Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Партии и голосование в ВеликобританииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
До XIX в. партии в Великобритании считались лишь временным методом, необходимым для мобилизации поддержки в отдельных случаях или кризисах. По мере того как партии развивались в более стабильные организации, они начали ассоциироваться с идеей о том, что поддержка руководства может приносить определенные блага. Членство в партии и преданность ей постепенно стали связаны с различными формами покровительства, при котором преданные получали вознаграждение в виде определенных должностей в новой администрации. Большую часть XX в. две основные партии (лейбористы и консерваторы) доминировали на политической арене страны и политика соперничества развилась с помощью сбора поддержки двух конкурирующих правительственных команд, каждая из которых состоит из членов одной партии. Британская избирательная политика за последние двадцать с лишним лет сильно изменилась. И лейбористы, и консерваторы находятся под все большим давлением от уменьшения числа членов, сокращения ресурсов и потери поддержки избирателей. Партии лейбористов удалось удачно перестроиться и вернуться к власти в 1997 г., в то время как у партии консерваторов продолжает наблюдаться рекордно низкий уровень членов, а контингент сторонников стареет. Чтобы понять опыт основных партий за последние двадцать лет, важно учитывать несколько факторов. Первый фактор является структурным: доля экономически активного населения, занятого на традиционных должностях «синих воротничков», значительно понизилась. Не подлежит сомнению, что это постепенно уменьшило число традиционных источников поддержки у лейбористов, таких как рабочие кварталы и профсоюзы. Второй фактор — раскол, произошедший в партии лейбористов в начале 1980-х, который привел к основанию Социал-демократической партии (СДП). Хотя СДП более не существует, Либерально-демократическая партия, образовавшаяся позднее путем слияния либеральной и социал-демократической партий, получила значительную поддержку и увела часть голосов от двух основных партий. Третьим фактором стало влияние г-жи Тэтчер, премьер-министра от консерваторов с 1979-го по 1990 гг. Энергичная программа реформ, начатая г-жой Тэтчер и ее правительством, являла собой существенный шаг в сторону от философии тори, принятой ранее. При тэтчеризме основной упор делался на сокращении роли государства в экономической жизни и на доверии рыночным силам как основе индивидуальных свобод и экономического роста. В-четвертых, появление «новых лейбористов» в середине 1990-х (см. ниже) обозначило существенно новый подход к британской политике. Тэтчеризм и после него В течение первого срока своего правления, в политике г-жи Тэтчер делался основной упор на «монетаризм». Контроль над валютным запасом считался ключом к уменьшению инфляции и содействию здравому управлению экономикой. Цели, поставленные для валютного контроля, однако, оказались недостижимыми, и впоследствии от монетаризма практически отошли. После выборов 1983 г. движущая сила тэт-черизма в экономике была поддержана приватизацией государственных компаний. Продажа акций компаний «British Telecom», «British Gas», «British Steel», «British Airways» и «British Petroleum» вызвала широкий отклик. Называется ряд преимуществ такого рода приватизации. Считалось, что она вновь принесет здоровую экономическую конкуренцию вместо неуклюжих и неэффективных государственных Политические партии и голосование в странах Запада
бюрократий, уменьшит общественные расходы и поставит точку над политическим вмешательством в административные решения. Приватизационная политика, начатая г-жой Тэтчер, имела долгосрочное влияние. Первоначально партия лейбористов сильно оспаривала ее. Позднее, однако, лейбористы оставили свою враждебную позицию и признали, что большая часть этой приватизации была неизбежной. «Леди не свернет с пути!» — провозгласила г-жа Тэтчер в одном из своих наиболее известных публичных заявлений. Возможно, наиболее сильным элементом постоянства при тэтчеризме были личность и моральный облик самой г-жи Тэтчер. Ее категоричный подход не завоевал симпатии у большей части электората, но вызвал уважение к ее качествам как национального лидера. Отказ г-жи Тэтчер отступать перед лицом аргентинской оккупации Фолклендских островов показался многим конкретным выражением этих качеств, и ее доминирующая роль в правительстве также подкреплялась характерными для нее увольнениями тех членов кабинета, которые не разделяли ее взглядов. Однако после ее сокрушительной победы на выборах в 1987 г. популярность г-жи Тэтчер у электората начала резко падать. Основными факторами стали непопулярность подушного налога (Community Charge — налог, основанный не на доходах или имуществе, а просто «на душу населения») и движение экономики в сторону рецессии. Уровень недовольства правлением г-жи Тэтчер внутри партии консерваторов достиг такой высоты, что старшие коллеги убедили ее снять свою кандидатуру во время соревнования за партийное лидерство в 1990 г. Ее сменил Джон Мейджор (Kingdom 1999). При Мейджоре консерваторы продолжили приватизацию государственных предприятий даже там, где это было отнюдь не популярно у электората. К примеру, компания «British Rail» была поделена на части и продана в частном тендере, хотя опросы показали, что большинство населения не поддерживало эту программу. «Новые лейбористы» Отчасти в ответ на влияние тэтчеризма, отчасти в качестве реакции на более глобальные события, включая усиление мировой экономической конкуренции, партия лейбористов начала менять свою идеологию. Этот процесс был начат при Ниле Кинноке, который ушел в отставку со своего поста лидера лейбористов после проигрыша партии на выборах в 1992 г., и был продолжен при Джоне Смите, вплоть до его преждевременной смерти. Тони Блэр стал лидером партии в 1994 г. и незамедлительно принялся за продолжение серьезных реформ. Окрестив свою преобразованную партию «Новые лейбористы», Блэр вел успешную внутрипартийную кампанию по отмене 4-й Статьи — статьи партийного устава, которая обязывала партию проводить политику широкого общественного владения промышленными предприятиями. Тем самым лейбористы официально признали первостепенную важность рыночной экономики, которую г-жа Тэтчер была так твердо намерена расширять. Поступив таким образом, партия внесла изменения, сходные с теми, которые произошли в большинстве социалистических партий в Западной Европе. Решающим влиянием в данном случае стало крушение коммунистических режимов в Советском Союзе и Восточной Европе. Взгляды партии лейбористов всегда в значительной степени отличались от коммунистических — уровень государственного владения индустриальными предприятиями в коммунистических обществах был намного более высоким, чем тот, какой когда-либо представляла себе партия лейбористов. Однако большинство людей согласилось, что развал коммунизма был сигналом к тому, что необходимо также радикально пересмотреть и менее экстремальные представления о социализме. Идея о том, что современная экономика может напрямую «управляться» с помощью государственного контроля — главное положение и в коммунизме, и в социализме «старых лейбористов», -теперь кажется устаревшей. Выборы 1997 года Выборы 1997 г., которые привели к власти «новых лейбористов», представляли собой одну из крупнейших избирательных перемен в Великобритании в XX в. — скачок в 10,3% от консерваторов к лейбористам — и положили конец восемнадцати годам правления партии консерваторов. Партия лейбористов получила 419 мест в парламенте (в отличие от 165 у консерваторов), что дало им на 179 мест больше, чем всем остальным партиям Глава 14. Правительство и политина
вместе взятым, — рекордно большое преимущество за всю историю парламента. Доля голосов, отданных в пользу тори (31,4%), была самой низкой с 1832 г. Это ознаменовало резкое снижение довольно стабильного уровня поддержки, получаемой консерваторами даже в начале того десятилетия. К примеру, в 1992 г. тори получили 42,8 % голосов. Другим важным итогом выборов 1997 г. стали солидные данные у либеральных демократов, которые получили 46 мест, что является наиболее высоким результатом для либеральной партии в послевоенную эпоху. Как можно объяснить эти драматичные изменения на выборах? На итоги, по всей видимости, повлиял ряд факторов. Многие обозреватели предположили, что низкое число избирателей, явившихся на выборы, — 71,3% зарегистрированных избирателей — указывает на то, что электорат голосовал не столько за «новых лейбористов», сколько это было «протестное голосование» ради каких-то перемен. По подсчетам, примерно 2 млн избирателей партии консерваторов остались дома в день выборов — факт, который, как представляется, безусловно повысил сильные результаты лейбористов. Освещение кампании средствами массовой информации могло также повлиять на конечный результат. Пока лейбористы успешно продвигали имидж Тони Блэра как молодого, энергичного и настроенного на реформы, тори уничтожались обвинениями в коррумпированных сделках, а сами они, казалось, расходились друг с другом по важнейшим вопросам, таким как роль Великобритании в Европе. Анализ ежедневного освещения в прессе событий, касающихся Джона Мейджора и Тони Блэра, показал, что большее внимание было уделено кандидатам как личностям, нежели их профессиональным качествам. Это сработало против Джона Мейджора. Хотя Мейджора часто характеризовали как честного и смелого человека, его резко обвиняли в том, что в качестве лидера он некомпетентен и неэффективен. Блэра же и оппоненты, и приверженцы называли пылким и упорным (Seymour-Ure 1998). Газеты, которые прежде поддерживали проблемы консерваторов и их политиков в годы выборов, в 1997 г. больше поддерживали лейбористов. Эти сдвиги в электорате «новых лейбористов» отражаются на составе членов парла- мента. Члены парламента от лейбористов до-стоточно молоды: десять из них были моложе тридцати и более половины — не старше пятидесяти лет во время их избрания. Новый состав также включает большее количество «белых воротничков», чем раньше, больший процент людей с высшим образованием и преподавателей. В заключение, рекордное число членов парламента от лейбористов — 101 человек — женщины, по сравнению с 37-ю в 1992 г. Это, отчасти, результат целенаправленной политики партии лейбористов по увеличению числа женщин в парламенте. В течение некоторого времени, пока эту установку не отменили в суде, окончательные списки, состоящие только из женщин, использовались для получения половины мест, которые можно было выиграть лейбористам. Политика третьего пути После прихода к власти «новые лейбористы» взялись за амбициозный курс политической реформы и модернизации. Оставаясь по-прежнему верным таким ценностям, как социальная справедливость и солидарность, правительство всячески пыталось заняться проблемами нового миропорядка. Оно признало, что старая политика не соответствовала задачам нового времени. Как и более двенадцати других правительств Европы, «новые лейбористы» хотели двинуться за пределы традиционных политических категорий «левого» и «правого» и проводить новый тип центристско-левой политики. Поскольку этот подход старается избежать обычных политических разделителей, его часто называют политикой третьего пути. У политики третьего пути существуют шесть основных признаков: 1. Переустройство правительства. Дейст 2. Развитие гражданского общества. Одни Политические партии и голосование в странах Запада Политическое участие женщин Голосование имеет особое значение для женщин на фоне их борьбы за получение всеобщего избирательного права: один человек — один голос для каждого, будь то мужчина или женщина, борьбы, которая длилась долгое время практически повсеместно. Сейчас во многих странах наблюдается примерно равное соотношение голосующих мужчин и женщин. Перемены в социальном разделении между мужчинами и женщинами принесли изменения а политическом участии женщин. С началом уменьшения различий во власти и статусе между мужчинами и женщинами уровень голосования среди женщин повысился. До того как женщины получили право голоса, мнения по поводу возможного воздействия на политику участия женщин в выборах сильно расходились. Те, кто был за право женщин голосовать считали, что приход последних в политику радикально изменит политическую деятельность, наполняя новым смыслом понятия альтруизма и нравственности. Те же, кто был против распространения права голоса, утверждали, что вмешательство женщин в политику опошлит политическую жизнь и одновременно подорвет стабильность семьи. Ни одного из зтих экстремальных последствий не произошло. Получение женщинами права голоса не изменило характер политики в значительной степени. Модели голосования у женщин, как и у мужчин, формируются партийными предпочтениями, возможными установками и разнообразием имеющихся кандидатов. Однако в Великобритании. и США во время недавних выборов женщины-избиратели считались ключевым электоратом, который необходимо завоевать, чтобы победить повсеместно. И Билл Клинтон, и Тони Блэр успешно очаровывали женщин-избирателей на выборах в 1990-х гг., называя среди своих приоритетов те проблемы, которые особенно беспокоят женщин. Политические эксперты говорят о «мамах-активистках» и «вустерской женщине»1', когда описывают этот важный круг избирателей, состоящий из работающих женщин, принадлежащих среднему классу, чья политическая поддержка сегодня способна обеспечить или же разрушить те или иные политические притязания. Кажется очевидным, что многие вопросы и проблемы, которые особенно беспокоят женщин, и которые прежде игнорировались или считались «вне политики», теперь являются важной частью политических дебатов. Такими проблемами являются забота о детях, равноправие на рабочем месте, возможность абортов, научные исследования в лечении рака груди, контроль над владением оружием, перемены в законодательствах о браке и разводе и права лесбиянок.
менных обществах. Гражданское общество - сфера вне государства и рынка — должно быть укреплено и объединено с правительством и бизнесом. Группы добровольцев, семьи и ассоциации граждан могут играть важную роль при рассмотрении общественных проблем от преступности до образования. 3. Переустройство экономики. Третий путь 4. Реформа государства всеобщего благо бы стать более эффективным. Политика третьего пути стремится к «обществу заботы», признавая при этом, что старые формы социального обеспечения часто оказывались неэффективными для уменьшения неравенства и скорее контролировали, нежели давали права бедным. 5. Экологическая модернизация. Политика 6. Реформа всемирной системы. В эпоху гло '' Выражение, возникшее в среде политтехнологов для обозначения избирательниц, легко поддающихся воздействию предвыборных манипуляций. Вустер — город в Великобритании в графстве Вустершир. — Прим. перев. 13 Социология Глава 14. Правительство и политика
щается к новым формам мирового управления. Транснациональные ассоциации могут привести к демократии более высокого уровня, нежели национальное государство, и способны сделать возможной большую степень власти над изменчивой международной экономикой. Политика третьего пути появилась на фоне двойного политического кризиса. Как уже было замечено ранее, революции 1989 г. показали, что социализм был неэффективным подходом к экономической организации, однако и неудержимый энтузиазм по отношению к свободному рынку, излюбленный неолиберальными консерваторами, был также несовершенен. Программа модернизации политики третьего пути, принятая в Великобритании и других местах, была попыткой творчески откликнуться на силы глобализации. Она стремилась обуздать силу этих трансформаций с целью оживления существующих наработок правительства и демократии. Эта идея нахождения третьего пути в политике была, однако, широко раскритикована. Многие консерваторы видят эту новую политику как, в общем-то, лишенную содержания, скорее как политическую позу, нежели как программу, имеющую реальный смысл. С другой стороны, некоторые из более традиционных левых полагают, что третий путь уделяет вовсе не достаточно внимания решению проблем неравенства и незащищенности. Они считают, что «старые лейбористы» по-прежнему лучше своей новой версии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.114 (0.01 с.) |