Типы религиозных организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы религиозных организаций



Церкви и секты

Все религии предполагают наличие общин приверженцев этих религий, но существует много разных способов организации таких общин. Один подход к классификации ре­лигиозных организаций был предложен Мак­сом Вебером и его коллегой Эрнстом Троельт-шем, историком религии (Troeltsch 1981). Ве-бер и Троельтш провели разграничение церк­ви и секты. Церковь — это крупная, прочно устоявшаяся религиозная организация, подоб­ная католической или англиканской церкви. Секта — это более мелкая, менее строго ор­ганизованная группировка фанатичных при­верженцев, обычно возникающая как протест против того, во что превратилась та или иная церковь, — так возникли кальвинизм или ме­тодизм. Церкви обычно имеют установлен­ную бюрократическую структуру с иерархией религиозных чиновников и репрезентируют, как правило, консервативную сторону церкви, поскольку они интегрированы в существую­щий институциональный порядок. Большин­ство последователей церкви являются члена­ми той же церкви, к которой принадлежали их отцы.

Секты объединяют сравнительно неболь­шие группы людей, стремящиеся обычно «най­ти истинный путь» и следовать по нему; они часто отделяются от окружающего их обще­ства и образуют собственные общины. Чле­ны сект считают устоявшиеся церкви коррум­пированными. Большинство сект имеет мало постоянных служителей, или они вообще от­сутствуют и все члены секты считаются ее равноправными участниками. Лишь немногие становятся членами секты вслед за родителя­ми, чаще люди вступают в секту по своему вы­бору в соответствии со своими верованиями.

Деноминации и культы

Другие авторы развили первоначально деле­ние церковь — секта, предложенное Вебером


и Троельтшем. Один из них — Говард Беккер — добавил к выделенным еще два типа органи­заций: деноминацию и культ {Becker 1950). Деноминация — это секта, которая «осты­ла» и превратилась из активной протестной группировки в установленный институт. Сек­ты, просуществовавшие какой-то период вре­мени, неизбежно становятся деноминациями. Так, кальвинизм и методизм на раннем этапе своего формирования были сектами и вызы­вали среди своих членов сильное воодушевле­ние, но с течением времени они стали более «респектабельными». Деноминации признают­ся церквями как организации, имеющие более или менее законный статус, и они существуют рядом с церквями, зачастую мирно сотрудни­чая с ними.

Культы напоминают секты, но делают упор на другое. Они отличаются от всех других религиозных организаций наибольшей свобо­дой объединения и наибольшей текучестью, поскольку включают людей, отвергающих все, что они считают ценностями окружающего их общества. Они сосредоточены на индиви­дуальных переживаниях и сводят друг с другом людей, одинаково настроенных. Люди не при­соединяются к культу формально, но следуют той или иной конкретной теории или пред­писанной манере поведения. Членам культа обычно позволяется сохранять религиозные связи с другими религиями. Так же, как секты, культы очень часто образуются вокруг хариз­матического лидера, способного вести за со­бой окружающих. Примерами культов на За­паде в наши дни могут служить группы людей, верящих в спиритизм, астрологию и транс­цендентальную медитацию.

Оценки

Четыре указанных понятия — церковь, секта, деноминация и культ — полезны при анали­зе различных сторон организации религии, но применять их следует с большой осторож­ностью, поскольку они отражают специфи­ческие христианские традиции. Как показы­вает пример ислама, там, где распростране­ны не христианство, а иные религии, далеко не всегда существует особая церковь, четко от­деляющаяся от других институтов; и в других существующих религиях нет развитой иерар­хии чиновников. Индуизм, например, настоль­ко внутренне неоднородная религия, что внут­ри него трудно найти признаки бюрократиче­ской организации. Кроме того, вряд ли имеет



Глава 17. Религия


 


смысл называть различные направления инду­изма «деноминациями».

Понятия секты и культа, вероятно, при­менимы более широко, но и здесь необхо­дима известная осторожность. Группировки, подобные сектам, часто существовали внутри главных мировых религий. Они обнаружива­ют большинство признаков, характерных для западных сект — фанатическую привержен­ность, исключительность, отход от ортодок­сальных взглядов. Однако некоторые из этих группировок, например в индуизме, более по­хожи на традиционные этнические общины, чем на христианские секты (Wilson В. 1982). У многих подобных групп не наблюдается страстности «истинных верующих», обычно присущей христианским сектам, потому что в «этических религиях» Востока существует больше терпимости к различным взглядам. Группа может «идти своим путем», не обяза­тельно встречая сопротивление со стороны других, более прочно укоренившихся органи­заций. Термин «культ» имеет широкое употреб­ление, им можно, например, охарактеризовать определенные виды милленаристских движе­ний, однако они зачастую больше похожи на секты, чем на разновидности культов, ко­торые имел в виду Беккер, формулируя это понятие.

Понятия церкви, секты и деноминации, возможно, до известной степени обусловлены христианской культурой, но они помогают по­нять ту напряженность, которая обычно возни­кает во всех религиях между новыми течения­ми и установившимися организациями. Рели­гиозные организации, просуществовавшие уже определенное время, обычно становятся бю­рократическими и окостеневшими. Однако ре­лигиозные символы обладают огромной эмо­циональной властью над верующими, и они сопротивляются тому, чтобы их свели до уров­ня рутинности. Поэтому постоянно возникают новые секты и культы. И здесь можно найти применение тому различию, которое провел Дюркгейм между сакральным и мирским. Чем больше церковные обряды становятся стан­дартизированными, чем больше превращают­ся в бездумное воспроизведение предписан­ных действий, тем более утрачивается эле­мент сакральности и религиозные ритуалы и верования начинают походить на мирские явления обыденного мира. С другой стороны, ритуальные церемонии могут способствовать оживлению ощущения особых качеств рели-


гиозного переживания и привести к вдохнов­ляющим переживаниям, отличающимся от ор­тодоксальных. Группировки могут откалывать­ся от основной части общины, привлекать протестные или сепаратистские движения или каким-либо другим образом противопостав­лять себя моделям установленных ритуалов и верований.

Тендер и религия

Церкви и деноминации, как показало пред­шествующее обсуждение, представляют собой религиозные организации, которые характе­ризуются определенными системами власти. В этих иерархиях, как и в других сферах общественной жизни, женщины, как прави­ло, от власти отстранены. Особенно ясно это видно в христианстве, но такое положение наблюдается также и во всех других главных религиях.

Религиозные образы

Христианская религия, несомненно, является мужской религией — как с точки зрения сим­волизма, так и с точки зрения своей иерар­хической структуры. Хотя Мария, мать Иисуса, иногда почитается как если бы она обладала божественными качествами, Бог — это Отец, мужской образ, и Иисус принял человече­ский облик мужчины. Женщина предстает как созданная из ребра мужчины. В библейских текстах встречается много женских персона­жей, и некоторые из них изображаются как поступающие милосердно или мужественно, однако главные роли отведены мужчинам. Нет ни одной женщины, которая была бы равна по значению, например, Моисею, а в Новом Завете все апостолы — мужчины.

Такие факты не остались незамеченными участниками женского движения. В 1895 г. Элизабет Кейди Стэнтон опубликовала се­рию комментариев к Священному Писанию под названием «Женщина в Библии» (Stan-ton 1985). По ее мнению, божество создало мужчин и женщин как существа равноцен­ные, и в Библии этот факт должен был бы получить полное отражение. Мужской харак­тер Библии отражает не истинное отноше­ние Бога, но, как она считает, тот факт, что Библия была написана мужчинами. В 1870 г. англиканская церковь учредила комитет для


Гендер и религия



 


осуществления работы, которая неоднократ­но проделывалась в прошлом, а именно для пересмотра и модернизации библейских тек­стов. Как указала Элизабет Стэнтон, среди чле­нов комитета не было ни одной женщины. По ее утверждению, нет никаких оснований предполагать, что Бог — мужчина, посколь­ку в Священном Писании ясно сказано, что все человеческие существа созданы по образу и подобию Бога.

Во многих религиях мира достаточно ча­сто встречаются женские божества. Эти рели­гии иногда воспринимаются как «женствен­ные», мягкие и нежные; в других случаях бо­гини предстают внушающими ужас разруши­тельницами. Богини-воительницы, например, встречаются достаточно часто, хотя в реаль­ной жизни общества женщины в очень ред­ких случаях бывают военными предводителя­ми. До сих пор не было проведено ни од­ного крупномасштабного исследования пред-ставленности женщин в религиозной симво­лике и их реального участия в различных религиях. Однако почти ни в одной религии женщины не являются доминирующими фи­гурами ни с точки зрения символики, ни как религиозные авторитеты (Bynum et al. 1986).

Возьмем в качестве примера буддизм. В учении некоторых разновидностей буддизма женские персонажи играют важную роль. Так, особенно в одном ответвлении этой религии, в буддизме Махаяны') женщины представлены в особо благоприятном свете. Но как отметил по данному вопросу в своей книге один из­вестный автор, в целом буддизм, как и христи­анство, является «в высшей степени мужским установлением, в котором господствует патри­архальная структура власти» и женское начало «по большей части ассоциируется с мирским, не имеющим силы, земным и несовершен­ным» {Paul 1985, XIX). В буддистских текстах встречаются прямо противоположные изобра­жения женщин, что, несомненно, отражает не­однозначное отношение мужчин к женщинам в реальном мире. С одной стороны, женские существа выступают как мудрые, матерински настроенные и нежные, но с другой — как загадочное, оскверняющее и разрушительное, угрожающее зло.

^ МаЬауппа — на языке пали 'большая колесница', одно из двух главных направлений в буддизме, распро­странившееся главным образом в Центральной и Южной Азии. — Пр1Ш. ред.


Женщины в религиозных организациях

В буддизме женщинам традиционно отводи­лась роль монахинь, что было главным спосо­бом непосредственного выражения религиоз­ных убеждений женщин также и у христиан. Монашеская жизнь возникла из деятельности очень древних групп христиан, которые жили в крайней бедности, посвящая все свое время молитвам. Эти люди (многие из которых бы­ли отшельниками) и группы людей зачастую были очень мало связаны с официальной цер­ковью, но ко времени раннего Средневековья церкви удалось установить контроль над боль­шинством основанных ими орденов. Монасты­ри превратились в постоянные здания, а их обитатели были подчинены системе власти католической церкви.

Некоторые из наиболее влиятельных мужских монашеских орденов — такие как цистерцианский и августинский — были осно­ваны в ХП-ХШ вв., в эпоху крестовых походов, военных экспедиций для освобождения Свя­той Земли от мусульман. Большинство жен­ских орденов появилось лишь двумя столети­ями позже. До XIX в., однако, они оставались относительно небольшими по количеству чле­нов. Многие женщины в это время станови­лись монахинями частично потому, что это открывало перед ними возможность избрать профессию учительницы и сестры милосер­дия, поскольку эти профессии контролирова­лись религиозными орденами. Когда эти про­фессии были отделены от церкви, количество женщин в этих орденах сократилось.

Хотя ритуалы и обряды различных мона­шеских орденов неодинаковы, все монахини считаются «христовыми невестами». Вплоть до изменений, имевших место в некоторых монашеских орденах в 1950-х и 19б0-х гг., иногда проводились изысканные «свадебные» церемонии, в ходе которых послушница по­стригала себе волосы, нарекалась религиоз­ным именем и надевала обручальное кольцо. Послушнице дозволялось покинуть монастырь или она могла быть изгнана. Однако но про­шествии нескольких лет послушничества ею давался обет вечного пострига в монахини.

В наши дни женские монашеские орде­на обнаруживают значительное многообразие верований и образа жизни. В некоторых мона­стырях монахини одеваются в полностью тра­диционные одежды и придерживаются уста-



Глава 17. Религия


 


новленных обычаев. Другие общины, напро­тив, не только располагаются в современных зданиях, но отказались от многих старых пра­вил, и монахини в них носят обычную мир­скую одежду. Запреты на разговоры с другими монахинями в определенное время дня бы­ли несколько ослаблены, наряду с правилами, предписывавшими определенное положение тела, как, например, ходьбу со сложенными руками или руками, спрятанными под одеяни­ем. Эти изменения стали возможны благодаря эдиктам церковных властей в 19бО-х гг.

Члены монашеских орденов обычно по­чти не имеют власти в церковной иерархии, которой они подчинены. Существование жен­ских монашеских орденов никогда не дава­ло женщинам никакой прямой силы в более крупных религиозных организациях, которые в католической и англиканской церквях почти исключительно управлялись мужчинами.

Женщины и католицизм

Хотя христианская религия родилась из дви­жения, которое по своей сути было революци­онным, некоторые из главных христианских церквей по тому, как они относятся к женщи­нам, принадлежат к самым консервативным организациям в современном мире. Женщи­ны-священнослужители уже давно были при­знаны в ряде сект и деноминаций, но в ка­толической церкви по-прежнему официально поддерживалось неравенство по признаку по­ла. Церковное учение постоянно напоминает женщинам об их традиционной роли в каче­стве жен и матерей, а политика, направленная на запрещение абортов и противозачаточных средств, накладывает еще больше ограничений на свободу женщин.

По мере роста феминистского движения женские организации начали оказывать дав­ление на католические власти, с тем чтобы либерализовать их отношения к роли женщин внутри этой церкви. Одной из реформ, за ко­торую выступают некоторые деятели, является рукоположение женщин. Сторонники посвя­щения женщин в церковный сан утвержда­ют, что женщины могут представлять Иису­са Христа столь же успешно, как и мужчи­ны, потому что они также созданы по об­разу и подобию Бога. Однако католические власти постоянно отклоняли призывы к ру­коположению женщин в священнослужители. В 1977 г. в Риме Священная конгрегация в за­щиту католического вероучения официально


заявила, что женщины не могут входить в со­став католического духовенства. В качестве обоснования было сказано, что среди апо­столов Иисуса не было ни одной женщины (Noel 1980).

В письме, опубликованном в мае 1994 г., папа Иоанн Павел II подтвердил запрет рим­ской католической церкви на рукоположение женщин в церковный сан. В письме гово­рилось: «По этой причине, чтобы устранить всякие сомнения в отношении дела огромной важности... я заявляю, Церковь не обладает властью наделять женщин саном священно­служителя, и этого решения должны, безуслов­но, придерживаться все верные последователи Церкви».

Британская монахиня Лавиния Берн в своей книге «Женщины на Алтаре» (Byrne 1994) выступила в защиту женщин-священнослужи­телей. В 1964 г. в возрасте семнадцати лет Берн присоединилась к Институту Блаженной Девы Марии и получила известность в Соеди­ненном Королевстве как специалист в области теологии, писательница и ведущая радиопере­дач. Благодаря выступлениям по четвертому каналу Би-би-си, она стала широко известной фигурой для сторонников римско-католиче­ской церкви во всей Англии и Уэльсе. Однако открытая поддержка, которую она выражала идее посвящения женщин в духовный сан, привела к ее конфликту с католическим ру­ководством. В 1998 г. Священная конгрегация в защиту католического вероучения призвала ее публично отказаться от поддержки рукопо­ложения женщин в духовный сан и объявить о своей солидарности с католическим учени­ем, запрещающим аборты и противозачаточ­ные средства.

В январе 2000 г. Берн покинула свой мо­нашеский орден, заявив, что судьба женщин-католичек при современном консервативном руководстве — это судьба «невидимого под­вида человеческого рода». По ее словам, удел большинства женщин-католичек — быть глу­боко верующими, молиться, ходить по вос­кресеньям в церковь — и не играть никакой роли. Это проявляется в том, что представлять Иисуса Христа имеют право только мужчины (цит. по: Meek 2000). Берн выразила обеспо­коенность тем, что на пороге нового столе­тия у церкви отсутствует динамическая модель жизни для женщин-католичек. После своего ухода из лона церкви в беседе с журналистами она сказала:


Религия, секуляризация и социальные изменения



 


(Женщины) обращаются к церкви в поисках живого образа того, что представляет собой образованная женщина-специалист. В 2000 г. зачастую они сталкиваются с тем, что над их чаяниями смеются, а их достижения прини­жаются. Мы крайне нуждаемся в позитивном учении о семейной жизни, работе, развлече­ниях, месте мужчин и женщин в обществен­ной и политической жизни. И это задача церкви (цит. по: Newsweek. 24 Jan. 2000. P. 64).

Женщина в англиканской церкви

Англиканской церковью также в основном управляют мужчины, хотя она либерализова­на в большей степени, чем католическая цер­ковь. До 1992 г. женщинам разрешалось быть дьяконессами (низшая степень священства), но не священниками. Официально они были частью мирян и им не дозволялось осуществ­лять некоторые основные религиозные обря­ды, как, например, произносить благослове­ние или совершать официальную церемонию бракосочетания. С другой стороны, под руко­водством священника дьяконесса могла осу­ществлять некоторые таинства и в числе про­чих обязанностей совершать обряд крещения. В 1986 г. был опубликован доклад постоянно­го комитета Генерального синода, верховного органа англиканской церкви, о необходимо­сти выяснить, какие законы понадобятся, если женщинам будет разрешено становиться свя­щенниками. Группа состояла из десяти мужчин и двух женщин. Их задача заключалась в том, чтобы рассмотреть, какие «гарантии» необхо­димы, чтобы преодолеть противодействие тех «внутри англиканской церкви, кто неспособен по той или иной причине согласиться с руко­положением женщин в сан священника» (цит. по: Aldridge 1987, 377). О чувствах и надеждах самих женщин не было упомянуто.

Епископу англиканской церкви Лондона Грэхему Леонарду во время радиопрограммы в августе 1987 г. был задан вопрос, не дума­ет ли он, что христианскому понятию Бога может быть нанесен ущерб, если женщина будет регулярно подниматься на алтарь. Он ответил: «Думаю, что будет причинен вред. При виде женщины моим инстинктивным же­ланием будет заключить ее в объятия...» По его утверждению, именно возможность сексуаль­ного притяжения между женщиной-священно­служителем и членами конгрегации является причиной, почему женщинам не следует раз­решать быть полноправными членами священ­ства. В религии, как и везде, «именно мужчи-


на проявляет инициативу, тогда как женщина подчиняется» (Jenkins 1987).

В 1992 г. англиканская церковь прого­лосовала за то, чтобы сан священника был открыт для женщин. Многие группы протесто­вали против такого решения, в том числе ор­ганизация Женщины против рукоположения Женщин, созданная г-жой Маргарет Браун. По ее мнению, так же как по мнению не­которых групп мужчин-англиканцев, полное рукоположение женщин в сан священника яв­ляется богохульным отклонением от истины, открытой нам Библией. В результате принятия англиканской церковью указанного решения некоторые общины отпали от церкви. О сво­ем намерении оставить англиканскую церковь и присоединиться к католической церкви сре­ди прочих объявил и Грэхем Леонард.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.83.20 (0.115 с.)