Р. У. Коннелл. Тендерный порядок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Р. У. Коннелл. Тендерный порядок



В книгах «Гендер и власть» (Connett 1987) и «Проявления мужественности» (Connell 1995) Р. У. Коннелл дал одно из наиболее полных



Глава 5. Гвндер и сексуальные отношения


 


теоретических описаний понятия тендера. Его подход оказал особое влияние на социоло­гию, так как Коннелл включил понятия патри­архата и мужественности во всеобъемлющую теорию тендерных отношений. Согласно Кон-неллу, проявления мужественности являются важной частью тендерного порядка и не могут быть поняты отдельно от него или сопрово­ждающих проявлений женственности.

Коннелл интересуется вопросом о том, как удерживаемая мужчинами власть в обще­стве создает и поддерживает тендерное нера­венство. Он подчеркивает, что эмпирические свидетельства тендерного неравенства пред­ставляют не просто «бесформенную труду дан­ных», а раскрывают основу «организованного поля человеческой деятельности и социальных отношений», в которых женщины удерживают­ся в подчиненном положении по отношению к мужчинам (Connell 1987). В западных капита­листических обществах, утверждает Коннелл, тендерные отношения все еще определяются патриархальной властью. От уровня индивида до институционального уровня все типы му­жественности и женственности упорядочены вокруг- центрального принципа — превосход­ства мужчин над женщинами.

Согласно Коннеллу, тендерные отноше­ния являются продуктом повседневных взаи­модействий и установленных обычаев. Дей­ствия и поведение среднего человека в его частной жизни непосредственно связаны с коллективными социальными соглашениями в обществе. Эти соглашения непрерывно вос­производятся в течение жизни людей и в сле­дующих поколениях, хотя и подвержены из­менениям.

Коннелл формулирует три аспекта обще­ства, которые, взаимодействуя друг с другом, образуют в нем тендерный порядок — широ­ко распространенную во всем обществе струк­туру властных отношений между носителями мужественности и женственности. По Коннел­лу, труд, опасть и катексис (личные/сексу­альные взаимоотношения) являются особыми, хотя и взаимосвязанными частями общества, действующими совместно и подвергающимися взаимосвязанным изменениям. Эти три сферы жизни являются главными областями, в кото­рых устанавливаются и поддерживаются тен­дерные отношения. Труд определяет разделе­ние труда по признаку пола как внутри дома (домашние обязанности и воспитание детей), так и на рынке труда (вопросы типа сегре-


гации занятости и неравной оплаты). Власть действует через социальные отношения, на­пример, через властные полномочия, насилие и идеологию в институтах власти, государство, армию и домашнюю жизнь. Катексис касается динамики в рамках интимных, эмоциональ­ных и личных взаимоотношений, включаю­щих брак, сексуальность и выращивание детей. Тендерные отношения, предписываемые этими тремя областями общественной жиз­ни, структурируются на социальном уровне в определенный тендерный порядок. Коннелл использует термин тендерный режим по от­ношению к роли тендерных отношений в меньших структурах, таких как конкретный институт общества. Так, семья, соседи и госу­дарство имеют каждые свой тендерный режим. Мартин Мак аи Гэйл провел важное исследова­ние формирования мужественного поведения в одном таком тендерном режиме — школе (см. врезку на с. 114).

Гвндврная иерархия

Коннелл полагает, что существует много раз-пых проявлений мужественности и женствен­ности. На уровне общества эти контрастирую­щие версии поведения упорядочены в иерар­хию, ориентированную вокруг одного опреде­ляющего принципа — доминированию муж­чин над женщинами (см. рис. 5.1). Коннелл использует в своей иерархии стилизованные «идеальные типы» мужественного и женствен­ного поведения. На вершине иерархии на­ходится гегемонная мужественность, доми­нирующая над всеми другими проявлениями

 

Более мощная

Комплицитная мужественность

Гомосексуальная мужественность

Подчеркнутая женственность Сопротивляющаяся женственность

Менее мощная Рис. 5.1. Тендерная иерархия

Гегемонная.мужествен ность,


Черты женственности, мужественности и гендерные отношения



 


мужественности и женственности в обществе. Слово «гетемонная» относится к понятию ге­гемонии — доминированию в обществе опре­деленной группы, осуществляемому не за счет грубой силы, а за счет культурной динами­ки, распространяющейся на частную жизнь и социальную сферу. Так, средства массовой информации, образование, идеология — все они могут быть каналами, по которым уста­навливается гегемония. Согласно Коннеллу, ге-гемонная мужественность связана прежде все­го и главным образом с гетеросексуальностью и браком, но также с авторитетом, оплачивае­мой работой, силой и физической крепостью. Примерами людей, воплощающих гегемонную мужественность, являются Сильвестр Сталло­не, Брюс Уиллис, Хэмфри Богарт и Жан-Клод ван Дамм.

Хотя гегемонная мужественность рас­сматривается как идеальная форма мужествен­ности, только несколько человек в обществе могут считаться достойными такой характери­стики. Однако большинство мужчин извлекает преимущества из доминирующего положения гегемонной мужественности в патриархаль­ном порядке. Коннелл называет это «дивиден­дами патриархата», а тех, кто получает от этого пользу, — обладающими комплицитной (со­участвующей) мужественностью.

В подчиненном положении к гегемон­ной мужественности находится ряд других форм мужественности и женственности. Среди подчиненных форм мужественности наибо­лее важное место занимает гомосексуальная мужественность. В тендерном порядке, опре­деляемом гегемонной мужественностью, го­мосексуалист рассматривается как противопо­ложность «настоящему мужчине»; он не соот­ветствует идеалу гегемонной мужественности и часто вбирает в себя многие из «отвергну­тых» при отборе черт. Гомосексуальная муже­ственность заклеймлена позором и находится в самой нижней части тендерной иерархии для мужчин.

Коннелл показывает, что все признаки женственности сформировались в подчинен­ных позициях к гегемонией мужественности. Одна из форм женственности — подчеркнутая женственность — является важным дополне­нием к гегемонной мужественности. Она ори­ентирована на приспособление к интересам и желаниям мужчин и характеризуется «уступ­чивостью, опекой и сопереживанием». Среди молодых женщин подчеркнутая женственность


ассоциируется с сексуальной восприимчиво­стью, а среди женщин более старшего возраста подразумевает материнство. Коннелл приво­дит Мерилин Монро в качестве примера одно­временно «архетипа и пародии» на подчеркну­тую женственность. Он указывает, что образы подчерюгутой женственности остаются преоб­ладающими в средствах массовой информа­ции, рекламе и маркетинговых кампаниях.

Наконец, существуют подчиненные типы женственности, отвергающие описанный вы­ше вариант подчеркнутой женственности. Од­нако в большинстве случаев подавляющее вни­мание, оказываемое поддержанию подчеркну­той женственности как общепринятой нормы в обществе, означает, что другие подчинен­ные типы женственности, отвергающие эту норму, не получают права голоса. В число женщин, развивших неподчиненные идентич­ность и стиль жизни, входят феминистки, лесбиянки, старые девы, акушерки, гадалки, проститутки и работницы физического труда. Однако опыт носительниц этой сопротивля­ющейся женственности в значительной сте­пени «скрыт от истории».

Изменения в гендерном порядке: кризисные тенденции

Хотя Коннелл сформулировал четко органи­зованную тендерную иерархию, он отверга­ет точку зрения, что гендерные отношения являются фиксированными или статичными. Напротив, он полагает, что эти отношения являются результатом непрерывно происходя­щего в настоящее время процесса и поэтому открыты для изменений и сомнений. Коннелл воспринимает гендерные отношения в дина­мических терминах. Поскольку он полагает, что пол и тендер социально сконструированы, Коннелл утверждает, что люди могут изменять свои гендерные ориентации. Под этим он по­нимает не обязательно то, что люди могут пе­реключать свою сексуальность с гетеросексу­альной на гомосексуальную ориентацию и на­оборот, хотя это и происходит в ряде случаев, но и то, что тендерная идентичность и взгля­ды людей постоянно адаптируются. Например, женщины, когда-то поддерживавшие «подчерк-1гутую женственность», могут развить в себе феминистское сознание. Эта постоянная воз­можность изменений делает характер гендер-ных отношений открытым для разрыва и под­верженным власти человеческого фактора.



Глава 5. Гендер и сексуальные отношения


Мартин Мак ан Гейл: образование и формирование мужественности и сексуальности


Мартин Мак ан Гейл провел этнографическое ис­следование в английской государственной сред­ней школе, чтобы выяснить ее «гендерный ре­жим», т. е. то, каким образом тендерные отноше­ния проявляются внутри школы. Опираясь на ра­боты Коннелла, Мак ан Гейл интересовался тем, каким образом школы активно способствуют рас­пределению учеников по степеням мужествен­ности и женственности. Хотя его прежде все­го интересовало формирование гетеросексуаль­ной мужественности, он исследовал также опыт группы учеников-гомосексуалистов. Результаты Мак ан Гейла, опубликованные в книге «Созда­ние мужчин» (Mac an Ghail 1994) показывают, что сама школа является институтом, для кото­рого характерны тендерные и гетеросексуаль­ные структуры. Преобладающий «режим» спо­собствует созданию среди учеников тендерных отношений, совпадающих с более широким тен­дерным порядком, т. е. в границах школы можно проследить иерархию доминирующих и подчи­ненных черт мужественности и женственности. Разнообразные социальные влияния и привычки, такие как дисциплинарные процедуры, распре­деление предметов, взаимодействие ученик — учитель и учитель — ученик, а также надзор, вносят вклад в формирование гетеросексуаль­ной мужественности.

Мак ан Гейл выделяет четыре находящих­ся на стадии становления в школе типа муже­ственности. Парни-мачо — группа белых маль­чиков из рабочего класса, открыто неповину­ющихся школьному начальству и презрительно относящихся к учебному процессу и ученикам-отличникам (см. также главу 16 «Образование» на с. 449-450). Мак ан Гейл приходит к выводу, что ларни-мачо испытывают «кризис мужествен­ности», поскольку та ручная и неквалифици­рованная (или полуквалифицированная) работа, которая, как они считали, определит их личности в будущем, стала бесперспективной. Это ставит перед парнями психологическую и практическую дилемму в отношении их будущего, которую им самим трудно постичь и еще труднее разрешить.

Вторая группа состоит из «отличников», которые видят себя в будущем профессионала-


ми. Парни-мачо (и учителя) рассматривают их как изнеженных «умников». Согласно Мак ан Гейлу, наиболее распространенный способ пре­одоления дурных стереотипов в отношении себя, которым пользуются «отличники», — это сохра­нение уверенности, что их тяжелый труд и акаде­мические успехи обеспечат им безопасное буду­щее. Это составляет основу маскулинного начала в их личностях.

Третья группа — новые предпринимате­ли — это мальчики, которых притягивают новые предметы в обновленном учебном плане, такие как информатика и бизнес. Мак ан Гейл рассмат­ривает их как детей новой «предприниматель­ской культуры», которая начала культивировать­ся в эпоху Маргарет Тэтчер. Для этих парней успех на экзаменах уровня А]) сравнительно бесполезен и с точки зрения их нацеленности на занятия бизнесом в будущем, и как ступень в планировании этого будущего.

Последнюю группу составляют истинные англичане. Это вызывающая наибольшее беспо­койство группа представителей среднего класса, сохраняющих двойственное отношение к акаде­мическим занятиям, но рассматривающих себя как «носителей культуры», более высокой по от­ношению ко всему, что может предложить учи­тель. Поскольку представители этой группы ори­ентированы на карьерный рост, мужественность для истинного англичанина включает демонстра­цию не требующих усилий академических дости­жений.

При изучении учеников-гомосексуалистов мужского пола Мак ан Гейл обнаружил, что во всех школьных дискуссиях, которые касают­ся вопросов пола и сексуальности, принимается как само собой разумеющийся явно гетеросек­суальный набор норм и ценностей, основанный на традиционных взаимоотношениях и нуклеар-ных семьях. Это приводит к большой путани­це и противоречиям при построении тендерной и сексуальной идентичности молодых гомосексу­алистов, которые могут одновременно чувство­вать себя отвергнутыми и причисленными к дру­гой категории.


 


Хотя некоторые социологи полагают, что западное общество испытывает «гендерный кризис», Коннелл считает, что мы просто пе­реживаем мощные кризисные тенденции. Эти тенденции проявляются в грех формах. Во-первых, это кризис институционалишции, по­нимаемый Коннеллом в том смысле, что ин-


ституты, традиционно поддерживавшие власть мужчин, а именно семья и государство, посто­янно расшатываются. Легитимность превос­ходства мужчин над женщинами ослабляется

'' Экзамен повышенного уровня по программе сред­ней школы. — Прим.-ред.


Черты женственности, мужественности и гендерные отношения



 


благодаря принятию законов о разводах, о до­машней жестокости и насилии и по эконо­мическим причинам типа налогообложения и пенсий. Во-вторых, это кризис сексуально­сти — гегемонная гетеросексуалыюсть ста­новится менее господствующей, чем ранее. Женская сексуальность и сексуальность геев с растущей силой оказывают давление на тра­диционную гегемонную мужественность. На­конец, это кризис формирования интересов. Коннелл показывает, что существуют новые основания для социальных интересов, про­тиворечащих существующему тендерному по­рядку. Права замужних женщин, движения ге­ев и рост «антисексистских» позиций среди мужчин представляют угрозу существующему порядку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.165 (0.012 с.)