Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы религиозных организацийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Церкви и секты Все религии предполагают наличие общин приверженцев этих религий, но существует много разных способов организации таких общин. Один подход к классификации религиозных организаций был предложен Максом Вебером и его коллегой Эрнстом Троельт-шем, историком религии (Troeltsch 1981). Ве-бер и Троельтш провели разграничение церкви и секты. Церковь — это крупная, прочно устоявшаяся религиозная организация, подобная католической или англиканской церкви. Секта — это более мелкая, менее строго организованная группировка фанатичных приверженцев, обычно возникающая как протест против того, во что превратилась та или иная церковь, — так возникли кальвинизм или методизм. Церкви обычно имеют установленную бюрократическую структуру с иерархией религиозных чиновников и репрезентируют, как правило, консервативную сторону церкви, поскольку они интегрированы в существующий институциональный порядок. Большинство последователей церкви являются членами той же церкви, к которой принадлежали их отцы. Секты объединяют сравнительно небольшие группы людей, стремящиеся обычно «найти истинный путь» и следовать по нему; они часто отделяются от окружающего их общества и образуют собственные общины. Члены сект считают устоявшиеся церкви коррумпированными. Большинство сект имеет мало постоянных служителей, или они вообще отсутствуют и все члены секты считаются ее равноправными участниками. Лишь немногие становятся членами секты вслед за родителями, чаще люди вступают в секту по своему выбору в соответствии со своими верованиями. Деноминации и культы Другие авторы развили первоначально деление церковь — секта, предложенное Вебером и Троельтшем. Один из них — Говард Беккер — добавил к выделенным еще два типа организаций: деноминацию и культ {Becker 1950). Деноминация — это секта, которая «остыла» и превратилась из активной протестной группировки в установленный институт. Секты, просуществовавшие какой-то период времени, неизбежно становятся деноминациями. Так, кальвинизм и методизм на раннем этапе своего формирования были сектами и вызывали среди своих членов сильное воодушевление, но с течением времени они стали более «респектабельными». Деноминации признаются церквями как организации, имеющие более или менее законный статус, и они существуют рядом с церквями, зачастую мирно сотрудничая с ними. Культы напоминают секты, но делают упор на другое. Они отличаются от всех других религиозных организаций наибольшей свободой объединения и наибольшей текучестью, поскольку включают людей, отвергающих все, что они считают ценностями окружающего их общества. Они сосредоточены на индивидуальных переживаниях и сводят друг с другом людей, одинаково настроенных. Люди не присоединяются к культу формально, но следуют той или иной конкретной теории или предписанной манере поведения. Членам культа обычно позволяется сохранять религиозные связи с другими религиями. Так же, как секты, культы очень часто образуются вокруг харизматического лидера, способного вести за собой окружающих. Примерами культов на Западе в наши дни могут служить группы людей, верящих в спиритизм, астрологию и трансцендентальную медитацию. Оценки Четыре указанных понятия — церковь, секта, деноминация и культ — полезны при анализе различных сторон организации религии, но применять их следует с большой осторожностью, поскольку они отражают специфические христианские традиции. Как показывает пример ислама, там, где распространены не христианство, а иные религии, далеко не всегда существует особая церковь, четко отделяющаяся от других институтов; и в других существующих религиях нет развитой иерархии чиновников. Индуизм, например, настолько внутренне неоднородная религия, что внутри него трудно найти признаки бюрократической организации. Кроме того, вряд ли имеет Глава 17. Религия
смысл называть различные направления индуизма «деноминациями». Понятия секты и культа, вероятно, применимы более широко, но и здесь необходима известная осторожность. Группировки, подобные сектам, часто существовали внутри главных мировых религий. Они обнаруживают большинство признаков, характерных для западных сект — фанатическую приверженность, исключительность, отход от ортодоксальных взглядов. Однако некоторые из этих группировок, например в индуизме, более похожи на традиционные этнические общины, чем на христианские секты (Wilson В. 1982). У многих подобных групп не наблюдается страстности «истинных верующих», обычно присущей христианским сектам, потому что в «этических религиях» Востока существует больше терпимости к различным взглядам. Группа может «идти своим путем», не обязательно встречая сопротивление со стороны других, более прочно укоренившихся организаций. Термин «культ» имеет широкое употребление, им можно, например, охарактеризовать определенные виды милленаристских движений, однако они зачастую больше похожи на секты, чем на разновидности культов, которые имел в виду Беккер, формулируя это понятие. Понятия церкви, секты и деноминации, возможно, до известной степени обусловлены христианской культурой, но они помогают понять ту напряженность, которая обычно возникает во всех религиях между новыми течениями и установившимися организациями. Религиозные организации, просуществовавшие уже определенное время, обычно становятся бюрократическими и окостеневшими. Однако религиозные символы обладают огромной эмоциональной властью над верующими, и они сопротивляются тому, чтобы их свели до уровня рутинности. Поэтому постоянно возникают новые секты и культы. И здесь можно найти применение тому различию, которое провел Дюркгейм между сакральным и мирским. Чем больше церковные обряды становятся стандартизированными, чем больше превращаются в бездумное воспроизведение предписанных действий, тем более утрачивается элемент сакральности и религиозные ритуалы и верования начинают походить на мирские явления обыденного мира. С другой стороны, ритуальные церемонии могут способствовать оживлению ощущения особых качеств рели- гиозного переживания и привести к вдохновляющим переживаниям, отличающимся от ортодоксальных. Группировки могут откалываться от основной части общины, привлекать протестные или сепаратистские движения или каким-либо другим образом противопоставлять себя моделям установленных ритуалов и верований. Тендер и религия Церкви и деноминации, как показало предшествующее обсуждение, представляют собой религиозные организации, которые характеризуются определенными системами власти. В этих иерархиях, как и в других сферах общественной жизни, женщины, как правило, от власти отстранены. Особенно ясно это видно в христианстве, но такое положение наблюдается также и во всех других главных религиях. Религиозные образы Христианская религия, несомненно, является мужской религией — как с точки зрения символизма, так и с точки зрения своей иерархической структуры. Хотя Мария, мать Иисуса, иногда почитается как если бы она обладала божественными качествами, Бог — это Отец, мужской образ, и Иисус принял человеческий облик мужчины. Женщина предстает как созданная из ребра мужчины. В библейских текстах встречается много женских персонажей, и некоторые из них изображаются как поступающие милосердно или мужественно, однако главные роли отведены мужчинам. Нет ни одной женщины, которая была бы равна по значению, например, Моисею, а в Новом Завете все апостолы — мужчины. Такие факты не остались незамеченными участниками женского движения. В 1895 г. Элизабет Кейди Стэнтон опубликовала серию комментариев к Священному Писанию под названием «Женщина в Библии» (Stan-ton 1985). По ее мнению, божество создало мужчин и женщин как существа равноценные, и в Библии этот факт должен был бы получить полное отражение. Мужской характер Библии отражает не истинное отношение Бога, но, как она считает, тот факт, что Библия была написана мужчинами. В 1870 г. англиканская церковь учредила комитет для Гендер и религия
осуществления работы, которая неоднократно проделывалась в прошлом, а именно для пересмотра и модернизации библейских текстов. Как указала Элизабет Стэнтон, среди членов комитета не было ни одной женщины. По ее утверждению, нет никаких оснований предполагать, что Бог — мужчина, поскольку в Священном Писании ясно сказано, что все человеческие существа созданы по образу и подобию Бога. Во многих религиях мира достаточно часто встречаются женские божества. Эти религии иногда воспринимаются как «женственные», мягкие и нежные; в других случаях богини предстают внушающими ужас разрушительницами. Богини-воительницы, например, встречаются достаточно часто, хотя в реальной жизни общества женщины в очень редких случаях бывают военными предводителями. До сих пор не было проведено ни одного крупномасштабного исследования пред-ставленности женщин в религиозной символике и их реального участия в различных религиях. Однако почти ни в одной религии женщины не являются доминирующими фигурами ни с точки зрения символики, ни как религиозные авторитеты (Bynum et al. 1986). Возьмем в качестве примера буддизм. В учении некоторых разновидностей буддизма женские персонажи играют важную роль. Так, особенно в одном ответвлении этой религии, в буддизме Махаяны') женщины представлены в особо благоприятном свете. Но как отметил по данному вопросу в своей книге один известный автор, в целом буддизм, как и христианство, является «в высшей степени мужским установлением, в котором господствует патриархальная структура власти» и женское начало «по большей части ассоциируется с мирским, не имеющим силы, земным и несовершенным» {Paul 1985, XIX). В буддистских текстах встречаются прямо противоположные изображения женщин, что, несомненно, отражает неоднозначное отношение мужчин к женщинам в реальном мире. С одной стороны, женские существа выступают как мудрые, матерински настроенные и нежные, но с другой — как загадочное, оскверняющее и разрушительное, угрожающее зло. ^ МаЬауппа — на языке пали 'большая колесница', одно из двух главных направлений в буддизме, распространившееся главным образом в Центральной и Южной Азии. — Пр1Ш. ред. Женщины в религиозных организациях В буддизме женщинам традиционно отводилась роль монахинь, что было главным способом непосредственного выражения религиозных убеждений женщин также и у христиан. Монашеская жизнь возникла из деятельности очень древних групп христиан, которые жили в крайней бедности, посвящая все свое время молитвам. Эти люди (многие из которых были отшельниками) и группы людей зачастую были очень мало связаны с официальной церковью, но ко времени раннего Средневековья церкви удалось установить контроль над большинством основанных ими орденов. Монастыри превратились в постоянные здания, а их обитатели были подчинены системе власти католической церкви. Некоторые из наиболее влиятельных мужских монашеских орденов — такие как цистерцианский и августинский — были основаны в ХП-ХШ вв., в эпоху крестовых походов, военных экспедиций для освобождения Святой Земли от мусульман. Большинство женских орденов появилось лишь двумя столетиями позже. До XIX в., однако, они оставались относительно небольшими по количеству членов. Многие женщины в это время становились монахинями частично потому, что это открывало перед ними возможность избрать профессию учительницы и сестры милосердия, поскольку эти профессии контролировались религиозными орденами. Когда эти профессии были отделены от церкви, количество женщин в этих орденах сократилось. Хотя ритуалы и обряды различных монашеских орденов неодинаковы, все монахини считаются «христовыми невестами». Вплоть до изменений, имевших место в некоторых монашеских орденах в 1950-х и 19б0-х гг., иногда проводились изысканные «свадебные» церемонии, в ходе которых послушница постригала себе волосы, нарекалась религиозным именем и надевала обручальное кольцо. Послушнице дозволялось покинуть монастырь или она могла быть изгнана. Однако но прошествии нескольких лет послушничества ею давался обет вечного пострига в монахини. В наши дни женские монашеские ордена обнаруживают значительное многообразие верований и образа жизни. В некоторых монастырях монахини одеваются в полностью традиционные одежды и придерживаются уста- Глава 17. Религия
новленных обычаев. Другие общины, напротив, не только располагаются в современных зданиях, но отказались от многих старых правил, и монахини в них носят обычную мирскую одежду. Запреты на разговоры с другими монахинями в определенное время дня были несколько ослаблены, наряду с правилами, предписывавшими определенное положение тела, как, например, ходьбу со сложенными руками или руками, спрятанными под одеянием. Эти изменения стали возможны благодаря эдиктам церковных властей в 19бО-х гг. Члены монашеских орденов обычно почти не имеют власти в церковной иерархии, которой они подчинены. Существование женских монашеских орденов никогда не давало женщинам никакой прямой силы в более крупных религиозных организациях, которые в католической и англиканской церквях почти исключительно управлялись мужчинами. Женщины и католицизм Хотя христианская религия родилась из движения, которое по своей сути было революционным, некоторые из главных христианских церквей по тому, как они относятся к женщинам, принадлежат к самым консервативным организациям в современном мире. Женщины-священнослужители уже давно были признаны в ряде сект и деноминаций, но в католической церкви по-прежнему официально поддерживалось неравенство по признаку пола. Церковное учение постоянно напоминает женщинам об их традиционной роли в качестве жен и матерей, а политика, направленная на запрещение абортов и противозачаточных средств, накладывает еще больше ограничений на свободу женщин. По мере роста феминистского движения женские организации начали оказывать давление на католические власти, с тем чтобы либерализовать их отношения к роли женщин внутри этой церкви. Одной из реформ, за которую выступают некоторые деятели, является рукоположение женщин. Сторонники посвящения женщин в церковный сан утверждают, что женщины могут представлять Иисуса Христа столь же успешно, как и мужчины, потому что они также созданы по образу и подобию Бога. Однако католические власти постоянно отклоняли призывы к рукоположению женщин в священнослужители. В 1977 г. в Риме Священная конгрегация в защиту католического вероучения официально заявила, что женщины не могут входить в состав католического духовенства. В качестве обоснования было сказано, что среди апостолов Иисуса не было ни одной женщины (Noel 1980). В письме, опубликованном в мае 1994 г., папа Иоанн Павел II подтвердил запрет римской католической церкви на рукоположение женщин в церковный сан. В письме говорилось: «По этой причине, чтобы устранить всякие сомнения в отношении дела огромной важности... я заявляю, Церковь не обладает властью наделять женщин саном священнослужителя, и этого решения должны, безусловно, придерживаться все верные последователи Церкви». Британская монахиня Лавиния Берн в своей книге «Женщины на Алтаре» (Byrne 1994) выступила в защиту женщин-священнослужителей. В 1964 г. в возрасте семнадцати лет Берн присоединилась к Институту Блаженной Девы Марии и получила известность в Соединенном Королевстве как специалист в области теологии, писательница и ведущая радиопередач. Благодаря выступлениям по четвертому каналу Би-би-си, она стала широко известной фигурой для сторонников римско-католической церкви во всей Англии и Уэльсе. Однако открытая поддержка, которую она выражала идее посвящения женщин в духовный сан, привела к ее конфликту с католическим руководством. В 1998 г. Священная конгрегация в защиту католического вероучения призвала ее публично отказаться от поддержки рукоположения женщин в духовный сан и объявить о своей солидарности с католическим учением, запрещающим аборты и противозачаточные средства. В январе 2000 г. Берн покинула свой монашеский орден, заявив, что судьба женщин-католичек при современном консервативном руководстве — это судьба «невидимого подвида человеческого рода». По ее словам, удел большинства женщин-католичек — быть глубоко верующими, молиться, ходить по воскресеньям в церковь — и не играть никакой роли. Это проявляется в том, что представлять Иисуса Христа имеют право только мужчины (цит. по: Meek 2000). Берн выразила обеспокоенность тем, что на пороге нового столетия у церкви отсутствует динамическая модель жизни для женщин-католичек. После своего ухода из лона церкви в беседе с журналистами она сказала: Религия, секуляризация и социальные изменения
(Женщины) обращаются к церкви в поисках живого образа того, что представляет собой образованная женщина-специалист. В 2000 г. зачастую они сталкиваются с тем, что над их чаяниями смеются, а их достижения принижаются. Мы крайне нуждаемся в позитивном учении о семейной жизни, работе, развлечениях, месте мужчин и женщин в общественной и политической жизни. И это задача церкви (цит. по: Newsweek. 24 Jan. 2000. P. 64). Женщина в англиканской церкви Англиканской церковью также в основном управляют мужчины, хотя она либерализована в большей степени, чем католическая церковь. До 1992 г. женщинам разрешалось быть дьяконессами (низшая степень священства), но не священниками. Официально они были частью мирян и им не дозволялось осуществлять некоторые основные религиозные обряды, как, например, произносить благословение или совершать официальную церемонию бракосочетания. С другой стороны, под руководством священника дьяконесса могла осуществлять некоторые таинства и в числе прочих обязанностей совершать обряд крещения. В 1986 г. был опубликован доклад постоянного комитета Генерального синода, верховного органа англиканской церкви, о необходимости выяснить, какие законы понадобятся, если женщинам будет разрешено становиться священниками. Группа состояла из десяти мужчин и двух женщин. Их задача заключалась в том, чтобы рассмотреть, какие «гарантии» необходимы, чтобы преодолеть противодействие тех «внутри англиканской церкви, кто неспособен по той или иной причине согласиться с рукоположением женщин в сан священника» (цит. по: Aldridge 1987, 377). О чувствах и надеждах самих женщин не было упомянуто. Епископу англиканской церкви Лондона Грэхему Леонарду во время радиопрограммы в августе 1987 г. был задан вопрос, не думает ли он, что христианскому понятию Бога может быть нанесен ущерб, если женщина будет регулярно подниматься на алтарь. Он ответил: «Думаю, что будет причинен вред. При виде женщины моим инстинктивным желанием будет заключить ее в объятия...» По его утверждению, именно возможность сексуального притяжения между женщиной-священнослужителем и членами конгрегации является причиной, почему женщинам не следует разрешать быть полноправными членами священства. В религии, как и везде, «именно мужчи- на проявляет инициативу, тогда как женщина подчиняется» (Jenkins 1987). В 1992 г. англиканская церковь проголосовала за то, чтобы сан священника был открыт для женщин. Многие группы протестовали против такого решения, в том числе организация Женщины против рукоположения Женщин, созданная г-жой Маргарет Браун. По ее мнению, так же как по мнению некоторых групп мужчин-англиканцев, полное рукоположение женщин в сан священника является богохульным отклонением от истины, открытой нам Библией. В результате принятия англиканской церковью указанного решения некоторые общины отпали от церкви. О своем намерении оставить англиканскую церковь и присоединиться к католической церкви среди прочих объявил и Грэхем Леонард.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.221.124 (0.016 с.) |