Попытки объяснения явлений расизма и дискриминации по этническому признаку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Попытки объяснения явлений расизма и дискриминации по этническому признаку



Психологические объяснения

Психологические теории могут помочь нам в понимании природы предубеждений, а так­же того, почему этнические различия столь важны для людей. Поучительны в этом отно­шении два подхода, существующие в психоло­гии. В первом случае отталкиваются от того факта, что предубеждение оперирует в основ­ном стереотипами мышления. Некоторые лю­ди иногда, опираясь на стереотипы, дают вы­ход своему антагонизму против «козлов отпу­щения», т. е. против людей, на которых возла­гают вину за то, в чем те не виноваты. По­иски козлов отпущения часто наблюдаются



Попытки объяснения явлений расизма и дискриминации по этническому признаку 227


там, где две притесняемые этнические группы конкурируют одна с другой ради достижения экономических выгод. Например, люди, вы­ступающие с прямыми расистскими нападка­ми против черных, зачастую сами находятся в таком же экономическом положении, что и черные. Они обвиняют черных в тех бедах, причины которых совершенно иные. Козлами отпущения, как правило, становятся те группы людей, которым присущи отличия и которые сравнительно слабы, вследствие чего их легко сделать объектом преследования. В различные эпохи истории Западного мира в роли неволь­ных козлов отпущения выступали протестанты и католики, евреи и итальянцы, черные афри­канцы и цыгане, наряду с многими другими.

При другом подходе исходят из предполо­жения, что, возможно, существуют известные типы людей, которые в результате ранней со­циализации особенно склонны к мышлению стереотипами и к проецированию — бессозна­тельному приписыванию другим людям своих собственных желаний или неприятий. В зна­менитом исследовании, проведенном Теодо­ром Адорно и его сотрудниками в 1940-х гг., был диагностирован тип человеческого ха­рактера, названный термином авторитарная личность (Adorno et al. 1950). Исследовате­ли создали несколько шкал измерения для оценки уровня предубежденности. При работе с одной шкалой людей, например, спраши­вали, согласны они или нет с рядом утвер­ждений, выражающих крайне антисемитские взгляды. Люди, которых диагностировали как предубежденных против евреев, обычно выра­жали также негативное отношение к другим меньшинствам. Люди, обладающие авторитар­ным типом личности, по мнению исследо­вателей, обычно бывают суровыми конфор­мистами, покорными по отношению к вы­шестоящим и неприступными по отношению к подчиненным. Такие люди являются также крайне нетерпимыми в своих религиозных и сексуальных воззрениях.

Как предположили исследователи, харак­терные черты авторитарной личности являют­ся результатом такой модели воспитания, при которой родители не могут прямо выразить свою любовь к детям и ведут себя отчужденно и строго. Такие дети, став взрослыми людьми, испытывают постоянное беспокойство, с ко­торым они могут справиться только приняв для себя жесткие взгляды. Они не способ­ны действовать в неоднозначной ситуации и,


не замечая противоречий, имеют тенденцию думать стереотипами.

На это исследование Адорно обрушился шквал критики. Некоторые авторы постави­ли под сомнение научную ценность исполь­зованных шкал, по которым производилось измерение признаков. Другие утверждали, что авторитарность не является свойством лично­сти, но отражает ценности и нормы конкрет­ных субкультур внутри более широкого об­щества. Вероятно, исследование представляет больший интерес для понимания авторитар­ных моделей мышления в целом, чем для вы­деления конкретного типа личности. Наконец, следует сказать, что подобные теории исходят из того, что расизм представляет собой систе­му верований, присущих небольшому числу людей, которые обнаруживают определенные психологические черты. В противоположность этому многие социологи, пытаясь объяснить такое явление, как расизм, ищут причины ра­сизма и предубеждений в культуре или струк­турах самого общества.

Социологические объяснения

Психологические механизмы, очерченные вы­ше, встречаются у представителей всех об­ществ, и они помогают понять, почему анта­гонизм между разными этническими группа­ми — столь обычное явление в разных культу­рах. Однако они очень мало говорят нам о тех социальных процессах, которые оказывают­ся вовлеченными при дискриминации. И при изучении таких процессов нужно исходить из понятий социологии.

Этноцентризм, групповая закрытость и распределение ресурсов

Социологическими понятиями, важными для понимания проблемы этнических конфликтов в общем плане, являются понятия этноцен­тризма, закрытости группы и распределения ресурсов. Этноцентризм — это подозритель­ное отношение к чужим, сочетающееся с тен­денцией оценивать культуру других людей ис­ходя из своей собственной культуры, и мы уже сталкивались с этим понятием выше (в главе 2 на с. 36-37). По существу, все культуры бы­ли до известной степени этноцентричными, и нетрудно себе представить, как этноцен­тризм сочетается с мышлением стереотипами. Люди, не являющиеся членами группы, вос­принимаются как чужаки, варвары или как



Глава 9. Раса, этническая принадлежность и иммиграция


Живучесть расизма


В чем причины распространенности расизма? Таких причин несколько. Одна из них заклю­чается в том, что в европейской культуре про­тивопоставление белого и черного в качестве культурных символов имело глубокие корни. Бе­лое в течение долгого времени ассоциировалось с чистотой, черное — со злом (этот символизм никак не связан с природой вещей, в других культурах наблюдается обратное соотношение). Символ «черный цвет» имел отрицательное зна­чение задолго до того, как Запад стал широко контактировать с черными народами. Эти сим­волические значения оказали влияние на отно­шение европейцев к черным, когда они впервые встретились на побережье Африки. Ощущение, что между черными и белыми народами суще­ствует коренное различие, а также то обсто­ятельство, что черные были «язычниками», т. е. не имели представления о христианстве, привели к тому, что многие европейцы стали относиться к черным с презрением и страхом. И хотя более крайние проявления такого отношения в наши дни исчезли, трудно отказаться от мысли, что элементы этого культурного символизма «чер­ный — белый» по-прежнему имеют широкое распространение.


Вторым важным фактором, приведшим к со­временному расизму, было появление и рас­пространение самого понятия расы. Известно, что квазирасистские взгляды существовали сот­ни лет, но понятие расы как совокупности устой­чивых признаков возникло вместе с появлени­ем «науки о расах», о которой мы уже гово­рили выше. Понятие превосходства белой ра­сы, не имеющее никакой реальной ценности, до сих пор остается ключевым элементом белого расизма.

Третьей причиной возникновения совре­менного расизма являются эксплуататорские от­ношения, которые европейцы установили с небе­лыми народами. Наверное, не было бы торговли рабами, если бы не глубокая уверенность евро­пейцев в тем, что черные принадлежат к низшей расе и, по существу, не являются людьми. Ра­сизм помогал оправдывать колониальное угне­тение небелых народов и отказывал им в праве на участие в политической жизни, которое бы­ло завоевано белыми в европейских странах. Некоторые социологи считают, что лишение не­белых народов гражданских прав и поныне оста­ется главной характерной чертой современного расизма.


 


люди морально и умственно неполноценные. Именно так в большинстве цивилизаций от­носились к представителям более мелких куль­тур, например, и такое отношение послужило причиной бесчисленных этнических столкно­вений в истории человечества.

Этноцентризм часто сопровождается за­крытостью этнических групп. Закрытость группы является результатом процесса, по­средством которого группа возводит границы, отгораживающие ее от других групп. Эти гра­ницы образуются с помощью приемов исклю­чения, усугубляющих различия между этниче­скими группами. К числу таких приемов от­носятся ограничение или полное запрещение смешанных браков между группами, сокраще­ние социальных контактов и экономических связей, как, например, торговли, и физическое разделение групп (как в случае этнических гет­то). Афроамериканцы в США испытали на себе все три механизма исключения: в некоторых штатах смешанные браки между представите­лями разных рас были вне закона, экономи­ческая и социальная сегрегация на Юге была закреплена законом, а обособленные черные


гетто до сих пор существуют в большинстве крупных городов.

Иногда границы разделения взаимно на­вязывают друг другу группы, имеющие одина­ковый социальный статус: их члены держатся отдельно друг от друга, но ни одна из групп не доминирует над другой. Однако чаще ка­кая-то этническая группа обладает известной властью над другой. При таких условиях за­крытость группы совпадает с характером рас­пределения ресурсов, устанавливая неравен­ство в распределении богатства и материаль­ных благ.

Некоторые из самых ожесточенных кон­фликтов между этническими группами были вызваны именно закрытостью групп, пото­му что границы между ними сигнализируют в первую очередь о неравенстве в отношении к богатству, власти или социальному поло­жению. Понятие закрытости, обособленности этнической группы помогает понять не толь­ко бросающиеся в глаза, но и более скрытые различия, отделяющие одну человеческую об­щину от другой, т. е. не просто, почему членов некоторых групп убивают, линчуют, избивают


Этническая интеграция и этнические конфликты



 


или преследуют, но также и почему их не берут на хорошую работу, почему они не получают хорошее образование или не могут жить, где хотят. Богатство, власть и социальный ста­тус — ресурсы, которых немного, и у неко­торых групп их больше, чем у других. Чтобы сохранить свое особое положение, привиле­гированные группы иногда совершают край­ние акты насилия против других групп. Точно так же к насилию как к средству улучшить свое положение могут прибегнуть и члены групп, ущемленных в правах.

Теории конфликта

Некоторые ученые попытались ввести расизм в общую культуру общества, утверждая, что он представляет собой разновидность естествен­ного консерватизма, возникающего во време­на изменений и нестабильности. В таких объ­яснениях расизм предстает как разновидность защитной реакции против введения новых обычаев, языков и нового образа жизни, угро­жающих существующему порядку (Cashmore 1987). Однако подобные аргументы не вполне убедительны, поскольку они не объясняют, как именно расизм связан со структурами и си­лами на уровне общества, а не на уровне отдельных людей.

В отличие от этого теории конфликта изучают связи между расизмом и предубежде­ниями с одной стороны и властными струк­турами и неравенством — с другой. Раньше такие объяснения расизма отражали серьез­ное влияние идей Маркса, согласно которым определяющим фактором для всех аспектов общества признавалась экономическая систе­ма. В некоторых марксистских теориях утвер­ждалось, что расизм — порождение капитали­стической системы, и указывалось, что правя­щий класс использовал рабство, колонизацию и расизм как орудия эксплуатации трудящихся (Сох 1959).

Впоследствии представители неомарксиз­ма признали подобные формулировки слиш­ком жесткими и упрощенными и высказыва­ли мнение, что расизм является порождени­ем не только исключительно экономических сил. Так, в ряде статей, опубликованных Бир­мингемским центром изучения современной культуры в 1982 г. под названием «Ответный удар со стороны империи», был выражен более широкий взгляд на истоки расизма. Соглаша­ясь с тем, что капиталистическая эксплуата­ция труда является одним из важных факто-


ров, вызывающих появление расизма, Джон Соломос, Пол Джилрой и другие указывают также на множество исторических и поли­тических сил, которые привели к появлению конкретного рода расизма в Великобритании в 1970-х и 1980-х гг. По их мнению, расизм — это сложное и многостороннее явление, пред­полагающее взаимодействие сущности и ве­рований как этнического меньшинства, так и рабочего класса. Для них расизм представ­ляет собой нечто гораздо большее, чем си­стема идей, используемая для подавления не­белого населения могущественными элитами (HattS. etal. 1982).

Этническая интеграция и этнические конфликты

Во многих государствах мира в настоящее время существует многоэтническое население. Часто такая ситуация наблюдалась на про­тяжении веков. В ряде государств Среднего Востока и Центральной Европы, например в Турции или Венгрии, этническая неодно­родность возникла в результате многовековой истории, в ходе которой неоднократно меня­лись границы, а также как следствие оккупации чужими странами и региональной миграции. Превращение других обществ в многоэтниче­ские образования происходило более быстры­ми темпами благодаря сознательной полити­ке, поощряющей миграцию, или в результате наследства, полученного при распаде колони­альных империй.

В век глобализации и быстрых социаль­ных перемен все возрастающее число госу­дарств сталкивается и с большими преимуще­ствами, которые дает этническое разнообра­зие, и одновременно с серьезными пробле­мами, с которыми оно сопряжено. По мере дальнейшей интеграции мировой экономики ускоряются темпы международной миграции; по-видимому, можно с уверенностью сказать, что передвижение и смешение населения в по­следующие годы усилятся. Между тем, напря­женность в межэтнических отношениях и кон­фликты продолжают вспыхивать в различных обществах по всему миру, угрожая привести к распаду некоторых многоэтнических госу­дарств и к возникновению в других государ­ствах постоянных очагов насилия. Как можно



Глава 9. Раса, этническая принадлежность и иммиграция


 


сгладить этнические противоречия и предот­вратить межэтнические столкновения? Како­вы должны быть отношения в многоэтниче­ских обществах между группами этнических меньшинств и большинством населения? Су­ществуют три основных модели этнической интеграции, которые были приняты в мно­гоэтнических обществах с учетом указанных сложных задач: ассимиляция, «плавильный ко­тел» и плюрализм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.59.20 (0.014 с.)