Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологи изучают ТВ-новости

Поиск

Социологические исследования телевидения уделяли немало внимания программам ново­стей. Значительная часть населения не читает газет; тем самым, ТВ-новости являются клю­чевым источником информации о том, что происходит в мире. Некоторые наиболее из­вестные — и спорные — исследования в обла­сти теленовостей были проведены Глазго ме­диа груп из университета г. Глазго. Эта группа опубликовала серию критических работ на те­му подачи новостей, таких как «Плохие ново­сти» (Bad News), «Снова плохие новости» (More Bad News), «Очень плохие новости» (Really Bad News) и «Новости войны и мира» (War and Peace News). Они придерживались примерно одинаковых стратегий исследования от книги к книге, хотя фокус их исследования менялся.

«Плохие новости» (Glasgow Media Group 1976) — их первая и самая влиятельная кни­га — была основана на анализе передач теле­новостей по всем трем телеканалам Соединен­ного Королевства (Канала 4 в то время еще не существовало) в период с января по июнь 1975 г. Целью книги было дать систематиче­ский и беспристрастный анализ содержания новостей и способов их подачи. В «Плохих новостях» в основном рассматривался показ диспутов по проблемам промышленного про­изводства. В более поздних книгах внимание в основном уделялось освещению политики и войне на Фолклендских островах.

В заключении, к которому пришли ав­торы в «Плохих новостях», отмечалось, что новости, касающиеся взаимоотношений в про­мышленности, обычно подавались выборочно и предвзято. Такие термины, как «проблемы», «радикальный» или «бессмысленная забастов­ка», подразумевали антипрофсоюзные взгляды. Последствия забастовок, ведущих к наруше­ниям, касающимся зрителей, имели гораздо больше шансов быть освещенными в эфире, нежели причины, приведшие к ним. Использу­емый отснятый материал часто показывал дей­ствия протестующих так, чтобы они казались иррациональными или агрессивными. Напри­мер, сюжет, посвященный тому, как бастующие


не дают людям войти на фабрику, ставил бы в центр внимания любые возникшие при этом конфронтации, даже в случае если последние были бы очень редким явлением.

В «Плохих новостях» также подчеркива­лось, что создатели теленовостей выступают в роли «охранников» в отношении того, что попадает в программу, — иными словами, то­го, о чем вообще узнает публика. Забастовки, во время которых шла активная конфронта­ция между работниками и руководством, могут передаваться широко. Более же важные и дли­тельные обсуждения проблем индустрии иного характера могут быть практически совершен­но проигнорированы. Взгляды журналистов, работающих в сфере новостей, как предполо­жила Глазго медиа груп, отражают мнения наи­более влиятельных групп населения, которые неизбежно считают забастовщиков опасными и безответственными.

Критические отклики

Работы Глазго медиа груп широко обсужда­лись в кругах СМИ и в академической сре­де. Некоторые продюсеры новостей обвинили исследователей в том, что последние просто хотели выразить свои взгляды, которые, как показалось первым, были на стороне бастую­щих. Они указывали на тот факт, что в «Пло­хих новостях» имелась глава, посвященная «Профсоюзам и СМИ», между тем как главы о «Менеджменте и СМИ» не было. Критики из СМИ утверждали, что это было необходимо обсудить, поскольку руководство предприятий зачастую обвиняет журналистов, работающих в сфере новостей, в том, что они настроены против них, а не против бастующих.

Критика со стороны ученых отмечала аналогичные моменты. Мартин Харрисон по­лучил доступ к записям передач теленово­стей программы «Независимые теленовости» за тот же период, что и в оригинальном ис­следовании (Hanison 1985). На данном основа­нии он заявил, что рассматриваемые в работе пять месяцев являлись нетипичными. Слиш­ком много дней в этот период было потеряно из-за забастовки. Было бы невозможно пере­дать все новости сразу, и поэтому тенденция фокусировать внимание на наиболее ярких эпизодах вполне понятна.

С точки зрения Харрисона, члены Глазго медиа груп ошибочно утверждали, что в теле­новостях уделялось слишком много внимания последствиям забастовок. Как-никак гораздо


Воздействие телевидения



 


большее количество людей обычно сталки­вается с последствиями забастовок, нежели участвует в них. Иногда жизнь миллионов людей нарушается из-за действий небольшой группы. В заключение, согласно анализу Хар-рисона, многие утверждения Глазго медиа груп были просто ложными. Например, в отличие от того, что утверждали члены Глазго медиа груп, в новостях, как правило, назывались профсоюзы, вовлеченные в диспут, и сооб­щалось о том, являлись ли забастовки офици­альными или же неофициальными.

В ответ на подобную критику, члены груп­пы заметили, что исследование Харрисона бы­ло отчасти спонсировано вещательной компа­нией Ай-ти-эн (ГШ), что, возможно, ставило под сомнение его беспристрастность как уче­ного. Расшифровки, внимательно изученные Харрисоном, были неполными, но включали в себя отрывки, которые в действительности Ай-ти-эн не транслировала вовсе.

С тех пор члены Глазго медиа груп выпол­нили ряд дальнейших исследований. В статье под названием «Увидеть — значит поверить» Грег Файло, один из членов группы, предста­вил отчет о воспоминаниях различных людей о ряде событий из прошлого. В частности, он спрашивал о том, что помнят эти люди о за­бастовке шахтеров 19S4-19&5 гг. — крупной и длительной конфронтации между профсою­зом горняков во главе с Артуром Скаргиллом и консервативным правительством г-жи Тэт­чер (Philo 1991).

Файло показал различным группам лиц фотографии, касающиеся забастовки, и по­просил их написать об увиденном новостные истории-репортажи так, как если бы те явля­лись журналистами. Файло также расспросил их о том, что они помнят о забастовке, ин­тересуясь, например, тем, была ли забастовка в целом мирной или нет. Он обнаружил, что написанные истории очень напоминали ори­гинальные телепередачи, которые появлялись во время забастовки. Многие фразы совпадали буквально.

Больше половины людей полагали, что пикетирование, имевшее место во время за­бастовки, носило весьма жестокий характер (на самом деле акты насилия были очень ред­ким явлением). Файло заключил, что «может быть необычайно трудно критически оцени­вать господствующее мнение СМИ в случае, когда доступ к альтернативным ресурсам ин­формации ограничен. В таких обстоятельствах


мы не должны недооценивать власть СМИ» (Philo 1991, 177).

В своей работе «Понимая ситуацию» Глаз­го медиа груп собрала материалы последних исследований в области теленовостей. Редак­тор издания, Джон Элдридж, отмечает, что дис­куссия, вызванная первой работой группы, по-прежнему продолжается (Eldridge 1993). Всегда сложно сказать, что же будет считаться объ­ективным подходом при передаче новостей. Выступая против тех, кто говорит, что идея объективности не имеет смысла (см. раздел «Бодрийяр: мир гиперреальности» на с. 406), Элдридж заявляет о том, что важно продол­жать критически оценивать продукцию СМИ. Достоверность при передаче новостей может и должна изучаться. Ведь мы с вами рас­считываем на подлинность передачи резуль­татов футбольных матчей. Такой простой при­мер, как утверждает Элдридж, напоминает нам о том, что вопросы о достоверности всегда возникают в связи с репортажем новостей.

Однако вопрос о том, что новости — это всегда не просто «описание» того, что «произо­шло на самом деле» в определенный день или неделю, остается. «Новости» — это сложная конструкция, которая регулярно влияет на то, «о чем» они. Например, когда какой-нибудь по­литик появляется в той или иной программе новостей и дает свой комментарий по спор­ному вопросу — скажем, по поводу состояния экономики и что с ней необходимо делать, — этот комментарий сам по себе становится «но­востью» в последующих программах.

Телевидение и понятие жанра

Телевидение сегодня работает в режиме не­прерывного потока. Программы могут пре­рываться рекламой, но промежутков между передачами не бывает. Если на какой-то мо­мент экран становится пустым, телекомпания считает себя обязанной принести извинения. И продюсеры, и зрители считают, что ТВ бес­конечно — и в самом деле, многие каналы никогда не прерывают своего вещания.

ТВ — это поток, но телепрограмма — это гремучая смесь. Программа на один ве­чер, к примеру, обычно состоит из целого набора весьма различных передач, идущих одна за другой. Для того, чтобы разобраться в казалось бы хаотичной природе програм­мирования ТВ, пригодится понятие жанра (Abercrombie 1996). Понятие жанра соотносит­ся с тем, как создатели той или иной про-



Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация


 


граммы и зрители понимают то, «что именно» они смотрят — как эти группы категоризируют передачи — например, как новости, мыльные оперы, игровые шоу, мюзиклы или триллеры. У каждого жанра свои правила и традиции, отличающие и отделяющие его от других.

Эти правила частично касаются содер­жания. Например, место действия мыльных опер — то или иное жилище, тогда как вестер­ны повествуют об Америке XIX в. Они также касаются персонажей и контекстов. В мыльных операх главными будут сами персонажи, на­пример семьи у себя дома, тогда как в трилле­рах они скорее всего будут подчинены сюжету. Жанры также определяют различные ожида­ния. Неизвестность и тайна — неотъемлемые части детективного сериала, но обычно они не характерны для мыльных опер.

ТВ-продюсеры в общем и целом знают, чего ожидает зритель, и действуют внутри этих рамок. Это позволяет им достичь рутины в сво­ей работе. Могут создаваться производствен­ные бригады актеров, режиссеров и писателей, специализирующихся в том или ином жанре. Реквизит, съемочные площадки и костюмы мо­гут использоваться вновь и вновь. Можно до­биться преданности публики, по мере того как люди постепенно привыкают к регулярному просмотру программ определенного жанра.

Сериал (мыльная опера)

Жанр, созданный радио и телевидением, полу­чил название «мыльная опера», и сейчас такой сериал является наиболее популярным жан­ром среди телепередач. Еженедельно практи­чески все самые популярные программы на ТВ Великобритании являются сериалами — «Ист-эндеры», «Коронейшн-стрит» и многие другие. Сериалы можно разделить на различные ти­пы или субжанры, во всяком случае те, что представлены на ТВ Великобритании. Сериа­лы, которые снимаются в Соединенном Коро­левстве, такие как «Коронейшн-стрит», обычно сурового и приземленного характера, зача­стую повествуют о жизни малоимущих людей. Затем существуют сериалы, импортируемые из США, какими являлись «Даллас» или «Дина­стия» в 1980-е, где повествуется о людях, веду­щих более роскошный образ жизни. К третьей категории относятся сериалы из Австралии — например, «Соседи». Обычно это малобюджет-иая продукция, действующими лицами в кото­рой являются представители среднего класса, с характерным для них образом жизни.


Мыльные оперы, как и ТВ в целом, идут непрерывно. Отдельные истории могут закан­чиваться, различные персонажи появляться и исчезать, но сериал в целом не будет закон­чен до тех пор, пока его полностью не снимут с эфира. Напряжение от эпизода к эпизоду создается с помощью так называемых «клифф-хенгеров» — моментов, когда серия внезапно обрывается до некого важного события, ко­торое вот-вот должно было бы произойти, — и зрителю приходится ждать следующей се­рии, чтобы узнать, что же из всего этого вышло.

Основополагающим моментом жанра мыльной оперы является регулярный про­смотр зрителями. Из одного эпизода прак­тически ничего не ясно. Мыльные оперы под­разумевают историю, которая известна посто­янному зрителю, — он или она постепенно узнает персонажей, их характеры и события их жизни. Ниточки, которые связаны между собой для создания подобной истории, пре­жде всего несут личный и эмоциональный ха­рактер — сериалы в основном не соотнесены с крупными социальными или экономически­ми структурами, которые возникают только лишь как внешний фон.

Социологами выдвигались различные мнения о причине необыкновенной попу­лярности сериалов — популярности во всем мире, не только в Великобритании и США, но и в Африке, Азии и Латинской Амери­ке. Некоторые считают, что они дают шанс уйти от реальности, особенно там, где женщи­ны (которые составляют большинство ауди­тории сериалов) находят свою жизнь скуч­ной или угнетающей. Эта точка зрения, од­нако, не слишком убедительна, учитывая что многие сериалы повествуют о людях, в чьей жизни проблем не меньше. Более вероятной является идея о том, что сериалы обращены к универсальным чертам личной и эмоцио­нальной жизни людей. Они исследуют дилем­мы, с которыми может столкнуться каждый, и возможно даже помогают некоторым людям более творчески размышлять о собственной жизни.

Что же мы должны думать о более широ­ком использовании СМИ? Это одна из основ­ных проблем для тех, кто разрабатывал теоре­тические интерпретации роли СМИ в форми­ровании социального развития и обществен­ной организации. К этим теориям мы с вами сейчас и обратимся.


Теории СМИ



 


Теории СМИ

Ранние теории

Коммуникация — передача информации от одного индивида или группы к другим, будь то в речи или с помощью современных нам СМИ, является важной в любом обществе. Двумя се­рьезными ранними теоретиками коммуника­ции были канадские авторы Харолд Иннис и Маршалл Маклуан. Иннис утверждал, что на организацию общества очень сильно влия­ет характер его СМИ. Он ссылается на камен­ную иероглифику — письмо на камне, суще­ствовавшее в некоторых древних цивилизаци­ях. Резьба по камню сохраняется длительное время, но не может быть с легкостью транс­портирована. Это плохой способ поддержания связи с удаленными местностями. Соответ­ственно, общества, полагающиеся на данную форму коммуникации, не могут стать очень большими (Innis 1950; 1951).

Маклуан развил некоторые идеи Инниса, и в частности, применил их к СМИ в совре­менных, промышленно развитых обществах. Согласно Маклуану, «средство определяет со­держание». Это означает, что характер СМИ того или иного общества влияет на его струк­туру намного сильнее, нежели то содержа­ние, или сообщения, которые этот вид СМИ передает. Телевидение как СМИ, к примеру, очень отличается от напечатанной книги. Оно является электронным, визуальным и состо­ит из сменяющих друг друга изображений. Обычная жизнь воспринимается в обществе, где важную роль играет телевидение, по-дру­гому нежели в том, где есть лишь печатные СМИ. Так, теленовости мгновенно передают глобальную информацию миллионам людей. Электронные СМИ, согласно Маклуану, созда­ют глобальную деревню — люди по всему миру одновременно видят, как разворачива­ются важнейшие события, ставшие предметом новостей, и следовательно, участвуют в них совместно {McLuhan 1964). К примеру, мил­лионы людей из разных стран наблюдали за интригой, в которую были вовлечены аме­риканский президент Билл Клинтон и быв­шая стажерка Белого Дома Моника Левински. После целого года разоблачений, обвинений и постоянного освещения в СМИ скандал все же утих, когда попытка сместить Клинтона провалилась. Зрители всего мира совместно поучаствовали в одном из наиболее драма-


тичных и значительных эпизодов недавнего прошлого, освещаемых в СМИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.01 с.)