Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденции в системе профессиональной занятостиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Работа всегда заложена в более широкую экономическую систему. В современных обществах эта система зависит от индустриального производства. Современная индустрия, как подчеркивалось в других разделах данной книги, фундаментально отличается от досовре-менных систем производства, которые, прежде всего, были основаны на сельском хозяйстве. Большинство людей работало в поле или заботилось о скоте. Напротив, в современных обществах лишь малая часть населения занята в агрономии, а фермерство как таковое подверглось индустриализации — работа в основном выполняется не вручную, а с помощью машин. Современная индустрия постоянно меняется сама по себе — технологические изменения являются одним из основных ее признаков. Технология — это применение научных разработок для совершенствования оборудования с целью достижения большей производственной эффективности. Характер индустриального производства также меняется по отношению к более широким общественным и экономическим факторам. Если мы рассмотрим систему профессиональной занятости индустриальных стран в течение XX в., мы сможем увидеть этот феномен очень четко-, изменения в глобальной экономике и технологический прогресс привели к глубоким трансформациям выполняемых нами типов работ. В начале XX в. на рынке труда преобладали места для рабочих на производстве, но постепенно баланс Тенденции в системе профессиональной занятости
20 10 0 Рис. 13.1. Население трудоспособного возраста, по признакам пола и класса. Соединенное Королевство. 1999 г. Источник: Labour Force Survey. Office for National Statistics. From Social Trends. 30. 2000. P. 26. Crown copyright.
сместился в сторону должностей «белых воротничков» в сфере услуг (см. рис. 13.1 и 13-2). В 1900 г. более трех четвертей имеющего работу населения были заняты физическим трудом. Около 28 % из них были квалифицированными работниками, 35 % — полуквалифицированными, а 10% не имели квалификации. Профессий для «белых воротничков» было сравнительно немного. К середине столетия работники физического труда составляли менее двух третей населения, занятого на оплачиваемой работе, а труд служащих, соответственно, получил распространение. В 1971 и в 1981 гг. были проведены переписи населения Соединенного Королевства. За этот период пропорция людей, занятых на работах для «синих воротничков», снизилась от 62 до 56 % у мужчин и от 43 до 36 % у женщин. Профессиональные и менеджерские должности, занимаемые мужчинами, увеличились до примерно 1 млн. К 1981 г. рутинной работой служащих занимались на 170000 меньше мужчин, но ею же были заняты на 250 000 больше женщин. Уменьшение работ, связанных с физическим трудом, вплотную совпало со снижением количества людей, занятых производством продукции. В 1981 г. производством занимались на 700000 меньше мужчин и на 420 000 меньше женщин, чем за десять лет до этого. Эти тенденции актуальны сегодня, но они в некоторой степени выровнялись. Обследование трудовых ресурсов (Labour Force Survey), Работники сфер, обслуживания и торговли
Квалифицированные работники
Неквалифицированные работники -J------ 1—--- 1----- 1
0,8
Женщины Рис. 13.2. Изменения в трудовой занятости мужчин и женщин по роду занятий. 1992-1998 гг. Источник: European Commission. Employment in Europe, 1999. P. 12.
проведенное правительством в 1998 г., показало, что лишь 25% мужчин и 10% женщин работают в промышленности. Это разительно отличается от резкого подъема численности тех, кто работает в сфере финансовых или деловых услуг: в 1981 г. всего лишь 10% мужчин работали в этом секторе, но к 1998 г. эта цифра выросла до 16 %. Среди женщин наблюдался подъем от 12% в 1981 г. до 19% в 1998 г.
Много спорят по поводу причин подобных изменений. Этих причин, по-видимому, несколько. Одна из них — постоянное введение рационализирующей производство техники, пиком которого стало распространение в индустрии в последние годы информаци- Глава 13. Труд и экономическая жизнь
онных технологий. Другая — подъем производственной индустрии за пределами Запада, в особенности на Дальнем Востоке. Более старые виды промышленности западных стран прошли через серьезные сокращения из-за своей неконкурентоспособности по сравнению с более эффективными производителями с Дальнего Востока, чей труд стоит дешевле. Более подробно о контрастах экономического роста в развивающемся мире см. в разделе «Новые промышленные страны (НПС)» на с. 47-48. Экономика знания Принимая во внимание эти цифры, некоторые наблюдатели предположили, что сейчас происходит переход к новому типу общества, важнейшей основой которого уже не является индустриализм. По мнению этих наблюдателей, мы вступаем в фазу развития, совершенно отличную от индустриальной эры. Этому новому общественному порядку давали множество названий, например постиндустриальное общество, век информации, а также «новая» экономика. Однако термин, получивший наиболее широкое распространение, — экономика знания. О технологической инфраструктуре экономики знания см. раздел «Почему происходит глобализация» на с. 57, а также врезку, озаглавленную «Возникновение „сетевых работников"» на с. 262. Точное определение экономики знания сформулировать сложно, но, в общих чертах, это такая экономика, в которой идеи, информация и различные формы знания подкрепляют собой новшества и экономический рост. В экономике знания большая часть трудовых резервов занята не физическим производством и дистрибуцией материальных товаров, а их дизайном, разработкой, технологией, маркетингом, продажей и обслуживанием. Подобных служащих можно назвать работниками экономики знания. В экономике знания господствуют постоянный поток информации и точек зрения, а также мощный потенциал науки и техники. Вот что отмечал Чарльз Лидбитер (Charles Leadbeater): Большинство из нас зарабатывает деньги «из воздуха»: мы не производим ничего, что можно взвесить, потрогать или с легкостью изме- рить. Наш продукт не разгружают в портах, не хранят на складах и не посылают в железнодорожных вагонах. Большинство из нас зарабатывает на жизнь с помощью оказания услуг, высказывания суждений, выдачи информации и анализа, будь то в телефонном центре, кабинете юриста, правительственном департаменте или научной лаборатории. Все мы занимаемся «воздушным бизнесом» (Leadbeater 1999, vii). Случай Энрико и его сына Рико, который мы описали в начале данной главы, четко иллюстрирует этот сдвиг в сторону экономики знания. Работа Энрико была типичной для многих работ индустриальной эры, так как она была связана с физическим трудом, дающим ощутимые результаты (чистое и опрятное административное здание). В отличие от этого, Рико — работник экономики знания; его работа консультанта фокусируется на использовании и применении информации. Он не производит напрямую ничего, что можно было бы увидеть или измерить традиционным способом. Насколько же распространена экономика знания в начале XXI в.? В недавнем исследовании, выполненном Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), была сделана попытка оценить, насколько экономика знания распространена в развитых странах, с помощью измерения процентного соотношения отраслей промышленности, базирующихся на знаниях, относительно экономики страны в целом (см. рис. 13.3). Отрасли индустрии, основанные на знаниях, понимаются широко и включают в себя технологию, образование и обучение, проект-но-конструкторскую работу, а также финансовый и инвестиционный секторы. В целом среди стран, входящих в ОЭСР, отрасли индустрии, базирующиеся на знаниях, в середине 1990-х отвечали более чем за половину всего экономического продукта. У Западной Германии был высокий показатель — 58,6 %, и более 50 % были показателями у США, Япония, Великобритании и Франции. Инвестиции в экономику знания — в форме государственного образования, затрат на разработку компьютерных программ, а также на проектно-конструкторскую работу — сегодня составляют важную часть бюджета многих стран. К примеру, Швеция в 1995 г. вложила в экономику знания 10,6% от своего валового внутреннего продукта. Почти столько же Разделение труда и экономическая зависимость
[_ _| Знания ЛЩ Физический "■■■ труд Швеция Франция Великобритания США ЕС ОЭСР Германия Австралия Япония Италия О 5 10 15 20 25 30 Инвестиции как % от ВВП, 1995 •Западная Германия Рис. 13.3. Роль экономики знания по инвестициям и продукции, по странам и экономическим регионам. 1995-1996 гг. Источники: OECD. From The Economist. 16 Oct. 1999. P. 145. вложила Франция благодаря своим большим затратам на государственное образование. Признано, что экономика знания является сложным феноменом для исследования — с точки зрения и количества, и качества! Ценность физических предметов измерить проще, чем некие «невесомые» идеи. Однако нельзя отрицать, что приобретение и применение знаний становится все более важным в экономиках западных обществ, что мы с вами увидим в данной главе. Разделение труда и экономическая зависимость Одним из наиболее характерных признаков экономической системы современных обществ является наличие весьма сложного разделения труда: труд со временем разделился на громадное количество различных профессий, в которых люди специализируются. В традиционных обществах труд, не связанный с сельским хозяйством, подразумевал владение каким-нибудь ремеслом. Ремесленные навыки получали в течение продолжительного периода пребывания в подмастерьях, и такой работник обычно выполнял все аспекты производственного процесса от начала и до конца. Например, слесарь, делающий плуг, сковал бы железо, придал ему форму и собрал само орудие. С подъемом современного промышленного производства большинство традиционных ремесел исчезли полностью, их заменили навыки, из которых состоят процессы крупномасштабного производства. Электрик, работающий сегодня в промышленности, к примеру, может проверять и чинить только часть определенного типа машин; другие люди будут заниматься остальными частями и другими машинами. Современное общество также стало свидетелем перемены местоположения работы. До индустриализации большинство работы выполнялось дома и завершалось коллективно всеми членами семейства. Прогресс в области промышленной технологии, например, машинное оборудование, работающее на электричестве и угле, способствовал разделению работы и дома. Фабрики, находившиеся во владении предпринимателей, стали точкой отсчета в промышленном развитии: в них находилась большая часть машинного и прочего оборудования, и массовое производство начало затмевать мелкое ремесленничество, базировавшееся дома. Людей, искавших работу на фабрике, обучали выполнять некое специализированное задание и платили за эту работу жалование. Управляющие смотрели за тем, как работа выполняется, они же занимались введением новых методов работы, увеличивавших продуктивность и дисциплину рабочих. Контраст между разделением труда в традиционном и современном обществах, действительно, огромен. Даже в самых больших традиционных обществах обычно существовало не более чем двадцать или тридцать основных ремесел, включая такие специализированные общественные роли, как купец, солдат и священник. В современной индустриальной системе существуют буквально тысячи различных профессий. В переписи населения Соединенного Королевства перечисляется около 20 000 различных должностей в британской экономике. В традиционных общинах большинство населения работало на фермах и было экономически независимым. Они сами производили для себя еду, одежду и другие предметы, необходимые в обиходе. В противо- Глава 13. Труд и экономическая жизнь «Работа и технология» Социологов всегда интересовала связь между технологией и работой. Как повлиял на наш опыт работы тот тип технологии, который для нее применяется? По мере прогресса индустриализации, технология стала играть важнейшую роль на рабочем месте, будь то автоматизация фабрик или компьютеризация работы в офисе. Сегодняшняя революция в области информационной технологии вновь привлекла внимание к данному вопросу. Технология может привести к большей эффективности и продуктивности, но как она влияет на то, как воспринимается сама работа теми, кто ее выполняет? Для социологов одним из основных вопросов является то, как переход к более сложным системам влияет на характер работы и на учреждения, в которых она выполняется. Автоматизация Концепция автоматизации, или программируемого машинного оборудования, была введена в середине 1800-х гг., когда американец Кристофер Спенсер изобрел автомат — программируемый токарный станок, который делал винты, гайки и шестерни. Влияние автоматизации возросло с появлением роботов — автоматических приспособлений, выполнявших функции, за которые обычно отвечали работники-люди. В некотором количестве роботов впервые ввели в индустрию в 1946 г., когда было изобретено приспособление для автоматического регулирования машинного оборудования в инженерной промышленности. Более сложные роботы, однако, восходят лишь к 1970-м гг., когда их стали оснащать микропроцессорами. Сегодня роботы могут выполнять множество таких заданий, как сварка, окраска распылением, подъем и перенос деталей. Йекоторые роботы могут отличать запасные части на ощупь, тогда как другие определяют некоторое количество объектов визуально. Распространение автоматизации вызвало горячий спор среди социологов и экспертов по производственным отношениям по поводу воздействия новой технологии на рабочих, их навыки и уровень их заинтересованности в работе. В своей влиятельной работе «Отчуждение и свобода» Роберт Блаунер исследовал опыт рабочих из четырех разных отраслей промышленности с различными уровнями технологии (Btauner 1964). Используя идеи Дюркгейма и Маркса, Блаунер ввел концепцию отчуждения и измерил, насколько работники в каждой из отраслей индустрии испытывали отчуждение в форме беспомощности, бессмысленности, изоляции и самоотстранения. Он пришел к выводу, что рабочие на сборочных конвейерах чувствовали больше отчуждения, чем все остальные, но что уровни отчуждения были несколько ниже на тех работах, где использовалась автоматизация. Иными словами, Блаунер утверждал, что введение автоматизации на фабриках являлось причиной изменения в обратную сторону доселе стойкой тенденции к повышенному отчуждению рабочих. Автоматизация помогла объединить трудовые ресурсы и дала рабочим ощущение контроля над своим трудом, которого не хватало другим формам технологии. Совсем иное мнение было представлено Гарри Брейверманом в его знаменитой работе «Труд и монополистический капитал» (Braverman 1974). С точки зрения Брейвермана, автоматизация стала частью общего процесса сокращения квалифицированных промышленных трудовых ресурсов. Навязывая тейлористские методы организации (см. с. 340) и разбивая трудовой процесс на специализированные задания, менеджеры могли контролировать рабочую силу. И в промышленности, и в современных офисах введение технологии способствовало этой общей «деградации» работы с помощью ограничения потребности в творческом участии чело-
положность этому, основной чертой современных обществ является необычайное распространение экономической взаимозависимости. Для получения продуктов и услуг, которые поддерживают нашу жизнь, все мы зависим от огромного числа других работников, находящихся сегодня по всему миру. За редким исключением, основная масса людей в современных обществах не производит той еды, которую она ест, домов, в которых живет, или товаров, которые потребляет. Социологи прошлого много писали о потенциальных последствиях разделения труда—и для отдельных работников, и для общества в целом. С точки зрения Маркса, движение в сторону индустриализации и оплачиваемого труда непременно приводит к отчуждению среди рабочих. Будучи нанятыми на фабрике, рабочие полностью теряют контроль над своим трудом. Им придется выполнять рутинные, монотонные задания, которые лишат их работу существенных творческих достоинств. Он Разделение труда и экономическая зависимость
века. Вместо этого, все что требовалось — было некое недумающее, нерефлексирующее «тело», способное бесконечно выполнять одно и то же неквалифицированное задание. Информационные технологии Противоположные взгляды Блаунера и Брейвер-мана на воздействие автоматизации сегодня отражаются в спорах о влиянии информационных технологий (ИТ) на рабочем месте. Безусловно нет сомнения, что Интернет, электронная почта, проведение телеконференций и е-коммерция меняют то, как ведут дело различные компании. Но они также оказывают воздействие на то, как служащие день за днем работают. Те, кто подходит к этому вопросу оптимистически, как Блаунер, утверждают, что информационная технология произведет революцию в мире труда, создавая новые, более гибкие методы работы. Эти возможности позволят нам отойти от рутины и отчуждающих аспектов промышленной работы и войти в более свободный век информации, дающий работникам больше контроля и больше возможностей делать вклад в трудовой процесс. Защитников-энтузиастов технологического прогресса иногда называют технологическими детерминистами, поскольку они верят в способность технологии определять характер и форму работы как таковой. Другие же не уверены, что информационная технология вызовет исключительно позитивную трансформацию работы. Шошэна Зубофф в своем исследовании на тему использования ИТ фирмами пришла к выводу, что менеджмент может сознательно начать использовать ИТ ради совершенно иных целей (Zuboff 1988). Если ИТ используются как творческая, децентрализующая сила, они могут помочь сломать строгие иерархии, вовлечь большее число работников в процесс принятия решений и привести к более непосредственному участию в повседневных делах компании. С другой стороны, с такой же ■ легкостью их можно использовать как способ усиления иерархии и наблюдения. Усвоение ИТ на рабочем месте может сократить взаимодействия лицом к лицу, блокировать каналы ответственности и преобразовать офис в систему самостоятельных и изолированных модулей. При таком подходе влияние информационных технологий воспринимается в зависимости от того, с какими целями оно используется, а также того, как пользующиеся этими технологиями понимают их роль. Распространение информационных технологий, безусловно, даст большее число интересных возможностей для некоторых сегментов трудовой силы. Например, в области СМИ, рекламы и дизайна, ИТ улучшают творчество в профессиональной сфере и позволяют делать персональные стили работы более гибкими. Именно у квалифицированных, ценных работников на ответственных должностях наиболее близок к осуществлению образ «сетевых работников» и «дистанционного доступа». Однако на другом конце данного спектра находятся тысячи низкооплачиваемых неквалифицированных индивидов, работающих в центрах обработки заказов и компаниях, занимающихся вводом данных. Эти должности, которые во многом являются продуктом телекоммуникационного бума последних лет, характеризуются уровнем изоляции и отчуждения, который может конкурировать с тем, что испытывали «деквалифицированные» рабочие Брейвермана. Служащие центров обработки заказов, которые осуществляют бронирование путешествий и финансовые сделки, работают согласно строго стандартизованному порядку, в котором мало или вообще нет места свободным действиям или творческому вкладу со стороны работника. За служащими пристально следят, а их взаимодействия с покупателями записываются на пленку «для гарантии качества». «Информационная революция», по-видимому, произвела на свет множество рутинных, неквалифицированных должностей, сравнимых с теми, что были в промышленной экономике.
утверждал, что рабочие в капиталистической системе, в конце концов, усваивают инструментальный настрой по отношению к работе и видят ее лишь как способ заработать себе на жизнь. Дюркгейм смотрел на разделение труда более оптимистически, хотя он тоже признавал его возможные негативные последствия. Согласно Дюркгейму, специализация ролей усилила бы общественную солидарность внутри общин. Вместо того чтобы жить в качестве отдельных, автономных элементов, люди были бы связаны благодаря своей взаимозависимости. Солидарность усиливалась бы с помощью различных по своим направлениям взаимоотношений производства и потребления. Дюркгейм считал такое распределение очень эффективным, хотя он также осознавал, что общественная солидарность могла бы нарушиться, если бы перемена произошла слишком быстро. Он называл ощущение отсутствия каких-либо норм, Глава 13. Труд и экономическая жизнь
появляющееся в результате этого, аномией (см. с. 24-25). Подходы Тейлора и Форда Более двух веков назад Адам Смит — один из основателей современной экономики — признавал преимущества, которые дает разделение труда для повышения продуктивности. Его самую известную работу «Благосостояние наций» (Smith 1776) открывает описание разделения труда на фабрике булавок. Человек, работающий в одиночку, возможно, мог бы делать 20 булавок в день. Однако, если разбить задания этого рабочего на некоторое число простых операций, десять работников, выполняющих специализированные виды работ, сотрудничая друг с другом, вместе могли бы производить 48 000 булавок в день. Иными словами, производительность одного работника увеличивается от 20 до 4 800 булавок, т. е. каждый специалист производил бы в 240 раз больше, чем при самостоятельной работе. Более века спустя эти идеи нашли наиболее четкое выражение в работах Фредерика Уинслоу Тейлора, американского консультанта по менеджменту. Подход Тейлора к тому, что он называл научным менеджментам, состоял в подробном изучении индустриальных процессов с целью разбить их на простые операции, которые можно было бы четко рассчитать по времени и организовать. Согласно Тейлору, каждое задание можно пристально и объективно рассмотреть, чтобы определить «единственный лучший способ» его выполнения. Тейлоризм, как стали называть научный менеджмент, был не просто академическим исследованием — он широко повлиял на организацию промышленного производства и технологию. Многие фабрики применяли методы Тейлора, желая максимально увеличить объем промышленного производства и поднять уровень продуктивности рабочих. Работники находились под пристальным наблюдением менеджмента, что гарантировало быстрое и аккуратное выполнение работы в соответствии с точными указаниями начальства. Чтобы способствовать эффективности труда, была введена система поощрительной оплаты, согласно которой рабочие зарабатывали согласно своим уровням продукгивности. Тейлора интересовало повышение промышленной эффективности, но его мало волновали ее результаты. Массовое производство требует массовых рынков сбыта, и промышленник Генри Форд был одним из первых, кто увидел эту связь. Фордизм — продолжение тейлоровских принципов научного менеджмента — термин, используемый для обозначения системы массового производства, привязанного к развитию массовых рынков сбыта. Форд спроектировал свой первый автозавод в г. Хайленд Парк, штат Мичиган, в 1908 г. для производства только одного товара — автомобиля «Форд» модели Т, — тем самым позволяя ввести специализированные инструменты и оборудование, рассчитанные на скорость, точность и простоту в использовании. Если тейлоризм фокусировался на наиболее эффективном способе выполнения определенных заданий, фордизм развил эту теорию дальше, сводя отдельные задания в систему непрерывно текущего производства. Одним из наиболее значительных нововведений Форда стало создание движущегося сборочного конвейера. Каждый рабочий на конвейере Форда имел определенное задание, например, подгонку ручек левосторонней двери по мере того, как корпуса автомобилей продвигались по конвейеру. К 1929 г., когда закончили производство модели Т, было выпущено более 15 000 машин.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.67 (0.012 с.) |