Социальные институты и организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные институты и организации



Социальные институты – относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Для социальных институтов характерно четкое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность, слаженность их действий, достаточно высокий и жесткий уровень регуляции и контроля за этим взаимодействием.

Каждый социальный институт имеет:

• более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

• набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

• систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

• конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института помимо прочего всегда имеется еще одна функция – обеспечение согласованности между действующими индивидами).

Российский социолог С.С. Фролов выделяет пять групп общих признаков социальных институтов:

1. Установки и образцы поведения

2. Культурные символы – они в предельно концентрированной форме создают представление об институте, его образ.

3. Утилитарные культурные черты.

4. Устные и письменные кодексы поведения – поддерживают институционально закрепленные роли и являются важной частью социального контроля.

5. Идеология – система идей, в которой выражено как люди должны относиться к тому или иному действию и почему они должны действовать определенным образом.

У социального института можно выделить содержательную и формальную стороны. С содержательной стороны социальный институт является системой стандартов поведения носителей тех или иных социальных статусов. С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной социальной функции.

Социальные связи, лежащие в основе социальных институтов, называются институциональными, а сам процесс придания этим связям упорядоченного, нормативного характера именуется институционализацией.

В социологии обычно выделяют следующие социальные институты:

институт брака и семьи, в рамках которого воспроизводятся новые члены общества;

институт образования, с помощью которого они усваивают накопленные знания, культурные ценности и передают их последующим поколениям;

институт экономики, направленный на обеспечение жизнедеятельности индивидов и общества в целом, процесса производства и распределения благ и услуг;

политические институты, функцией которых является установление согласия между индивидами, социальными группами и коллективами, осуществление контроля за поведением членов общества ради сохранения общественного порядка, предотвращения и разрешения конфликтов между ними;

культурные институты, обеспечивающие сохранение духовных ценностей.

Функции социальных институтов.

1. Главная функция любого социального института – удовлетворение социальных потребностей. Определяющим условием появления института служит соответствующая социальная потребность. Например, институт семьи удовлетворяет такие социальные потребности, как обеспечение воспроизводства населения и регулирования семейно-брачных отношений, воспитание детей, поддержание нетрудоспособных членов общества.

2. Функция осуществления социального контроля за поведением людей в обществе. Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, которые согласуются с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов через систему поощрений и санкций.

3. Функция обеспечения относительной устойчивости социальных связей и отношений в обществе в целом. Институт сохраняет свою стабильность на протяжении длительного времени, что является условием устойчивости всей системы.

4. Функция социализации. Посредством социальных институтов индивиды усваивают принятые в данном обществе образцы поведения и способы деятельности.

Процесс взаимодействия социального института с социальной средой может быть нормальным, однако возможны и нарушения, так как протекающие в обществе процессы постоянно меняют потребности индивидов, групп, слоев общества, а следовательно, и характер отношений социальных институтов с общественной средой. Может возникнуть ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не найдут адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате такого несоответствия в деятельности социального института могут возникнуть явления дисфункций, т.е. нарушения нормативного взаимодействия с социальной средой. Внешне это может проявиться в падении престижа и авторитета института, в неясности целей его деятельности, неопределенности функций.

Социальная организация - это совокупность индивидов и групп, объединенных для достижения какой-либо цели на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры.

Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения индивидуальных или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.

Любая организация может быть описана с учетом целого ряда компонентов:

• цели;

• типа иерархии;

• характера управления;

• степени формализации.

Цель – это образ результата, в котором заинтересована организация и к которому она стремится. Различают цели-задания, цели-ориентации, которые связаны с интересами участников коллектива, и системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации.

Иерархия – предполагает распределение ролей на две группы: роли, наделяющие их носителей властью, и роли, ставящие индивида в подчиненное положение. С точки зрения иерархии выделяют централизованные (предполагают особую координацию и интеграцию усилий) и нецентрализованные организации.

Управление – представляет собой целенаправленное воздействие на индивида с целью побудить его совершать определенные действия, в которых заинтересована организация и в которых сам индивид может быть не заинтересован. Средствами управления являются приказ (задание) и стимулирование.

Формализация отношений связана с созданием стандартных образцов поведения для индивидов и выражается в договорном, документальном закреплении правил и норм в некой единой системе. Формализация играет важную роль в преодолении организационной сложности.

Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций:

добровольные;

принудительные или тоталитарные;

утилитарные.

В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с государственными, правительственными структурами, они образуются для преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.

Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда людей принуждают вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия, монастыри и проч.

В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.

В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций, как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.

По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности выделяют традиционные и рациональные организации.

 

Литература

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2007. – Гл. 4.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., Интерпракс, 1995. – Гл. 8, 9.

Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М., 2003. – Гл. 8,12, 13.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 6, 10, 11.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 3.

Фролов С.С. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2006. – Гл. 9,10,11, 12.

Тестовые задания по теме «Социальные объединения людей»

 

1. Относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностей и интересов – это:

 

1. общество

2. социальная общность

3. социальная группа

4. социальная организация

 

2. В чем состоит главная характеристика первичных социальных групп?

1. тесная эмоциональная связь

2. наличие лидера

3. распределение статусов и ролей

4. небольшое количество участников

 

3. Кратковременное скопление людей, не имеющих ничего общего, кроме одновременного физического присутствия в одном и том же месте, именуется:

1. клан

2. группа

3. толпа

4. организация

 

4. К какому типу институтов относятся заводы, банки, рынки?

1. институтам политики

2. экономическим институтам

3. духовным институтам

4. институту образования

 

5. Для чего люди вступают в добровольные организации?

1. для получения материального вознаграждения

2. для получения морального удовлетворения

3. для общения

4. для всего выше перечисленного

 

Тема 4. Личность в системе общественных отношений

 

Вопросы:

1. Социологические теории личности.

2. Социальные статусы и социальные роли.

3. Социализация личности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 3500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.230 (0.023 с.)