Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Окружающая среда: это социологическая проблема?

Поиск

Почему проблема окружающей среды должна беспокоить социологов? Разве эта проблема не относится непосредственно к компетен­ции естественных наук и технологий? Разве воздействие человеческих существ на приро­ду не является воздействием физическим, по­рожденным современными технологиями про­мышленного производства? Да, но современ­ная промышленность и технология появились на свет в связи с различными социальны­ми институтами. Истоки нашего воздействия на окружающую среду являются социальными, социальными же являются и многие из его последствий.

Спасение окружающей среды на плане­те Земля требует, следовательно, изменений не только технологических, но и социальных. При том огромном глобальном неравенстве, которое существует сейчас, вряд ли следует ожидать, что бедные страны из развивающего­ся мира пожертвуют своим собственным эко­номическим развитием из-за проблем с окру­жающей средой, возникших главным обра­зом по вине богатых стран. Однако на Земле, по всей видимости, недостаточно ресурсов, чтобы каждый человек на планете имел та­кие же жизненные стандарты, которые для большинства людей в индустриальных обще­ствах являются само собой разумеющимися. Отсюда следует что, если стремиться к то­му, чтобы нищие регионы мира сравнялись с более богатыми регионами, этим послед­ним, вероятно, придется пересмотреть свои упования на постоянный экономический рост.


Окружающая среда: это социологическая проблема? 545

Некоторые авторы, представляющие движение требительства и вернуться к более простому «зеленых», утверждают, что люди в богатых образу жизни, если мы хотим предотвратить странах должны отказаться от психологии по- глобальную экологическую катастрофу.

Краткое содержание

1. Одной из самых серьезных глобальных проблем, стоящих сейчас перед человечеством,
является рост народонаселения. Мальтузианство — это теория, впервые выдвинутая
Томасом Мальтусом двести лет назад, согласно которой рост населения имеет тенденцию
опережать увеличение ресурсов, необходимых для поддержания населения. Если люди
не ограничат частоту половых сношений, чрезмерный рост населения грозит человечеству
в будущем нищетой и голодом.

2. Изучение народонаселения называется демографией. Значительная часть работы демо­
графов имеет статистический характер, но демографы также стремятся объяснить, почему
модели народонаселения существуют именно в таких формах, а не иных. Важнейши­
ми понятиями при анализе народонаселения является уровень рождаемости, уровень
смертности, фертильность и биологическая плодовитость.

3. Изменения,в структуре народонаселения обычно анализируются, исходя из процесса
демографического перехода. До начала эпохи индустриализации уровень рождаемости
и уровень смертности были оба высокими. В начале индустриализации наблюдался рост
населения, поскольку уровень смертности сократился, а уровень рождаемости все еще
оставался высоким. В конце концоа, установилось новое равновесие при низком уровне
рождаемости и низком уровне смертности.

4. Предполагается, что население мира вырастет к 2150 г. до более чем 10 млрд чел.
По большей части рост населения произойдет в развивающемся мире, где страны будут
переживать демографический переход и где будет наблюдаться быстрый рост населения,
прежде чем численность населения наконец стабилизируется. В развитых странах насе­
ление будет расти лишь незначительно. Напротив, будет происходить процесс старения
населения, и численность молодых людей в абсолютных цифрах будет уменьшаться.
Такие тенденции в народонаселении будут иметь далеко идущие последствия для рынка
труда, для систем социального обеспечения, для запасов продуктов питания и воды, для
состояния окружающей природы и для условий жизни в городских регионах.

5. Практически все стороны мира природы оказались затронутыми человеческой деятель­
ностью. В настоящее время все общества озабочены проблемами экологии окружающей
среды — как лучше всего справиться с трудностями и сдержать ущерб, наносимый
окружающей среде воздействием современной индустрии и технологии. Идея «ограни­
чения роста», популярная в 1970-х гг., означала, что индустриальный рост и развитие
несовместимы с ограниченным характером земных ресурсов. Теория компенсируемого
развития, напротив, утверждает, что рост должен происходить, но так, чтобы ресурсы
перерабатывались и снова пускались в обращение, а не доводились до истощения.

6. Растущее во всем мире потребление является отражением экономического роста, но оно
также наносит ущерб ресурсам окружающей среды и усугубляет глобальное неравенство.
В западных странах в гораздо больших объемах потребляют энергию и сырье, чем в других
регионах мира. Однако ущерб, причиняемый окружающей среде растущим потреблением,
наиболее отрицательно сказывается на бедных странах.

7. Существует много источников опасности для окружающей среды. Некоторые из них
связаны с загрязнением окружающей среды и отходами, выбрасываемыми в атмосферу:
загрязнение воздуха, кислотные дожди, загрязнение воды и неперерабатываемые твердые
отходы. Другие опасности — это истощение возобновляемых природных ресурсов, таких
как вода, земля и леса, сокращение биоразнообразия.

8. Большинство проблем окружающей среды тесно связано с риском, поскольку они являются
результатом развития наук и технологий. Глобальное потепление означает постепенное

18 Социология


546 Глава 19. Рост народонаселения и экологический кризис

повышение температуры на Земле, вызванное повышением уровня содержания двуокиси углерода и других газов в атмосфере. Потенциальные последствия глобального потепления катастрофичны — это наводнения, распространение болезней, крайние перепады погоды, подъем уровня воды в морях. Глобальное потепление представляет собой потенциальную опасность для всего человечества, но предпринять усилия по его предотвращению трудно, потому что его причины и возможные последствия слишком неопределенны. 9. Генетически модифицированные культуры получаются путем воздействия на генетическую структуру растений. Генетически модифицированные продукты питания вызывают много споров: с одной стороны, они могут принести огромную пользу в решении проблемы голода и недоедания, но с другой стороны, данная технология является новой и может быть сопряжена также с риском для людей и для окружающей природы. Принцип предосторожности означает, что в тех случаях, когда, имеется достаточно оснований предполагать возможные риски, лучше придерживаться существующей практики, чем обгонять события.

10. Экоэффективность характеризует технологии, которые способствуют экономическому росту при минимальном ущербе для окружающей среды. Экологическая модернизация — это, вера в то, что индустриальное развитие и защита окружающей среды не являются несовместимыми.

Вопросы для самостоятельного анализа

1. Почему изучение демографии относится к социологии?

2. Почему рождаемость сохранялась на высоком уровне еще долго после того, как уровень
смертности понизился?

3. Следует ли винить в ущербе, наносимом окружающей среде, науку или общество?

4. Может ли отдельный человек что-либо изменить в эпоху глобальных рисков?

5. Справедливо ли навязывать развивающимся странам «ограничения на рост», если иметь
в виду, что на Западе к настоящему времени индустриализация уже в основном заверши­
лась?

6. Не оказался ли Мальтус в конечном итоге прав?

Дополнительная литература

Bledsoe Caroline, Lerner Susana and Guyerjane I. Fertility and the Male Life-cycle in the Era of Fertility Decline. Oxford: Oxford University Press, 2000.

Brown Paul. Global Warming: Can Civilization Survive? London: Blandford, 1996.

Obeid Amani E. El (ed.). Food Security: New Solutions for the Twenty-First Century. Ames: Iowa State University

Press, 1999- Hinchliffe Steve and Woodward Kath (eds.). The Natural and the Social: Uncertainty, Risk, Change. N. Y.: Routledge,

2000.

McNicoll Geoffrey. Population Weights in the International Order. N.Y.: Population Council, 1999. Miller G. Tyler Jr. Living in the Environment: Principles, Connections and Solutions. London: Books/Cole, 2000. Pearce David and Barbier Edward. Blueprint for a Sustainable Economy. London: Earthscan, 2000.

Интернет-линки

Центр по изучению народонаселения при Лондонской школе гигиены и тропической медицины http://www.lshtm.ac.uk/eps/cps

Материалы по проблемам окружающей среды Министерства охраны окружающей среды, транспорта и

регионов (Соединенное Королевство)

www.environment.detr.gov.uk

Организации защитников окружающей среды. Директория веб-сайтов www.webdirectory.com


Окружающая среда: это социологическая проблема? 547

Друзья Земли http://www.foe.co.uk

Гринпис http://www.greenpeace.org.uk

Программа развития (Организация Объединенных Наций) http://www.undp.org



ГЛАВА

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


В аудитории Центра обучения стюардесс, работающих на авиакомпанию «Дельта», 123 стажера-девушки, готовящиеся стать бортпро­водницами, слушали пилота, который объ­яснял, что улыбка — основное достоинство на этой работе. Арли Хокшилд, профессор социологии в Университете Калифорнии, по­ехала в Атланту, чтобы посетить эти занятия, и написала о них книгу под названием «Управ­ляемое сердце» (Hochschild 1983).

«Девушки, мне нужно, чтобы вы прихо­дили на работу и действительно улыбались, — инструктирует стажеров пилот. — Улыбка — ваше главное достоинство. Давайте-ка исполь­зовать ее. Улыбайтесь. По-настоящему улыбай­тесь. Изо всех сил».

На основании своего исследования борт­проводников Хокшилд смогла добавить еще один параметр в представление о сфере труда, имеющееся у социологов. По мере того как западные экономики все больше базируются на предоставлении услуг, нам нужно понять эмоциональный стиль той работы, которую мы выполняем.

Работа бортпроводника похожа на мно­гие из тех, которыми занимаетесь вы или ваши друзья. Подаете ли вы эспрессо или паркуете чью-то машину, многие работы сегодня тре­буют больше чем просто физического труда. Необходимо, чтобы вы прилагали то, что Хок­шилд называет «эмоциональным трудом», — это труд, который требует управления вашими эмоциями для создания публично наблюдае­мого (и приемлемого) вида вашего лица и те­ла. Согласно Хокшилд, компании, на которых вы работаете, притязают не только на ваши физические действия, но и на ваши чувства. Ваша улыбка в рабочее время принадлежит им.

Хокшилд провела немало времени на этих обучающих занятиях, поскольку прекрас­ным способом понять те или иные обществен-


ные процессы является участие и наблюдение за ними. Она также проводила интервью, ко­торые давали ей возможность получить боль­ше информации, чем это ей удалось бы при одном лишь наблюдении за занятиями. Ис­следование Хокшилд пролило свет на опре­деленный аспект жизни, который многие, как им кажется, понимают, но который необхо­димо было осознать на более глубоком уров­не. Она обнаружила, что работники сферы услуг, как и работники физического труда, часто ощущают некую дистанцию между со­бой и какими-то частями или движениями своего тела в процессе выполняемой рабо­ты. К примеру, рука человека, занимающегося физическим трудом, можег ощущаться им как часть некоего механизма, лишь случайно явля­ющаяся частью человека, который ею двигает. Точно так же работники сферы услуг часто рас­сказывали Хокшилд, что улыбка была на их лицах, но не исходила от них самих. Иными словами, эти работники чувствовали некое ди­станцирование от своих собственных эмоций. Эта информация интересна, если учесть, что обычно чувства считаются глубокой и личной частью нас самих.

Многие другие ученые после выхода в свет «Управляемого сердца» развивали идеи Хокшилд. Хотя Хокшилд проводила свое ис­следование в одной из наиболее развитых «экономик индустрии услуг» в мире — в Со­единенных Штатах — ее выводы применимы по отношению ко многим современным об­ществам.

Число профессий, относящихся к сфере услуг, быстро растет во всех странах мира, что требует все возрастающего числа людей, за­нимающихся на работе «эмоциональным тру­дом». В некоторых странах, таких как Гренлан­дия, где не принято улыбаться на публике (см. в разделе «Изменяющиеся культурные ценно-


Методы социологических исследований



 


сти и нормы» на с. 35), это оказалось весьма нелегкой задачей. В этих странах от работ­ников сферы услуг иногда требуется участие в специальных «занятиях, обучающих улыбать­ся», не сильно отличающихся от тех, которые посещали стюардессы авиакомпании «Дельта».

Социологические вопросы

Социологическое исследование обязано про­никать глубже поверхностного понимания по­вседневной жизни, таким бьио исследование Хокшилд. Хорошее исследование должно по­могать нам по-новому понять общественную жизнь. Оно должно удивлять нас своими во­просами и своими результатами. Проблемы, которые интересуют социологов, при созда­нии теорий и в практике исследований, часто похожи на вопросы, волнующие остальных людей. Однако результаты подобных исследо­ваний часто противоречат нашим обычным здравым представлениям.

Каковы обстоятельства жизни мень­шинств? Почему в мире, который сегодня намного богаче, чем раньше, существует го­лод? К каким последствиям приведет увели­чение использования информационных тех­нологий? Начинает ли разрушаться семья как институт? Социологи пытаются дать ответы на эти и многие другие вопросы. Результа­ты их работы ни в коей мере нельзя назвать окончательными. Тем не менее, цель социо­логической теории и исследований — ото­рваться от той спекулятивной манеры, кото­рая свойственна обывателю, размышляющему о подобных вещах. Хорошая социологическая работа старается максимально точно ставить вопросы и пытается собрать самые полезные фактические доказательства, прежде чем прий­ти к выводу. Для достижения этих целей мы должны знать наиболее полезные методы ис­следования, которые следует применять в хо­де конкретных работ, а также как наилучшим образом проанализировать их результаты.

Некоторые из вопросов, которые социо­логи задают в своих исследованиях, в целом являются фактологическими. Например, для многих аспектов преступности и правосудия необходимо прямое и систематическое социо­логическое расследование. В связи с этим мы могли бы задать следующие вопросы: какие преступления являются наиболее распростра­ненными? Какую часть людей, занимающих­ся преступной деятельностью, ловит полиция?

19 Социология


Сколько человек из них признаются виновны­ми и заключаются в тюрьму? Подобные фак­тологические вопросы зачастую требуют дли­тельных исследований, прежде чем на них бу­дут получены ответы; к примеру, данные офи­циальной статистики преступности являются сомнительными в том, что касается реально­го уровня преступности. Исследователи, кото­рые изучали уровни преступности, обнаружи­ли, что только примерно о половине всех се­рьезных преступлений сообщается в полицию.

Фактологическая информация о каком-то одном обществе, конечно же, не всегда расска­жет нам о том, является ли тот или иной слу­чай нетипичным или же одним из ряда весьма распространенных фактов. Часто социологи хотят задавать сравнительные вопросы, соот­носящие один социальный контекст, наблюда­емый в обществе, с другим, или же противопо­ставляя примеры, взятые из разных обществ. К примеру, между социальным устройством и законодательством Великобритании и США существует немало отличий. Типичный срав­нительный вопрос может быть таким: в чем отличие моделей криминального поведения и деятельности правоохранительных органов этих двух стран? (Некоторые важные отличия между ними действительно существуют.)

Занимаясь социологией, мы должны смотреть не только на отношения между уже существующими обществами, но также срав­нивать их настоящее и прошлое. В таком случае социологи задают вопросы развития. Чтобы понять характер современного мира, нам следует посмотреть на прежние формы общества и проанализировать основное на­правление произошедших изменений. Таким образом, мы можем исследовать, к примеру, то, каким образом появились первые тюрьмы, и то, какими они являются сегодня.

Когда мы задаем фактические вопросы или занимаемся тем, что у социологов приня­то называть эмпирическими исследования­ми, нас интересует то, как нечто происходит. Однако социология не состоит только лишь из сбора фактов, какими бы важными и инте­ресными они ни были. Мы всегда должны ин­терпретировать значение фактов, и для этого нам нужно научиться задавать теоретические вопросы. Многие социологи в основном ра­ботают с эмпирическими вопросами, но если они не руководствуются в своем исследова­нии некоторым знанием теории, их работа вряд ли будет результативной. Это относится



Глава 20. Методы социологических исследований


 

Таблица 20.1 Порядок задавания вопросов социологом
Фактологические вопросы Что случилось? С 1980-х гг. девочки достигали лучших результатов в обучении, нежели мальчики.
Сравнительные вопросы Происходило ли это повсеместно? Было ли это глобальным явлением или же имело место лишь в определенном регионе Великобритании?
Вопросы развития Происходило ли это постепенно? Каковы были модели образовательной подго­товки девочек в течение какого-то времени?
Теоретические вопросы Что лежит в основе этого явления? Почему девочки учатся лучше? Какие факторы следует учесть, чтобы объяснить этот феномен?

даже к исследованиям, преследующим строго практические цели (см. табл. 20.1).

Эту главу мы начнем с обсуждения во­проса, до какой степени социология может считаться наукой. Множество аспектов соци­ального мира нельзя рассматривать так же, как мир природы, и мы обсудим, почему это дей­ствительно так. Затем мы остановимся на не­которых основных элементах, связанных с со­циологическим исследованием, прежде чем рассмотреть различные методы исследования, используемые социологами в ходе их работы. Мы также проанализируем некоторые реаль­ные исследования, поскольку реальная работа часто отличается от того, как в идеале должно проводиться исследование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.236 (0.009 с.)