Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Практические и семинарские занятия.
а) Практические и семинарские занятия для студентов заочной формы обучения
№ темы дисциплины.
| Тематика практических и/или семинарских занятий
| Технология проведения
| Трудоемкость в часах
|
|
|
|
|
| Семинар 1:
1. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина.
2. История сравнительного правоведения
| «Проблемное обучение. Контекстное обучение. Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам.»
|
|
| Семинар 2:
Сравнительное правоведение и международное право
| «Проблемное обучение. Case-study. Обучение на основе опыта. Индивидуальное решение задач и коллективное обсуждение. Работа в команде.»
|
|
| Семинар 3: Сравнительное правоведение и международное право
| «Проблемное обучение. Case-study. Обучение на основе опыта. Индивидуальное решение задач и коллективное обсуждение. Работа в команде.»
|
|
| Семинар 4: Характеристика романо-германской правовой семьи
| «Case-study. Обучение на основе опыта. Работа в команде.»
|
|
| Семинар 5: Правовая семья общего права
| «Проблемное обучение. Case-study. Индивидуальное решение задач и коллективное обсуждение.»
|
|
| Семинар 6: Смешанные правовые семьи
| «Проблемное обучение. Контекстное обучение. Работа в команде. Работа в группах.»
|
|
| Семинар 7:. Религиозные правовые семьи
| «Проблемное обучение. Контекстное обучение. Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам.»
|
|
| Семинар 8: Дальневосточные правовые системы
| «Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам. Работа в команде.»
|
|
| Семинар 9:
1. Семья традиционного права
2. Классификация основных правовых систем современности
| «Проблемное обучение. Контекстное обучение. Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам.»
|
| Итого:
|
| б) Практические и семинарские занятия для студентов заочной формы обучения
№ темы дисциплины.
| Тематика практических и/или семинарских занятий
| Технология проведения
| Трудоемкость в часах
|
|
|
|
|
| Семинар 1:
1. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина.
2. История сравнительного правоведения
| «Проблемное обучение. Контекстное обучение. Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам.»
|
|
| Семинар 2: Классификация основных правовых систем современности
| «Проблемное обучение. Case-study. Обучение на основе опыта. Индивидуальное решение задач и коллективное обсуждение. Работа в команде.»
|
|
| Семинар 3: Сравнительное правоведение и международное право
| «Проблемное обучение. Case-study. Обучение на основе опыта. Индивидуальное решение задач и коллективное обсуждение. Работа в команде.»
|
|
| Семинар 4: Характеристика романо-германской правовой семьи
| «Case-study. Обучение на основе опыта. Работа в команде.»
|
|
| Семинар 5: Правовая семья общего права
| «Проблемное обучение. Case-study. Индивидуальное решение задач и коллективное обсуждение.»
|
|
| Семинар 6: Смешанные правовые семьи
| «Проблемное обучение. Контекстное обучение. Работа в команде. Работа в группах.»
|
|
| Семинар 7:. Религиозные правовые семьи
| «Проблемное обучение. Контекстное обучение. Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам.»
|
|
| Семинар 8: Дальневосточные правовые системы
| «Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам. Работа в команде.»
|
| Итого:
|
|
Самостоятельная работа
5.4.1. Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины
а) для очной формы обучения
Таблица 5
№ темы
дисциплины
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во
часов:
|
| 1. Предмет и метод сравнительного правоведения. Формы сравнения: макро и микросравнение, внутрисистемное и межсистемное сравнение, историческое сравнение. 2. Аксиомы и принципы сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение как метод исследования и как самостоятельная наука и учебная дисциплина. 3. Сфера применения сравнительного правоведения. Общая и особенная части сравнительного правоведения.
|
|
| 1. Зарождение сравнительного метода исследования в древнегреческой философии права и особенности его использования в средневековом правоведении и правоведении Нового времени. 2. От сравнительного метода к сравнительному правоведению. Формирование сравнительного правоведения в Х1Х-ХХ веках. 3.Современное состояние сравнительного правоведения в зарубежной и российской правовой науке.
|
|
| 1. Критерии классификации национальных правовых систем. Правовая культура и правовая идеология. Частное и публичное право. 2. Источники права. Структура права. Юридическое мышление и юридическая техника. Западное и восточное право. 3. Светское и религиозное право.
|
|
| 1. История формирования романо-германской правовой семьи: от обычного права к законодательству. 2. Рецепция римского частного права. Структура права: частное и публичное право, отрасли и институты права. 3. Источники права: закон, обычай, судебная практика, доктрина. Основные различия между романским и германским правом. 4. Юридическая профессия и юридическое образование.
|
|
| 1. История формирования англосаксонской правовой семьи. Общее право и право справедливости. 2.Процессуальное и материальное право. Понятие нормы права. Источники права: обычай, прецедент, закон, роль судебной практики. 3. Особенности права США: прецедент и законодательство, деятельность Верховного суда.
|
|
| 1. Понятие смешанных правовых систем. 2. Особенности исторического взаимодействия и сочетания элементов романо-германской правовой семьи и английского общего права в правовых системах различных стран. 3. Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизианы. Правовая система Израиля. Правовая система ЮАР. Другие смешанные правовые системы.
|
|
| 1. Мусульманское право: история формирования, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах. 2. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. 3. Иудейское право: история, источники, место иудейского права в современном Израиле.
|
|
| 1. Особенности восточного правопонимания. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Сфера действия права. Источники права, правоприменение. 2. Особенности современного права КНР. 3. История формирования японского права. Понятие гири. Вестернизация японского права. 4. Современное состояние японского права: традиции и новеллы.
|
|
| 1. Истоки и география распространения обычного права. Формирование африканской правовой семьи. 2. Африканское обычное право и современное законодательство. Современные правовые системы африканских стран.
|
| б) для заочной формы обучения
Таблица 5
№ темы
дисциплины
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во
часов:
|
| 1. Предмет и метод сравнительного правоведения. Формы сравнения: макро и микросравнение, внутрисистемное и межсистемное сравнение, историческое сравнение. 2. Аксиомы и принципы сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение как метод исследования и как самостоятельная наука и учебная дисциплина. 3. Сфера применения сравнительного правоведения. Общая и особенная части сравнительного правоведения.
|
|
| 1. Зарождение сравнительного метода исследования в древнегреческой философии права и особенности его использования в средневековом правоведении и правоведении Нового времени. 2. От сравнительного метода к сравнительному правоведению. Формирование сравнительного правоведения в Х1Х-ХХ веках. 3.Современное состояние сравнительного правоведения в зарубежной и российской правовой науке.
|
|
| 1. Критерии классификации национальных правовых систем. Правовая культура и правовая идеология. Частное и публичное право. 2. Источники права. Структура права. Юридическое мышление и юридическая техника. Западное и восточное право. 3. Светское и религиозное право.
|
|
| 1. История формирования романо-германской правовой семьи: от обычного права к законодательству. 2. Рецепция римского частного права. Структура права: частное и публичное право, отрасли и институты права. 3. Источники права: закон, обычай, судебная практика, доктрина. Основные различия между романским и германским правом. 4. Юридическая профессия и юридическое образование.
|
|
| 1. История формирования англосаксонской правовой семьи. Общее право и право справедливости. 2.Процессуальное и материальное право. Понятие нормы права. Источники права: обычай, прецедент, закон, роль судебной практики. 3. Особенности права США: прецедент и законодательство, деятельность Верховного суда.
|
|
| 1. Понятие смешанных правовых систем. 2. Особенности исторического взаимодействия и сочетания элементов романо-германской правовой семьи и английского общего права в правовых системах различных стран. 3. Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизианы. Правовая система Израиля. Правовая система ЮАР. Другие смешанные правовые системы.
|
|
| 1. Мусульманское право: история формирования, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах. 2. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. 3. Иудейское право: история, источники, место иудейского права в современном Израиле.
|
|
| 1. Особенности восточного правопонимания. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Сфера действия права. Источники права, правоприменение. 2. Особенности современного права КНР. 3. История формирования японского права. Понятие гири. Вестернизация японского права. 4. Современное состояние японского права: традиции и новеллы.
|
|
| 1. Истоки и география распространения обычного права. Формирование африканской правовой семьи. 2. Африканское обычное право и современное законодательство. Современные правовые системы африканских стран.
|
|
5.4.2 Формы самостоятельной работы
а) для очной формы обучения
Таблица 6
№ темы
дисциплины
| Формы внеаудиторной самостоятельной работы
| Трудоемкость в часах
| 1- 9
| Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовых систем, правоприменительной практикой
|
| 1 – 9
| Подготовка реферата, доклада
|
|
| Самостоятельная работа в сессию
|
| Итого:
|
|
| б) для заочной формы обучения
Таблица 6
№ темы
дисциплины
| Формы внеаудиторной самостоятельной работы
| Трудоемкость в часах
| 1- 9
| Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовых систем, правоприменительной практикой
|
| 1 – 9
| Подготовка реферата, доклада
|
|
| Самостоятельная работа в сессию
|
| Итого:
|
|
|
5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
1. Бугрова С.С., Панов А.А. Сравнительное правоведение. Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы). – М.: РГУП, 2015.
2. Бугрова С.С., Панов А.А. Сравнительное правоведение. Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины). – М.: РГУП, 2015.
5.4.5. Методические указания для студентов по освоению дисциплины:
Работа с лекционным материалом, основной и дополнительной литературой, подготовка домашних заданий, подготовка к практическим занятиям и работа на семинарах, подготовка к текущему и итоговому контролю.
Главные методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Сравнительное правоведение»: пользоваться только авторитетными изданиями и официальными интернет-ресурсами, рекомендованными кафедрой международного права и указанными в настоящем УМК.
К классическим источникам в сфере юридической компаративистики относятся работы известных французских ученых-юристов Рене Давида «Основные правовые системы современности» и Раймона Леже «Великие правовые системы современности», двухтомник К. Цвайгерта и Х. Кётца «Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права», учебно-практическое пособие американского ученого К. Осакве «Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части». Кроме того сравнительному правоведению посвящены работы заслуженных российских ученых, докторов юридических наук, профессоров М.Н. Марченко, Ю.А. Тихомирова, А.Х. Саидова и др[1]. Наиболее известными российскими периодическими изданиями, публикующим статьи по сравнительно-правовой проблематике, являются «Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения», «Журнал российского права», содержащий специальную рубрику «Сравнительно-правовые исследования»; журнал «Сравнительное конституционное обозрение».
Качественную информацию для изучения дисциплины можно получить, используя Интернет-ресурсы:
1. www.izak.ru – официальный сайт Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
2. www.egcl.org – Electronic journal of comparative law.
3. www.ilpp.ru – сайт Института права и публичной политики, содержит архив журнала «Сравнительное конституционное обозрение».
При самостоятельном выполнении сравнительно-правового исследования студент должен придерживаться определенных методических правил сравнительно-правового анализа:
- правильно выбрать объекты сравнительного анализа (правовые системы отдельных государств, отрасли права, отдельные правовые институты, правовая реальность — процесс развития права в отдельных странах, нормативно-правовые акты, отдельные нормы права, юридическая терминология и т.п.);
- логично поставить цели сравнительного анализа, обусловленные его природой и потребностями субъекта сравнительного правоведения (познавательная — глубокое изучение правовых явлений в различных государствах; информационная — получение точных сведений о качественных моментах зарубежного права и их использование в отечественной практике; аналитическая — обнаружение истоков правовых явлений в различных системах права и выявление тенденции их развития; критическая — анализ отдельных институтов зарубежного права и его сопоставление с аналогичными институтами российского права);
- верно определить признаки сравниваемых правовых явлений, норм и институтов, а также выявить правообразующие факторы, задачи общества и государства, решение которых обусловило их появление и развитие;
- выявить степени сходства и различия юридических понятий и терминов, используемых в сопоставляемых правовых системах;
- определить и применить критерии оценки сходства, различий и несопоставимости правовых явлений, норм и институтов;
- сформулировать результаты сравнительно-правового анализа и возможности их использования в развитии отечественного законодательства.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
|