Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Теоретические основы социологического исследования трудовой мотивации↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(явления, РАССМАТРИВАЕМОГО КАК ИСТОЧНИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ зависимОЙ переменнОЙ исследования) §1. Выбор и обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию трудовой мотивации (выбор концепции исследования формирования профессионального самоопределения) Для исследования явления, объекта исследования, необходимо определить теоретические основы и выделить основные понятия из теоретических подходов, которые будут использоваться при описании свойств объекта исследования и характера их взаимосвязи. Нами была выбрана следующая теоретическая основа для обоснования зависимой переменной исследования: Ø Теория Герцберга Фредерик Герцберг считается одним из крупнейших «философов менеджмента»[9] современной науки, будучи психологом по образованию, работал профессором в университете, а также изучал мотивацию к труду в компаниях, которым он оказывал консультационные услуги. Его теория мотивации к труду, называемая также теорией факторов “актуализации-атмосферы” или двухфакторной теорией потребностей, основывается на иерархическом подходе к потребностям человека, а также на анализе библейских мифов об Адаме и Аврааме и исследованиях, проведённых на различных предприятиях США. Психология и сравнительные исследования позволили Ф. Герцбергу сделать вывод о том, потребности людей имеют иерархическую структуру: на вершине пирамиды — потребность в самосовершенствовании, которая может быть удовлетворена посредством труда. С другой стороны изучение великих мифов иудеев и христиан показывает, что они выражают общие для всего человечества типы мотивации. Предварительный анализ сущности человека посредством мифов привёл Герцберга к следующим выводам: двойственная природа людей соответствует двум взглядам на человечество. Согласно первой человек ищет защиты от страданий, причиняемых ему извне, в долине скорби, в которой он очутился после своего грехопадения (“будешь добывать хлеб в поте лица своего”), где человек влачит своё жалкое существование в ожидании смерти. Это находит подтверждение в мифе об Адаме, в котором говорится, что первый человек обладал всеми признаками совершенства, но был изгнан Богом из Рая на Землю за то, что вкусил плод древа познания. В связи с этим человечество было обречено на страдания. Следовательно, в каждом человеке существует стремление избежать страдания, заключает Герцберг.[10] В соответствии со вторым подходом, человек, созданный по образу и подобию Божию, является существом, разумным и находчивым, полным сил для реализации своих воззрений. Эта точка зрения подкрепляется мифом об Аврааме. Герцберг приводит отрывок из Библии, в котором Бог обещает Аврааму потомство, столь же многочисленное, как количество песчинок на берегу моря, если Авраам будет повиноваться ему, и отправится в Землю обетованную. Отсюда Ф. Герцберг делает такой вывод: “Второе определение человека заключается в том, что он является изобретательным существом, имеет врожденные добродетели, так что Бог выбрал его в качестве своего земного посланца”.[11] После ряда эмпирических исследований Герцберг приходит к выводу, что Мотивация к труду должна основываться на второй системе воззрений на человеческую природу. В частности, На стыке 50—60-х гг. Ф. Герцберг совместно с рядом его коллег провел исследование, касающееся выяснения того, какие факторы, оказывающие мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека, вызывают его удовлетворенность или же неудовлетворенность. Оно заключалось в том, что он опрашивал инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы в Питтсбурге, выборка составила около 200 человек. Его вопрос звучал так: «Что вам больше всего нравится и больше всего не нравится в вашей работе?» Анализируя ответы, он обнаружил, что в тех рассказах, где люди говорили о «плохом», имелся набор похожих утверждений. А в тех, где люди говорили о «хорошем», утверждения были самого разного плана. Факторы первого типа, влияющие на удовлетворенность, соответствуют природе Авраама и называются факторами актуализации или по-другому «мотивирующими» факторами. Факторы второго типа, влияющие на неудовлетворенность, называются атмосферными или “гигиеническими” и соответствуют природе Адама. Он выделил 10 «гигиенических» факторов: политика компании, технический надзор, отношения с руководителем, отношения с коллегами, отношения с подчиненными, заработок, безопасность и гарантия работы, личная и семейная жизнь, условия труда, статус. Исследователи соотносят эти факторы с тремя низшими потребностями А. Маслоу. Высшие потребности А. Маслоу – соответствуют 6 мотивационным факторам Ф. Герцберга: достижение, признание, работа, возможность творческого роста, ответственность, самореализация.. В отличие от А. Маслоу у Ф. Герцберга 10 низших факторов не являются определяющими поведение человека. Неудовольствие людей вызывал надзор вышестоящего начальника. Если с начальником отношения складываются хорошо, человек над этим не задумываетесь. В противном случае, это вызывают у работника неудовольствие. Контроль вышестоящего начальника вызывает отрицательные эмоции. Вы обращаете внимание на это. Вы можете не заметить хорошего, это подобно воздуху, которым мы дышим. Хороший начальник – это то, что вы ожидаете. Но если у вас плохой начальник, то вас это раздражает. Он кричит на вас, крадет ваши идеи. Когда начинают говорить о контроле вышестоящего начальника, то это одно из обстоятельств, которое вызывает недовольство. Есть еще проблема – мы привносим личностные системы ценностей в работу. Часто мировоззрения служащих, работающих вместе отличается, из-за этого совместная работа может не сложиться. С эти связан один вопрос, по которому жалуются работник, это межличностные отношения. Проблема заключается в том, что если вам приходится работать с тем, кто вам не нравится, то это может повредить вашей работе и отношению к ней. Если вы работаете с тем, с кем вам не комфортно, то это не прибавляет вам желания идти на работу. Еще одним негативным моментом при ответах на вопрос, что вам нравится в работе, была зарплата. Большинство людей считает, что им не доплачивают. Деньги – это отрицательный момент, а не положительный. Мы постоянно жалуемся на то, что нам платят меньше, чем должны. Задавая вопрос о том, что за последние несколько лет вам понравилось и заставило почувствовать интерес к работе, Герцберг получил совершенно другие ответы, потому что они являются стимулами. Первый стимул – это достижение. Если у вас есть интересная напряженная работа, и вы хорошо выполняете ее, то испытываете чувство колоссального удовольствия и удовлетворения. Вы знаете, что хорошо поработали, потому что достигли поставленной цели. Достижение цели – это то, что нравится людям. Достижение чего-то – это отличительное качество, которое делает людей на работе счастливыми. Что еще заставляет человека прекрасно ощущать себя, так это признание его успехов, способностей, признание его достижений. Когда человек делает тяжелую работу и делает хорошо, он ощущает себя великолепно, потому что успешно выполнили ее и если кто-то этот успех замечает. Когда ваш начальник похлопывает вас по плечу и говорит, что вы отлично сделали свою работу, это льстит вашему «я». Система мотивации должна предоставлять каждому участнику возможность выбора способов вознаграждения в соответствии с его индивидуальной шкалой ценностей. При этом классические материальные стимулы в виде заработной платы и поощрительных выплат сужают свое действие на разработчика, уступая место ожиданию вознаграждения от самой работы, ее результатов и процесса. То, что деньги были отнесены в группу факторов гигиены, а не в группу мотиваторов, было неожиданным. Очевидно, при опросе деньги понимались как постоянная зарплата работника, а не как плата, зависящая от выработки и качества работы. Деньги важны, как из-за их покупательной способности, так и из-за статуса, однако нельзя воспринимать деньги как универсальное средство для удовлетворения всех потребностей. В связи с этим различают материальную, трудовую и статусную системы мотивации. С точки зрения практического применения теории Герцберга прежде всего следует упомянуть изменения, осуществленные в начале 1970-х гг. на заводах шведской компании Volvo в городе Кальмаре. Сложившийся на этих предприятиях плохой социальный климат, последствия которого стали проявляться в частых прогулах рабочих сборочных цехов и низком качестве продукции, что в свою очередь, подрывало имидж торговой марки Volvo и обусловило снижение объемов продаж, вынудил руководителей фирмы отказаться от использования конвейерных линий сборки и перейти к выпуску машин самостоятельными подразделениями компании. Для этого детали автомобилей доставлялись в разукрупненные цеха. Действовавшие в них рабочие бригады целиком отвечали за сборку машин. Эти бригады (той же численности, что и раньше) самостоятельно распределяли рабочие задания между своими членами, выполняли их к установленным срокам и несли ответственность за качество продукции. Таким образом, обеспечивалось разнообразие выполняемых рабочими операций, что повышало их универсальность. Кроме того, работники проходили дополнительное обучение решению новых технических и управленческих задач и приобретали навыки коллективного труда. В результате удалось добиться существенных позитивных сдвигов, что признавалось всеми заинтересованными сторонами — рабочими, администрацией и профсоюзами. В компании улучшился социальный климат, существенно снизилось число прогулов и резко возросло качество продукции. Успех Volvo привлек внимание к ее опыту специалистов всего мира.[3] Дополнительные теории Ø Мотивационная теория ожиданий В. Врума Концепция этой теории в общем виде звучит так: степень мотивированности сотрудников организации к труду зависит от их представлений относительно своих способностей к выполнению стоящих перед ними задач и реальности достижения поставленной цели. Согласно мотивационной теории ожиданий, мотивационный эффект оказывают не сами потребности людей, а мыслительный процесс, в котором индивид оценивает реальность достижения поставленной цели и получения желаемого вознаграждения. Теория ожиданий утверждает зависимость усилий, которые предпринимает индивид, от осознания им реальности достижения поставленной цели и желательности ее достижения. Итак, мотивационная теория ожиданий рассматривает два типа ожиданий индивида, влияющих на эффективность его деятельности:
На степень мотивированности влияет также ценность или привлекательность для индивида полученных результатов. Если результаты, которых можно добиться хорошей работой и значительными усилиями, не представляют для человека интереса, его мотивация находится на низком уровне. Напротив, ценные для индивида результаты создают сильную мотивацию. [4,5] Ø Теория справедливости Адамса Джон Стейси Адамс, психолог, изучавший поведение и рабочую среду, выдвинул свою теорию справедливости в мотивации труда в 1963 году. Теория справедливости Стейси Адамса гласит, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Адамс называет личные вложения и получаемые результаты и другие подобные понятия, соответственно “ входы” и “ выходы”. Входы – это, очевидно, что мы вкладываем в нашу работу. Выходы это все, что мы получаем взамен. С точки зрения того, как теория применима к работе и управлению, следует сказать, что мы формируем представление о том, что представляет собой справедливое соотношение входов и выходов путем сравнения нашей собственной ситуации с другими. На практике это помогает объяснить, почему люди так сильно зависят от ситуации коллег, друзей, партнеров и т.д., в создании своего личного чувства справедливости и равенства в условиях работы. Истинное чувство баланса или справедливости, появляется только после включения в наше собственное сравнение своих входов и выходов, соотношения входов и выходов других людей в подобной ситуации. Отметим также немаловажный момент, что речь идет о соотношении, а не просто о сумме результатов и вложений как таковых. Это объясняет, например, почему сотрудники, работающие на полный рабочий день, при сравнении своего соотношения с соотношением сотрудников, работающими неполный рабочий день, зарабатывающими меньше, иногда получают меньше мотивации, когда оказывается, что у частично занятых общая удовлетворенность больше. Наиболее наглядно и полно теория Адамса объясняется следующей таблицей.
Теория справедливости напоминает нам о том, как люди видят себя и свой основной путь в связи с окружающей средой, командой, системой и т.д. – он не является изолированным, - поэтому людьми нужно управлять и влиять на них соответствующим образом. [6] Ø Теория иерархии потребностей А. Маслоу. В своей работе «Мотивация и личность» Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу: · Физиологические · Безопасность · Любовь/Принадлежность к чему-либо · Уважение · Познание · Эстетические · Самоактуализация
Физиологические потребности За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами. Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. В работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями. Если все потребности индивидуума не удовлетворены, если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком.
Потребность в безопасности. Сюда также относится потребность в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности. Подобно физиологическим потребностям, эти желания также могут доминировать в организме. Они могут узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма и нацелив их на достижение безопасности, и в этом случае мы можем с полным правом рассматривать организм как инструмент обеспечения безопасности. Рассмотрим пример на детях, у которых потребности этого круга проявляются нагляднее. Младенец реагирует на угрозу гораздо более непосредственно, чем взрослый человек, воспитание и культурные влияния еще не научили его подавлять и сдерживать свои реакции. Взрослый человек, даже ощущая угрозу, может скрыть свои чувства, смягчить их проявления настолько, что они останутся незамеченными для стороннего наблюдателя. Реакция же младенца целостна, он всем существом реагирует на внезапную угрозу на шум, яркий свет, грубое прикосновение, потерю матери и прочую резкую сенсорную стимуляцию.
Потребность в принадлежности и любви. После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.
Потребность в признании (уважении) Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.
Потребность в самоактуализации. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно. Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. К ним относятся познавательные и эстетические потребности.
Потребность в познании и понимании Стремление к познанию универсума и его систематизации рассматривается как средство достижения базового чувства безопасности, либо как разновидность потребности в самоактуализации, свойственная умным, образованным людям. Обсуждая необходимые для удовлетворения базовых потребностей предпосылки, в ряду прочих прав и свобод мы говорили и о праве человека на информацию, и о свободе самовыражения. Но сложно судить, какое место занимают в общей структуре мотивации любопытство, потребность в познании, тяга к философии и эксперименту и т.д., все наши суждения о когнитивных потребностях, прозвучавшие раньше, в лучшем случае можно счесть намеком на существование проблемы. У нас имеется достаточно оснований для того, чтобы заявить в основе человеческой тяги к знанию лежат не только негативные детерминанты (тревога и страх), но и позитивные импульсы, импульсы per se, потребность в познании, любопытство, потребность в истолковании и понимании.
Эстетические потребности Такие люди, лишенные эстетических радостей, в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смысле этого слова заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Такие люди выглядят изнеможенными, и немощь их может излечить только красота. Эстетические потребности обнаруживаются практически у любого здорового ребенка. Те или иные свидетельства их существования можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с первобытного человека. Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершенности, в законченности, в системе, в структуре, могут носить и когнитивно-конативный, и эстетический, и даже невротический характер. Если мы видим, что человек испытывает непреодолимое и вполне осознанное желание поправить криво повешенную картину, то, в самом деле, стоит ли стремиться к однозначной интерпретации его потребности?
§2. Выбор, обоснование и определение концептуальных понятий исследования трудовой мотивации.
Интегрируя двухфакторную теорию Фредерика Герцберга и теорию человеческой мотивации Абрахама Маслоу, содержание мотивации и труда молодого специалиста можно выразить следующей схемой:
Содержание трудовой мотивации разделим на два концептуальных понятия – мотивацию и труд, которые можно объяснить влиянием нескольких групп факторов. Мотивация объясняется общественными факторами, которые оказывают воздействие на человека как на социальное существо. Со стороны общества мотивация человека складывается из: · его ролей и статусов (чем со стороны окружающих должен заниматься человек, занимающий то или иное положение в обществе для адекватного выполнения своих ролей); · экономического и социального положения (в соотношении с другими индивидами); · культуры окружающей его среды (какие нормы и идеалы преследуются в данном обществе и как они мотивируют человека к деятельности); · семьи, как близкого окружения индивида (отношения и образ жизни той ячейки общества, в которую входит индивид). Предполагаемый работодатель мотивирует человека к работе, предоставляя ему: · наиболее подходящий род занятия (необходим для соответствия навыков молодого специалиста и занимаемой им должности); · заработок, соответствующий занимаемой им позиции; · возможность повышения ответственности (что способствует стремлению специалиста достичь новых результатов); · определенные условия работы (график работы, санитарные условия, отношения в коллективе). И, наконец, к личностным фактором можно отнести: · восприятие мира и · личные убеждения. Содержание труда – это то, ради чего человек трудиться: · ради самореализации; · повышения квалификации; · творческого роста; · приобретения навыков и опыта; · достижения целей; · признания и оценки; · дохода.
Сущностное определение. Мотивация - побуждение индивида к действию. Труд - это деятельность человека, в процессе которой он затрачивает свои физические и психические возможности, для удовлетворения физиологических и моральных потребностей. Эта деятельность приносит конкретный результат, ее можно увидеть/потрогать/услышать/почувствовать. Трудовая мотивация - побуждение человека к труду, являющееся результирующей системой внутренних побудительных элементов. Родовое понятие: вся совокупность факторов, влияющих на мотивацию индивида.
Содержательное определение Трудовая мотивация –процесс формирования внутреннего стремления индивида к труду посредством ряда элементов: потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Побуждение человека к труду может также формироваться в зависимости от факторов внешней среды, так называемых внешних стимулов: культуры, влияния референтныхгрупп (друзья, семья) и т.д. Работодатель тоже в определенной степени оказывает мотивирующее влияние на человека с помощью ряда возможностей, предоставляемых сотруднику: ü наиболее подходящий род занятия ü условия работы ü заработная плата, соответствующая занимаемой должности ü возможность делегирования полномочий Все эти элементы представляют собой сложную систему мотивов, под влиянием которых в сознании человека формируется как отношение к труду, так и программа трудового поведения, способного привести к удовлетворению соответствующих потребностей. Трудовая мотивация как система мотивов, отражающих потребности, удовлетворяемые с помощью трудовой деятельности, динамична. Ее изменение так же, как и мотивов, происходит в зависимости от изменения личности работника (напримерсистемы его ценностных ориентации и т. д.) и окружающей его социальной действительности. Трудовая деятельность побуждается одновременно несколькими мотивами, иерархично выстроенными. Как правило, при благоприятных социальных условиях мотивы, отвечающие элементарным потребностям, подчиняются более высоким, духовным мотивам. И наоборот, при неблагоприятной социальной ситуации на первый план выступают мотивы, связанные с удовлетворением элементарных потребностей. Мотивы, как правило, находятся в различном отношении между собой, могут усиливать или ослаблять друг друга, быть противоречивыми и т. д. В связи с этим трудовую мотивацию необходимо рассматривать как сложное явление, требующее глубокого научного анализа, выбора на каждом конкретном производстве особых методов и форм стимулирования труда, наиболее эффективно воздействующих на структуру мотивов, а соответственно на формирование отношения к труду и качество выполняемой работы. §3.Операционализация концептуальных понятий исследования трудовой мотивации. В данном параграфе мы считаем необходимым провести операционализацию концептуальных понятий, описывающих данное явление, т.е. необходимо определить содержательные типы концептуальных понятий через свойства, которые поддаются наблюдению.
РАЗДЕЛ II. Теоретические основы социологического исследования трудоустройства будущих молодых специалистов. §1. Выбор и обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию трудоустройства молодых специалистов. Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в "Политической арифметике" У.Петти. Позднее о
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.69 (0.013 с.) |