, резидуальная стадия, эрогенные зоны, мультиоргазные женщины, экстрагенитальность. 2.3. Тестовые задания для контроля усвоенных знаний. 1. Какое из приведенных измерений мужского (М) и женского (Ж) стилей жизни больше других помогает понять общие особенности мужского и женского сексуального поведения: 1. (М) доминантное - (Ж) подчиненное 2. (М) сильное - (Ж) слабое 3. (М) предметно-инструментальное - (Ж) эмоционально-экспрессивное 4. (М) агрессивное - (Ж) миролюбивое 2. Сексуальное возбуждение при виде обнаженного человека другого пола развивается у: 1. Всех мужчин и всех женщин. 2. 100 % мужчин и 80% женщин. 3. 80 % мужчин и 25 % женщин. 4. Только у мужчин. 3. Какой из критериев НЕ используется в классификации женского оргазма, предложенной А. Свядощем: 1. Источник возникновения 2. Локализация 3. Течение 4. Тип переживания 5. Интенсивность 4. По A.M. Свядощу, какой тип локализации женского оргазма наиболее распространен: 1. Клиторический 2. Вагинальный 3. Неопределенный 4. Смешанный 5. Способность к многократному оргазму: 1. Является латентной сексуальной патологией. 2. Наблюдается больше у мужчин. 3. Наблюдается в основном у женщин. 4. Обуславливается, прежде всего, культурными стереотипами. 6. Степень сексуальной активности и удовлетворенности женщин положительно коррелирует с: 1. Социальной и профессиональной активностью. 2. Наличием увлечений. 3. Общительностью. 4. Выраженностью чувства материнства. 5. Всем названным П. 6. Всем, кроме названного, в п. 1. 7. Всем, кроме названного, в п. 4. 7. Пионерская роль исследований У. Мастерса и В. Джонсон состоит, прежде всего, в том, что они: 1. Описали фазы копулятивного цикла 2. Объективно исследовали особенности мужской и женской сексуальности 3. Исследовали и описали мужской и женский копулятивные циклы в системе парного взаимодействия 4. Получили биомедицинские обоснования понятия половых извращений Психосексуальное развитие детей в допубертатный и пубертатный периоды. Подготовка детей к пубертатным переменам в строении тела и половом сознании. Ошибочность взглядов З. Фрейда о латентном характере развития сексуальности детей в возрасте 7-11 лет. Опыт показывает, что если в дошкольном возрасте психика ребенка не была отягощена связанными с полом стыдом и страхом, а в младшем школьном возрасте половое воспитание было адекватной частью воспитания в целом, и если к началу пубертатного периода мальчики и девочки преодолели при помощи родителей и воспитателей необходимые этапы психосексуальной дифференциации, то подростковый возраст лишается многих, казавшихся прежде, неизбежных трудностей. Особое внимание должно привлечь половое просвещение: как в силу достаточно эмоционально-нейтрального его восприятия, так и в силу того, что чем младше ребенок, тем в большей мере знания определяют складывающиеся убеждения. Подобно тому, как в раннем возрасте поло-ролевое поведение относительно пассивно и половые роли еще не усвоены, сексуальное поведение младших школьников во многом подражательно либо носит поисковый характер; оно имеет значение сексуальной типизации поведения как знака маскулинности или фемининности. Это первые фрагментарные «пробы» сексуального сценария, в которых взаимодействие биосоциальных детерминантов порождает поведение, исходящее скорее из сексуальных ощущений и простых чувств, чем из переживания сексуальной потребности. В этих «пробах» создаются предпосылки и возможности для того, чтобы учиться переживать данную потребность. Расширение сексуальных интересов, обретение опыта реализации первых сексуальных влечений. Распространение опыта мастурбации: половые отличия. Углубление сексуальной осведомленности относительно рождения детей, роли отца в создании семьи. Расширение "туалетной речи". Идентификация с отцом /матерью/ в формировании сексуальных и гендерных ориентаций ребенка. Начало пубертатных изменений. Имитация поведения старших в стремлении подростка быть взрослым. Образ телесного “Я” в пубертатном периоде. Общение со сверстниками в этот период отмечено яркой половой сегрегацией. Мальчики и девочки разделяются на два отдельных лагеря, «измена» своему лагерю резко осуждается. Разнополая дружба редка и, как правило, скрывается от сверстников своего пола. Интересы резко поляризованы по полу. Собственное поведение со сверстниками другого пола оценивается в свете установок референтной однополой группы. Но мальчики и девочки не разделены глухой стеной, проявляя себя в общении как носители существующих в их представлении особенностей пола. Половая сегрегация совпадает со стремлением обратить на себя внимание нравящегося представителя другого пола и (или) утвердить себя как представителя своего пола не только в глазах однополых сверстников. Девочки привлекают внимание мальчиков громким смехом, подтруниванием. У мальчиков внимание к девочке выражается внешне агрессивно. Но для тех и других такое поведение свойственно лишь в групповом общении: на глазах у сверстников и под контролем их реакции. Сколько-нибудь серьезных конфликтов это обычно не вызывает. Основные понятия: Темы контрольных работ 1. Характеристика каждого этапа психосексуального развития. 2. Цели и задачи каждого этапа психосексуального развития. 3. Особенности развития зрелой сексуальности в подростковом возрасте. 4. Взаимоотношение девушки и мамы в период романтико-эротической стадии развития (13-15 лет). 5. Роль отца в психосексуальном развитии ребенка. 6. Межпоповое общение детей 7 - 13 лет - залог нормального развития зрелой сексуальности.
3.4. Тестовые задания для контроля усвоенных знаний. 1. Главной задачей массовых опросов А. Кинзи было: 1. Исследование мотивации сексуального поведения 2.Различение нормального и патологического сексуального поведения 3. Изучение половозрастных особенностей сексуальных переживаний 4. Объективное изучение сексуального поведения 2. За счет чего, из перечисленного, полученные А. Кинзи данные не могут считаться полностью репрезентативными: 1. Недостаточное количество опрошенных 2. Работа с добровольцами, соглашавшимися или желавшими беседовать 3. Использование разных интервьюеров 4. Жесткая тенденция к объективизации сексуальности 5. Все перечисленное 6. Указанное в пп. 1 и 2 7. Указанное в пп. 1 и 3.С 8. Указанное в пп. 2 и 4 9. Согласно У. Мастерсу и В. Джонсон, различают стадии сексуального цикла, в число которых не входит стадия: 1) интереса/желания; 2) возбуждения; 3) плато; 4) оргазма; 5) разрешения; 10. Согласно психологической схеме Б. Зилбергерда и К. Эллисон, сексуальный цикл представлен всеми перечисленными стадиями, кроме: 1) интереса/желания; 2) возбуждения; 3) физиологической готовности; 4) плато; 5) удовлетворения. 4. Что из перечисленного является обозначением 3-й стадии сексуального реагирования по У. Мастерсу и В. Джонсон: 1) оргазм; 2) плато; 3) разрешение; 4) возбуждение. 5. На какой из стадий, согласно У. Мастерсу и В. Джонсон, организм подготавливается к сексуальному взаимодействию: 1) плато; 2) возбуждение; 3) оргазм; 4) разрешение.
ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОСТИ И СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 4.1. Половые роли и образ "Я". Сексуальное сознание и сек-суальная ориентация подростков Развитие «половых ролей». Роль межполового общения в этом периоде, основанном на совместной деятельности. Профилактика детской аутичности, ригидности, сензитивности, ведущих к развитию комплекса «неполноценности». Уже в дошкольном возрасте совершается этапное развертывание и становление половых ролей (идентичностей): первичная идентичность - роль - единство роли и идентичности. Первая категория, в которой ребенок осмысливает свое «Я», - это категория пола. К 1,5-2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так, и еще не умеет различать других людей по половой принадлежности. В его сознании сформированы представления о половой дифференциации только по внешним признакам (одежда, прическа и т. п.). Далее разворачивается этап освоения половых ролей и знакомства с различиями полов. На этом этапе (1,5-5 лет) ребенок допускает обратимость пола, рассматривая его как временное и меняющееся состояние индивида, а не постоянное свойство. До 3 лет мальчики и девочки психологически «бесполы», не видят различий в употреблении местоимений, указывающих на половую принадлежность. Но уже к 4 годам они имеют осознанное представление о различиях в «устройстве» мальчиков и девочек, впервые начинают интересоваться половыми различиями и задавать соответствующие вопросы. Половые роли и идентичности еще формируются и могут диссоциировать. Лишь к 5-6 годам в ходе нормального развития роли и идентичности сплавляются и становятся сторонами единого качества. К этому возрасту ребенок уже знает, что он вырастет и будет мужчиной (или она - женщиной), хотя количественная разница «мальчик - мужчина» («девочка - женщина») может казаться ему (ей) много больше, чем качественная. Три альтернативные теории о поло-ролевой социализации: идентификация, типизация, самокатегоризация. Три этапа развития сексуального самосознания: 1. Формирование полового самосознания. 2. Формирование стереотипа поло-ролевого поведения. 3. Формирование психосексуальных
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.210 (0.017 с.) |