Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Макс Вебер: протестантская этикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В книге «Протестантская этика и дух капитализма» Макс Вебер пытается ответить на фундаментальный вопрос: почему капитализм возник именно на Западе, а не где-либо еще? В течение почти тринадцати веков после Древнего Рима в мировой истории гораздо более заметную роль играли другие цивилизации, а отнюдь не Запад. Европа была, по правде говоря, совсем незначительным местом на земном шаре, тогда как Китай, Индия и Оттоманская империя на Ближнем Востоке все являлись могущественными державами. В частности, китайцы были намного впереди Запада по уровню технологического и экономического развития. Что же произошло в Европе и вызвало столь резкий скачок в ее экономическом развитии, начиная с XVII в. и позднее? Чтобы ответить на этот вопрос, считал Вебер, нужно выяснить, что отличает современную промышленность от более ранних типов экономической деятельности. Стремление к накоплению богатства можно обнаружить в самых разных цивилизациях, и это стремление нетрудно объяснить: люди ценили богатство за те блага, безопасность, власть и удовольствия, которые оно может обеспечить. Они хотят избавиться от нужды и, скопив богатство, используют его, чтобы сделать свою жизнь благополучной. Если мы посмотрим на экономическое развитие Запада, писал Вебер, то обнаружим нечто совершенно иное: отношение к накоплению богатства, какое в истории не встречается больше нигде. Это отношение и есть то, что Вебер называет духом капитализма, — система убеждений и ценностей, присущих первым капиталистам — торговцам и промышленникам. Этим людям было свойственно сильное стремление к накоплению личного богатства. Однако в отличие от богатых людей в других частях земли они не старались использовать накопленные богатства, чтобы обеспечить себе роскошный образ жизни. Они вели жизнь, полную самоограничения и бережливости, они жили очень скромно и незаметно, избегая обычных проявлений богатства. Такое крайне необычное сочетание характеристик, как пытался показать Вебер, было жизненно важно для экономического развития Запада в раннюю эпоху. Дело в том, что в отличие от богатых людей в прошлые века и в других культурах, эти группы людей не расточали своих богатств, но напротив, они вновь вкладывали их в дело, чтобы еще больше расширить предприятие, во главе которого они стояли. Суть теории Вебера заключается в том, что жизненные установки, связанные с духом капитализма, возникли под влиянием религии. Христианство в целом сыграло роль, благоприятствующую таким взглядам, но важной мотивирующей силой явилось влияние протестантизма — и особенно одной его разновидности — пуританства. Первые капиталисты бьии в большинстве пуританами, а многие из них придерживались кальвинистских взглядов. По мнению Вебера, непосредственным источником духа капитализма явились некоторые кальвинистские догматы. Одним из них была мысль о том, что человеческие существа — суть инструменты Бога на земле, от которых Всемогущий требует работы по призванию — занятия делом для вящего прославления Бога. Вторым важным аспектом кальвинизма было понятие предопределения, согласно которому только некоторые предопределенные люди окажутся среди «избранных» и попадут в рай после смерти. Первоначально в учении Кальвина утверждалось, что ничто, совершаемое человеком на земле, не может повлиять на то, окажется ли он в числе избранных или нет, это заранее предопределено Богом. Однако этот тезис вызвал такое беспокойство среди последователей Кальвина, что его пришлось изменить так, чтобы у верующих оставалась надежда получить от Бога некий знак об избранности. Успех в работе по призванию, находящий выражение в материальном процветании, стал главным знаком того, что тот или иной человек поистине является одним из избранных. В человеческих общинах, находившихся под влиянием подобных идей, появился огромный стимул к экономическому преуспеванию. Однако это сопровождалось необходимостью для верующего вести скромную и экономную жизнь. Пуритане считали роскошь злом, поэтому стремление к накоплению богатства оказалось у них соединенным с суровым и простым образом жизни. В раннюю эпоху предприниматели вряд ли сознавали, что они способствуют осуществлению важных изменений в обществе; их побуждали в первую очередь религиозные моти- Теоретические дилеммы
вы. Аскетический, т. е. полный самоограничения, образ жизни пуритан стал впоследствии неотъемлемой частью современной цивилизации. Как писал Вебер: Пуритане хотели работать по призванию, мы же вынуждены это делать. Потому что когда аскетизм вышел за пределы монастырских стен в повседневную жизнь и стал господствовать в морали мирян, он сыграл свою роль в построении огромного мироздания современного экономического порядка....Поскольку аскетизм способствовал перемоделированию мира и разработке идеалов этого мира, материальные блага приобрели все возрастающую и в конечном итоге безжалостно неотвратимую власть над жизнью людей, какой никогда раньше в истории не было....Мысль об осуществлении своего призвания как о некотором долге незримо присутствует в нашей жизни как призрак ушедших в прошлое религиозных верований. В случае, если осуществление призвания невозможно прямо связать с высшими духовными и культурными ценностями, или, с другой стороны, если оно не воспринимается просто как экономическая необходимость, люди обычно вообще отказываются от всяких попыток его оправдания. Там, где погоня за богатством достигла наивысшего развития — в Соединенных Штатах, - если снять с этого явления религиозные и этические покровы, она обычно оказывается связанной с чисто мирскими страстями (Weber 1976, 181-182). Теория Вебера была подвергнута критике с разных сторон. Некоторые утверждали, например, что ту жизненную позицию, которую Вебер назвал «духом капитализма», можно встретить в ранних итальянских торговых городах XII в. задолго до того, как стало известно о кальвинизме. Другие критики указывали, что ключевое понятие «работы по призванию», которое Вебер связывал с протестантством, уже существовало у католиков. Тем не менее, основные положения Вебера до сих пор разделяют многие социологи, а выдвинутая им теория остается такой же смелой и вдохновляющей, как и тогда, когда она была впервые сформулирована. Если теория Вебера верна, тогда можно заключить, что решающим фактором, определившим современное экономическое и социальное развитие, бьшо нечто на первый взгляд представляющееся крайне далеким от него — совокупность религиозных взглядов. Теория Вебера отвечает некоторым критериям, существенным для теоретического мышления в области социологии:
1. Она носит контринтуитивный характер 2. Теория Вебера объясняет нечто, казавше 3. Данная теория способна пролить свет 4. Хорошая теория — это не просто теория, Теоретические дилеммы Споры о «Протестантской этике и духе капитализма» продолжаются до наших дней, так же как и дискуссии по поводу других аспектов книги Вебера. Идеи, выдвинутые мыслителями-классиками, а также более поздние теоретические воззрения, обсужденные в главе 1 «Что такое социология?», по-прежнему вызывают разногласия. Существует несколько таких фундаментальных теоретических дилемм, которые до 572 Глава 21. Развитие теоретической мысли в области социологии сих пор вызывают разногласия и споры и к которым эти столкновения мнений постоянно привлекают наше внимание. Некоторые из этих дилемм носят очень общий характер и касаются того, как следует интерпретировать человеческую деятельность и социальные институты. Мы рассмотрим здесь четыре такие дилеммы. 1. Первая дилемма затрагивает соотно 2. Вторая теоретическая дилемма каса 3. Третья кардинальная теоретическая ди В прошлом в развитии социологической теории все крупные фигуры были мужчинами и в своих трудах они не уделяли практически никакого внимания тому факту, что человеческие существа разделены по полу (Sydie 1987). В их трудах люди представлены, как если бы они были «нейтральны» в отношении пола — они являются абстрактными «действующими лицами», а не различающимися по полу мужчинами и женщинами. И возможно, в настоящее время эта дилемма является самой острой и трудной из всех упомянутых четырех, поскольку в нашем распоряжении имеется очень мало материала, чтобы связать проблемы тендера с более установившимися формами теоретического мышления в социологии. Одна из главных трудностей, связанных с тендером, состоит в следующем. Нужно ли включить тендер в социологическую теорию как общую категорию? Или напротив, нам нужно изучать проблемы пола, разбив их на более частные вопросы, затрагивающие поведение женщин и мужчин в различных контекстах? Иначе говоря: существуют ли некие характерные признаки, которые разделяют мужчин и женщин с точки зрения их личности и социального поведения во всех культурах? Или же различия по полу следует всегда объяснять, исходя преимущественно из других различий, разделяющих общества (например, различий классовых)? 4. Четвертая дилемма касается не столько общих характеристик человеческого поведения или обществ в целом, сколько особенностей современного социального развития. Она имеет дело с определением факторов, воздействующих на возникновение и природу современных обществ, и отражает различия между подходами немарксистским и марксистским. Дилемма эта концентрируется вокруг следующего: насколько современный мир сформировался под влиянием экономических условий, выделенных Марксом — в частности, под влиянием механизмов капиталистического экономического производства? Или наоборот, насколько глубоко другие влияния (такие как социальные, политические или культурные факторы) определяли социальное развитие в современную эпоху? Указанные проблемы имеют для социологической теории настолько фундаментальное значение, что необходимо подробнее рассмотреть различные идеи, высказанные в связи с ними. Теоретические дилеммы
Дилемма 1: структура и действие Основная идея, разработанная Дюркгеймом и многими социологами после него, заключается в том, что общества, членами которых мы являемся, накладывают на наши действия социальные ограничения. Дюркгейм утверждал, что общество имеет приоритет перед отдельным человеком. Общество есть нечто гораздо большее, чем сумма отдельных актов, и оно обладает «плотностью» или «цельностью», сопоставимыми со структурами в материальной среде. Представим себе человека, который стоит в комнате, где несколько дверей. Строение комнаты ограничивает масштаб его возможных действий. Расположение стен и дверей определяет, например, пути выхода и входа. Социальная структура, согласно Дюрк-гейму, ограничивает нашу деятельность аналогичным образом, ставя пределы тому, что мы можем сделать как индивидуумы. Она является по отношению к нам «внешней», совершенно так же, как стены комнаты. Эта точка зрения выражена Дюркгеймом в его знаменитом высказывании: Когда я выполняю свой долг в качестве брата, мужа или гражданина и осуществляю принятые мной на себя обязательства, я действую в соответствии с обязанностями, которые определены законом и обычаем и которые являются внешними по отношению ко мне и моим поступкам....Сходным образом, человек верующий с самого рождения обнаруживает уже в готовом виде верования и ритуалы своей религиозной жизни; если они существовали до его появления на свет, из этого следует, что они существуют вне его. Системы знаков, которые я использую для выражения своих мыслей, денежная система, которой я пользуюсь для уплаты долгов, кредитные механизмы, которые я употребляю в своих коммерческих отношениях, обычаи, которым я следую в своей профессиональной деятельности, и т. п. — все это функционирует независимо от моего использования. Если рассмотреть по отдельности каждого члена общества, такие же замечания справедливо было бы высказать относительно каждого из них... (Durkheim 1982, 50-51). Хотя взгляды, выраженные Дюркгеймом, имеют много приверженцев, они также подверглись суровой критике. Если «общество» — не результат сложения многих индивидуальных действий, спрашивают критики, то что же тогда оно такое? Когда мы изучаем группу людей, мы не видим никакого коллективного единства, мы видим только отдельных людей, различным образом взаимодействующих друг с другом. «Общество» — это не что иное, как множество индивидуумов, которые ведут себя по отношению друг к другу неким регулярным образом. По мнению этих критиков (к которым относится большинство социологов, придерживающихся теории символического взаимодействия), поскольку мы человеческие существа, у нас есть побудительные причины для того, что мы делаем, и мы живем в социальном мире, пропитанном культурными значениями. Социальные явления, утверждают они, как раз не похожи на «вещи» и отличаются от вещей тем, что зависят от символических значений, которыми мы наделяем все, что создаем. Не общество создает нас, но мы являемся его создателями. Оценка Этот спор вряд ли будет когда-либо окончательно разрешен, потому что он существует с тех самых пор, когда современные мыслители стали впервые предпринимать систематические усилия для объяснения человеческого поведения. Более того, этот спор не ограничен только областью социологической науки, но занимает ученых, представляющих все социальные науки. Читателю данной книги в свете того, что он здесь прочитал, придется самому решить, какая позиция представляется ему более близкой к истине. Вместе с тем, вполне возможно, что различия между двумя изложенными выше точками зрения преувеличиваются. Поскольку обе из них не могут быть целиком правильными одновременно, мы можем достаточно легко увидеть между ними связь. Теория Дюркгей-ма в некоторых отношениях вполне очевидно обоснована. Социальные институты действительно предшествуют появлению на свет любого конкретного человека; очевидно также, что они оказывают на нас сдерживающее влияние. Так, например, не я изобрел денежную систему, которая существует в Великобритании, и у меня действительно нет выбора относительно того, использовать мне эту денежную систему или нет, если я хочу приобрести товары или услуги, которые можно купить за деньги. Денежная система, подобно всем другим установленным институтам, действительно существует независимо от любого отдельного члена общества и ограничивает деятельность этого отдельного человека. Глава 21. Развитие теоретической мысли в области социологии
С другой стороны, было бы явной ошибкой предполагать, что общество является внешним по отношению к нам, совершенно так же, как материальный мир. Потому что материальный мир будет продолжать существовать независимо от того, будут ли жить какие-либо человеческие существа или нет, тогда как сказать то же самое об обществе было бы бессмыслицей: если общество и является внешним по отношению к каждому индивидууму, взятому отдельно, оно, по определению, не может быть внешним по отношению ко всем индивидуумам, взятым вместе. Более того, если явления, которые Дюрк-гейм называет «социальными фактами», возможно, и ограничивают то, что мы делаем, они не определяют того, что мы делаем. Так, если бы я твердо решил жить, не используя денег, я смог бы обойтись без них, хотя вести такое существование изо дня в день было бы очень нелегко. Будучи людьми, мы постоянно делаем выбор, а не просто пассивно реагируем на события вокруг нас. Шагом вперед в преодолении противоречия между подходом от «структуры» и подходом от «действия» может явиться признание того, что мы в процессе нашей повседневной деятельности активно строим и перестраиваем социальную структуру. Например, тот факт, что я использую данную денежную систему, способствует, хоть в малой, но необходимой степени, самому существованию этой системы. Если бы все люди или хотя бы большинство из них в какой-то момент решили отказаться использовать деньги, денежная система постепенно бы исчезла. Как уже говорилось в главе 1, удобным термином при изучении указанного процесса построения и перестройки социальной структуры является термин структурирование. Это понятие было введено в социологическую науку в последние годы автором настоящей книги (Энтони Гидденсом). «Структура» и «действие» неизбежно связаны друг с другом. Общества, общины или группы имеют «структуру» тогда, когда люди ведут себя регулярным и достаточно предсказуемым образом. С другой стороны, «действие» возможно только потому, что каждый из нас, будучи отдельным человеком, обладает огромным объемом социально структурированного знания. Яснее всего это можно показать, используя в качестве примера язык. Чтобы язык мог существовать вообще, он должен быть социально структурирован — существуют такие свойства упо- Ирвинг Гоффман требления языка, которые должны соблюдаться всеми говорящими. Нечто, сказанное тем или иным говорящим в определенном контексте, будет осмысленным только в том случае, если оно следовало определенным грамматическими правилам. Вместе с тем структурные свойства языка существуют лишь постольку, поскольку отдельные пользователи языка реально следуют этим правилам на практике. Язык постоянно находится в процессе структурирования. Ирвинг Гоффман и другие авторы, писавшие о теории социального взаимодействия, рассмотренной в главе 4 «Социальное взаимодействие и повседневная жизнь», совершенно справедливо полагают, что все люди как действующие лица обладают огромными знаниями. Мы являемся тем, что мы есть как человеческие существа, в значительной степени потому, что следуем сложной системе условностей (ср., например, ритуалы, соблюдаемые незнакомыми людьми при обходе друг друга на улице). С другой стороны, применяя эти знания в своих действиях, мы придаем силу и содержание тем самым правилам и условностям, на которые мы опирались. Структурирование всегда предполагает то, что автор данной книги называет «дуализмом структуры». Это означает, что любое социальное действие предполагает существование структуры. Но в то же время и структура предполага- Теоретические дилеммы
ет действия, потому что «структура» зависит от регулярно повторяющихся моделей человеческого поведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.74.231 (0.016 с.) |