Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совмещая сравнительные и исторические исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Работа Эшворта касалась относительно короткого временного отрезка. Примером исследования, посвященного значительно более долгому периоду, при котором также применялся сравнительный анализ в историческом контексте, является работа Фиды Скокпол «Государства и социальные революции» (Skocpol 1979) — один из наиболее известных трудов на тему общественных изменений. Скокпол поставила перед собой нелегкую задачу: вывести теорию происхождения и характера революции, основанную на подробном эмпирическом исследовании. Она рассматривала последствия революции в трех различных исторических контекстах: революцию 1789 г. во Франции, революцию 1917 г. в России (которая привела к власти коммунистов и после которой был создан Советский Союз, распавшийся в 1991 г.) и революцию 1949 г. в Китае (создавшую коммунистический Китай). Социологи, которые сочетают сравнительный метод исследования с историческим, занимаются так называемым вторичным анализом. Они рассматривают различные документальные источники, такие как официальные записи и исторические свидетельства, чтобы найти сходства и различия рассматриваемых случаев. Используя подобный подход, Скокпол смогла разработать мощную интерпретацию революционных изменений, в которой делался упор на лежащие в основе условия общественной структуры. Она показала, что революции в основном возникают непреднамеренно. До русской революции, к примеру, различные политические группировки пытались свергнуть существующий политический Глава 20. Методы социологических исследований
режим, но ни одна из них, включая большевиков, которые в итоге пришли к власти, не ожидала произошедшей революции. Серия столкновений и конфликтов привела к началу процесса гораздо более радикальной общественной трансформации, чем кто-либо мог предположить. Изучая социальные изменения: глобализация Когда мы изучаем крупномасштабные процессы общественных изменений, обычно необходима комбинация сравнительной перспективы с исторической. Возьмем, например, изучение глобализации — одну из наиболее важных тем, рассматриваемых в данной книге. Изменения, связанные с глобализацией, принадлежат длительному временному периоду и касаются многих миллионов людей. Отдельные аспекты глобализации можно изучать с помощью исследовательских методов, о которых мы говорили выше. Включенное наблюдение, опросы и материал жизнеописаний, каждый метод по-своему, позволяют нам исследовать влияние роста глобализации на определенных людей в особых социальных контекстах. Например, нас может интересовать, как люди адаптируются к глобальному рынку, при котором в большей степени, чем раньше, распространен переход с одной работы на другую. Однако нам нужно было бы провести гораздо более широкое историческое и сравнительное исследование, чтобы нарисовать общую картину процессов глобализации. Как и все большие процессы изменений, глобализация появилась благодаря смешению намеренных и непреднамеренных обстоятельств. Так, например, как объяснялось в главе 15 («Средства массовой информации и коммуникация»), Интернет был начат как проект, организованный Министерством обороны США, где он должен был облегчить связь между его различными сегментами. Последующее влияние Интернета, однако, оказалось намного более значительным, чем кто-либо изначально желал или предвидел. Исследования в реальности: Проблемы, ловушки, Дилеммы Любой, кто проводил оригинальное социологическое исследование, может подтвердить, что «в реальности» исследования очень отличаются от методов, описанных в учебнике! Начиная работу, ученый может обнаружить, что первоначально отобранные инструменты исследования не дают должного эффекта для рассматриваемой темы. В других случаях могут возникнуть трудности при получении доступа к определенной группе населения или при составлении работающей анкеты для опроса. Социологическое исследование требует определенной гибкости; нередко в одной работе используется комбинация нескольких методов, каждый из которых дополняет или проверяет другие в процессе, известном как триангуляция. Мы можем увидеть сложности, связанные с началом и выполнением реального социологического исследования, еще раз обратившись к работе Митчела Дюнайера о социологии городской жизни — его исследованию уличных торговцев и попрошаек в Нью-Йорке {Duneier 1999). Исследуя вопросы расы и бедности в городских пространствах В 1950-е гг. Гринвич-Вилледж стал предметом классического социологического исследования Джейн Джейкобе о характере городской жизни {Jacobs 1961). Район стал естественной лабораторией для понимания важной роли, которую играют повседневные взаимодействия на улице в поддержании жизни общины и в создании ситуации, при которой возможно близкое соседство незнакомых друг другу людей. Четыре десятилетия спустя Митчел Дю-найер захотел узнать, насколько изменился характер уличной жизни в Гринвич-Вилледж со времен работы Джейкобе. Район по-прежнему оставался богемным, как это бьио и при Джейкобе, но в нем появился ряд новых обита телей. Группа бедных черных, в основном бездомных мужчин, стала зарабатывать на жизнь на улицах этого района. Как мы увидели, некоторые работали уличными торговцами, продавая на тротуарах книги и журналы; другие продавали найденные на помойках района вещи. Были среди них и попрошайки, выпрашивающие мелочь у прохожих. Как социолог «изучает» голос уличной жизни? Дюнайер начал исследования с установления персонального контакта с одним из продавцов книг, Хакимом Хасаном. Дюнайер был постоянным покупателем у Хакима Исследования в реальности: проблемы, ловушки, дилеммы Таблица 20.2 Четыре основных метода, используемые в социологических исследованиях
и заметил, что люди часто собирались вокруг его столика, чтобы поговорить о книгах, политике и философии. Хаким являлся примером «общественного лица» — атрибутом уличной жизни, находящимся в постоянном контакте с самыми разными людьми. Дюнайер полагал, что роль Хакима на улице и его несколько необычная биография (он оставил корпоративный мир ради того, чтобы продавать книги на улице) могли дать важный доступ к пониманию уличной жизни Гринвич-Вилледж. Хотя Хаким сомневался в том, стоит ли становиться субъектом исследования, в итоге он согласился работать вместе с Дюнайером и разрешил ему написать о его жизни и рабо- те. Дюнайер провел полевую работу на месте: он проводил время, наблюдая за Хакимом, стоящим за своим столиком, слушая разговоры между ним и его клиентами и просто между покупателями, становясь свидетелем того, как наличие книг могло привести к диалогу и спорам на улицах. После двух лет наблюдения Дюнайер написал свою работу о повседневной жизни и действиях уличного торговца и людей, приходивших к нему обсудить книги. Меняя фокус исследования Рукопись была принята к печати, но Дюнайер испытывал недовольство. Он попросил Хакима дать отзыв на свою работу — этот процесс Глава 20. Методы социологических исследований Статистические термины При социологических исследованиях для анализа результатов часто используются статистические методы. Некоторые из них являются чрезвычайно изощренными и сложными, но те, что применяются чаще всего, легко доступны для понимания. Наиболее используемыми являются меры главной тенденции (способ подсчета средних величин) и коэффициенты корреляции (измерение степени связи одной переменной с другой). Существует три метода подсчета средних величину каждого из которых есть свои преимущества и недостатки. Возьмем, к примеру, личное благосостояние (с учетом всего имущества, т.е. домов, машин, банковских счетов и капиталовложений), имеющееся у тринадцати человек. Предположим, что у этих тринадцати имеются следующие суммы (в фунтах стерлингов): 1. 000 (ноль) б. 40000 2. 5 000 7. 40 000 3. 10 000 8. 80000 4. 20000 9. 100000 5. 40 000 10. 150000
11. 200 000 13. 10000 000 12. 400000 Среднее соотносится со средней величиной, которая получается при сложении всех данных личных состояний и последующем делении полученной суммы на тринадцать. Итоговая сумма — (фунт стерлингов) 11085 000; при делении на 13 мы получаем среднее арифметическое — (фунт стерлингов) 852 692,31. Среднее число часто является полезной информацией, поскольку оно основано на всем объеме имеющихся данных. Однако оно может вводить в заблуждение в случаях, когда одно или небольшое число данных сильно отличается от большинства. В вышеприведенном примере среднее значение является непригодным способом измерения главной тенденции, поскольку присутствие одной очень крупной цифры, (фунт стерлингов) 10 000 000, искажает все остальные. Может возникнуть впечатление, что большинство людей имеют гораздо больший объем благ, чем на самом деле. В подобных случаях может использоваться одна из двух других мер. Мода статисти-
иногда называется «ратификацией респондента», и один из комментариев уличного торговца заставил его задуматься. Хаким считал, что в работе уделяется слишком много внимания ему и его столику. Ему казалось, что фокус исследования Дюнайера был слишком узким, чтобы запечатлеть другие важные составляющие динамики уличной жизни, что лишь один его пример не может адекватно передать сложность социальной жизни на улице. Дюнайер увидел вескость комментариев Хакима и предложил новый способ дальнейшей разработки проекта. Он пригласил Хакима совместно вести семинар в Университете Калифорнии как способ углубления в детали проблем, затронутых в рукописи, одновременно подключив к дискуссии студентов. Фокус работы Дюнайера менялся по мере того, как Хаким совместно с ним вел семинар «Жизнь улицы и жизнь разума в черной Америке». Он постепенно понял, что принятие более широкого подхода к уличной жизни может преодолеть некоторые минусы его уже выполненной работы. В этом отношении важным ориентиром были вопросы студентов: Где Хаким брал свои книги? Какую роль играли на улице попрошайки? Какое взаимодействие с ними было у белого населения? Открыв свою работу для подробного разбора, Дюнайер смог сформулировать новый подход к своему исследованию. Как «стать своим» при включенном наблюдении Дюнайер вернулся на улицы Гринвич-Вилледж уже не как сторонний наблюдатель, но как активный участник повседневной жизни района. С помощью Хакима он договорился с Марви-ном, продавцом журналов из соседнего квартала, о работе за его столиком в течение одного лета. Марвин «спонсировал» присутствие Дюнайера на улицах микрорайона, представив его остальным лицам, зарабатывающим на жизнь на улице, и выразив свое доверие его исследованию. Но, несмотря на поддержку Марвина и Хакима, Дюнайер как включенный наблюдатель столкнулся с рядом трудностей. Процесс «становления своим» в условиях улицы потребовал времени и терпения. Будучи высокообразованным белым представителем высшей прослойки среднего класса, Дюнайер занимал общественное положение, которое Исследования в реальности: проблемы, ловушки, дилеммы
ческая — это значение, которое наиболее часто встречается в определенном наборе данных. В приведенном нами примере это (фунт стерлингов) 40 000. Проблема моды состоит в том, что этот метод не учитывает общее распределение данных, т. е. весь диапазон величин. Наиболее частый случай — это набор цифр, который не всегда будет репрезентативным для их распределения в целом, а поэтому может быть полезным как средняя величина. В данном случае нас может беспокоить тот факт, что цифра (фунт стерлингов) 40 000 слишком близка к нижней границе значений. Третья мера — это медиана, которая является серединой в любом наборе цифр. В нашем случае это будет седьмая цифра, т. е. (фунт стерлингов) 40 000. В нашем примере нечетное число цифр — тринадцать. Если бы это число было четным, например двенадцать, медиана бы вычислялась как среднее между двумя средними цифрами, т.е. между шестой и седьмой. Как и мода, медиана не дает нам представления об истинном диапазоне измеряемых данных. Чтобы избежать выдачи ошибочной величины среднего, ученый будет использовать не только одну меру главной тенденции. Чаще всего вычисляется стандартное отклонение для набора данных. Это — мера степени разброса значений, или диапазон для набора значений, в нашем случае от (фунт стерлингов) 0 до 10000000. Коэффициенты корреляции дают нам полезный способ выражения того, насколько тесно связаны две (или более) переменных. Если две переменных.полностью коррелируют, мы можем говорить об абсолютной положительной корреляции, выражаемой коэффициентом 1,0. Если между двумя переменными никакой связи обнаружено не было — коэффициент будет равен нулю. Абсолютная отрицательная корреляция — выражаемая как 1,0 — существует в том случае, когда между двумя переменными наблюдается полное обратное отношение друг к другу. В общественных науках нельзя обнаружить абсолютных корреляций. Корреляции порядка 0,6 или более, будь они положительными или отрицательными, обычно считаются указателями наличия сильной степени связи между любыми анализируемыми переменными. На этом уровне положительные корреляции могут быть найдены, например, между классовым происхождением и поведением на выборах.
очень отличалось от того, которое занимали бедные черные мужчины с клеймом выброшенных на обочину жизни, являвшиеся основной темой его исследования. Дюнайер признавал, что попытаться «вписаться» ему бы не удалось — он бы выделялся, даже изменив свою одежду и манеру разговора. Вместо этого он медленно налаживал отношения с людьми улицы, основанные на взаимном уважении. Он больше слушал, нежели говорил, и делал ставку на неформальные беседы с ними, а не на «официальные» интервью. Дюнайер получил разрешение обитателей квартала на постоянно включенный магнитофон, который он держал под столиком на месте работы; люди привыкли к аппарату и 7даже предлагали «управлять» им, когда Дюнайера не было на рабочем месте или он уезжал из города. Присутствие Дюнайера было постепенно принято, и в последующие два года он стал постоянным атрибутом улицы. Хотя ему удалось «вписаться», Дюнайер понимал, что выносить присутствие включенного наблюдателя и доверять ему — не обязательно одно и то же. Он знал, что некоторые мужчины сомневались в мотивах, стоящих за его исследованием, и считали, что он пытается заработать деньги на книге об их жизни. Другие полагали, что намерения у Дюнайера добрые, но сам он наивен, а потому — естественная «мишень» для эксплуатации. В начале срока, проведенного им на улице, нищие, считавшие Дюнайера «богатым чужаком», регулярно просили его дать им немного денег. Ему было трудно ответить «нет» на подобные просьбы, хотя он оплачивал исследование из собственного кармана и лишних денег не имел. Дюнайер чувствовал себя в ловушке — как донести до них его исследовательскую задачу, а также выразить глубокое уважение к их повседневным трудностям без регулярной раздачи мелочи и долларовых купюр? С огромным трудом он научился говорить «нет» на постоянные просьбы о деньгах, но охотно помогал в других ситуациях, например при выяснении отношений с арендодателями, или делился своими юридическими знаниями. Дюнайер обнаружил, что одной из самых трудных задач для него как ученого-исследователя, работающего в общине обездоленных, было решать, когда уместно вмешиваться в жизнь исследуемых им людей. Глава 20. Методы социологических исследований Как понимать таблицы При чтении социологической литературы вы будете часто встречать таблицы. Иногда они кажутся сложными, но, следуя нескольким описанным ниже основным принципам, их легко понять; постепенно с практикой понимание станет машинальным. Не поддавайтесь соблазну пропускать таблицы; в них, в концентрированном виде, содержится информация, которую можно прочитать быстрее, чем в случае, если то же самое было бы описано при помощи слов. Научившись интерпретировать таблицы, вы также сможете проверять, насколько оправданными на деле покажутся выводы, сделанные тем или иным автором. 1. Прочитайте заголовок полностью. Иног 2. Поищите объяснительные комментарии или источник иногда позволяет судить о том, насколько достоверной может быть предоставляемая информация, а также укажет, где найти оригинальные данные. В нашей таблице примечание об источнике указывает на то, что данные взяты более чем из одного источника. 3. Прочитайте заголовки сверху и с левой сто 4. Определите используемые единицы изме 5. Подумайте о том, к каким заключениям Цифры в приводимой нами таблице указывают на несколько интересных тенденций. Во-первых, уровень владения автомобилями значитель-
Публикация полевых исследований: анонимность, согласие и властные отношения Любая исследовательская работа, касающаяся людей, может поставить ряд этических дилемм. Дюнайер бьи честен с людьми улицы относительно задачи его исследования и его личности социолога, но ему также нужно было учитывать этические проблемы, связанные с публикацией результатов его исследования. Субъекты исследования могут посчитать опубликованные результаты оскорбительными ли- бо потому, что они выставлены в неприглядном, с их точки зрения, свете, либо потому что воззрения или действия, которые они не хотели бы разглашать, стали доступны публике. Это было потенциальной проблемой работы Дюнайера: в его рукописи детально описывались такие темы, как отправление нужд на публике, приставания к прохожим-женщинам, алкогольная и наркотическая зависимость, напряженные отношения с местной полицией. Лица, рассматриваемые в исследовании Дюнайера, были уязвимы и практически бессильны; им было бы трудно «отве- Исследования в реальности: проблемы, ловушки, дилеммы
но отличается от страны к стране: количество машин на 1000 человек в США почти в десять раз выше, чей в Чили. Во-вторых, существует явная связь между численностью личных автомобилей и уровнем благосостояния страны. В сущности, мы, вероятно, могли бы использовать цифры соотношения между владением автомобилем как примерный показатель относительного благосостояния. В-третьих, практически во всех представленных странах уровень владения автомобилями рос с 1971 по 1989 гг., но в некоторых странах рост этого уровня был быстрее, чем в других, — возможно, указывая на разницу в степени экономического роста этих стран. В-четвертых, приводимые данные можно рассмотреть в более широкой политической перспективе. Например, некоторое снижение уровня владения автомобилями в Германии будет отражать процесс объединения Западной и Восточной Германии. В-пятых, нужно принимать в расчет источники данных. Например, более низкие цифры, относящие к 1993 г., у Соединенного Королевства, Франции, Швеции и США можно отчасти объяснить разницей используемых источников. Работа с данными требует осторожности, и, в идеале, перепроверки статистических данных. Пример таблицы. Владение автомобилем: сравнительные данные по нескольким странам
(a) Включает все зарегистрированные машины. (b) Вся Германия в 1993 г. Источники: International Road Federation. United Nations Annual Bulletin of Transport Statistics. Reported in Social Trends. 1987. P. 68; Statistical Office of the European Community. Basic Statistics of the Community. Luxemburg: European Union, 1991. Data for 1993 or latest from The Economist. Pocket World in Figures. 1996. тить» на эту книгу и ее содержание после публикации. Опубликовав результаты исследования в книге «На улице» (Duneier 1999), Дюнайер нарушил предпочитаемую рядом социологов практику сокрытия имен и мест, описанных в работе. Он считал, что разглашение имен реальных личностей субъектов своего исследования подняло бы его работу на более высокий уровень ответственности. Более того, согласно Дюнайеру, мужчины с улицы не беспокоились о том, что их имена станут известны; некоторым, скорее, нравилась идея того, что их собственные слова и фотографии появятся в опубликованной книге. Однако, решив отказаться от анонимности, Дюнайер постарался сделать все возможное, чтобы каждый, о ком рассказывалось в книге, знал, что о нем говорится. Он принес окончательный вариант рукописи в номер отеля, находящего неподалеку от квартала, и приглашал каждого человека, анализируемого на страницах книги, просмотреть все места, где о нем упоминается. Во многих случаях это оказалось сложным процессом. Многих мужчин меньше интересовало то, что говорится о них работе, чем Глава 20. Методы социологических исследований
то, как они выглядели на фотографиях. Дю-найер обнаружил, что его попытки «выразить уважение» с помощью демонстрации людям текста будущей книги часто давали обратный эффект и приводили его к ощущению, что он навязывает свои планы не склонной к ним публике. Хотя этот процесс был столь непростым, Дюнайер считал, что он необходим для того, чтобы люди с улицы считали книгу правдивой. На протяжении всего исследования Дюнайер был очень внимателен в вопросах различия расы, класса и статуса между ним и мужчинами с улицы. Но даже в окончательном варианте рукописи ему было трудно игнорировать властные отношения между ним, автором, и мужчинами, являвшимися объектами его исследования. Считая важным наличие возможности для мужчин, о которых шла речь в работе, каким-то образом отреагировать на проведенное им исследование, Дюнайер попросил Хакима написать послесловие к книге «На улице». Хотя Хаким, конечно, не мог говорить за всех мужчин квартала, он был частью этого проекта с самого начала и мог предложить перспективу, отличающуюся от позиции исследователя. Дюнайер также знал о давней традиции белых ученых использовать слова и фотографии бедных черных людей для собственных нужд. Дюнайеру было важно, чтобы его работа не закрепляла подобные формы академической эксплуатации; он сделал соответствующие юридические распоряжения, чтобы часть гонорара от книги шла тем, кто участвовал в исследовании. Дюнайер признавал, что действия исследователя-социолога не могут быть оторваны от более широкого исторического и культурного контекста, в котором они производились. Его намерения как социолога состояли в преодолении, а не в усугублении разрыва между привилегированными и неимущими в той городской атмосфере, в которой он работал. Заключение: влияние социологии Социологические исследования часто вызывают интерес у многих людей, не входящих в интеллектуальное сообщество социологов, а их результаты часто получают широкое распространение. Следует подчеркнуть, что социология — это не просто изучение современных обществ, но важный элемент текущей жизни этих обществ. Возьмем, к примеру, преобразования, которые происходят сегодня в сферах брака, сексуальности и семьи. Мало кто из живущих в современном обществе не имеет никаких общих сведений об этих изменениях в результате фильтрации данных социологических исследований. Социологические знания сложным и подчас тонким образом влияют на наши мышление и поведение, тем самым придавая новую форму самой области социологического исследования. Нас не должно удивлять то, что выводы социологов зачастую совпадают с расхожими мнениями. Причина этого не в том, что социология просто обнаруживает что-то уже нам известное; скорее, социологические исследования постоянно влияют на наши бытовые представления о том, чем является общество. Краткое содержание 1. Социологи изучают общественную жизнь, задавая определенные вопросы и пытаясь найти 2. Согласно ее основателям, социология является наукой в том смысле, что она предполагает 3. Любое исследование начинается с проблемы, которая беспокоит или озадачивает ученого. Заключение: влияние социологии 567 4. Причинностная связь между двумя событиями — это такая связь, при которой одна 5. Исследовательские методы — это то, каким образом выполняется научная работа. Вы 6. У каждого из этих методов есть свои недостатки. По этой причине ученые нередко 7. При социологических исследованиях перед ученым часто возникают этические дилеммы. Вопросы для самостоятельного анализа 1. Если большинство ученых начинает работу с проблемы исследования, то кто решает, 2. Почему так важно сформулировать определенную гипотезу, коюрую можно будет под 3. Почему ход исследовательского процесса редко протекает по заранее установленному 4. Как может ученый сократить до минимума возможность ошибки и (или) субъективной 5. Являются ли некоторые исследовательские методы более научными, нежели другие? 6. Почему так важно отличать корреляцию от причинно-следственных отношений? Дополнительная литература Hammersley Martin and Atkinson Paul. Ethnography: Principles in Practice. London: Routledge. 1995. Harvey Lee, MacDonald Momg and Devany Anne. Doing Sociology. London: Macmillan, 1992. Ragin Charles. Constructing Social Research: The Unity and Diversity of Method. Thousand Oaks, Calif.: Pine Forge Press, 1994. Интернет-линки Информационная служба Бата http://www.bids.ac.uk BUBL — Национальная информационная служба для работников высшей школы http://bubl.ac. uk/admin/purpose.htm 568 Глава 20. Методы социологических исследований Информационный шлюз Census (Программа переписи населения) http://census.ac.uk Институт социологических и экономических исследований http://www.irc.essex.ac.uk Международные исследования рынка и общественного мнения http://www.mori.com Социологический информационный шлюз http://www.sosig.ac.uk ГЛАВА РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ Оценка теоретических перспектив в области социологии — задача грандиозная и трудновыполнимая. Теоретические споры по определению носят более абстрактный характер, чем расхождения во мнениях по практическим вопросам. Тот факт, что нет ни одной теории, которая доминировала бы в социологии в целом, мог бы показаться свидетельством слабости нашей науки. Однако это не так. Напротив, столкновение различных теоретических подходов и концепций свидетельствует о жизненной силе социологической науки. При изучении человеческих существ — нас самих — многообразие теоретических взглядов спасает нас от догматизма. Человеческое поведение настолько сложно и многоаспектно, что вряд ли одна теория сможет охватить все его стороны. Различие теоретических взглядов служит неиссякаемым источником идей, которые можно использовать в исследованиях, и оно стимулирует творческое мышление, столь необходимое для прогресса в социологии. Во многих областях исследования, где работают социологи, было создано бесчисленное множество теорий. Некоторые из них сформулированы очень точно и иногда даже выражены в математической форме, хотя это чаще наблюдается в других социальных науках (в частности, в экономике), нежели в социологии. Некоторые теории стремятся дать объяснение гораздо более широкому кругу явлений, чем другие теории, и существуют различные мнения относительно того, насколько желательно или целесообразно для социолога заниматься очень
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.244.41 (0.015 с.) |