Совмещая сравнительные и исторические исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совмещая сравнительные и исторические исследования



Работа Эшворта касалась относительно ко­роткого временного отрезка. Примером ис­следования, посвященного значительно более долгому периоду, при котором также приме­нялся сравнительный анализ в историческом контексте, является работа Фиды Скокпол «Го­сударства и социальные революции» (Skocpol 1979) — один из наиболее известных тру­дов на тему общественных изменений. Скок­пол поставила перед собой нелегкую задачу: вывести теорию происхождения и характера революции, основанную на подробном эм­пирическом исследовании. Она рассматрива­ла последствия революции в трех различных исторических контекстах: революцию 1789 г. во Франции, революцию 1917 г. в России (ко­торая привела к власти коммунистов и после которой был создан Советский Союз, распав­шийся в 1991 г.) и революцию 1949 г. в Китае (создавшую коммунистический Китай).

Социологи, которые сочетают сравни­тельный метод исследования с историческим, занимаются так называемым вторичным ана­лизом. Они рассматривают различные доку­ментальные источники, такие как официаль­ные записи и исторические свидетельства, что­бы найти сходства и различия рассматрива­емых случаев. Используя подобный подход, Скокпол смогла разработать мощную интер­претацию революционных изменений, в кото­рой делался упор на лежащие в основе условия общественной структуры. Она показала, что революции в основном возникают непредна­меренно. До русской революции, к примеру, различные политические группировки пыта­лись свергнуть существующий политический



Глава 20. Методы социологических исследований


 


режим, но ни одна из них, включая боль­шевиков, которые в итоге пришли к власти, не ожидала произошедшей революции. Серия столкновений и конфликтов привела к началу процесса гораздо более радикальной обще­ственной трансформации, чем кто-либо мог предположить.

Изучая социальные изменения: глобализация

Когда мы изучаем крупномасштабные процес­сы общественных изменений, обычно необхо­дима комбинация сравнительной перспективы с исторической. Возьмем, например, изучение глобализации — одну из наиболее важных тем, рассматриваемых в данной книге. Изме­нения, связанные с глобализацией, принадле­жат длительному временному периоду и ка­саются многих миллионов людей. Отдельные аспекты глобализации можно изучать с по­мощью исследовательских методов, о которых мы говорили выше. Включенное наблюдение, опросы и материал жизнеописаний, каждый метод по-своему, позволяют нам исследовать влияние роста глобализации на определенных людей в особых социальных контекстах. На­пример, нас может интересовать, как люди адаптируются к глобальному рынку, при кото­ром в большей степени, чем раньше, распро­странен переход с одной работы на другую. Однако нам нужно было бы провести гораздо более широкое историческое и сравнительное исследование, чтобы нарисовать общую карти­ну процессов глобализации. Как и все большие процессы изменений, глобализация появилась благодаря смешению намеренных и непред­намеренных обстоятельств. Так, например, как объяснялось в главе 15 («Средства массовой информации и коммуникация»), Интернет был начат как проект, организованный Министер­ством обороны США, где он должен был облег­чить связь между его различными сегментами. Последующее влияние Интернета, однако, ока­залось намного более значительным, чем кто-либо изначально желал или предвидел.

Исследования в реальности:

Проблемы, ловушки,

Дилеммы

Любой, кто проводил оригинальное социо­логическое исследование, может подтвердить,


что «в реальности» исследования очень отли­чаются от методов, описанных в учебнике! Начиная работу, ученый может обнаружить, что первоначально отобранные инструмен­ты исследования не дают должного эффекта для рассматриваемой темы. В других случа­ях могут возникнуть трудности при получе­нии доступа к определенной группе населения или при составлении работающей анкеты для опроса. Социологическое исследование требу­ет определенной гибкости; нередко в одной работе используется комбинация нескольких методов, каждый из которых дополняет или проверяет другие в процессе, известном как триангуляция.

Мы можем увидеть сложности, связанные с началом и выполнением реального социоло­гического исследования, еще раз обратившись к работе Митчела Дюнайера о социологии го­родской жизни — его исследованию уличных торговцев и попрошаек в Нью-Йорке {Duneier 1999).

Исследуя вопросы расы и бедности в городских пространствах

В 1950-е гг. Гринвич-Вилледж стал предме­том классического социологического исследо­вания Джейн Джейкобе о характере городской жизни {Jacobs 1961). Район стал естествен­ной лабораторией для понимания важной ро­ли, которую играют повседневные взаимодей­ствия на улице в поддержании жизни общины и в создании ситуации, при которой возмож­но близкое соседство незнакомых друг другу людей.

Четыре десятилетия спустя Митчел Дю-найер захотел узнать, насколько изменился характер уличной жизни в Гринвич-Вилледж со времен работы Джейкобе. Район по-преж­нему оставался богемным, как это бьио и при Джейкобе, но в нем появился ряд новых обита телей. Группа бедных черных, в основном без­домных мужчин, стала зарабатывать на жизнь на улицах этого района. Как мы увидели, не­которые работали уличными торговцами, про­давая на тротуарах книги и журналы; другие продавали найденные на помойках района вещи. Были среди них и попрошайки, выпра­шивающие мелочь у прохожих.

Как социолог «изучает» голос уличной жизни? Дюнайер начал исследования с уста­новления персонального контакта с одним из продавцов книг, Хакимом Хасаном. Дю­найер был постоянным покупателем у Хакима


Исследования в реальности: проблемы, ловушки, дилеммы



Таблица 20.2

Четыре основных метода, используемые в социологических исследованиях

 

Метод исследования Сильные стороны Слабые стороны
Полевая работа Обычно дает более богатую и глубокую информацию, чем другие методы. Полевая работа может расширить пони­мание социальных процессов. Может применяться только при изуче­нии небольших групп и общин. Результаты могут относиться только к изученным группам или общинам; на основе одного исследования сложно де­лать обобщения.
Опросы Делают возможным эффективный сбор данных о большом числе людей. Делают возможным прямое сравнение между ответами Собранный материал может быть по­верхностным; там, где анкеты стандарт­ные, возможно искусственное сглажива­ние различий между взглядами респон­дентов. Ответы могут содержать не реальные воззрения людей, а лишь то, что люди говорят о своих убеждениях.
Эксперименты Воздействие тех или иных переменных может контролироваться исследовате­лем. Как правило, другим исследователям легче проводить эксперименты повтор­но в будущем. Многие аспекты социальной жизни нельзя перенести в лабораторные усло­вия. На ответы изучаемых лиц может ока­зывать влияние сама ситуация экспери­мента.
Документальные исследования Могут дать источники подробных ма­териалов, а также данные о крупных группах людей, в зависимости от ти­па используемых документов. Часто незаменимы в случае полностью, исторического исследования или там, где история является важной частью работы. Ученый зависит от существующих ма­териалов, которые могут быть непол­ными. Трудно определить, насколько источни­ки отражают реальные тенденции, как, например, в некоторых случаях офици­альной статистики.

и заметил, что люди часто собирались вокруг его столика, чтобы поговорить о книгах, поли­тике и философии. Хаким являлся примером «общественного лица» — атрибутом уличной жизни, находящимся в постоянном контакте с самыми разными людьми. Дюнайер полагал, что роль Хакима на улице и его несколько необычная биография (он оставил корпора­тивный мир ради того, чтобы продавать книги на улице) могли дать важный доступ к пони­манию уличной жизни Гринвич-Вилледж.

Хотя Хаким сомневался в том, стоит ли становиться субъектом исследования, в итоге он согласился работать вместе с Дюнайером и разрешил ему написать о его жизни и рабо-


те. Дюнайер провел полевую работу на месте: он проводил время, наблюдая за Хакимом, сто­ящим за своим столиком, слушая разговоры между ним и его клиентами и просто между покупателями, становясь свидетелем того, как наличие книг могло привести к диалогу и спо­рам на улицах. После двух лет наблюдения Дюнайер написал свою работу о повседнев­ной жизни и действиях уличного торговца и людей, приходивших к нему обсудить книги.

Меняя фокус исследования

Рукопись была принята к печати, но Дюнайер испытывал недовольство. Он попросил Хаки­ма дать отзыв на свою работу — этот процесс



Глава 20. Методы социологических исследований


Статистические термины


При социологических исследованиях для анали­за результатов часто используются статистиче­ские методы. Некоторые из них являются чрез­вычайно изощренными и сложными, но те, что применяются чаще всего, легко доступны для понимания. Наиболее используемыми являют­ся меры главной тенденции (способ подсчета средних величин) и коэффициенты корреля­ции (измерение степени связи одной перемен­ной с другой).

Существует три метода подсчета средних величину каждого из которых есть свои преиму­щества и недостатки. Возьмем, к примеру, личное благосостояние (с учетом всего имущества, т.е. домов, машин, банковских счетов и капитало­вложений), имеющееся у тринадцати человек. Предположим, что у этих тринадцати имеются следующие суммы (в фунтах стерлингов):

1. 000 (ноль) б. 40000

2. 5 000 7. 40 000

3. 10 000 8. 80000

4. 20000 9. 100000

5. 40 000 10. 150000


 

11. 200 000 13. 10000 000

12. 400000

Среднее соотносится со средней величи­ной, которая получается при сложении всех дан­ных личных состояний и последующем делении полученной суммы на тринадцать. Итоговая сум­ма — (фунт стерлингов) 11085 000; при делении на 13 мы получаем среднее арифметическое — (фунт стерлингов) 852 692,31. Среднее число ча­сто является полезной информацией, посколь­ку оно основано на всем объеме имеющихся данных. Однако оно может вводить в заблуж­дение в случаях, когда одно или небольшое число данных сильно отличается от большин­ства. В вышеприведенном примере среднее зна­чение является непригодным способом измере­ния главной тенденции, поскольку присутствие одной очень крупной цифры, (фунт стерлингов) 10 000 000, искажает все остальные. Может воз­никнуть впечатление, что большинство людей имеют гораздо больший объем благ, чем на са­мом деле.

В подобных случаях может использовать­ся одна из двух других мер. Мода статисти-


 


иногда называется «ратификацией респонден­та», и один из комментариев уличного торгов­ца заставил его задуматься. Хаким считал, что в работе уделяется слишком много внимания ему и его столику. Ему казалось, что фокус исследования Дюнайера был слишком узким, чтобы запечатлеть другие важные составля­ющие динамики уличной жизни, что лишь один его пример не может адекватно передать сложность социальной жизни на улице.

Дюнайер увидел вескость комментариев Хакима и предложил новый способ дальней­шей разработки проекта. Он пригласил Хаки­ма совместно вести семинар в Университете Калифорнии как способ углубления в детали проблем, затронутых в рукописи, одновремен­но подключив к дискуссии студентов. Фокус работы Дюнайера менялся по мере того, как Хаким совместно с ним вел семинар «Жизнь улицы и жизнь разума в черной Америке». Он постепенно понял, что принятие более широкого подхода к уличной жизни может преодолеть некоторые минусы его уже выпол­ненной работы. В этом отношении важным ориентиром были вопросы студентов: Где Ха­ким брал свои книги? Какую роль играли


на улице попрошайки? Какое взаимодействие с ними было у белого населения? Открыв свою работу для подробного разбора, Дюнайер смог сформулировать новый подход к своему ис­следованию.

Как «стать своим» при включенном наблюдении

Дюнайер вернулся на улицы Гринвич-Вилледж уже не как сторонний наблюдатель, но как ак­тивный участник повседневной жизни района. С помощью Хакима он договорился с Марви-ном, продавцом журналов из соседнего квар­тала, о работе за его столиком в течение од­ного лета. Марвин «спонсировал» присутствие Дюнайера на улицах микрорайона, предста­вив его остальным лицам, зарабатывающим на жизнь на улице, и выразив свое доверие его исследованию. Но, несмотря на поддержку Марвина и Хакима, Дюнайер как включенный наблюдатель столкнулся с рядом трудностей. Процесс «становления своим» в условиях ули­цы потребовал времени и терпения. Будучи высокообразованным белым представителем высшей прослойки среднего класса, Дюнай­ер занимал общественное положение, которое


Исследования в реальности: проблемы, ловушки, дилеммы



 


ческая — это значение, которое наиболее часто встречается в определенном наборе данных. В приведенном нами примере это (фунт стер­лингов) 40 000. Проблема моды состоит в том, что этот метод не учитывает общее распределе­ние данных, т. е. весь диапазон величин. Наибо­лее частый случай — это набор цифр, который не всегда будет репрезентативным для их рас­пределения в целом, а поэтому может быть по­лезным как средняя величина. В данном случае нас может беспокоить тот факт, что цифра (фунт стерлингов) 40 000 слишком близка к нижней границе значений.

Третья мера — это медиана, которая явля­ется серединой в любом наборе цифр. В нашем случае это будет седьмая цифра, т. е. (фунт стерлингов) 40 000. В нашем примере нечетное число цифр — тринадцать. Если бы это число было четным, например двенадцать, медиана бы вычислялась как среднее между двумя средни­ми цифрами, т.е. между шестой и седьмой. Как и мода, медиана не дает нам представления об истинном диапазоне измеряемых данных.

Чтобы избежать выдачи ошибочной ве­личины среднего, ученый будет использовать не только одну меру главной тенденции. Чаще


всего вычисляется стандартное отклонение для набора данных. Это — мера степени разбро­са значений, или диапазон для набора значе­ний, в нашем случае от (фунт стерлингов) 0 до 10000000.

Коэффициенты корреляции дают нам по­лезный способ выражения того, насколько тесно связаны две (или более) переменных. Если две переменных.полностью коррелируют, мы можем говорить об абсолютной положительной корре­ляции, выражаемой коэффициентом 1,0. Если между двумя переменными никакой связи обна­ружено не было — коэффициент будет равен нулю. Абсолютная отрицательная корреляция — выражаемая как 1,0 — существует в том слу­чае, когда между двумя переменными наблюда­ется полное обратное отношение друг к другу. В общественных науках нельзя обнаружить аб­солютных корреляций. Корреляции порядка 0,6 или более, будь они положительными или от­рицательными, обычно считаются указателями наличия сильной степени связи между любыми анализируемыми переменными. На этом уровне положительные корреляции могут быть найде­ны, например, между классовым происхождением и поведением на выборах.


 


очень отличалось от того, которое занима­ли бедные черные мужчины с клеймом вы­брошенных на обочину жизни, являвшиеся основной темой его исследования. Дюнайер признавал, что попытаться «вписаться» ему бы не удалось — он бы выделялся, даже изменив свою одежду и манеру разговора. Вместо этого он медленно налаживал отношения с людьми улицы, основанные на взаимном уважении. Он больше слушал, нежели говорил, и делал ставку на неформальные беседы с ними, а не на «офи­циальные» интервью. Дюнайер получил раз­решение обитателей квартала на постоянно включенный магнитофон, который он держал под столиком на месте работы; люди привык­ли к аппарату и 7даже предлагали «управлять» им, когда Дюнайера не было на рабочем месте или он уезжал из города.

Присутствие Дюнайера было постепенно принято, и в последующие два года он стал постоянным атрибутом улицы. Хотя ему уда­лось «вписаться», Дюнайер понимал, что выно­сить присутствие включенного наблюдателя и доверять ему — не обязательно одно и то же. Он знал, что некоторые мужчины сомнева­лись в мотивах, стоящих за его исследованием,


и считали, что он пытается заработать день­ги на книге об их жизни. Другие полагали, что намерения у Дюнайера добрые, но сам он наивен, а потому — естественная «мишень» для эксплуатации. В начале срока, проведенного им на улице, нищие, считавшие Дюнайера «бо­гатым чужаком», регулярно просили его дать им немного денег. Ему было трудно ответить «нет» на подобные просьбы, хотя он опла­чивал исследование из собственного кармана и лишних денег не имел. Дюнайер чувство­вал себя в ловушке — как донести до них его исследовательскую задачу, а также выра­зить глубокое уважение к их повседневным трудностям без регулярной раздачи мелочи и долларовых купюр? С огромным трудом он научился говорить «нет» на постоянные прось­бы о деньгах, но охотно помогал в других ситуациях, например при выяснении отноше­ний с арендодателями, или делился своими юридическими знаниями. Дюнайер обнару­жил, что одной из самых трудных задач для него как ученого-исследователя, работающего в общине обездоленных, было решать, когда уместно вмешиваться в жизнь исследуемых им людей.



Глава 20. Методы социологических исследований


Как понимать таблицы


При чтении социологической литературы вы бу­дете часто встречать таблицы. Иногда они кажут­ся сложными, но, следуя нескольким описанным ниже основным принципам, их легко понять; постепенно с практикой понимание станет ма­шинальным. Не поддавайтесь соблазну пропус­кать таблицы; в них, в концентрированном виде, содержится информация, которую можно прочи­тать быстрее, чем в случае, если то же самое было бы описано при помощи слов. Научив­шись интерпретировать таблицы, вы также смо­жете проверять, насколько оправданными на де­ле покажутся выводы, сделанные тем или иным автором.

1. Прочитайте заголовок полностью. Иног­
да у таблиц довольно длинные названия,
что вызвано попыткой исследователя точно
определить передаваемую им информацию.
Заголовок приводимой в качестве примера
таблицы сначала указывает предмет мате­
риала, затем тот факт, что таблица дает
материал для сравнения, и наконец, что
данные приводятся только по ограничен­
ному числу стран.

2. Поищите объяснительные комментарии или
примечания к данным таблицы. Приме­
чание внизу таблицы-примера, связанное
с заглавием основной колонки, указывает
на то, что данные относятся ко всем заре­
гистрированным автомобилям. Это важно,
поскольку в некоторых странах доля заре­
гистрированных автомобилей может быть
ниже, чем в других. Примечания могут ука­
зывать на то, каким образом был собран
материал или почему он представлен имен­
но таким образом. Если данные не были со­
браны самим исследователем, но основаны
на результатах, изначально опубликован­
ных где-то еще, будет указан источник. Этот


источник иногда позволяет судить о том, насколько достоверной может быть предо­ставляемая информация, а также укажет, где найти оригинальные данные. В нашей таблице примечание об источнике указы­вает на то, что данные взяты более чем из одного источника.

3. Прочитайте заголовки сверху и с левой сто­
роны таблицы. (Иногда таблицы построены
таким образом, что «заголовок» находится
не сверху, а снизу.) Они расскажут вам
о том, какой тип информации содержится
в каждой колонке. Читая таблицу, помни­
те о каждом наборе заголовков во время
просмотра цифр. В нашем примере заго­
ловки слева дают названия рассматрива­
емых стран, а заголовки сверху относятся
к уровням владения автомобилями и годам.

4. Определите используемые единицы изме­
рения; цифры в основной части таблицы
могут представлять собой отдельные слу­
чаи, проценты, средние числа и другие еди­
ницы измерения. Иногда полезно переве­
сти данные в форму, которая более удобна
для вас: если, например, данные, выражен­
ные в процентах, отсутствуют, возможно, их
стоит высчитать.

5. Подумайте о том, к каким заключениям
можно прийти, исходя из информации, дан­
ной в таблице. Обычно таблицы комменти­
руются автором, и конечно же, то, что го­
ворится по поводу них, следует учитывать.
Но вы также должны задаться вопросом,
какие еще проблемы можно рассмотреть
в связи с этими данными.

Цифры в приводимой нами таблице указывают на несколько интересных тенденций. Во-пер­вых, уровень владения автомобилями значитель-


 


Публикация полевых исследований:

анонимность, согласие и властные

отношения

Любая исследовательская работа, касающаяся людей, может поставить ряд этических ди­лемм. Дюнайер бьи честен с людьми улицы относительно задачи его исследования и его личности социолога, но ему также нужно бы­ло учитывать этические проблемы, связанные с публикацией результатов его исследования. Субъекты исследования могут посчитать опуб­ликованные результаты оскорбительными ли-


бо потому, что они выставлены в непригляд­ном, с их точки зрения, свете, либо потому что воззрения или действия, которые они не хо­тели бы разглашать, стали доступны публике. Это было потенциальной проблемой рабо­ты Дюнайера: в его рукописи детально опи­сывались такие темы, как отправление нужд на публике, приставания к прохожим-жен­щинам, алкогольная и наркотическая зави­симость, напряженные отношения с местной полицией. Лица, рассматриваемые в исследо­вании Дюнайера, были уязвимы и практиче­ски бессильны; им было бы трудно «отве-


Исследования в реальности: проблемы, ловушки, дилеммы



 


но отличается от страны к стране: количество машин на 1000 человек в США почти в десять раз выше, чей в Чили. Во-вторых, существует явная связь между численностью личных ав­томобилей и уровнем благосостояния страны. В сущности, мы, вероятно, могли бы исполь­зовать цифры соотношения между владением автомобилем как примерный показатель отно­сительного благосостояния. В-третьих, практи­чески во всех представленных странах уровень владения автомобилями рос с 1971 по 1989 гг., но в некоторых странах рост этого уровня был быстрее, чем в других, — возможно, указывая


на разницу в степени экономического роста этих стран. В-четвертых, приводимые данные можно рассмотреть в более широкой политической пер­спективе. Например, некоторое снижение уровня владения автомобилями в Германии будет отра­жать процесс объединения Западной и Восточной Германии. В-пятых, нужно принимать в расчет ис­точники данных. Например, более низкие цифры, относящие к 1993 г., у Соединенного Королев­ства, Франции, Швеции и США можно отчасти объяснить разницей используемых источников. Работа с данными требует осторожности, и, в иде­але, перепроверки статистических данных.


Пример таблицы. Владение автомобилем: сравнительные данные по нескольким странам

 

 

Страны Число машин i ia 1000 представителей взрослого населения'1'
        1993 и самые последние годы
Бразилия        
Чили        
Ирландия        
Франция          
Греция        
Италия          
Япония          
Швеция          
Соединенное Королевство          
США          
Западная Германия         470<ь>

(a) Включает все зарегистрированные машины.

(b) Вся Германия в 1993 г.

Источники: International Road Federation. United Nations Annual Bulletin of Transport Statistics. Reported in Social Trends. 1987. P. 68; Statistical Office of the European Community. Basic Statistics of the Community. Luxemburg: European Union, 1991. Data for 1993 or latest from The Economist. Pocket World in Figures. 1996.


тить» на эту книгу и ее содержание после публикации.

Опубликовав результаты исследования в книге «На улице» (Duneier 1999), Дюнайер нарушил предпочитаемую рядом социологов практику сокрытия имен и мест, описанных в работе. Он считал, что разглашение имен ре­альных личностей субъектов своего исследова­ния подняло бы его работу на более высокий уровень ответственности. Более того, согласно Дюнайеру, мужчины с улицы не беспокоились о том, что их имена станут известны; неко­торым, скорее, нравилась идея того, что их


собственные слова и фотографии появятся в опубликованной книге. Однако, решив отка­заться от анонимности, Дюнайер постарался сделать все возможное, чтобы каждый, о ком рассказывалось в книге, знал, что о нем го­ворится. Он принес окончательный вариант рукописи в номер отеля, находящего непода­леку от квартала, и приглашал каждого че­ловека, анализируемого на страницах книги, просмотреть все места, где о нем упоминает­ся. Во многих случаях это оказалось сложным процессом. Многих мужчин меньше интере­совало то, что говорится о них работе, чем



Глава 20. Методы социологических исследований


 


то, как они выглядели на фотографиях. Дю-найер обнаружил, что его попытки «выразить уважение» с помощью демонстрации людям текста будущей книги часто давали обратный эффект и приводили его к ощущению, что он навязывает свои планы не склонной к ним публике. Хотя этот процесс был столь не­простым, Дюнайер считал, что он необходим для того, чтобы люди с улицы считали книгу правдивой.

На протяжении всего исследования Дю­найер был очень внимателен в вопросах раз­личия расы, класса и статуса между ним и муж­чинами с улицы. Но даже в окончательном варианте рукописи ему было трудно игнори­ровать властные отношения между ним, ав­тором, и мужчинами, являвшимися объекта­ми его исследования. Считая важным нали­чие возможности для мужчин, о которых шла речь в работе, каким-то образом отреагировать на проведенное им исследование, Дюнайер по­просил Хакима написать послесловие к книге «На улице». Хотя Хаким, конечно, не мог гово­рить за всех мужчин квартала, он был частью этого проекта с самого начала и мог предло­жить перспективу, отличающуюся от позиции исследователя.

Дюнайер также знал о давней традиции белых ученых использовать слова и фотогра­фии бедных черных людей для собственных нужд. Дюнайеру было важно, чтобы его рабо­та не закрепляла подобные формы академи­ческой эксплуатации; он сделал соответствую­щие юридические распоряжения, чтобы часть гонорара от книги шла тем, кто участвовал в исследовании. Дюнайер признавал, что дей­ствия исследователя-социолога не могут быть


оторваны от более широкого историческо­го и культурного контекста, в котором они производились. Его намерения как социолога состояли в преодолении, а не в усугублении разрыва между привилегированными и неиму­щими в той городской атмосфере, в которой он работал.

Заключение: влияние социологии

Социологические исследования часто вызыва­ют интерес у многих людей, не входящих в ин­теллектуальное сообщество социологов, а их результаты часто получают широкое распро­странение. Следует подчеркнуть, что социоло­гия — это не просто изучение современных обществ, но важный элемент текущей жизни этих обществ. Возьмем, к примеру, преобра­зования, которые происходят сегодня в сфе­рах брака, сексуальности и семьи. Мало кто из живущих в современном обществе не имеет никаких общих сведений об этих изменениях в результате фильтрации данных социологиче­ских исследований. Социологические знания сложным и подчас тонким образом влияют на наши мышление и поведение, тем самым придавая новую форму самой области социо­логического исследования.

Нас не должно удивлять то, что выводы социологов зачастую совпадают с расхожими мнениями. Причина этого не в том, что со­циология просто обнаруживает что-то уже нам известное; скорее, социологические исследо­вания постоянно влияют на наши бытовые представления о том, чем является общество.


Краткое содержание

1. Социологи изучают общественную жизнь, задавая определенные вопросы и пытаясь найти
на них ответы с помощью систематических научных изысканий. Эти вопросы могут быть
фактическими, эволюционными и теоретическими.

2. Согласно ее основателям, социология является наукой в том смысле, что она предполагает
систематические методы исследования и оценку теории в свете имеющихся фактов
и логических аргументов. Но она не может осуществляться непосредственно по образцу
естественных наук, поскольку изучение человеческого поведения имеет фундаментальные
отличия от изучения мира природы.

3. Любое исследование начинается с проблемы, которая беспокоит или озадачивает ученого.
Проблемы исследования могут вытекать из пробелов в соответствующей литературе или
из теоретических дебатов или практических вопросов социального мира. Можно выделить
ряд четких ступеней развития стратегии исследования, хотя они редко точно соблюдаются
в реальном исследовании.


Заключение: влияние социологии 567

4. Причинностная связь между двумя событиями — это такая связь, при которой одна
ситуация или событие вызывает другое. Она сложнее, чем может поначалу показаться.
Причинно-следственные отношения нужно отличать от корреляции, которой называют
наличие систематической связи между двумя переменными. Переменные — это параметры,
например возраст, доход, уровень преступности и т. п., поддающиеся сравнению. Нам
также следует различать независимые переменные от зависимых, на которые влияют
первые. Социологи часто используют контроль переменных, чтобы поддерживать остальные
факторы постоянными и выделить причинностную связь.

5. Исследовательские методы — это то, каким образом выполняется научная работа. Вы­
полняя полевую работу, ученый проводит длительное время с изучаемой группой или
общиной. Второй метод — исследование с помощью опросов — включает в себя рассылку
анкет-вопросников или проведение анкетирования у выбранных групп из некой более
крупной совокупности. При документальном исследовании в качестве источника инфор­
мации используются печатные материалы, материалы архивов или иных ресурсов. Другие
методы включают в себя эксперименты, использование жизнеописаний, исторический
анализ или сравнительное исследование.

6. У каждого из этих методов есть свои недостатки. По этой причине ученые нередко
совмещают в своей работе два метода и более, каждый из которых используется для
проверки или в дополнение к материалу, полученному при применении других методов.
Это называется триангуляцией. В лучших образцах трудов по социологии историческая
и сравнительная перспективы совмещены.

7. При социологических исследованиях перед ученым часто возникают этические дилеммы.
Они могут появиться тогда, когда объекты исследования обманываются ученым, или когда
публикация результатов работы может отрицательно повлиять на чувства или жизнь
изучаемых лиц. Не существует единого удовлетворительного решения этих проблем,
но всем ученым необходимо внимательно относиться к подобного рода дилеммам, которые
возникают при их работе.

Вопросы для самостоятельного анализа

1. Если большинство ученых начинает работу с проблемы исследования, то кто решает,
какие проблемы существуют?

2. Почему так важно сформулировать определенную гипотезу, коюрую можно будет под­
твердить или опровергнуть?

3. Почему ход исследовательского процесса редко протекает по заранее установленному
плану?

4. Как может ученый сократить до минимума возможность ошибки и (или) субъективной
точки зрения?

5. Являются ли некоторые исследовательские методы более научными, нежели другие?

6. Почему так важно отличать корреляцию от причинно-следственных отношений?

Дополнительная литература

Hammersley Martin and Atkinson Paul. Ethnography: Principles in Practice. London: Routledge. 1995. Harvey Lee, MacDonald Momg and Devany Anne. Doing Sociology. London: Macmillan, 1992.

Ragin Charles. Constructing Social Research: The Unity and Diversity of Method. Thousand Oaks, Calif.: Pine Forge Press, 1994.

Интернет-линки

Информационная служба Бата http://www.bids.ac.uk

BUBL — Национальная информационная служба для работников высшей школы http://bubl.ac. uk/admin/purpose.htm


568 Глава 20. Методы социологических исследований

Информационный шлюз Census (Программа переписи населения) http://census.ac.uk

Институт социологических и экономических исследований http://www.irc.essex.ac.uk

Международные исследования рынка и общественного мнения http://www.mori.com

Социологический информационный шлюз http://www.sosig.ac.uk



ГЛАВА

РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ


Оценка теоретических перспектив в обла­сти социологии — задача грандиозная и труд­новыполнимая. Теоретические споры по опре­делению носят более абстрактный характер, чем расхождения во мнениях по практическим вопросам. Тот факт, что нет ни одной теории, которая доминировала бы в социологии в це­лом, мог бы показаться свидетельством слабо­сти нашей науки. Однако это не так. Напротив, столкновение различных теоретических под­ходов и концепций свидетельствует о жизнен­ной силе социологической науки. При изуче­нии человеческих существ — нас самих — мно­гообразие теоретических взглядов спасает нас от догматизма. Человеческое поведение на­столько сложно и многоаспектно, что вряд ли одна теория сможет охватить все его стороны. Различие теоретических взглядов служит не­иссякаемым источником идей, которые можно использовать в исследованиях, и оно стимули­рует творческое мышление, столь необходи­мое для прогресса в социологии.

Во многих областях исследования, где работают социологи, было создано бесчис­ленное множество теорий. Некоторые из них сформулированы очень точно и иногда да­же выражены в математической форме, хотя это чаще наблюдается в других социальных науках (в частности, в экономике), нежели в социологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.154.65 (0.087 с.)