Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые взгляды на социологию семьи

Поиск

Проведенные в последние несколько десяти­летий теоретические и эмпирические исследо­вания, основанные на феминистских взглядах, увеличили интерес к проблемам семьи как среди ученых, так и среди населения. В наш повседневный словарь вошли такие термины, как «вторая смена», под которым понимается двойственная роль женщины на работе и дома. Однако, поскольку феминистские исследова­ния семьи часто ограничивались конкретны­ми вопросами в рамках домашней сферы, они не всегда отражали более широкие тенденции и влияния, имеющие место вне дома.


В последнее десятилетие появилось за­метное количество социологической литера­туры по вопросам семьи, в которых высказы­ваются близкие к феминизму, но не совсем совпадающие с ним взгляды. Особое внима­ние привлекают происходящие значительные преобразования форм семьи — образование и распад семей и семейств, и меняющиеся ожидания в рамках личных взаимосвязей ин­дивидов. Рост числа разводов и неполных се­мей, возникновение «восстановленных семей» и семей геев, популярность сожительства — все эти факты вызывают тревогу. И все эти преобразования невозможно понять без учета более широких изменений, возникших в самое последнее время. Если мы хотим уловить связь между изменениями личности и более общими характерными изменениями в обществе, сле­дует уделить внимание тем сдвигам, которые возникли на социальном и даже глобальном уровнях. Один из самых важных вкладов в эту литературу был сделан семейной парой Уль-рихом Беком и Элизабет Бек-1ерншейм.



Глава 7. Семья


 


Бек и Бек-Герншейм

В книге «Нормальный хаос любви» Ульрих Бек и Элизабет Бек-Герншейм исследуют бур­ную природу личных взаимоотношений, бра­ков и видов семей на фоне быстро меняющего­ся мира (Beck and Beck-Gernsheim 1995). Они утверждают, что традиции, правила и уста­новки, которые используются для того, что­бы управлять взаимоотношениями личностей, более неприменимы, и индивиды сталкивают­ся с бесконечным рядом возможностей для создания, приспособления, исправления или разрушения союзов, которые они образуют с другими. Тот факт, что сейчас вступают в брак добровольно, а не по экономическим соображениям или по настоянию семьи, при­водит как к свободе, так и к новым ограни­чениям. На самом деле, заключают авторы, такие браки требуют много тяжелой работы и усилий.

Бек и Бек-Герншейм считают, что наша жизнь заполнена сталкивающимися интереса­ми семьи, работы, любви и свободы в до­стижении личных целей. Это столкновение остро ощущается в личных связях, особен­но когда приходится вместо одной жонгли­ровать двумя «биографиями на рынке труда». Под этим авторы понимают то, что не толь­ко мужчины, но и все большее число жен­щин в течение своей жизни стремятся сделать карьеру. Раньше женщины охотнее работали вне дома только часть времени или отры­вали значительное время от своей карьеры, чтобы растить детей. На эти формы поведе­ния сейчас обращают меньше внимания, чем раньше. В наши дни и мужчины, и женщины делают упор на профессиональные и личные нужды. Бек и Бек-Герншейм заключают, что в наше время связи стали чем-то значительно большим, чем взаимоотношения. Предметами переговоров являются не только любовь, секс, дети, брак и домашние обязанности, но и вза­имоотношения в вопросах работы, полити­ки, экономики, профессии и неравенства. Со­временные пары сталкиваются с разнообраз­ным выбором проблем — от обычных земных до фундаментальных.

Вероятно, поэтому неудивительно, что между мужчинами и женщинами растет анта­гонизм. Бек и Бек-Герншейм утверждают, что «война полов» является «центральной драмой нашего времени», о чем свидетельствуют рост индустрии брачных агентств, числа семейных


судов, групп супружеской самопомощи и уров­ня разводов. Но даже несмотря на то, что брак и семейная жизнь стали более хрупкими, чем когда-либо ранее, они все еще остаются очень важными для людей. Развод все более обы­чен, но высок и уровень повторных браков. Уровень рождаемости, может быть, и падает, но есть огромный спрос на лечение бесплодия. Все меньше людей вступают в брак, но жела­ние жить с кем-то как часть пары определенно сохраняется. Что может объяснить эти проти­воречивые тенденции?

Согласно авторам, ответ прост: любовь. Они утверждают, что сегодняшняя «война по­лов» является самым понятным из врзможных указанием на «любовный голод» среди людей. Ради любви люди женятся и разводятся; они вовлекаются в бесконечный круговорот на­дежд, разочарований и новых попыток. С од­ной стороны, трения между мужчинами и жен­щинами велики, но, с другой стороны, остается глубокая надежда и вера в возможность найти истинную любовь и удовлетворение.

Может показаться, что «любовь» — слиш­ком простое объяснение сложностей совре­менного мира. Но Бек и Бек-Гернхейм утвер­ждают, что именно потому, что наш мир так огромен, безличен, абстрактен и быстро ме­няется, любовь становится все более важным фактором. Согласно авторам, любовь — то единственное место, где люди могут обре­сти себя и соединиться с другими. В на­шем мире неопределенности и риска любовь реальна.

«Любовь — это поиск себя, жажда союза между мной и тобой, с общими телами и общими мыслями, безудержная тяга друг к другу, при­знание и прощение, понимание, подтвержде­ние и поддержка во всем, что было и что есть, стремление к дому и вера в преодоление со­мнений и страхов, порождаемых современной жизнью. Если ничто не кажется определенным и безопасным, если даже дышать опасно в на­шем отравленном мире, тогда люди гонятся за обманчивыми снами любви, пока вдруг они не превращаются в ночные кошмары» {Beck and Beck-Gernsheim 1995, 175-176).

Авторы утверждают, что любовь одновре­менно безысходна и утешительна. Это «мощ­ная сила, подчиняющаяся собственным зако­нам и накладывающая свой отпечаток на ожи­дания, страхи и манеру поведения людей». В нашем переменчивом мире она стала но­вым источником веры.


Брак и развод в Великобритании



 


Брак и развод в Великобритании

Правы ли Бек и Бек-Герншейм, когда они утверждают, что антагонизм между мужчиной и женщиной является «центральной драмой нашего времени»? Статистика числа браков и разводов в определенной степени поддер­живает эту точку зрения. Рост числа разводов стал одной из наиболее важных тенденций, влияющих на структуру семьи во многих ин­дустриальных странах, в том числе в Вели­кобритании. В данном разделе мы подробнее проанализируем эти тенденции и некоторые их серьезные последствия.

В течение многих веков брак на Западе считался практически нерасторжимым. Разво­ды допускались лишь в очень ограниченном числе случаев, например, при невозможнос­ти осуществлять брачные отношения. До сих пор в одной или двух индустриальных странах разводы не признаются. Но это сейчас редкий случай. Большинство стран быстро движется к тому, чтобы облегчить получение развода. Практически во всех индустриальных странах принята так называемая состязательная си­стема. По этой системе для получения развода одна из сторон должна выдвинуть против дру­гой обвинение (например, в жестокости, недо­статке внимания или измене). Первые «незави­симые от вины» законы о разводах были при­няты в ряде стран в середине 1960-х гг. С тех пор многие западные государства шли по од­ному пути, расходясь в некоторых деталях. В Великобритании Акт о реформе бракораз­водных дел, облегчивший получение развода и содержавший положение о «независимости от вины», был принят в 1969 г. и вступил в силу в 1971 г. Принцип «независимости от вины» был подтвержден в новом законе, принятом в 1996 г.

Между 1960-ми и 1970-ми гг. число раз­водов в Великобритании ежегодно возраста­ло на 9 % и к концу десятилетия удвоилось. К 1972 г. оно снова удвоилось, частично вслед­ствие принятия Акта 1969 г., который сделал возможным формальное прекращение множе­ства браков, уже давно к тому времени «умер­ших». С 1980 г. число разводов в какой-то степени стабилизировалось, хотя и остается очень высоким по сравнению с предыдущим периодом. Две пятых общего числа браков теперь заканчиваются разводом.

6 Социология


Показатели числа разводов, очевидно, не являются прямыми индикаторами неудачных браков. С одной стороны, число разводов не включает людей, которые живут раздель­но, но формально не разведены. С другой стороны, люди, несчастливые в браке, часто предпочитают оставаться вместе, потому что верят в святость брака, либо озабочены фи­нансовыми и эмоциональными последствия­ми разрыва, либо хотят остаться вместе, чтобы создать детям «нормальную» семью.

Почему же развод становится все более распространенным? Наряду с более широки­ми социальными изменениями, можно указать несколько факторов. За исключением очень малой доли крайне богатых людей, брак се­годня перестал быть связью, имеющей це­лью передавать от поколения к поколению собственность и социальный статус. По мере обретения женщинами экономической само­стоятельности брак все реже является след­ствием необходимости экономического парт­нерства, как это было когда-то. Общий рост благосостояния приводит к тому, что в слу­чае неудовлетворенности браком теперь ста­ло значительно легче устроить собственную жизнь. Кроме того, разводы уже больше не не­сут на себе позорного клейма, и в какой-то степени это их стимулирует. Еще один важ­ный фактор — растущая тенденция оценивать брак по степени личной удовлетворенности в нем. Растущее число разводов, вероятно, связано не глубоким разочарованием в браке как таковом, а с усиливающимся стремлением превратить его в полнокровный, приносящий удовлетворение союз.

Неполные семьи

Неполные семьи (семьи с одним родителем) получили за последние три десятилетия все более широкое распространение. Более чем 20 % несовершеннолетних детей живут сей­час в неполных семьях. 1лавой большинства этих семей — более 90 % — является женщи­на. К середине 1990-х гг. в Великобритании было 1,6 миллиона неполных семей, и их чис­ло растет (табл. 7.1). Как правило, эти семьи относятся к беднейшим слоям современного общества. Многие одинокие матери, незави­симо от того, были они замужем или нет, по-прежнему сталкиваются с социальным неодоб­рением и экономической незащищенностью. Правда, старые ярлыки, такие как «брошенные



Глава 7. Семья


Таблица 7.1

Семьи, возглавляемые родителями-одиночками, в процентах к общему числу семей с детьми на иждивении. Распределение по брачному статусу. Великобритания

 

          1991-1992 1996-1997 1998-1999
Матери-одиночки Одиночки Вдовы Разведенные Расставшиеся 2 2 2 2 3 2 2 2 4 2 3 16 6 16 4 7 16 5 9 1 8 5
Все одинокие матери              
Отцы-одиночки              
Женатые/сожительствующие пары              
Всего семей с детьми на иждивении              

Источник: General Household Survey. Office for National Statistics. From Social Trends. 30. 2000. Crown copyright.


жены», «безотцовщина» или «разбитые семьи», постепенно исчезают.

Категория семей с одним родителем не­однородна. Например, более половины овдо­вевших матерей являются владельцами своего жилья, тогда как большинство одиноких мате­рей, не состоявших в браке, снимает жилье. Одинокий родитель — состояние неустойчи­вое, и его границы часто размыты. В случае, когда человек теряет супруга (супругу), рас­пад семьи очевиден, хотя даже в этом случае человек может жить один до распада семьи, если его половина какое-то время находится перед смертью в больнице. Однако около 60 % неполных семей сегодня — результат развода или прекращения отношений.

Среди 1,6 млн неполных семей быстрее всего увеличивается категория одиноких ни­когда не вступавших в брак матерей. В 1997 г. они составляли 42 % от общего числа не­полных семей. Трудно определить, сколько из этих матерей сами предпочли выращи­вать детей в одиночку. Большинство людей не хотят быть одинокими родителями, но есть растущее меньшинство тех, кто выбирает этот путь — воспитание одного или нескольких детей без всякой поддержки супруга или парт­нера. «Матери-одиночки по выбору» — удач­ное название тех одиноких матерей, кото­рые обладают достаточными ресурсами, что­бы успешно управлять неполной семьей. Од­нако для большинства незамужних или ни­когда не бывших в браке матерей реаль-


ность выглядит иначе: наблюдается высокая корреляция между показателями рождаемости вне брака и показателями бедности и со­циальной незащищенности. Как мы видели выше, эти влияния очень важны для объяс­нения высокой доли неполных семей среди живущих в Великобритании семей выходцев из Вест-Индии.

Кроу и Харди доказывают, что большое количество «дорог», приводящих к неполным семьям и выводящих из них, означает, что неполные семьи в целом не представляют единой сплоченной группы (Cmw and Hardey 1992). Хотя неполные семьи могут испыты­вать определенные общие материальные или социальные затруднения, они не несут в себе черт коллективной идентичности. Многооб­разие путей, приводящих к одинокому мате­ринству и выводящих из него, означает, что с точки зрения социальной политики трудно определить границы этого явления и сплани­ровать его нужды.

Повторный брак

Заключение повторного брака может сопро­вождаться разными обстоятельствами. В не­которых подобных парах партнерам всего по двадцать с небольшим лет, и ни у ко­го из них нет детей от первого брака. Люди в возрасте тридцати-сорока лет нередко имеют одного или нескольких детей от предыдуще­го брака и вводят их в новую семью. У тех, кто повторно женится в пожилом возрасте,


Брак и развод в Великобритании



 


дети, как правило, уже взрослые и никогда не живут в созданных родителями новых се­мьях. В новом браке также могут появиться дети. Каждый из партнеров может быть вдо­вым, разведенным или вступать в брак впер­вые — всего возможно до восьми различных комбинаций. Любые обобщения, касающие­ся повторных браков, должны быть крайне осторожными. Однако имеет смысл отметить некоторые общие черты.

В 1900 г. девять десятых всех браков в Ве­ликобритании заключались людьми, вступаю­щими в брак впервые. Из вступающих в по­вторный брак в большинстве случаев хотя бы один был вдовцом. С ростом числа разво­дов количество повторных браков также стало расти, и заметное число заключающих брак повторно составили разведенные. В 1971 г. 20 % браков были повторными; сейчас доля повторных браков достигла 40 %.

Сегодня в двадцати восьми случаях бра­ков из каждых ста хотя бы один из партнеров уже состоял в браке. Большую часть вступа­ющих в брак вторично в возрасте до 35 лет составляют разведенные. После этого возрас­та доля вступающих в брак вдов и вдовцов возрастает, а после 55 лет число таких по­вторных браков больше, чем число браков после развода.

Возможно, это покажется странным, но лучший способ повысить шансы вступить в брак как для мужчин, так и для женщин, — уже побывать в другом браке! Разведенные с боль­шей вероятностью снова вступают в брак, чем одинокие люди этой же возрастной катего­рии. Во всех возрастных группах разведен­ные мужчины вступают в брак чаще, чем разведенные женщины: из каждых четырех разведенных женщин в брак вступают три, а из каждых шести мужчин — пятеро. Ес­ли судить по статистике, повторные браки менее удачны, чем первые. Число разводов после повторных браков выше, чем после первых.

Конечно, это не означает, что повторные браки заранее обречены на неудачу. Люди, прошедшие через развод, ожидают от брака большего, чем те, у кого не было опыта. Сле­довательно, они в большей степени готовы расторгнуть новые браки, чем те, кто только что их заключил. Возможно, что повторные браки, которые удается сохранить, в среднем могут быть более удачными, чем первые.


Восстановленные семьи

Термин восстановленная семья относится к семье, в которой хотя бы один из взрос­лых имеет детей от предыдущих связи или брака. Такие семьи часто называют сводными семьями. С восстановленными семьями связа­ны определенные радости и преимущества и, в конечном итоге, рост числа расширенных семей. Но могут возникнуть и определенные проблемы. Во-первых, обычно где-то живет биологический родитель, и его влияние на де­тей может быть достаточно сильным. Во-вто­рых, взаимоотношения разведенных нередко ухудшаются после вступления одного или обо­их в новый брак. Например, женщина с двумя детьми выходит замуж за мужчину, у которого также двое детей, и все они живут вместе. Если «внешние» родители будут настаивать, чтобы дети навещали их так же, как и раньше, то тре­ния, связанные с превращением новой семьи в единое целое, будут усиливаться. Например, для новой семьи может оказаться невозмож­ным проводить выходные дни вместе.

В-третьих, в восстановленных семьях объединяются дети с разным прошлым, име­ющие самые разные представления о подоба­ющем поведении в семье. Поскольку немало сводных детей «принадлежит» к двум домам, велика возможность столкновений различных привычек и мировоззрений. Вот слова мачехи, описывающей свой опыт, после того как про­блемы, с которыми она столкнулась, привели к разрыву.

«Во многом это моя вина. Вы не можете делать то, что могли бы в обычных условиях сделать с своим собственным ребенком, поэтому вы ощущаете себя виноватой, но если у вас воз­никнет нормальная реакция на его поведение и вы рассердитесь, то тоже будете чувство­вать себя виноватой. Вы все время боитесь оказаться несправедливой. Ее (приемной до­чери) отец и я не можем договориться. Если я приструниваю ее, он говорит, что я к ней придираюсь. Чем больше он ее распускает, тем больше я кажусь придирой... Я хотела дать ей что-то, стать частью жизни, которую она утратила, но, вероятно, у меня не хватило гибкости. (Smith 1990, 42).

Практически отсутствуют нормы, кото­рые регулировали бы отношения между свод­ными родителями и их пасынками. Должен ли ребенок называть своего отчима или мачеху по имени или больше подходит обращение «папа» или «мама»? Должен ли сводный ро­дитель приучать детей к дисциплине так же,



Глава 7. Семья


Карол Смарт и Брен Неал: Осколки семьи?


С 1994 по 1996 гг. Карол Смарт и Брен Неал провели два этапа интервью с группой из шести­десяти родителей Западного Йоркшира, которые либо разошлись, либо развелись после принятия Закона о детях 1989 г. Этот закон изменил ситуа­цию, с которой сталкиваются родители и дети при разводе, отменив старые понятия «опеки» и «до­ступа». Таким образом, родители уже не чувству­ют, что им приходится сражаться за своих детей. Закон разъяснил, что законные связи между ро­дителями и их детьми не нарушаются при разво­де, а также призвал родителей разделить между собой воспитание детей и потребовал от судей и других лиц больше прислушиваться к мнению детей. Смарт и Неал заинтересовались тем, ка­ким образом изначально формируется характер воспитания детей после развода и как он меня­ется с течением времени. При исследовании они сравнивали ожидания родителей относительно воспитания детей после развода с той «реально­стью», с которой они столкнулись через один год. Смарт и Неал обнаружили, что воспитание детей после развода включает процесс непре­рывного урегулирования, которого многие роди­тели не ожидали и к которому не были подго­товлены. Методы воспитания, работавшие у ко­манды из двух родителей, не обязательно ока­зывались успешными в неполных семьях. Роди­тели были вынуждены постоянно переоценивать свои подходы к воспитанию, причем не только


в отношении «больших решений», касающихся своих детей, но и в отношении повседневных аспектов ухода за детьми, которые теперь рас­пределились на два дома вместо одного. После развода родители сталкиваются с двумя проти­воположными требованиями — их собственной потребности жить отдельно и на расстоянии от бывшего супруга и необходимости оставаться связанными при исполнении общих родитель­ских обязанностей.

Смарт и Неал обнаружили, что жизненный опыт воспитания после развода необычайно не­устойчив и со временем меняется. При опросе через год после развода многие родители могли оглянуться назад на начальные стадии воспи­тания в одиночку и оценить принятые тогда воспитательные решения. Часто родители пере­оценивают свое поведение с учетом своих изме­нившихся взглядов. Например, многие родители беспокоились о том вреде, который будет нане­сен их детям в результате развода, но не знали, как трансформировать свои страхи и чувство вины в конкретные действия. Это привело не­которых родителей к тому, что они слишком крепко держали детей около себя или рассмат­ривали их как «взрослых» наперсников. В дру­гих случаях это приводило к враждебности, от­чуждению и потере содержательных контактов. Согласно авторам, в средствах массовой инфор­мации и среди политиков бытует неявное, а ино-


 


как это делают настоящие родители? Как ве­сти себя сводному родителю по отношению к новому супругу своего бывшего партнера, на время забирая детей к себе?

Тип родственных отношений, вызванный появлением восстановленных семей, достаточ­но новый для современных западных обществ, как новы трудности, возникающие в повтор­ном браке, следующем за разводом. Члены таких семей разрабатывают собственные спо­собы адаптации к своим сравнительно новым обстоятельствам. Некоторые ученые говорят сейчас о бинуклеарных семьях, имея в виду, что два дома, образовавшихся после развода, продолжают составлять одну семейную систе­му, в которую вовлечены дети.

Перед лицом столь глубоких и запутан­ных преобразований, может быть, наиболее подходящий вывод таков: в то время как раз­воды разрушают браки, семьи тем не менее сохраняются. Особенно там, где вовлечены де-


ти, множество уз, существовавших до развода, сохраняется, несмотря на то, что после по­вторных браков возникают новые связи в вос­становленных семьях.

«Отсутствующий отец»

Период с конца 1930-х до 1970-х гг. иногда на­зывают периодом «безотцовщины». В течение Второй мировой войны многие отцы, нахо­дившиеся на военной службе, редко видели своих детей. В послевоенный период женщи­ны в значительной части семей не имели оплачиваемой работы и сидели дома, воспи­тывая детей. Отец был главным кормильцем и поэтому весь день был на работе. Он имел возможность общаться с детьми только по ве­черам или в выходные дни.

Позднее, с ростом числа разводов и чис­ла неполных семей, термин отсутствующий отец стал означать нечто другое. Так стали


Брак и развод в Великобритании



 


гда и явное предположение, что после разво­да взрослые забывают про мораль и начинают действовать эгоистично и в собственных инте­ресах. В один миг исчезают мягкость, щедрость, компромисс и чуткость; моральные устои, в рам­ках которых ранее принимались решения отно­сительно семьи и благополучия, отбрасываются. Беседы Смарт и Неала с разведенными родителя­ми заставили их опровергнуть такое мнение. Они утверждают, что родители действуют при воспи­тании детей в рамках морали, но, возможно, ее лучше понимать как мораль заботы, а не как мо­раль в полном смысле этого слова, основанную на наборе определенных принципов и верова­ний. Смарт и Неал говорят, что когда родители заботятся о своих детях, появляются решения о том, «как сделать лучше». Эти решения очень сильно привязаны к ситуации; родители долж­ны взвесить большое число проблем, включая то, как решение повлияет на детей, подходя­щее ли выбрано время для его принятия и какие опасные последствия оно может иметь для взаи­моотношений со вторым родителем. Рассмотрим письмо, полученное от одинокой матери, быв­ший муж которой предложил взять их детей под опеку.

«Я сказала: „Ладно, если ты действительно чув­ствуешь, что можешь присматривать за детьми все время, не лучше ли попробовать сначала провести с ними уик-энд и посмотреть, что по­лучилось. А затем, может быть, после уик-энда можно попробовать дать их тебе на всю неделю


и посмотреть, как ты справишься с ними". Он пришел в совершенную ярость, так как вбил се­бе в голову, что должен сидеть с детьми, поэтому он сказал: „Нет". Я ответила: „В таком случае я не готова даже обсуждать это, так как я чув­ствую, что ты просто не понимаешь, насколько это тяжело, ты уже три года не был с детьми пол­ный день, мне кажется, что ты не готов к этому. Я чувствую, тебе надо взять их на полный день и попробовать отводить их в школу, забирать их из школы, готовить еду, чистить одежду, стирать и гладить белье, мыть их, помогать с домашними заданиями, ухаживать за ними, если они больны. А затем мы заново обсудим и оценим ситуацию"» [Smart and Neal 1999).

В данном случае мать пытается определить, «как следует поступить», взвешивая множество факторов. С учетом сложных взаимоотношений с бывшим супругом и необходимостью защи­тить успехи в собственном саморазвитии, она все же пытается конструктивно действовать вме­сте с ним в интересах детей.

Смарт и Неал заключают, что развод вле­чет за собой изменение обстоятельств, которые редко когда удается «наладить» раз и навсегда. Успешное воспитание детей после развода тре­бует постоянного сотрудничества и обсуждения. Хотя Закон о детях 1989 г. добавил необходи­мую гибкость в оформление воспитания детей после развода, акцент на благополучие ребенка может привести к пересмотру критической ро­ли, которую играет качество отношений между разведенными родителями.


 


называть отцов, которые в результате раз­рыва или развода сохранили лишь случай­ные контакты со своими детьми или вообще потеряли с ними связь. Как в Великобрита­нии, так и в Соединенных Штатах, где уро­вень разводов один из самых высоких в ми­ре, такая ситуация вызвала напряженные де­баты. Некоторые ученые заявили о «смерти отца».

Придерживающиеся самых разных точек зрения социологи и комментаторы указали на растущую долю семей без отцов как на ключ к пониманию совокупности социальных про­блем от растущей преступности до растущих, как грибы, социальных пособий для поддерж­ки детей. Некоторые утверждали, что дети ни­когда не станут полезными членами социаль­ной группы, пока они не столкнутся в своем непосредственном окружении с постоянны­ми примерами переговоров, сотрудничества и компромисса между взрослыми (Dennis and


Erdos 1992). Согласно этим рассуждениями, мальчики, выросшие без отцов, будут бороться за то, чтобы самим стать успешными родите­лями.

Несколько иной подход к спорам о «кри­зисе родителей-мужчин» высказал Френсис Фукуяма. В книге «Конец порядка» (Fukuyama 1997) Фукуяма показывает, что корни «боль­шого раскола» семьи — в растущем уровне женской занятости. Он не утверждает, что работающие женщины пренебрегают своими обязанностями по воспитанию детей, а гово­рит о том, что мужчины теперь воспринимают женщин как более независимых и способных позаботиться обо всех детях, которых они породили. Если молодые мужчины в какой-то момент чувствуют себя обязанными взять ответственность за свои действия, то эман­сипация женщин, как это не смешно, может привести к тому, что мужчины будут вести себя свободнее, чем раньше.



Глава 7. Семья


Меняющиеся отношения


Похоже, что на изменение характера семейной жизни и высокий уровень разводов во мно­гом влияют существенные классовые различия. В книге «Семья на неверном пути» Лилиан Ру­бин провела беседы с членами тридцати двух семей из рабочего класса (Rubin 1994). Она пришла к выводу, что, по сравнению с семьями из среднего класса, родители из рабочего класса более традиционный Те нормы, которые приняли родители среднего класса, например, открытое признание добрачного секса, в основном отвер­гаются представителями рабочего класса, даже если они не религиозны. В семьях рабочих силь­нее проявляется конфликт поколений.

В опросе Рубин молодые люди признали, что их отношение к сексуальному поведению, браку и разделению полов отличается от ро­дительского. Однако они настаивали, что их поведение не является одним лишь поиском удовольствий. Просто они придерживаются дру­гих ценностей по сравнению с людьми старших поколений.

Рубин обнаружила, что опрошенные моло­дые женщины в значительно большей степени, чем поколение их родителей, двойственно от­носятся к браку. Они абсолютно уверены в не­достатках мужчин и говорят об использовании доступных возможностей и более полном и от­крытом стиле жизни по сравнению с тем, кото­рый был возможен для их матерей. У мужчин сдвиг между поколениями в отношении к браку не столь велик.

Исследование Рубин было проведено в США, но оно хорошо согласуется с аналогичны­ми исследованиями в Великобритании и других


европейских странах. Элен Уилкинсон и Джефф Малган провели два масштабных опроса мужчин и женщин в возрасте от 18 до 34 лет в Велико­британии (Wilkinson 1994; Wilkinson and Mulgan 1995). Они обнаружили существенные измене­ния, особенно во взглядах женщин, а также тот факт, что ценности 18-34-летнего поколения в целом отличаются от тех, которые сохранили более старшие поколения Великобритании.

Среди молодых женщин распространено желание «самостоятельности и самореализации, в равной степени через семью и работу», а так­же «признание ценности риска, эмоциональной встряски и изменений». В этом смысле суще­ствует растущее сближение между традицион­ными ценностями мужчин и новыми ценностя­ми женщин. Как говорят Уилкинсон и Малган, ценности молодого поколения сформировались унаследованными ими свободами, во многом не­доступными старшим поколениям, — свободой женщины работать и самой регулировать де­торождение, свободой мобильности для обоих полов и свободой определять собственный стиль жизни. Такие свободы приводят к большей от­крытости, щедрости и толерантности; однако они могут породить и узкий эгоистичный индивиду­ализм и недостаток заботы о ближних. Из числа опрошенных 29 % женщин и 51 % мужчин же­лали подождать с появлением детей как можно дольше. Из женщин в возрасте от 18 до 24 лет 75% были уверены, что родители-одиночки мо­гут воспитывать детей так же, как семейные пары. Исследование показало, что брак потерял привлекательность как для мужчин, так и для женщин в этой возрастной группе.


 


Американские исследователи, принимав­шие активное участие в дискуссии, во многом находились под влиянием обсуждения это­го же вопроса в Великобритании. В своей книге «Америка без отцов» Дэвид Бланкенхорн утверждает, что общества с высоким уров­нем разводов сталкиваются не только с без­отцовщиной, но с эрозией самой идеи отцов­ства, что приводит к губительным социальным последствиям, поскольку многие дети растут, не имея рядом с собой авторитетной личнос­ти, к которой они могли бы в случае нужды обратиться за помощью (Blankenhorn 1995). Брак и отцовство до сего дня во всех обще­ствах является средством целенаправленного устремления сексуальной и агрессивной энер­гии мужчин. В противном случае такие виды


энергии чаще всего направляются в преступ­ность и насилие. Как отметил один из ре­цензентов книги Бланкенхорна, «лучше иметь папу, который, придя домой после отврати­тельной работы, садится с кружкой пива пе­ред телевизором, чем не иметь папы вообще» (The Economist. 8 April 1995. P. 121).

Так ли это? Вопрос об отсутствующих от­цах перекрывается с более общим вопросом о влиянии развода на детей, а здесь, как мы ви­дели, интерпретация доступных свидетельств далеко не ясна. Как замечает тот же рецензент: «Разве головорез-отец не плодит головорезов-детей? Разве все отцы хороши для семьи?» Некоторые ученые считают, что ключевой во­прос не в том, есть ли отец, а в том, насколько он участвует в семейной жизни и воспита-


Изменение типов семьи. Этническое разнообразие в Великобритании



 


нии детей. Иными словами, внешняя сторона семейной жизни может быть не столь суще­ственной по сравнению с качеством ухода, внимания и поддержки, которые дети получа­ют от членов семьи.

Хотя феномен «безотцовщины» содержит в себе неявное осуждение мужчин за «мо­ральную безответственность», у молодых муж­чин находятся защитники, доказывающие, что эти мужчины часто полны надежд стать от­цами. Однако, поскольку у них нет навыков такого рода взаимоотношений и достаточной поддержки, они забывают о детях, которые в результате растут озлобленными и одиноки­ми. В Соединенных Штатах и Великобритании «кризис отцовства» породил растущее число групп помощи для мужчин, которые хотят стать лучшими, чем они есть, отцами. В Соеди­ненных Штатах для развития семейных и от­цовских навыков работают такие группы, как Хранители надежды и Национальная отцов­ская инициатива. В сообществах чернокожих внимание к большому числу возглавляемых женщинами неполных семей пытаются при­влечь акции типа Марша миллиона мужчин, организованной обществом Исламская нация.

Женщины, остающиеся бездетными

Опрос, проведенный в 1976 г. Британским советом по созданию семьи, показал, что толь­ко 1 % замужних женщин не хотел иметь детей. В недавнем докладе Департамента по опросам населения, наоборот, предсказывает­ся, что 20% женщин, родившихся между I960 и 1990 гг., останутся бездетными по собствен­ному желанию. В наши дни женщины в Ве­ликобритании приходят к решению завести ребенка в контексте других жизненных це­лей, включая стремление к успеху в работе и автономности личной жизни.

Бездетная женщина уже не выглядит уны­лой старой девой. Замужем она или нет, жен­щина может принять решение остаться бездет­ной в качестве подтверждения своей свободы выбора. Но есть и отрицательные моменты. Возникшие в Великобритании новые возмож­ности для профессионального роста мало что изменили в социальном обеспечении отпусков по беременности и уходу за детьми. Многие могут опасаться иметь детей из-за боязни воз­можного развода и скатывания в нищету.

Уровень рождаемости в Великобритании и почти во всех западноевропейских странах падает. Среднее значение 1,73 ребенка на одну


женщину в Великобритании несколько выше, чем в большинстве стран Европейского Союза, но ниже, чем необходимое для поддержания численности населения на сегодняшнем уров­не значение 2,1 ребенка на одну женщину. Самый низкий уровень рождаемости в мире приходится на Италию — 1,2 ребенка на од­ну женщину. Ожидается, что «детский кризис» приведет в следующей четверти века к умень­шению численности населения в стране с 57,3 до 51,3 млн чел.

Изменение типов семьи.

Этническое разнообразие

В Великобритании

С учетом многообразия культурных различий в современной Великобритании существуют значительные вариации форм семьи и брака. Среди наиболее поразительных — различия между формами семьи у белых и небелых граждан. Мы должны понять причину это­го. Результаты недавних исследований состава семей среди этнических меньшинств в Ве­ликобритании приведены на рис. 7.1 и 7.2 и в табл. 7.2.



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.181 (0.015 с.)