Преступность и социальное отчуждение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преступность и социальное отчуждение



Некоторые социологи утверждают что в ин­дустриальных обществах, таких как Велико­британия и Соединенные Штаты, существует тесная связь между преступностью и соци­альным отчуждением. По их мнению, в со­временных обществах наблюдается тенденция отказа от всеобъемлющих целей (основанных на гражданских правах) и установления таких порядков, которые допускают и даже способ­ствуют отчужденности некоторой части граж­дан (Young 1998, 1999)- Уровень преступности, возможно, отражает тот факт, что растущее число людей не чувствует, что общество, в ко­тором они живут, их ценит или что у них есть в этом обществе какое-то будущее.

Американский социолог Элиот Карри ис­следовал связи между социальным отчуждени-


Социальная помощь и реформа государства всеобщего благосостояния



 


ем и преступностью в Соединенных Штатах, особенно среди молодых людей. Карри утвер­ждает, что американское общество представ­ляет собой «естественную лабораторию», ко­торая уже демонстрирует «зловещую изнанку» социальной политики, управляемой рынком: растущую нищету и бездомность, наркоманию и резкое увеличение числа преступлений, свя­занных с насилием. Он отмечает, что молодежь все чаще растет предоставленная сама себе без какого-либо руководства или поддержки, не­обходимой им со стороны взрослых. Имея пе­ред глазами соблазнительные приманки рынка и изобилие потребительских товаров, молодые люди сталкиваются одновременно с сокраще­нием возможностей, предоставляемых рынком труда для поддержания существования. Это мо­жет привести в результате к глубокому чувству своей собственной обездоленности и готовно­сти прибегнуть к противозаконным средствам для поддержания желаемого уровня жизни.

Согласно Карри, имеется несколько глав­ных линий связи между ростом преступности и социальным отчуждением. Во-первых, изме­нения на рынке труда и в налоговой полити­ке правительства, а также в политике мини­мальной оплаты труда привели к ужасающему росту как относительной, так и абсолютной бедности среди американского населения. Во-вторых, рост социального отчуждения ощуща­ется в местных общинах, которые страдают от утраты стабильных средств к существова­нию, текучести населения, постоянно дорожа­ющего жилья и ослабления социальных свя­зей. В-третьих, материальные лишения и раз­общенность людей деформируют семейную жизнь. Во многих бедных семьях взрослые вынуждены работать на нескольких работах, чтобы прокормить семью — ситуация, которая вызывает постоянный стресс, чувство тревоги и постоянное пребывание вне дома. Социали­зация и воспитание детей в результате всего этого ослабевают, общее «социальное обедне­ние» общины означает, что родители прак­тически не имеют возможности обратиться за помощью к другим семьям или родственни­кам. В-четвертых, государство «зарезало» мно­гие программы и социальные службы, которые могли бы «реинтегрировать в общество» соци­ально отчужденных, а именно службы раннего вмешательства в детстве1', охраны здоровья детей и охраны психического здоровья.


Наконец, социально отчужденное населе­ние не может достичь с помощью законных средств стандартов экономического благосо­стояния и потребления, пропагандируемых в обществе. Согласно Карри, одним из вы­зывающих наибольшее беспокойство показа­телей связи между социальным отчуждением и преступностью является то, что легальным путям улучшения положения предпочитаются пути нелегальные. Преступным средствам ока­зывается предпочтение перед альтернативны­ми средствами, такими как изменение поли­тической системы или организации общины (Сите 1998а).

Социальная помощь

И реформа государства

Всеобщего благосостояния

Большинство индустриальных и индустриали­зующихся стран мира являются сейчас госу­дарствами всеобщего благосостояния, т. е. государствами, в которых правительство иг­рает центральную роль в уменьшении нера­венства среди населения путем предоставле­ния или субсидирования некоторых товаров и услуг. Цель государственной помощи заклю­чается в том, чтобы нейтрализовать негатив­ные последствия влияния рынка на людей, которые по разным причинам сталкиваются с огромными трудностями при удовлетворе­нии своих основных потребностей. Это спо­соб уменьшения рисков, которые встречаются людям на протяжении их жизни: болезнь, ин­валидность, потеря работы и старость. Соци­альные службы государства всеобщего благо­состояния в разных странах различны, но, как правило, они осуществляют помощь в сфере образования, здравоохранения, жилья, предо­ставляют пособия по бедности, инвалидности, безработице и пенсии по старости. Масштабы расходов на государственную поддержку так­же различны. В некоторых странах существуют развитые системы государственной поддерж­ки, и правительства расходуют на них значи­тельную часть национального бюджета. В Шве­ции, например, расходы на государственную помощь составляют почти 50 % валового внут­реннего продукта страны.


 


''Детская служба раннего вмешательства - особая социальная служба, оказывающая помощь детям, родив-


шимся с определенными физическими и психическими недостатками, а также детям с замедленным физическим или психическим развитием и т. п. — Прим. перев.



Глава 11. Бедность, социальная помощь и социальное отчуждение


 


Одно из главных различий между раз­ными моделями государственной поддержки заключается в доступности социальных по­собий для населения. В некоторых системах предоставление государственной помощи но­сит универсальный характер, это универсаль­ные социальные пособия; получение помощи, когда она необходима, является правом, кото­рым обладают в равной степени все, незави­симо от уровня дохода или экономического статуса. Системы государственной поддерж­ки, основанные на предоставлении помощи всем нуждающимся, создаются для того, что­бы обеспечить основные социальные потреб­ности граждан во все возрастающем объеме. Шведская система по своим принципам бли­же к универсальному подходу, чем система Соединенного Королевства, в которой боль­ше места занимают пособия, назначаемые с учетом проверки нуждаемости. Выраже­ние «проверка нуждаемости» означает проце­дуру, с помощью которой та или иная служба определяет, соответствует ли тот или иной человек, обратившийся за помощью, необхо­димым требованиям. Проверка нуждаемости часто проводится исходя из дохода. Напри­мер, пособие на жилье могут получить только люди с низким доходом.

Различие между пособиями, предоставля­емыми на универсальной основе, и пособи­ями, предоставляемыми на основе проверки нуждаемости, нашло на политическом уровне выражение в двух противоположных подхо­дах к государственной помощи. Сторонники институционального подхода к государствен­ным пособиям утверждают, что доступ к по­лучению пособий должен быть обеспечен для всех как некое право. Те, кто придержива­ется остаточного принципа предоставления пособий, считают, что помощь от государства должны получать только те члены общества, которые действительно нуждаются в поддерж­ке и сами не способны обеспечить свои нужды.

Споры вызывает также вопрос о нало­гах. Источником средств для государственных пособий, пенсий и стипендий являются нало­говые сборы. Некоторые авторы полагают, что налоги должны быть высокими, потому что го­сударство всеобщего благосостояния должно иметь хорошие источники дохода. Они утвер­ждают, что система государственной помощи должна поддерживаться и даже расширяться, для того чтобы государство могло сдержать резко поляризующие общество последствия


влияния рыночной экономики, даже несмотря на то, что это влечет за собой бремя высоких налогов. По мнению этих авторов, долг лю­бого цивилизованного государства — обеспе­чивать и защищать своих граждан. Напротив, сторонники «государства всеобщего благосо­стояния как страховочной сетки» настаивают на том, что только наиболее нуждающиеся — а это выявляется с помощью проверки нужда­емости — должны получать государственную помощь. Они считают систему государствен­ной поддержки дорогостоящей, неэффектив­ной и слишком бюрократической и призыва­ют к ее сокращению.

Различие между универсальной и оста­точной моделями государственной помощи находится в центре и современных споров о реформе системы государственной помощи. Во всех индустриальных странах широко об­суждается и внимательно оценивается будущее социального государства. По мере того как из­меняется облик общества — под влиянием глобализации, миграции, изменений в семье и в трудовой деятельности, а также в резуль­тате других фундаментальных сдвигов — сущ­ность государственной помощи также должна измениться. В следующем разделе мы рассмот­рим возникновение системы государственной помощи в Великобритании, проблемы, с ко­торыми она в настоящее время сталкивается, и попытки, которые предпринимаются для ее реформирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.247.185 (0.006 с.)