Детская проституция и глобальная «секс-индустрия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детская проституция и глобальная «секс-индустрия»



Часто в проституцию вовлекаются дети. Ре­зультаты исследования детской проституции в США, Великобритании и Германии гово­рят о том, что большинство детей, убежавших из дома и оставшихся без средств к суще­ствованию, прибегают к проституции, чтобы выжить.

Обращение многих маленьких беглецов к проституции является отчасти непредвиден­ным следствием законов, направленных про­тив эксплуатации труда малолетних. Однако не вызывает сомнения, что все несовершенно­летние проститутки сбежали из дома. Можно выделить три основные категории детей, за­нимающихся проституцией (Janus and Held Bmcey 1980): беглецы — те, кто либо покида­ет дом и не разыскивается родителями, либо упорно бежит всякий раз, когда его находят и возвращают родителям; гуляки — те, кто в основном живет дома, но определенные пе­риоды времени проводит вне его, например, пропадая время от времени на несколько но­чей; отказники — дети, родители которых безразличны к тому, что их сыновья и дочери делают, или активно отвергают их. Все катего­рии включают как мальчиков, так и девочек.

Детская проституция является частью ин­дустрии секс-туризма в некоторых районах мира, например, в Таиланде и на Филлипинах. Целевые туры, ориентированные на проститу­цию, влекут в эти районы мужчин из Европы,


Соединенных Штатов и Японии, хотя сейчас они признаны незаконными в Великобрита­нии. Участницы азиатских женских органи­заций организовывали публичные протесты против таких туров, но они тем не менее продолжаются. Происхождение секс-туризма на Дальнем Востоке имеет свои корни в по­ставках проституток американским войскам в период корейской и вьетнамской войн. В Та­иланде, на Филлипинах, во Вьетнаме, Корее и на Тайване были созданы «центры отдыха и развлечений». Некоторые их них сохрани­лись по сей день, в частности, на Филлипи­нах, обслуживая регулярные партии туристов, а также военных, находящихся в регионе.

В докладе, опубликованном в 1998 г. Меж­дународной организацией труда (МОТ), утвер­ждается, что проституция и секс-индустрия в юго-восточной Азии благодаря быстрому росту за последние десятилетия приобрели размеры полностью оформившегося коммер­ческого сектора экономики. Несмотря на за­медление экономического развития во многих азиатских странах, рост потребности в торгов­ле сексуальными услугам продолжается. Отча­сти это связано с интернационализацией это­го явления — растущая разница курсов ази­атских и международных валют делает секс-туризм все более доступным и привлекатель­ным для иностранцев. Кроме того, секс-инду­стрия связана с местным уровнем безработи­цы. Во времена экономических затруднений женщины и дети часто рассматриваются как «лишнее» население. Некоторые отчаявшие­ся родители сами принуждают своих детей к проституции; другие молодые люди непред­намеренно втягиваются в торговлю секс-услу­гами, отвечая на рекламные призывы, пригла­шающие «актрис» или «танцовщиц». Важным фактором роста секс-индустрии являются ми­грационные потоки из сельских районов к го­родским, так как многие женщины, мечтаю­щие покинуть свои традиционные надоевшие жилища, хватаются за любую возможность сде­лать это.

Доклад МОТ предупреждает, что во мно­гих странах, где особенно распространена секс-индустрия, отсутствует система законов или социальная политика в отношении управ­ления многочисленными последствиями это­го явления. Проституция существенно влияет на распространение СПИДа и болезней, пе­редающихся половым путем. Она также часто связана с жестокостью, преступностью, тор-


Проституция



Проститутки, их клиенты и европейские законы


Англия и Уэльс. Занятие проституцией не счита­ется незаконным) однако регламентирующее его законодательство считается самым суровым в ми­ре. Приставание к мужчинам на улице и празд­ношатание с целью приставания так же неза­конны, как совершение биржевых сделок после закрытия биржи. Проститутка может законным образом заниматься своим делом в собственном доме, но две или более женщин, работающих вместе под одной крышей, образуют незаконный бордель. Как мужчины, так и женщины, контро­лирующие проституток (сутенеры), могут быть осуждены как живущие на аморальные зара­ботки.

Германия. Проституция широко допускается и контролируется путем регистрации. Законы меняются от одной земли к другой. В городах наблюдается быстрый рост количества легаль­ных борделей. Гамбург уступает только Амстер­даму в качестве секс-столицы Европы. Группы давления борются за признание проституции на­стоящей работой.

Италия. Проституция незаконна, хотя наказания редки. Давление со стороны Ватикана помогло отменить недавние дебаты о легализации борде­лей, в которых занято все возрастающее число женщин из Восточной Европы и Африки. Римско-католические и другие благотворительные орга­низации призвали к пересмотру закона о запрете борделей.


Франция. Занятие проституцией законно, но уп­равляемые государством бордели были закрыты в 1946 г. Сейчас все бордели незаконны, как и приставание на улице, хотя такое пристава­ние со стороны женщин допускается в кварталах красных фонарей. Французская полиция объеди­нила усилия с германской и полициями других стран в борьбе с транснациональной проститу­цией.

Россия. Проституция незаконна, хотя мало кто обращает внимание на закон. Наказание осу­ществляется согласно гражданскому, а не уго­ловному законодательству и поэтому может за­ключаться только в наложении штрафа. Женщи­на, задержанная за приставание на улице, может быть оштрафована на сумму, эквивалентную ми­нимальному месячному заработку — примерно 2 фунта стерлингов, что составляет ничтожную сумму для проституток в Москве, Санкт-Петербур­ге и других крупных городах. Всякий содержа­тель борделя может быть наказан по уголовному закону и подвергнут тюремному заключению.

Швеция. Долгое время Швеция относилась к чис­лу наиболее либеральных стран мира в вопросе об отношении к сексу и проституции. Сейчас там принят закон, согласно которому проститутка мо­жет продолжать легально работать, но ее клиент может быть осужден. Плата за секс признается преступным деянием.

Источник: Guardian. 30 oct. 1999.


 


говлей наркотиками, эксплуатацией и наруше­нием прав человека (Lim 1998).

Причины проституции

Почему существует проституция? Определен­но, это явление, с которым смирились, потому что оно выдерживает все попытки властей уничтожить его. Кроме того, это почти все­гда рассматривается как продажа женщиной сексуальных услуг мужчине, а не наоборот, хотя кое-где, например в Гамбурге, существу­ют «дома удовольствий», в которых мужчины предоставляют сексуальные услуги женщинам. Конечно, существует и мужская проституция, когда мальчики или мужчины продают себя другим мужчинам.

Никаким единственным фактором про­ституцию не объяснить. Может показаться, что у мужчин просто более сильные и ча­ще проявляющиеся половые потребности, чем


у женщин, и поэтому они пользуются услугами проституток. Но это объяснение неприемле­мо. По-видимому, большинство женщин могут развить свою сексуальность до значительно более высокого уровня, чем у мужчин того же возраста. Если бы проституция существовала лишь для удовлетворения половых потребно­стей, тогда наверняка было бы столь же много мужчин, готовых услужить женщинам.

Наиболее общий и убедительный вывод, который можно сделать, состоит в том, что проституция отражает и в определенной мере помогает сохранить распространенную сре­ди мужчин тенденцию рассматривать женщин как предметы, которые можно «использовать» для сексуальных целей. Проституция выража­ет в определенной форме неравенство меж­ду мужчинами и женщинами в распределе­нии власти. Конечно, в проституции имеется и много других элементов. Она предлагает



Глава 5. Гендер и сексуальные отношения


 


способ получения полового удовлетворения для тех, кто вследствие своих физических не­достатков или ограничительных моральных запретов не может найти себе иного сексу­ального партнера. Проститутки обслуживают мужчин, находящихся вдали от дома, тех, кто желает вступить в анонимную связь, тех, кто имеет необычные сексуальные вкусы, непри­емлемые для других женщин. Но все эти фак­торы относятся лишь к масштабам и специ­фике проявления проституции, а не к общей природе самого явления.

Заключение: гендер и глобализация

В большей части этой главы наше внима­ние было сосредоточено на понятиях тендера в рамках западных индустриальных обществ. Мы видели, как женское движение породи­ло мощный раздел социологической теории, призванной дать объяснение постоянному тен­дерному неравенству и предложить программу его преодоления.

Однако феминизм не просто академиче­ское упражнение, и он не ограничен Север­ной Америкой и Западной Европой. Женское движение — динамичное интернациональное явление, нацеленное как на издавна существу­ющее тендерное неравенство, так и на новые вызовы, с которыми сталкиваются женщины в эпоху глобализма. Так, в Китае женщины до­биваются сохранения равных прав при найме на работу и равного участия в политике. В Юж­ной Африке женщины играли основную роль в битве против апартеида, а в постапартеид-ную эру борются за совершенствование допус­ка людей к образованию, здравоохранению, обеспечению жильем и работой. В Перу акти­вистки в течение десятилетий боролись за уве­личение роли женщин в общественной сфере.

Хотя участники женских движений в те­чение многих лет устанавливали связи с акти­вистами из других стран, с развитием глоба-


лизации число и значимость таких контактов возросла. Главным форумом для установления межнациональных контактов стала Женская конференция ООН, которая с 1975 г. состоя­лась четыре раза. На самой последней конфе­ренции 1995 г. в Пекине собралось 50000 чел., из которых более двух третей — женщины. Присутствовали делегаты от 181 страны, а так­же представители тысяч неправительственных организаций. В поисках путей для обеспе­чения равного доступа женщин к экономи­ческим ресурсам, включая землю, кредиты, науку и технологии, профессиональное обуче­ние, информацию, связь и рынки, участники конференции провели десять дней, слушая до­клады о положении женщин в мире, обсуждая пути улучшения их положения и устанавливая профессиональные и личные контакты.

Программа действий, принятая участни­ками конференции, призывает все страны ми­ра направить все силы на решение следующих вопросов:

• постоянное и растущее бремя нищеты
среди женщин;

• насилие по отношению к женщинам;

• влияние вооруженных и других конфлик­
тов на женщин;

• неравенство мужчин и женщин в вопро­
сах разделения власти и принятия реше­
ний;

• стереотипы в отношении женщин;

• тендерное неравенство в управлении при­
родными ресурсами;

• постоянная дискриминация и ущемление
прав несовершеннолетних девочек.

Должны ли женские движения, чтобы быть эффективными, иметь международную направленность? Являются ли интересы жен­щин в основном одинаковыми во всем мире? Что может дать феминизм женщинам в разви­вающемся мире? Эти и многие другие вопросы горячо обсуждаются на фоне быстрого разви­тия процессов глобализации.


Краткое содержание

1. Социологи различают пол и гендер. Пол относится к биологическим различиям между муж­
ским и женским телами, а гендер определяет психологические, социальные и культурные
различия между мужчинами и женщинами.

2. Некоторые специалисты отстаивают ту точку зрения, что различия полов являются
генетически обусловленными. Однако эта гипотеза не имеет убедительных доказательств.


Заключение: гендер и глобализация 129

3. Тендерная социализация — это обучение тендерным ролям с помощью таких средств, как
семья или СМИ. Считается, что тендерная социализация начинается, как только ребенок
появляется на свет. Дети учат и интернационализируют нормы и ожидания, которые,
как им кажется, соответствуют их биологическому полу. Таким образом, они усваива­
ют «сексуальные роли», а также те мужские и женские особенности (мужественность
и женственность), которые им сопутствуют.

4. Некоторые социологи полагают, что как пол, так и гендер являются социально скон­
струированными, могут принимать разные формы и изменяться. Не только пол теряет
определенный «смысл», но и сама основа — человеческое тело может изменяться
в результате социальных влияний и технологических вторжений.

5. Тендерное неравенство — это различия в статусе, объемах власти и престиже, кото­
рыми обладают в разных ситуациях мужчины и женщины. При объяснении тендерного
неравенства функционалисты подчеркивают, что тендерные отличия и разделение труда
по половому признаку вносят вклад в социальную стабильность и интеграцию. Подход
феминистов отрицает идею, что тендерное неравенство является чем-то естественным.
Либеральные феминисты объясняют тендерное неравенство социальными и культурными
отношениями, например, сексизмом и дискриминацией. Радикальные феминисты дока­
зывают, что мужчины ответственны за эксплуатацию женщин благодаря патриархату —
систематическому господству мужчин над женщинами. Чернокожие феминисты считают,
что для понимания подавления, испытываемого небелыми женщинами, в дополнение
к тендеру существенными являются такие факторы, как классы и этничность.

6. Тендерные отношения касаются социально окрашенных взаимодействий между мужчинами
и женщинами в обществе. Некоторые социологи полагают, что существует тендерный
порядок, в котором выражения мужественности и женственности выстроены в иерархию,
способствующую превосходству мужчин над женщинами.

7. В последние годы больше внимания уделяется природе мужественности. Некоторые наблю­
датели полагают, что широкие экономические и социальные преобразования провоцируют
кризис мужественности, когда размываются традиционные роли мужчин.

8. Хотя человеческая сексуальность имеет очевидную биологическую основу, в большинстве
случаев сексуальное поведение является не врожденным, а есть результат обучения.
В разных культурах и даже внутри одной культуры сексуальные привычки варьируют
в широком диапазоне. На Западе важную роль в формировании сексуальных склонностей
сыграло христианство. В обществах с жесткими сексуальными запретами часто встречаются
двойные стандарты и лицемерие. Как показывает изучение сексуального поведения,
пропасть между нормами и реальной практикой может быть чудовищной. На Западе
отношение нетерпимости к сексуальности сменилось в 1960-е гг. более либеральным
отношением, последствия чего видны по сей день.

9. Большинство людей в мире гетеросексуальны, однако существует много меньшинств с ины­
ми сексуальными вкусами и наклонностями. По-видимому, гомосексуальность существует
во всех культурах, и в последние годы отношение к гомосексуалистам стало более спо­
койным. В ряде стран приняты законы, признающие гомосексуальные союзы и дающие
гомосексуальным парам те же права, что и женатым людям.

10. Проституция — это предоставление сексуальной благосклонности за деньги. В современ­ных обществах существуют разные виды проституции, включающие мужскую и детскую. В ряде стран национальные и местные власти разрешают проституцию, но в большинстве стран проституция находится вне закона. В некоторых регионах мира бурно развивается ориентированная на проституцию индустрия секс-туризма.

Вопросы для самостоятельного анализа

1. Было бы возможно или желательно уничтожить тендерные различия в обществе?

2. Возможно ли сохранить тендерные различия, уничтожив при этом тендерное неравенство?

5 Социология


130 Глава 5. Гендер и сенсуальные отношения

3. Каким образом такие факторы, как класс, этничность и сексуальная ориентация форми­
руют наш тендерный опыт?

4. Какие новые типы мужественности и женственности могут возникнуть в ближайшие
десятилетия как ответ на расширяющиеся процессы социальных изменений?

5. Какими путями социальное взаимодействие структурируется вокруг предполагаемой гете­
росексуальной нормы?

6. Чем проституция отличается от любого другого способа зарабатывания на жизнь?

Дополнительная литература

Hortonjohn and Mendus Sue (eds.). Toleration, Identity, and Difference. Basingstoke: Macmillan, 1999. Kimmel Michael S. and Messner Michael A. Men's Liver. Boston, Mass.: Allyn and Bacon, 1998. Schiebinger Londa. Has Feminism Changed Science? Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1999. Segal Lynne. Why Feminism? Cambridge: Polity, 1999-

Seidman Steven. Difference Troubles: Queering Social Theory and Sexual Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1977.

Интернет-линки

Архив тендерных исследований положения женщин — международные липки http://www.iib.utsa.edu/Archives/links2. htmffintl

Библиотека Фосета, ныне известная как Женская библиотека www.lgu.ac.uk/fawcett/main.htm

Мужественность и утверждение http://www.newcastle.edu.au/department/so/kibby.htm

Директория сомнительных ресурсов http://www.qrd.org/

Голос Шаттла http://vos.ucsb.edu/shuttle/gender.html



ГЛАВА

СОЦИОЛОГИЯ ТЕЛА: ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ И СТАРЕНИЕ


Всю жизнь Джан Мейсон отличалась пы­шущим здоровьем. Но когда она стала испы­тывать сильную усталость и депрессию, вы­яснилось, что ее лечащий врач не в силах облегчить состояние Джан.

Раньше я была очень здоровой. Я могла пла­вать, играть в сквош, бегать. И вдруг все рухну­ло. Я пошла к докторам, но никто не мог объ­яснить мне, в чем дело. Мой лечащий терапевт сказал, что это инфекционный мононуклеоз и прописал антибиотики, вызвавшие у меня страшный стоматит. Затем он стал говорить, что не знает, в чем дело... Я проделала все анализы. Мне действительно было очень пло­хо. Так продолжалось шесть месяцев. Я была больна, а они не знали, что со мной (цит. по: Sharrm 1992, 37).

Доктор посоветовал Джан попробовать антидепрессанты, полагая, что она страдает от последствий стресса. Однако Джан зна­ла, что антидепрессанты — не для нее, хотя и понимала, что отсутствие диагноза вызывает в ее жизни большой стресс. Прослушав одну передачу по радио, Джан стала подозревать, что ее вялость может быть результатом по-слевирусного синдрома утомления. По совету подруги она обратилась за помощью к гомео­пату — практикующему альтернативную ме­дицину врачу, который оценивает состояние всего организма, а затем с помощью микроско­пических лекарственных доз лечит «подобное подобным», предполагая, что симптомы болез­ни являются частью процесса самоизлечения организма. Найдя гомеопата, который ей по­дошел, Джан была удовлетворена полученным лечением (Sbarma 1992).

Джан принадлежит к тому растущему чис­лу людей, которые постоянно используют для лечения неортодоксальную медицину. За по-


следнее десятилетие во многих промышленно развитых странах возник всплеск интереса к возможностям альтернативной медицины. Растут как число врачей, практикующих аль­тернативную медицину, так и доступные фор­мы лечения. От траволечения до акупунктуры, от рефлексологии до хиропрактики методы лечения в современном обществе свидетель­ствуют о взрыве интереса к альтернативно­му здравоохранению, которое либо вообще не соприкасается, либо только частично пе­рекрывается с «официальной» медицинской системой. По оценкам, не менее одного из че­тырех британцев консультируются у специ­алистов по альтернативной медицине. Судя по опросам, типичный индивидуум, прибега­ющий к альтернативным формам лечения, — это женщина от молодого до среднего возрас­та, принадлежащая к среднему классу.

Промышленно развитые страны облада­ют самыми богатыми и технически оснащен­ными медицинскими учреждениями в мире. Почему же тогда постоянно растет число лю­дей, отказывающихся от традиционной си­стемы здравоохранения в пользу «ненаучных» методов лечения вроде аромато- или гипно­терапии? Во-первых, важно подчеркнуть, что не каждый человек, использующий альтерна­тивные методы лечения, полностью отказы­вается от ортодоксального лечения (хотя не­которые альтернативные подходы, например гомеопатия, полностью отвергают сами осно­вы ортодоксальной медицины). Многие лю­ди используют комбинацию обоих подходов. По этой причине некоторые ученые предпо­читают называть неортодоксальную практику не альтернативной, а дополнительной меди­циной (Saks 1992).



Глава б. Социология тела: здоровье, болезнь и старение


 


Есть ряд причин, заставляющих людей обращаться к услугам альтернативного вра­ча. Некоторые чувствуют, что ортодоксальная медицина недостаточна или неспособна вы­лечить хронические ноющие боли или симп­томы стресса и страха. Другие разочарованы тем, как функционирует современная система здравоохранения с ее длинными очередями, направлениями к цепочке специалистов, фи­нансовыми ограничениями и т. п. С этим свя­заны и тревоги по поводу вредных побочных явлений медикаментозного лечения и хирур­гического вмешательства — двух основных ме­тодов современной системы здравоохранения. В основе выбора некоторых людей в пользу альтернативной медицины лежит асимметрич­ная по силе связь докторов с пациентами. Лю­ди чувствуют, что роль «пассивного пациента» не позволяет им достаточно глубоко проник­нуть в суть лечения и процесса выздоровле­ния. Наконец, ряд лиц предъявляет религиоз­ные или философские возражения ортодок­сальной медицине, которая пытается лечить душу и тело по отдельности. Они убеждены, что в практике ортодоксальной медицины ча­сто не принимаются во внимание духовный и психологический аспекты здоровья и болез­ни. Как мы увидим в этой главе, все эти трево­ги представляют неявную или явную критику биомедицинской модели здоровья, на осно­ве которой действует все западное здраво­охранение. Биомедицинская модель здоровья определяет болезнь в объективных терминах и утверждает, что здоровое тело может быть восстановлено путем научно обоснованного медицинского лечения.

Рост альтернативной медицины ставит перед социологами ряд интересных вопро­сов. Прежде всего, это захватывающее отра­жение тех преобразований, которые происхо­дят внутри современных обществ. Мы живем в эпоху, когда из самых разных источников становится доступной все больше и больше информации, побуждающей нас выбирать раз­ные пути в жизни. Забота о здоровье в этом отношении не является исключением. Люди все больше становятся «потребителями здоро­вья», занимая активную позицию по отноше­нию к собственному здоровью и благополу­чию. Мы можем не только выбирать разных лечащих врачей для консультаций, но мы на­стаиваем на большей вовлеченности в свое собственное лечение и уход. В этом смысле рост альтернативной медицины связан с рас-


ширением движения самопомощи, включаю­щего группы поддержки, обучающие кружки и книги для самообучения. Сейчас люди более охотно, чем когда-либо раньше, берут в руки контроль за своими жизнями и активно пе­рестраивают их, вместо того чтобы следовать инструкциям или мнениям других.

Еще один представляющий интерес для социологов вопрос связан с меняющимся в по­следние годы характером здоровья и болезни. Похоже, что многие болезненные состояния и заболевания, для лечения которых люди об­ращаются к альтернативной медицине, сами являются продуктами нашего времени. Бес­сонница, страхи, стресс, депрессия, переутом­ление и хронические боли (причиной кото­рых являются артрит, рак и другие болез­ни) — число этих заболеваний в промыш-ленно развитых странах растет. Хотя все эти болезни существуют давно, по-видимому, сей­час они являются причиной больших стра­даний и разрушений человеческого здоровья, чем когда-либо раньше. Недавние обследова­ния показали, что стресс превзошел обыч­ную простуду, став главной причиной невы­хода на работу. Всемирная организация здра­воохранения предсказывает, что через два­дцать лет стресс будет наиболее разрушаю­щей здоровье болезнью в мире. По иронии судьбы эти последствия современной жизни относятся к тем, с которыми ортодоксаль­ная медицина справляется с большим тру­дом. Хотя альтернативная медицина вряд ли превзойдет «официальное» здравоохранение, есть все указания на то, что ее роль будет возрастать.

Социология тела

Раздел науки, называемый социологией тела, исследует особенности того, как наши тела подвержены влиянию общества. Как и все че­ловеческие существа, мы телесны — мы все имеем тело. Но наше тело не есть что-то, чем мы просто обладаем, что существует вне общества. На наши тела глубоко влияет как со­циальный опыт, так и нормы и ценности тех групп населения, к которым мы принадлежим. Лишь недавно социологи начали замечать глу­бинную природу взаимосвязей общественной жизни и тела. Таким образом, это поле иссле­дований является совершенно новым и одним из самых увлекательных.


Социальный базис здоровья



 


Социология тела включает ряд основных тем, о которых пойдет речь в данной главе. Од­на из главных тем касается влияния социаль­ных изменений на тело, так как по всей книге подчеркиваются сами социальные изменения. В нашем быстро меняющемся мире возникают новые риски и вызовы, которые могут влиять на наши тела и состояние здоровья. Одновре­менно возникает возможность сделать выбор того, как вести себя в повседневной жизни и заботиться о собственном здоровье. В меди­цине и системе здравоохранения происходят колоссальные изменения, позволяющие людям играть более заметную роль в собственном лечении и предотвращении заболеваний. Ме­няются связи между специалистами-медиками и пациентами, причем все больше растет по­пулярность «альтернативной» медицины.

В следующем разделе мы рассматрива­ем социальный базис здоровья, концентрируя внимание на характерных особенностях здо­ровья и болезни и их связях с социальным неравенством. Затем мы исследуем развитие научной медицины и возникновение биоме­дицинской модели здоровья. Мы обсудим оба эти процесса и те принципы, которые ле­жат в основе современной медицины, а также высказанные в адрес этих принципов крити­ческие замечания. Далее мы обратимся к со­циологическим перспективам здоровья, сосре­доточившись, в частности, на работах симво­лических интеракционистов, исследовавших опыт болезни. Наконец мы поговорим о ста­реющем теле. Как и многие другие аспек­ты нашей жизни в современных обществах, старость совсем не похожа на то, чем она была ранее. Процесс старения — не просто физический процесс, а нынешнее положение пожилых людей в обществе фундаментально изменилось.

Социальный базис здоровья

В XX в. зафиксирован значительный общий рост продолжительности жизни людей в инду­стриально развитых странах. "Удалось практи­чески искоренить такие заболевания, как по­лиомиелит, скарлатина и туберкулез. По срав­нению с другими частями света стандарты здоровья и благосостояния в этих странах от­носительно высоки. Многие из успехов в здра­воохранении приписываются мощи современ­ной медицины. Общепринятое предположение


состоит в том, что медицинские исследова­ния были и продолжают быть успешными в установлении биологических причин болез­ни и поиске эффективных методов ее лечения. Продолжая эту логическую цепочку, можно ожидать, что с ростом медицинских знаний и компетентности мы увидим прочное и ста­бильное улучшение здоровья людей.

Хотя такой подход к здоровью и болезни чрезвычайно распространен, он не слишком удовлетворяет социологов. Причина в том, что здесь игнорируется важная роль, которую иг­рают влияние общества и окружающей среды на характер здоровья и болезни. Улучшение здоровья общества в целом за последние сто лет не может скрыть того факта, что здоровье и болезни распределены среди населения не­равномерно. Исследования показали, что не­которые группы людей обладают значительно лучшим здоровьем, чем другие. Представля­ется, что это неравенство здоровья связано с более крупными социоэкономическими осо­бенностями.

Социологи и специалисты в области со­циальной эпидемиологии — науки, изучаю­щей распределение и сферу распространения болезней и заболеваний среди населения, пы­тались объяснить связь между здоровьем и та­кими переменными, как социальный класс, пол, раса, возраст и географическое положе­ние. Хотя большинство ученых признает нали­чие корреляции между здоровьем и социаль­ным неравенством, в ученой среде нет согла­сия в вопросе о природе этой связи или в том, как взяться за изучение неравенства здоровья. Одна из главных спорных областей связана с относительной важностью индивидуальных переменных (таких как стиль жизни, поведе­ние, диета и культурные особенности) по срав­нению со структурными факторами и влияни­ем окружающей среды (например, распреде­лением доходов и бедностью). В этом разде­ле мы рассмотрим изменения характеристик здоровья в Великобритании в соответствии с социальным классом, полом, расой и геогра­фическим положением, и сделаем обзор ряда конкурирующих объяснений их устойчивости.

Социальный класс и здоровье

Исследования выявили четкую связь между показателями смертности и заболеваемости и тем социальным классом, к которому при­надлежит человек. Важную роль сыграли два



Глава 6. Социология тела: здоровье, болезнь и старение


Таблица 6.1

Младенческая смертноаь в Великобритании по социальным классам (число смертей на 1000 живорожденных)

 

       
В браке      
Профессионалы 7,8 5,0 3,6
Менеджеры и инженеры 8,2 5,3 4,4
Квалифицированные работники нефизического труда 9,0 6,2 5,4
Квалифицированные рабочие 10,5 6,3 5,8
Полуквалифицированные рабочие 12,7 7,2 5,9
Неквалифицированные рабочие 15,7 8,4 7,8
Иные 15,6 11,8 8,3
Итого в браке 10,4 6,3 5,4
Вне брака      
Совместная регистрация 14,1 8,7 6,9
Одиночная регистрация 16,2 10,8 7,2
Итого вне брака 15,0 9,3 7,0

Младенческая смертность — это смертность в течение года после рождения. Социальные классы определены по месту работы отца.

Источники: Office for National Statistics; General Register Office for Scotland; Northern Ireland Statistics and Research Agency. From Social Trends. 29. 1999. P. 120.


главных общебританских исследования здоро­вья — Черная книга (1980) и Разделение здоро­вья (1987), опубликовавшие данные о степени неравенства здоровья в зависимости от клас­са. Многие сочли результаты шокирующими. Хотя в обществе в целом заметна тенденция к улучшению здоровья, все же между разны­ми классами существует значительное нера­венство, влияющее на показатели здоровья — от веса при рождении до артериального дав­ления — и приводящее к риску хронических заболеваний. Люди, находящиеся на более вы­сокой социоэкономической ступени, в сред­нем здоровее, выше, сильнее и дольше живут, чем люди из более низких социальных слоев. Наибольшая разница касается младенческой (дети, умирающие в первый год жизни) и дет­ской смертности, но в любом возрасте более бедные люди подвергаются большему риску умереть, чем более богатые.

Некоторые важнейшие неравенства здо­ровья, основанные на классовых различи­ях, были суммированы Брауном и Боттрил-лом (Brown andBottritt 1999)..

• Неквалифицированные рабочие, занима­ющиеся физическим трудом, принадле­жащие к низшему классу (социальный класс V), с вдвое большей вероятностью


умирают до выхода на пенсию по срав­нению с профессиональными служащи­ми («белыми воротничками») из верхнего класса (социальный класс I). В семьях неквалифицированных рабо­чих рождаются мертвыми или умирают в течение первой недели вдвое боль­ше младенцев, чем в семьях лиц, за­нятых профессиональной деятельностью (см. табл. 6.1).

Человек, родившийся в социальном клас­се I (профессионалы), в среднем живет на семь лет дольше, чем человек, родив­шийся в социальном классе V (неквали­фицированные рабочие). Более 90% основных причин смерти ча­ще встречаются в социальных классах IV и V (см. рис. 6.1).

Рабочие посещают своих докторов чаще и по более широкому кругу заболева­ний, чем специалисты. Среди неквали­фицированных работников физического труда встречается на 50 % больше продол­жительных заболеваний, чем среди про­фессионалов.

Обусловленное классовыми различиями неравенство здоровья еще глубже прояв-


Социальный базис здоровья




Рак горла
Злокачественные опухоли
Телесные повреждения и отравления

Болезни органов кровообращения

Причина смерти

■ Класс I
Ш Класс II

■ Класс III: квалифици­
рованные рабочие

Сердечные болезни
Болезни сосудов мозга
Болезни дыхательных путей

ШЯ Класс III: неквалифи­цированные работни­ки физического труда

Ш Класс IV Ш Класс V

Рис. 6.1. Смертность в 1976-1989 гг. мужчин в возрасте от 15 до 64 лет. Распределение по причинам

смерти и социальным классам в 1971 г.

Источники: Data from Population Trends. 80. 1995. From Sociology Review, 9.2. Nov. 1999. P. 3.

Crown copyright.


ляется среди людей, долгое время нахо­дящихся без работы; работающие люди обычно живут дольше, чем безработные.

Исследования, проведенные в других промыш-ленно развитых странах, ясно подтвердили су­ществование влияния классов на здоровье. Ряд ученых полагает, что относительное неравен­ство здоровья между богатейшими и бедней­шими членами общества расширяется. Одна­ко, несмотря на растущее число исследований, посвященных установлению связи между не­равенством здоровья и социальным классом, ученым пока что не удалось установить дей­ствительную природу этой связи. Было пред­ложено несколько конкурирующих объясне­ний причин, обусловливающих наблюдаемую корреляцию.

1. Артефактные объяснения подчеркивают спорный характер полученной статисти­ки. Ряд экспертов настаивает, что изме­рения как классовых, так и медицинских переменных могут быть подвержены раз­ным формам искажений и быть ненадеж­ными. Поэтому любая кажущаяся связь между изучаемыми переменными долж­на рассматриваться с недоверием — она может быть просто результатом способа отбора данных.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 4727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.078 с.)