ТОП 10:

По теме: Психология девиантного поведения.



 

Цели занятия:

  1. Закрепить и систематизировать знания о типах и формах девиантного поведения – делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспособностей.
  2. Закрепить и систематизировать знания о клинических формах отклоняющегося поведения.
  3. Научиться дифференцировать и классифицировать различные типы и формы девиантного поведения, их причины.

 

Продолжительность занятия:90 минут

Оснащенность занятия: Методическая разработка практического занятия для студентов. Таблица – «Частота представленности клинических форм девиантного поведения при различных его типах»

 

План занятия:

Организационный момент – 5 минут.

Контроль исходного уровня подготовки – 30 минут.

Самостоятельное знакомство с новым материалом (конспектирование и обсуждение) – 50 мин.

Подведение итогов занятия – 5 минут

 

Вопросы для контроля уровня подготовки:

1. Назвать и охарактеризовать варианты взаимодействия человека с реальностью.

2. Дать определение девиантного поведения, перечислить его типы.

3. Дать определение делинквентного поведения. Привести примеры.

4. Дать определение аддиктивного поведения. Привести примеры.

5. Охарактеризовать психопатологическое, патохарактерологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей.

6. Как соотносятся типы девиантного поведения с типами взаимодействия с реальностью? Какой тип взаимодействия с реальностью присущ гармоничной личности?

7. Охарактеризовать формы девиантного поведения: агрессия, аутоагрессия.

8. Охарактеризовать формы девиантного поведения: злоупотребеление психоактивными веществами, нарушение пищевого поведения.

9. Охарактеризовать формы девиантного поведения: сверхценные психологические увлечения, сверхценные психопатологические увлечения.

10. Охарактеризовать формы девиантного поведения: характерологические и патохарактерологические реакции.

11. Охарактеризовать формы девиантного поведения: безнравственное и аморальное поведение, неэстетическое поведение.

12. Охарактеризовать формы девиантного поведения: аномалии сексуального поведения.

13. Охарактеризовать формы девиантного поведения: коммуникативные девиации.

 

Самостоятельное знакомство с новым материалом (конспектирование).

1) Познакомиться с таблицей «Частота представленности клинических форм девиантного поведения при различных его типах», перенести в тетрадь.

2) Самостоятельная работа с новым материалом по психологии зависимого поведения:

- группа делится на 4 подгруппы, каждой подгруппе дается материал по психологии зависимости;

- участники группы знакомятся с материалом и готовят краткое сообщение по данной теме;

- группы поочередно представляют доклад по своей теме. Очередность выступлений:

1. Наркомания и токсикомания

2. Психическая зависимость

3. Физическая зависимость

4. Медицинские и социальные последствия наркомании и токсикомании

 

Итоговая оценка за занятие ставится за ответ на устный вопрос, за участие в групповой дискуссии.

Домашнее задание. Работа с лекционным материалом, учебником – Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. Р-н-Д, 2002; Косенко В.Г., Смоленко Л.Ф., Чебураков Т.А. Медицинская психология для медсестер и фельдшеров / Серия «Медицина для всех». – Р-н-Д: «Феникс», 2002.
Частота представленности клинических форм девиантного поведения
при различных его типах

  Делинквентный Аддиктивный Пато характерологический Психо патологический На базе гиперспособностей
Агрессия (причинение вреда другим)     *** * **** **  
Аутоагрессия (суицид и самовреждение)       * **** **  
Злоупотребление веществами (опьяняющие, наркотики, токсичные)     **** *** ** *
Нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия, поедание несъедобного, извращение вкуса)     * *** **  
Аномалии сексуального поведения (девиации и перверсии)   * ** **** *** *
Сверхценные психологические увлечения (увлечения, трудоголизм, гемблинг, фанатизм, «паранойя здоровья»)   ** ***   ***
Сверхценные психопатологические увлечения («философские интоксикации», бредовые идеи, сутяжничество, мании, двигательные привычки)     *** ****  
Характерологические реакции (реакции отказа, оппозиции, имитации и т.д.)   * * **** ** *
Коммуникативные девиации (аутистическое поведение, гиперобщительность, конформное, псевдология, елейность) * ** *** *** *
Безнравственное и аморальное поведение     **** * * *  
Неэстетичное поведение   *   *** ** **

 

 

Обозначения: **** - всегда или почти всегда обусловлена данным типом поведения, ***-часто, **-иногда, *- редко


Наркомания и токсикомания.

 

Наркомании (токсикомании) — заболевания, характеризующиеся патологическим влечением к различным психоактивным веществам, развитием зависимости и толерантности к ним выраженными медико-социальными последствиями.

 

В отечественной наркологии принято дифференцировать наркомании и токсикомании. К наркомании относят заболевания, обусловленные приемом веществ, которые включены в официальный «Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (списки I, II, III)», т. е. признаны Законом наркотическими. Термин «наркотическое вещество», таким образом, содержит в себе три критерия — медицинский (специфическое действие на ЦНС — седативное, стимулирующее, галлюциногенное и пр.), социальный (социальная значимость и опасность) и юридический (включение в вышеуказанный документ). Отсутствие одного из критериев исключает отнесение вещества к наркотическим средствам, если даже оно является предметом злоупотребления и вызывает соответствующее болезненное состояние. Токсикоманиями называются болезни, вызванные злоупотреблением психоактивными веществами, не относящимися к наркотикам, т. е. не признанными Законом наркотическими. С юридической точки зрения, больные наркоманиями и токсикоманиями являются разными контингентами; с клинической, медицинской точки зрения, подход к больным наркоманиями и токсикоманиями одинаков и принципы их лечения идентичны. Изложенные диагностические понятия могут трансформироваться в зависимости от включения или исключения того или иного вещества из «Перечня наркотических средств». Если наблюдается употребление двух или более наркотических веществ, которые принимаются больным одновременно или в определенной последовательности и к каждому из них сформирована наркотическая зависимость, ставится диагноз «полинаркомания». В случаях, когда сформирована зависимость к наркотическому средству и одновременно к другому веществу, не признанному наркотическим, т. е. не включенному в список наркотиков, диагностируется «осложненная наркомания».

 

По отношению к наркотическим средствам Э. А. Бабаян (1988) выделяет следующие группы населения: 1) лица, не употребляющие наркотических средств (основная часть населения); 2) лица, применяющие их по медицинским показаниям — законные потребители наркотических средств; 3) лица, злоупотребляющие наркотическими средствами (всякое использование наркотических средств без назначения врача является злоупотреблением). Лица, злоупотребляющие наркотиками (3-я группа), делятся на следующие подгруппы: лица, считающие возможным по разным мотивам попробовать действие того или иного наркотического средства — экспериментаторы; лица, эпизодически употребляющие наркотические средства для получения известного им эффекта, — эпизодические потребители; постоянные потребители, из числа которых постепенно выделяется определенное количество больных наркоманиями или токсикоманиями.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.008 с.)