Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели этнической интеграцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первый путь — это ассимиляция, которая означает, что иммигранты отказываются от своих исконных обычаев и действий и формируют свое поведение в соответствии с ценностями и нормами большинства населения. По мнению сторонников ассимиляции, иммигранты должны изменить свой язык, одежду, образ жизни и культурные воззрения, для того чтобы интегрироваться в новый социальный порядок Так, в Соединенных Штатах, которые сформировались как «нация иммигрантов», на многие поколения иммигрантов оказывалось давление, чтобы они «ассимилировались» таким образом и многие из детей иммигрантов стали в результате более или менее полными «американцами». В Соединенном Королевстве политика также была преимущественно направлена на ассимиляцию иммигрантов в британское общество. Вторая модель — это модель «плавильного котла». В соответствии с этой моделью традиции иммигрантов не устраняются в пользу традиций, преобладающих у исконного населения, как это происходит при ассимиляции, но смешиваются с ними и образуют новые развивающиеся модели культуры. При этом в общество не только «привносятся» извне другие культурные ценности и нормы, но создается также многообразие, по мере того как этнические группы приспосабливаются к более широким социальным окружениям, в которых они оказались. Многие полагали, что модель «плавильного котла» является наиболее желательным результатом в ситуации этнической неоднородности. Традиции и обычаи иммигрантов не исчезают, но вносят свой вклад в формирование постоянно меняющейся социальной среды. Свидетельством осуществляющейся модели «плавильного котла» являются гибридные формы кухни, моды, музыки и архитектуры. В известной, ограниченной, степени эта модель является точным выражением развития определенных аспектов американской культуры. Хотя преобладающей остается культура «англо», ее характер в некоторых областях отражает влияние многих различных групп, составляющих в настоящее время американское население. Третья модель - эта модель культурного плюрализма. С точки зрения культурного плюрализма наиболее благоприятным является путь, который способствует развитию подлинно плюралистического общества — общества, где многочисленные различные субкультуры признаются в равной степени ценными. При плюралистическом подходе группы этнических меньшинств рассматриваются в обществе как равноценные партнеры, понимая под этим, что они обладают одинаковыми правами с этническим большинством населения. Этнические различия уважаются и приветствуются как необходимые компоненты национальной жизни государства в целом. Соединенные Штаты и другие западные страны являются плюралистическими во многих отношениях, но этнические различия ассоциировались в них по большей части с неравенством, а не с равным, но независимым членством в национальном сообществе. В Великобритании и других странах Европы лидеры большинства групп этнических меньшинств все больше склоняются к плюрализму. Чтобы достичь статуса «другой, но равный», потребуются значительные усилия, и пока это представляется весьма отдаленной перспективой. Этнические меньшинства все еще воспринимаются большинством людей как угроза: угроза их занятости, их безопасности и «национальной культуре». Сохраняется тенденция превращать этнические меньшинства в козлов отпущения. Поскольку молодому поколению в Западной Европе очень часто присущи те же предрассудки, что и старшим поколениям, этническим меньшинствам в большинстве стран придется и в будущем иметь дело с продолжающейся дискриминацией, при том что социальный климат будет характеризоваться напряженностью и тревогой. Этнические конфликты Этническое многообразие может значительно обогащать общества. Мультиэтнические государства часто представляют собой полные жизни динамические образования, сильные Этническая интеграция и этнические конфликты
благодаря тому вкладу, который вносят в их благоденствие разные группы их жителей. Но такие государства могут также оказаться беспомощными перед лицом внутренних столкновений или внешней угрозы. Различия в языке, в религии и культуре могут стать поводом для открытого антагонизма между этническими группами. Иногда общество, история которого на протяжении долгого времени характеризовалась этнической терпимостью и интеграцией, быстро охватывают этнические конфликты — враждебные столкновения между различными этническими группами или общинами. Именно это недавно произошло в бывшей Югославии — регионе, который широко известен своей богатой мультиэтнической историей. Балканы в течение многих веков бьии перекрестком дорог для Европы. Столетия миграции и господства сменявших друг друга империй привели к появлению неоднородного, смешанного населения, состоящего преимущественно из славян (таких как православные сербы и хорваты-католики), мусульман и евреев. Начиная с 1991 г. параллельно с важными политическими и социальными изменениями, последовавшими за падением коммунизма, в нескольких районах бывшей Югославии разразились кровавые столкновения между разными этническими группами. Эти конфликты в бывшей Югославии включали попытки этнических чисток, создания этнически однородных территорий путем массового изгнания оттуда других этнических групп населения. Так, Хорватия стала независимым «моноэтническим» государством после дорого обошедшейся войны, в ходе которой из страны были изгнаны тысячи сербов. Война, разразившаяся на Балканах в 1992 г. между сербами, хорватами и мусульманами, повлекла за собой этническую чистку мусульманского населения Боснии, предпринятую сербами. Тысячи мусульманских мужчин были брошены в лагеря для интернированных, а мусульманские женщины систематически подвергались насилию. Причиной войны в Косове в 1999 г. послужили выдвинутые против сербской армии обвинения в том, что она проводит в этой области этническую чистку населения от косовских албанцев (мусульман). И в Боснии, и в Косове этнический конфликт приобрел международный характер. Сотни тысяч беженцев наводнили соседние регионы, еще больше дестабилизируя там обста- новку. Чтобы защитить права представителей этнических групп, ставших жертвой этнических чисток, в конфликт вмешались западные государства, используя как средства дипломатии, так и силы военных контингентов. В короткий срок такое вмешательство помогло остановить непрекращавшееся кровопролитие. Однако обнаружились и непредвиденные последствия. В Боснии установился хрупкий мир, но только благодаря присутствию миротворческих войск и расчленению страны на отдельные этнические анклавы. В Косове после серии бомбардировок со стороны сил НАТО прошел процесс «противоположных этнических чисток». Этнические албанцы -косовары начали вытеснять из Косова местное сербское население, при этом присутствие в крае руководимых ООН войск Косовской армии освобождения оказалось недостаточным для предотвращения новой вспышки этнического конфликта. Этнические чистки предполагают вынужденное переселение определенных этнических групп населения путем целенаправленных насильственных действий, преследования, угроз и кампании террора. Геноцид, в отличие от этнических зачисток, - это систематическое уничтожение одной этнической группы другой этнической группой. Термин «геноцид» часто использовался для описания процесса, в ходе которого исконное население Северной и Южной Америки было истреблено после прибытия европейских первооткрывателей и поселенцев. Болезни, принудительное переселение и кампании насилия привели к исчезновению многих туземных народов, хотя о степени преднамеренности и систематическом характере этих действий можно спорить. XX в. был свидетелем появления «организованного» геноцида, и ему принадлежит сомнительная слава самого «геноцидного» столетия в истории. Во время геноцида армян с 1915 по 1923 гг. свыше одного миллиона армян погибло от рук оттоманских турок. Нацистский холокост привел к гибели свыше шести миллионов евреев и остается самым страшным примером планомерного уничтожения одной этнической группы со стороны другой. В более недавнее время этническое большинство хуту в Руанде развязало в 1994 г. кампанию геноцида против этнического меньшинства тутси, в ходе которой за три месяца погибло свыше 800 тыс. чел. Более двух мил- Глава 9. Раса, этническая принадлежность и иммиграция
лионов жителей Руанды бежали в соседние страны, что привело к усилению этнической напряженности в таких странах, как Бурунди и Заир (теперь Конго). Было замечено, что кровавые конфликты на всем земном шаре все чаще имеют причиной этнические различия. Только незначительная часть войн в наши дни происходит между государствами, в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело с гражданскими войнами на этнической почве. В мире растущей взаимозависимости и конкуренции все более важными становятся интернациональные факторы в формировании межэтнических отношений, в то время как последствия «внутренних» этнических конфликтов дают о себе знать далеко за пределами национальных границ. Как мы уже видели, этнические конфликты привлекают международное внимание и иногда приводят к прямому вмешательству. Были созданы международные трибуналы по расследованию военных преступлений с целью ареста и предания суду виновников этнических чисток и геноцида в Югославии и Руанде. Необходимость реагировать на межэтнические конфликты и предотвращать их — это одна из ключевых проблем, стоящих как перед отдельными государствами, так и перед международными политическими структурами. Хотя случаи этнической напряженности часто наблюдаются, интерпретируются и описываются на местном уровне, они все больше приобретают национальные и интернациональные масштабы. Глобальная миграция Много веков назад европейский экспансионизм привел к массовому переселению народов, которое и привело к складыванию многих из мультиэтнических обществ в мире. Однако и после этих первоначальных волн глобальной миграции народы земли продолжали взаимодействовать и смешиваться, и это в основном определило этнический состав населения многих стран. В настоящем разделе книги мы сначала рассмотрим понятия, связанные с глобальной миграцией, а потом обратимся к тем последствиям, которые имела миграция в частности для Соединенного Королевства. Миграционные движения Хотя миграция — явление не новое, темпы ее, по-видимому, ускоряются в связи с наблюдае- мым процессом глобальной интеграции. В моделях происходящей во всем мире миграции можно видеть отражение быстро меняющихся экономических, политических и культурных связей между странами. Согласно некоторым подсчетам, в 1990 г. миграцией было охвачено свыше 80 млн чел., 20 млн из которых были беженцами. Как представляется, эти цифры в начале XXI в. еще больше возрастут, вследствие чего некоторые ученые уже назвали этот век «веком миграций» (Castles and Miller 1993)- Иммиграция (въезд людей в страну для постоянного проживания) и эмиграция (процесс, в ходе которого люди покидают одну страну, чтобы поселиться в другой), сочетаясь вместе, образуют модели глобальной миграции, связывающие страны, откуда уезжают мигранты, со странами, куда они направляются. Миграционные движения еще больше увеличивают этническое и культурное разнообразие во многих обществах и способствуют формированию демографической, экономической и социальной внутренней динамики. Интенсификация глобальной миграции после Второй мировой войны и особенно в последние два десятилетия сделала иммиграцию для многих стран серьезной политической проблемой. Во многих западных странах рост иммиграции поставил под сомнение общераспространенное понятие национального тождества и заставил пересмотреть понятие гражданства. Учеными были выделены четыре модели миграции, характеризующие основные глобальные движения населения с 1945 г. Классическая модель миграции присуща таким странам, как Канада, Соединенные Штаты и Австралия, которые сложились как «нации иммигрантов». В этих случаях иммиграция в значительной степени поощрялась и вновь прибывшим было обещано предоставление гражданства, хотя ограничения и квоты помогали регулировать ежегодный приток иммигрантов. Колониальная модель иммиграции, характерная для таких стран, как Франция и Соединенное Королевство, обычно более благоприятствовала притоку иммигрантов из бывших колоний по сравнению с иммигрантами из других стран. Отражением этой тенденции может служить наличие в Великобритании большого числа иммигрантов из новых стран Содружества. Такие страны, как Германия, Швейцария и Бельгия, проводили другую политику — соответствующую модели гастарбайтеров. При та- Глобальная миграция
кой системе иммигранты допускаются в страну на временной основе, зачастую для того, чтобы удовлетворить потребности рынка труда, но они не получают прав гражданства даже после многолетнего проживания в стране. Наконец, все большее распространение находят нелегальные модели иммиграции, порождаемые ужесточением во многих индустриальных странах законов об иммиграции. Иммигранты, сумевшие въехать в страну незаконно или под каким-либо предлогом, не связанным с иммиграцией, во многих случаях продолжают здесь нелегально жить за пределами официального общества. Иллюстрацией этого явления может служить большое число мексиканцев — «нелегальных иностранцев» — во многих штатах Юга Америки, а также рост международного бизнеса контрабандной переброски беженцев через границы государств (см. с. 246). Какие же силы стоят за глобальной миграцией и как они изменяются в результате глобализации? В прошлом многие теории миграции концентрировали внимание на так называемых отталкивающих и притягивающих факторах. «Отталкивающие» факторы — это движущие силы В1гутри исходной страны, вынуждающие людей эмигрировать, как то: война, голод, политические репрессии или перенаселенность. Напротив, факторы «притягивающие» — это те особенности страны назначения, которые привлекают иммигрантов: «притянуть» иммигрантов из других регионов могут процветающий рынок труда, лучшие жилищные условия и меньшая плотность населения. Позднее теории миграции, основанные на «отталкивании» и «притягивании», были подвергнуты критике за то, что предлагали слишком упрощенное объяснение очень сложного и многоаспектного явления. Отвергая подобные теории, ученые, изучающие миграцию, все больше склоняются к тому, чтобы рассматривать модели глобальной миграции как некоторые «системы», образуемые взаимодействием процессов, происходящих на макро- и микроуровне. Эта идея может показаться сложной, но в действительности она очень проста. Под факторами макроуровня понимаются такие возвышающиеся над всем остальным проблемы, как политическая ситуация в регионе, законы и правила, регулирующие иммиграцию и эмиграцию, или изменения в международной экономике. Факторы микроуровня связаны с ресурсами, знаниями и способностями, которыми обладают сами мигранты. Пересечение макро- и микропроцессов можно увидеть на примере многочисленной общины турецких иммигрантов в Германии. На макроуровне наблюдаются такие факторы, как потребность экономики Германии в рабочей силе, проводимая ею политика допуска в страну рабочих, приезжающих по приглашениям в качестве гастарбайтеров, и состояние турецкой экономики, не дающей многим туркам возможности зарабатывать столько, сколько им бы хотелось. На микроуровне можно видеть наличие в турецкой общине в Германии неофициальных сетей и каналов взаимной поддержки, а также сильную привязанность к семье и друзьям, оставшимся в Турции. Среди потенциальных турецких иммигрантов осведомленность о Германии и «социальный капитал» — свои собственные возможности и ресурсы общины, на которые можно рассчитывать, — делают Германию одной из самых привлекательных стран для иммигрантов. Сторонники системного подхода к миграции подчеркивают, что ни один фактор, взятый отдельно, не может объяснить процесс миграции. Каждое конкретное миграционное движение, подобное движению между Турцией и Германией, является результатом взаимодействия процессов макро- и микроуровня. Исследуя недавние явления в глобальной миграции, Стивен Каслз и Марк Миллер выделили четыре основных тенденции, которые будут, по их мнению, определять модели миграции в ближайшие годы (Castles and Miller 1993): • Ускорение. Миграция, преодолевающая • Многообразие форм. Большинство стран • Глобализация. Миграция все больше ста • Феминизация. Среди мигрантов растет Глава 9. Раса, этническая принадлежность и иммиграция
это было прежде. Увеличение числа мигрантов-женщин тесно связано с изменениями на мировом рынке труда, включая растущую потребность в работниках по дому, распространение секс-туризма и «торговли» женщинами (см. главу 5 «Гендер и сексуальные отношения» на с. 125-126), а также феномен «невест по переписке». Глобальные диаспоры Еще один путь к пониманию моделей глобальной миграции связан с изучением диаспор. Термин диаспора обозначает исход определенной этнической группы населения из первоначальной родины в чужие ареалы часто в результате насилия или под давлением угрожающих обстоятельств. В качестве примеров того, как народы могут оказаться рассеянными по всему миру вследствие рабства или геноцида, часто ссылаются на африканскую и еврейскую диаспоры. Хотя члены диаспоры, по определению, разделены географически, их объединяют такие факторы, как общая история, коллективная память об исконной родине и чувство этнической общности, которое культивируется и сохраняется. Робин Коэн утверждает, что встречается несколько различных форм диаспор, хотя наиболее часто приводятся примеры диаспор, возникших принудительно, вследствие преследований и насилия. В книге «Глобальные диаспоры» (Cohen 1997) используется исторический подход и выделяется пять различных категорий диаспор с учетом того, какие силы лежали в основе первоначального исхода народа: жертвы (например, африканская, еврейская и армянская диаспоры), имперские интересы (британская диаспора), проблема занятости (индийская диаспора), торговля (китайская диаспора) и культура (диаспора выходцев из Карибского региона). В некоторых из этих случаев, скажем, в случае китайской диаспоры, массовое движение населения происходило на добровольной основе, не под давлением угрожающих обстоятельств. Вместе с тем, несмотря на многообразие форм, всем диаспорам присущи некоторые ключевые характеристики. Коэн считает, что все диаспоры отвечают следующим критериям: • насильственное или добровольное переселение из исконной родины в новый регион или регионы;
• общая память о первоначальной роди • сильное чувство этнического тождества, • чувство солидарности с членами той же • известная степень напряженности в от • потенциальная возможность внести цен Некоторые ученые обвинили Коэна в попытках упростить сложные и отличающиеся друг от друга случаи миграции, подводя их под небольшое число типов и связывая «категории» диаспор с конкретными этническими группами. Другие критики указывали, что само понимание диаспоры у Коэна не является достаточно четким для того исследования, которое он предпринял. Тем не менее, несмотря на все критические замечания, труд Коэна ценен, поскольку он показывает, что диаспоры не являются чем-то статическим, н представляют собой развивающиеся процессы сохранения коллективного тождества и продолжения этнической культуры в быстро глобализирующемся мире.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.57.231 (0.01 с.) |