Содержание книги

  1. Потеря основных колониальных владений
  2. Фактор пространства в стратегической политике Первой Мировой войны.
  3. Революция 4 сентября 1870 Г. Установление третьей Республики во Франции.
  4. Германия в последней четверти XIX в.
  5. Международные отношения в кон. XIX - начале XX вв
  6. Билет 6. 1. Колониальная политика Великобритании во второй половине XIX начале XX вв.
  7. Внутренняя политика канцлера Бисмарка.
  8. Политические партии Германской империи. Культуркампф.
  9. Политическое развитие Германии в начале XX в.
  10. Объединение германских государств
  11. Социально-экономическое и политическое положение Великобритании во второй половине XIX века.
  12. Франции в последней четверти XIX - начале XX вв.
  13. Государства (конец XVIII в. — 1830)
  14. Рабочее и социалистическое движение
  15. Политическии кризис 90-х годов
  16. Основные политические движения в Австрии в последней трети XIX в.
  17. Колонии нидерландов в юго-восточной азии (индонезии). Новые методы ведения колониального хозяйства- «система культур» и ее отмена.
  18. Политические партии Германской империи.
  19. Имперская конституция 1871 г. в Германии.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические партии Германской империи. Культуркампф.



В Германии впервые появился специальный закон о политических партиях (1869) как объединениях, призванных участвовать в выборах в райхстаг. В этих целях предоставлялась свобода объединений (хотя вообще свободы союзов еще не было признано), а также право собраний в закрытых помещениях для предвыборной агитации. Единый закон о любых общественных союзах появился только в 1908 г.

Первой оформленной политической силой общегерманского значения стала Немецкая консервативная партия (1866). Она была преемницей прежних чисто прусской аристократической и право-лютеранской партий. Ее программа заключалась в укреплении существующего порядка: королевской власти, привилегий армии, сохранении административных вотчинных прав землевладельцев. Очень важным мотивом деятельности партии после формирования империи стало противодействие стремлениям растворить Пруссию в Германии: «Прусская монархия должна быть центром и прибежищем немецкого единства и свободы». Эта партия была практически полновластной в верхних палатах Пруссии и ряда северогерманских государств.

Условно-католической партией было объединение Центр. Сформировалась она в райхстаге после провозглашения империи в 1870 г. и была консервативно-монархической. Центр не имел всесторонней политической программы. Самым важным мотивом его политической и парламентской деятельности было противодействие культуркампфу правительства и сохранение позиций папской власти.

Национал-либералы были политическим объединением, сформировавшимся из самых разных групп, боровшихся конституционным путем за объединение германских государств еще в революции 1848-1849 гг. Заявили они о себе как о единой политической силе в 1866 г. Объединение стремилось поддерживать централизаторские усилия Бисмарка, однако выдвигая перспективные требования ответственного правительства, реформирования местной администрации в духе полного общинного самоуправления.

Близкими к национал-либералам социально и политически были движения прогрессистов (с 1848 г.) и демократическая партия, которая объединяла преимущественно средний класс южногерманских государств. При всей близости национал-либералам прогрессисты были оппозиционны правительству, в особенности открытому росту милитаристских настроений в политике, чрезмерному усилению армии. Около 1881 г. партия раскололась, и из нее выделились т. и. сецессионисты (отошедшие), ставшие в особенности выразителями настроений населения больших городов.

Одной из наиболее организационно оформленных политических сил была партия социал-демократов. Ее зарождение было связано еще с деятельностью рабочих и социалистических кружков времени революции 1848 г. и неразрывно с распространением в Европе идей марксизма. Организационная основа была заложена Всегерманским рабочим союзом (май 1863 г.), сформированным под руководством известного социалиста и литератора Ф. Лассаля. Параллельно сложилась Саксонская рабочая партия под руководством А. Бебеля и В. Либкнехта; это была партия рабочих-радикалов и чисто марксистская по направленности программы.

Антиправительственные настроения большинства сторонников социалистов спровоцировали несколько террористических актов, направленных против императора.

Следствием этого стало принятие в 1878 г. особого закона против социалистов. Это был также первый закон такого рода в конституционной практике. Согласно с законом запрещались «все союзы, которые преследуют социал-демократические и коммунистические цели и подрывают существующий государственный и общественный порядок». Запрещению подвергались средства пропаганды коммунизма, и в этих целях устанавливались ограничения общего плана на конституционные свободы слова, печати и собраний.

Культуркампф (нем. Kulturkampf — «культурная борьба») — в 1873 г. данным термином Вирхов обозначил впервые борьбу прусского и отчасти общеимперского германского права против ультрамонтанства или, конкретнее, борьбу Бисмарка (и примкнувших к нему национал-либералов) против католической партии Центра и в целом притязаний католической церкви при Пии IX.

После периода мирных отношений с церковью, прусское правительство, немедленно вслед за объединением Германии в январе 1871 года, опасаясь партикуляристских стремлений католического духовенства под влиянием решений Ватиканского собора и папских притязаний, перешло к новой системе церковно-государственного права. Инициатором этой политики был князь Бисмарк, главным исполнителем его планов — прусский министр народного просвещения и исповеданий А. Фальк.

Первым серьёзным шагом в этом направлении было изгнание (1872) из Германии ордена иезуитов, по определению германского рейхстага; затем следовали знаменитые «майские законы» (11, 12 и 13 мая 1873 г.), которыми устанавливался строгий контроль государства над школами, назначениями на церковные должности, отношениями между духовенством и паствой. Органами надзора, кроме общих полицейских учреждений, с обер-президентами и министром во главе, был специальный государственный суд для церковных дел. Новым законам было подчинено не только католическое, но и евангелическое духовенство; однако, только первое, как более от них страдавшее, начало борьбу против них.

После ряда протестов со стороны католических епископов, обошедшихся им во много лет тюрьмы и во много тысяч марок штрафов, папа, энцикликой от 5 февраля 1875 года, объявил законы не имеющими силы; преследуемым епископам он, в той или иной форме, выразил свое благоволение (архиепископ познанский Ледоховский, приговоренный в 1874 году к 2-годичному тюремному заключению, был возведён в сан кардинала). Прусское правительство отвечало прекращением всех выдач на католическую церковь из средств государственного казначейства и новыми законами об управлении церковными имуществами и диоцезами (1875—1876). Этим Культуркампф достиг кульминационной точки.

Партия Центра усилилась (1871 г. — 63 депутатами в Рейхстаге и 724 000 голосов, 1874 г. — 91 депут. и 1 445 000 голосов) и образовала сильную оппозиционную партию, в союзе с другими представлявшую весьма опасную силу; консервативная партия также была недовольна. Для борьбы с социал-демократией и проведения других мер были нужны голоса центра — и правительство пошло мало-помалу на уступки. Фальк получил отставку; место его заняли сочувствовавшие клерикальным стремлениям сперва (1879) Путкаммер, потом (1881) Госслер. Большая часть майских законов была отменена; в 1891 году были возвращены католической церкви даже не выданные ей 16 млн марок, накопившиеся с 1875 года.

Билет 9
1. Оформление системы дуализма. Создание Австро-Венгрии в 1867 г.

Система дуализма. В 1867 г. между Венгрией, с одной стороны, Австрией и династией Габсбургов — с другой, было заключено соглашение, преобразовавшее полуабсолютистскую империю в двухцентровую конституционную монархию с либеральным политическим строем. Соглашение 1867 г. было компромиссом, на основе которого возник реальный союз двух государств — Австрии и Венгрии. Он основывался на трезвом учете коренных интересов двух стран и их ведущих классов — венгерских помещиков и австрийской крупной буржуазии, а также династии Габсбургов. Необходимость примирения на основе существенных взаимных уступок стала очевидной после поражения империи в войне 1859 г., в особенности же после жестокого поражения австрийцев под Садовой (Кёнигтрецом) в 1866 г.
Согласие было достигнуто во многом благодаря политической мудрости и дальновидности вождя венгерских либералов Иштвана Деака, который не пожелал воспользоваться к выгоде Венгрии стесненным положением безоружной, практически беззащитной Австрии. В то же время он упорно отстаивал интересы нации во всех принципиальных вопросах.
Соглашение вступило в силу 21 июня 1867 г. в день коронации императора Франца-Иосифа королем Венгрии, после того как граф Дюла Андраши, премьер-министр, возложил на Габсбурга корону венгерских королей. Император-король принес клятву верности конституции королевства.


Обе страны, вступившие в «законный брак», обрели почти полную внутреннюю свободу во всех своих делах, ограниченную лишь взаимными обязательствами по отношению друг к другу и к царствующей династии. Права и обязанности обоих государств были абсолютно идентичны. Исполнительные органы в лице кабинетов министров (правительств) были ответственны перед парламентами своих стран, т.е. перед рейхсратом Австрии и Государственным собранием Венгрии. Избирательная система основывалась на имущественном цензе.
Важным элементом системы дуализма были так называемые «общие дела» и «общие учреждения», их реализующие. Таковыми считались внешняя политика и оборона. Ведали ими «общие министерства» — иностранных дел и военное. Было учреждено также третье министерство — финансов, призванное обслуживать только первые два ведомства. Парламентский контроль над ними осуществлялся делегациями по 60 депутатов, которые выделялись парламентами обоих государств. Заседали они отдельно, поочередно в Вене и Будапеште. Делегации обсуждали отчеты общих министров и утверждали их бюджеты.


Дуалистическое соглашение, созданная им новая форма существования исторической империи и сам механизм ее функционирования — явление уникальное в мировой практике. Дуалистическое устройство не предусматривало никакого единого имперского правительства. За этим зорко и ревниво следила венгерская сторона. Австрия не должна была более командовать Венгрией. Общие вопросы решались на регулярно созываемых советах (совещаниях) «общих» министров совместно с главами правительств обоих государств и специально приглашавшимися другими высшими сановниками. На этих советах, как правило, председательствовал глава внешнеполитического ведомства, являвшийся как бы старшим из министров. Особая его позиция усиливалась еще и тем, что он одновременно являлся министром двора. Титул «министра императорского и королевского дома» давал ему возможность иметь определенное влияние и на внутренние дела обоих государств.
Общими были также внешняя торговля, таможня, денежная система, валюта. Хозяйственные вопросы (квоты, пошлины, торговые договоры с другими странами и т.д.) регулировались особыми экономическими соглашениями, срок действия которых ограничивался 10 годами, так же как и полномочия эмиссионного Австро-Венгерского банка.


В 1867 г. империя Габсбургов вступила в новую эпоху своей истории. Наступила достаточно длительная, продолжавшаяся вплоть до начала Первой мировой войны полоса благополучного (по сравнению как с предыдущим, так и с последующим этапами) существования, без революционных катаклизмов, войн и восстаний. Благодаря соглашению 1867 г. и дуализму в последней трети XIX в. монархия Габебургов обрела новое дыхание, постепенно вновь сумела занять свое место среди великих европейских держав. Было покончено с ее многовековой вовлеченностью в германские дела, а Германия получила возможность объединиться в единое государство. Одновременно ушла Австрия и из Италии, где, владея почти всей северной частью страны, длительное время тормозила объединение итальянской нации.
Вместе с тем в результате поражений и территориальных потерь существенно упростилась острейшая, чреватая бесконечными и тяжелыми конфликтами национальная ситуация в самой империи. Итальянский и немецкий национальные вопросы отныне практически перестали быть внутренним фактором ее существования. Империя избавилась от тяжкого бремени, исчезла та раздвоенность и неуверенность, которую постоянно ощущали немцы Австрии, будучи испокон веков органической частью всегерманской общности. «Уход» Австрии из Германии создал первейшую политическую предпосылку для самоидентификации австрийских немцев в качестве отдельной от Германии самостоятельной нации.
Дуализм был, безусловно, шагом к федерализации, поскольку означал союз двух самостоятельных государств. Однако дальше этого дело не пошло. В 1867—1871/1872 гт. еще была надежда, что за первым последует второй и следующие шаги. На многочисленные непривилегированные нации империи вдохновляюще действовал пример венгров, успешное решение ими своего национального вопроса: в 1867 г. пределом мечтаний для большинства неполноправных народов была автономия. Но надежды славян, румын, итальянцев на радикальные перемены условий их национального существования, на организацию своей жизни как самостоятельных наций в рамках Австрии и Венгрии не оправдались. Закосневшая в своей неизменности дуалистическая модель исключала возможность естественной, нормальной интеграции всех народов в быстро набиравшем силу буржуазном гражданском обществе, предпосылки которого были созданы соглашением 1867 г.



Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.100.210 (0.008 с.)