Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отчет о результатах исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отчет об исследовании, обычно публикуемый в виде журнальной статьи или книги, — это сообщение о характере исследования и защита сделанных в нем выводов. В случае Хокшилд таким отчетом была книга «Управляемое сердце». Это итоговая стадия только для отдельного исследовательского проекта. Большинство отчетов указывает на вопросы, остающиеся без ответа, и предполагает дальнейшие исследования, которые могут быть выполнены в будущем. Все отдельные исследования являются частью непрерывного исследовательского процесса, происходящего в рамках социологии. Реальность вмешивается! Вышеназванная очередность этапов — это упрощенная версия того, что действительно происходит при реальном выполнении исследовательского проекта. В реальном социологическом исследовании эти стадии редко следуют друг за другом столь четко и практически всегда приходится несколько отклоняться от намеченной «идеальной» схемы. Разница примерно напоминает ту, которая существует между рецептом в кулинарной книге и реальным процессом приготовления блюда. Опытные шеф-повара вообще часто действуют не по рецептам, при этом готовя лучше, чем те, кто ими пользуется. Следование четким схемам может слишком сковывать; наиболее выдающиеся работы по социологии не уложились бы в эти строгие рамки, хотя некоторые из названных этапов в них присутствуют. Понимание Причинно-следственных отношений Одна из основных проблем, с которыми имеет дело методология исследования, — это анализ причинно-следственных отношений. Причин-ностная связь между двумя событиями или ситуациями — это некая связь, при которой одно событие порождает другое. Если ручной тормоз отпустить, когда машина направляется вниз, она покатится по наклонной плоскости, увеличивая на ходу скорость. Причиной этого стало именно отпускание тормоза; это легко понять, если обратиться к соответствующим законам физики. Как и естественные науки, социология исходит из предположения, что все Понимание причинно-следственных отношений
события имеют некие причины. Общественная жизнь — это не произвольный набор неких происшествий, происходящих случайно. Одна из основных задач социологического исследования в сочетании с теоретическим мышлением — это определение причин и их следствий. Причинность и корреляция Причинность не может быть напрямую выведена из корреляции. Корреляция означает наличие систематической связи между двумя рядами событий, или переменными. Переменная — это любая характеристика, различающая отдельных людей или группы лиц. Возраст, разница доходов, уровней преступности и социальных классов являются одними из многочисленных переменных, изучаемых социологами. Может показаться, что в случае, если два каких-то события тесно связаны друг с другом, одно из них должно являться причиной второго; зачастую это не так. Существует множество корреляций, не имеющих причинностных отношений между переменными. Например, за период после Второй мировой войны наблюдается прямая корреляция между падением популярности курения трубок и уменьшением числа людей, регулярно посещающих кинотеатры. Очевидно, что одно изменение не является причиной второго, и нам было бы сложно найти даже отдаленную причинностную связь между ними. Однако существует множество случаев, когда не столь очевидно, подразумевает ли некая замеченная корреляция наличие причинностных отношений. Подобные корреляции являются ловушками для слишком доверчивых и с легкостью приводят к сомнительным или ложным выводам. В своей классической работе 1897 г. «Самоубийство» Эмиль Дюрк-гейм (см. главу 1 «Что такое социология?») обнаружил корреляцию между уровнем самоубийств и временами года (Durkheim 1952). В изученных Дюркгеймом обществах уровень самоубийств постепенно повышается в период с января по примерно июнь или июль. С этого момента и далее до конца года он понижается. Можно предположить, что это указывает на то, что температура и климатические изменения имеют причинностную связь со склонностью индивидов к самоубийству. Возможно, по мере повышения температуры люди становятся более импульсивными и вспыльчивыми? Однако причинностная связь в этом случае, вероятно, вовсе не имеет прямого отношения к температуре и климату. Это представление является ложной корреляцией — ассоциацией между двумя переменными, которая кажется верной, но которая на деле вызвана неким другим фактором или несколькими факторами. Далее, становится понятно, что большинство людей ведут более активную социальную жизнь весной и летом, нежели зимой. Индивиды, которые одиноки или несчастливы, обычно испытывают обострение этих ощущений по мере того, как уровень активности других людей растет. Поэтому они, скорее всего, будут испытывать большую склонность к самоубийству весной или летом, нежели осенью или зимой, когда темп социальной деятельности замедляется. Причинностные механизмы Выработка причинностных связей, предполагаемых в корреляции, часто является сложным процессом. Например, существует сильная корреляция между уровнем образования и профессиональным успехом в современных обществах. Чем лучшие оценки тот или иной человек получает в школе, тем более высокооплачиваемую работу он имеет шанс получить. Как объяснить эту корреляцию? Исследования показывают, что дело не в самом процессе школьного обучения; на уровень школьных достижений в гораздо большей степени влияет семья, из которой происходит тот или иной ребенок. Дети из более благополучных семей, родители которых активно интересуются их учебой, и где имеется много книг, с большей вероятностью будут хорошо учиться, чем те, кто происходит из семей, где вышеперечисленные элементы отсутствуют. Причинностные механизмы в данном случае — отношение родителей к детям, а также наличие в доме необходимых для обучения вещей. Причинностные связи в социологии не следует понимать слишком механически. Отношения людей к чему-либо, а также субъективные причины их действий являются при-чинностными факторами отношения между переменными в социальной жизни. Проверки Оценивая причину или ряд причин, объясняющих ту или иную корреляцию, нам необходимо отличать независимые переменные от зависимых. Независимая переменная — Глава 20. Методы социологических исследований
это та переменная, которая оказывает некое воздействие на другую переменную. Переменная, которая подвергается воздействию, является зависимой. В только что приведенном примере учебные достижения являются независимой переменной, а должностной оклад — зависимой. Различие относится к направлению причинностной связи, которую мы рассматриваем. Тот же самый фактор может являться независимой переменной в одном исследовании и зависимой переменной — в другом. Все зависит от того, какие причинностные процессы подвергаются анализу. Если бы мы рассматривали влияние различий в должностных окладах на образ жизни, должностной оклад стал бы независимой переменной, а не зависимой. Чтобы понять, является ли корреляция между переменными причинностной связью, мы используем контроль переменных, что означает, что мы оставляем какие-то переменные неизменными, чтобы посмотреть воздействие остальных. Это позволяет судить о различных объяснениях подмеченных нами корреляций, отделяя причинностные отношения от не-причинностных. Например, ученые, изучающие детское развитие, утверждали, что существует причинностная связь между лишением матери в раннем детстве и серьезными проблемами личности во взрослом возрасте. Как мы могли бы проверить, действительно ли существует причинностное отношение между недоступностью матери и серьезными личностными проблемами в дальнейшем? Мы сделали бы это с помощью попытки проверить, или ♦отвести», другие возможные влияния, которые могли бы объяснить данную корреляцию. Одним примером лишения матери является случай, когда ребенок ложится в больницу на продолжительное время, в течение которого он изолирован от своих родителей. Действительно ли важна в данном случае привязанность именно к матери? Возможно, если ребенок получает любовь и внимание от других людей в раннем детстве, он или она смогут впоследствии стать нормальной стабильной личностью? Чтобы исследовать возможные причинностные связи, нам нужно сравнить случаи, при которых дети были лишены регулярной заботы, исходящей от кого бы то ни было, с теми случаями, когда дети лишались матерей, но получали любовь и заботу от кого-то еще. Если бы у первой группы развивались серьезные проблемы личности, а у второй группы нет, мы бы предположили, что в раннем детстве важна регулярная забота, исходящая от кого-то, неважно, является ли этот человек матерью ребенка или нет. (В самом деле, дети, по-видимому, действительно развиваются нормально, пока у них есть стабильные добрые отношения с кем-то, кто их любит и о них заботится, — и это не обязательно должна быть их мать.) Устанавливая причины Для объяснения любой корреляции может быть приведено немало возможных причин. Как мы можем быть уверены, что не забыли ни одной? Ответ — никак. Мы никогда не смогли бы ни выполнить, ни проинтерпретировать результаты того или иного социологического исследования, если бы нам нужно было проверять каждое возможное воздействие каждого причинност-ного фактора, который мы сочли бы потенциально важным. Установление причинност-ных отношений обычно делается с опорой на предыдущие работы в данной области. Если у нас заранее не существует некой рациональной идеи о причинностных механизмах, предполагаемых в той или иной корреляции, нам, вероятно, будет очень трудно найти, какие действительно причинностные отношения существуют в данном случае. Мы не знали бы, что проверять. Хорошим примером того, насколько сложно быть уверенным в причинностных отношениях, стоящих за той или иной корреляцией, является длительное время, ушедшее на изучение курения и рака легких. Исследования стабильно демонстрировали сильную корреляцию между этими явлениями. Курильщики имеют более высокий шанс заболеть раком легких, чем некурящие, а заядлые курильщики — чем те, кто курит немного. Эту корреляцию также можно выразить в обратном порядке. Большая часть тех, кто болеет раком легких, — курильщики или курили длительное время в прошлом. Было так много исследований, подтверждающих данные корреляции, что факт наличия причинностной связи между ними является общепринятым, хотя точные причинностные механизмы пока в целом остаются неизвестными. Сколько бы ни исследовались корреляции в рамках изучения какого-либо вопроса, всегда остается некая доля сомнения по поводу наличия причинностных отношений. Дру- Методы исследования
гие интерпретации этой корреляции остаются возможными. Например, утверждалось, что люди, которые предрасположены к раку легких, также предрасположены к курению. Данный взгляд подразумевает, что рак легких не вызывается курением, а скорее, существует некая внутренняя биологическая расположенность к курению и раку. Методы исследования Теперь давайте перейдем к рассмотрению различных исследовательских методов, которые социологи обычно применяют в работе (см. табл. 20.2). Полевая работа Полевая работа - это непосредственное изучение людей или групп в течение определенного срока времени, с применением включенного наблюдения или интервью для изучения социального поведения. Полевые исследования проводятся в поиске значений, стоящих за социальными действиями; они проводятся при непосредственном участии самого ученого во взаимодействиях, являющихся социальной реальностью изучаемой им группы. Социолог, проводящий полевое исследование, может работать или жить с той или иной группой людей в течение месяцев или даже лет. Часто исследователь принимает активное участие в их повседневных делах, наблюдая за происходящими событиями и спрашивая о мнениях или возможных объяснениях, стоящих за теми или иными решениями, действиями или поведением. Полевой исследователь не может просто присутствовать в той или иной общине. Он или она обязаны объяснить и оправдать свое присутствие перед членами общины. Для получения каких-либо значимых результатов ученый должен заручиться содействием общины и поддерживать его в течение определенного времени. Процесс зарабатывания доверия может быть долгим и трудным, но по прошествии некоего периода времени полевым исследователям часто удается построить доверительные отношения с членами группы. Иногда ученый практически «становится» членом изучаемой общины; в других случаях он или она могут быть приняты как ученые, но все равно восприниматься как чужаки. В течение долгого времени в исследованиях, основанных на включенном наблю- дении, было не принято давать информацию об угрозах или проблемах, которые приходилось преодолевать, но с недавних пор опубликованные воспоминания и дневники исследователей стали более откровенными в этих вопросах. Зачастую приходится преодолевать чувство одиночества — нелегко вписаться в некий социальный контекст или общину, к которым ты на самом деле не принадлежишь. Ученый может постоянно расстраиваться из-за того, что члены группы не рассказывают о себе откровенно; в некоторых контекстах прямые вопросы приветствуются, а в других ответом на них будет мертвая тишина. Некоторые виды полевых работ могут быть даже физически опасными; например, ученый, изучающий банду преступников, может быть воспринят как полицейский осведомитель или же невольно втянут в конфликты с бандами-соперниками. В традиционных полевых исследованиях отчеты представлялись практически без какой-либо информации о наблюдателе. Это было так, поскольку считалось, что исследователь мог представить объективные картины изучаемых предметов. Даже работа Хокшилд, написанная в начале 1980-х, дает нам мало информации об авторе или о характере ее отношений с изучаемыми ею людьми. В последнее время среди этнографов появилась тенденция больше рассказывать о себе и о характере своих отношений с изучаемыми лицами. Например, иногда это может быть сделано из соображений возможных расовых, классовых или тендерных влияний на работу, или того, насколько различия между наблюдающим и наблюдаемым нарушают диалог между ними. Преимущества и ограничения полевых исследований В случае успеха полевая работа дает нам более богатую информацию о социальной жизни, чем большинство других исследовательских методов. Получив представление о том, как обстоит дело в той или иной группе «изнутри», мы с большей вероятностью сможем понять, почему ее члены действуют именно так, а не иначе. Мы также можем больше узнать о тех социальных процессах, которые пересекаются с ситуацией, рассматриваемой в исследовании. Полевую работу часто называют типом качественного исследования, поскольку она в большей степени касается субъективного Глава 20. Методы социологических исследований
восприятия, а не цифровых данных. Полевая работа также дает ученому возможность более гибких действий по сравнению с другими исследовательскими методами. Ученый может адаптироваться к новым или неожиданным обстоятельствам, а также рассматривать любые появившиеся в ходе работы концепции. Но полевая работа также имеет ряд серьезных ограничений. Таким способом можно изучать лишь весьма небольшие группы или общины. Многое зависит от умения исследователя завоевать доверие изучаемых лиц. Без этой способности работа, скорее всего, даже не сможет быть начата. Возможно и обратное. Ученый может начать идентифицировать себя с группой в такой степени, что он станет чересчур «своим» и утратит взгляд постороннего наблюдателя. Опросы Интерпретация полевых работ, а также других форм качественного исследования обычно связана с проблемами обобщения. Поскольку работа касается лишь небольшого количества людей, мы не можем быть уверены, что информация, полученная в одном случае, применима к другим контекстам, или даже в том, что другие исследователи пришли бы к тем же результатам при изучении той же группы. Обычно таких сложностей не возникает при исследовании с применением опроса — метода более количественного по своей природе. Опросы направлены на сбор данных, которые, для выяснения моделей и закономерностей чего-либо, что можно проанализировать с помощью статистики. Если инструменты исследования спланированы верно, найденные с помощью опроса корреляции можно обобщить по отношению к более широкой аудитории. Полевые исследования лучше всего подходят для глубокого анализа небольших сегментов социальной жизни; исследования с применением опросов обычно дают менее подробную информацию, но ее, как правило, можно применять более широко. Анкеты При опросах в качестве основного способа сбора информации чаще всего применяются анкеты. Анкетирование может быть проведено лично самим ученым, или же бланки анкет посылаются респондентам по обычной или электронной почте (так называемые «анкеты, заполняемые опрашиваемыми лицами»). Группу опрашиваемых или изучаемых лиц социологи называют совокупностью. При некоторых опросах совокупность может насчитывать до нескольких тысяч людей. При опросах используются два вида анкет. Некоторые содержат набор вопросов закрытого типа, на которые можно дать лишь фиксированный ряд ответов, таких как «Да / Нет / Не знаю» или «Очень вероятно / Вероятно / Маловероятно / Очень маловероятно». Преимущество подобных опросов состоит в том, что ответы на них легко сопоставить и подсчитать, поскольку используемых категорий немного. С другой стороны, поскольку они не дают возможности выразить нюансы той или иной точки зрения и лишены вербальной выразительности, предоставляемая ими информация, возможно, будет если и не обманчивой, то ограниченной по своему охвату. Другой тип анкет является открытым. Респонденты имеют больше возможностей собственными словами выразить свою точку зрения; они не ограничены выбором среди фиксированных вариантов ответа. Открытые анкеты обычно дают более подробную информацию, чем закрытые. Ученый может задавать встречные вопросы на тот или иной ответ, чтобы узнать мнение респондента более подробно. С другой стороны, отсутствие стандартизации означает, что ответы, возможно, будет труднее статистически сопоставлять. Вопросы анкеты обычно организованы таким образом, чтобы команда интервьюеров могла задавать вопросы и записывать ответы в одном и том же заранее предусмотренном порядке. Все пункты должны быть понятны и интервьюеру, и интервьюируемым. При проведении крупных общенациональных опросов, регулярно устраиваемых государственными учреждениями и исследовательскими организациями, интервью проводятся в большей или меньшей степени синхронно по всей стране. Те, кто проводит интервью, и те, кто анализирует их результаты, не могли бы выполнять свою работу эффективно, если бы им приходилось постоянно консультироваться друг с другом относительно каких-либо неясных моментов в вопросах или ответах. При анкетировании также должны учитываться характеристики респондентов. Поймут ли они, что ученый имеет в виду, когда задает определенный вопрос? Достаточно ли Методы исследования «Выбор народа?» Одним из наиболее известных примеров исследования с помощью опросов была работа под названием «Выбор народа?», выполненная Полом Лазарсфельдом и его коллегами около полувека назад (Lazarsfeld et al. 1948). Эта работа, в которой изучались намерения избирателей — жителей графства Эри, штат Огайо, — во время президентской компании 1940 г., впервые ввела ряд основных приемов исследования с помощью опросов, используемых по сей день. Чтобы пойти в исследовании несколько дальше, чем получилось бы при использовании одной анкеты, ученые брали у каждого члена выборки избирателей несколько интервью в разные дни. Целью было проследить и понять причины изменений позиции избирателей. Исследование основывалось на ряде определенных гипотез. Согласно одной из них, отношения и события, близкие избирателям из той или иной общины, больше влияют на избиратель- ские предпочтения жителей, чем мировые события, и результаты в целом подтвердили это. Для анализа политических воззрений ученые разработали сложные приемы оценки, но их работа также внесла важный вклад в теорию. Среди концепций, введению которых они способствовали, были «лидер общественного мнения» и «двухступенчатый коммуникационный поток». Работа показала, что некоторые индивиды — лидеры общественного мнения — формируют политические позиции своего окружения. Взгляды людей формируются не прямо, а в ходе двухступенчатого процесса. Первой ступенью является реакция лидеров общественного мнения на политические события, второй — воздействие этих лидеров на других — родственников, друзей и коллег. Взгляды, выражаемые лидерами общественного мнения, отфильтрованные таким способом через личные взаимоотношения, влияют на отношение людей к современным политическим проблемам.
у них информации, чтобы дать полезный ответ? Ответят ли они вообще? Условия анкеты могут быть незнакомы респондентам. Например, вопрос «Каково ваше семейное положение?» может некоторых людей смутить. Было бы более правильным спросить: «Являетесь ли вы одиноким, женатым (замужем) или разведенным?». Большинству опросов предшествуют предварительные пилотные исследования, проводимые с целью узнать о возможных проблемах, не учтенных ученым. Пилотное исследование — это пробный прогон, при котором анкета заполняется лишь небольшим числом людей. Все возникающие трудности могут быть предусмотрены и устранены до того, как начнется основной этап опроса. Выборка Часто социологам интересны характеристики большого числа людей — например, политические взгляды населения Великобритании в целом. Изучить непосредственно всех невозможно, поэтому в таких случаях в исследовательских работах останавливаются на выборке — небольшой доле от общего числа. Обычно можно быть уверенным, что результаты, полученные от части населения, при условии, что она выбрана правильно, можно будет обобщить по отношению ко всему населению. Например, опрос двух-трех тысяч избирателей может быть очень точным отражением позиций всего населения и его намерений относительно выборов. Однако чтобы получить точные результаты, выборка должна быть репрезентативной: группа изучаемых лиц должна быть типичной для всего населения. Определение выборки сложнее, чем это может показаться на первый взгляд, и статистики разработали правила для определения верного размера и характера выборок. Особенно важной процедурой при определении репрезентативности является случайный отбор, при котором выборка составляется таким образом, что каждый представитель общей совокупности населения имеет одинаковую степень вероятности попасть в нее. Наиболее сложный способ получения случайного отбора — приписать каждому члену совокупности некий номер, а затем с помощью компьютера создать случайный список, из которого и составляется выборка, например, останавливаться на каждом десятом человеке из этой случайной серии. Преимущества и недостатки опросов Опросы по ряду причин широко используются при социологических исследованиях. Ответы на анкеты легче подсчитать и проанализировать, нежели те, которые были собраны с помощью какого-то другого метода; можно изучить Глава 20. Методы социологических исследований
большое число людей; при наличии достаточного количества материальных средств ученые могут нанять агентство, специализирующееся на опросах, для сбора ответов. Для этого типа исследования образцом является научный метод, так как опросы дают ученым статистическую оценку изучаемого материала. Однако многие социологи относятся к опросам как к методу критически. Они утверждают, что сомнительным результатам можно придать видимость точности, учитывая относительно ограниченный характер большинства ответов, получаемых при опросе. Иногда высок уровень неполучения данных, особенно в тех случаях, когда анкеты рассылаются и возвращаются по почте. Нередки случаи опубликования исследований, основанных на результатах, полученных от чуть более чем половины членов выборки, хотя обычно делается попытка установить контакт с не давшими ответа или заменить их другими людьми. О тех, кто предпочитает не отвечать на опросы или отказывается давать интервью, информация практически отсутствует. Эксперименты Эксперимент можно определить как попытку протестировать некую гипотезу при строго контролируемых условиях, установленных ученым. Эксперименты часто используются в естественных науках, поскольку они дают важные преимущества по сравнению с другими процедурами исследования. В ситуации эксперимента ученый непосредственно контролирует изучаемые условия. По сравнению с естественными науками, сфера, поддающаяся экспериментированию в социологии, является довольно узкой. В лабораторию можно привести лишь небольшую группу людей, и при таких экспериментах люди знают, что их изучают, и могут вести себя неестественно. Подобные изменения в поведении субъекта называются эффектом Готорна. В 1930-е гг., ученые, проводившие работу на тему продуктивности труда в Вестерн Электрик Компани в Готорне, находящемся неподалеку от Чикаго, к своему удивлению, обнаружили, что продуктивность рабочих продолжала расти независимо от поставленных условий эксперимента (уровня освещенности, интервалов между перерывами, размеров рабочей команды и т.д.). Работники знали, что за ними ведется тщательное наблюдение, и поэтому ускорили свой естественный темп работы. Тем не менее, экспериментальные методы иногда могут с пользой применяться в социологии. Примером является оригинальный эксперимент, проведенный Филиппом Зимбардо, который организовал псевдотюрьму, где некоторые студенты выполняли роль охранников, а другая часть волонтеров были заключенными (Zimbardo 1972). Целью Зимбардо было увидеть, насколько исполнение тех или иных ролей приведет к изменению взглядов и поведения студентов. Результаты шокировали ученых. Студенты, игравшие роль охранников, быстро усвоили авторитарную манеру; они демонстрировали неподдельную враждебность по отношению к «заключенным», отдавая последним приказы, оскорбляя и запугивая их. «Заключенные», наоборот, демонстрировали смесь апатии и непокорности, часто подмечаемые среди настоящих тюремных заключенных. Эти последствия были столь явными и уровень напряженности настолько высоким, что эксперимент пришлось прервать на раннем этапе. Результаты, тем не менее, были значительными. Зимбардо пришел к заключению, что на поведение в тюрьмах в большей степени влияет характер тюремной ситуации как таковой, а не индивидуальные качества людей, оказавшихся в ней. Жизнеописания В отличие от экспериментов жизнеописания имеют отношение исключительно к социологии и другим общественным наукам; им нет места в естественных науках. Жизнеописания состоят из биографического материала, собранного об отдельных лицах, как правило, в виде воспоминаний самих этих людей. Другие процедуры исследования обычно не дают такого количества информации о постепенном развитии взглядов и позиций, как метод жизнеописания. Однако биографические исследования редко полагаются только на воспоминания самих людей. Обычно для расширения и проверки достоверности информации, предоставляемой лицами, используются письма, отчеты того времени и газетные описания. Взгляды социологов относительно ценности жизнеописаний различаются: некоторые считают, что они слишком ненадежны для того, чтобы давать полезную информацию, другие полагают, что они являются несравненным источником искренне поведанных достоверных сведений. Методы исследования
Жизнеописания успешно применялись в ряде наиболее влиятельных работ. Одним из знаменитых ранних исследований стал пятитомный труд У. И. Томаса и Флориана Знанец-кого «Польский крестьянин в Европе и Америке», впервые опубликованный между 1918 и 1920 гг. (Thomas and Znaniecki 1966). Томас и Знанецкий смогли дать более детальный и тонкий рассказ о миграции как жизненном опыте, чем мог бы получиться без собранных ими интервью, писем и газетных статей. Исторический анализ При социологическом исследовании часто важна историческая перспектива. Ведь, чтобы осознать собранный по определенному вопросу материал, нам часто требуется заглянуть в прошлое. Социологи нередко хотят непосредственно изучать прошлые события. Некоторые периоды истории можно изучать напрямую, если еще остались свидетели того периода, как, например, в случае холокоста, когда множество евреев и представителей других национальностей погибли в концентрационных лагерях нацистов во время Второй мировой войны. Исследования устной истории подразумевают взятие у людей интервью о событиях, свидетелями которых они стали когда-то ранее в своей жизни. Непосредственные исследования подобного рода могут углубляться в прошлое лишь на период одной человеческой жизни, но растет также и важность сохранившихся старых записей как социологических и исторических источников. В других случаях для исторических исследований, касающихся более раннего периода, социологи полагаются на использование документов и письменных свидетельств, часто хранящихся в специальных коллекциях в библиотеках или в национальных архивах. Интересным примером документального исследования в некоем историческом контексте является работа социолога Энтони Эш-ворта о позиционной войне, происходившей во время Первой мировой войны (Ashworth 1980). Эшворта интересовал анализ жизни мужчин, находившихся неделями под постоянным обстрелом, в тесноте и непосредственной близости друг от друга. Он использовал различные документальные источники: официальные исторические очерки об этой войне, включая те, что были написаны о различных военных дивизиях и батальонах, официальные публика- ции того времени, заметки и другие записи, которые неформально вели некоторые солдаты, а также рассказы людей о военных событиях. Пользуясь столь разнообразным материалом, Эшворт смог дать яркое и подробное описание жизни в окопах. Он обнаружил, что у большинства солдат формировались собственные идеи относительно частоты предполагаемого ими вступления в битву с противником, они часто успешно игнорировали приказы своих офицеров. Например, в день Рождества и солдаты-немцы, и союзники приостановили военные действия, а однажды между двумя сторонами даже прошел неформальный футбольный матч.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.194 (0.014 с.) |