Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. История сравнительного правоведенияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Сравнительное правоведение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курс 1-2 Семестр 2-3 Форма обучения очная, заочная Срок освоения ООП по форме обучения 2 года Квалификация выпускника магистр
Москва 2015 Составители: Бугрова Софья Станиславовна – кандидат юридических наук, доцент Панов Антон Александрович – кандидат филологических наук, доцент
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция Программа обсуждена на заседании кафедры международного права протокол
Зав. кафедрой Нешатаева Татьяна Николаевна – доктор юридических наук, профессор _______________ «____» __________ 2015 г.
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» Протокол № от 2015 г
© Российский государственный университет правосудия, 2015 © Бугрова С.С., Панов А.А.. 2015 СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели освоения дисциплины............................................................................ 4 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.. 4 3.Требования к результатам освоения дисциплины.......................................... 5 4. Объем дисциплины и виды учебной работы................................................. 9 5. Содержание дисциплины.............................................................................. 10 5.1 Текст рабочей программы..................................................................... 10 5.2 Разделы и темы дисциплины, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)....................................................................... 13 5.3 Практические и семинарские занятия.................................................... 16 5.4 Самостоятельная работа........................................................................ 18 5.4.1. Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины........ 18 5.4.2 Формы самостоятельной работы........................................................ 20 5.4.3. Методические указания для студентов по освоению дисциплины... 21 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины...................................................................... 23 6.1. Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций 23 6.2 Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных Компетенций 25
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.......... 26 8.Материально-техническое обеспечение дисциплины................................... 33 1. Цели освоения дисциплины Детальное изложение проблем возникновения, существования, развития и взаимодействия правовых систем национальных государств, их объединения в правовые семьи; изучение методологических основ сравнительно-правового исследования и формирование исследовательских навыков в области сравнительного правоведения. Для достижения данной цели необходима реализация следующих задач: - раскрытие необходимости сравнительного подхода в изучении права; - выявление основных принципов сравнительно-правового исследования; - изучение системы методов сравнительно-правового исследования; - формирование представлений о методологической системе сравнительного правоведения и современной методологии юридической науки; - развитие навыков критического, самостоятельного и аргументированного мышления; способности самостоятельно выбирать сравнительно-правовые методы в зависимости от поставленных задач; - формирование представлений об эволюции и современном состоянии государственно-правовых форм и институтов; - формирование навыков проведения исследований в области права; - изучение существующих в мире правовых систем, правовых культур, их сравнительный анализ; - освоение сравнительного правоведения как области научных знаний; - уяснение культурно-исторических особенностей российской правовой системы, ее места и роли в мировом правовом пространстве; - выявление возможностей адаптации в России отечественных традиций и зарубежного правового опыта. Изучение курса завершается зачетом. 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Учебная дисциплина Сравнительное правоведение относится к обязательной части профессионального цикла ООП. Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые следующими предшествующими дисциплинами: Теория государства и права, Римское право, Конституционное право зарубежных стран, История государства и права зарубежных стран, Философия права.
Наименования последующих учебных дисциплин: История политических и правовых учений.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Сравнительное правоведение» обеспечивает формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины студент должен: • знать: процессы формирования и развития идей сравнительного правоведения; объект, предмет, источники и принципы сравнительного правоведения; место и роль сравнительного правоведения в обществе, в том числе в системе юридического образования; взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного права; классификацию правовых систем; • уметь: критически оценивать возможности отдельных методов сравнительно-правового исследования; использовать отдельные методы сравнительного правоведения; выбирать отдельный метод в зависимости от задач и целей исследования; оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, правильно применять и использовать нормативные правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности. • владеть: правилами применения отдельных сравнительно-правовых методов; юридической терминологией; навыками анализа различных правовых явлений и правовых отношений.
4.Объем дисциплины и виды учебной работы а) для очной формы обучения Таблица 2
б) для заочной формы обучения
Таблица 2 Группа выходного дня
Классика
5. Содержание дисциплины Текст рабочей программы Тема 1. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина
Сравнительное правоведение как особая отрасль правового знания. Сравнительное правоведение в системе юридических наук. Предмет, цели, задачи и система курса сравнительного правоведения. Методология сравнительного правоведения. Междисциплинарные связи с отдельными отраслями права и научными дисциплинами.
Самостоятельная работа 5.4.1. Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины а) для очной формы обучения Таблица 5
б) для заочной формы обучения Таблица 5
5.4.2 Формы самостоятельной работы а) для очной формы обучения Таблица 6
б) для заочной формы обучения Таблица 6
5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 1. Бугрова С.С., Панов А.А. Сравнительное правоведение. Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы). – М.: РГУП, 2015. 2. Бугрова С.С., Панов А.А. Сравнительное правоведение. Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины). – М.: РГУП, 2015. 5.4.5. Методические указания для студентов по освоению дисциплины: Работа с лекционным материалом, основной и дополнительной литературой, подготовка домашних заданий, подготовка к практическим занятиям и работа на семинарах, подготовка к текущему и итоговому контролю. Главные методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Сравнительное правоведение»: пользоваться только авторитетными изданиями и официальными интернет-ресурсами, рекомендованными кафедрой международного права и указанными в настоящем УМК. К классическим источникам в сфере юридической компаративистики относятся работы известных французских ученых-юристов Рене Давида «Основные правовые системы современности» и Раймона Леже «Великие правовые системы современности», двухтомник К. Цвайгерта и Х. Кётца «Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права», учебно-практическое пособие американского ученого К. Осакве «Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части». Кроме того сравнительному правоведению посвящены работы заслуженных российских ученых, докторов юридических наук, профессоров М.Н. Марченко, Ю.А. Тихомирова, А.Х. Саидова и др[1]. Наиболее известными российскими периодическими изданиями, публикующим статьи по сравнительно-правовой проблематике, являются «Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения», «Журнал российского права», содержащий специальную рубрику «Сравнительно-правовые исследования»; журнал «Сравнительное конституционное обозрение». Качественную информацию для изучения дисциплины можно получить, используя Интернет-ресурсы: 1. www.izak.ru – официальный сайт Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 2. www.egcl.org – Electronic journal of comparative law. 3. www.ilpp.ru – сайт Института права и публичной политики, содержит архив журнала «Сравнительное конституционное обозрение». При самостоятельном выполнении сравнительно-правового исследования студент должен придерживаться определенных методических правил сравнительно-правового анализа: - правильно выбрать объекты сравнительного анализа (правовые системы отдельных государств, отрасли права, отдельные правовые институты, правовая реальность — процесс развития права в отдельных странах, нормативно-правовые акты, отдельные нормы права, юридическая терминология и т.п.); - логично поставить цели сравнительного анализа, обусловленные его природой и потребностями субъекта сравнительного правоведения (познавательная — глубокое изучение правовых явлений в различных государствах; информационная — получение точных сведений о качественных моментах зарубежного права и их использование в отечественной практике; аналитическая — обнаружение истоков правовых явлений в различных системах права и выявление тенденции их развития; критическая — анализ отдельных институтов зарубежного права и его сопоставление с аналогичными институтами российского права); - верно определить признаки сравниваемых правовых явлений, норм и институтов, а также выявить правообразующие факторы, задачи общества и государства, решение которых обусловило их появление и развитие; - выявить степени сходства и различия юридических понятий и терминов, используемых в сопоставляемых правовых системах; - определить и применить критерии оценки сходства, различий и несопоставимости правовых явлений, норм и институтов; - сформулировать результаты сравнительно-правового анализа и возможности их использования в развитии отечественного законодательства.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Таблица 7
Примерные темы докладов по дисциплине: 1. Понятие правовой системы в сравнительном правоведении: «национальная правовая система» и «семья правовых систем». 2. Понятие типологии и классификации правовых систем современности. Юридические критерии правовой типологии и классификации. 3. Основные семьи современных правовых систем. Классификация правовых систем. 4. Критерии формирования источников, структуры, основных понятий и институтов права правовых семей. 5. Социально-экономические, исторические и культурные предпосылки возникновения романо-германской правовой семьи. 6. Структура и источники права романо-германской правовой семьи. 7. Общее и особенное в правовых системах стран романо-германской правовой семьи. 8. Французское право – модель французской правовой группы. 9. Право ФРГ – модель германской правовой группы. 10. Правовые системы скандинавских стран. 11. Правовые системы стран Латинской Америки. 12. Тенденции к сближению правовых систем стран романо-германской и англосаксонской правовых семей. 13. Особенности формирования английского общего права и системы его источников. География распространения английского общего права. 14. Значение и место общего права в правовой системе. 15. Источники и система права в странах англо-американской правовой семьи. 16. Судебный прецедент. 17. Соотношение законодательства и судебного правотворчества. 18. Своеобразие основных правовых институтов английского общего права. Основные тенденции в развитии современного английского права. 19. Правовая система США. Формирование и особенности правовой системы США. Федеральное право и право штатов. Источники американского права. Современные тенденции развития американского права. 20. Историческая эволюция мусульманского права. 21. Источники мусульманского права. Доктрина как основной источник мусульманского права. 22. Роль Корана и Сунны в мусульманском праве. 23. Своеобразие основных институтов и отраслей мусульманского права. 24. Индусское право. Исторические и религиозные корни индусского права. 25. Правовые системы стран Дальнего Востока. Общая характеристика дальневосточного права.
Промежуточный контроль: Зачет, проводится в устной форме (два вопроса)
Контрольные задания 1. Используя методологию сравнительного правоведения, сопоставьте судебные системы государств двух или нескольких правовых семей по Вашему выбору. Проанализируйте особенные черты, существенные различия, возможное сходство, причины различий и сходства избранных для исследования судебных систем. Обоснуйте выводы и реферативно изложите результаты. Примечание: допускается сравнительно-правовой анализ судебных систем государств различных ветвей одной правовой семьи, например, Германии и Франции. 2. Используя методологию сравнительного правоведения, проведите сравнительно-правовое исследование института российского права, которому посвящена тема Вашей магистерской диссертации, и аналогичного ему института зарубежного права (страна/страны по Вашему выбору). В выводах постарайтесь изложить обоснованные предложения о возможности реформирования российского законодательства с использованием зарубежного опыта.
Перечень контрольных вопросов к зачету: 1. Становление сравнительного правоведения. Понятие о юридической географии. 2. Предмет и методы сравнительного правоведения. 3. Критерии классификации правовых систем. 4. История формирования романо-германской правовой семьи. 5. Роль рецепции римского права в формировании романо-германской правовой семьи. 6. Источники романо-германского права. 7. Судебные системы Франции и Германии. 8. Становление англосаксонской правовой семьи. 9. Общее право и право справедливости. 10. Источники права англосаксонского права. 11. Понятие судебного прецедента и роль судебной практики в странах англосаксонского права. 12. Судебная система Великобритании. 13. Особенности права США. 14. Судебная система США. 15. Особенности права Канады и Австралии. 16. Судебные системы Канады и Австралии. 17. История становления мусульманского права. Источники мусульманского права. 18. Роль мусульманского права в теократических и светских государствах. 19. Иудейское право как религиозная правовая система. 20. Право Китая: история формирования. 21. Право Японии: история и современное состояние. 22. Обычное право современной Африки.
Таблица 8
Для студентов очной формы обучения о ценка знаний осуществляется в баллах с учетом: оценки за работу в семестре; оценки итоговых знаний в ходе зачета. Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам работы: Таблица 9
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Средства обеспечения дисциплины: Учебно-методическая литература, система «Интернет», информационно-правовые электронные системы «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», информация на электронных носителях, консультации преподавателей кафедры международного права. Интернет-ресурсы o Worldlii (http://www.worldlii.org/): World Legal Information Institute. This is part of a worldwide group of related resource colle
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.161 с.) |