Политические партии Германской империи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические партии Германской империи.



В Германии впервые появился специальный закон о политических партиях (1869) как объединениях, призванных участвовать в выборах в райхстаг. В этих целях предоставлялась свобода объединений (хотя вообще свободы союзов еще не было признано), а также право собраний в закрытых помещениях для предвыборной агитации. Единый закон о любых общественных союзах появился только в 1908 г.

Первой оформленной политической силой общегерманского значения стала Немецкая консервативная партия (1866). Она была преемницей прежних чисто прусской аристократической и право-лютеранской партий. Ее программа заключалась в укреплении существующего порядка: королевской власти, привилегий армии, сохранении административных вотчинных прав землевладельцев. Очень важным мотивом деятельности партии после формирования империи стало противодействие стремлениям растворить Пруссию в Германии: «Прусская монархия должна быть центром и прибежищем немецкого единства и свободы». Эта партия была практически полновластной в верхних палатах Пруссии и ряда северогерманских государств.

Условно-католической партией было объединение Центр. Сформировалась она в райхстаге после провозглашения империи в 1870 г. и была консервативно-монархической. Центр не имел всесторонней политической программы. Самым важным мотивом его политической и парламентской деятельности было противодействие культуркампфу правительства и сохранение позиций папской власти.

Национал-либералы были политическим объединением, сформировавшимся из самых разных групп, боровшихся конституционным путем за объединение германских государств еще в революции 1848-1849 гг. Заявили они о себе как о единой политической силе в 1866 г. Объединение стремилось поддерживать централизаторские усилия Бисмарка, однако выдвигая перспективные требования ответственного правительства, реформирования местной администрации в духе полного общинного самоуправления.

Близкими к национал-либералам социально и политически были движения прогрессистов (с 1848 г.) и демократическая партия, которая объединяла преимущественно средний класс южногерманских государств. При всей близости национал-либералам прогрессисты были оппозиционны правительству, в особенности открытому росту милитаристских настроений в политике, чрезмерному усилению армии. Около 1881 г. партия раскололась, и из нее выделились т. и. сецессионисты (отошедшие), ставшие в особенности выразителями настроений населения больших городов.

Одной из наиболее организационно оформленных политических сил была партия социал-демократов. Ее зарождение было связано еще с деятельностью рабочих и социалистических кружков времени революции 1848 г. и неразрывно с распространением в Европе идей марксизма. Организационная основа была заложена Всегерманским рабочим союзом (май 1863 г.), сформированным под руководством известного социалиста и литератора Ф. Лассаля. Параллельно сложилась Саксонская рабочая партия под руководством А. Бебеля и В. Либкнехта; это была партия рабочих-радикалов и чисто марксистская по направленности программы.

Антиправительственные настроения большинства сторонников социалистов спровоцировали несколько террористических актов, направленных против императора.

Следствием этого стало принятие в 1878 г. особого закона против социалистов. Это был также первый закон такого рода в конституционной практике. Согласно с законом запрещались «все союзы, которые преследуют социал-демократические и коммунистические цели и подрывают существующий государственный и общественный порядок». Запрещению подвергались средства пропаганды коммунизма, и в этих целях устанавливались ограничения общего плана на конституционные свободы слова, печати и собраний.

Культуркампф (нем. Kulturkampf — «культурная борьба») — в 1873 г. данным термином Вирхов обозначил впервые борьбу прусского и отчасти общеимперского германского права против ультрамонтанства или, конкретнее, борьбу Бисмарка (и примкнувших к нему национал-либералов) против католической партии Центра и в целом притязаний католической церкви при Пии IX.

После периода мирных отношений с церковью, прусское правительство, немедленно вслед за объединением Германии в январе 1871 года, опасаясь партикуляристских стремлений католического духовенства под влиянием решений Ватиканского собора и папских притязаний, перешло к новой системе церковно-государственного права. Инициатором этой политики был князь Бисмарк, главным исполнителем его планов — прусский министр народного просвещения и исповеданий А. Фальк.

Первым серьёзным шагом в этом направлении было изгнание (1872) из Германии ордена иезуитов, по определению германского рейхстага; затем следовали знаменитые «майские законы» (11, 12 и 13 мая 1873 г.), которыми устанавливался строгий контроль государства над школами, назначениями на церковные должности, отношениями между духовенством и паствой. Органами надзора, кроме общих полицейских учреждений, с обер-президентами и министром во главе, был специальный государственный суд для церковных дел. Новым законам было подчинено не только католическое, но и евангелическое духовенство; однако, только первое, как более от них страдавшее, начало борьбу против них.

После ряда протестов со стороны католических епископов, обошедшихся им во много лет тюрьмы и во много тысяч марок штрафов, папа, энцикликой от 5 февраля 1875 года, объявил законы не имеющими силы; преследуемым епископам он, в той или иной форме, выразил свое благоволение (архиепископ познанский Ледоховский, приговоренный в 1874 году к 2-годичному тюремному заключению, был возведён в сан кардинала). Прусское правительство отвечало прекращением всех выдач на католическую церковь из средств государственного казначейства и новыми законами об управлении церковными имуществами и диоцезами (1875—1876). Этим Культуркампф достиг кульминационной точки.

Партия Центра усилилась (1871 г. — 63 депутатами в Рейхстаге и 724 000 голосов, 1874 г. — 91 депут. и 1 445 000 голосов) и образовала сильную оппозиционную партию, в союзе с другими представлявшую весьма опасную силу; консервативная партия также была недовольна. Для борьбы с социал-демократией и проведения других мер были нужны голоса центра — и правительство пошло мало-помалу на уступки. Фальк получил отставку; место его заняли сочувствовавшие клерикальным стремлениям сперва (1879) Путкаммер, потом (1881) Госслер. Большая часть майских законов была отменена; в 1891 году были возвращены католической церкви даже не выданные ей 16 млн марок, накопившиеся с 1875 года.

Билет 20.
1. Ирландский вопрос и парламентская борьба за гомруль.

После голода в народе возродились революционные настроения, приняв форму тайных обществ. В США ирландцы создали Братство фениев, и этим именем впоследствии стали называть других революционеров. Однако после разгрома восстания 18б7 г. на первый план вышли парламентские методы борьбы.
Смене тактики содействовал тот факт, что лидер английских либералов Глад-стон сочувствовал ирландским интересам. Кроме того, ирландская партия и ее лидер Чарльз Стюарт Парнелл располагали серьезным влиянием в палате общин британского парламента, умело балансируя между либералами и консерваторами. Свою роль сыграло и ирландское крестьянство, боровшееся с притеснениями с помощью бойкота и других методов.
В результате «ирландский вопрос» надолго стал предметом острейших дебатов в британской политике, а в конце XIX века был проведен ряд реформ, облегчивших положение крестьян и смягчивших дискриминацию католиков. Однако две попытки принять закон о гомруле (самоуправлении) в Ирландии (1886 и 1893) потерпели провал.
В 1906 г. после длительного пребывания в оппозиции либералы снова пришли к власти. Когда их налоговая политика привела к конфликту с палатой лордов, они при поддержке ирландских националистов сумели преодолеть ее вето (парламентским актом 1911).
Благодаря этому открылась возможность принятия закона о гомруле, но даже мысль об этом вызвала жестокий политический кризис. Жители протестантского Севера резко выступили против этой меры, которая превратила бы их в меньшинство в автономной Ирландии, а когда при попустительстве британских консерваторов началась тайная переброска оружия в Ольстер, гражданская война казалась неминуемой. Закон о гомруле был принят только в 1914 г., но с началом I мировой войны его действие было приостановлено, и проблему отложили до лучших времен.

Гомруль (англ. Ноmе Rulе) — термин, служащий для обозначения реформы, к которой стремятся сторонники политической самостоятельности Ирландии, и движения, которое связано с историей борьбы за эту реформу. Главною целью ее является создание особого ирландского парламента в Дублине и ответственных перед ним исполнительных органов с правом самостоятельного управления внутренними делами (Ноmе affairs) Ирландии, причем лишь вопросы, имеющие интерес для всего королевства, должны оставаться в ведении британского парламента. Возникновение гомрулерского движения в современном его виде [Аналогичные этому движения с целью возвращения Ирландии ее политической самостоятельности возникали и ранее; главным из них была так назыв. Repeal Agitation — движение с целью отмены унии между Ирландией и Англией, происходившее в 40-х годах текущего столетия под предводительством Даниеля О'Коннеля (см. Виктория, Ирландия, О'Коннель).] приурочивается к митингу 65 представителей ирландского общества в Дублине 19 мая 1870 г., где была принята резолюция, что "единственным средством уврачевания всех бедствий Ирландии является учреждение особого ирландского парламента с правом полного заведования домашними делами". Через несколько времени основана была в видах достижения этой цели "Ассоциация ирландского самоуправления" (The Ноmе government Association of Ireland). Обращаясь к содействию всех ирландцев, ассоциация заявляла, что она будет пользоваться "всеми законными средствами влияния на общественное мнение Великобритании и Ирландии" и стремиться к "объединению ирландцев всех верований и классов в одно национальное движение в интересах осуществления великой национальной задачи". Во главе движения стоял Бутт (Butt, см.). Первоначально на сторону гомруля стали лишь 10 из 103 ирландских депутатов; но после общих выборов 1874 г. число гомрулеров поднялось до 60 против 12 либералов и 31 консерватора. Несмотря на свою относительную численность, партия Г. оставалась, однако, без особенного влияния. Хотя в каждую сессию от лица ее вносилось предложение о даровании Ирландии отдельного парламента, вызывавшее более или менее оживленные прения, но это не производило особого впечатления ни на парламент, ни на Ирландию. Большинство ирландцев полагало, что конституционными приемами парламентской борьбы Ирландия никогда не добьется желательных реформ. Значение и влияние партии Г. начало возрастать с тех пор, как во главе ее стал Парнелль (см.), начавший свою парламентскую деятельность с 1875 г., а после общих выборов 1880 года избранный руководителем партии Г. на место Шоу (Бутт умер в 1879 г.). Выборы 1885 г. дали уже 85 гомрулеров; ирландское население стало считать партию Г. истинною носительницею национальных интересов. Поддержанию в стране широкого сочувствия и постоянного движения немало способствовало то, что Парнелль и его партия признали необходимым политическую реформу Ирландии связать с борьбою за реформу земельную (см. Ирландия). Гомрулерам удалось наконец вызвать резкий поворот в отношении к ирландскому вопросу со стороны Гладстона и многих других представителей либеральной партии в Англии. 6 апреля 1886 г. Гладстон внес билль о Г. для Ирландии, не имевший, однако, успеха (см. Виктория и ее царствование). В последующие годы вопрос о Г. продолжал стоять в числе главных пунктов либеральной программы. Новое министерство Гладстона, образовавшееся в 1892 г., включило в свою программу билль о Г. В тронной речи, кот. была открыта сессия парламента, он был назван "биллем об улучшении системы управления Ирландии", составленным для того, "чтобы доставить удовлетворение ирландскому народу, необходимое облегчение парламенту и новое обеспечение могущества и единства империи". Главным предметом билля, внесенного в палату общин 14 (2) февр. 1893 г., является учреждение законодательного собрания для заведования делами Ирландии без нарушения, однако, принципа верховенства британского парламента. Проектируемый ирландский парламент (Irish Legislature) составляется из двух палат — "законодательного совета" (Legislative Council) и "законодательного собрания" (Legislative Assembly). Обе палаты представляют собою учреждения выборные. "Законодательный совет" состоит из 48 членов, избираемых на 8 лет. Чтобы участвовать в выборах в законодательный совет, нужно обладать цензом свыше 20 фн. стерл. годовой доходности от имущества, находящегося в собственности или арендуемого; при такой системе число избирателей законодательного совета достигает приблизительно 170 тыс. "Законодательное собрание" состоит из 103 членов, избираемых на 5 лет по той же системе, которая существует для выборов в английскую палату общин. Дублинскому парламенту билль предоставляет "право издавать законы для спокойствия, порядка и хорошего управления Ирландией в отношении к делам, исключительно касающимся ее или какой-нибудь ее части". Ведению ирландского парламента не подлежат вопросы, касающиеся короны, регентства, наместнической власти (в Ирландии), мира и войны, обороны, договоров и внешних отношений, званий и титулов, законодательства о государственной измене, внешней торговле и монетной системе. Если какой-нибудь билль принят законодательным собранием вторично и если между обоими решениями прошло два года или последовало распущение парламента, то в случае отклонения билля законодательным советом обе палаты образуют одно соединенное собрание, которое и решает судьбу билля. Инициатива финансовых биллей принадлежит исключительно законодательному собранию. Очередные сессии дублинского парламента должны происходить ежегодно. Высшая исполнительная, власть в Ирландии всецело делегируется от монарха к вице-королю Ирландии (см.). Чтобы освободить должность вице-короля от партийного характера, который она носила до сих пор, билль проектирует, чтобы назначение на эту должность производилось на 6 лет, с сохранением, однако, за короной права совершать в случае надобности перемены и до истечения этого срока. При ирландском Тайном совете проектируется учредить "исполнительный комитет" (Executive Committee of the Prive Соunсil), который будет, так сказать, кабинетом вице-короля и с советами которого вице-король должен сообразоваться при пользовании своим правом veto. Ирландия сохраняет, однако, представительство и в общеимперском парламенте (это одно из наиболее существенных отличий билля 1893 г. от билля 1886 г.). Число ирландских членов британского парламента определяется в 80 сообразно относительному положению Ирландии по числу ее жителей в Соединенном Королевстве. По отношению к их праву голосования в общем парламенте билль предлагает ряд ограничений, необходимость которых вытекает из учреждения особого ирландского парламента: ирландские депутаты не могут голосовать ни по какому биллю или предложению, действие которого прямо ограничено Великобританией, ни по какому налогу, не взимаемому в Ирландии, ни по какому назначению денежных сумм, кроме определенных на имперские потребности, ни по какому предложению или резолюции, исключительно касающимся Великобритании или лиц, находящихся в ней. Эти ограничения касаются только права голосования, но не устраняют ирландских депутатов от участия в прениях по всем вопросам, обсуждаемым в палате общин. Внося этот билль в палату общин, Гладстон произнес длинную речь, в которой, между прочим, сказал, что "задача билля заключается в восстановлении доброго имени, чести Англии и ее политического гения, запятнанных старинным позором, и в укреплении, возвеличении и подъеме могущества, блеска, славы и единства империи". — Под текстом билля к подписи Гладстона, как главного инициатора его, присоединены подписи Джона Морлея, Асквита и сэра Чарльза Росселя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.009 с.)