Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные политические движения в Австрии в последней трети XIX в.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В составе австрийской либеральной буржуазии следует отличать две группы, обозначаемые понятиями «Ackerburger» («сельский, земледельческий гражданин») и «Stadtburger» («гражданин города») [92]. Первое понятие гражданина имеет феодально-средневековое происхождение. Оно носит не только экономический, но и духовно-религиозный характер. «Гражданин города» - это гражданин в нововременном смысле слова. С социологической точки зрения - это торгово-промышленный и финансовый класс, впитавший в себя идеи немецкого гуманизма через академическую и бюрократическую среду. «Гражданин города» стремится к полной индивидуальности и, чтобы этого достичь, становится приверженцем либерализма [93]. До 1867 г. буржуазия Австрийской империи преобладала в Вене и южно-австрийских областях, населенных преимущественно немцами. Немецкая буржуазия Австрии была до середины 60-х годов XIX в. по преимуществу «бюрократической», верноподданнической. Однако после 1867 г. все более сильны «критические настроения по отношению к государству» [94]. Целью немецко-австрийских либералов было освобождение государства от церковной зависимости и проведение гражданско-правовых преобразований. В эру Шмерлинга, лидерами Конституционной партии, особенно ее левого крьша стали преимущественно юристы. «Недоверие, растущий критицизм и дух оппозиции были "проклятием", которое преследовало либеральную немецкую буржуазию в Австрии, - так Кайзерфельд характеризовал собственную партию. -Либералы всегда стояли в оппозиции ко всему существующему, даже к правительству, вышедшему из их собственных рядов...Они считали недоверие высшим долгом партии.,Не homo oeconomicus, a homo juridicus был господствующим типом немецко-либеральной буржуазии» [95]. Люди этого типа определяли политику немецких либералов после 1867 г. и занимали видное положение в государстве и правительстве, образованном из членов Конституционной партии. «Было похоже, что они вступили в своеобразный гражданский процесс сами с собой. Политическая точка зрения отступала у них перед правовой» [96]. Все указанные общественные слои играли заметную роль в либеральном движении одновременно, а не сменяя друг друга. Это является важным для понимания общего развития либерализма в империи Габсбургов и вызванных им изменений в общественно-политической жизни. В последней трети XIX в. осуществляется переход от парламентских политических партий, точнее даже не партий, а политических групп и объединений, к партиям в истинном смысле слова, действующим также вне парламента и становящимся массовыми. До 1873 г. говорить о политических партиях вне парламента весьма сложно, так как непосредственной предпосылкой для их создания стало принятие избирательного закона от 2 апреля 1873 г., вводившего прямые выборы нижней палаты парламента. В первой половине 1860-х годов либеральное крыло австрийского Рейхсрата было представлено немецко-либеральной, немецко-народной и немецко-национальной группами, выражавшими интересы, прежде всего немецкой и немецкоговорящей буржуазии. Они вели напряженную борьбу с феодально-аристократическими и клерикально-католическими группами. Одновременно немецко-австрийские либералы, отстаивая верховенство немецкого языка и ратуя за более тесный союз Австрии с Германией, выступали против попыток славянского населения империи упрочить свое положение. Австрийский либерализм был. привержен, централистским традициям йозефинизма, что нашло свое отражение как в политических программах некоторых либеральных групп, так ив принятом в 1861 г. Февральском патенте. Указанные либеральные группы австрийского Рейхсрата в начале 60-х годов получили название Конституционной партии, хотя партией в современном смысле слова, с четко оформленной структурой,, она никогда не являлась. В 1871 г. в палате депутатов Рейхсрата Конституционная партия разделилась на «Клуб либералов» и «Прогрессивный клуб», который был настроен националистически. Деятели Прогрессивного клуба считали, что общегосударственные, имперские интересы лучше всего могут отстаивать австрийские немцы, которым и следует доверить политическое руководство страной. Различия в национальном и социальном составе отдельных земель могут объяснить, почему в Цислейтании не сложилась единая немецкая либеральная партия. Немецкие политики в альпийских землях были заняты иными проблемами, нежели в Богемии, депутаты Райхенберга, Граца понимали проблемы монархии иначе, чем Вена - центр экономики и управления с разветвленной бюрократией, войсками и концентрирующейся здесь умственной жизнью, - считающаяся также символом единства монархии. Несомненно сказывались и региональные исторические традиции. В либеральном движении выделяются три большие партийные группировки: 1.Великоавстрийцы - включали в себя представителей Нижней Австрии и Вены, возглавляемых К.Мюльфельдом, к ним также присоединились моравские немецкоязычные представители (К. Гискра). 2.Унионисты - объединили немецкоговорящих депутатов из Богемии под руководством Э.Хербста и Р.Хаснера. 3.Автономисты - прежде всего М.Кайзерфельд и К.Рехбауер.. Их сторонниками были депутаты от Штирии и Верхней Австрии [97]. В ходе парламентских сессий состав этих группировок, не связанных уставными нормами, неоднократно изменялся [98]. В платформах группировок не было принципиальных" различий, а имевшиеся отличительные особенности носили частный характер и отражали интересы отдельных земель короны. Преобладание личных амбиций депутатов, их негативизм сводили на нет попытки создать единую либеральную фракцию. «Отсутствие общей воли и внутренней готовности подчинить незначительные собственные интересы общему делу, характерное для немецкого либерализма, не смогло сообщить этому движению необходимую энергию», - считал Г.Франц [99]. На собрании либеральных избирателей в Вене 9 марта 1861 г. была принята программа, которая, признавая Февральский Патент 1861 г. в качестве государственной Конституции, говорила о необходимости его дальнейшего расширения. «Мы хотим свободной, великой и могущественной страны, сохранения и укрепление Австрии как ведущей европейской державы на основе конституционализма» [100]. Программа великоавстрийцев, опубликованная в июне 1861 г., включала, в частности, следующие положения: Австрия должна стать свободной, великой и могущественной державой Европы; Конституция 1861 г. (Февральский Патент) должна стать основой государственной жизни; дальнейшее прогрессивное развитие этой Конституции не должно противоречить как государству в целом, так и интересам и потребностям его отдельных королевств и земель; расширение Конституции путем введения ответственности министерства, неприкосновенности депутатов, равенства всех граждан перед законом, равенства всех национальностей и конфессий и т.д. [101]. Количественно самая сильная группа «унионистов» была образована чешскими и немецко-австрийскими либералами, чьим лидером был Эдуард Хербст - профессор права; Пражского университета.. За чрезмерную самоуверенность и бесцеремонность в политических спорах противники называли его «чешским королем Эдуардом». Хербст родился в Вене в онемеченной чешской семье. После 1867 г. он стал министром юстиции и одним из лидеров либеральной партии. Группа унионистов стала более многочисленной после присоединения к ним русинских депутатов, поддержавших их программу. Программа унионистов 1861 г. содержала положения о конституционализме и ответственном министерстве. В программе отмечалось, что для унионистов Октябрьский Диплом 1860 г. и Февральский Патент 1861 г. являются «не временной Конституцией, а той основой, от которой зависит укрепление Австрии как великой державы... Две Конституции были напрасными, мы имеем третью и, надеемся, последнюю, на чем мы должны настаивать» [102]. В целом эта программа была сформулирована не так четко, как требования великоавстрийцев, и на первый план здесь выходит незыблемое единство страны на строго конституционной основе, а не требование гражданских свобод. «Автономисты», малая группа депутатов из Штирии и Верхней Австрии, была лучше организована и более однородна, чем великоавстрийцы или унионисты. Наиболее известные деятели автономистов не имели депутатских мандатов. Они отстаивали автономистские принципы в прессе и политических брошюрах. С 1864 г. они издавали собственный журнал «Телеграф» под редакцией Венграфа. Программа автономистов появилась 20 июня 1861 г. и была подписана Бисером, тогдашним лидером партии. Позднее Висер стал организатором партии в Верхней Австрии. Кроме него, как уже отмечалось, лидерами партии считались М.Кайзерфельд и К.Рехбауер. Их основные требования совпадали с положениями унионистов и выражались в признании государствообразующего значения как Октябрьского Диплома, так и Февральского Патента. Соответственно этому программа настаивала на совместном обсуждении общеимперских дел ив этом случае предлагала поддержку правительству [103]. В 1863 г. «министерский клуб» (Ministerieller Klub) объединил депутатов-унионистов и часть великоавстрийцев. В основу программы этого объединения легли предложения по «сохранению конституционной жизни государства, а также дальнейшему развитию тех учреждений, от которых зависят принципы правового государства и которые соответствуют действительным потребностям народов империи» [104]. Вопрос о Конституции в программе ставился следующим образом: «После созыва ландтагов все земли австрийской короны имеют возможность участвовать в переговорах о выборах Рейхсрата. Только участие в Рейхсрате представителей всех земель делает его подлинным Советом империи, в котором конституционные права всех депутатов от земель неприкосновенны и не могут быть отменены» [105]. Министерский клуб готов был поддержать правительство «до тех пор, пока его деятельность совпадала с программой клуба» [106]. Большая часть великоавстрийцев и оставшаяся часть унионистов объединилась в свою очередь в «Клуб левых» (Klub der Linken). По их мнению, политические свободы, равноправие всех граждан государства, всех национальностей и конфессий, устранение личных привилегий, открытость всех сфер управления, автономия общин, единство монархии «приведут к развитию всех наций империи и ее правильному устройству» [107]. В отличие от великоавстрийцев и унионистов автономисты не примкнули к какому-нибудь объединению и в ходе первых сессий Рейхсрата сохранили самостоятельность. Таков в общих чертах коллективный портрет либерального движения в первой половине 60-х годов XIX в. Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период 60-х-70-х годов XIX в., время наивысшей политической активности австрийских либералов. По мере необходимости мы будем обращаться к отдельным событиям истории либерализма более раннего периода. Методологическая основа исследования Методологической детерминантой диссертационного исследования служат принципы историзма и научной объективности, требующие отказа от тенденциозных оценок, перенесения представлений и оценок о современном либерализме на либеральную идеологию и практику второй половины XIX века. Исследование либеральной мысли в методологическом отношении связано с вопросом о природе идеологического знания. Особенность идеологии состоит в том, что ее компонентом служат эмоционально-ценностные представления, облеченные в теоретическую форму. Анализ либеральной идеологии предполагает раскрытие помимо ее идейных истоков социально-исторических корней либеральных программ и; концепций. С позиций методологии социально-культурного познания «понять» идеологические доктрины можно через призму основных духовных ценностей соответствующей исторической эпохи. Продуктивным представляется также взгляд немецкого социального мыслителя К.Манхейма на идеологию как синтез «видения и решения»: партийности всякой идеологии и ее практической нацеленности. Билет 18.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 847; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.013 с.) |