Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новые взгляды на социологию семьиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проведенные в последние несколько десятилетий теоретические и эмпирические исследования, основанные на феминистских взглядах, увеличили интерес к проблемам семьи как среди ученых, так и среди населения. В наш повседневный словарь вошли такие термины, как «вторая смена», под которым понимается двойственная роль женщины на работе и дома. Однако, поскольку феминистские исследования семьи часто ограничивались конкретными вопросами в рамках домашней сферы, они не всегда отражали более широкие тенденции и влияния, имеющие место вне дома. В последнее десятилетие появилось заметное количество социологической литературы по вопросам семьи, в которых высказываются близкие к феминизму, но не совсем совпадающие с ним взгляды. Особое внимание привлекают происходящие значительные преобразования форм семьи — образование и распад семей и семейств, и меняющиеся ожидания в рамках личных взаимосвязей индивидов. Рост числа разводов и неполных семей, возникновение «восстановленных семей» и семей геев, популярность сожительства — все эти факты вызывают тревогу. И все эти преобразования невозможно понять без учета более широких изменений, возникших в самое последнее время. Если мы хотим уловить связь между изменениями личности и более общими характерными изменениями в обществе, следует уделить внимание тем сдвигам, которые возникли на социальном и даже глобальном уровнях. Один из самых важных вкладов в эту литературу был сделан семейной парой Уль-рихом Беком и Элизабет Бек-1ерншейм. Глава 7. Семья
Бек и Бек-Герншейм В книге «Нормальный хаос любви» Ульрих Бек и Элизабет Бек-Герншейм исследуют бурную природу личных взаимоотношений, браков и видов семей на фоне быстро меняющегося мира (Beck and Beck-Gernsheim 1995). Они утверждают, что традиции, правила и установки, которые используются для того, чтобы управлять взаимоотношениями личностей, более неприменимы, и индивиды сталкиваются с бесконечным рядом возможностей для создания, приспособления, исправления или разрушения союзов, которые они образуют с другими. Тот факт, что сейчас вступают в брак добровольно, а не по экономическим соображениям или по настоянию семьи, приводит как к свободе, так и к новым ограничениям. На самом деле, заключают авторы, такие браки требуют много тяжелой работы и усилий. Бек и Бек-Герншейм считают, что наша жизнь заполнена сталкивающимися интересами семьи, работы, любви и свободы в достижении личных целей. Это столкновение остро ощущается в личных связях, особенно когда приходится вместо одной жонглировать двумя «биографиями на рынке труда». Под этим авторы понимают то, что не только мужчины, но и все большее число женщин в течение своей жизни стремятся сделать карьеру. Раньше женщины охотнее работали вне дома только часть времени или отрывали значительное время от своей карьеры, чтобы растить детей. На эти формы поведения сейчас обращают меньше внимания, чем раньше. В наши дни и мужчины, и женщины делают упор на профессиональные и личные нужды. Бек и Бек-Герншейм заключают, что в наше время связи стали чем-то значительно большим, чем взаимоотношения. Предметами переговоров являются не только любовь, секс, дети, брак и домашние обязанности, но и взаимоотношения в вопросах работы, политики, экономики, профессии и неравенства. Современные пары сталкиваются с разнообразным выбором проблем — от обычных земных до фундаментальных. Вероятно, поэтому неудивительно, что между мужчинами и женщинами растет антагонизм. Бек и Бек-Герншейм утверждают, что «война полов» является «центральной драмой нашего времени», о чем свидетельствуют рост индустрии брачных агентств, числа семейных судов, групп супружеской самопомощи и уровня разводов. Но даже несмотря на то, что брак и семейная жизнь стали более хрупкими, чем когда-либо ранее, они все еще остаются очень важными для людей. Развод все более обычен, но высок и уровень повторных браков. Уровень рождаемости, может быть, и падает, но есть огромный спрос на лечение бесплодия. Все меньше людей вступают в брак, но желание жить с кем-то как часть пары определенно сохраняется. Что может объяснить эти противоречивые тенденции? Согласно авторам, ответ прост: любовь. Они утверждают, что сегодняшняя «война полов» является самым понятным из врзможных указанием на «любовный голод» среди людей. Ради любви люди женятся и разводятся; они вовлекаются в бесконечный круговорот надежд, разочарований и новых попыток. С одной стороны, трения между мужчинами и женщинами велики, но, с другой стороны, остается глубокая надежда и вера в возможность найти истинную любовь и удовлетворение. Может показаться, что «любовь» — слишком простое объяснение сложностей современного мира. Но Бек и Бек-Гернхейм утверждают, что именно потому, что наш мир так огромен, безличен, абстрактен и быстро меняется, любовь становится все более важным фактором. Согласно авторам, любовь — то единственное место, где люди могут обрести себя и соединиться с другими. В нашем мире неопределенности и риска любовь реальна. «Любовь — это поиск себя, жажда союза между мной и тобой, с общими телами и общими мыслями, безудержная тяга друг к другу, признание и прощение, понимание, подтверждение и поддержка во всем, что было и что есть, стремление к дому и вера в преодоление сомнений и страхов, порождаемых современной жизнью. Если ничто не кажется определенным и безопасным, если даже дышать опасно в нашем отравленном мире, тогда люди гонятся за обманчивыми снами любви, пока вдруг они не превращаются в ночные кошмары» {Beck and Beck-Gernsheim 1995, 175-176). Авторы утверждают, что любовь одновременно безысходна и утешительна. Это «мощная сила, подчиняющаяся собственным законам и накладывающая свой отпечаток на ожидания, страхи и манеру поведения людей». В нашем переменчивом мире она стала новым источником веры. Брак и развод в Великобритании
Брак и развод в Великобритании Правы ли Бек и Бек-Герншейм, когда они утверждают, что антагонизм между мужчиной и женщиной является «центральной драмой нашего времени»? Статистика числа браков и разводов в определенной степени поддерживает эту точку зрения. Рост числа разводов стал одной из наиболее важных тенденций, влияющих на структуру семьи во многих индустриальных странах, в том числе в Великобритании. В данном разделе мы подробнее проанализируем эти тенденции и некоторые их серьезные последствия. В течение многих веков брак на Западе считался практически нерасторжимым. Разводы допускались лишь в очень ограниченном числе случаев, например, при невозможности осуществлять брачные отношения. До сих пор в одной или двух индустриальных странах разводы не признаются. Но это сейчас редкий случай. Большинство стран быстро движется к тому, чтобы облегчить получение развода. Практически во всех индустриальных странах принята так называемая состязательная система. По этой системе для получения развода одна из сторон должна выдвинуть против другой обвинение (например, в жестокости, недостатке внимания или измене). Первые «независимые от вины» законы о разводах были приняты в ряде стран в середине 1960-х гг. С тех пор многие западные государства шли по одному пути, расходясь в некоторых деталях. В Великобритании Акт о реформе бракоразводных дел, облегчивший получение развода и содержавший положение о «независимости от вины», был принят в 1969 г. и вступил в силу в 1971 г. Принцип «независимости от вины» был подтвержден в новом законе, принятом в 1996 г. Между 1960-ми и 1970-ми гг. число разводов в Великобритании ежегодно возрастало на 9 % и к концу десятилетия удвоилось. К 1972 г. оно снова удвоилось, частично вследствие принятия Акта 1969 г., который сделал возможным формальное прекращение множества браков, уже давно к тому времени «умерших». С 1980 г. число разводов в какой-то степени стабилизировалось, хотя и остается очень высоким по сравнению с предыдущим периодом. Две пятых общего числа браков теперь заканчиваются разводом. 6 Социология Показатели числа разводов, очевидно, не являются прямыми индикаторами неудачных браков. С одной стороны, число разводов не включает людей, которые живут раздельно, но формально не разведены. С другой стороны, люди, несчастливые в браке, часто предпочитают оставаться вместе, потому что верят в святость брака, либо озабочены финансовыми и эмоциональными последствиями разрыва, либо хотят остаться вместе, чтобы создать детям «нормальную» семью. Почему же развод становится все более распространенным? Наряду с более широкими социальными изменениями, можно указать несколько факторов. За исключением очень малой доли крайне богатых людей, брак сегодня перестал быть связью, имеющей целью передавать от поколения к поколению собственность и социальный статус. По мере обретения женщинами экономической самостоятельности брак все реже является следствием необходимости экономического партнерства, как это было когда-то. Общий рост благосостояния приводит к тому, что в случае неудовлетворенности браком теперь стало значительно легче устроить собственную жизнь. Кроме того, разводы уже больше не несут на себе позорного клейма, и в какой-то степени это их стимулирует. Еще один важный фактор — растущая тенденция оценивать брак по степени личной удовлетворенности в нем. Растущее число разводов, вероятно, связано не глубоким разочарованием в браке как таковом, а с усиливающимся стремлением превратить его в полнокровный, приносящий удовлетворение союз. Неполные семьи Неполные семьи (семьи с одним родителем) получили за последние три десятилетия все более широкое распространение. Более чем 20 % несовершеннолетних детей живут сейчас в неполных семьях. 1лавой большинства этих семей — более 90 % — является женщина. К середине 1990-х гг. в Великобритании было 1,6 миллиона неполных семей, и их число растет (табл. 7.1). Как правило, эти семьи относятся к беднейшим слоям современного общества. Многие одинокие матери, независимо от того, были они замужем или нет, по-прежнему сталкиваются с социальным неодобрением и экономической незащищенностью. Правда, старые ярлыки, такие как «брошенные Глава 7. Семья Таблица 7.1 Семьи, возглавляемые родителями-одиночками, в процентах к общему числу семей с детьми на иждивении. Распределение по брачному статусу. Великобритания
Источник: General Household Survey. Office for National Statistics. From Social Trends. 30. 2000. Crown copyright. жены», «безотцовщина» или «разбитые семьи», постепенно исчезают. Категория семей с одним родителем неоднородна. Например, более половины овдовевших матерей являются владельцами своего жилья, тогда как большинство одиноких матерей, не состоявших в браке, снимает жилье. Одинокий родитель — состояние неустойчивое, и его границы часто размыты. В случае, когда человек теряет супруга (супругу), распад семьи очевиден, хотя даже в этом случае человек может жить один до распада семьи, если его половина какое-то время находится перед смертью в больнице. Однако около 60 % неполных семей сегодня — результат развода или прекращения отношений. Среди 1,6 млн неполных семей быстрее всего увеличивается категория одиноких никогда не вступавших в брак матерей. В 1997 г. они составляли 42 % от общего числа неполных семей. Трудно определить, сколько из этих матерей сами предпочли выращивать детей в одиночку. Большинство людей не хотят быть одинокими родителями, но есть растущее меньшинство тех, кто выбирает этот путь — воспитание одного или нескольких детей без всякой поддержки супруга или партнера. «Матери-одиночки по выбору» — удачное название тех одиноких матерей, которые обладают достаточными ресурсами, чтобы успешно управлять неполной семьей. Однако для большинства незамужних или никогда не бывших в браке матерей реаль- ность выглядит иначе: наблюдается высокая корреляция между показателями рождаемости вне брака и показателями бедности и социальной незащищенности. Как мы видели выше, эти влияния очень важны для объяснения высокой доли неполных семей среди живущих в Великобритании семей выходцев из Вест-Индии. Кроу и Харди доказывают, что большое количество «дорог», приводящих к неполным семьям и выводящих из них, означает, что неполные семьи в целом не представляют единой сплоченной группы (Cmw and Hardey 1992). Хотя неполные семьи могут испытывать определенные общие материальные или социальные затруднения, они не несут в себе черт коллективной идентичности. Многообразие путей, приводящих к одинокому материнству и выводящих из него, означает, что с точки зрения социальной политики трудно определить границы этого явления и спланировать его нужды. Повторный брак Заключение повторного брака может сопровождаться разными обстоятельствами. В некоторых подобных парах партнерам всего по двадцать с небольшим лет, и ни у кого из них нет детей от первого брака. Люди в возрасте тридцати-сорока лет нередко имеют одного или нескольких детей от предыдущего брака и вводят их в новую семью. У тех, кто повторно женится в пожилом возрасте, Брак и развод в Великобритании
дети, как правило, уже взрослые и никогда не живут в созданных родителями новых семьях. В новом браке также могут появиться дети. Каждый из партнеров может быть вдовым, разведенным или вступать в брак впервые — всего возможно до восьми различных комбинаций. Любые обобщения, касающиеся повторных браков, должны быть крайне осторожными. Однако имеет смысл отметить некоторые общие черты. В 1900 г. девять десятых всех браков в Великобритании заключались людьми, вступающими в брак впервые. Из вступающих в повторный брак в большинстве случаев хотя бы один был вдовцом. С ростом числа разводов количество повторных браков также стало расти, и заметное число заключающих брак повторно составили разведенные. В 1971 г. 20 % браков были повторными; сейчас доля повторных браков достигла 40 %. Сегодня в двадцати восьми случаях браков из каждых ста хотя бы один из партнеров уже состоял в браке. Большую часть вступающих в брак вторично в возрасте до 35 лет составляют разведенные. После этого возраста доля вступающих в брак вдов и вдовцов возрастает, а после 55 лет число таких повторных браков больше, чем число браков после развода. Возможно, это покажется странным, но лучший способ повысить шансы вступить в брак как для мужчин, так и для женщин, — уже побывать в другом браке! Разведенные с большей вероятностью снова вступают в брак, чем одинокие люди этой же возрастной категории. Во всех возрастных группах разведенные мужчины вступают в брак чаще, чем разведенные женщины: из каждых четырех разведенных женщин в брак вступают три, а из каждых шести мужчин — пятеро. Если судить по статистике, повторные браки менее удачны, чем первые. Число разводов после повторных браков выше, чем после первых. Конечно, это не означает, что повторные браки заранее обречены на неудачу. Люди, прошедшие через развод, ожидают от брака большего, чем те, у кого не было опыта. Следовательно, они в большей степени готовы расторгнуть новые браки, чем те, кто только что их заключил. Возможно, что повторные браки, которые удается сохранить, в среднем могут быть более удачными, чем первые. Восстановленные семьи Термин восстановленная семья относится к семье, в которой хотя бы один из взрослых имеет детей от предыдущих связи или брака. Такие семьи часто называют сводными семьями. С восстановленными семьями связаны определенные радости и преимущества и, в конечном итоге, рост числа расширенных семей. Но могут возникнуть и определенные проблемы. Во-первых, обычно где-то живет биологический родитель, и его влияние на детей может быть достаточно сильным. Во-вторых, взаимоотношения разведенных нередко ухудшаются после вступления одного или обоих в новый брак. Например, женщина с двумя детьми выходит замуж за мужчину, у которого также двое детей, и все они живут вместе. Если «внешние» родители будут настаивать, чтобы дети навещали их так же, как и раньше, то трения, связанные с превращением новой семьи в единое целое, будут усиливаться. Например, для новой семьи может оказаться невозможным проводить выходные дни вместе. В-третьих, в восстановленных семьях объединяются дети с разным прошлым, имеющие самые разные представления о подобающем поведении в семье. Поскольку немало сводных детей «принадлежит» к двум домам, велика возможность столкновений различных привычек и мировоззрений. Вот слова мачехи, описывающей свой опыт, после того как проблемы, с которыми она столкнулась, привели к разрыву. «Во многом это моя вина. Вы не можете делать то, что могли бы в обычных условиях сделать с своим собственным ребенком, поэтому вы ощущаете себя виноватой, но если у вас возникнет нормальная реакция на его поведение и вы рассердитесь, то тоже будете чувствовать себя виноватой. Вы все время боитесь оказаться несправедливой. Ее (приемной дочери) отец и я не можем договориться. Если я приструниваю ее, он говорит, что я к ней придираюсь. Чем больше он ее распускает, тем больше я кажусь придирой... Я хотела дать ей что-то, стать частью жизни, которую она утратила, но, вероятно, у меня не хватило гибкости. (Smith 1990, 42). Практически отсутствуют нормы, которые регулировали бы отношения между сводными родителями и их пасынками. Должен ли ребенок называть своего отчима или мачеху по имени или больше подходит обращение «папа» или «мама»? Должен ли сводный родитель приучать детей к дисциплине так же, Глава 7. Семья Карол Смарт и Брен Неал: Осколки семьи? С 1994 по 1996 гг. Карол Смарт и Брен Неал провели два этапа интервью с группой из шестидесяти родителей Западного Йоркшира, которые либо разошлись, либо развелись после принятия Закона о детях 1989 г. Этот закон изменил ситуацию, с которой сталкиваются родители и дети при разводе, отменив старые понятия «опеки» и «доступа». Таким образом, родители уже не чувствуют, что им приходится сражаться за своих детей. Закон разъяснил, что законные связи между родителями и их детьми не нарушаются при разводе, а также призвал родителей разделить между собой воспитание детей и потребовал от судей и других лиц больше прислушиваться к мнению детей. Смарт и Неал заинтересовались тем, каким образом изначально формируется характер воспитания детей после развода и как он меняется с течением времени. При исследовании они сравнивали ожидания родителей относительно воспитания детей после развода с той «реальностью», с которой они столкнулись через один год. Смарт и Неал обнаружили, что воспитание детей после развода включает процесс непрерывного урегулирования, которого многие родители не ожидали и к которому не были подготовлены. Методы воспитания, работавшие у команды из двух родителей, не обязательно оказывались успешными в неполных семьях. Родители были вынуждены постоянно переоценивать свои подходы к воспитанию, причем не только в отношении «больших решений», касающихся своих детей, но и в отношении повседневных аспектов ухода за детьми, которые теперь распределились на два дома вместо одного. После развода родители сталкиваются с двумя противоположными требованиями — их собственной потребности жить отдельно и на расстоянии от бывшего супруга и необходимости оставаться связанными при исполнении общих родительских обязанностей. Смарт и Неал обнаружили, что жизненный опыт воспитания после развода необычайно неустойчив и со временем меняется. При опросе через год после развода многие родители могли оглянуться назад на начальные стадии воспитания в одиночку и оценить принятые тогда воспитательные решения. Часто родители переоценивают свое поведение с учетом своих изменившихся взглядов. Например, многие родители беспокоились о том вреде, который будет нанесен их детям в результате развода, но не знали, как трансформировать свои страхи и чувство вины в конкретные действия. Это привело некоторых родителей к тому, что они слишком крепко держали детей около себя или рассматривали их как «взрослых» наперсников. В других случаях это приводило к враждебности, отчуждению и потере содержательных контактов. Согласно авторам, в средствах массовой информации и среди политиков бытует неявное, а ино-
как это делают настоящие родители? Как вести себя сводному родителю по отношению к новому супругу своего бывшего партнера, на время забирая детей к себе? Тип родственных отношений, вызванный появлением восстановленных семей, достаточно новый для современных западных обществ, как новы трудности, возникающие в повторном браке, следующем за разводом. Члены таких семей разрабатывают собственные способы адаптации к своим сравнительно новым обстоятельствам. Некоторые ученые говорят сейчас о бинуклеарных семьях, имея в виду, что два дома, образовавшихся после развода, продолжают составлять одну семейную систему, в которую вовлечены дети. Перед лицом столь глубоких и запутанных преобразований, может быть, наиболее подходящий вывод таков: в то время как разводы разрушают браки, семьи тем не менее сохраняются. Особенно там, где вовлечены де- ти, множество уз, существовавших до развода, сохраняется, несмотря на то, что после повторных браков возникают новые связи в восстановленных семьях. «Отсутствующий отец» Период с конца 1930-х до 1970-х гг. иногда называют периодом «безотцовщины». В течение Второй мировой войны многие отцы, находившиеся на военной службе, редко видели своих детей. В послевоенный период женщины в значительной части семей не имели оплачиваемой работы и сидели дома, воспитывая детей. Отец был главным кормильцем и поэтому весь день был на работе. Он имел возможность общаться с детьми только по вечерам или в выходные дни. Позднее, с ростом числа разводов и числа неполных семей, термин отсутствующий отец стал означать нечто другое. Так стали Брак и развод в Великобритании
гда и явное предположение, что после развода взрослые забывают про мораль и начинают действовать эгоистично и в собственных интересах. В один миг исчезают мягкость, щедрость, компромисс и чуткость; моральные устои, в рамках которых ранее принимались решения относительно семьи и благополучия, отбрасываются. Беседы Смарт и Неала с разведенными родителями заставили их опровергнуть такое мнение. Они утверждают, что родители действуют при воспитании детей в рамках морали, но, возможно, ее лучше понимать как мораль заботы, а не как мораль в полном смысле этого слова, основанную на наборе определенных принципов и верований. Смарт и Неал говорят, что когда родители заботятся о своих детях, появляются решения о том, «как сделать лучше». Эти решения очень сильно привязаны к ситуации; родители должны взвесить большое число проблем, включая то, как решение повлияет на детей, подходящее ли выбрано время для его принятия и какие опасные последствия оно может иметь для взаимоотношений со вторым родителем. Рассмотрим письмо, полученное от одинокой матери, бывший муж которой предложил взять их детей под опеку. «Я сказала: „Ладно, если ты действительно чувствуешь, что можешь присматривать за детьми все время, не лучше ли попробовать сначала провести с ними уик-энд и посмотреть, что получилось. А затем, может быть, после уик-энда можно попробовать дать их тебе на всю неделю и посмотреть, как ты справишься с ними". Он пришел в совершенную ярость, так как вбил себе в голову, что должен сидеть с детьми, поэтому он сказал: „Нет". Я ответила: „В таком случае я не готова даже обсуждать это, так как я чувствую, что ты просто не понимаешь, насколько это тяжело, ты уже три года не был с детьми полный день, мне кажется, что ты не готов к этому. Я чувствую, тебе надо взять их на полный день и попробовать отводить их в школу, забирать их из школы, готовить еду, чистить одежду, стирать и гладить белье, мыть их, помогать с домашними заданиями, ухаживать за ними, если они больны. А затем мы заново обсудим и оценим ситуацию"» [Smart and Neal 1999). В данном случае мать пытается определить, «как следует поступить», взвешивая множество факторов. С учетом сложных взаимоотношений с бывшим супругом и необходимостью защитить успехи в собственном саморазвитии, она все же пытается конструктивно действовать вместе с ним в интересах детей. Смарт и Неал заключают, что развод влечет за собой изменение обстоятельств, которые редко когда удается «наладить» раз и навсегда. Успешное воспитание детей после развода требует постоянного сотрудничества и обсуждения. Хотя Закон о детях 1989 г. добавил необходимую гибкость в оформление воспитания детей после развода, акцент на благополучие ребенка может привести к пересмотру критической роли, которую играет качество отношений между разведенными родителями.
называть отцов, которые в результате разрыва или развода сохранили лишь случайные контакты со своими детьми или вообще потеряли с ними связь. Как в Великобритании, так и в Соединенных Штатах, где уровень разводов один из самых высоких в мире, такая ситуация вызвала напряженные дебаты. Некоторые ученые заявили о «смерти отца». Придерживающиеся самых разных точек зрения социологи и комментаторы указали на растущую долю семей без отцов как на ключ к пониманию совокупности социальных проблем от растущей преступности до растущих, как грибы, социальных пособий для поддержки детей. Некоторые утверждали, что дети никогда не станут полезными членами социальной группы, пока они не столкнутся в своем непосредственном окружении с постоянными примерами переговоров, сотрудничества и компромисса между взрослыми (Dennis and Erdos 1992). Согласно этим рассуждениями, мальчики, выросшие без отцов, будут бороться за то, чтобы самим стать успешными родителями. Несколько иной подход к спорам о «кризисе родителей-мужчин» высказал Френсис Фукуяма. В книге «Конец порядка» (Fukuyama 1997) Фукуяма показывает, что корни «большого раскола» семьи — в растущем уровне женской занятости. Он не утверждает, что работающие женщины пренебрегают своими обязанностями по воспитанию детей, а говорит о том, что мужчины теперь воспринимают женщин как более независимых и способных позаботиться обо всех детях, которых они породили. Если молодые мужчины в какой-то момент чувствуют себя обязанными взять ответственность за свои действия, то эмансипация женщин, как это не смешно, может привести к тому, что мужчины будут вести себя свободнее, чем раньше. Глава 7. Семья Меняющиеся отношения Похоже, что на изменение характера семейной жизни и высокий уровень разводов во многом влияют существенные классовые различия. В книге «Семья на неверном пути» Лилиан Рубин провела беседы с членами тридцати двух семей из рабочего класса (Rubin 1994). Она пришла к выводу, что, по сравнению с семьями из среднего класса, родители из рабочего класса более традиционный Те нормы, которые приняли родители среднего класса, например, открытое признание добрачного секса, в основном отвергаются представителями рабочего класса, даже если они не религиозны. В семьях рабочих сильнее проявляется конфликт поколений. В опросе Рубин молодые люди признали, что их отношение к сексуальному поведению, браку и разделению полов отличается от родительского. Однако они настаивали, что их поведение не является одним лишь поиском удовольствий. Просто они придерживаются других ценностей по сравнению с людьми старших поколений. Рубин обнаружила, что опрошенные молодые женщины в значительно большей степени, чем поколение их родителей, двойственно относятся к браку. Они абсолютно уверены в недостатках мужчин и говорят об использовании доступных возможностей и более полном и открытом стиле жизни по сравнению с тем, который был возможен для их матерей. У мужчин сдвиг между поколениями в отношении к браку не столь велик. Исследование Рубин было проведено в США, но оно хорошо согласуется с аналогичными исследованиями в Великобритании и других европейских странах. Элен Уилкинсон и Джефф Малган провели два масштабных опроса мужчин и женщин в возрасте от 18 до 34 лет в Великобритании (Wilkinson 1994; Wilkinson and Mulgan 1995). Они обнаружили существенные изменения, особенно во взглядах женщин, а также тот факт, что ценности 18-34-летнего поколения в целом отличаются от тех, которые сохранили более старшие поколения Великобритании. Среди молодых женщин распространено желание «самостоятельности и самореализации, в равной степени через семью и работу», а также «признание ценности риска, эмоциональной встряски и изменений». В этом смысле существует растущее сближение между традиционными ценностями мужчин и новыми ценностями женщин. Как говорят Уилкинсон и Малган, ценности молодого поколения сформировались унаследованными ими свободами, во многом недоступными старшим поколениям, — свободой женщины работать и самой регулировать деторождение, свободой мобильности для обоих полов и свободой определять собственный стиль жизни. Такие свободы приводят к большей открытости, щедрости и толерантности; однако они могут породить и узкий эгоистичный индивидуализм и недостаток заботы о ближних. Из числа опрошенных 29 % женщин и 51 % мужчин желали подождать с появлением детей как можно дольше. Из женщин в возрасте от 18 до 24 лет 75% были уверены, что родители-одиночки могут воспитывать детей так же, как семейные пары. Исследование показало, что брак потерял привлекательность как для мужчин, так и для женщин в этой возрастной группе.
Американские исследователи, принимавшие активное участие в дискуссии, во многом находились под влиянием обсуждения этого же вопроса в Великобритании. В своей книге «Америка без отцов» Дэвид Бланкенхорн утверждает, что общества с высоким уровнем разводов сталкиваются не только с безотцовщиной, но с эрозией самой идеи отцовства, что приводит к губительным социальным последствиям, поскольку многие дети растут, не имея рядом с собой авторитетной личности, к которой они могли бы в случае нужды обратиться за помощью (Blankenhorn 1995). Брак и отцовство до сего дня во всех обществах является средством целенаправленного устремления сексуальной и агрессивной энергии мужчин. В противном случае такие виды энергии чаще всего направляются в преступность и насилие. Как отметил один из рецензентов книги Бланкенхорна, «лучше иметь папу, который, придя домой после отвратительной работы, садится с кружкой пива перед телевизором, чем не иметь папы вообще» (The Economist. 8 April 1995. P. 121). Так ли это? Вопрос об отсутствующих отцах перекрывается с более общим вопросом о влиянии развода на детей, а здесь, как мы видели, интерпретация доступных свидетельств далеко не ясна. Как замечает тот же рецензент: «Разве головорез-отец не плодит головорезов-детей? Разве все отцы хороши для семьи?» Некоторые ученые считают, что ключевой вопрос не в том, есть ли отец, а в том, насколько он участвует в семейной жизни и воспита- Изменение типов семьи. Этническое разнообразие в Великобритании
нии детей. Иными словами, внешняя сторона семейной жизни может быть не столь существенной по сравнению с качеством ухода, внимания и поддержки, которые дети получают от членов семьи. Хотя феномен «безотцовщины» содержит в себе неявное осуждение мужчин за «моральную безответственность», у молодых мужчин находятся защитники, доказывающие, что эти мужчины часто полны надежд стать отцами. Однако, поскольку у них нет навыков такого рода взаимоотношений и достаточной поддержки, они забывают о детях, которые в результате растут озлобленными и одинокими. В Соединенных Штатах и Великобритании «кризис отцовства» породил растущее число групп помощи для мужчин, которые хотят стать лучшими, чем они есть, отцами. В Соединенных Штатах для развития семейных и отцовских навыков работают такие группы, как Хранители надежды и Национальная отцовская инициатива. В сообществах чернокожих внимание к большому числу возглавляемых женщинами неполных семей пытаются привлечь акции типа Марша миллиона мужчин, организованной обществом Исламская нация. Женщины, остающиеся бездетными Опрос, проведенный в 1976 г. Британским советом по созданию семьи, показал, что только 1 % замужних женщин не хотел иметь детей. В недавнем докладе Департамента по опросам населения, наоборот, предсказывается, что 20% женщин, родившихся между I960 и 1990 гг., останутся бездетными по собственному желанию. В наши дни женщины в Великобритании приходят к решению завести ребенка в контексте других жизненных целей, включая стремление к успеху в работе и автономности личной жизни. Бездетная женщина уже не выглядит унылой старой девой. Замужем она или нет, женщина может принять решение остаться бездетной в качестве подтверждения своей свободы выбора. Но есть и отрицательные моменты. Возникшие в Великобритании новые возможности для профессионального роста мало что изменили в социальном обеспечении отпусков по беременности и уходу за детьми. Многие могут опасаться иметь детей из-за боязни возможного развода и скатывания в нищету. Уровень рождаемости в Великобритании и почти во всех западноевропейских странах падает. Среднее значение 1,73 ребенка на одну женщину в Великобритании несколько выше, чем в большинстве стран Европейского Союза, но ниже, чем необходимое для поддержания численности населения на сегодняшнем уровне значение 2,1 ребенка на одну женщину. Самый низкий уровень рождаемости в мире приходится на Италию — 1,2 ребенка на одну женщину. Ожидается, что «детский кризис» приведет в следующей четверти века к уменьшению численности населения в стране с 57,3 до 51,3 млн чел. Изменение типов семьи. Этническое разнообразие В Великобритании С учетом многообразия культурных различий в современной Великобритании существуют значительные вариации форм семьи и брака. Среди наиболее поразительных — различия между формами семьи у белых и небелых граждан. Мы должны понять причину этого. Результаты недавних исследований состава семей среди этнических меньшинств в Великобритании приведены на рис. 7.1 и 7.2 и в табл. 7.2. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.181 (0.015 с.)