Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура социологического знания.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Курс лекций по социологии Тема 1. Социология как наука
Вопросы: 1. Объект и предмет социологии. 2. Структура социологического знания. 3. Функции социологии. Объект и предмет социологии Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет. Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей. Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом. Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах: · как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США); · как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США); · как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США); · как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.
Структура социологического знания. Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение. Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления. В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека. Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда - социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр. Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки. Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. Второй подход (целевой). Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию. Третий подход (масштабный) делит науку на макро - и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности). В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории. Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития. Социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего развития. Социология непосредственно связана с производством через проблематику его социального развития, совершенствования кадрового состава, улучшения планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его. Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами, позволяет каждому человеку понять свою жизнь с точки зрения общеисторического процесса, с одной стороны, а с другой – увидеть общее в частном, индивидуальном. В этом состоит специфика социологической точки зрения. Функции социологии. Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы: теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, о социальных группах, об индивидах и закономерностях их поведения; прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач; социального прогноза и контроля – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития; гуманистическая функция - разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.
Литература Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов/ под ред. проф. В.И. Добренькова.- М.: Гардарики, 2002. - Гл. 1. Горелов А.А. Социология: учебник. М.: Эксмо, 2006.- Гл. 1. Кравченко А.И. Социология: общий курс. Учебное пособие для вузов. – М., 2002. – Тема 1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.,1996. – Тема 1. Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл.1. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов.- М.: Гардарики, 2006.- Гл.1, 2. Тестовые задания по теме «Социология как наука» 1. Что является объектом социологии? 1. общество 2. человек 3. государство 4. страна
2. Что является предметом социологии? 1. политические отношения 2. законы развития человеческого сообщества 3. социальная жизнь 4. культурная сфера жизни общества
3. Какой подход позволяет делить социологию на фундаментальную и прикладную науки? 1. масштабный 2. содержательный 3. целевой 4. теоретический
4. В чем состоит прикладная функция социологии? 1. обогащение социологической теории 2. предоставление конкретной социологической информации для решения практических научных и социальных задач 3. создание методологической базы для других наук 4. разработка социальных идеалов
5. Как называется социология, ориентированная на практическую пользу? 1. прикладная 2. теоретическая 3. макросоциология 4. фундаментальная
Тема 2. Общество как целостная система
Вопросы: 1. Понятие «общество» и его исследовательские трактовки. 2. Типология обществ. 3. Системный подход к рассмотрению общества.
Типология обществ Всё многообразие обществ социологи пытаются разделить на определенные типы на основе сходных признаков. По наличию письменности общества делятся на дописьменные (дикие, отсталые) и письменные. Письменность – важный критерий цивилизованности. По числу уровней управления и степени социальной дифференциации можно выделить простые (минимальное расслоение, простая система управления) и сложные (много звеньев управления, расслоение по доходам). Ниже приведена классификация обществ по способу производства: • общество первобытных охотников и собирателей – период человеческого стада (протообщество). Состояло из родственных групп. • скотоводческие общества; • огороднические – переходная форма от добывания готовых продуктов к их выращиванию. Существовали одновременно со скотоводческими. • земледельческие (аграрные) общества. Образовывались государства, классы, крупные города. • индустриальные (промышленные) – начинают существовать с конца XVIII века- периода промышленной революции. Также можно привести классификацию обществ американского социолога Даниеля Белла, в которой он выделяет следующие типы: 1. Традиционное общество, для которого характерно: • неспособность или нежелание изменять какие-либо характеристики сложившегося образа жизни, относительная изоляция от других обществ; • высокая структурная устойчивость; • отношение к собственности детерминировано родовыми отношениями, общиной или феодальной иерархией; • основным способом социальной регуляции выступает традиция, разделяемая абсолютным большинством членов общества; • регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу; • в мировоззрении господствует догматизм. 2. Индустриальное общество – его особенность в том, что оно контрастирует с традиционным обществом по перечисленным выше характерным чертам. Кроме того, в обществе этого типа преобладает промышленность; частная собственность является базовым, системообразующим институтом. 3. Постиндустриальное общество – основные черты, отделяющие его от индустриального общества: • преобладает сфера услуг; • определяющую роль играет информация; • базовым, системообразующим институтом является творческое знание.
Литература Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник / под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- М.: Гардарики, 2007. – Гл. 4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 2003. – Тема 6. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебн. для студентов гуманитарных вузов. М., Интерпракс, 1995. – Гл. 7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.,1996. – Тема 3, 4. Тестовые задания по теме «Общество как целостная система» 1. Отождествление общества и государства было характерно для взглядов: 1. Аристотеля 2. Платона 3. Сократа 4. Демокрита
2. В современной социологии под обществом понимается: 1. все разумные существа на планете 2. люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру 3. случайная совокупность людей 4. люди, объединенные каким-либо одним признаком
3. На смену раннему периоду социальной эволюции (протообществу) приходит: 1. община собирателей и охотников 2. общество скотоводов и земледельцев 3. промышленная цивилизация 4. теократическое общество
4. В индустриальном обществе главным объектом собственности является: 1. земля 2. капитал 3. люди 4. знания
5. Примером социетальной системы является: 1. семья 2. человечество 3. студенческая группа 4. община
Тема 3. Социальные объединения людей
Вопросы: 1. Понятие социальной структуры общества. Социальные общности и их виды. 2. Понятие и классификация социальных групп. 3. Социальные институты и организации.
Литература Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2007. – Гл. 4. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., Интерпракс, 1995. – Гл. 8, 9. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М., 2003. – Гл. 8,12, 13. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 6, 10, 11. Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 3. Фролов С.С. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2006. – Гл. 9,10,11, 12. Тестовые задания по теме «Социальные объединения людей»
1. Относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностей и интересов – это:
1. общество 2. социальная общность 3. социальная группа 4. социальная организация
2. В чем состоит главная характеристика первичных социальных групп? 1. тесная эмоциональная связь 2. наличие лидера 3. распределение статусов и ролей 4. небольшое количество участников
3. Кратковременное скопление людей, не имеющих ничего общего, кроме одновременного физического присутствия в одном и том же месте, именуется: 1. клан 2. группа 3. толпа 4. организация
4. К какому типу институтов относятся заводы, банки, рынки? 1. институтам политики 2. экономическим институтам 3. духовным институтам 4. институту образования
5. Для чего люди вступают в добровольные организации? 1. для получения материального вознаграждения 2. для получения морального удовлетворения 3. для общения 4. для всего выше перечисленного
Тема 4. Личность в системе общественных отношений
Вопросы: 1. Социологические теории личности. 2. Социальные статусы и социальные роли. 3. Социализация личности.
Социализация личности Под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда и др. Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за процесс усвоения социальных норм и ролей, влияющие на процесс социализации. Агенты первичной социализации – родители, родственники, друзья, учителя. Агенты вторичной социализации – администрация школы, университета, армия, церковь, СМИ и т. п. В ходе социализации реализуются следующие цели: · взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей; · сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем ценностей и моделей поведения. Процесс формирования личности проходит разные фазы. Вначале происходит приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным группам, организациям и институтам - это фаза социальной адаптации. На фазе интериоризации формируются внутренние структуры сознания человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека. Выделяют следующие стадии социализации: 1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста) – ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. 2. Стадия индивидуализации (подростковый и юношеский возраст) – появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, т. к. характер и мировоззрение подростка неустойчивы. Юношеский возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3. Стадия интеграции – появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: • сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; • изменение себя, «стать как все»; • конформизм, внешнее соглашательство. 4. Трудовая стадия (весь период зрелости человека) – охватывает период трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст) – происходит воспроизводство социального опыта и процесс передачи его новым поколениям. Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека. Каждый раз, переходя на новую ступень, вступая в новый жизненный цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии название десоциализации и ресоциализации. Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – процесс принятия новых ценностей, норм, ролей и правил поведения взамен старых. Жизненный путь личности - это непрекращающийся процесс социализации, успешность которого зависит от его взаимодействия с индивидуализацией. Под индивидуализацией понимается персонифицированная форма осуществления социальных требований.
Литература Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2007.- Гл. 3. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., Интерпракс, 1995. – Гл. 10. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М., 2003. – Гл. 2, 4, 5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 7. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Фролов С.С. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2006. – Гл. 4, 5. Тестовые задания по теме «Личность в системе общественных отношений» 1. Личность – это: 1. каждый отдельный индивид 2. выдающийся человек 3. социальная модификация человека 4. все выше перечисленное
2. С точки зрения какой концепции стержнем личности является самосознание? 1. концепции «зеркального Я» 2. ролевой концепции 3. психоаналитической концепции 4. марксистской теории
3. Статус, для достижения которого необходимо затратить определенные усилия: 1. достигаемый 2. профессиональный 3. аскриптивный 4. экономический
4. Социальная роль – это: 1. понимание индивидом своего места среди окружающих людей 2. отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям 3. характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса 4. положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное
5. Понятие, обозначающее процесс, в ходе которого индивид изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы, переводя их на «внутренний» уровень: 1. конформность 2. интериоризация 3. ресоциализация 4. институционализация
Тема 5. Социальный конфликт
Вопросы: 1. Понятие социального конфликта. Функции конфликта. 2. Виды конфликтов. 3. Последствия конфликтов.
Виды конфликтов 1. В соответствии с объектом конфликта выделяются: • конфликты ценностей основываются на стремлении сторон утвердить и отстоять свою систему ценностей, свои позиции и взгляды. Плохо поддаются регулированию. • конфликты интересов связаны со стремлением к перераспределению ресурсов. Могут носить достаточно мягкий характер и способствовать структурным изменениям. 2. В зависимости от субъекта конфликта: • межиндивидуальные; • межгрупповые; • внутри организации; • внутри - и межинституциональные; • между государствами. 3. В зависимости от направленности конфликтов: • горизонтальные – между объектами, находящимися на одном уровне социального пространства; • вертикальные – между участниками, занимающими разные статусные позиции. 4. В зависимости от способа конфликтного взаимодействия: • конфронтация – борьба сторон, чьи интересы достаточно четко определены и носят противоположный характер; • соперничество – предполагает некоторое единство целей и интересов участвующих в конфликте сторон, проявляется в стремлении одной стороны превзойти другую при распределении ресурсов или властных полномочий; • конкуренция – тип поведения, при котором успех одной стороны возможен только при подавлении или ущемлении интересов другой. 5. По характеру регулирования: институционализированные и неинституционализированные конфликты. Различия между ними заключаются в существовании или отсутствии общепринятых правил конфликтного поведения, взаимных обязательств сторон, согласия участников конфликта относительно символов победы или поражения, времени завершения конфликта. 6. В зависимости от последствий: • конструктивные (позитивные социальные изменения); • деструктивные (саморазрушение сторон).
Последствия конфликтов Разрешение конфликта может быть полное или частичное. Полное разрешение означает прекращение конфликта, при этом «образ врага» трансформируется в «образ партнера», установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном разрешении конфликта чаще изменяется только внешняя его форма, но сохраняются внутренние побудительные установки продолжения противоборства. Методы разрешения социальных конфликтов. 1. Метод избежания конфликта – уход с политической арены того или иного политического деятеля, избежания встреч с противником и т.д. 2. Метод переговоров – позволяет избежать применения насилия. Переговоры позволяют обмениваться мнениями, объективно оценить истинное соотношение сил, добиться взаимопонимания, прийти к согласию. 3. Метод использования посредничества – примирительная процедура. Высокие требования к личности посредника. 4. Метод откладывания – нередко означает сдачу своих позиций. 5. Метод третейского разбирательства, или арбитраж. При разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе международного права. Последствия конфликта могут быть: Функциональные • проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон; • стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях. Дисфункциональные • неудовлетворенность, плохое состояние духа; • меньшая степень сотрудничества в будущем; • сильная преданность своей группе и конкуренция с другими группами; • представления о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных; • сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами; • предание большого значения «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.
Литература
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.,1996. Конфликты в современной России: проблемы анализа и регулирования / Под ред. Е.И. Степанова. – М.,1999. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. – М.,1997. Фролов С.С. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2006. - Гл.18. Тестовые задания по теме «Социальный конфликт» 1. Кому принадлежит данное определение конфликта: «напряжение между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами определенной группы или индивидов»? 1. М. Веберу 2. Л. Козеру 3. К. Марксу 4. Т. Парсонсу
2. Назовите причину социальных конфликтов, суть которой в том, что у каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон жизни: 1. ограниченность ресурсов, которые нужно делить 2. различия в манере поведения и жизненном опыте 3. наличие противоположных ориентаций 4. отношения между элементами социальной структуры
3. Любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчета в его целях, называются: 1. объектом конфликта 2. субъектом конфликта 3. участником конфликта 4. сторонником конфликта
4. Конфликты между участниками, занимающими разные статусные позиции, называются: 1. межиндивидуальные 2. горизонтальные 3. вертикальные 4. конфликты интересов
5. К какому виду последствий социального конфликта относится сильная преданность своей группе и конкуренция с другими группами: 1. дисфункциональному 2. негативному 3. функциональному 4. позитивному
Тема 6. Социальная стратификация
Вопросы: 1. Понятие социальной стратификации. 2. Исторические типы стратификации. 3. Социальная стратификация современных обществ.
Понятие, содержание, основания социальной стратификации Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм. Социальное неравенство в социологии, как правило, понимается как необходимое условие организации социальной жизни; критерий, который позволяет определить место каждой группы – выше или ниже других, как неравенство социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить общество на слои (stratum - слой, facere - делать). Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично - с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у основания. Итак, социальная стратификация – это процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Основы теории стратификации были заложены К. Марксом, Э. Дюркгеймом, М.Вебером и др. Большой вклад в развитие современной теории стратификации внес П.А. Сорокин. Как отмечал Р. Мертон, именно П.А. Сорокину удалось первым в XX столетии создать всеохватывающий обзор социальной стратификации. Критерии подразделения общества на слои (страты) могут быть самыми разнообразными. Например, Т.Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков. К ним относятся: 1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и проч.; 2) признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с различными видами профессионально-трудовой деятельности; 3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т.д. Эти признаки являются исходной теоретической основой многомерного подхода к изучению социальной стратификации. Но можно выделить четыре главных измерения стратификации: • доход • власть • образование • престиж так как они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Каждая страта включает только тех людей, которые имеют приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсии, пособий, алиментов, гонораров; он измеряется в рублях, долларах или др. денежных единицах. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство. Обычно богатство передается по наследству, которое могут получать как работающие, так и неработающие люди, а доход получают только работающие. У низшего и среднего классов главным источником существования является доход, а у высшего класса еще есть и богатство. Доходы и богатство распределяются неравномерно и означают экономическое неравенство. Образование измеряется количеством лет обучения в школе, вузе и т.д. Власть определяется как возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания и измеряется количеством человек, на которых она распространяется. В обществе власть охраняется законами и традициями, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам. Люди, обладающие тем или иным видом власти (политической, экономической, религиозной) составляют элиту. Престиж – уважение, которым в общественном мнении пользуются определенный социальный статус, та или иная профессия, должность, род занятий. Все профессии, должности и занятия, существующие в данном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Принадлежность к определенной страте измеряется субъективными и объективными показателями: • субъективный показатель – ощущение причастности к данной группе, идентификация с ней; • объективные показатели – доход, власть, образование, престиж. Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного общества и в то же время представляет его социальный портрет. Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.
Литература Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2007.- Гл. 6. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М., 2003. – Гл. 9, 10. Радуев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: учебное пособие. М., 1996. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 8. Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 9. Фролов С.С. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2006. – Гл.13. Тестовые задания по теме «Социальная стратификация» 1. Группы признаков, дифференцирующих людей, выделил: 1. О. Конт 2. Т. Парсонс 3. Э. Дюркгейм 4. М. Вебер
2. Социальная стратификация – это: 1. деление всех членов общества на группы в соответствии с определенной заданной системой критериев 2. сословная организация общества 3. объединение людей для достижения конкретной цели 4. приобретение человеком определенного социального статуса
3. Престиж – это измерение стратификации, которое выражается в: 1. количестве человек, на которых распространяется принимаемое решение 2. уважении статуса, которое сложилось в общественном мнении 3. количестве денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени 4. количестве лет обучения в школе и вузе
4. Сословие – это: 1. любая социальная страта в современном обществе 2. прослойка развитого индустриального общества, включающая всех среднеоплачиваемых профессионалов 3. социальная группа, обладающая правами и обязанностями, которые передаются по наследству и закрепляются обычаем или юридическим законом 4. форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого
5. В марксистской социологии под классами понимаются: 1. большие социальные группы, владеющие либо не владеющие средствами производства 2. социальные группы, членство в которых определяется исключительно по рождению 3. ранги государственных служащих 4. социальные группы, права и обязанности которых освящены религиозной доктриной
Виды социальной мобильности Существует два основных вида социальной мобильности: • межпоколенная • внутрипоколенная и два основных типа: • вертикальная • горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом. Межпоколенная мобильность – когда дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступень, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность – один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе ее называют социальная карьера. Вертикальная мобильность представляет собой перемещение индивида или социальной группы из одной страты в другую, при этом происходит смена социального статуса. В зависимости от направления перемещения выделяют следующие виды вертикальной мобильности: • восходящая (социальный подъем); • нисходящая (социальный спуск). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение – принудительное. Каналы вертикальной мобильности. По мнению П.А. Сорокина, в любом обществе между стратами существуют каналы («лифты»), по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Особый интерес представляют социальные инс
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 10673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.233 (0.021 с.) |