Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность движения милленариевСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Почему появляются милленаристские движения? Можно выделить несколько общих элементов, присущих всем или большинству из них. Как представляется, практически все подобные культы предполагают деятельность пророков («вдохновленных» вождей или учителей), которые основываются на существующих религиозных понятиях и заявляют о необходимости влить в них новую жизнь. Они успешно приобретают широкий круг последователей, если им удается выразить словами то, что другие только смутно ощущают, и дать волю эмоциям, которые побуждают людей к действию. Пророчество всегда было тесно связано с религиями спасения, особенно с христианскими, и большинство тех, кто возглавлял милленаристские движения на колонизированных территориях, были знакомы с христианскими обрядами и верованиями. Многие, по правде говоря, были учителями в школах при миссиях и обращали усвоенную ими религию против тех, кто приобщил их к ней. 4' Традиционный обряд обретения силы у индейцев равнин; проводился в конце весны или начале лета на специальной площадке Пляски солнца, длился несколько суток. Суть обряда — приобщение к силе через голод и боль. - Прим. ред. Милленаристские движения часто появляются там, где либо происходят радикальные изменения в культуре, либо наблюдается внезапный рост бедности (Worsley 1970). Они обычно привлекают людей, испытывающих сильное чувство обездоленности, вызванное этими изменениями, и это заставляет людей отказаться от привычного приятия status quo. В средневековой Европе милленаризм был зачастую последним отчаянным прибежищем тех, кто внезапно оказался нищим. Крестьяне, например, во времена голода следовали за пророками, которые проповедовали мечту о мире, «перевернутом вверх дном», в котором бедняки в конечном счете унаследуют землю. Милленаристские движения среди колонизованных народов обычно возникают тогда, когда традиционная культура разрушается под давлением западных колонизаторов, как это произошло в случае культа Пляски духа. Милленаризм иногда трактуется как преимущественно восстание бедных против привилегированных (Lantenari 1963) или угнетенных против тех, кто стоит у власти, и во многих случаях этот мотив действительно является движущей силой. Но в целом понимание мил-ленаризма представляется слишком упрощенным: некоторые милленаристские движения, как, например, движение Одухотворенных — последователей Иоахима, возникли в результате влияний и настроений, первоначально не имевших ничего общего с материальными лишениями. Апокалиптические движения Милленаристские движения связаны с апока-липтизмом — апокалиптическими настроениями, с верой в пророчества божественных учений о событиях конца света. Апокалиптические движения рассматривают некоторые события в социальном мире как знаки того, что грядет неминуемый конец света. В последние десятилетия в связи с приближением нового тысячелетия наблюдался рост числа и масштабов апокалиптических движений. Такие события, как появление вируса иммунодефицита, падение коммунизма, война в Персидском заливе, угроза глобального потепления и экологической катастрофы, а также развитие мощных информационных технологий, — все это послужило толчком к еще большему распространению апокалиптических предсказаний о том, что приближаются «последние дни» (Robbins and Palmer 1997). Религиозный фундаментализм
Апокалиптизм может принимать как религиозную, так и мирскую форму; некоторые ученые обратили внимание, что на подступах к новому тысячелетию границы между религиозными и нерелигиозными апокалиптическими теориями становятся все более и более размытыми. Некоторые апокалиптические движения в конце XX в. были прямым ответвлением давно существующих религиозных групп, таких как адвентисты Седьмого дня, мормоны и католицизм. Другие, как, например, Ветвь Давида, Аум Синрикё, Врата Рая или Орден Солнечного Храма, включали явные элементы религиозной образности и словоупотребления, но одновременно обнаруживали серьезную тревогу по поводу других факторов, таких, например, как распространение технологии. Было замечено, кроме того, что «нерелигиозные движения, такие как борьба за сохранение окружающей среды и феминизм, по-видимому, часто приобретают апокалиптический характер, а другие — такие как движение за выживание, альтернативную военную службу и радикальный феминизм или выступления против разрешения абортов, как представляется, имеют и религиозные, и нерелигиозные аспекты» (Robbins and Palmer 1997, 12). Религиозный фундаментализм Сила религиозного фундаментализма является еще одним доказательством того, что секуляризация в современном мире не одержала победы. Термин фундаментализм может быть использован во многих разных контекстах для определения строгой приверженности к системе принципов или верований. Религиозный фундаментализм характеризует взгляды тех религиозных групп, которые призывают к буквальному пониманию основных священных книг и текстов и считают, что доктрины, возникающие в результате такого прочтения, должны применяться ко всем областям социальной, экономической и политической жизни. Религиозные фундаменталисты уверены, что возможен только один взгляд на мир, и что их взгляд на мир — правильный: в их отношении к миру нет места ни сомнениям, ни возможности различных толкований. Внутри фундаменталистских движений доступ к точным значениям священных книг ограничен кругом привилегированных «толкователей» — таких как жрецы, священнослужители или другие религиозные лидеры. Это дает религиозным лидерам огромную власть — не только в религиозных делах, но также и в мирских, религиозные фундаменталисты стали мощными политическими фигурами в оппозиционных движениях внутри мейнстрима — основной массы политических партий (в том числе и в США) и как руководители государства (как в Иране). Религиозный фундаментализм — относительно новое явление (сам термин вошг л в широкое употребление только в последние два или три десятилетия). Он возник главным образом как реакция на глобализацию. По мере того как силы модернизации все больше подрывают традиционные устои социального мира — такие как понятие семьи как основной ячейки общества, как власть мужчины над женщиной и т. п. — для защиты традиционных верований возникает фундаментализм. В гло-бализующемся мире, который требует рациональных доводов, фундаментализм настаивает на ответах, опирающихся на веру, и ссылок на истину ритуала: фундаментализм - это традиция, защищаемая традиционным образом. Для фундаментализма больший интерес представляют способы защиты и оправдания верований, а не содержание верований как таковых. Хотя фундаментализм выступает как оппозиция модернизации мира, он тем не менее использует современные методы для утверждения своих взглядов. Так, христианские фундаменталисты в Соединенных Штатах одними из первых стали использовать телевидение как средство для распространения своих вероучений. Исламские фундаменталисты в Чечне, сражающиеся с русскими войсками, создали веб-сайты для популяризации своих идей; бойцы Хиндутва5) использовали Интернет и электронную почту для пропаганды чувства «индуистской идентичности». ^Хиндутва (санкр. «индийство») — религиозно-националистическое движение в Индии, возникшее в процессе освободительной борьбы индийцев за независимость от Великобритании; основной целью провозглашается создание в Индии «государства единой нации с единой религией - индуизмом». Отвергает возможность сотрудничества с мусульманами и христианами и использует экстремистские, зачастую террористические методы. — Прим. перев. Глава 17. Религия
В нижеследующем разделе мы рассмотрим две наиболее заметные формы религиозного фундаментализма. В последние тридцать лет выросло влияние исламского и христианского фундаментализма, и это определяет контуры как национальной, так и интернациональной политики. Исламский фундаментализм Из социологов-теоретиков прошлого только Вебер, возможно, допустил бы, что такая традиционная религиозная система, как ислам, может претерпеть значительное возрождение и стать основой для важных политических событий в конце XX в., а тем не менее именно это произошло в 1980-х гг. в Иране. В последние годы возрождение ислама получило распространение, оказав существенное влияние на другие страны, включая Египет, Сирию, Ливан, Алжир, Афганистан и Нигерию. Чем же объясняется это крупномасштабное возрождение ислама? Чтобы понять данное явление, необходимо внимательно рассмотреть некоторые стороны ислама как традиционной религии, а также те изменения в светском обществе, которые произошли в современных государствах, где влияние ислама является устойчивым. Ислам, подобно христианству, представляет собой религию, которая постоянно стимулирует активные действия: Коран — исламская священная книга — полон указаний верующим «сражаться на пути к Богу». Эта борьба направлена одновременно как против неверных, так и против тех, кто вносит разложение в мусульманское общество. На протяжении столетий сменяли друг друга поколения исламских реформаторов,^ ислам стал столь же внутренне разделенным, как христианство. Вскоре после возникновения от основного корпуса ислама отделился шиизм, и он сохранил свое влияние до наших дней. Шиизм был официальной религией в Иране (старое название — Персия) с XVI в., и он послужил источником идей, легших в основу иранской (исламской) революции. Шииты возводят свое происхождение к имаму Али, религиозному и политическому лидеру VII в., который, согласно поверьям, обнаружил такие качества, как личная преданность Богу и добродетельность, не имеющие равных среди правителей мира того времени. Потомки Али стали рассматриваться как подлинные лидеры ислама, поскольку считалось, что они принадлежат к роду пророка Мухаммеда, в отличие от династий, реально находившихся у власти. Шииты верили, что в конце концов будет установлено правление законного наследника Мухаммеда и будет покончено с тиранией и несправедливостью, связанными с существующими режимами. Наследник Мухаммеда будет вождем, непосредственно направляемым Богом и правящим в согласии с Кораном. Крупные общины шиитов проживают на территории других стран Ближнего и Среднего Востока, включая Ирак, Турцию и Саудовскую Аравию, а также в Индии и Пакистане. Однако исламское руководство в этих странах находится в руках представителей большинства — сунитов. Мусульмане-суниты следуют «Проторенному Пути», системе традиций, восходящих к Корану, которые допускают значительное разнообразие мнений, в отличие от более строго определенных взглядов шиитов. Ислам и Запад В эпоху Средневековья более или менее постоянно шла борьба между христианской Европой и мусульманскими государствами, которые контролировали значительную часть территорий, ставших впоследствии Испанией, Грецией, Югославией, Болгарией и Румынией. Большая часть земель, захваченных мусульманами, была отвоевана европейцами обратно, и многие из их владений в Северной Африке по мере возрастания мощи Запада в XVIII и XIX вв. стали в действительности его колониями. Эти поражения и обратные завоевания имели катастрофические последствия для мусульманской религии и цивилизации, которую верующие исламисты считали самой высокой и самой передовой, превосходящей все остальные. В конце XIX в. неспособность мусульманского мира эффективно противостоять распространению западной культуры привела к возникновению реформаторских движений, стремившихся вернуть исламу его первоначальную чистоту и силу. Ключевой идеей было то, что ислам должен ответить на вызов Запада, утверждая тождество своих собственных верований и обычаев. Эта идея развивалась в XX в. разными путями и послужила фоном для исламской революции в Иране в 1978-1979 гг. Началом революции явилась внутренняя оппозиция шаху Ирана, который принял и попытался осуществить некоторые формы модернизации, заимствованные у Запада — например, Религиозный фундаментализм
земельную реформу, наделение женщин правом голоса и введение светского образования. Движение, приведшее к свержению шаха, объединило людей, имевших разные интересы и отнюдь не поголовно разделявших идеи исламского фундаментализма, но господствующей фигурой среди них был аятолла Хомейни, осуществивший радикальный пересмотр идей шиизма. Сразу после революции Хомейни привел к власти правительство, организованное в соответствии с традиционными исламскими законами. Религия, как это установлено в Коране, стала непосредственной основой всей политической и экономической жизни. По исламскому закону - шариату - в том виде, в каком он бьи восстановлен, мужчины и женщины были четко разделены; женщины обязаны были на публике закрывать тело и голову; гомосексуализм наказывался расстрелом, а нарушивших супружескую верность забивали камнями до смерти. Строгий моральный кодекс сопровождался крайне националистическим мировоззрением, направленным в первую очередь против западных влияний. Целью Исламской Республики в Иране была исламизация государства — организация правительства и общества таким образом, чтобы учение ислама стало господствующим во всех сферах. Этот процесс, однако, отнюдь не достиг завершения и существуют силы, противодействующие ему. В работе (Zubaida 1996) выделено три ряда групп, борющихся друг с другом. Радикалы хотят идти дальше и углублять исламскую революцию. Они также считают, что революцию следует активно экспортировать в другие исламские страны. Консерваторы включают главным образом религиозных функционеров, считающих, что революция осуществлена уже достаточно полно. Она дала им власть в обществе, и они хотели бы эту власть сохранить. Прагматики симпатизируют рыночным реформам и стремятся открыть экономику для иностранных инвестиций и торговли. Они выступают против строгого навязывания исламских законов в отношении женщин, семьи и законодательства. Эти подспудные разногласия в иранском обществе вышли на поверхность и четко обнаружили себя при настроенном на реформы президенте Мухаммеде Хатами, сторонники которого вновь захватили контроль над парламентом после выборов в феврале 2000 г. Смерть аятоллы Хомейни в 1989 г. была уда- ром для радикальных и консервативных элементов в Иране: его преемник аятолла Али Хаменеи пользуется лояльностью влиятельных иранских мулл (религиозных лидеров), но становится все более непопулярным среди простых иранских граждан, которые отвергают репрессивный режим и нескончаемые социальные неурядицы. Распространение движений за возрождение ислама Хотя идеи, лежавшие в основе Исламской революции в Иране, казалось бы, должны были объединить весь исламский мир против Запада, правительства стран, в которых шииты составляют меньшинство, не стали действовать в духе исламской революции в Иране. Однако исламский фундаментализм получил большую популярность в большинстве этих государств, и он стимулировал появление различных движений за возрождение ислама и в других местах. Хотя в последние десять-пятнадцать лет движения исламских фундаменталистов усилили свое влияние во многих странах Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии, им удалось прийти к власти только в двух государствах. В Судане с 1989 г. правил Хассан аль-Тараби и его Фронт Национального Спасения; а в 1996 г. фундаменталистский режим талибов укрепил свою власть в раздробленном Афганистане. Во многих других государствах группы исламских фундаменталистов приобрели влияние, но прийти к власти им не удалось. В Египте, Турции и Алжире, например, восстания исламских фундаменталистов были подавлены государством или вооруженными силами. Многие были обеспокоены тем, что исламский мир движется к конфронтации с другими частями мира, которые не разделяют его религиозное вероучение. Так, по мнению политолога Сэмюела Хантингтона, борьба между западными и исламскими взглядами может стать частью общемирового «столкновения цивилизаций» после окончания холодной войны и еще большего расширения глобализации. Однонациональные государства больше не являются основными действующими силами в международных отношениях; поэтому соперничество и конфликты будут происходить между более крупными культурами или цивилизациями (Huntington 1993). Глава 17. Религия
Мы уже видели примеры таких конфликтов в бывшей Югославии, в Боснии и в Косове, где боснийские мусульмане и албанские косовары сражались против сербов, представляющих православную христианскую культуру. Эти события усилили осознание мусульман как мирового сообщества; как заметили наблюдатели, «Босния стала местом объединения для мусульман всего мусульманского мира... (Она) обострила и создала ощущение поляризации и радикализации в мусульманских обществах и одновременно усилила чувство принадлежности к мусульманам» (Ahmed and Donnan 1994, 7-8). Другие наблюдатели утверждают, что кризис миновал, что исламский фундаментализм отступает. Люди, придерживающиеся этого мнения, полагают, что у исламских фундаменталистов сейчас мало шансов захватить власть в исламских государствах во всем мире. В тех странах, где фундаментализм победил, как в Иране, ему не удалось создать жизнеспособный и привлекательный образец, который могли бы воспринять другие государства. Даже Иран сейчас, как представляется, экспериментирует с демократизацией, хотя и весьма ограниченно. И тем не менее было бы ошибкой заявлять, что исламский фундаментализм пошел на спад. В начале XXI в. исламская оппозиция все еще наращивает силы в таких государствах, как Малайзия и Индонезия; в нескольких провинциях Нигерии были недавно введены шариатские законы, и война в Чечне привлекла участие исламских боевиков, поддерживающих создание на Кавказе исламского государства. Исламская символика и форма одежды стали важными знаками идентификации для все большего числа мусульман, живущих за пределами исламского мира. Такие события, как война в Персидском заливе и кризис, возникший после публикации книги Салмана Рушди «Сатанинские стихи», вызвали неоднозначную, но напряженную реакцию в исламском мире либо против Запада, либо в согласии с ним. Совершенно очевидно, что движение за возрождение ислама невозможно понять, если подходить к нему только с религиозных позиций — оно представляет собой в определенной степени реакцию против влияния Запада и является движением за национальное и культурное угнерждение. Вряд ли движения за возрождение ислама, даже в их самых фундаменталистских формах, следует рассматри- вать лишь как возобновление традиционных идей. То, что произошло, представляет собой нечто более сложное. Были возрождены традиционные виды деятельности и образ жизни, но они были соединены с проблемами, связанными конкретно с современностью. Христианский фундаментализм Рост христианских религиозных фундаменталистских организаций в Соединенном Королевстве и Европе, но особенно отчетливо в Соединенных Штатах, представляет собой одно из наиболее примечательных явлений последних тридцати лет. Фундаменталисты считают, что «Библия, несомненно, - это реальный путеводитель для политики, правительства, бизнеса, семейной жизни и для всех других проблем человеческого рода» (Capps 1990). Для фундаменталистов Библия непогрешима - ее содержание выражает божественную истину. Приверженцы христианского фундаментализма верят в божественную сущность Христа и в возможность спасения души человека, если принять Христа в качестве своего личного спасителя. Христианские фундаменталисты считают своим долгом распространять христианскую веру и обращать в христианство тех, кто еще не принял этого вероучения. Христианский фундаментализм является реакцией против либеральной теологии и тех, кто поддерживает «мирской гуманизм» — тех, кто «стоит за эмансипацию разума, желаний и инстинктов в противопоставление вере и покорности Божьей воле» (Kepel 1994, 133). Христианский фундаментализм выступает против «морального кризиса», порожденного модернизацией, — упадка традиционной семьи, угрозы индивидуальной морали человека, ослабления связи между человеком и Богом. В США основатель движения Моральное Большинство Джерри Фолуэлл и другие разработали для своих сторонников определенную последовательность действий. Кампании против абортов, в защиту молитвы в школах и семейных ценностей — все это стало главным оплотом движения, известного как «Новое христианское право». Со вступлением в 1980 г. Роналда Рейгана на пост президента Новое христианское право начало вмешиваться в политику более прямыми способами. Оказание влияния на принятие политических решений стало рассматриваться как наиболее надежный путь к тому, чтобы вновь сделать американское общество христианским и защитить Религиозный фундаментализм
людей от угрозы секуляризма (отделения школы от церкви). Фолуэлл выделил «пять основных проблем, которые имеют политическое значение, и которым высокоморальные американцы должны быть готовы противостоять: аборты, гомосексуализм, порнография, вольнодумство и разрушение семьи» (Kepel 1994). Что касается конкретных действий, то первой целью движения Новое христианское право стали государственные школы — лоббирование законодателей относительно содержания школьных учебных планов и попытки отменить запрет на молитвы в школах, а затем движение быстро перешло к поддержке воинствующей организации «Спасение от Операции», которая препятствует работе клиник, делающих аборты. Выдающиеся проповедники Нового христианского права основали несколько университетов, чтобы вырастить новое поколение «контрэлиты», воспитанной в духе фундаменталистских христианских верований и способной занять ключевые позиции в средствах массовой информации, в образовании, политике и в искусстве. Университеты Либерти, Орал Роберте, Боба Джонса и др. присваивают степени по стандартным учебным дисциплинам, но преподаваемым с позиций непогрешимости Библии. В кампусах установлены строгие этические нормы, определяющие частную жизнь студентов, а сексуальные отношения связываются только с браком: Для любого человека, кто провел некоторое время в кампусе университета Либерти, это был поразительный опыт. Дортуары предназначены для молодых людей одного пола: практикуется строгое наблюдение — смесь принуждения и самодисциплины. Французские поцелуи запрещены, и любые сексуальные отношения между не состоящими в браке студентами наказываются исключением из кампуса (женатые пары живут в городе). Но поцелуи в щеку разрешаются, и пары могут держаться за руки, но не обнимать партнера одной рукой за талию. Студенты охотно защищают подобную сексуальную самодисциплину, когда их расспрашивают об этом незнакомые посетители; но они утверждают, что полное подавление неизбежно привело бы к извращениям, в частности, к гомосексуализму, который (по их словам) распространен в конкурирующем фундаменталистском университете, в котором запрещен любой флирт. С другой стороны, выражение сексуального желания противоречило бы духу образовательных целей университета (Kepel 1994: 135). Христианское фундаменталистское движение получает поддержку в Соединенных Штатах повсеместно, но ситуация в различных регионах значительно различается. Так, американский Юг стал известен как «Библейский пояс» — полоса земли, расположенная ниже сельскохозяйственного «скотоводческого пояса», «маисового пояса» и «хлопкового пояса». Многие наиболее известные и наиболее влиятельные проповедники Америки базируются в штатах Юга и Среднего Запада — в Виргинии, Оклахоме и Северной Каролине. Самыми влиятельными фундаменталистскими группами в Соединенных Штатах являются Конвенция баптистов Юга, Собрания Господни и Адвентисты Седьмого дня. «Электронная церковь» По мнению Джайлса Кепела, американские фунтаменталисты отличаются поразительным искусством использовать самый современный язык и технологию для распространения своего учения (Kepel 1994). Эта традиция не является новой — и во времена до изобретения радио фундаменталистские и евангелические проповедники странствовали по американской сельской глубинке, председательствуя на огромных ривайвелистских6) сборищах, которые устраивались в полях и под навесами. С наступлением эпохи радио проповедники получили возможность обращаться к массовой аудитории с еженедельными проповедями. Но именно пришествие телевидения оказалось самым большим подарком судьбы для распространения фундаменталистских взглядов. Электронные средства массовой информации в Соединенных Штатах с 1960-х гг. играли главную роль в изменениях, затрагивающих религию. Преподобный Билли Грэхем первым начал читать проповеди, транслируемые по радио, и эффективное использование этого средства информации позволило баптистскому священнику приобрести огромное количество последователей. В последние двадцать лет мы все чаще являемся свидетелями еще более изощренного и систематического использования средств массовой информации для распространения религиозных учений и для сбора денег для служи- б' Ривайвелиж (англ. revival 'возрождение') — движение последователей протестантских церквей за духовное возрождение истинной апостольской церкви. -Прим.ред. Глава 17. Религия
телей культа. Стали появляться «электронные церкви» — религиозные организации, функционирующие преимущественно с помощью средств массовой информации, а не через объединения прихожан на местах. С помощью спутникового телевидения религиозные программы теперь можно целенаправленно транслировать на весь мир, как в развивающиеся страны, так и в другие индустриальные общества. Пионерами в использовании электронной церкви были главным образом фундаменталисты и другие группы, стремящиеся к обращению неверующих в свою веру. Одной из причин этого является «система звезд», вдохновенных проповедников, привлекающих к себе последователей благодаря магнетизму собственной личности. Некоторые из таких проповедников идеально подходят для электронных СМИ, с помощью которых харизматические качества проповедников могут быть спроецированы на аудиторию из тысяч или даже миллионов людей. Кроме Билли Грэхема еще целый ряд других «электронных проповедников» в США, и в их числе Орал Роберте, Джерри Фолуэлл, Джимми Сваггарт, Пэт Ро-бертсон, Джим Бэккер и его бывшая жена Тэм-ми Фей, сделали средства информации своим главным орудием, используя для завоевания последователей главным образом радио- и телевещание. Некоторые религиозные радио- и телепроповедники, в том числе Джим и Тэмми Бэккер, а также Джимми Сваггарт, оказались замешанными в сексуальных и финансовых скандалах, серьезно испортивших их репутацию. Из того факта, что положение таких людей пошатнулось, некоторые наблюдатели предположили, что влияние электронной церкви идет на спад. Вполне возможно, что ревайвелистские и фундаменталистские группы утрачивают свое доминирующее положение, но более широкие связи между религиозными организациями и электронными СМИ вряд ли прервугся. Как показывает глава 15 «Средства массовой информации и коммуникации», радио и другие формы электронной коммуникации выступают в современном мире важнейшими факторами влияния, и это неизбежно будет по-прежнему стимулировать создание религиозных программ. Религиозные проповеди с помощью электронных средств получили особенно широкое распространение в Латинской Америке, где показывают североамериканские программы. И в результате протестантские движения, в большинстве относящиеся к пятидесятникам, приобрели огромное влияние в таких странах, как Чили и Бразилия, где преобладает католицизм. Заключение В век глобализации, когда люди отчаянно нуждаются во взаимопонимании и диалоге, религиозный фундаментализм может быть деструктивной силой. Фундаментализм чреват возможностью насилия — в случае исламского и христианского фундаментализма примеры насилия, вызванного приверженностью к религии, встречаются достаточно часто. В последние несколько лет имел место ряд кровавых столкновений между исламскими и христианскими группами населения в Ливане, Индонезии и других странах. Тем не менее, в мире, который все более становится космополитическим, больше, чем когда-либо раньше, наблюдается контактов между людьми самых разных традиций и верований. По мере того как люди перестают беспрекословно принимать традиционные идеи, мы все оказываемся вынужденными жить более открыто и рационально — необходимы дискуссия и диалог между людьми с различными убеждениями. Дискуссия и диалог — это основной путь к сдерживанию насилия или его постепенному исчезновению. Краткое содержание 1. Религия существует во всех известных обществах, хотя религиозные верования и обряды 2. Тотемизм и анимизм — это распространенные типы религии в небольших культурах. При Заключение 493 ственной силой. Анимизм означает веру в духов или призраков, населяющих тот же мир, что и человеческие существа, и иногда завладевающих людьми. 3. Тремя наиболее влиятельными монотеистическими религиями (религиями, в которых су 4. Взгляды социологов в области религии испытали в значительной степени влияние трех Для Маркса религия включает сильный идеологический компонент: религия обеспечивает оправдание существующему в обществе неравенству в обладании богатством и властью. Для Дюркгейма религия важна благодаря выполняемой ей функции сплочения — она обеспечивает, в частности, регулярные встречи людей для подтверждения их приверженности к общим верованиям и ценностям. Для Вебера религия важна в силу той роли, которую она играет в социальных изменениях, в частности, в развитии западного капитализма. 5. Существует четыре основных типа религиозных организаций. Церкви — это крупные 6. Религиозными организациями обычно управляют мужчины. В большинстве религий, осо 7. Секуляризация означает ослабление влияния религии. Определение уровня секуляриза 8. Процент людей, регулярно посещающих церковь, в Соединенном Королевстве и других 9. Хотя в последние десятилетия у традиционных церквей наблюдается уменьшение коли 10. Милленаристское движение — это движение людей, ожидающих немедленного коллективного спасения — либо в результате некоторого фундаментального изменения в настоящем, 494 Глава 17. Религия либо путем восстановления давно утраченного Золотого века. Апокалиптизм — это вера в божественное откровение о последних событиях истории. 11. В различных религиозных группах в разных частях земли получил распространение фундаментализм. «Фундаменталисты» получили такое название потому, что они верят в возвращение к фундаментальным, базовым принципам своих религиозных доктрин. После Исламской революции 1979 г. в Иране, которая привела к созданию религиозно ориентированного правительства, исламский фундаментализм оказал влияние на многие страны Ближнего Востока. Христианский фундаментализм в Соединенных Штатах является реакцией против господствующих в американском обществе мирских ценностей и ощущаемого морального кризиса. В попытках обратить неверующих в свою веру христианские фундаменталисты были пионерами в создании «электронной церкви» — первыми использовали телевидение, радио и новые технологии для привлечения новых последователей. Вопросы для самостоятельного анализа 1. Могут ли в современном мире происходить чудеса? 2. Как отличить религию от системы политических или моральных убеждений? 3. Существует ли вероятность того, что религия означает для женщин нечто иное, чем для 4. Каким образом религия является силой, способствующей одновременно и социальной 5. Насколько правильно характ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.250 (0.014 с.) |