Перспективы тендерного неравенства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы тендерного неравенства



Как мы видели, гендер — это социально по­рожденное понятие, приписывающее мужчи­нам и женщинам различные социальные ро­ли и особенности. Тендерные различия редко бывают нейтральными — почти во всех об­ществах гендер является важной формой со-


Перспективы гендерного неравенства



 


гали его значительным изменениям. В качестве примера можно привести работы социолога Нэн­си Чодороу (Chodorow 1978, 1988). Согласно ее теории, ребенок начинает чувствовать се­бя мужчиной или женщиной в очень раннем возрасте, и это обусловлено привязанностью ре­бенка к своим родителям. Кроме того, Чодороу уделяет гораздо больше внимания, чем Фрейд, важности роли матери, а не отца. Ребенок стре­мится к более тесным эмоциональным связям с матерью, так как в первые годы жизни именно мать оказывает на него преобладающее влия­ние. Эта привязанность до некоторой степени ослабляется при формировании личности ре­бенка, когда он становится менее зависимым от матери.

Чодороу утверждает, что процесс разрыва с матерью происходит по-разному у мальчиков и девочек. Девочки дольше сохраняют привязан­ность к матери, они, например, сохраняют при­вычку крепко ее обнимать и целовать, а также подражают ее манерам. Поскольку резкого раз­рыва с матерью не происходит, характер девочки, а затем взрослой женщины складывается так, что она больше связывает себя с другими людьми. Ее характер, скорее, будет связан или будет за­висеть от характера другого человека, сначала матери, затем мужчины. Сточки зрения Чодороу, у женщин это приводит к появлению таких черт характера, как чувствительность и способность к состраданию.

Личность мальчиков формируется благода­ря более радикальному отрицанию их перво­начальной близости к матери, а их понимание мужественности возникает из отрицания жен­ственности. Они учатся не быть «неженками» или «маменькиными сынками». Вследствие этого мальчики оказываются сравнительно неподго­товленными к близким отношениям с другими людьми; они развивают в себе более анали­тический взгляд на мир. Они занимают более активную жизненную позицию, подчеркивая до­стижения, но при этом подавляют способность понимать свои собственные чувства и чувства других людей.


Чодороу в определенной степени ме­няет акцент теории Фрейда. Мужественность, а не женственность определяется как потеря, лишение долгое время существовавшей привя­занности к матери. Личность мужчины форми­руется в процессе отделения от матери. Вслед­ствие этого мужчины на протяжении всей жиз­ни подсознательно чувствуют, что их личность подвергается опасности, когда они завязывают с кем-то слишком тесные эмоциональные отно­шения. Женщины, наоборот, чувствуют, что от­сутствие тесных взаимоотношений с другим че­ловеком угрожает их чувству самоутверждения. Эти образцы поведения передаются из поколе­ния в поколение из-за важнейшей роли, которую женщины играют в ранней социализации детей. Женщины самовыражаются и описывают себя преимущественно в терминах взаимоотношений. Мужчины подавляют у себя эти потребности и за­нимают более активную позицию по отношению к миру.

Работа Чодороу подверглась разного рода критике. Например, Джанет Сейерс указывала, что Чодороу не смогла дать объяснение борь­бе женщин за свою независимость, особенно на современном этапе (Sayers 1986). Женщины (и мужчины), отмечала она, по психологическим особенностям своего характера более сложны и противоречивы, чем предполагает теория Чо­дороу. Под женственностью могут скрываться чувства агрессивности или самоуверенности, ко­торые проявляются только косвенным образом или в определенных ситуациях (Вгеппап 1988). Чодороу также критиковали за узкое понима­ние семьи, основанное на модели белой семьи среднего класса. Что случится, например, в се­мьях с одним родителем или в семьях, где дети воспитываются более чем одним взрослым?

Несмотря на эти критические высказыва­ния, идеи Чодороу сохраняют важное значение. Они многое раскрывают в природе женственно­сти и помогают нам понять природу того явления, которое получило название мужской неэмоцио­нальности — затруднений, которые испытывают мужчины, проявляя свои чувства перед другими.


 


циального расслоения. Тендер является крити­чески важным фактором в структурировании типов возможностей и жизненных шансов, с которыми сталкиваются отдельные личности и группы, и сильно влияет на роли, которые они играют внутри социальных институтов, от домашнего хозяйства до государства. Хотя роли мужчин и женщин меняются от куль­туры к культуре, нет ни одного известного


примера общества, в котором женщины более, могущественны, чем мужчины. В целом муж­ские роли ценятся выше и вознаграждаются лучше, чем женские: практически в каждой культуре на женщине лежит главная ответ­ственность за воспитание детей и домашнюю работу, в то время как мужчины традиционно несут ответственность за материальное благо­состояние семьи. Преобладающее разделение



Глава 5. Тендер и сексуальные отношения


Изучение тендерного неравенства


Социологи определяют тендерное неравенство как различие в статусе, престиже и обладании властью женщин и мужчин в группах, организа­циях и обществах. Когда размышляешь о гендер-ном неравенстве мужчин и женщин, то задаешься следующими вопросами:

,.. Имеют ли женщины и мужчины одинаковый доступ к основным ресурсам и ценностям общества, таким например, как пища, день­ги, власть и время?

2. Имеют ли женщины и мужчины одинаковые
жизненно необходимые права?

3. Одинаково ли оцениваются роли и деятель­
ность мужчин?

Эти фундаментальные вопросы, касающиеся тен­дерного различия, обсуждаются во многих местах текста этой книги, по мере того как мы рас­сматриваем основные темы, которые привлекают внимание социологов. Подробные обсуждения тендерных проблем читатель найдет в следую­щих разделах:

Тендерные проблемы в повседневной жизни — раздел «Тендер и невербальное общение» в главе 4 на с. 83.


Тендерные различия здоровья и старе­ния — раздел «Пол и здоровье», в главе б на с. 136.

Женщины в семье — эта тема рассматри­вается в главе 7 «Семьи» на с. 155.

Женщины и преступность — раздел «Ген-дер и преступность» в главе 8 на с. 200.

Изменения в классовой структуре — раз­дел «Гендер и стратификация» в главе 10 на с. 266.

Женщины и бюрократия - раздел «Гендер и организации» в главе 12 на с. 319.

Женщины на рынке труда: работа и семья, домашнее разделение труда — разделы «Женщины и работа», «Работа и семья» в главе 13 на с. 344 и 353.

Результаты успеваемости — раздел «Ген­дер и образование» в главе 16 на с. 450.

Роли в религиозных организациях

раздел «Гендер и религия» в главе 17 на с. 472.


 


труда между полами привело к тому, что муж­чины и женщины заняли неравное положение и отношении власти, престижа и богатства (см. врезку на с. 106).

Несмотря па успехи женщин во всех странах мира, тендерные различия продол­жают служить основой социального неравен­ства. Исследование и учет тендерного нера­венства стали главной заботой социологов. Было выдвинуто много теоретических идей для объяснения стойкого превосходства муж­чин над женщинами в сферах экономики, политики, семьи и пр. В этом разделе мы да­дим обзор главных теоретических подходов к объяснению природы тендерного неравен­ства на уровне общества, отложив обсуждение проблем тендерного неравенства в конкрет­ной обстановке и конкретных организациях до других глав книги.

Функционалистские подходы

Как мы видели в главе 1 («Что такое социо­логия?»), функционалистский подход рассмат­ривает общество как систему взаимосвязан­ных частей, которая в состоянии равновесия


функционирует плавно, обеспечивая социаль­ную солидарность. Таким образом, функциона­листские и вдохновленные функционализмом подходы к тендеру пытаются показать, что тендерные различия вносят вклад в социаль­ную стабильность и интеграцию. Хотя было время, когда такие взгляды имели большую поддержку, они подверглись суровой критике за пренебрежение социальными конфликтами ценой консенсуса и за пропаганду консерва­тивного взгляда на общество.

Ученые, принадлежащие к школе «есте­ственных различий», пытаются доказать, что разделение труда между женщинами и муж­чинами обосновано биологически. Женщины и мужчины выполняют тс виды работ, к ко­торым они биологически лучше приспособле­ны. Так, антрополог Джордж Мэрдок полагает практичным и удобным, что женщины долж­ны сосредоточиться на домашних и семейных обязанностях, а мужчина должен работать вне дома. На основе кросс-культурного изучения более 200 обществ Мэрдок пришел к выво­ду, что разделение труда по полу существует во всех культурах {Murdoch 1949). Хотя это и не есть результат биологического «програм-


Перспективы гендерного неравенства



 


мирования», это наиболее логичная основа организации общества.

Талкотт Парсонс, ведущий мыслитель-функционалист, сосредоточился на роли се­мьи в промышленно развитых обществах (Par­sons and Bales 1956). В частности, он интере­совался социализацией детей и считал, что ключом к успешной социализации являются стабильные поддерживающие семьи. По мне­нию Парсонса, семья наиболее эффективно выполняет свои функции при условии ясно­го полового разделения труда, когда женщи­ны играют экспрессивную роль, обеспечивая заботой и безопасностью детей и давая им эмоциональную поддержку. С другой стороны, мужчины должны исполнять инструменталь­ные роли, т. е. быть для семьи добытчиками пищи. Из-за стрессового характера этой ро­ли для приведения в равновесие и успокое­ния мужчин можно использовать присущую женщинам склонность к экспрессии и воспи­танию. Такое дополняющее разделение труда, ведущее начало от биологических различий между полами, обеспечивает крепость семьи.

Другой функционалистский взгляд на воспитание детей был предложен Джоном Бо-улби, который доказывал, что мать ответствен­на за первичную социализацию детей (Boivtby 1953). Если мать отсутствует или ребенок раз­лучен с матерью в раннем возрасте (такое состояние называется материальной депри-вацией), то резко увеличивается риск, что ребенок будет неадекватно социализирован. Позднее это может привести к серьезным социальным и психологическим трудностям, включая антисоциальные и психопатические тенденции. Боулби высказывает мнение, что физическое и психическое здоровье ребенка лучше всего обеспечивается благодаря тесному и непрерывному личному общению с матерью. Он допускает, что отсутствующая мать может быть заменена на «подставную мать», но счи­тает, что таковой может быть только женщина, и это не оставляет никаких сомнений в от­ношении мнения Боулби, что материнскую роль может исполнять только женщина. Тезис Боулби о материальной депривации был ис­пользован рядом специалистов для доказатель­ства, что работающие женщины не заботятся о своих детях.

Оценка

Феминистки резко критиковали утверждения о биологической основе полового разделе-


ния труда, доказывая, что в распределении труда в обществе нет ничего естественно­го или неизбежного. Никто не препятствует женщинам заниматься избранной ими про­фессией на основании каких-либо биологи­ческих свойств; наоборот, люди социализиру­ются по ролям, которые от них ожидаются в соответствии с их культурой.

Имеется устойчивый поток доказательств, позволяющих предположить спорность тезиса о материальной депривации, — исследования показали, что образование детей и их разви­тие как личностей на самом деле усиливаются, когда оба родителя по крайней мере часть вре­мени проводят на работе вне дома (см. главу 13 «Труд и экономическая жизнь» на с. 332). Точка зрения Парсонса относительно «экспрессив­ной» женщины также подвергалась критике со стороны феминисток и других социологов, которые рассматривали подобные взгляды как оправдание господства женщин в доме. Нет никаких оснований полагать, что «экспрес­сивная» женщина нужна для спокойного суще­ствования семьи. Скорее, эта роль исполняется главным образом для удобства мужчин.

Феминистские подходы

Феминистское движение породило большое количество теорий, пытающихся объяснить тендерные неравенства и сформулировать программы действий для преодоления этих неравенств. В вопросе о тендерном неравен­стве феминистские теории очень сильно от­личаются друг от друга. Хотя все ученые-феминисты занимаются вопросом о неравном положении женщин в обществе, их объясне­ния такого неравенства существенно разли­чаются. Конкурирующие школы феминизма пытались объяснить гендерные неравенства па основании ряда глубоко встроенных соци­альных процессов, таких как сексизм, патри­архат, капитализм и расизм. В последующих разделах мы рассмотрим аргументы в пользу трех главных феминистских теорий — либе­рального, радикального и черного феминизма.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм ищет объяснения гендерного неравенства в социальных и куль­турных установках. В противоположность ра­дикальному феминизму либеральные феми­нисты не рассматривают подчинение женщин как часть большей системы или структуры.



Глава 5. Тендер и сексуальные отношения


 


Вместо этого они обращают внимание на мно­жество отдельных факторов, вносящих вклад в неравенство между мужчинами и женщина­ми. Например, либеральные феминисты ин­тересуются сексизмом и женской дискрими­нацией на рабочих местах, в системе обра­зования и средствах массовой информации. Они пытаются сосредоточить свою энергию на установлении и защите равных возмож­ностей для женщин через законодательство и другие демократические средства. Либераль­ные феминисты активно поддерживали та­кие законодательные инициативы, как закон о равной оплате труда и закон против дис­криминации по признаку пола, подчеркивая, что для устранения дискриминации женщин важно хранить равенство по закону. Либераль­ные феминисты пытаются работать в рамках существующей системы, постепенно проводя реформы. В этом смысле они более умеренны по своим целям и методам, чем радикальные феминисты, призывающие разрушить суще­ствующую систему.

Хотя в последнее столетие либеральные феминисты внесли существенный вклад в улуч­шение положения женщин, критики отмечают, что им не удалось справиться с причинами тендерного неравенства и распознать систем­ную природу подавления женщин в обществе. Сосредоточившись на отдельных лишениях, от которых страдают женщины, — сексизм, дискриминация, «стеклянный потолок», нерав­ная оплата, — либеральные феминисты нари­совали только часть картины тендерного не­равенства. Радикальные феминисты обвиняют либеральных в том, что те призывают женщин согласиться с обществом неравных возможно­стей и его соревновательным характером.

Радикальный феминизм

В основе радикального феминизма лежит убеждение, что мужчины ответственны за экс­плуатацию женщин и получают от нее при­быль. Анализ патриархата — систематическо­го превосходства мужчин над женщинами — является центральным понятием этой ветви феминизма. Патриархат рассматривается как универсальное явление, существовавшее во все времена и во всех культурах. Радикальные фе­министы часто указывают на семью как на один из главных источников подавления жен­щины в обществе. Они доказывают, что муж­чины эксплуатируют женщин, ссылаясь на сво­бодный домашний труд, которым занята жен-


щина в доме. Как группа, мужчины также пре­пятствуют женщинам в доступе к властным и влиятельным должностям в обществе.

Хотя радикальные феминисты по-разно­му интерпретируют основы патриархата, боль­шинство сходится во мнении, что в той или иной форме они включают присвоение жен­ских тел и сексуальности. Суламифь Файр-стоун, одна из первых писательниц — ради­кальных феминисток, утверждает, что мужчи­ны контролируют женские роли в воспроиз­водстве потомства и уходе за детьми (Fire­stone 1971). Поскольку женщины биологиче­ски способны дать жизнь детям, они стано­вятся материально зависимыми от мужчин, обращаясь к ним за защитой и средствами к существованию. Это «биологическое нера­венство» социально организовано в нуклеар-ной семье. Файрстоун для описания социаль­ного положения женщин говорит о «поло­вом классе» и утверждает, что женщина смо­жет эмансипироваться только через ликвида­цию семьи и характеризующих ее властных отношений.

Другие радикальные феминистки в каче­стве центральной причины мужского превос­ходства указывают на мужское насилие против женщин. Согласно такому взгляду, домашнее насилие, изнасилование и сексуальные домо­гательства являются частями систематического подавления женщин, а не отдельными случая­ми со своими психологическими или крими­нальными корнями. Даже повседневные вза­имодействия, например невербальные связи, манеры слушания и прерывания речи, а также женское чувство комфорта на публике вносят вклад в тендерное неравенство. Кроме того, мужчины навязывают женщинам популярные представления о красоте и сексуальности с це­лью получить определенный тип женствен­ности. Например, социальные и культурные нормы, подчеркивающие стройное тело и за­ботливое ласковое отношение к мужчинам, помогают последним навсегда сохранять под­чинение женщин. «Объектификация» женщин с помощью масс-медиа, моды и рекламы пре­вращает их в сексуальные объекты, главной ролью которых является ублажение и развле­чение мужчин.

См. обсуждение в разделах «Тендер и не­вербальное общение» на с. 83 и «Личное пространство» на с. 91-92.


Перспективы гендерного неравенства



 


Радикальные феминисты не верят, что женщшгу можно освободить от сексуального подавления путем реформ или постепенных изменений. Поскольку патриархат является си­стемным явлением, утверждают они, равенство полов может быть достигнуто только путем разрушения патриархального порядка.

Использование патриархата как концеп­ции для объяснения тендерного неравенства было популярно во многих феминистских тео­риях. Заявляя, что «личное — это политиче­ское», радикальные феминисты привлекли ши­рокое внимание ко многим взаимосвязанным сторонам подавления женщин. Упор радикаль­ных феминистов на мужское насилие и объ-ектификацию женщин сделали эти вопросы центральными в основном направлении спо­ров относительно подчинения женщин.

Между тем можно высказать много возра­жений по поводу радикальных феминистских взглядов. Возможно, главным является то, что концепция патриархата в том виде, как она ис­пользовалась, неадекватна в качестве общего объяснения подавления женщин. Радикальные феминисты пытаются угверждать, что патри­архат существовал во все века и во всех куль­турах, т. е. является универсальным явлением. Однако критики возражают, что подобная кон­цепция патриархата не оставляет места для исторических и культурных изменений. Кро­ме того, она игнорирует то важное влияние, которое могут иметь раса, класс или этнос на природу женской субординации. Иными словами, нельзя рассматривать патриархат как универсальное явление. Люди, делающие это, рискуют впасть в биологический редукционизм, который приписывает все сложности гендер­ного неравенства просто различиям между мужчинами и женщинами.

Недавно Сильвия Вальби предложила важный пересмотр концепций патриархата (см. врезку на с. 110-111). Вальби считает, что понятие патриархата остается ценным и полезным инструментом для объяснений, если только использовать его определенным образом.

«Черный феминизм»

Применимы ли описанные выше версии феми­низма в равной степени к жизненному опыту белых и чернокожих женщин? Многие черно­кожие феминисты, а также феминисты из раз­вивающихся стран заявляют, что нет. Они доказывают, что этнические различия среди


женщин не рассматриваются главными феми­нистскими школами, которые ориентированы на проблемы белых женщин преимуществен­но среднего класса, живущих в промышлеи-но развитых обществах. Они утверждают, что неправильно обобщать теории о женской суб­ординации в целом на основе опыта конкрет­ной группы женщин. Кроме того, сама идея о существовании «единой» формы гендерного подавления, испытываемого в равной степени всеми женщинами, кажется спорной.

К возникновению «черного феминизма», концентрирующего внимание на конкретных проблемах, с которыми сталкиваются черноко­жие женщины, привела неудовлетворенность существующими формами феминизма. В пре­дисловии к собственным мемуарам американ­ская чернокожая феминистка Белл Хуке дока­зывает:

Многие теоретики феминизма, пишущие и рассуждающие в наши дни о девичестве, гото­вы предположить, что у чернокожих девушек чувство собственного достоинства выше, чем у их белокожих сверстниц. Измерение этого различия часто показывает, что чернокожие девушки не страдают застенчивостью, больше говорят, более самоуверенны. В основанной на традициях Юга жизни чернокожих ожида­лось и ожидается сейчас, что девушки способ­ны хорошо излагать свои мысли и держаться с достоинством. Наши родители и учителя всегда заставляли нас стоять прямо и гово­рить ясно. Подразумевалось, что такие черты характера возвышают расу. Эти черты необя­зательно были связаны с созданием женского чувства собственного достоинства. Искренняя девушка может все же чувствовать, что она ни­кудышная особа, так как ее кожа недостаточно светла или волосы имеют не то строение. Это те переменные, которые часто не принима­ются во внимание белыми исследователями, когда они измеряют собственное достоинство чернокожих женщин с помощью мерила, со­зданного па основе ценностей, извлеченных из опыта белых (Hooks, 1997).

Труды чернокожих феминистов стремятся под­черкнуть историю — те стороны прошлого, ко­торые дают информацию о современных про­блемах, с которыми сталкиваются чернокожие женщины. В трудах американских чернокожих феминистов подчеркивается влияние мощно­го наследия рабства, сегрегации и движения за гражданские права на тендерные неравен­ства в чернокожей общине. Они отмечают, что первые чернокожие суффражистки поддержи­вали кампанию за права женщин, но вскоре



Глава 5. Гендер и сексуальные отношения


Сильвия Вальби — теоретик патриархата


Во многих феминистских интерпретациях тен­дерного неравенства центральной являлась идея патриархата. Однако как аналитический инстру­мент эта идея также подвергалась критике за не­способность объяснить изменения и многообра­зие форм тендерного неравенства. Разве не оче­видно, уверяют критики, что мы не можем гово­рить об одной однородной и неизменной си­стеме подавления во всей истории? Сильвия Вальби — теоретик, уверенный в том, что кон­цепция патриархата существенна для анализа тендерного неравенства. Однако она согласна, что многие критические замечания справедли­вы. В книге «Теория патриархата» (Walby 1990) Вальби предлагает более гибкий, чем ее предше­ственники, способ понимания патриархата. Он оставляет возможность изменения в историче­ском времени и учета этнических и классовых различий.

Для Вальби патриархат — это «система социальных структур и обычаев, в которой муж­чины господствуют над женщинами, подавляют и эксплуатируют их» (Walby 1990, 20). Она рас­сматривает патриархат и капитализм как отдель­ные системы, различным образом взаимодей­ствующие друг с другом в зависимости от ис­торических условий — иногда гармонично, ино­гда напряженно. Капитализм, утверждает она,


в целом выиграл от патриархата благодаря раз­делению труда по признаку пола. Но в иные времена перевес был то на одной стороне, то на другой. Например, во время войны, когда женщины во множестве появились на рынке тру­да, интересы капитализма и патриархата были разными.

Вальби устанавливает шесть структур, в рамках которых функционирует патриархат. Она замечает, что слабость первых феминистских теорий заключалась в тенденции сосредоточить­ся на какой-то одной «существенной» причи­не подавления женщин, например, мужской же­стокости или роли женщин в воспроизводстве потомства. Так как Вальби интересуется глуби­ной и внутренними взаимосвязями тендерного неравенства, она рассматривает патриархат со­стоящим из шести независимых, но взаимодей­ствующих друг с другом структур.

Производственные отношения в доме. Не-
оплаченный домашний труд женщин —
ведение домашнего хозяйства и уход
за детьми — экспроприируется ее мужем
(или сожителем).

Оплачиваемая работа. На рынке труда
женщин не допускают к определенным ра­
ботам, меньше платят и предоставляют ме­
нее квалифицированную работу.


 


поняли, что вопрос о расе нельзя игнори­ровать: чернокожие женщины подвергаются дискриминации на основании их расы и по­ла. В последнее время чернокожие женщины не стоят в центре движения за равноправие женщин, отчасти потому, что в их личностях «женственность» занимает значительно мень­ше места, чем понятие расы.

Хуке доказывает, что предпочитаемая бе­лыми феминистами система объяснений, на­пример, точка зрения на семью как главную опору патриархата, может быть непримени­ма в чернокожих общинах, где семья — это главное место, где проявляется солидарность против расизма. Иными словами, угнетение чернокожих женщин может быть обнаружено совершенно в других местах по сравнению с белыми женщинами.

Чернокожие феминисты приходят поэто­му к выводу, что всякая теория тендерного равенства, которая не принимает во внимание расизм, не способна адекватно объяснить угне-


тение чернокожих женщин. Другим фактором, которым нельзя пренебречь для большого чис­ла чернокожих женщин, являются классовые различия. Ряд чернокожих феминистов пола­гает, что сила их теорий заключается в со­средоточении внимания на взаимодействии между расовыми, классовыми и тендерными проблемами. Как утверждают эти ученые, чер­нокожие женщины находятся в невыгодном положении с нескольких точек зрения — из-за цвета кожи, пола и классового положе­ния. Когда эти три фактора взаимодейству­ют, они подкрепляют и усиливают друг друга {Brewer 1993).

Черты женственности,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.045 с.)