Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологи изучают ТВ-новостиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социологические исследования телевидения уделяли немало внимания программам новостей. Значительная часть населения не читает газет; тем самым, ТВ-новости являются ключевым источником информации о том, что происходит в мире. Некоторые наиболее известные — и спорные — исследования в области теленовостей были проведены Глазго медиа груп из университета г. Глазго. Эта группа опубликовала серию критических работ на тему подачи новостей, таких как «Плохие новости» (Bad News), «Снова плохие новости» (More Bad News), «Очень плохие новости» (Really Bad News) и «Новости войны и мира» (War and Peace News). Они придерживались примерно одинаковых стратегий исследования от книги к книге, хотя фокус их исследования менялся. «Плохие новости» (Glasgow Media Group 1976) — их первая и самая влиятельная книга — была основана на анализе передач теленовостей по всем трем телеканалам Соединенного Королевства (Канала 4 в то время еще не существовало) в период с января по июнь 1975 г. Целью книги было дать систематический и беспристрастный анализ содержания новостей и способов их подачи. В «Плохих новостях» в основном рассматривался показ диспутов по проблемам промышленного производства. В более поздних книгах внимание в основном уделялось освещению политики и войне на Фолклендских островах. В заключении, к которому пришли авторы в «Плохих новостях», отмечалось, что новости, касающиеся взаимоотношений в промышленности, обычно подавались выборочно и предвзято. Такие термины, как «проблемы», «радикальный» или «бессмысленная забастовка», подразумевали антипрофсоюзные взгляды. Последствия забастовок, ведущих к нарушениям, касающимся зрителей, имели гораздо больше шансов быть освещенными в эфире, нежели причины, приведшие к ним. Используемый отснятый материал часто показывал действия протестующих так, чтобы они казались иррациональными или агрессивными. Например, сюжет, посвященный тому, как бастующие не дают людям войти на фабрику, ставил бы в центр внимания любые возникшие при этом конфронтации, даже в случае если последние были бы очень редким явлением. В «Плохих новостях» также подчеркивалось, что создатели теленовостей выступают в роли «охранников» в отношении того, что попадает в программу, — иными словами, того, о чем вообще узнает публика. Забастовки, во время которых шла активная конфронтация между работниками и руководством, могут передаваться широко. Более же важные и длительные обсуждения проблем индустрии иного характера могут быть практически совершенно проигнорированы. Взгляды журналистов, работающих в сфере новостей, как предположила Глазго медиа груп, отражают мнения наиболее влиятельных групп населения, которые неизбежно считают забастовщиков опасными и безответственными. Критические отклики Работы Глазго медиа груп широко обсуждались в кругах СМИ и в академической среде. Некоторые продюсеры новостей обвинили исследователей в том, что последние просто хотели выразить свои взгляды, которые, как показалось первым, были на стороне бастующих. Они указывали на тот факт, что в «Плохих новостях» имелась глава, посвященная «Профсоюзам и СМИ», между тем как главы о «Менеджменте и СМИ» не было. Критики из СМИ утверждали, что это было необходимо обсудить, поскольку руководство предприятий зачастую обвиняет журналистов, работающих в сфере новостей, в том, что они настроены против них, а не против бастующих. Критика со стороны ученых отмечала аналогичные моменты. Мартин Харрисон получил доступ к записям передач теленовостей программы «Независимые теленовости» за тот же период, что и в оригинальном исследовании (Hanison 1985). На данном основании он заявил, что рассматриваемые в работе пять месяцев являлись нетипичными. Слишком много дней в этот период было потеряно из-за забастовки. Было бы невозможно передать все новости сразу, и поэтому тенденция фокусировать внимание на наиболее ярких эпизодах вполне понятна. С точки зрения Харрисона, члены Глазго медиа груп ошибочно утверждали, что в теленовостях уделялось слишком много внимания последствиям забастовок. Как-никак гораздо Воздействие телевидения
большее количество людей обычно сталкивается с последствиями забастовок, нежели участвует в них. Иногда жизнь миллионов людей нарушается из-за действий небольшой группы. В заключение, согласно анализу Хар-рисона, многие утверждения Глазго медиа груп были просто ложными. Например, в отличие от того, что утверждали члены Глазго медиа груп, в новостях, как правило, назывались профсоюзы, вовлеченные в диспут, и сообщалось о том, являлись ли забастовки официальными или же неофициальными. В ответ на подобную критику, члены группы заметили, что исследование Харрисона было отчасти спонсировано вещательной компанией Ай-ти-эн (ГШ), что, возможно, ставило под сомнение его беспристрастность как ученого. Расшифровки, внимательно изученные Харрисоном, были неполными, но включали в себя отрывки, которые в действительности Ай-ти-эн не транслировала вовсе. С тех пор члены Глазго медиа груп выполнили ряд дальнейших исследований. В статье под названием «Увидеть — значит поверить» Грег Файло, один из членов группы, представил отчет о воспоминаниях различных людей о ряде событий из прошлого. В частности, он спрашивал о том, что помнят эти люди о забастовке шахтеров 19S4-19&5 гг. — крупной и длительной конфронтации между профсоюзом горняков во главе с Артуром Скаргиллом и консервативным правительством г-жи Тэтчер (Philo 1991). Файло показал различным группам лиц фотографии, касающиеся забастовки, и попросил их написать об увиденном новостные истории-репортажи так, как если бы те являлись журналистами. Файло также расспросил их о том, что они помнят о забастовке, интересуясь, например, тем, была ли забастовка в целом мирной или нет. Он обнаружил, что написанные истории очень напоминали оригинальные телепередачи, которые появлялись во время забастовки. Многие фразы совпадали буквально. Больше половины людей полагали, что пикетирование, имевшее место во время забастовки, носило весьма жестокий характер (на самом деле акты насилия были очень редким явлением). Файло заключил, что «может быть необычайно трудно критически оценивать господствующее мнение СМИ в случае, когда доступ к альтернативным ресурсам информации ограничен. В таких обстоятельствах мы не должны недооценивать власть СМИ» (Philo 1991, 177). В своей работе «Понимая ситуацию» Глазго медиа груп собрала материалы последних исследований в области теленовостей. Редактор издания, Джон Элдридж, отмечает, что дискуссия, вызванная первой работой группы, по-прежнему продолжается (Eldridge 1993). Всегда сложно сказать, что же будет считаться объективным подходом при передаче новостей. Выступая против тех, кто говорит, что идея объективности не имеет смысла (см. раздел «Бодрийяр: мир гиперреальности» на с. 406), Элдридж заявляет о том, что важно продолжать критически оценивать продукцию СМИ. Достоверность при передаче новостей может и должна изучаться. Ведь мы с вами рассчитываем на подлинность передачи результатов футбольных матчей. Такой простой пример, как утверждает Элдридж, напоминает нам о том, что вопросы о достоверности всегда возникают в связи с репортажем новостей. Однако вопрос о том, что новости — это всегда не просто «описание» того, что «произошло на самом деле» в определенный день или неделю, остается. «Новости» — это сложная конструкция, которая регулярно влияет на то, «о чем» они. Например, когда какой-нибудь политик появляется в той или иной программе новостей и дает свой комментарий по спорному вопросу — скажем, по поводу состояния экономики и что с ней необходимо делать, — этот комментарий сам по себе становится «новостью» в последующих программах. Телевидение и понятие жанра Телевидение сегодня работает в режиме непрерывного потока. Программы могут прерываться рекламой, но промежутков между передачами не бывает. Если на какой-то момент экран становится пустым, телекомпания считает себя обязанной принести извинения. И продюсеры, и зрители считают, что ТВ бесконечно — и в самом деле, многие каналы никогда не прерывают своего вещания. ТВ — это поток, но телепрограмма — это гремучая смесь. Программа на один вечер, к примеру, обычно состоит из целого набора весьма различных передач, идущих одна за другой. Для того, чтобы разобраться в казалось бы хаотичной природе программирования ТВ, пригодится понятие жанра (Abercrombie 1996). Понятие жанра соотносится с тем, как создатели той или иной про- Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация
граммы и зрители понимают то, «что именно» они смотрят — как эти группы категоризируют передачи — например, как новости, мыльные оперы, игровые шоу, мюзиклы или триллеры. У каждого жанра свои правила и традиции, отличающие и отделяющие его от других. Эти правила частично касаются содержания. Например, место действия мыльных опер — то или иное жилище, тогда как вестерны повествуют об Америке XIX в. Они также касаются персонажей и контекстов. В мыльных операх главными будут сами персонажи, например семьи у себя дома, тогда как в триллерах они скорее всего будут подчинены сюжету. Жанры также определяют различные ожидания. Неизвестность и тайна — неотъемлемые части детективного сериала, но обычно они не характерны для мыльных опер. ТВ-продюсеры в общем и целом знают, чего ожидает зритель, и действуют внутри этих рамок. Это позволяет им достичь рутины в своей работе. Могут создаваться производственные бригады актеров, режиссеров и писателей, специализирующихся в том или ином жанре. Реквизит, съемочные площадки и костюмы могут использоваться вновь и вновь. Можно добиться преданности публики, по мере того как люди постепенно привыкают к регулярному просмотру программ определенного жанра. Сериал (мыльная опера) Жанр, созданный радио и телевидением, получил название «мыльная опера», и сейчас такой сериал является наиболее популярным жанром среди телепередач. Еженедельно практически все самые популярные программы на ТВ Великобритании являются сериалами — «Ист-эндеры», «Коронейшн-стрит» и многие другие. Сериалы можно разделить на различные типы или субжанры, во всяком случае те, что представлены на ТВ Великобритании. Сериалы, которые снимаются в Соединенном Королевстве, такие как «Коронейшн-стрит», обычно сурового и приземленного характера, зачастую повествуют о жизни малоимущих людей. Затем существуют сериалы, импортируемые из США, какими являлись «Даллас» или «Династия» в 1980-е, где повествуется о людях, ведущих более роскошный образ жизни. К третьей категории относятся сериалы из Австралии — например, «Соседи». Обычно это малобюджет-иая продукция, действующими лицами в которой являются представители среднего класса, с характерным для них образом жизни. Мыльные оперы, как и ТВ в целом, идут непрерывно. Отдельные истории могут заканчиваться, различные персонажи появляться и исчезать, но сериал в целом не будет закончен до тех пор, пока его полностью не снимут с эфира. Напряжение от эпизода к эпизоду создается с помощью так называемых «клифф-хенгеров» — моментов, когда серия внезапно обрывается до некого важного события, которое вот-вот должно было бы произойти, — и зрителю приходится ждать следующей серии, чтобы узнать, что же из всего этого вышло. Основополагающим моментом жанра мыльной оперы является регулярный просмотр зрителями. Из одного эпизода практически ничего не ясно. Мыльные оперы подразумевают историю, которая известна постоянному зрителю, — он или она постепенно узнает персонажей, их характеры и события их жизни. Ниточки, которые связаны между собой для создания подобной истории, прежде всего несут личный и эмоциональный характер — сериалы в основном не соотнесены с крупными социальными или экономическими структурами, которые возникают только лишь как внешний фон. Социологами выдвигались различные мнения о причине необыкновенной популярности сериалов — популярности во всем мире, не только в Великобритании и США, но и в Африке, Азии и Латинской Америке. Некоторые считают, что они дают шанс уйти от реальности, особенно там, где женщины (которые составляют большинство аудитории сериалов) находят свою жизнь скучной или угнетающей. Эта точка зрения, однако, не слишком убедительна, учитывая что многие сериалы повествуют о людях, в чьей жизни проблем не меньше. Более вероятной является идея о том, что сериалы обращены к универсальным чертам личной и эмоциональной жизни людей. Они исследуют дилеммы, с которыми может столкнуться каждый, и возможно даже помогают некоторым людям более творчески размышлять о собственной жизни. Что же мы должны думать о более широком использовании СМИ? Это одна из основных проблем для тех, кто разрабатывал теоретические интерпретации роли СМИ в формировании социального развития и общественной организации. К этим теориям мы с вами сейчас и обратимся. Теории СМИ
Теории СМИ Ранние теории Коммуникация — передача информации от одного индивида или группы к другим, будь то в речи или с помощью современных нам СМИ, является важной в любом обществе. Двумя серьезными ранними теоретиками коммуникации были канадские авторы Харолд Иннис и Маршалл Маклуан. Иннис утверждал, что на организацию общества очень сильно влияет характер его СМИ. Он ссылается на каменную иероглифику — письмо на камне, существовавшее в некоторых древних цивилизациях. Резьба по камню сохраняется длительное время, но не может быть с легкостью транспортирована. Это плохой способ поддержания связи с удаленными местностями. Соответственно, общества, полагающиеся на данную форму коммуникации, не могут стать очень большими (Innis 1950; 1951). Маклуан развил некоторые идеи Инниса, и в частности, применил их к СМИ в современных, промышленно развитых обществах. Согласно Маклуану, «средство определяет содержание». Это означает, что характер СМИ того или иного общества влияет на его структуру намного сильнее, нежели то содержание, или сообщения, которые этот вид СМИ передает. Телевидение как СМИ, к примеру, очень отличается от напечатанной книги. Оно является электронным, визуальным и состоит из сменяющих друг друга изображений. Обычная жизнь воспринимается в обществе, где важную роль играет телевидение, по-другому нежели в том, где есть лишь печатные СМИ. Так, теленовости мгновенно передают глобальную информацию миллионам людей. Электронные СМИ, согласно Маклуану, создают глобальную деревню — люди по всему миру одновременно видят, как разворачиваются важнейшие события, ставшие предметом новостей, и следовательно, участвуют в них совместно {McLuhan 1964). К примеру, миллионы людей из разных стран наблюдали за интригой, в которую были вовлечены американский президент Билл Клинтон и бывшая стажерка Белого Дома Моника Левински. После целого года разоблачений, обвинений и постоянного освещения в СМИ скандал все же утих, когда попытка сместить Клинтона провалилась. Зрители всего мира совместно поучаствовали в одном из наиболее драма- тичных и значительных эпизодов недавнего прошлого, освещаемых в СМИ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.01 с.) |