Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3 психофизиологический механизм взаимодействия движения и речи

Поиск

Речь - специфическое проявление психической деятельности человека. Функции речи отличаются сложным генезом. Они развиваются по законам условных рефлексов и зависят от характера и формы речевых раздражителей.

Поскольку речь является функцией мозга, изучение ее механизма связано с пониманием вопросов, касающихся работы мозга в целом и локализации его функций.

В процессе речевой коммуникации принимают участие многие анализаторы, но ведущую роль играют два из них: речедвигательный и речеслуховой.

В коре головного мозга, по И. П. Павлову, происходят две основные группы процессов: анализ средовых воздействий (распознавание - гнозис) и организация ответных реакций (выработка и осуществление программы действия - праксис).

Автоматическое регулирование движений органов речи в соответствии с заданной программой обеспечивается системой обратной связи.

Любой двигательный акт не может быть выполнен без обратного, афферентного контроля. Неврологической основой этого контроля является система глубокой чувствительности, которая информирует двигательные центры о положении и тонусе органов движения.

Ведущую роль афферентного, кинестетического контроля в регуляции движений раскрыли выдающиеся советские физиологи Н.А.Бернштейн и П.К.Анохин.

По каналу обратной связи постоянно поступает информация о ходе выполнения движения (что дает возможность систематической коррекции выполняемого движения).

Механизм целенаправленного действия представляет собой сложнейшую функциональную систему. Важнейшие процессы, свойственные ей:

1. Включение двигательных автоматизмов.

2. Синтез афферентных сигналов для формирования двигательной задачи и создание программы действия.

3. Кинестетический контроль и формирование новых моторных автоматизмов.

Весьма важны исследования, дающие знания о связи и зависимости общей и речевой моторики.

Исследования по физиологии движений и физиологии активности Н.А.Бернштейна (1966) показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи.

Проблемой исследования психомоторики занимались многие отечественные и зарубежные авторы.

М. О. Гуревичем Н. И. Озерецким в их совместной монографии (1930) была предложена монометрическая шкала, предназначенная для исследования психомоторики детей от 4 до 16 лет.

В отечественной литературе был опубликован целый ряд работ, в которых использовалась данная методика и которые были посвящены разным аспектам психомоторных расстройств у детей при психопатиях (Ф.Б.Иофес, 1935), олигофрении (М.И.Доценко, 1935), заикании (Б.И.Шостак, 1966).

В период с 40-х и до начала 70-х годов методика Н. И. Озерецкого была практически забыта в нашей стране и исследования по ней почти не проводились, в то время как за рубежом она стала широко известна и ее использовали в своих исследованиях на разных контингентахдетей Е.К1рпаг(1(1969), H.Regel (1964), G.Reinert (1964), E.Fleishman (1954, 1956), St.Vandenberg (1964), I.Schilling (1970), H.Wegener (1963) и др.

Авторы вносили в методику Н. И. Озерецкого дополнения, связанные со спецификой системы здравоохранения и педагогики той или иной страны, собственными взглядами на проблему, с особенностями языкового оформления инструкций. В настоящее время наиболее популярной за рубежом остается американская модификация методики, предложенная Линкольном. В 70-е годы в нашей стране методика Н. И. Озерецкого была всесторонне проверена, обоснована и апробирована Е. В. Шагинян (1973) на здоровых детях и на детях с энцефалопатией.

Эта методика была несколько видоизменена Н.А.Рычковой (1984, 1987) в работе с заикающимися дошкольниками.

В исследованиях, посвященных вопросам моторики и речи, указывается на связь речи и выразительных движений (М. О. Гуре-вич, 1930; А.А.Леонтьев, 1969), связь между двигательным и речевым анализаторами (А. Г. Иванов-Смоленский, 1935; Н.Н.Трау-готт, Л.Я.Балонов, А.Е.Личко, 1957; А.Р.Лурия, 1969; Н.П.Тя-пугин, 1966), связь особенностей произношения с характером артикуляторных движений (В.А.Куршев, 1973).

Имеются исследования, свидетельствующие о зависимости общего психического развития от развития произвольной лицевой (мимической) моторики (Л.А.Квинт, 1931; М.И.Доценко, 1935).

Особое значение исследователи придавали связи состояния общей моторики и речи при заикании. В. А. Гиляровский (1932) отмечал, что запоздалое развитие речи в большинстве случаев представляет собой проявление общего недоразвития моторики.

М.Ф.Брунс (1935), исследуя моторику заикающихся детей, пришла к выводу, что у них имеется выраженная отсталость в общем моторном развитии, причем она считала нарушение речевых функций проявлением общемоторной аномалии.

Анализируя особенности моторики заикающихся школьников, В.И.Дресвянников (1975) указывал на параллельность и взаимосвязанность речевого и общемоторного онтогенеза, подчеркивая, что изменение моторики и речи в ходе коррекционной работы происходит почти параллельно друг другу.

Отдельные исследования доказывают, что между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей существует взаимозависимость (Л. Ф. Фомина, 1971; М. М. Кольцова, 1973). М.М.Кольцова пришла к выводу, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционый аппарат[4] - и что мозговую проекцию кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

В.И.Лубовский (1978) вслед за М.М.Кольцовой (1973) считает неопровержимо доказанным, что развитие движений в преддошкольном возрасте оказывает благоприятное влияние на формирование речи. Он указал на теоретическое и практическое значение раскрытия взаимовлияний двигательного анализатора и словесной системы.

Отмечая важность исследования произвольных движений, А. В. Запорожец (1960) указывал, что их формирование у человека происходит при участии речи, имеющем абстрагирующую и обобщающую функцию.

Е.М.Мастюкова придавала большое значение тому, что речь тесно связана онтогенетически, анатомически и функционально с двигательной системой. Подчеркивая, что речь оказывается наиболее уязвимой к воздействию различных вредных факторов на центральную нервную систему, Е.М.Мастюкова (1978) обнаружила у детей с церебральной патологией, на всех этапах их возрастного развития, зависимость между динамикой развития речи и моторики.

Механизму взаимодействия движения и речи серьезное исследование посвятил Н.А. Бернштейн. Поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, то и степень управления этими движениями различна. Н. А. Бернштейн в 1966 г. выдвинул теорию уровневой организации движений. Разрабатывая иерархическую систему регуляции двигательных функций, он отнес речь к высшему уровню организации движений. Это кортикальный речедвигательный уровень символических координации и психологической организации движений. При этом речь оказывается неразрывно взаимосвязанной со всеми нижележащими уровнями организации двигательных функций.

Согласно этой теории, система регуляции двигательной деятельности человека включает в себя пять основных уровней: I, II - подкорковые (руброспинальный и таламопаллидарный), III, IV, V - корковые (пирамидно-триарный, кортикальный праксический и кортикальный речедвигательный).

Рассмотрим функциональное назначение и контингент движений каждого уровня.

В основе I, руброспинального, уровня (или уровня палеокине-тических регуляций) лежит неосознаваемый мышечно-силовой рефлекс, обеспечивающий бессознательную непроизвольную регуляцию тонуса мускулатуры тела, статическую выносливость и координацию движения.

Пример регуляции двигательного акта - катание ладонью шариков, хватание предмета, принятие и удержание позы, обмахивание веером.

Основой II, таламопаллидарного, уровня (уровня синергии и штампов) является более осознаваемый суставно-пространственный компонент проприоафферентации. Им обеспечивается коррекция, внутренняя увязка целостного движения, согласование его составных частей.

Он отвечает за выразительность движений, мимику, пантомимику, пластику. Движения этого уровня автоматичны, машинальны и не могут измеряться (одевание, умение бороться, круговые движения рукой в гимнастическом или хореографическом упражнении).

III, пирамидно-стриарный, уровень (уровень пространственного поля) подразделяется на 2 подуровня.

В основе нижнего подуровня лежит контроль зрения над движением. Нижний подуровень пространственного поля осуществляет оценку направления движений и дозирования силы по ходу движения (шнурование, причесывание, перелистывание, слежение за движущимся пальцем, обведение фигуры, например круга, на бумаге).

В основе верхнего подуровня находятся синтетическая афферентационная система зрительно-пространственного поля. Верхний подуровень осуществляет контроль за нижним подуровнем и обеспечивает максимальную целевую точность (закатывание шариков в лунки, вдевание нити в иголку, прыгание до черты, черчение).

В основе IV, кортикального праксического, уровня (предметного, теменно-премоторного) лежит смысловая афферентация, направленная на целесообразное манипулирование с данным объектом.

Этот уровень регуляции обеспечивает самообслуживание в широком смысле, все предметные трудовые и производственные действия, спортивные игры, осознание правой и левой стороны тела, ощупывание, примеривание, сравнение (например, круговое движение руки при распутывании узла или работе иглой).

Движения V, кортикального речедвигательного, уровня (высшего уровня символических координации и психологической организации движений) есть вспомогательное средство для воспроизведения непредметных, абстрагированных отношений.

В контингент движений этого уровня входят содержание и смысл решаемой задачи, понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей, музыкальное, хореографическое исполнение. Действия этого уровня основываются на образном мышлении.

Нарушения движений на разных уровнях очень специфичны и требуют строго дифференцированных методов коррекции.

При патологии регуляции движений I уровня основной целью будет развитие статической выносливости и произвольной регуляции мышечного тонуса; при нарушении II уровня - развитие гибкости и подвижности тела, непрерывности движения, динамической координации, мимической моторики и орального праксиса, выразительности движений и просодической стороны речи; III - развитие силы, быстроты и точности движений, динамической координации; IV - развитие сообразительности и внимания, находчивости и памяти; V - развитие фантазии, эмоций, сочетаемости движений с речью, умения выполнять действия по словесной конструкции.

Таким образом, в основе уровневой теории организации движений лежит принцип связи общей моторики и речи. Необходимые качества движений органов артикуляционного речевого аппарата следует развивать путем совершенствования аналогичных свойств общей моторики.

Контрольные вопросы и задания

1. Что собой представляет логопедическая ритмика?

2. Кто является объектом логопедической ритмики?

3. Что является предметом логопедической ритмики?

4. Каковы основные цели ритмического воспитания, сформулированные В. М. Бехтеревым?

5. Какие основные задачи решает логопедическая ритмика?

6. Что включают в себя образовательные задачи?

7. Что входит в коррекционные задачи логопедической ритмики?

8. Каковы воспитательные задачи логопедической ритмики?

9. Чем обусловлена коррекционная направленность логоритмических занятий?

 

10. Расскажите, в чем особенности логопедической ритмики, отличающие ее от ритмики вообще.

11. Расскажите, кто явился создателем метода ритмической гимнастики.

12. Какова заслуга проф. В. А. Гиляровского в области логопедической ритмики?

13. Каковы особенности развития логоритмики в 40-е годы?

14. В чем состоят особенности развития логоритмики в 50-70-е годы?

15. Какие авторы отмечают значение логоритмики при коррекции заикания у детей преддошкольного возраста?

16. Каковы предложения В. И. Дресвянникова (1972), касающиеся развития моторики заикающихся?

17. Коррекции каких речевых нарушений посвящена работа Е. В. Оганесяна?

18. Изложите сущность теории организации движений Н.А. Бернштейна.

19. К какому уровню организации движений Н. А. Бернштейн относит речь? Каков контингент движений этого уровня?

20. Какое определение логопедической ритмике дает Г. А. Волкова?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.25.226 (0.013 с.)