Сущность движения милленариев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность движения милленариев



Почему появляются милленаристские движе­ния? Можно выделить несколько общих эле­ментов, присущих всем или большинству из них. Как представляется, практически все по­добные культы предполагают деятельность пророков («вдохновленных» вождей или учите­лей), которые основываются на существующих религиозных понятиях и заявляют о необходи­мости влить в них новую жизнь. Они успешно приобретают широкий круг последователей, если им удается выразить словами то, что другие только смутно ощущают, и дать волю эмоциям, которые побуждают людей к дей­ствию. Пророчество всегда было тесно связано с религиями спасения, особенно с христиан­скими, и большинство тех, кто возглавлял мил­ленаристские движения на колонизированных территориях, были знакомы с христианскими обрядами и верованиями. Многие, по правде говоря, были учителями в школах при миссиях и обращали усвоенную ими религию против тех, кто приобщил их к ней.

4' Традиционный обряд обретения силы у индейцев равнин; проводился в конце весны или начале лета на специальной площадке Пляски солнца, длился несколько суток. Суть обряда — приобщение к силе через голод и боль. - Прим. ред.


Милленаристские движения часто появ­ляются там, где либо происходят радикальные изменения в культуре, либо наблюдается вне­запный рост бедности (Worsley 1970). Они обычно привлекают людей, испытывающих сильное чувство обездоленности, вызванное этими изменениями, и это заставляет людей отказаться от привычного приятия status quo. В средневековой Европе милленаризм был за­частую последним отчаянным прибежищем тех, кто внезапно оказался нищим. Крестья­не, например, во времена голода следовали за пророками, которые проповедовали мечту о мире, «перевернутом вверх дном», в котором бедняки в конечном счете унаследуют землю. Милленаристские движения среди колонизо­ванных народов обычно возникают тогда, ко­гда традиционная культура разрушается под давлением западных колонизаторов, как это произошло в случае культа Пляски духа.

Милленаризм иногда трактуется как пре­имущественно восстание бедных против при­вилегированных (Lantenari 1963) или угнетен­ных против тех, кто стоит у власти, и во мно­гих случаях этот мотив действительно является движущей силой. Но в целом понимание мил-ленаризма представляется слишком упрощен­ным: некоторые милленаристские движения, как, например, движение Одухотворенных — последователей Иоахима, возникли в резуль­тате влияний и настроений, первоначально не имевших ничего общего с материальными лишениями.

Апокалиптические движения

Милленаристские движения связаны с апока-липтизмом — апокалиптическими настрое­ниями, с верой в пророчества божественных учений о событиях конца света. Апокалип­тические движения рассматривают некоторые события в социальном мире как знаки того, что грядет неминуемый конец света. В по­следние десятилетия в связи с приближением нового тысячелетия наблюдался рост числа и масштабов апокалиптических движений. Та­кие события, как появление вируса иммуноде­фицита, падение коммунизма, война в Персид­ском заливе, угроза глобального потепления и экологической катастрофы, а также разви­тие мощных информационных технологий, — все это послужило толчком к еще большему распространению апокалиптических предска­заний о том, что приближаются «последние дни» (Robbins and Palmer 1997).


Религиозный фундаментализм



 


Апокалиптизм может принимать как ре­лигиозную, так и мирскую форму; некоторые ученые обратили внимание, что на подсту­пах к новому тысячелетию границы между религиозными и нерелигиозными апокалип­тическими теориями становятся все более и более размытыми. Некоторые апокалиптиче­ские движения в конце XX в. были прямым ответвлением давно существующих религиоз­ных групп, таких как адвентисты Седьмого дня, мормоны и католицизм. Другие, как, на­пример, Ветвь Давида, Аум Синрикё, Врата Рая или Орден Солнечного Храма, включа­ли явные элементы религиозной образности и словоупотребления, но одновременно обна­руживали серьезную тревогу по поводу дру­гих факторов, таких, например, как распро­странение технологии. Было замечено, кро­ме того, что «нерелигиозные движения, такие как борьба за сохранение окружающей среды и феминизм, по-видимому, часто приобрета­ют апокалиптический характер, а другие — такие как движение за выживание, альтерна­тивную военную службу и радикальный фе­минизм или выступления против разрешения абортов, как представляется, имеют и рели­гиозные, и нерелигиозные аспекты» (Robbins and Palmer 1997, 12).

Религиозный фундаментализм

Сила религиозного фундаментализма является еще одним доказательством того, что секу­ляризация в современном мире не одержала победы. Термин фундаментализм может быть использован во многих разных контекстах для определения строгой приверженности к си­стеме принципов или верований. Религиоз­ный фундаментализм характеризует взгляды тех религиозных групп, которые призывают к буквальному пониманию основных священ­ных книг и текстов и считают, что доктри­ны, возникающие в результате такого прочте­ния, должны применяться ко всем областям социальной, экономической и политической жизни.

Религиозные фундаменталисты уверены, что возможен только один взгляд на мир, и что их взгляд на мир — правильный: в их отноше­нии к миру нет места ни сомнениям, ни воз­можности различных толкований. Внутри фун­даменталистских движений доступ к точным


значениям священных книг ограничен кругом привилегированных «толкователей» — таких как жрецы, священнослужители или другие религиозные лидеры. Это дает религиозным лидерам огромную власть — не только в ре­лигиозных делах, но также и в мирских, ре­лигиозные фундаменталисты стали мощными политическими фигурами в оппозиционных движениях внутри мейнстрима — основной массы политических партий (в том числе и в США) и как руководители государства (как в Иране).

Религиозный фундаментализм — отно­сительно новое явление (сам термин вошг л в широкое употребление только в последние два или три десятилетия). Он возник главным образом как реакция на глобализацию. По ме­ре того как силы модернизации все больше подрывают традиционные устои социального мира — такие как понятие семьи как основ­ной ячейки общества, как власть мужчины над женщиной и т. п. — для защиты традиционных верований возникает фундаментализм. В гло-бализующемся мире, который требует рацио­нальных доводов, фундаментализм настаивает на ответах, опирающихся на веру, и ссылок на истину ритуала: фундаментализм - это традиция, защищаемая традиционным обра­зом. Для фундаментализма больший интерес представляют способы защиты и оправдания верований, а не содержание верований как таковых.

Хотя фундаментализм выступает как оп­позиция модернизации мира, он тем не менее использует современные методы для утвержде­ния своих взглядов. Так, христианские фунда­менталисты в Соединенных Штатах одними из первых стали использовать телевидение как средство для распространения своих веро­учений. Исламские фундаменталисты в Чечне, сражающиеся с русскими войсками, создали веб-сайты для популяризации своих идей; бой­цы Хиндутва5) использовали Интернет и элек­тронную почту для пропаганды чувства «инду­истской идентичности».

^Хиндутва (санкр. «индийство») — религиозно-националистическое движение в Индии, возникшее в про­цессе освободительной борьбы индийцев за независи­мость от Великобритании; основной целью провозгла­шается создание в Индии «государства единой нации с единой религией - индуизмом». Отвергает возмож­ность сотрудничества с мусульманами и христианами и использует экстремистские, зачастую террористические методы. — Прим. перев.



Глава 17. Религия


 


В нижеследующем разделе мы рассмот­рим две наиболее заметные формы религиоз­ного фундаментализма. В последние тридцать лет выросло влияние исламского и христи­анского фундаментализма, и это определяет контуры как национальной, так и интернаци­ональной политики.

Исламский фундаментализм

Из социологов-теоретиков прошлого только Вебер, возможно, допустил бы, что такая тра­диционная религиозная система, как ислам, может претерпеть значительное возрождение и стать основой для важных политических со­бытий в конце XX в., а тем не менее именно это произошло в 1980-х гг. в Иране. В по­следние годы возрождение ислама получило распространение, оказав существенное влия­ние на другие страны, включая Египет, Сирию, Ливан, Алжир, Афганистан и Нигерию. Чем же объясняется это крупномасштабное возрожде­ние ислама?

Чтобы понять данное явление, необходи­мо внимательно рассмотреть некоторые сто­роны ислама как традиционной религии, а так­же те изменения в светском обществе, которые произошли в современных государствах, где влияние ислама является устойчивым. Ислам, подобно христианству, представляет собой ре­лигию, которая постоянно стимулирует актив­ные действия: Коран — исламская священная книга — полон указаний верующим «сражать­ся на пути к Богу». Эта борьба направлена одновременно как против неверных, так и против тех, кто вносит разложение в мусуль­манское общество. На протяжении столетий сменяли друг друга поколения исламских ре­форматоров,^ ислам стал столь же внутренне разделенным, как христианство.

Вскоре после возникновения от основ­ного корпуса ислама отделился шиизм, и он сохранил свое влияние до наших дней. Шиизм был официальной религией в Иране (старое название — Персия) с XVI в., и он послужил источником идей, легших в основу иранской (исламской) революции. Шииты возводят свое происхождение к имаму Али, религиозному и политическому лидеру VII в., который, со­гласно поверьям, обнаружил такие качества, как личная преданность Богу и добродетель­ность, не имеющие равных среди правите­лей мира того времени. Потомки Али стали рассматриваться как подлинные лидеры исла­ма, поскольку считалось, что они принадлежат


к роду пророка Мухаммеда, в отличие от дина­стий, реально находившихся у власти. Шииты верили, что в конце концов будет установлено правление законного наследника Мухаммеда и будет покончено с тиранией и несправед­ливостью, связанными с существующими ре­жимами. Наследник Мухаммеда будет вождем, непосредственно направляемым Богом и пра­вящим в согласии с Кораном.

Крупные общины шиитов проживают на территории других стран Ближнего и Среднего Востока, включая Ирак, Турцию и Саудовскую Аравию, а также в Индии и Пакистане. Однако исламское руководство в этих странах нахо­дится в руках представителей большинства — сунитов. Мусульмане-суниты следуют «Прото­ренному Пути», системе традиций, восходя­щих к Корану, которые допускают значитель­ное разнообразие мнений, в отличие от более строго определенных взглядов шиитов.

Ислам и Запад

В эпоху Средневековья более или менее по­стоянно шла борьба между христианской Ев­ропой и мусульманскими государствами, ко­торые контролировали значительную часть территорий, ставших впоследствии Испанией, Грецией, Югославией, Болгарией и Румынией. Большая часть земель, захваченных мусуль­манами, была отвоевана европейцами обрат­но, и многие из их владений в Северной Африке по мере возрастания мощи Запада в XVIII и XIX вв. стали в действительности его колониями. Эти поражения и обратные завоевания имели катастрофические послед­ствия для мусульманской религии и цивили­зации, которую верующие исламисты считали самой высокой и самой передовой, превос­ходящей все остальные. В конце XIX в. не­способность мусульманского мира эффектив­но противостоять распространению западной культуры привела к возникновению рефор­маторских движений, стремившихся вернуть исламу его первоначальную чистоту и силу. Ключевой идеей было то, что ислам должен ответить на вызов Запада, утверждая тождество своих собственных верований и обычаев.

Эта идея развивалась в XX в. разными путями и послужила фоном для исламской революции в Иране в 1978-1979 гг. Нача­лом революции явилась внутренняя оппози­ция шаху Ирана, который принял и попытал­ся осуществить некоторые формы модерниза­ции, заимствованные у Запада — например,


Религиозный фундаментализм



 


земельную реформу, наделение женщин пра­вом голоса и введение светского образования. Движение, приведшее к свержению шаха, объ­единило людей, имевших разные интересы и отнюдь не поголовно разделявших идеи ис­ламского фундаментализма, но господствую­щей фигурой среди них был аятолла Хомейни, осуществивший радикальный пересмотр идей шиизма.

Сразу после революции Хомейни при­вел к власти правительство, организованное в соответствии с традиционными исламски­ми законами. Религия, как это установлено в Коране, стала непосредственной основой всей политической и экономической жизни. По исламскому закону - шариату - в том виде, в каком он бьи восстановлен, мужчины и женщины были четко разделены; женщины обязаны были на публике закрывать тело и го­лову; гомосексуализм наказывался расстрелом, а нарушивших супружескую верность забива­ли камнями до смерти. Строгий моральный кодекс сопровождался крайне националисти­ческим мировоззрением, направленным в пер­вую очередь против западных влияний.

Целью Исламской Республики в Иране была исламизация государства — организа­ция правительства и общества таким образом, чтобы учение ислама стало господствующим во всех сферах. Этот процесс, однако, отнюдь не достиг завершения и существуют силы, противодействующие ему. В работе (Zubaida 1996) выделено три ряда групп, борющихся друг с другом. Радикалы хотят идти дальше и углублять исламскую революцию. Они так­же считают, что революцию следует активно экспортировать в другие исламские страны. Консерваторы включают главным образом ре­лигиозных функционеров, считающих, что ре­волюция осуществлена уже достаточно полно. Она дала им власть в обществе, и они хоте­ли бы эту власть сохранить. Прагматики сим­патизируют рыночным реформам и стремятся открыть экономику для иностранных инве­стиций и торговли. Они выступают против строгого навязывания исламских законов в от­ношении женщин, семьи и законодательства.

Эти подспудные разногласия в иранском обществе вышли на поверхность и четко об­наружили себя при настроенном на реформы президенте Мухаммеде Хатами, сторонники которого вновь захватили контроль над пар­ламентом после выборов в феврале 2000 г. Смерть аятоллы Хомейни в 1989 г. была уда-


ром для радикальных и консервативных эле­ментов в Иране: его преемник аятолла Али Хаменеи пользуется лояльностью влиятельных иранских мулл (религиозных лидеров), но ста­новится все более непопулярным среди про­стых иранских граждан, которые отвергают репрессивный режим и нескончаемые соци­альные неурядицы.

Распространение движений за возрождение ислама

Хотя идеи, лежавшие в основе Исламской ре­волюции в Иране, казалось бы, должны были объединить весь исламский мир против Запа­да, правительства стран, в которых шииты со­ставляют меньшинство, не стали действовать в духе исламской революции в Иране. Однако исламский фундаментализм получил большую популярность в большинстве этих государств, и он стимулировал появление различных дви­жений за возрождение ислама и в других местах.

Хотя в последние десять-пятнадцать лет движения исламских фундаменталистов уси­лили свое влияние во многих странах Север­ной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии, им удалось прийти к власти только в двух го­сударствах. В Судане с 1989 г. правил Хассан аль-Тараби и его Фронт Национального Спа­сения; а в 1996 г. фундаменталистский режим талибов укрепил свою власть в раздробленном Афганистане. Во многих других государствах группы исламских фундаменталистов приоб­рели влияние, но прийти к власти им не уда­лось. В Египте, Турции и Алжире, например, восстания исламских фундаменталистов были подавлены государством или вооруженными силами.

Многие были обеспокоены тем, что ис­ламский мир движется к конфронтации с дру­гими частями мира, которые не разделяют его религиозное вероучение. Так, по мнению по­литолога Сэмюела Хантингтона, борьба меж­ду западными и исламскими взглядами мо­жет стать частью общемирового «столкнове­ния цивилизаций» после окончания холодной войны и еще большего расширения глобали­зации. Однонациональные государства больше не являются основными действующими сила­ми в международных отношениях; поэтому соперничество и конфликты будут происхо­дить между более крупными культурами или цивилизациями (Huntington 1993).



Глава 17. Религия


 


Мы уже видели примеры таких конфлик­тов в бывшей Югославии, в Боснии и в Ко­сове, где боснийские мусульмане и албанские косовары сражались против сербов, представ­ляющих православную христианскую культу­ру. Эти события усилили осознание мусуль­ман как мирового сообщества; как заметили наблюдатели, «Босния стала местом объеди­нения для мусульман всего мусульманского мира... (Она) обострила и создала ощущение поляризации и радикализации в мусульман­ских обществах и одновременно усилила чув­ство принадлежности к мусульманам» (Ahmed and Donnan 1994, 7-8). Другие наблюдатели утверждают, что кризис миновал, что ислам­ский фундаментализм отступает. Люди, при­держивающиеся этого мнения, полагают, что у исламских фундаменталистов сейчас мало шансов захватить власть в исламских госу­дарствах во всем мире. В тех странах, где фундаментализм победил, как в Иране, ему не удалось создать жизнеспособный и при­влекательный образец, который могли бы вос­принять другие государства. Даже Иран сейчас, как представляется, экспериментирует с демо­кратизацией, хотя и весьма ограниченно.

И тем не менее было бы ошибкой заяв­лять, что исламский фундаментализм пошел на спад. В начале XXI в. исламская оппози­ция все еще наращивает силы в таких госу­дарствах, как Малайзия и Индонезия; в не­скольких провинциях Нигерии были недавно введены шариатские законы, и война в Чечне привлекла участие исламских боевиков, под­держивающих создание на Кавказе исламско­го государства. Исламская символика и фор­ма одежды стали важными знаками иденти­фикации для все большего числа мусульман, живущих за пределами исламского мира. Та­кие события, как война в Персидском заливе и кризис, возникший после публикации книги Салмана Рушди «Сатанинские стихи», вызва­ли неоднозначную, но напряженную реакцию в исламском мире либо против Запада, либо в согласии с ним.

Совершенно очевидно, что движение за возрождение ислама невозможно понять, ес­ли подходить к нему только с религиозных позиций — оно представляет собой в опреде­ленной степени реакцию против влияния За­пада и является движением за национальное и культурное угнерждение. Вряд ли движения за возрождение ислама, даже в их самых фун­даменталистских формах, следует рассматри-


вать лишь как возобновление традиционных идей. То, что произошло, представляет собой нечто более сложное. Были возрождены тра­диционные виды деятельности и образ жизни, но они были соединены с проблемами, свя­занными конкретно с современностью.

Христианский фундаментализм

Рост христианских религиозных фундамента­листских организаций в Соединенном Коро­левстве и Европе, но особенно отчетливо в Со­единенных Штатах, представляет собой одно из наиболее примечательных явлений послед­них тридцати лет. Фундаменталисты считают, что «Библия, несомненно, - это реальный пу­теводитель для политики, правительства, биз­неса, семейной жизни и для всех других про­блем человеческого рода» (Capps 1990). Для фундаменталистов Библия непогрешима - ее содержание выражает божественную истину. Приверженцы христианского фундаментализ­ма верят в божественную сущность Христа и в возможность спасения души человека, ес­ли принять Христа в качестве своего лично­го спасителя. Христианские фундаменталисты считают своим долгом распространять хри­стианскую веру и обращать в христианство тех, кто еще не принял этого вероучения.

Христианский фундаментализм является реакцией против либеральной теологии и тех, кто поддерживает «мирской гуманизм» — тех, кто «стоит за эмансипацию разума, жела­ний и инстинктов в противопоставление ве­ре и покорности Божьей воле» (Kepel 1994, 133). Христианский фундаментализм выступа­ет против «морального кризиса», порожденно­го модернизацией, — упадка традиционной се­мьи, угрозы индивидуальной морали человека, ослабления связи между человеком и Богом.

В США основатель движения Моральное Большинство Джерри Фолуэлл и другие раз­работали для своих сторонников определен­ную последовательность действий. Кампании против абортов, в защиту молитвы в школах и семейных ценностей — все это стало глав­ным оплотом движения, известного как «Новое христианское право». Со вступлением в 1980 г. Роналда Рейгана на пост президента Новое христианское право начало вмешиваться в по­литику более прямыми способами. Оказание влияния на принятие политических решений стало рассматриваться как наиболее надеж­ный путь к тому, чтобы вновь сделать амери­канское общество христианским и защитить


Религиозный фундаментализм



 


людей от угрозы секуляризма (отделения шко­лы от церкви). Фолуэлл выделил «пять основ­ных проблем, которые имеют политическое значение, и которым высокоморальные аме­риканцы должны быть готовы противостоять: аборты, гомосексуализм, порнография, воль­нодумство и разрушение семьи» (Kepel 1994). Что касается конкретных действий, то первой целью движения Новое христианское право стали государственные школы — лоббирова­ние законодателей относительно содержания школьных учебных планов и попытки отме­нить запрет на молитвы в школах, а затем движение быстро перешло к поддержке во­инствующей организации «Спасение от Опе­рации», которая препятствует работе клиник, делающих аборты.

Выдающиеся проповедники Нового хри­стианского права основали несколько универ­ситетов, чтобы вырастить новое поколение «контрэлиты», воспитанной в духе фундамен­талистских христианских верований и спо­собной занять ключевые позиции в средствах массовой информации, в образовании, поли­тике и в искусстве. Университеты Либерти, Орал Роберте, Боба Джонса и др. присваивают степени по стандартным учебным дисципли­нам, но преподаваемым с позиций непогреши­мости Библии. В кампусах установлены стро­гие этические нормы, определяющие частную жизнь студентов, а сексуальные отношения связываются только с браком:

Для любого человека, кто провел некото­рое время в кампусе университета Либер­ти, это был поразительный опыт. Дортуары предназначены для молодых людей одного пола: практикуется строгое наблюдение — смесь принуждения и самодисциплины. Фран­цузские поцелуи запрещены, и любые сек­суальные отношения между не состоящими в браке студентами наказываются исключени­ем из кампуса (женатые пары живут в городе). Но поцелуи в щеку разрешаются, и пары мо­гут держаться за руки, но не обнимать парт­нера одной рукой за талию. Студенты охотно защищают подобную сексуальную самодис­циплину, когда их расспрашивают об этом незнакомые посетители; но они утверждают, что полное подавление неизбежно привело бы к извращениям, в частности, к гомосексуализ­му, который (по их словам) распространен в конкурирующем фундаменталистском уни­верситете, в котором запрещен любой флирт. С другой стороны, выражение сексуального желания противоречило бы духу образова­тельных целей университета (Kepel 1994: 135).


Христианское фундаменталистское дви­жение получает поддержку в Соединенных Штатах повсеместно, но ситуация в различ­ных регионах значительно различается. Так, американский Юг стал известен как «Библей­ский пояс» — полоса земли, расположенная ниже сельскохозяйственного «скотоводческо­го пояса», «маисового пояса» и «хлопкового пояса». Многие наиболее известные и наибо­лее влиятельные проповедники Америки ба­зируются в штатах Юга и Среднего Запада — в Виргинии, Оклахоме и Северной Каролине. Самыми влиятельными фундаменталистскими группами в Соединенных Штатах являются Конвенция баптистов Юга, Собрания Господ­ни и Адвентисты Седьмого дня.

«Электронная церковь»

По мнению Джайлса Кепела, американские фунтаменталисты отличаются поразительным искусством использовать самый современный язык и технологию для распространения сво­его учения (Kepel 1994). Эта традиция не яв­ляется новой — и во времена до изобрете­ния радио фундаменталистские и евангели­ческие проповедники странствовали по аме­риканской сельской глубинке, председатель­ствуя на огромных ривайвелистских6) сбори­щах, которые устраивались в полях и под навесами. С наступлением эпохи радио про­поведники получили возможность обращать­ся к массовой аудитории с еженедельными проповедями. Но именно пришествие теле­видения оказалось самым большим подарком судьбы для распространения фундаменталист­ских взглядов.

Электронные средства массовой инфор­мации в Соединенных Штатах с 1960-х гг. играли главную роль в изменениях, затраги­вающих религию. Преподобный Билли Грэ­хем первым начал читать проповеди, транс­лируемые по радио, и эффективное исполь­зование этого средства информации позво­лило баптистскому священнику приобрести огромное количество последователей. В по­следние двадцать лет мы все чаще являемся свидетелями еще более изощренного и систе­матического использования средств массовой информации для распространения религиоз­ных учений и для сбора денег для служи-

б' Ривайвелиж (англ. revival 'возрождение') — движе­ние последователей протестантских церквей за духовное возрождение истинной апостольской церкви. -Прим.ред.



Глава 17. Религия


 


телей культа. Стали появляться «электронные церкви» — религиозные организации, функ­ционирующие преимущественно с помощью средств массовой информации, а не через объединения прихожан на местах. С помо­щью спутникового телевидения религиозные программы теперь можно целенаправленно транслировать на весь мир, как в развиваю­щиеся страны, так и в другие индустриальные общества.

Пионерами в использовании электрон­ной церкви были главным образом фунда­менталисты и другие группы, стремящиеся к обращению неверующих в свою веру. Од­ной из причин этого является «система звезд», вдохновенных проповедников, привлекающих к себе последователей благодаря магнетизму собственной личности. Некоторые из таких проповедников идеально подходят для элек­тронных СМИ, с помощью которых харизма­тические качества проповедников могут быть спроецированы на аудиторию из тысяч или даже миллионов людей. Кроме Билли Грэхема еще целый ряд других «электронных пропо­ведников» в США, и в их числе Орал Роберте, Джерри Фолуэлл, Джимми Сваггарт, Пэт Ро-бертсон, Джим Бэккер и его бывшая жена Тэм-ми Фей, сделали средства информации своим главным орудием, используя для завоевания последователей главным образом радио- и те­левещание.

Некоторые религиозные радио- и теле­проповедники, в том числе Джим и Тэмми Бэккер, а также Джимми Сваггарт, оказались замешанными в сексуальных и финансовых скандалах, серьезно испортивших их репута­цию. Из того факта, что положение таких людей пошатнулось, некоторые наблюдате­ли предположили, что влияние электронной церкви идет на спад. Вполне возможно, что ревайвелистские и фундаменталистские груп­пы утрачивают свое доминирующее положе­ние, но более широкие связи между религи­озными организациями и электронными СМИ


вряд ли прервугся. Как показывает глава 15 «Средства массовой информации и коммуни­кации», радио и другие формы электронной коммуникации выступают в современном ми­ре важнейшими факторами влияния, и это неизбежно будет по-прежнему стимулировать создание религиозных программ.

Религиозные проповеди с помощью элек­тронных средств получили особенно широ­кое распространение в Латинской Америке, где показывают североамериканские програм­мы. И в результате протестантские движения, в большинстве относящиеся к пятидесятни­кам, приобрели огромное влияние в таких странах, как Чили и Бразилия, где преоблада­ет католицизм.

Заключение

В век глобализации, когда люди отчаянно нуждаются во взаимопонимании и диалоге, религиозный фундаментализм может быть де­структивной силой. Фундаментализм чреват возможностью насилия — в случае исламского и христианского фундаментализма примеры насилия, вызванного приверженностью к ре­лигии, встречаются достаточно часто. В по­следние несколько лет имел место ряд крова­вых столкновений между исламскими и хри­стианскими группами населения в Ливане, Ин­донезии и других странах. Тем не менее, в ми­ре, который все более становится космопо­литическим, больше, чем когда-либо раньше, наблюдается контактов между людьми самых разных традиций и верований. По мере того как люди перестают беспрекословно прини­мать традиционные идеи, мы все оказываемся вынужденными жить более открыто и раци­онально — необходимы дискуссия и диалог между людьми с различными убеждениями. Дискуссия и диалог — это основной путь к сдерживанию насилия или его постепен­ному исчезновению.


Краткое содержание

1. Религия существует во всех известных обществах, хотя религиозные верования и обряды
варьируются от культуры к культуре. Все религии предполагают тот или иной набор
символов, внушающих чувство благоговения и связанных с ритуалами, совершаемыми
определенной общиной верующих.

2. Тотемизм и анимизм — это распространенные типы религии в небольших культурах. При
тотемизме некоторый вид животного или растения считается обладающим сверхъесте-


Заключение 493

ственной силой. Анимизм означает веру в духов или призраков, населяющих тот же мир, что и человеческие существа, и иногда завладевающих людьми.

3. Тремя наиболее влиятельными монотеистическими религиями (религиями, в которых су­
ществует только один Бог) в мировой истории являются иудаизм, христианство и ислам.
Политеизм (вера в нескольких или многих богов) распространен в других религиях. В не­
которых религиях, например в конфуцианстве, богов или сверхъестественных существ нет.

4. Взгляды социологов в области религии испытали в значительной степени влияние трех
«классических» мыслителей: Маркса, Дюркгейма и Вебера. Все они понимали религию
как в своей сущности иллюзию. Они считали, что созданный религией «загробный» мир
есть наш собственный мир, преломленный сквозь призму религиозного символизма.

Для Маркса религия включает сильный идеологический компонент: религия обеспечивает оправдание существующему в обществе неравенству в обладании богатством и властью. Для Дюркгейма религия важна благодаря выполняемой ей функции сплочения — она обес­печивает, в частности, регулярные встречи людей для подтверждения их приверженности к общим верованиям и ценностям.

Для Вебера религия важна в силу той роли, которую она играет в социальных изменениях, в частности, в развитии западного капитализма.

5. Существует четыре основных типа религиозных организаций. Церкви — это крупные
и освященные временем религиозные учреждения, обычно характеризующиеся формаль­
ной бюрократической структурой и иерархией религиозных чиновников. Секты — это
более мелкие и менее формальные группы верующих, обычно создаваемые с целью воз­
рождения традиционной церкви. Если секта существует в течение определенного периода
времени и превращается в нечто институционализованное, она становится деноминацией.
Культы подобны сектам, но представляют собой еще более слабо связанные группы людей,
которые не столько объединяются в некую организацию, сколько следуют определенным
сходным ритуалам.

6. Религиозными организациями обычно управляют мужчины. В большинстве религий, осо­
бенно в христианстве, образы и символы являются в основном мужскими, однако в не­
которых религиях встречаются также и женские божества. Женщины, как правило, были
исключены из религиозных иерархий, хотя в англиканской церкви они могут быть руко­
положены в сан священника.

7. Секуляризация означает ослабление влияния религии. Определение уровня секуляриза­
ции сопряжено с трудностями, потому что при этом необходимо учитывать несколько
параметров: количество членов религиозных организаций, их социальный статус, личную
религиозность людей. Хотя влияние религии явно уменьшилось, религия отнюдь не на­
ходится на грани исчезновения, но продолжает как объединять, так и разделять людей
в современном мире.

8. Процент людей, регулярно посещающих церковь, в Соединенном Королевстве и других
европейских странах низок. В Соединенных Штатах, напротив, гораздо большая часть
населения регулярно ходит в церковь. Число людей в Соединенном Королевстве, Европе
и США, которые заявляют, что веруют в Бога, намного превышает количество тех, кто
регулярно посещает церковь.

9. Хотя в последние десятилетия у традиционных церквей наблюдается уменьшение коли­
чества последователей, наряду с основными направлениями в этих религиях появились
многочисленные новые религиозные движения. Новые религиозные движения охватыва­
ют широкий круг религиозных и духовных групп, культов и сект. Их можно в грубых
чертах разделить на мироутверждающие движения, сходные с группами самопомощи,
мироотвергающие движения, которые стремятся уйти от окружающего мира и подверга­
ют его критике, и движения, направленные на приспособление к миру, делающие упор
на внутренней религиозной жизни в противовес земным заботам.

10. Милленаристское движение — это движение людей, ожидающих немедленного коллектив­ного спасения — либо в результате некоторого фундаментального изменения в настоящем,


494 Глава 17. Религия

либо путем восстановления давно утраченного Золотого века. Апокалиптизм — это вера в божественное откровение о последних событиях истории.

11. В различных религиозных группах в разных частях земли получил распространение фундаментализм. «Фундаменталисты» получили такое название потому, что они верят в возвращение к фундаментальным, базовым принципам своих религиозных доктрин. После Исламской революции 1979 г. в Иране, которая привела к созданию религиозно ориентированного правительства, исламский фундаментализм оказал влияние на мно­гие страны Ближнего Востока. Христианский фундаментализм в Соединенных Штатах является реакцией против господствующих в американском обществе мирских ценно­стей и ощущаемого морального кризиса. В попытках обратить неверующих в свою веру христианские фундаменталисты были пионерами в создании «электронной церкви» — первыми использовали телевидение, радио и новые технологии для привлечения новых последователей.

Вопросы для самостоятельного анализа

1. Могут ли в современном мире происходить чудеса?

2. Как отличить религию от системы политических или моральных убеждений?

3. Существует ли вероятность того, что религия означает для женщин нечто иное, чем для
мужчин?

4. Каким образом религия является силой, способствующей одновременно и социальной
стабильности, и социальным потрясениям?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.059 с.)