Современный мир: индустриальные общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный мир: индустриальные общества



Что же повлекло гибель таких форм об­щественного строя, которые доминировали на Земле на протяжении всей истории чело­вечества вплоть до самого XVIII в.? Если быть кратким, то причиной таких потрясений ста-


ла индустриализация — понятие, которое мы уже ввели в главе 1 («Что такое социология?»). Под индустриализацией понимается переход на машинное производство, в основе кото­рого лежит использование «неживых» источ­ников энергии (как пар или электричество). Индустриальные общества (иногда называе­мые также «современными» или «развитыми» обществами) совершенно не похожи своим устройством на предшествующие формации; последствия их развития сказались даже на тех народах, которые жили за пределами Евро­пы — колыбели индустриальной революции.

Даже в наиболее передовых цивилиза­циях подавляющее большинство жителей за­нималось сельским хозяйством. Относитель­но невысокий уровень развития технологий не позволял освободить значительное число людей от выполнения рутинной работы. И, напротив, отличительной чертой современ­ных индустриальных обществ является очень


Типы обществ



 


высокий процент населения, занятого на фаб­риках и заводах, в офисах и магазинах, т.е. в неаграрном секторе (см. табл. 2.2). И более 90 % всех граждан проживает в городах и мега-лополисах, где сконцентрировано наибольшее количество рабочих мест и постоянно созда­ются новые возможности для трудоустройства. Крупнейшие города несоизмеримо превосхо­дят своими масштабами те поселения город­ского типа, которые встречались в традицион­ных цивилизациях. Социальная жизнь в круп­ных городах становится все более обезличен­ной, и большинство наших встреч в течение дня происходит все чаще с людьми, нам не­знакомыми. Крупные организации, к которым можно отнести корпорации и правительствен­ные учреждения, сегодня влияют на жизнь практически каждого члена общества.

Роль городов в новом социальном порядке будет обсуждена в разделе «Города и глоба­лизация» на с. 514.

Следующей по значимости чертой совре­менных социумов являются более сложные по структуре и методам управления полити­ческие системы, не имеющие аналогов в тра­диционных государствах прошлого. Там не­посредственное влияние политической власти (монархов и императоров) на традиции и обы­чаи своих подданных, проживающих в сравни­тельно отдаленных поселениях, было ничтож­ным. С наступлением эры индустриализации транспорт и связь стали гораздо быстрее, что повлекло за собой создание более интегриро­ванного «национального» сообщества.

Индустриальные общества стали первы­ми национальными государствами. Нацио­нальное государство — это политические объединения многих лиц, отделенные друг от друга четкими границами (в отличие от тра­диционных государств, которые были разделе­ны обширными пограничными зонами). Пра­вительства таких объединений способны эф­фективно управлять гражданами путем опре­деления единых для исполнения на всей тер­ритории законов.

Применение промышленных технологий никогда за всю историю человечества не огра­ничивалось мирными процессами экономиче­ского развития. С самых ранних этапов инду­стриализации современные методы производ­ства были использованы для решения военных задач, в результате чего коренным образом


Таблица 2.2

Трудовые ресурсы, задействованные в аграрном секторе индустриальных и неиндустриальных го­сударств. 1998 г.

 

  Процент населения,
Страна занятый в сельском
  хозяйстве
Неиндустриальные страны
Непал 91,1
Руанда 90,1
Эфиопия 88,3
Уганда 82,1
Бангладеш 64,2
Индустриальные страны
Япония 6,2
Австралия 5,0
Германия 3,8
Канада 3,4
США 2,8
Великобритания 2,0

изменился подход к ведению войны, а при­меняемое вооружение и принципы армейской организации оставили далеко позади все, что было доступно неиндустриальным культурам. Взаимно подкрепляя друг друга, экономиче­ская сила, политическая спаянность и военная мощь индустриальных государств обеспечива­ли им в течение последних двух столетий возможность практически беспрепятственно распространять западные культурные ценно­сти по всему миру.

Глобальное развитие

Начиная с XVII в. и на протяжении трех с лиш­ним веков западные государства занимались колонизацией (подчас с использованием сво­ей превосходящей военной силы) новых зе­мель, ранее принадлежавших местным тради­ционным сообществам. Хотя практически всем колониям сегодня возвращена независимость, политика колониализма стала главным транс­формирующим фактором, изменившим «соци­альное лицо» Земли. Мы упоминали колониа­лизм в предыдущей главе, говоря о развитии торговли кофе. В некоторых регионах, таких, как Северная Америка, Австралия и Новая Зе­ландия, где аборигены были малочисленны и занимались преимущественно охотой и со­бирательством, европейцы стали со временем



Глава 2. Культура и общество


 


основной частью населения. В других стра­нах, расположенных в Азии, Африке и Южной Америке, местное население, изначально за­нимавшееся охотой и собирательством, по-прежнему превосходит численностью выход­цев из Европы.

Эти государства — в отличие от госу­дарств первого типа, где все страны, вклю­чая США, стали индустриальными держава­ми—в большинстве своем остались па значи­тельно более низком уровне промышленного развития и, как следствие, стали называть­ся «менее развитыми» или развивающимися странами. К таким странам относятся Китай, Индия, большинство африканских государств (например, Нигерия, Гана и Алжир) и страны Южной Америки (в их числе Бразилия, Пе­ру и Венесуэла). Поскольку по большей части эти страны расположены южнее Соединен­ных Штатов и Европы, то их иногда называют Югом, противопоставляя более зажиточному индустриальному Северу.

Первый, Второй и Третий миры

Вы, должно быть, часто слышали такое вы­ражение, как Третий мир, которое использу­ют по отношению к развивающимся странам. Этот термин родился еще в начале XX в., когда существовали общества трех основных типов. К странам Первого мира относились (и отно­сятся) индустриальные державы Европы, США, Австралазии (Австралия, Новая Зеландия, тер­ритория Тасмании и Меланезии), а также Япо­ния. Практически все страны Первого мира имеют многопартийную, парламентскую си­стему управления. Под Вторым миром по­нимались коммунистические общества быв­шего СССР и Восточной Европы (Чехослова­кия, Польша, Восточная Германия и Венгрия). Отличительной особенностью государств Вто­рого мира являлась система централизован­ного планового хозяйства, которая оставляла мало жизненного пространства для частной собственности или свободной экономической конкуренции. Все они имели однопартийную систему государственного управления: комму­нистические партии этих стран руководили не только политической, но и экономической жизнью общества. В полном согласии с уче­нием Маркса (см. главу 1 на с. 25-27), ком­мунистические лидеры полагали, что обще­ственное владение средствами производства приведет к более высокой его эффективности


по сравнению с западной системой свободных рыночных отношений (см. табл. 2.3).

75 лет истории человечества оказались отмечены глобальным соперничеством двух систем, где по одну сторону оказались Со­ветский Союз и страны Восточной Европы; а по другую — капиталистические общества Запада и Японии. Это напряженное противо­стояние получило название холодной войны, поскольку между противоборствующими сто­ронами не велось прямых боевых действий. В ходе этого противостояния каждая из сторон находилась в постоянной готовности к вой­не — но сама ее не начинала. Сегодня эта борьба окончена. После завершения холодной войны и падения коммунистических режи­мов в бывшем СССР и Восточной Европе Второй мир прекратил свое существование (см. главу 14 «Правительство и политика»). Рос­сия и остальные страны Второго мира строят сегодня рыночные системы экономики и по­литические системы, основанные на западных моделях.

Развивающийся мир

Многие развивающиеся страны Азии, Африки и Южной Америки расположены на террито­риях, долгое время находившихся под колони­альным управлением. Лишь немногие государ­ства получили независимость сравнительно рано, как это произошло с Гаити, которая ста­ла первой автономной негритянской респуб­ликой еще в январе 1804 г. Испанские колонии в Южной Америке стали свободными в 1810 г., а Бразилия вышла из-под контроля Португа­лии в 1822 г. Однако многие развивающиеся страны обрели свободу только после Второй мировой войны и нередко — в результате кро­вопролитной борьбы за независимость. При­мерами здесь могут служить Индия, некоторые другие азиатские колонии (например, Мьянма, Малайзия и Сингапур), а также африканские государства, например, Кения, Нигерия, Заир, Танзания и Алжир.

Хотя отдельные народы этих стран мо­гут жить в рамках традиционного социального устройства, тем не менее, есть существенная разница между ними и ранними традиционны­ми обществами. Их политические системы ко­пируют системы западных обществ, вследствие чего их можно считать национальными госу­дарствами. Несмотря на то, что большинство населения живет в сельской местности, почти


Типы обществ



 


в каждом из этих обществ стремительно раз­вивается городская культура. И хотя сельское хозяйство остается в развивающихся странах основным видом деятельности, их продук­ция теперь часто производится для продажи не только на внутреннем, но и на мировых рынках. Развивающиеся общества не просто «отстают» по уровню от более индустриаль­ных стран — они сформировались во многом благодаря контактам с индустриально разви­тым Западом, которые привели к разруше­нию предшествующих традиционных обще­ственных систем.

Условия жизни в самых бедных из этих стран не только не улучшились, напротив, ста­ли еще тяжелее за последние несколько лет. По некоторым оценкам, к началу XXI в. около 1,2 млрд чел. по всему миру жило в нищете — причем большая часть приходилась на разви­вающиеся страны. Примерно 3 млрд чел. жи­вет сегодня менее, чем на 2 долл. США в день. Наиболее низким уровнем жизни отличаются страны Южной и Восточной Азии, а также Аф­рики и Латинской Америки — хотя между эти­ми регионами существует заметная разница. Например, в странах Восточной Азии и Тихо­океанского бассейна прожиточный минимум снизился, тогда как в государствах Централь­ной и Южной Африки он, наоборот, поднялся. С 1987 по 1998 гг. число жителей в этом ре­гионе, существующих менее чем на 1 долл. США в день, выросло с 220 до 290 млн чел. (Всемирный банк 2000). Падение уровня жиз­ни наблюдается также и в некоторых районах Южной Азии, Латинской Америки и странах Карибского бассейна. Многие беднейшие го­сударства мира страдают под бременем зна­чительного внешнего долга. Выплаты процен­тов зарубежным кредиторам могут иной раз превышать суммарные инвестиции в систему здравоохранения, образования и социального обеспечения стран-должников.

Новые индустриальные страны (НИС)

Развивающийся мир неоднороден. В то время, как экономики большинства развивающихся стран существенно отстают от западных об­ществ, некоторые регионы уверенно вступили на путь индустриализации и испытали мощ­ный экономический подъем, не прекращаю­щийся уже три десятка лет. К числу таких государств, получивших название «новые ин­дустриальные страны» (НИС), относятся Бра­зилия и Мексика в Латинской Америке; Юж-


ная Корея, Сингапур и Тайвань — в Восточной Азии. Темпы экономического роста некоторых НПС в несколько раз превышают аналогичные показатели для промышленных держав Запада, а некоторые из них достигли такого же уров­ня доходов па душу населения, что и в самых бедных из развитых стран.

До конца 90-х г. новые индустриальные страны Восточной Азии демонстрировали ус­тойчивый экономический рост. Главным обра­зом он обеспечивал экспорт промышленных товаров, преимущественно в развитые стра­ны. Экономика «азиатских тигров» (как на­зывали эти НПС) отличалась высоким уров­нем инвестиций, как собственных средств, так и зарубежного капитала. В Южной Ко­рее стремительно развивалось производство стали, а се судостроительная и электронная промышленности соперничали с мировыми лидерами в этих областях. Сингапур превра­тился в главный финансовый и коммерческий центр Юго-Восточной Азии. А Тайвань уве­ренно заявил свои права на долю в мировом рынке промышленных и электронных товаров.

В 1997-1998 гг. восточно-азиатские эко­номики оказались дестабилизированы вслед­ствие глобального финансового кризиса, раз­разившегося в этом регионе и охватившего в одночасье множество стран, в том числе и за его пределами. Несмотря па эти события, экономическое развитие НПС Восточной Азии помогло улучшить условия жизни многим мил­лионам людей, населяющих эти страны: был снижен уровень детской смертности, увели­чена продолжительность жизни и частично побеждена нищета.

Экономическое развитие стран Азии и Ла­тинской Америки может представляться мало­важным по мнению жителей Великобритании, США или других промышлешю развитых го­сударств. Но такая точка зрения ошибочна. Сегодня пароды Земли существуют в рам­ках единой глобальной экономики, и события, происходящие в одной части мира, могуг ока­зывать непосредственные воздействия и иметь определенные последствия практически по­всеместно. Например, развитие сталепрокат­ной индустрии в Азии напрямую сказывается на промышленности Великобритании, чья до­ля на международном рынке существенно сни­зилась за последние тридцать лет. Аналогично, азиатский финансовый кризис заметно отра­зился на стабильности мировых финансовых рынков и пошатнул экономики, до этого казав-



Глава 2. Культура и общество


 


шиеся весьма устойчивыми. И, наконец, разви­тие НПС приводит к изменению традиционно­го деления мира на «Юг» и «Север», о котором упоминалось выше. Политические и эконо­мические отношения сегодня уже не могут строиться на основе слишком примитивных представлений о «Первом» и «Третьем» мирах. Процесс глобализации — на нем мы подробно остановимся в главе 3 («Меняющийся мир») — вызывает перераспределение власти и приви­легий, делая общую картину гораздо более сложной, чем столетие назад.

Социальные изменения

Человечество существует на Земле уже око­ло 500 000 лет. Сельское хозяйство, служащее основой любого постоянного поселения, на­считывает только 12 000 лет. Возраст цивили­заций составляет в лучшем случае б 000 лет. Если мы будем отсчитывать человеческую ис­торию в минутах, начиная с полуночи, то появление земледельческих обществ придется на 23 ч 56 мин, а цивилизаций — на 23 ч 57 мин. Развитие современных обществ нач­нется только за полминуты до наступления следующего дня! Однако совокупные изме­нения, произошедшие за весь день, едва ли окажутся больше, чем свершившиеся в эти последние 30 секунд.

Как мы уже убедились, стиль жизни и со­циальные институты современности радикаль­ным образом отличаются от того, что счита­лось традиционным даже в недавнем исто­рическом прошлом. В течение каких-нибудь двух или трех столетий - за ничтожную долю минуты на нашем циферблате! — обществен­ный уклад, существовавший тысячи лет, был заменен совершенно новым социальным по­рядком. Чем могут социологи объяснить ме­ханизмы этих перемен, произошедших в че­ловеческой жизни? В конце этой главы мы остановимся на возможных трактовках свер­шившихся перемен и их причин; а затем — почему современный период истории связан с этими глубокими и стремительными соци­альными изменениями.

Социальные изменения трудно подда­ется точному определению, потому что в том или ином смысле все в мире подвержено по­стоянному изменению. Каждый день — это новый день; а каждая следующая секунда — это уже новый момент времени. Греческий философ Гераклит говорил, что невозможно


войти дважды в одну реку. Во второй раз река уже будет другой, поскольку вода течет не­прерывно — да и человек за короткий миг успевает претерпеть (пусть незначительные) изменения. Хотя до некоторой степени это на­блюдение справедливо, все же в повседневной жизни мы могли бы утверждать, что в обоих случаях это будет один и тот же человек и од­на и та же река. Река не поменяет свое русло или течение, а человек - индивидуальность или физическое состояние; так что вполне допустимо говорить о том, что оба остаются «теми же самыми», несмотря на небольшие изменения.

С этой точки зрения значительной будет такая перемена, которая за указанный про­межуток времени существенным образом из­менит саму структуру объекта или ситуа­цию в целом. В случае с человеческими об­ществами мы должны определить, насколько изменились за это время основные социаль­ные институты, чтобы говорить о глубине и направлении происходящих в обществе пе­ремен. При этом необходимо в качестве от­правной точки отсчета брать то, что остает­ся незыблемым. Даже в таком стремительно меняющемся мире, как наш, существуют не­тронутые островки культуры, не потерявшие своей связи с прошлым. Основные религи­озные системы (например, христианство или ислам) до сих пор опираются на тот же свод идей и принципов, которые были в ходу при их зарождении более двух тысяч лет назад. И все же большинство социальных институ­тов современности претерпевает гораздо бо­лее быстрые изменения, чем те, с которыми человечество сталкивалось в эпоху традици­онных сообществ.

Почему они происходят?

Теоретики социологии на протяжении послед­них двух столетий пытались построить об­щую теорию, которая могла бы объяснить природу происходящих в обществе перемен. Но ни одна из до сих пор созданных теорий в силу своей узкой направленности не мог­ла объяснить все многообразие социального развития, благодаря которому человеческие общества охотников и собирателей эволю­ционировали до традиционных цивилизаций, а затем превратились в современные социумы с несоизмеримо более сложной организаци­ей. Тем не менее, мы можем выделить в этом процессе три основных фактора, постоянно


Социальные изменения



Таблица 2.3

Общества в современном мире

 

Тип Период существования Характерные особенности
Первый мир С XVIII в. и до наших дней. Основой общества является промышленное производ­ство и свободная конкуренция. Большинство населения проживает в городах и мегалополисах, и лишь незна­чительный процент его занят в сельском хозяйстве. Большое социальное неравенство, хотя и менее ост­рое, чем в традиционных государствах. Четко опреде­ленные национальные сообщества, или национальные государства Запада, а также Япония, Австралия и Но­вая Зеландия.
Второй мир С 1917 г. (когда про­изошла Октябрьская революция в Рос­сии) и до начала 90 гг. того же века. Централизованно управляемая плановая экономи­ка промышленного типа. Небольшая часть людей, за­нимающихся сельским хозяйством; основная масса на­селения — городские жители. Классовое неравенство во многом сохранилось. Четко определенные политиче­ские сообщества или национальные государства. После 1989 г. страны Второго мира — СССР и государства Во­сточной Европы — под воздействием социальных и по­литических факторов стали трансформироваться в си­стемы того же экономического типа, который превали­рует в обществах Первого мира.
Развивающиеся общества («Третий мир») С XVIII в. (в качестве колоний индустриаль­ных держав Европы) и до наших дней. Большинство населения работает в аграрном секторе, используя традиционные методы производства. Часть сельскохозяйственной продукции продается на миро­вых рынках. Некоторые имеют плановое хозяйство, остальные живут в условиях свободной конкурен­ции. Четко определенные национальные сообщества или национальные государства: Китай, Индия и боль­шинство стран Африки и Южной Америки.
Новые промышлен­ные страны (НПС) С начала 1970-х и до наших дней. В прошлом — развивающиеся общества, которые те­перь активно занимаются промышленным производ­ством в условиях свободного рынка. Большинство населения проживает в городах и мегалополисах, и лишь незначительный процент занят в сельском хо­зяйстве. Большое социальное неравенство, выраженное еще сильнее, чем в государствах Первого мира. Средний доход на душу населения существенно ниже, чем в стра­нах Первого мира. В число НПС входят Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Бразилия и Мексика.

оказывающих влияние на социальный облик человечества: окружающую среду, политиче­скую организацию и культурное воздействие.

Окружающая среда

Как правило, влияние физической среды во многом определяет ход развития социаль­ной организации общества. Наиболее отчет­ливо это проявляется в экстремальных си-


туациях, когда людям приходится подчинять свою жизнь особым погодным условиям. Жи­тели полярных зон с необходимостью должны иметь совершенно иные, нежели у обитателей субтропиков, традиции и привычки. Люди, жи­вущие на Аляске, где зимы отличаются особен­но низкой средней температурой и большой продолжительностью, живут иначе, чем граж­дане куда более теплых Средиземноморских



Глава 2. Культура и общество


 


стран. Жители Аляски основную часть своей жизни проводят в помещениях, если не счи­тать короткого летнего периода, и тщатель­но планируют свое пребывание па открытом воздухе, которое ограничивается неблагопри­ятными особенностями климата.

Но и менее экстремальные природные условия могут сказываться на развитии об­щества. Аборигены Австралии па протяжении всей своей истории оставались охотниками и собирателями, поскольку на континенте не существует съедобных растений, подходя­щих для культивации, или животных, которых можно было бы разводить обычным обра­зом. Самые первые цивилизации на Земле возникали, как правило, в регионах, имею­щих плодородные почвы, например вблизи речных дельт. Удобство сухопутного сообще­ния и наличие выхода к морским путям тоже играют в этом процессе не последнюю роль: общества, отрезанные от остального мира гор­ными массивами, непроходимыми джунглями или пустынями, часто пребывают в состоянии, близком к исходному, в течение многих веков.

И все же непосредственное влияние окру­жающей среды на происходящие в обществе перемены не стоит переоценивать. Нередко людям удавалось достичь значительного ма­териального благосостояния в относительно неблагоприятных условиях проживания. Так обстоит дело с Аляской, где, несмотря па тяже­лые климатические условия, ведется разработ­ка природных ископаемых и нефтяных место­рождений. И, напротив, сообщества охотников и собирателей часто обитали па плодородных землях, так и не воспользовавшись предостав­ленными возможностями для ведения сельско­го хозяйства и развития животноводства.

Политическая организация

Вторым фактором, оказывающим заметное влияние на социальные изменения, являет­ся (доминирующий в обществе) тип полити­ческой организации. В первых сообществах охотников и собирателей это влияние было минимальным за отсутствием реальных по­литических сил, способных мобилизовать со­племенников. Однако, в условиях иных, более поздних общественных формаций, существо­вание четко обозначенных политических ор­ганов власти — будь то вожди, лорды, короли или целые правительства — во многом опре­деляло направление социального развития об­щества. По Марксу, политические системы


не являются отражением экономической си­стемы общества: разное политическое устрой­ство может быть присуще обществам с одним и тем же типом производственных отноше­ний. Например, некоторые капиталистические индустриальные государства могут иметь то­талитарную систему управления (как это было в нацистской Германии или в ЮАР периода апартеида), тогда как в других будут править демократические силы (примером чему служат США, Великобритания или Швеция).

Военная власть играла фундаментальную роль при становлении большинства тради­ционных государств; она равным образом определяла и способность страны защищаться от внешнего врага, и успех ее завоевательных походов. Но и здесь пет непосредственной свя­зи между военной мощью и уровнем развития производства. Правитель мог бы пожелать на­править ресурсы на создание могучей армии даже ценой обнищания большей части населе­ния страны — как это произошло в Северной Корее под руководством Ким Ир Сена и его сына, Ким Чей Ира.

Воздействие культуры

Третьим фактором в этом ряду оказываегся культура, при этом рассматриваются три ас­пекта: религия, системы коммуникации и вли­яние личности на историю общества. Рели­гия может выступать и как консервативная, и как революционная сила (см. главу 17 «Ре­лигия»). Отдельные религиозные формы и тра­диции препятствуют любым переменам, при­зывая придерживаться устоявшихся обычаев и ценностей. Но при этом, как подчеркивал Макс Вебер, религиозные убеждения часто ока­зываются движущим механизмом социальных изменений.

Характер существующих в обществе сис­тем коммуникации является одним из основ­ных факторов, которые определяют темп и на­правление изменений. Например, изобрете­ние письменности позволило человеку вести записи, что в свою очередь привело к бо­лее эффективному контролю за материаль­ными ресурсами и способствовало развитию крупных организационных структур. Помимо этого, письменность изменила восприятие че­ловеком связей между прошлым, настоящим и будущим. Те общества, в которых существо­вало письмо, вели летописи минувших собы­тий, создавая таким образом историю. Пони­мание ее закономерностей помогало людям


Социальные изменения



 


осознать всеобщность поступательного разви­тия или направление движения данного об­щества, и в дальнейшем они могли активно способствовать этому движению.

К разряду культурных факторов нам сле­дует отнести роль личности в истории. Суще­ствует немало примеров, показывающих, что отдельные выдающиеся деятели были способ­ны радикально влиять па перемены, проис­ходящие в окружающем социуме. Для того, чтобы убедиться в этом, нам достаточно будет вспомнить в истории религии такую личность, как Иисус; военных и политических лидеров масштаба Юлия Цезаря или великих ученых и философов (например, Исаака Ньютона). Тот, кто способен, находясь у власти, про­водить энергичную политику преобразовании или увлечь за собой массы новыми идеями, может в буквальном смысле ниспровергнуть существующий строй.

Однако отдельные вожди получают воз­можность управлять страной — и управлять эффективно — только, если для этого суще­ствуют благоприятные социальные условия. Скажем, Адольф Гитлер смог захватить власть в Германии в 1930-х гг. во многом благодаря царящей в стране напряженности и затянувше­муся экономическому кризису. Если бы не эти обстоятельства, он скорее всего остался бы незаметной фигурой в составе политической фракции меньшинства. То же самое можно сказать и о жившем позднее известном лидере пацифистов Махатме Ганди, который правил Индией в послевоенный период. Ганди удалось добиться независимости Индии, не прибегая к насилию, поскольку Вторая мировая война и последующие события ослабили колони­альное присутствие Великобритании в этой стране.

Перемены в наше время

Что же вызвало такие бурные социальные изменения в последние два столетия? Это достаточно сложный вопрос, однако можно с уверенностью указать несколько основных факторов, сыгравших здесь немалую роль. Не­удивительно, что мы можем сгруппировать их примерно таким же образом, как это было сде­лано выше, за тем исключением, что теперь в этот список будет необходимо включить влияние окружающей среды в группу эконо­мических механизмов.


Экономические факторы

Современная промышленность радикальным образом отличается от предыдущих произ­водственных систем, поскольку она стремится постоянно наращивать свою мощность, акку­мулирую при этом все больше материальных ценностей. В традиционных системах уровень выпуска продукции был практически неизмен­ным, так как он определялся в первую очередь нуждами местного населения. Капитализм под­стегнул процесс непрерывной модернизации производства, в который оказывается втяну­та наука. Уровень внедрения технологических инноваций в современной индустрии несоиз­меримо выше, чем за всю историю промыш­ленного производства.

Влияние науки и технологии на нашу жизнь осуществляется в основном через эко­номические механизмы, по не только. Эти об­ласти человеческой деятельности оказывают политическое и культурное воздействие па об­щество, в свою очередь нередко испытывая встречное воздействие. Плоды научной мысли и их технологическое воплощение дали лю­дям возможность создать такие средства связи, как радио, телевидение, мобильный телефон и Интернет. Эти электронные формы комму­никации заметно повлияли на политические процессы последних лет (см. главу 14 «Пра­вительство и политика»). А наше мышление и восприятие окружающего мира формирова­лись под влиянием телевидения и Интернета.

Политические факторы

Борьба между государствами за новые зоны влияния, стремление к обогащению и воен­ному преимуществу перед конкурирующими странами — все это последние два-три века являлось источником серьезных социальных изменений. Политические изменения в тради­ционных цивилизациях затрагивали, как пра­вило, только верхушку власти. Например, одна королевская семья могла сместить с тропа другую, в то время как на жизнь большинства населения это никак бы не повлияло. В со-»временном обществе все происходит иначе, и деятельность правительства или политиче­ских лидеров оказывает заметное воздействие на широкие слои населения. Как внутри стра­ны, так и на международной арене политиче­ские решения сегодня оказываются мощным фактором социальных изменений.

Политические процессы последних двух-трех столетий оказали глубокое влияние на



Глава 2. Культура и общество


 


экономику, чье развитие, впрочем, тоже ска­залось на политической обстановке общества. Сейчас правительства играют главную роль в деле стимулирования (а иногда и замедле­ния) темпов экономического роста; и во всех индустриальных обществах государство остав­ляет за собой право решительного вмешатель­ства в производственные процессы, являясь несравненно более крупным работодателем, чем любые транснациональные корпорации. Война и иные формы демонстрации во­енной мощи тоже имеют немаловажное зна­чение для процессов социальных изменений. Вооруженные силы стран Запада, начиная еще с XVII в., позволяли им контролировать в той или иной степени народы всего мира и в нема­лой степени способствовали триумфальному распространению западной культуры в миро­вом масштабе. Две мировые войны, развязан­ные в XX в., привели к опустошению многих стран и необходимости коренной перестрой­ки многих из них, в результате чего отдель­ные общества претерпели существенные из­менения (как это было, например, в Японии и Германии). Но даже те государства, которые вышли из этих войн победителями, — к приме­ру, Великобритания — подверглись радикаль­ным внутренним переменам вследствие воз­действия, оказанного войной на их Экономику.

Влияние культуры

Среди культурных факторов, ведущих к со­циальным преобразованиям в наше время, следует отметить развитие науки и секуля­ризацию знания, которые придали мировоз­зрению современного человека критический и творческий характер. Сегодня никто из нас не будет считать, что привычки или обы­чаи имеют право на существование только потому, что они насчитывают многовековую историю. Напротив, в своей жизни мы посто­янно ищем разумное «обоснование» любого поступка или события. Например, планиров-


ка больницы вряд ли будет делаться исхо­дя из традиционных архитектурных пристра­стий, скорее основным соображением станет способность предложенного проекта здания наиболее полно отвечать требованиям к со­держанию и лечению пациентов.

Помимо изменения в способе нашего мышления, поменялось еще и содержание на­ших идей. Идеалы самосовершенства, свобо­ды, равенства и участия в демократическом управлении — все эти понятия возникли срав­нительно недавно. Эти идеи стали мощной движущей силой социальных и политических изменений, подчас приводя к революциям. Возникнув изначально на Западе, эти идеа­лы приобрели всеобщее значение и нашли поддержку и применение во многих странах мира — и тем самым положили начало целому ряду глобальных перемен в обществе.

Заключение

Перемены, происходящие сегодня повсемест­но, делают различные культуры гораздо бо­лее взаимосвязанными, чем когда-либо ранее. По мере того как эти изменения набирают силу, все большее число событий в одной части света начинает непосредственно воз­действовать на то, что происходит в других. Если сравнивать с предыдущими поколения­ми, то сейчас мы — отчасти благодаря сред­ствам электронной коммуникации — в неиз­меримо большей степени оказываемся друг другу «соседями». Глобальная система — это не просто среда, в которой развивается неко­торое общество (например, Великобритания). Социальные, политические и экономические связи, простирающиеся через границы отдель­ных государств, решительным образом влияют на жизнь их граждан. Мы рассмотрим след­ствия этой усиливающейся взаимосвязанности мирового сообщества в следующей главе «Ме­няющийся мир».


Краткое содержание

1. Понятие культуры является в социологии одним из центральных. Культура — это об­щественный уклад, которому подчиняются отдельные члены или социальные группы данного социума. Сюда входят не только изобразительное искусство, литература и музыка, но и масса иных проявлений человеческой деятельности. К ним относятся религиозные ритуалы, привычки и обычаи, типичные для данного общества трудовые отношения и даже манера одеваться.


Заключение. 53

2. Ценности — это абстрактные представления о том, что является важным, стоящим и жела­
тельным. Их отражением являются поведенческие нормы членов социума. В совокупности
они определяют поведение человека в обществе. Глубоко укореняясь, ценности и нормы
тем не менее меняются с течением времени.

3. Культурные убеждения и привычки могут в значительной степени отличаться в разных
обществах. Этноцентризм — это такой подход к оценке другой культуры, при котором
за эталон берется своя собственная. Социологи пытаются применять иной метод — так
называемый культурный релятивизм — и изучать чужую культуру в рамках выработанной
ею системы ценностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.054 с.)