Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дилемма 2: консенсус и конфликтСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Противопоставляя теории консенсуса и конфликта в обществе, целесообразно также начать с Дюркгейма. Дюркгейм представлял себе общество как систему взаимосвязанных частей. По правде говоря, большинство теоретиков функционализма рассматривали общество как объединенное целое, состоящее из структур, тесно переплетенных друг с другом. Это вполне согласуется с точкой зрения Дюркгейма, который подчеркивал сдерживающий, «внешний» характер «социальных фактов». Однако аналогия здесь проводится не со стенами здания, но с физиологией тела. Тело состоит из различных специализированных частей (таких как мозг, сердце, легкие, печень и т. д.), каждая из которых способствует поддержанию продолжающейся жизни организма. Эти части по необходимости работают в гармонии друг с другом; если согласованность в их функционировании отсутствует, жизнь организма оказывается под угрозой. Так же, по Дюркгейму, обстоит дело и с обществом. Для того чтобы общество существовало на протяжении сколько-нибудь длительного времени, его специализированные институты, такие как политическая система, религия, семья и система образования, должны функционировать в гармонии друг с другом. Существование общества зависит, таким образом, от сотрудничества, которое, в свою очередь, предполагает общий консенсус, или согласие, среди его членов относительно базовых ценностей. Социологи, выдвигающие на первый план в основном конфликтную природу общества, придерживаются совершенно иных взглядов. Их основополагающий тезис легко продемонстрировать, используя в качестве примера теорию Маркса о классовых противоречиях. Согласно Марксу, общества разделены на классы, обладающие неравными ресурсами. Поскольку существует столь ярко выраженное неравенство, существует и различие интересов, которое «встроено» в социальную систему. Такое противоречие интересов в какой-то момент выливается в активное противостояние. Не все социологи, разделяющие подобные взгляды, придают столь большое значение классам, как это делал Маркс; в качестве других важных разделений в обществе, часто приводящих к конфликтам, упоминают, например, различия между расовыми группами или политическими фракциями. На первый план могут выдвигаться конфликты между разными противоборствующими группами, однако во всех этих случаях общество рассматривается в основном как насыщенное напряжениями — даже самая стабильная социальная система являет неустойчивое равновесие между антагонистическими группировками. Оценка Так же как в случае дилеммы структуры и действия, вряд ли следует ожидать, что теоретический спор по данному вопросу может быть полностью разрешен. Однако и в этом случае различие между двумя теориями — теорией, исходящей из консенсуса между членами общества, и теорией, идущей от противостояния между членами общества, — по-видимому, не столь глубоко, как это кажется. Указанные две позиции отнюдь не являются абсолютно несовместимыми. Вероятно, во всех обществах наблюдается тот или иной вид согласия относительно ценностей и в то же время, несомненно, везде возникают конфликты. Более того, как правило, в социологическом исследовании мы должны всегда изучать соотношение между консенсусом и конфликтами в пределах социальных систем. Ценности, которых придерживаются различные группы населения, и цели, которые преследуют их члены, зачастую представляют смешение как общих, так и противоположных интересов. Например, даже в том изображении классовых конфликтов, которое мы встречаем у Маркса, различные классы не только противостоят друг другу, но и имеют некоторые общие интересы. Так, капиталисты зависят от рабочей силы, которая необходима им для работы на их предприятиях, так же как рабочие зависят от капиталистов, которые платят им заработную плату. При таких обстоятельствах открытые конфликты не являются постоянными, так как иногда то общее, что присуще обеим сторонам, берет верх над их противоречиями, однако в других ситуациях дело может обстоять по-другому. Полезным понятием, помогающим при анализе взаимосвязи между конфликтами и консенсусом, является понятие идеологии -ценностей и убеждений, помогающих более Глава 21. Развитие теоретической мысли в области социологии
могущественным группам населения сохранять свое доминирующее положение в ущерб менее могущественным группам. Власть, идеология и конфликт всегда тесно связаны между собой. Многие конфликты происходят из-за власти, из-за тех выгод, которые она может принести. Люди, обладающие наибольшей властью, для сохранения своего господства опираются главным образом на воздействие идеологии, но обычно, в случае необходимости, они имеют также возможность использовать и силу. Например, во времена феодализма правление аристократии поддерживалось идеей, согласно которой меньшинство людей «рождено, чтобы править», но феодальные правители нередко прибегали и к использованию насилия против тех, кто осмеливался выступать против их власти. Дилемма 3: проблема тендера Проблемы пола редко находились в центре внимания крупных ученых, заложивших основы современной социологии. Однако те немногие высказывания, в которых они затрагивают вопросы тендера, позволяют нам, по крайней мере, уточнить контуры этой фундаментальной теоретической проблемы — пусть даже они мало чем могут помочь нам в ее решении. Наиболее четко сформулировать данную проблему можно, противопоставив высказывания, которые иногда встречаются в трудах Дюркгейма, тем положениям, которые можно встретить в сочинениях Маркса. В одном месте, обсуждая явление суицида, Дюркгейм замечает, что мужчина является «почти целиком продуктом общества», тогда как женщина «в гораздо большей степени „продукт природы"». Развивая этот тезис, он говорит о мужчине, что «его вкусы, стремления и чувство юмора имеют в значительной степени коллективное происхождение, тогда как у его спутницы жизни все это находится под более непосредственным влиянием ее организма. Его потребности, следовательно, совершенно иные, чем у нее...» (Durkheim 1952, 385). Иначе говоря, у женщин и мужчин совершенно разные личности, вкусы и наклонности, потому что женщины менее социализированы и стоят «ближе к природе», чем мужчины. В наши дни вряд ли кто-нибудь согласится с мнением, сформулированным подобным образом. Личность женщины в такой же мере сформирована в процессе социализации, как и личность мужчины. Однако, если высказывание Дюркгейма несколько видоизменить, оно представляет одну из возможных точек зрения на формирование и природу тендера. Согласно этой точке зрения, различия пола опираются в основном на биологически данные различия между мужчинами и женщинами. Такой взгляд не означает обязательно, что тендерные различия являются по большей части врожденными. Скорее, здесь предполагается, что социальное положение женщин и их личность формируются преимущественно (как полагает Чодороу, см. главу 5 «Гендер и сексуальные отношения») под влиянием их роли в процессе воспроизводства и воспитания детей. Если такой подход верен, тогда тендерные различия глубоко укоренены во всех обществах. Неравенство между женщинами и мужчинами в обладании властью отражает тот факт, что женщины рожают детей и несут основное бремя заботы о них, тогда как мужчины активны в «публичных» сферах политики, трудовой деятельности и войны. Взгляды Маркса существенно отличаются от рассмотренных выше. Для Маркса тендерные различия между мужчинами и женщинами, проявляющиеся по отношению к власти и социальному статусу, отражают в основном другие различия — по мнению Маркса, в первую очередь классовые различия. Согласно Марксу, в более древних формах человеческого общества не существовало ни тендерных различий, ни различий классовых. Власть мужчин над женщинами появилась только тогда, когда появились классовые противоречия. Женщины стали формой «частной собственности», которой владели мужчины через посредство института брака. Женщины освободятся от своего рабского положения, когда будут преодолены классовые различия. И так же, как в случае с Дюркгеймом, вряд ли кто-нибудь в наши дни согласится с подобной трактовкой, но мы можем сделать ее гораздо более приемлемой, если попробуем придать ей более общий характер. Класс — это не единственный фактор, формирующий социальные различия, которые воздействуют на поведение мужчин и женщин. К числу других факторов относятся этническая принадлежность и культурные истоки. Так, можно было бы утверждать, например, что если взять какое-либо меньшинство (скажем, черных в США), то женщины в этой группе имеют больше общего с мужчинами в этой же группе, чем с женщинами в группе большинства населения (т. е. с белы- Теоретические дилеммы
ми женщинами). Возможен и другой случай, когда женщины, принадлежащие к определенной культуре (такой, например, как небольшая культура австралийских охотников и собирателей), имеет больше общих характеристик с мужчинами из этой культуры, чем с женщинами индустриального общества. Подъем женского движения в последние десятилетия XX в. вызвал радикальные изменения в социологии и других науках. Феминизм привел к широкомасштабному наступлению на явно ощутимую мужскую предвзятость как в социологической теории и методологии, так и в самом предмете социологии. Был не только брошен вызов господству мужчин в социологии, но раздавались также призывы к кардинальной перестройке самой науки — как в постановке проблем, составляющих самую ее сущность, так и в оценке возникших вокруг нее разногласий. Феминисты настаивают на том, что проблемы тендера должны занять центральное место в социологии при изучении социального мира. Хотя различия во взглядах представителей феминизма не позволяют делать каких-либо обобщений, можно с уверенностью утверждать, что большинство из них считает, что знание неразрывно связано с вопросами пола и тендера. Поскольку опыт, которым обладают мужчины и женщины, различен и они видят мир по-разному, понимание мира у них также неодинаково. Феминисты часто обвиняют традиционную социологическую теорию в том, что она отрицает или игнорирует «тендерную» природу знания и вместо этого выдвигает концепцию социального мира, в котором господствующее положение занимают мужчины. По мнению феминистов, мужчинам традиционно принадлежат власть и влияние в обществе и они обеспечили себе сохранение своего привилегированного положения. При таких условиях тендерное знание становится главной силой в увековечивании установленных социальных порядков и узако-нивании господства мужчин. Некоторые авторы-феминистки считали ошибочным полагать, что «мужчины» или «женщины» составляют группы со своими собственными интересами или характерными чертами. Ряд таких авторов, и среди них Джудит Батлер, испытали влияние постмодернистских идей, которые будут рассмотрены ниже (см. раздел «Теория постмодернизма» на с. 580). По мнению Дж. Батлер, тендер является Джудит Батлер категорией не фиксированной, но подвижной, и находит выражение в том, что люди делают, а не в том, что они есть (Butler 1999). Аналогичных взглядов придерживалась Сьюзен Фалуди. В своей недавней работе о мужественности Фалуди показывает, что утверждение о господстве мужчин во всех сферах есть не что иное как миф. Напротив, в мире, которым якобы владеют и управляют мужчины, в наши дни наблюдается кризис. Некоторые группы мужчин по-прежнему уверены в себе и чувствуют, что управляют событиями, однако многие другие становятся маргиналами и утрачивают самоуважение. Причиной этого, отчасти, является успех, которого добились по крайней мере некоторые женщины, но этому способствовали также изменения в характере труда. Так, распространение, например, информационных технологий привело к тому, что многие менее квалифицированные мужчины оказались ненужными обществу (Faludi 1999). Оценка Вопросы, связанные с третьей дилеммой, чрезвычайно важны и имеют прямое отношение к тому вызову, который авторы-феминистки бросили социологии. Никто не может сейчас всерьез оспорить упрек в том, что значительная часть социологических исследований в прошлом либо полностью игнорировала женщин, либо исходила из такого понимания личности женщин и их поведения, которое было вопиюще неадекватным. Несмотря на то, что в последние двадцать лет в социологии появились новые исследования, посвященные женщинам, все еще остается немало областей, в которых отличительные особенности деятельности женщин и их интересы изучены Глава 21. Развитие теоретической мысли в области социологии
недостаточно. Но «включение в социологию изучения женщин» само по себе еще не означает решения тендерных проблем, потому что тендер предполагает отношения между идентичностью и поведением женщин и мужчин. Оставим пока открытым вопрос о том, насколько тендерные различия могут быть поняты сквозь призму других социологических понятий (таких как класс, этническая принадлежность, культурные истоки и т.д.) и, наоборот, насколько другие социальные разделения нужно объяснять, исходя из различий тендерных. Несомненно, в будущем объяснение ряда важнейших вопросов социологии будет зависеть от эффективности решения данной дилеммы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.008 с.) |