Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правительство, политика и властьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как и очень многие аспекты современных обществ, сфера правления и политики подвергается капитальным изменениям. Правление — это регулярное проведение законов, установок, решений и государственных дел официальными лицами, входящими в политический аппарат. Политика касается средств, с помощью которых власть применяется в целях влияния на размах и содержание правительственной деятельности. Сфера политического может выходить далеко за пределы самих государственных институтов. Изучение власти необыкновенно важно для социологии. Власть — это способность отдельных индивидов или групп людей заставить других считаться с их интересами или проблемами даже при оказании окружающими сопротивления. Иногда это подразумевает прямое применение силы, как, например, яростное сопротивление индонезийских властей демократическому движению в Восточном Тиморе. Власть является неотъемлемой ча- Глава 14. Правительство и политика
стью практически всех общественных взаимоотношений, включая отношения между работодателем и работником. В этой главе рассматривается более узкий аспект власти, а именно власть государственная. В этой форме она практически всегда сопровождается идеологиями, которые используются для оправдания действий власть имущих. Например, применение индонезийским правительством силы против продемократического движения в Восточном Тиморе было защитой территориальной целостности Индонезии от регионального движения за независимость. Законная власть — это легитимное применение власти правительством. Легитимность означает, что те, кто находится под законной властью некоего правительства, соглашаются с ним. Таким образом, просто власть отличается от законной власти. Когда про-демократические демонстрации в Восточном Тиморе набрали силу и правительство ответило на это заключением в тюрьмы и убийством активистов, это было применением власти, но также и указанием на то, что правительство потеряло власть законную. Концепция государства Государство существует там, где есть политический аппарат управления (такие институты, как парламент или конгресс, а также чиновники государственных служб), управляющий данной территорией, законная власть которого подкреплена законодательством и способностью применять военную силу для осуществления своей политики. Все современные общества являются национальными государствами, т. е. такими государствами, в которых подавляющее большинство населения являются гражданами, считающими себя частью единой нации. Национальные государства возникали в различные времена в разных точках планеты (например, США в 1776 г. и Чешская Республика в 1993 г.). Их основные характеристики разительно отличаются от неиндустриальных или традиционных цивилизаций, которые описаны во второй главе («Культура и общество»): • Суверенитет. Территории традиционных государств всегда были плохо определены; уровень контроля, находившийся в руках центрального правительства, был довольно слаб. Понятие суверенитет, означающее, что правительство обладает законной властью на территории с четкой границей, внутри которой оно является высшим органом власти, не имело большого значения. По контрасту, все национальные государства являются государствами суверенными. • Гражданство. В традиционных государ • Национализм. Национальные государства Обсудив некоторые из наиболее важных характеристик современных государств, рассмотрим теперь основные типы политических систем, которые в них существуют. Типы политического правления 373
Типы политического правления На протяжении человеческой истории общества имели различные политические системы. Даже сегодня, в начале XXI в., страны мира продолжают организовываться согласно различным моделям и конфигурациям. Хотя сейчас большинство обществ называют себя демократическими, т. е. такими, которые управляются народом, другие формы политического правления продолжают существовать. В этом разделе мы рассмотрим три основных типа политических систем: монархию, либеральную демократию и авторитаризм. Монархия Монархия — это политическая система, возглавляемая одним человеком, власть которого передается внутри одной семьи от поколения к поколению. В древности и в средние века монархии были популярны во многих областях мира, от Азии и Европы до частей Африки, и королевские семьи правили своими «подданными» на основании традиции и божественного права. Полномочие монархий легитимизируется скорее силой обычая, нежели закона. Хотя некоторые современные государства, такие как Великобритания и Бельгия, до сих пор имеют монархов, последние стали немногим более чем условными главами государств. Монархи MOiyr продолжать выполнять некоторые символические обязанности и быть главной национальной особенностью, но они редко влияют на ход политических событий. В небольшом количестве стран, таких как Саудовская Аравия, Иордания и Марокко, монархи по-прежнему обладают определенной степенью контроля над правительством. Наиболее распространены, однако, конституционные монархи, такие, например, как королева Великобритании, король Швеции, или даже император Японии, чья власть в действительности строго ограничена конституцией, которая наделяет полномочиями представителей, избранных народом. Подавляющее большинство современных государств являются республиканскими, т. е. не имеющими короля или королевы. Практически все они, включая конституционные монархии, провозглашают себя приверженцами демократии. Демократия Слово «демократия» происходит от греческого термина demokratia, составными частями которого являются demos («народ») и kratos («правление»). Демократия в широком смысле слова, следовательно, есть политическая система, при которой правит народ, а не монархи или аристократия. Звучит вполне просто, но это не так (см. врезку на с. 374). Демократическое правление принимало совершенно различные формы в разные периоды времени и в различных обществах, в зависимости от того, как эта концепция интерпретировалась. Например, слово «народ» понимали по-разному: как владельцев собственности, как белых мужчин, как образованных мужчин, просто мужчин и как взрослых мужчин и женщин. В некоторых обществах официально принятая версия демократии ограничена сферой политики, тогда как в иных она распространяется и на другие аспекты общественной жизни. Форма, которую принимает демократия в определенном контексте, во многом зависит от того, как понимаются ее ценности и цели и каким из них отдается предпочтение. Демократия в целом считается политической системой, наиболее пригодной для установления политического равенства, защиты свобод, общественных интересов, для выполнения нужд граждан, содействия моральному саморазвитию и обеспечения эффективного принятия решений, принимающих во внимания всеобщие интересы {Held 1996). Значение, которое придается каждой из вышеперечисленных целей, может повлиять на то, считается ли демократия в первую очередь формой народной власти (самоуправление и саморегулирование) или же она понимается как основа для поддержки принятия решений другими (например, группой избранных представителей). Совместное демократическое правление При так называемом совместном демократическом правлении (или прямой демократии) решения принимаются совместно теми, кого это непосредственно касается. Это оригинальный тип демократии, который практиковался в древней Греции. Те, кто являлись гражданами, а именно скромное меньшинство, регулярно собирались, чтобы обсуждать насущные проблемы жизни и принимать по ним решения. Совместное демократическое правление имеет весьма ограниченное значение в современных обществах, где политическими Глава 14. Правительство и политика Исследуя демократию: что же составляет «правление народа»? Идея в основе демократии достаточно ясна — народ должен отвечать за правление над собой в условиях политического равенства, а не находиться под властью верхушки лидеров, которые ему не подотчетны. Но если присмотреться поближе, становится не совсем ясно, что же означает находиться под «правлением народа». Как отметил Дэвид Хелд, вопросы могут быть поставлены к каждой части этой фразы {Held 1996). «Народ» • Кто есть народ? • Какой тип участия ему дозволяется? • Какие условия считаются благотворными «Правление» • Сколь широки или узки должны быть грани • Может ли правление охватить повседнев «Правление кого-то» • Все ли должны подчиняться правлению на • Должна ли часть народа действовать вне • При каких обстоятельствах, если таковые Как отмечает Хелд, дебаты о «правлении народа» распространяются за пределы этих основных вопросов. Существуют различные точки зрения на условия, необходимые для успешного существования демократии. Может ли демократия поддерживаться во времена войны или гражданского кризиса? Необходимо ли демократическому обществу быть в основной массе образованным или обладать определенным материальным достатком? Не существует единого взгляда на эти фундаментальные аспекты демократии, а тем более на многие новые вопросы, возникающие в ходе стремительного процесса глобализации и социальных изменений. Сегодня демократия остается важным, но спорным предметом, сродни тому, как это и было в течение столетий.
правами облечена основная масса населения, и было бы просто невозможно всем активно участвовать в принятии всех решений, которые их касаются. Однако некоторые аспекты прямой демократии играют определенную роль в современных обществах. Небольшие общины в Новой Англии, на северо-востоке США, продолжают традиционную практику ежегодных «городских собраний». В эти специально отведенные дни все жители города собираются вместе, чтобы обсудить насущные нужды и проголосовать по тем вопросам местного значения, которые не подпадают под юрисдикцию правительства штата или федерального правительства. Другой пример прямой демократии — это проведение референдумов, где люди высказывают свои мнения по определенному вопросу. Прямой опрос большого количества людей становится возможным благодаря упрощению проблемы до одного-двух вопросов, на которые необходимо получить ответ. Референдумы регулярно используются на национальном уровне в ряде стран Европы, чтобы принять важные политические решения, такие как, например, вступление в Европейский валютный союз (ЕВС). Референдумы также использовались, чтобы решить спорные вопросы об отделении этнических националистически настроенных регионов, таких как Квебек, в основном франкоговорящей провинции Канады. Представительная демократия Практика показывает, что совместное демократическое правление в большом масштабе является недостаточно гибкой, кроме особых случаев, таких как специальный референдум. Сегодня более распространена представительная демократия, т. е. политические системы, в рамках которых решения, касающиеся какой-то общины, принимаются не всеми ее членами, а людьми, специально избранными для этой цели. В области национального управления, представительная демократия принимает форму выборов в конгрессы, Глобальное распространение либеральной демократии
парламенты или аналогичные национальные органы. Представительная демократия также существует на других уровнях там, где принимаются коллективные решения, например, в провинциях или штатах внутри общенациональной общины, в больших городах, округах, небольших городках и других регионах. Многие крупные организации предпочитают вести свои дела, используя представительную демократию, выбирая небольшой исполнительный комитет, который будет принимать важнейшие решения. Страны, в которых избиратели могут выбирать между двумя и более партиями и где большинство взрослого населения обладает избирательным правом, обычно называются либеральными демократиями. Великобритания и все остальные страны Западной Европы, США, Япония, Австралия и Новая Зеландия — все эти страны попадают в эту категорию. Некоторые страны Третьего мира, такие как Индия, тоже имеют либерально-демократическую систему. Совсем недавно к этому списку прибавились страны центральной и восточной Европы и бывший СССР, которые шли к демократии со времен падения коммунистического правления более десяти лет назад. Либеральная демократия еще не вполне установилась в некоторых из этих стран, таких как бывшие республики Центральной Азии, Югославия и даже Россия. В других странах, таких как Польша, Чешская Республика, Венгрия и страны Балтии, демократия, по-видимому, хорошо закрепилась. Авторитаризм Если демократия поощряет активное участие граждан в политических делах, то в авторитарных государствах народное участие отрицается или сильно сокращается. В таких обществах нужды и интересы государства являются приоритетными, по сравнению с нуждами обычных граждан, и не создано легального механизма оппозиции правительству или отстранения того или иного лидера от власти. Авторитарные правительства существуют сегодня во многих странах, некоторые из них называют себя демократическими. Ирак, под властью Саддама Хуссейна, является примером авторитарного государства, где несогласие подавляется и, несомненно, большая часть национальных ресурсов перенаправляется на благо элиты. Мощные монархии Саудовской Аравии и Кувейта, а также руководство Мьянмы (Бирмы), строго ограничивают гражданские свободы граждан и лишают их значительного участия в государственных делах. Азиатская страна Сингапур часто приводится как пример так называемого «мягкого авторитаризма». Причина этому — правление Партии народного действия, которая жестко держит власть в своих руках, но при этом обеспечивает высокий уровень жизни своих граждан, участвуя практически во всех аспектах жизни общества. Сингапур известен своей безопасностью, гражданским порядком и общественной вовлеченностью всех граждан. Хотя недавний экономический спад, безусловно, повлиял на жизнь страны, экономика Сингапура бурно развивается, на улицах чисто, люди работают и бедности практически не существует. Даже небольшие нарушения, такие как разбрасывание мусора или курение в общественных местах, облагаются большими штрафами; полиция обладает огромной властью при задержании граждан по подозрению в тех или иных нарушениях. Несмотря на такой явный контроль, народ очень доволен своим правительством и социальные неравенства минимальны по сравнению со многими другими странами. Хотя Сингапуру, возможно, и не хватает демократических свобод, версия авторитаризма в этой стране значительно отличается от тех, что присущи более диктаторским режимам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.198.254 (0.012 с.) |