Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2 двигательно-речевые средства логопедической ритмикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Упражнения на развитие фонационного дыхания. Упражнения способствуют выработке правильного фонационного дыхания, продолжительного, сильного и постепенного выдоха. На выдохе произносятся сначала слоги, затем слова и предложения. На заключительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихов. Пример упражнения. Упражнение «Подуем на плечо». Подуем на плечо, (Вдох, выдох с поворотом головы вправо.) Подуем на другое. (Вдох, выдох с поворотом головы влево.) Нам солнце горячо (Вдох, выдох с подъемом головы вверх.) Пекло дневной порою. (Вдох, выдох с подъемом головы вверх.) Подуем мы на грудь (Вдох, выдох с опусканием головы вниз.) И грудь свою остудим. (Вдох, выдох с опусканием головы вниз.) Подуем мы на облака (Вдох, выдох с круговым движением головы.) И остановимся пока. (Вдох, максимально длительный выдох.) Упражнения на развитие голоса. Эти упражнения способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Сила голоса развивается путем произнесения гласных более громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. Изменение тональности музыки имеет целью развитие высотных характеристик голоса. Выразительности голоса можно добиться, развивая интонационную сторону коротких музыкально-речевых фраз. Примеры упражнений. Упражнение 1. Дети сидят на стульях. Пропевание гласных зву-ков а-э-и-о-у и слогов ма-мэ-ми-мо-му по гамме с изменением силы голоса и тональности. Упражнение 2. И. п. - сидя на стульях. Пропевание каждой сту-пени лада на слоге ма (музыкальное сопровождение ре-ми-ре-до-ми-ре) с изменением тональности. Упражнение 3. Пропевание каждой ступени лада на слогах да, ла, ма (музыкальное сопровождение ре-ми-ре-до-ре-ми). Упражнения на развитие артикуляции и дикции. Эти упражнения способствуют выработке четкого произнесения звуков, раз-витию артикуляционной моторики. Начинают с произнесения глас-ных звуков без голоса, затем подключают голос. Вслед за гласны-ми проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем вводятся движения рук. Примеры упражнений. Упражнение 1. «Нарисуй круг». И. п. - стоя в кругу, руки опуще-ны. Вытянутые руки поднимают через стороны вверх, произнося звук о. Упражнение 2. «Раздвинь стены». И. п. - стоя в кругу, руки согнуты в локтях. Руки выпрямляют, проговаривая звук и. Упражнение 3. «Пловцы». И. п. - стоя в кругу, руки перед гру-дью, ладони повернуты вперед. Руки идут вперед, в стороны, вниз, одновременно произносится звук э. Упражнение 4. «Баскетбол». И. п. - сидя по-турецки на полу, кисть ведущей руки у плеча, другая на поясе. Руку вытягивают вперед и вверх, проговаривая слоги ба-ба-ба, бо-бо-бо, бу-бу-бу, бэ-бэ-бэ, бы-бы-бы. Упражнение 5. «Бокс». И. п. - стоя, руки согнуты в локтях, ладони сжаты в кулак. Руки поочередно выбрасывают вперед, произнося слоги да-до-ду, ба-бо-бу, на-но-ну. Упражнения на развитие координации движений и речи. Эти упражнения представляют интерес для логопедов, не владеющих музыкальным инструментом. Их можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения динамических пауз во время логопедических занятий. Речевой материал необходимо подбирать, исходя из коррекционной цели занятия (нормализация темпа и ритма речи; развитие словаря и грамматического строя речи; автоматизация звукопроизношения). Ритм стихотворной строки (она не должна быть длинной) следует согласовывать с движениями рук, ног и туловища. В стихотворении должны быть глагольная лексика, сюжет и действующее лицо. Учитывается возраст детей, их речевые и двигательные возможности. Примеры упражнений. Упражнение 1. «Снежинки». (И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.) Мы снежинки, мы пушинки, (Наклон головы вправо и влево.) Покружиться мы не прочь. (Поворот на 360°.) Мы снежинки-балеринки. (Наклоны туловища вправо и влево.) Мы танцуем день и ночь. (Приставной шаг вправо и влево.) Мы деревья побелили. (Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.) Землю бархатом укрыли. (Приседание с разведением рук.) И от стужи сберегли. (Руки в стороны, вниз и возврат в и. п.) Упражнение 2. «Метели». (И. п. - основная стойка, руки опу-щены.) Метели, метели летели, летели, (Покачивание над головой прямыми руками.) Стелили в долинах из снега постели, (Приседание, руки внизу плавно двигаются из стороны в сторону.) Кружились метели, звенели метели, (Наклоны вправо и влево.) Над лесом, над полем гудели и пели. (Поочередное поднимание и опускание рук перед собой.) Упражнения на развитие речевого внимания. Эти упражнения приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию. Примеры упражнений. Упражнение 1. «Птицы». Дети свободно стоят, разбежавшись по всему залу. По сигналу «Птицы летают» они начинают двигаться, имитируя полет птиц. По сигналу «Птицы прилетели в свои гнезда» дети останавливаются, выбирая свободное место в зале. «Птицы чистят свои перышки» - дети, каждый по-своему, изображают движения птиц. «Птицы собирают зернышки» - дети двигаются по залу, наклоняются и поднимают воображаемые зерна. «Птицы пьют воду» — дети останавливаются, поднимают и опускают голову. «Птицы засыпают» - дети приседают и закрывают глаза. Упражнение 2. «Жуки и шмели». Дети делятся на две группы, одни из них - жуки, другие - шмели. По команде «Жуки летают, шмели гудят» - первая группа свободно двигается по залу, размахивая руками, другая произносит звук ш. По команде «Шмели летают, жуки жужжат» — первая группа произносит звук ж, вторая свободно двигается по залу, поднимая и опуская руки. Упражнение повторяется несколько раз. Пение. В пении вырабатывается координация слуха и голоса, воспитывается последовательность и организованность речи. При подборе песенного материала должен быть учтен певческий диапазон ребенка: у детей 5-6 лет он составляет интервал от «ре» до «си» первой октавы, у детей 6-7 лет - от «ре» первой октавы до «до» второй октавы. При воспитании вокальных навыков необходимо уделять большое внимание дыханию (быстрый, глубокий, бесшумный вдох и медленный плавный выдох), работе над четкой и ясной дикцией. В мелодии песни должны быть короткие интервалы, музыкальная фраза должна быть простой. Темп исполнения медленный или средний. Текст песен подбирается с учетом коррекционной направленности логопедических занятий. Упражнения на развитие мелкой моторики. Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале. Пример упражнения. Упражнение «Зайчики и белочки». Зайчики и белочки вышли погулять, (Кисти сжаты в кулачок, поочередное разгибание и сгибание пальцев. По 2 раза.) На полянке солнечной в салочки играть. (Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей.) Выходи скорей в кружок! (3 хлопка, кисти принимают форму шара.) Здравствуй, здравствуй, мой дружок! (Пальцы правой руки поочередно касаются пальцев левой руки.) Упражнения с предметами. Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушениями речи. Они направлены на развитие статической и динамической координации движений, развитие координации движений и речи, развитие точности и пластики движений. Разучивание движений происходит вместе с речью (текст произносят дети вместе с педагогом) в медленном темпе, по частям. Затем темп выполнения увеличивается. Используются гимнастические палки, ленты, обручи и мячи. Текст подбирается в соответствии с речевыми возможностями группы и этапом логопедической работы. Примеры упражнений. Упражнение 1. «Антошка». (Проводится с палками. И. п. - ноги на ширине плеч, палка в опущенных руках.) Антошка, Антошка, пойдем копать картошку! (Поднимание и опускание рук, 2 раза.) Антошка, Антошка, пойдем копать картошку! (Повороты палкой перед грудью с приседанием, 2 раза.) Тили-тили, трали-вали! Это мы не проходили, это нам не задавали. (Повороты в стороны, палка вытягивается вперед, 4 раза.) Парам-пам-пам, парам-пам-пам! (Прыжки на двух ногах через палку, лежащую на полу, 4 раза.) Упражнение 2. «Я на солнышке лежу». (Проводится с лентами. И. п. - ноги на ширине плеч, ленты в опущенных руках.) Я на солнышке лежу. (Поочередное поднимание и опускание рук, 4 раза.) Я на солнышко гляжу. (Наклоны в стороны, руки над головой, 4 раза.) Все лежу и лежу. (Два наклона вниз с вытянутыми руками.) И на солнышко гляжу. (Подпрыгивание на месте с поворотом на 360°, руки над головой.) Речевые упражнения. Речевые упражнения используются на ло-горитмических занятиях с музыкальным сопровождением (мелодекламация) и без него. Для детей дошкольного возраста более удобны стихотворные мелодекламации, где стихотворной строке соответствует музыкальная фраза. Примеры упражнений. Упражнение 1. Чтение стихотворения С.Маршака «Мяч». (Муз. сопровождение в размере 2/4, темп быстрый.) Упражнение 2. Чтение стихотворения А. Барто «Барабан». (Муз. сопровождение - Е.Тиличеева, «Марш».) Контрольные вопросы и задания 1. Что такое ходьба? Дайте определение. 2. С какой целью проводятся упражнения для дыхания? 3. Что такое регуляция мышечного тонуса? Дайте определение. 4. Приведите пример упражнения для развития темпа и ритма. 5. На что направлены упражнения для мелкой моторики? 6. Как строятся упражнения с элементами танцев? 7. Приведите пример упражнения для развития дикции и артикуляции. 8. Как проводятся упражнения для развития фонематических процес-сов? 9. Какова специфика упражнений на координацию речи с движением? 10. Что представляет собой мелодекламация?
РАЗДЕЛ IV СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.47 (0.009 с.) |