Социология девиантного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология девиантного поведения



Девиантное поведение можно определить как несоответствие данной совокупности норм, которая принята значительным числом людей в группе или обществе. Ни одно общество, как уже подчеркивалось, невозможно разде­лить сколько-нибудь простым способом на тех, чье поведение отклоняется от норм, и тех, чье поведение соответствует им. Большинство из нас в тех или иных случаях нарушает обще­принятые правила поведения. Мы, возможно, когда-то совершили небольшую кражу, напри­мер, унесли что-то из магазина, не заплатив,



Глава 8. Преступление и девиантное поведение


 


или взяли какие-то мелочи на работе, вроде фирменной почтовой бумаги или пишущей ручки — для личного пользования. В тот или иной момент жизни мы, возможно, превысили скорость, допустимую при езде на автомобиле, позвонили в шутку по телефону или выкурили сигарету с марихуаной.

Девиантное поведение и преступление — отнюдь не одно и то же, хотя во многих случа­ях они могут пересекаться. Понятие девиант-ного поведения гораздо шире понятия пре­ступления, которое относится только к откло­няющемуся от нормы поступку, при котором происходит нарушение закона. Многие фор­мы девиантного поведения закон не карает санкциями. Так, изучение отклонений от норм поведения может включать такие столь различ­ные явления как натурализм (нудизм), экста­тическая культура или странники Нового Века.

Смотри дополнительно материал о «Ценно­стях и нормах» в связи с понятием культуры на с. 34.

Понятие девиантности может относить­ся как к поведению отдельного человека, так и к действиям целых групп людей. Иллюстра­цией может служить культ Харе Кришна — религиозная группа, верования и образ жиз­ни которой отличаются от верований и образа жизни большинства жителей Великобритании. Этот культ возник в 1960-х гг., когда на Запад из Индии приехал, чтобы распространять уче­ние «Сознание Кришны», Шри Прабхупада. Он обращался со своим призывом в первую оче­редь к молодым людям, употреблявшим нар­котики, провозглашая, что, следуя его учению, можно «все время пребывать в возвышенном состоянии и найти вечное блаженство». По­следователи культа Харе Кришна стали при­вычным зрелищем в Великобритании — они танцуют, сопровождая свои танцы песнопени­ями на улицах, содержат вегетарианские кафе, раздают прохожим литературу о своих верова­ниях. Большинство населения относится к ним как правило с терпимостью, несмотря на то что их взгляды представляются несколько экс­центричными.

Приверженцы культа Харе Кришна яв­ляют пример субкультуры отклонения. Хотя количество членов этого культа в наши дни со­кратилось по сравнению со своим пиком, на­блюдавшимся несколько лет назад, они смогли довольно легко выжить внутри более широко-


го общества. Харе Кришна — организация бо­гатая, финансируемая за счет пожертвований своих членов и сочувствующих. Ее положение существенно отличается от положения другой субкультуры отклонения, которую можно бы­ло бы упомянуть здесь в порядке контраста: субкультуру людей, лишенных постоянного ме­ста жительства. Люди, потерпевшие крушение в жизни, живут на улице, проводя дневное время в парках или общественных зданиях. По ночам же они спят на улице или нахо­дят себе прибежище в каких-нибудь ночлеж­ках. Большинство людей, постоянно не имею­щих крыши над головой, еле-еле перебивают­ся и влачат жалкое существование на самой обочине общества.

Изучением преступлений и девиантного поведения занимаются две разных, хотя и свя­занных между собой дисциплины. Кримино­логия занимается формами поведения, кото­рые предусмотрены уголовным законодатель­ством. Криминолога, как правило, интересуют критерии преступления, изменения в уров­не преступности и политика, направленная на сокращение преступности в общинах. Со­циология девиантного поведения использу­ет данные криминологических исследований, но, кроме того, изучает поведение людей, ко­торое не относится к компетенции уголовного права. Социологи, изучающие девиантное по­ведение, стремятся понять, почему некоторые виды поведения обычно рассматриваются как девиантные и как эти представления об откло­нениях от нормы по-разному применяются к людям в пределах общества.

Изучение отклонений от нормы связа­но, таким образом, с властью в обществе, также как с влиянием социального класса, — с разделением на богатых и бедных. Если мы рассматриваем отклонение от социальных правил или норм или соответствие им, мы всегда должны задавать себе вопрос: чьи пра­вила имеются в виду? Как мы увидим дальше, на социальные нормы огромное влияние ока­зывают отношения к власти и классу.

Попытки объяснения

преступления и девиантного поведения

В отличие от некоторых других областей со­циологии, в которых с течением времени сло­жились конкретные теоретические подходы,


Попытки объяснения преступления и девиантного поведения



Нормы и санкции


Чаще всего мы следуем социальным нормам, по­тому что вследствие процесса социализации мы привыкли поступать именно так. Все социальные нормы сопровождаются предусмотренными за­коном мерами наказания, которые стимулируют подчинение нормам и защищают от нарушений. Санкция — это любая реакция со стороны дру­гих людей на поведение отдельного человека или группы, которая направлена на то, чтобы обеспечить подчинение данной норме. Санкции могут быть позитивными (предоставление на­грады за соблюдение норм) или негативными (наказание за поведение, не соответствующее нормам).

Санкции могут налагаться формально или неформально. Формальные санкции осуществля­ются особым органом или организацией, гаран­тирующей соблюдение конкретной совокупно­сти норм. Основные типы формальных санкций


в современных обществах представлены судами и тюрьмами. Закон — это формальная санкция, определенная властями в качестве правила или принципа, которому должны следовать гражда­не: он используется против людей, которые ему не подчиняются. Неформальные санкции пред­ставляют собой менее организованные и более спонтанные реакции на подчинение нормам. Раз­новидности неформальной санкции может под­вергнуться, например, прилежный ученик, когда одноклассники дразнят его за то, что он много работает, или юноша или девушка, когда им дают прозвище «зануда» за то, что они отказываются гулять по вечерам. Неофициальные санкции име­ют место также, например, в тех случаях, когда какой-то человек сделал замечание, оскорби­тельное для представителей того или иного пола или расы, и это встретило неодобрительную ре­акцию со стороны друзей или коллег.


 


ставшие доминирующими, в изучении деви­антного поведения ни одна из теорий не дает исчерпывающего объяснения данному явле­нию, и здесь по-прежнему сохраняют свое зна­чение многие теоретические подходы. Крат­ко рассмотрев биологические и психологиче­ские объяснения, мы обратимся к четырем со­циологическим теориям, оказавшим влияние на исследования в области социологии де­виантного поведения: к функционалистским теориям, теориям интерактивности, теориям конфликта и теориям контроля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.006 с.)